Проблема разума и знания в гуманистической философии второй половины XV В. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Проблема разума и знания в гуманистической философии второй половины XV В.

2020-04-03 173
Проблема разума и знания в гуманистической философии второй половины XV В. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Исследователи итальянского гуманизма единодушны в признании значительного вклада греческих ученых в философию и культуру Возрождения. Мануил Хрисолор, Гемист Плифон, кардинал Виссарион, Георгий Трапезундский, Феодор Газа, Иоанн Аргиропул принесли в среду итальянских гуманистов не только греческий язык, но и глубокие знания античной литературы и философии, основанные на изучении подлинных текстов, не искаженных схоластической традицией '. Особую известность приобрела деятельность византийского грека Иоанна Аргиропул а (в итальянской транскрипции—Джованни Аргиропуло), читавшего во Флорентийском университете в 1456—1471 и в 1477—1478 гг. лекции по философии Аристотеля и переведшего на латинский язык большую часть его сочинений 2. В своих курсах Аргиропуло комментировал «Никомахову этику», «Физику», «О душе», «Метафизику», «Политику». Однако его приверженность к Стагириту не исключала глубокого интереса к философии Платона и неоплатоников. И если университетскую программу он посвящал учению Аристотеля, то в частных лекциях, беседах и диспутах у себя дома нередко говорил о платоновских идеях, о Платоне и Плотине.

Наряду с философией Аргиропуло читал в университете и античную литературу: комментировал греческих трагиков, излагал основы поэтики и риторики. Лекции его

' См.: Г. М. Хартман. Значение греческой культуры для развития итальянского гуманизма. Пер. с нем. — «Византийский временник», т XV, 1959; Медведев И. П. Византийский гуманизм

XIV—XV вв., Л., 1976.

2 См.: Л. М. Б ρ а г и н а. Аргиропуло (из истории философии

итальянского Возрождения).—В сб.: «Средние века», вып. 31, 1968. стр.237—255.

205

 

неизменно вызывали восхищение слушателей, а редкая ученость снискала ему уважение не только студентов. Среди учеников Аргиропуло были многие видные гуманисты — Донато Аччайуоли, Аламанно Ринуччини, Анджело Полициано, Бартоломео делла Фонте, Веспасиано да Бистиччи.

Широкое распространение в списках и печатных изданиях получили сделанные Аргиропуло переводы Аристотеля. Чаще всего переиздавалась «Никомахова этика» с комментариями Донато Аччайуоли, составленными на основе лекций Аргиропуло. Свидетельства современников не оставляют сомнения, что Аргиропуло был одной из ярких фигур в итальянской философии, человеком незаурядного ума и разносторонних познаний.

Свою первую лекцию во Флорентийском университете «Введение к первым пяти книгам «Этики» Аристотеля», прочитанную 4 февраля 1456 г., он посвятил определению предмета философии и ее структуры. Философию исчерпывающе определяют, по его мнению, шесть различных дефиниций, восходящих к Пифагору, Платону и Аристотелю. Первое определение философии принадлежит Платону: «Философия есть познание сущего» (Philosophia est cognitio eorum, quae sunt»). Второе тождественно первому: «Философия есть постижение божественного и человеческого» («Philosophia est divinarum humana rumque rerum perceptio»). «Эти два определения относятся к тому, что подлежит рассмотрению в философии,— замечает Аргиропуло, — и являются истинными. Философия определяется как наука (познание) потому, что благодаря ей наша душа может познавать все сущее, божественное и человеческое; ведь она наделена способностью воспринимать и охватывать Вселенную» '.

Следующие три определения касаются назначения философии: философия есть любовь к мудрости (amor sapientiae—Пифагор); философия есть воображение смерти (excogitatio mortis—Платон); философия есть «уподобление человека, насколько возможно, богу» («philosophia est similitude, qua deo similis homo, quod possit fieri potest»—-Платон). Благодаря философии, действуя и размышляя, мы обретаем сходство с богом, насколько это

' См.: Praefatio in libris Ethicorum quinque pi-imis. — In: K. Mutin er. Reden und Briefe der italienischer Humanisten. Wien. 1899, p. 6.

206

 

в наших силах, и «достигаем совершенства... ведь в действительности бога называют мудростью», ибо он знает себя самого и Вселенную; нашу душу он наделил такой же способностью. Философия ведет нас к познанию не только человека, но и бога-творца. Мы познаем его как самое совершенное, как высшую цель и высшее благо, что, естественно, побуждает нас любить бога. Главное, что делает человека подобным богу, подчеркивает Аргиропуло,—это способность познавать и действовать.

И, наконец, дефиниция «философия есть воображение смерти» означает, согласно Платону, мысленное отделение души от тела, т. е. состояние, в котором «душа может прочно владеть желанной философией»'. При этом душа может отделяться от тела двояко — «как вследствие смерти, так и благодаря своим замечательным возможностям и действиям», отличающим человека от животных, а именно благодаря разуму, опирающемуся на созерцание.

В силу этой потенции душа как бы покидает тело — это и есть философия, развивающая способности нашей души. Совершается такое отделение не по природе, а по собственной воле или выбору. Определение философии, данное Аристотелем, — «философия есть искусство искусств и наука наук» («philosophia est artium ars scientiarumque scientia»)—верно потому, замечает Аргиропуло, что всякое искусство и всякая наука получают от философии свою определенность, свои принципы2. Эта дефиниция указывает на «соотношение между философией и другими науками и искусствами»3.

Как видим, разъясняя известные определения философии, Аргиропуло не подвергает сомнению их истинность, не выявляет односторонность, не ищет между ними противоречий, не считает одно из них более правильным, чем другие. Наоборот, он принимает их все и показывает, что каждое определение с разных сторон раскрывает понятие «философия». Иными словами, Аргиропуло видит единство в древней традиции толкования этого понятия.

Разъяснения Аргиропуло—и это легко заметить— строго.объединены главным тезисом: философия есть

1 Praefatio in libris Ethicorum quinque primis. — In: K. M ü 11 n е r, Reden und Briefe..., p. 8.

2 См. ibid., p. 9.

3 I b i d., p. 10.

207

 

познание человеком окружающего мира. Способность к познанию Аргиропуло выделяет особо; при этом философия как наука мыслится им не в плане одного лишь созерцания, но и действия. Эту вторую сторону философии он считал не менее важной, чем созерцательную, — именно такой смысл можно усмотреть в его комментарии к определению Пифагора. Познание, философия, согласно Аргиропуло, есть результат проявления свободной воли человека, не зависящей от внешних сил.

И, наконец, философия, раскрывающая тайны окружающего мира, неизбежно оказывается в его понимании главным и определяющим началом в сфере знания; она утверждает принципы всех наук и искусств.

От общего определения Аргиропуло переходит к изложению структуры философии. По его словам, «философия разделяется на две части — активную, которая называется практической, и спекулятивную, которую называют теоретической»'. Обоснованность такого деления Аргиропуло устанавливает из следующего: наше познание имеет источник в самих вещах и в деятельности разума, направленной на упорядочение человеческой жизни. Разум же обладает двумя познавательными способностями—спекулятивной и активной. И так как философия есть совершенство нашей души и разума, то вполне правомерно делить ее на две части — активную, с помощью которой совершенствуется активный интеллект (intellectus activus), и спекулятивную, благодаря которой совершенствуется интеллект спекулятивный (intellectus speculativus).

Теоретическая философия, продолжает Аргиропуло, делится на три части: естественную (философию природы) — физику; философию «чистых форм» (philosophia transnaturalis); математику2. Правильность такой классификации он подтверждает следующими соображениями. Так как спекулятивная (теоретическая) философия есть познание всего сущего, она заслуженно разделяется на столько частей, на сколько родов можно разделить все сущее. Оно же делится на три рода. Первый род составляет все то, «что заключено внутри материи и никаким образом не может быть от нее отделено»—ни по его сущности, ни с помощью формального определения. Это

' К. Müllner. Reden und Briefe..., p. 19. 2 См. Ibid. p. 11.

208

 

физические предметы. Они не существуют вне материи и не могут рассматриваться в отрыве от нее. Второй род образуют сущности, отделенные от материи. Это чистые формы; они и существуют помимо материи и могут быть определены вне ее. Третий род — это сущности, которые частично отделяются от материи и являются как бы промежуточными. Таковы математические фигуры (треугольник, круг и тому подобные). Они существуют всегда в материи, в ее предметах, но разумом воспринимаются как формы материи и могут быть определены вне последней, т. е. вне тех реальных предметов, которые в них заключены.

Поскольку объект теоретической философии подразделяется на три рода, то и сама она распадается соответственно на естественную, божественную и математическую.

Практическая философия также состоит из трех частей—этики, экономики и политики. Так как «практическая философия содержит правила человеческой жизни», а они разделяются на три части, касающиеся нравов, имущества или государства, то и сама философия справедливо членится на соответствующие три части. «Наукой о морали, — пишет Аргиропуло,— мы упорядочиваем и улучшаем наши нравы; благодаря экономике учимся хорошо устраивать и приводить в порядок наше имущество с помощью же политики учимся управлять государством» 1. Но мало только знать правила жизни, подчеркивает он, важно, чтобы практическая философия побуждала к действию.

В изложении структуры философии Аргиропуло придерживается схемы, сложившейся в античности; он стремится показать ее правильность, аргументируя тем соображением, что части философии соответствуют различным формам самой действительности. Во всех случаях разграничения теоретической и практической философии, дальнейшего дробления каждой из них неизменно подчеркивается объективная основа этого разделения, зависимость его от различия субстанций, форм природы, сфер человеческих действий и особенностей самого мышления. «Как спекулятивная философия разделяется согласно природе вещей (secundum ordinem entium rerumque natu-

• K. M U 11 n e r. Reden und Briefe..., p. 12.

 

209

 

ram), так и активная философия должна расчленяться сообразно характеру наших действий (secundum conditionem actionum nostrarum)» '.

Теология не Противопоставляется философии, не ставится выше, но органически включается в нее как часть науки, имеющая отношение к отделенным от материи субстанциям (бог, ангелы, «чистые формы»). Известно, что такое представление о теологии утвердилось еще в древней философии. Средневековая традиция поставила теологию в исключительное положение, подчинив ей все прочие сферы знания. Аргиропуло воскрешает античную схему философии как единственной и единой системы знаний, органической частью которой является и теология. Он не подвергает сомнению право теологии на существование, так как твердо убежден в существовании наряду с материей «надматериальных» субстанций.

При рассмотрении особенностей математики Аргиропуло подчеркивает органическую связь математических форм с природой, невозможность их самостоятельного внематериального бытия—они могут быть отделены от материи лишь в нашем сознании. Все разделы философии как науки, исключая теологию, суть системы познания материального мира в различных его проявлениях.

Характер и источники знания анализируются Аргиропуло во вступительной лекции к «Метафизике» Аристотеля. У науки, знания нет какой-то одной определенной родины, замечает Аргиропуло, ее родина — весь мир, а точнее — первый божественный разум, вечный, бессмертный, безграничный, универсальный, не подверженный ни Фортуне, ни случаю, ни течению времени2. «Он все объемлет, все содержит в себе, всегда процветает и постоянно пребывает в этом состоянии блаженства, и все под его властью прекрасно упорядочено...» Отсюда делается вывод, что «наука — не человеческого, но божественного происхождения»3. Она составляет назначение божественного разума. Ведь нет более широкой и значительной силы, чем сила знания, с помощью которой бог или познает самого себя, или наслаждается, или творит мир, заранее обдумывая творение. Аргиропуло стремится показать имманентность знания богу и, следовательно, бо-

' К. M ü 11 n e r. Reden und Briefe..., p. 12.

2 См.: Ibid., pp. 33—34.

3 ibid., p. 34.

 

210

 

жественное происхождение всякого знания, но при этом особо подчеркивает роль самого знания, его преимущественное положение среди прочих атрибутов бога. Все это служит основанием для важного вывода, к которому подводит Аргиропуло своих слушателей: если столь велико значение божественного знания, то неизбежно и человеческая жизнь, деятельность, общества должны опираться на науку. Человеку дан разум, «благородный, исключительный, широкий, огромный, божественный», который направляет всю его жизнь '. В разуме человека рождается знание, которое открывает ему добродетели и пороки, учит заботиться о семье и имуществе, помогает устанавливать законы государства — словом, определяет все жизненные принципы. Разумом человек постигает законы природы, достигает понимания не только материальных, но нематериальных и смешанных субстанций. И, наконец, поскольку благодаря знанию человек совершает все славные деяния, разум необходимо считать самым выдающимся явлением в жизни людей2.

Подробно рассматривает Аргиропуло и роль души в процессе познания (во вводной лекции к курсу, посвященному анализу сочинения Аристотеля «О душе»). Значение учения Аристотеля о душе, заявляет Аргиропуло, состоит прежде всего в том, что он расценивает знание как ее совершеннейшее свойство. Без понимания сущности самой души невозможно постичь многое и в натурфилософии. Познание одушевленной природы и в особенности

природы человека предполагает постижение души — основы всего живого., Душа разделяется на чувственную и интеллектуаль-\ ную. Наибольшим совершенством обладает интеллекту-i альная, которая наделена способностью познавать нема-/ териальные и смешанные субстанции, она-то и составляет^ главное совершенство человека. Понимание исключитель-ι ности человеческой души позволяет определить место человека среди прочих существ. Аргиропуло подчеркивает исключительность человеческой души, ее способность воспринимать и постигать как материальные, так и нематериальные сущности и субстанции. Но в то же время, хотя в процессе познания главной побудительной силой является душа, несомненна его связь с действительным ми-

' См.; К. M ü 11 n e r. Reden und Briefe..., pp. 36—38. 2 См. ibid., pp.38—41.

211

 

ром. Душа обладает пониманием общего, но объект изучения, источник знания, согласно Аргиропуло, — конкретная реальность. Потенции интеллектуальной души человека дарованы богом; этим, однако, и ограничивается роль божественного начала в процессе познания.

Таким образом, воззрения Аргиропуло объединяют платоновское учение о душе с точкой зрения на этот предмет Аристотеля; мнение обоих он стремится воспринять в той мере, в какой они близки его собственным убеждениям. Взгляды Аргиропуло не противоречили принципам христианства, но были близки не столько томизму, сколько учению Августина и неоплатоников. Восстановление ценности индивидуальной человеческой души, к чему стремится и направляет своих слушателей Аргиропуло, Стало к концу XV в. гуманистической традицией, тесно связанной с возрождением платонизма '.

Общий взгляд на этику и ее роль мы находим во вступительных лекциях Аргиропуло к курсу, посвященному «Никомаховой этике» Аристотеля. Этика, утверждает он, является частью практической философии и образует первую ступень в процессе познания, так как, очищая душу человека от пороков и страстей, она готовит ее к плодотворной рациональной деятельности, к восприятию спекулятивной философии2. Этика—основная составная часть практической философии; экономика и политика подчиняются ее принципам. Этика, экономика и политика не потому, однако, называются практическими науками (activae scientiae), замечает Аргиропуло, что не связаны со спекулятивной деятельностью разума (без этого невозможна никакая наука), а потому, что направлены к действию во имя высшей цели человека, что не свойственно спекулятивным наукам3.

Теоретическая философия (спекулятивные науки) ведет к совершенству познавательных способностей разума человека, а этика—к совершенству его действий4. Она связана с практическим интеллектом, составляющим часть рациональной души человека, В соответствии с античной традицией, Аргиропуло рассматривает этику как практическую науку и подчеркивает ее действенную роль

' См.: E. G а г i п. La cultura filosohca..., pp. 93—118.

2 См.: K. M ü 11 n e r. Reden und Briefe..., p. 16.

3 См, i bid., p. 17.

4 См; i b i d., p. 24.

212

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.