Общая характеристика пользования водными объектами. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общая характеристика пользования водными объектами.

2020-04-03 127
Общая характеристика пользования водными объектами. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Общая характеристика пользования водными объектами.

Водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима;

Водные объекты подразделяются на поверхностные и подземные.

К поверхностным относятся:

•      моря и их отдельные части (проливы, заливы, бухты);

•      водотоки (реки, ручьи, каналы);

•      водоёмы (озёра, пруды, обводнённые карьеры, водохранилища)

•      болота;

•      природные выходы подземных вод (родники и гейзеры);

•      ледники и снежники.

Физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами

Физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

На основании договоров водопользования водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

· забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;

· использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;

· использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование предоставляются в пользование для:

1. обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2. сброса сточных вод и (или) дренажных вод;

3. размещения причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;

4. размещения стационарных и (или) плавучих платформ и искусственных островов;

5. размещения и строительства гидротехнических сооружений (в том числе мелиоративных систем), мостов, подводных и подземных переходов, а также трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, подводных коммуникаций;

6. разведки и добычи полезных ископаемых;

7. проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;

8. подъема затонувших судов;

9. сплава древесины в плотах и с применением кошелей;

10. забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ);

11. организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов.

По договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.

Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.

Предельный срок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования не может составлять более чем двадцать лет.

Стороны договора водопользования несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору водопользования в соответствии с гражданским законодательством.

Основанием принудительного прекращения права пользования водным объектом по решению суда является:

    нецелевое использование водного объекта;

    использование водного объекта с нарушением законодательства Российской Федерации;

    неиспользование водного объекта в установленные договором водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование сроки.

При прекращении права пользования водным объектом водопользователь обязан:

•      прекратить в установленный срок использование водного объекта;

•      обеспечить консервацию или ликвидацию гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах, осуществить природоохранные мероприятия, связанные с прекращением использования водного объекта.

Общая характеристика пользования животным миром и водными биологическими

Ресурсами.

Объекты животного мира:

    это организмы естественного происхождения

    это организм находящийся постоянно или временно на территории РФ

    Это организм, находящийся в состоянии естественной свободы

Рыболовство

ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» № 166

Рыболовство - деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов;

Участниками отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.

Ст.16 Виды рыболовства:

1)    промышленное рыболовство;

2)    прибрежное рыболовство;

3)    рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях;

4)    рыболовство в учебных и культурно-просветительских целях;

5)    рыболовство в целях товарного рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов;

6)    любительское и спортивное рыболовство;

7)    рыболовство в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Указанные виды деятельности (любительская и спортивная) осуществляются на объектах общего водопользования с использованием разрешенных объектов добычи водных биологических ресурсов. Субъектом РФ могут быть установлены запреты на использование того или иного объекта добычи, а также место, время, объем и виды вылавливаемой рыбы.

15. Правовая охрана природных объектов (понятие, содержание).

Правовая охрана природных объектов (понятие, содержание)

ФЗ об охране окружающей среды

Ст.1

Природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства; природно антропогенный объект — это природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и/или объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение; антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.

Перечень природных объектов приведен в ст. 4 Закона РФ "Об охране окружающей среды": земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности являются:

1)    земли, недра, почвы;

2)    поверхностные и подземные воды;

3)    леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

4)    атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

5)    В первую очередь охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, которые не были подвержены антропогенному воздействию.

Естественная экологическая система представляет собой объективно существующую часть природной среды, имеющую пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом вещества и энергии.

Природный ландшафт – территория, не подверженная изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризующаяся сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, которые сформированы в единых климатических условиях.

Природный комплекс – это комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, которые объединены географическими и иными соответствующими признаками.

Особой охране подлежат:

•      объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия;

•      государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы;

•      объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение;

•      континентальный шельф и исключительная экономическая зона РФ;

•      редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

Правовая охрана природы — не самоцель (как это вытекает из целей движения «зеленых»), а необходимое средство защиты человека и окружающей его природной среды от неблагоприятного воздействия различных факторов, включая собственно хозяйственную деятельность человека. Цель правовой охраны природы — сохранить и возможность воспроизвести существующий естественный мир планеты (флору и фауну); предотвратить наступление вредных последствий антропогенной деятельности человека, стихийных сил самой природы, что означает необходимость сохранения и даже повышения качественных характеристик окружающей природной среды, в связи с чем изначально следует определить объекты ее правовой охраны.

Для обеспечения охраны указанных природных объектов вводится особый правовой режим и создаются особо охраняемые природные территории. Запрещается хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает негативное воздействие на окружающую среду и ведет к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

Правовая охрана недр.

ФЗ о недрах

Недра — эта часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Ст.23 Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются:

    соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;

    обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр;

    проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

    проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

    обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;

    достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых;

    охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;

    предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении отходов I - V классов опасности, сбросе сточных вод, размещении в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд;

    соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

    предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях;

    предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения или резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого водоснабжения.

 

Наиболее распространенными видами нарушений законодательства о недрах являются:

•      самовольное пользование недрами;

•      самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых;

•      нарушение правил пользования недр и норм безопасности при ведении работ и др.

Как правило, они влекут привлечение к административной ответственности.

Если же нарушения правил использования и охраны недр привели к причинению значительного ущерба, то может наступить уголовная ответственность, предусмотренная ст. ст. 255, 216 и 192 УК РФ.

Гражданско-правовая ответственность применяется согласно ГК РФ о возмещении вреда, а также по нормам специальных нормативных актов, устанавливающих порядок и размер исчисления ущерба для отдельных видов недронарушений. Размер ущерба определяется органами управления Государственного фонда недр.

Государственный фонд недр согласно ст. 2 Закона РФ «О недрах» составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа. Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории Российской Федерации в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов Российской Федерации осуществляются совместно Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

Ст.6 В зависимости от целей использования недр выделяются следующие виды права недропользования:

1)    регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

2)    геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

3)    разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

4)    строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5)    образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

6)    сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами (ст.9).

Ст.10 Участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. На определенный срок участки недр предоставляются в пользование для:

    геологического изучения — на срок до 5 лет или на срок до 10 лет при проведении работ по геологическому изучению участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации;

    добычи полезных ископаемых — на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый, исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр;

    добычи подземных вод — на срок до 25 лет;

    добычи полезных ископаемых на основании предоставления краткосрочного права пользования участками недр — на срок до 1 года.

Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для:

•      строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

•      строительства и эксплуатации подземных сооружений, связанных с захоронением отходов, строительства и эксплуатации нефте- и газохранилищ, а также для образования особо охраняемых геологических объектов и иных целей.

Правовая охрана вод.

Водное законодательство РФ регулирует водные отношения в целях:

•      обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду;

•      поддержания оптимальных условий водопользования;

•      качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем экологическим и санитарным требованиям;

•      защиты водных объектов от загрязнения, засорения и истощения;

•      предотвращения или ликвидации вредного воздействия вод;

•      сохранения биологического разнообразия водных экосистем.

Контроль за соблюдением водного законодательства строится на основании следующих действующих нормативных документов - ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ВК РФ.

Специально уполномоченными государственными органами управления за использованием и охраной водных объектов в России является Министерство природных ресурсов и экологии РФ и подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и Федеральное агентство водных ресурсов.

Под водами на основании статьи 1 ВК понимаются водные объекты, т.е. природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

Под водным режимом понимается изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте.

Ст.5 Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на:

1)    поверхностные водные объекты:

•      моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и др.);

•      водотоки — реки, ручьи, каналы;

•      водоемы — озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища;

•      болота;

•      природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);

•      ледники, снежники;

2)    подземные водные объекты:

•      бассейны подземных вод;

•      водоносные горизонты.

Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу.

Свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях включен в так называемый государственный водный реестр. В государственном водном реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования.

Государственный водный реестр создается в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Реестр создан согласно постановлению Правительства РФ № 253 от 28 апреля 2007 года “О порядке ведения государственного водного реестра”.

Ст. 11 Водного кодекса РФ установлены два способа предоставления водных объектов в пользование:

1)    договорный;

2)    административный.

В Российской Федерации водные объекты охраняются от всех видов загрязнения: химического, бактериального, теплового (отклонение температуры воды от установившегося в данном водном объекте температурного уровня), естественными радиоактивными элементами и радиоактивными элементами и веществами, попадающими при испытании атомного оружия и выбросах разнообразных радиоактивных отходов, а также предотвращение загрязнения вод удобрениями и ядохимикатами.

Лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред.

Ст. 65 Водного кодекса РФ установлены водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы.

Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

В границах водоохранных зон запрещаются:

1) использование сточных вод для удобрения почв;

2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

Правовая охрана лесов.

Лесной кодекс РФ

Цели и задачи лесного законодательства состоят в обеспечении: рационального использования лесов; охраны, защиты и воспроизводства лесов; сохранения биологического разнообразия лесных экосистем; повышения экологического и ресурсного потенциала лесов; удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного многоцелевого лесопользования.

Лесами считается совокупность земли, древесной, кустарниковой и иных видов растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов природы, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии.

Ст.5 Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

Юридическое понятие леса связано с формированием лесного фонда РФ. Лесным фондом являются все леса, а также земли, предназначенные для выращивания лесов, земли, необходимые для нужд лесного хозяйства, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов:

•      лесные земли, покрытые лесом и не покрытые лесом, но предназначенные для его восстановления (вырубки, гари, прогалины, пустыри и др.);

•      нелесные земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (просеки, дороги и др.), а также земли, расположенные в границах лесного фонда (болота, пески).

Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные, эксплуатационные и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.

Мероприятия по проверке состояния лесов, их количественных и качественных характеристик называются государственной инвентаризацией лесов(ст.90 ЛК). Она проводится в целях:

1)    своевременного выявления и прогнозирования развития процессов, оказывающих негативное воздействие на леса;

2)    оценки эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов;

3)    информационного обеспечения управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, а также в области государственного лесного контроля и надзора.

Ст.91 Государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, их использовании, охране, защите, воспроизводстве, лесничествах и лесопарках.

Лесным кодексом РФ предусмотрен государственный кадастровый учет лесных участков, который осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Ст.94 Использование лесов в Российской Федерации является платным. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений.

Леса подлежат охране от пожаров, загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Соблюдение лесного законодательства обеспечивается путем проведения государственного лесного контроля и надзора.

Должностные лица, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор (государственные лесные инспектора, лесничие), имеют право:

1)    пресекать и предотвращать нарушение лесного законодательства;

2)    осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства;

3)    составлять по результатам проверок акты и предоставлять их для ознакомления гражданам, юридическим лицам, осуществляющим использование лесных участков;

4)    предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах их компетенции и осуществлять иные предусмотренные федеральными законами права.

Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут установленную законом юридическую ответственность.

В соответствии с действующим законодательством должностные лица и граждане подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке за совершение нарушений законодательства об использовании и охране лесов.

При выявлении фактов незаконной порубки деревьев и кустарников и определении ущерба в значительном размере решается вопрос о возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 260 УК РФ, по которому проводится дознание. В случае, если ущерб причинен в крупном размере, решается вопрос о возбуждении уголовного дела по ч. 2 ст. 260 УК РФ, по которому необходимо производство предварительного расследования.

При выявлении фактов неосторожного обращения с огнем, повлекшего уничтожение или повреждение лесов, решается вопрос о возбуждении уголовного дела по ст. 261 УК РФ.

Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.

Общая характеристика пользования водными объектами.

Водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима;


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.106 с.