Поэтика народной сказки в прозаической литературной сказке (В.И. Даль, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Д.Н. Мамин-Сибиряк) — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поэтика народной сказки в прозаической литературной сказке (В.И. Даль, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Д.Н. Мамин-Сибиряк)

2020-04-03 511
Поэтика народной сказки в прозаической литературной сказке (В.И. Даль, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Д.Н. Мамин-Сибиряк) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Поэтика народной сказки в прозаической литературной сказке (В.И. Даль, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Д.Н. Мамин-Сибиряк)

 

Сказочный цикл «пяток первый» «Русских сказок» (1832 г.) В.И. Даля в 1830-е гг.: верность фольклорному первоисточнику, имитация народного стиля, языковые особенности.

Одним из основных жанров, в котором работал В.И. Даль в 1830-е гг., является прозаическая литературная сказка. Он написал знаменитый сказочный цикл «пяток первый» «Русских сказок» (1832 г.). В данной жанровой парадигме работали и его современники. Современный исследователь жанра литературной сказки Л.В. Дереза утверждает, что сомовские сказки, для которых характерны верность фольклорному первоисточнику, последовательная имитация народного стиля, восходят к далевским «Русским сказкам… 1832 г.». Этой же точки зрения придерживались И.П. Лупанова и З.И. Власова. Данное мнение восходит к рецензии Н.А. Полевого (Моск. телеграф. – 1833. – № 4. – С. 598), в которой критик возводит стилевые особенности сказок О.М. Сомова («В поле съезжаются…» и «О Никите Вдовиниче») к В.И. Далю. Не все современники считали это мнение справедливым, в частности Н.Н. Трубицын утверждал, что О.М. Сомов явился в отношении некоторых стилевых приёмов не последователем, а предшественником В.И. Даля. Об этом говорят и некоторые литературоведы нашего времени.

 

В его знаменитый сказочный цикл «пяток первый» «Русских сказок» (1832) вошли пять сказок:

· «О Иване молодом сержанте…»,

· «О Шемякином суде…»,

· «О Рогволоде и Могучане…»,

· «Новинка-диковинка..», «

· О похождениях чёрта-послушника…».

 

Сказки включены во 2–4-ю книги «Былей и небылиц» (1835–1839). Вторую книгу составляют сказки:

 

· «О царевне Милонеге-Белоручке…»,

· «О Строевой дочери и о коровушке-бурёнушке»,

· «Про жида вороватого, про цыгана бородатого».

 

Третья книга включает четыре текста:

 

· «Илья Муромец: сказка Руси богатырской»,

· «О Емеле-дурачке»,

· «О воре и бурой корове»,

· «Иван Лапотник».

 

Четвёртая включает пьесу -

 

· «Ночь на распутье»

· «О Георгии Храбром и о волке»,

· «О нужде, о счастии и о правде»,

· «Ведьма (украинская сказка)».

Традиция басенного жанра в сказках К.Д. Ушинского, трансформация народного сказочного жанра.

В «Детском мире...» в разделе «Из русской истории» напечата­ны рассказы Ушинского о важных исторических событиях. Это повествования более обширные, рассчитанные на следующий этап познания: «Ослепление Василька», «Поход Игоря, князя Новго-род-Северского», «Андрей Боголюбский». Предваряет раздел от­рывок из пушкинского «Бориса Годунова», названный «Летопи­сец». Свои рассказы из истории Ушинский создавал, опираясь на Карамзина и на переложение его «Истории Государства Россий­ского», сделанное Ишимовой. Обстоятельно и плавно течет обыч­но рассказ Ушинского, интонация спокойна и доверительна.

Особая ценность его рассказов о природе, о животных («Жало­бы зайки», «Пчелки на разведке» и др.) состоит в том, что приро­да в них показана как цельный и прекрасный мир, полный тайн.


Настала весна, солнце согнало снег с полей; в пожелтевшей прошло­годней травке проглядывали свежие, ярко-зеленые стебельки; почки на деревьях распускались и выпускали молоденькие листочки. Вот просну­лась и пчелка от своего зимнего сна, прочистила глазки мохнатыми лап­ками, разбудила подруг, и выглянули они в окошечко: ушел ли снег, и лед, и холодный северный ветер?


Такие рассказы Ушинского, как «Играющие собаки», «Два козлика», «Лошадь и осел», по существу, представляют собой басни. Согласно басенной традиции, автор завершает их моральными сен­тенциями. Недаром они вошли в единый раздел «Басни и расска­зы в прозе».

Основной жанр книги «Детский мир» К.Д. Ушинского: художественные и педагогические задачи. Жанр «деловой статейки» (научно-популярные статьи, написанные “деловым слогом”, то есть стилем научной прозы). «Как рубашка в поле выросла».

Произведения Ушинского о детях (например, «Четыре жела­ния», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Трусливый Ваня») отли­чаются тонкой психологичностью и на простых примерах препо­дают детям уроки жизни. Автор тактично подсказывает, от чего в себе надо избавляться, какие недостатки в характере могут ме­шать в дальнейшем. Вот Ваня, оставшись дома один, испугался теста в квашне: оно пыхтит на печи и наводит на мысли о домо­вом. Бросился Ваня бежать, да наступил на кочергу — она его в лоб ударила; а тут еше упал он, запутавшись в оборке от лаптя!.. Едва привели в чувство взрослые трусливого мальчика. «Четыре желания» — рассказ о другой черте характера — нерешительности. Герой никак не может согласовать свои чувства с разумом: все времена года кажутся ему одинаково прекрасными, и он не спосо­бен решить, какое же из них самое любимое, самое желанное.

      Ушинский обрабатывал для детей народные сказки. Он отда­вал им предпочтение даже перед хорошо написанным литератур­ным произведением. Он высоко ценил поэтический мир народно­го творчества, считал сказку лучшим средством для «понимания народной жизни».

      В сказке «Мужик и медведь», обработанной Ушинским, хит­рый мужик уговорил медведя, что ему лучше брать вершки от репы, а от пшеницы — корешки; «с тех пор у медведя с мужиком и дружба врозь». В другой сказке — «Лиса и Козел» — Лиса, упав в колодец, уверяет Козла, что она здесь просто отдыхает: «Там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой — сколько хочешь». Козел просто­душно прыгает в колодец, а Лиса «вскочила Козлу на спину, со спины — на рога, да и вон из колодца».

 

В своих учебных книгах К.Д. Ушинский использует так называемые «деловые статейки», как неоднократно называет их сам автор, - это, по сути, небольшие научно-популярные произведения, где «говорится о таких предметах, которые дитя или видит, или недавно видело», т. е. предлагаются различные доступные для детей сведения об окружающем мире. К таким в «Родном слове» относятся «В школе», «Одежда», «Лошадка» и др., в «Детском мире» - «Зима», «Лев и тигр», «Ветер» и др.

Поэтика народной сказки в прозаической литературной сказке (В.И. Даль, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Д.Н. Мамин-Сибиряк)

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.