Накапливаем опыт, формируем целостную картину мира — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Накапливаем опыт, формируем целостную картину мира

2020-04-03 100
Накапливаем опыт, формируем целостную картину мира 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Накапливаем опыт, формируем целостную картину мира

Дети с нарушением интеллекта развиваются по тем же законам, что и обычные дети, но в своём, несколько (а иногда и существенно) замедленном темпе. Формирование знаний, умений и навыков идёт через накопление базы ощущений, представлений и понятий об окружающем мире. Важно понимать, что такой опыт (сенсорный, эмоциональный, игровой, познавательный) ребёнка, имеющего интеллектуальное недоразвитие и живущего в сиротском учреждении, беден и ограничен. Система знаний и представлений об окружающем мире неполна и неоднородна, часто дети не имеют чётких представлений о предметах и явлениях, которые для нас очевидны. Поэтому крайне важно дать ребёнку возможность получить необходимый ему опыт исследования окружающего мира: сенсорный (потрогать всё, что хочется и можно потрогать; прислушаться к разным звукам; обратить внимание на запахи и др.), познавательный (обсуждать, изучать, рассматривать, как устроены предметы и механизмы; обращать внимание на явления природы; обсуждать и вместе делать простые домашние дела; вместе читать доступные ребёнку энциклопедии, написанные понятным языком и, возможно, предназначенные для детей более младшего возраста).

Важно: не торопить ребёнка; при объяснении нового опираться на уже изученный и осознанный материал; накапливать сенсорный и познавательный опыт, формировать целостную систему представлений и понятий об окружающем мире.

Опираемся на личный опыт ребёнка

Объясняя ребенку что-либо новое, необходимо обязательно опираться на его личный опыт. Использовать только описания тех предметов и понятий, с которыми ребенок уже встречался в жизни, видел их, трогал руками, пользовался. Например, изучая с ребенком овощи и фрукты, не нужно использовать картинку персика, который он никогда в жизни не видел. Или показывать изображения телевизора, кубика и коробки, объясняя, что это квадрат. Важно помнить, что ребенок, проживший большую часть жизни в учреждении, скорее всего, очень многие самые элементарные вещи просто даже и не встречал никогда. Перед тем, как понять и запомнить, что персик – это фрукт, ребенку важно трогать его, ощущать запах и вкус. Точно так же обстоит дело и с квадратом, при изучении которого необходимо сначала потрогать углы телевизора, коробки и пр. Это касается и действий. Хорошо бы, читая ребенку сказку «Колобок», замесить и скатать шар из текста, «оживить» его. Таким образом, мы поможем ребенку через личный опыт сначала понять значение слов, а потом и то, что произошло в сказке, представить героев.

Развиваем органы чувств

У ребенка, имеющего интеллектуальные нарушения, важно развивать все органы чувств (особенно это касается детей, проживавших в сиротских учреждениях, в обедненной сенсорной среде). Это поможет ему лучше понять окружающий мир и научиться действовать в нем, т.к. обучение и развитие таких детей должно быть предметным. Помимо описанных выше методик, используемых при обучении детей, когда мы даем им все ощупывать и пробовать, необходимо проводить специальные мероприятия. Можно делать легкий массаж, называя каждую часть тела и рассказывая ее функции, играть в емкостях с крупами, обмазывать руки и ноги глиной или пальчиковыми красками, закапывать их в песке. Таким образом, мы помогаем ребенку формировать образ тела, пробуждать его ощущения, узнавать, какие они бывают и как называются. Для этого мы используем предметы с разной текстурой, температурой, весом и т.д. Известно, что такое «пробуждение» телесных ощущений способствует общему развитию ребенка, сбросу телесного напряжения, установлению эмоционального контакта.

4. Развиваем речь, память, учим планировать свои действия, ориентироваться во времени

Важно проговаривать ваши совместные с ребёнком действия, приучать ребёнка делать это. Таким образом, вы дадите ребёнку возможность действовать более осознанно, учиться планировать свою деятельность, что особенно важно при формировании новых умений и навыков.

Обязательно спрашивайте ребёнка о том, что он делал в течение дня. Это поможет ему быстрее адаптироваться к новым условиям жизни, укрепить память, закрепить полученные знания и представления.

Для визуализации ежедневных занятий можно использовать предметное или картинное расписание дня. Для каждого значимого занятия подбирается предмет или картинка (можно использовать фотографии ребёнка), которая обозначает этот вид активности (например, ложка, зубная щётка, игрушка, тетрадь). В начале дня предметы или изображения вывешиваются на специальном планшете (выкладываются в специальный ящик с ячейками) в том порядке, в каком вы планируете выполнять соответствующие дела. Вместе с ребёнком вы просматриваете и проговариваете расписание дня. В течение дня, по мере выполнения задач, можно убирать с планшета картинки, соответствующие выполненным делам. Такая методика особенно нужна детям с выраженным недоразвитием устной речи, но может помочь научиться планировать свои действия и лучше ориентироваться во времени практически любому ребёнку с лёгким, умеренным, а иногда и тяжелым недоразвитием познавательного развития.

Важно: проговаривать все действия, учить ориентироваться в цепочке действий.

Методика 4 ступеней

Формируя у ребенка с нарушением интеллекта какой-либо навык, важно соблюдать схему, разработанную специалистами-дефектологами. Это облегчит процесс обучения ребенка. Весь процесс делится на 4 этапа, с предыдущего на следующий нужно переходить только тогда, когда ребенок усвоил информацию. А на протяжении всего процесса важно активно эмоционально поддерживать ребенка. Хвалить даже за небольшой успех, подбадривать, напоминать, как вчера у него это уже получалось выполнить, а значит и сегодня он сможет справиться.

1 этап. Взрослый показывает, что и как нужно сделать, привлекая внимание ребенка и комментируя каждое свое действие. Важно делать это не спеша, включая в цепочку действий не более 4-5 шагов. Например: «Я включаю воду, беру мыло и намыливаю руки, кладу мыло обратно, споласкиваю руки под водой, выключаю воду».

2 этап. Взрослый проделывает то же самое совместно с ребенком. Необходимо выполнять действие прямо руками ребенка, снова и снова проговаривая каждый шаг. И только, когда ребенок перестает путать последовательность движений, становится уверенней, можно двигаться дальше.

3 этап. Ребенок выполняет самостоятельно после примера взрослого. Например, взрослый моет руки, проговаривая свои действия, а потом предлагает ребенку вымыть руки так же, как это сделал он. Если ребенок сбивается, торопится или робеет, нужно активно поддерживать его словами. Если же у него не получается справиться, то можно просто вернуться на предыдущий этап и показать ребенку, что он может выполнить это, то есть зафиксировать его зону успешности на данный момент.

4 этап. Ребенок выполняет самостоятельно в присутствии взрослого. На этом этапе ребенок учится выполнять действие просто по устной инструкции взрослого.

Учим распознавать эмоции

Прежде, чем формировать у ребенка с умственной отсталостью эмпатию, необходимо научить его распознавать эмоции, свои и чужие. Дети, имеющие опыт проживания в учреждении, как правило, имеют задержку развития эмоциональной сферы. Это связано с отсутствием опыта личного общения со значимым взрослым, а также с тем, что никто ребенку не объяснял, что он чувствует, почему и как это называется. По этой причине может создаваться впечатление, что ребенок неадекватно реагирует в разных ситуациях и это напрямую связано с его умственными способностями. А это так только отчасти. Ребенок с умственной отсталостью способен дифференцировать простые эмоции, узнавать их и называть, если его обучить этому. Для этого в обычной повседневной жизни взрослый должен озвучивать свои эмоции и состояние ребенка. Например: «Мне очень радостно/приятно вот так сидеть с тобой и читать книгу», «Я вижу, что тебе грустно от того, что нужно уходить с прогулки» и т.п. Можно использовать зеркало, чтобы ребенок мог рассмотреть выражение своего лица, а взрослый назовет, как это настроение называется, покажет его на своем лице, а потом еще и на картинке. Обучив ребенка понимать и называть простые эмоции, мы сможем потом задавать ему вопросы: почему ты плачешь? Что хорошего произошло, что тебя обрадовало в цирке? И получать на них ответы. А пойдя дальше по этому пути, можно будет обсуждать настроение и поступки героев сказок, мультиков. И, таким образом, формировать у ребенка причинно-следственную связь между событиями и его чувствами.

Накапливаем опыт, формируем целостную картину мира

Дети с нарушением интеллекта развиваются по тем же законам, что и обычные дети, но в своём, несколько (а иногда и существенно) замедленном темпе. Формирование знаний, умений и навыков идёт через накопление базы ощущений, представлений и понятий об окружающем мире. Важно понимать, что такой опыт (сенсорный, эмоциональный, игровой, познавательный) ребёнка, имеющего интеллектуальное недоразвитие и живущего в сиротском учреждении, беден и ограничен. Система знаний и представлений об окружающем мире неполна и неоднородна, часто дети не имеют чётких представлений о предметах и явлениях, которые для нас очевидны. Поэтому крайне важно дать ребёнку возможность получить необходимый ему опыт исследования окружающего мира: сенсорный (потрогать всё, что хочется и можно потрогать; прислушаться к разным звукам; обратить внимание на запахи и др.), познавательный (обсуждать, изучать, рассматривать, как устроены предметы и механизмы; обращать внимание на явления природы; обсуждать и вместе делать простые домашние дела; вместе читать доступные ребёнку энциклопедии, написанные понятным языком и, возможно, предназначенные для детей более младшего возраста).

Важно: не торопить ребёнка; при объяснении нового опираться на уже изученный и осознанный материал; накапливать сенсорный и познавательный опыт, формировать целостную систему представлений и понятий об окружающем мире.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.