Стратегия ориентации на состояние — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Стратегия ориентации на состояние

2020-04-03 71
Стратегия ориентации на состояние 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Стратегия на осознание

Это стратегия взрослого на понимание агрессивным ребенком, жертвой или свидетелями случившегося причин, ближайших и отдаленных последствий поведения. Например:

§ Осознание агрессором причин собственного агрессивного поведения («Ты стукнул Веру потому, что..., а еще почему?»).

§ Осознание обиженным ребенком причин агрессивности обидчика («Как ты думаешь, почему Игорь тебя обидел? А еще почему?»).

§ Осознание жертвой особенностей и причин собственного поведения («Я вижу что, тебе плохо!», «Ты сейчас больше злой, добрый или никакой?», «Как ты думаешь, почему ты обижаешься?», «Когда тебя обижают, ты отвечаешь сразу или молчишь и долго помнишь обиду?»).

§ Осознание свидетелями случившегося особенностей поведения агрессора, жертвы или собственного: взрослыми («Ваш Коля часто бывает таким враждебным, сердитым, обиженным, подавленным, нерешительным?»);- детьми («Что же произошло с Колей и Петей? Кто может объяснить?»).

Стратегия ориентации на состояние

Отличается от стимуляции гуманных чувств у ребенка тем, что взрослый стремится обратить, привлечь внимание к состоянию другого, не выражая оценочного отношения к случившемуся.

§ Ориентация жертвы агрессии и притеснения на собственное состояние или состояние другого («Как ты думаешь, сейчас только тебе плохо или еще кому-то?», «Тебе сейчас грустно?», «Ты злишься?», «Ты чувствуешь усталость и ни с кем не хочешь разговаривать?»).

§ Ориентация агрессора на состояние другого или собственное («Ты чувствуешь себя победителем?», «Кому сейчас плохо, как ты думаешь»?).

Стратегия на отреагирование

Стратегия на отреагирование отличается от стратегии на осознание (понимание того, что случилось) тем, что взрослый стремится, чтобы ребенок отреагировал негативные чувства «здесь и сейчас». Рассмотрим:

§ отреагирование пострадавшим обиды, подавленности (Взрослый спрашивает ребенка: «Расскажи, что случилось?», «Кто тебя обидел?»).

§ отреагирование агрессором физической агрессивности через предметно-практические игровые действия (Взрослый предлагает ребенку: «Давай, разорвем эту бумажку. Вот так! На мелкие кусочки!» и т. п.).

§ отреагирование, например враждебности, целесообразно в том случае, если не провоцирует увеличение выраженности агрессии у ребенка «здесь и теперь».

Моделирование (провокация) и преодоление

№1

Стратегия на провокацию ситуационно-личностных реакций это частный случай моделирования, то есть создания условий для проявления состояния:

§ с целью выявления (диагностики): Выраженности агрессивности у ребенка-обидчика («Давай мы тебя разозлим и посмотрим, сможешь ты быстро успокоиться или нет?») или нерешительности, подавленности у жертвы; «Зоны ближайшего развития» в регуляции, преодолении, овладении состоянием агрессии у агрессора или подавленности у ребенка-жертвы в сотрудничестве со взрослым.

§ с целью отреагирования и переключения агрессии, подавленности у детей, выработки новых адаптивных способов поведения.

№2

§ Вербальной агрессии у ребенка: «Кукла Катя всех обижает. Дети, делайте Кате замечания, говорите обидные слова и дразните куклу Катю, а я буду за нее отвечать справедливо, но не обидно. А затем я буду дразнить куклу Катю, а вы за нее отвечайте и тоже необидно!»

§ Нерешительности и обиды ребенком-жертвой в роли «толкающего» и агрессивных реакций ребенком-агрессором в роли «отвечающего»: «Я тебя в плечо буду толкать, а ты мне в ответ не толчком отвечай, а слова такие подбирай, чтобы мне стало стыдно за такое мое агрессивное поведение».

§ Нерешительности у агрессивного ребенка и агрессивности у ребенка-жертвы. Сереже (обиженному) в руки палку дам и кегли сбивать попрошу, а Ване (агрессору) кегли спасать руками предложу и скажу: «Раз, два, три, кегли бить и спасать беги! Кто первым сбил или спас, тот и молодец!»

 

Стратегия на переключение№1

Имеет сходство со стратегией на стимуляцию чувства удивления (инсайта) у ребенка. Новизна, необычность, неожиданность действий и поведения используются взрослым как средство переключения ребенка на иное состояние или поведение. Например:

§ обидчика с физической или вербальной агрессии на иное поведение.

§ переключение ребенка-жертвы притеснения на иное состояние.

§ переключение свидетелей притеснения на менее отрицательное оценочное отношение к поведению и состоянию ребенка-жертвы.

№2

§ Агрессивного ребенка на иное состояние: «Несколько квадратных бумажек по кривой или ломаной надрежу-порву, добром назову и ребенка верно соединить попрошу и за это его еще и похвалю!»

§ Обиженного ребенка на иное состояние: «Я крестик на бумаге быстро нарисую и злом его или обидой назову! А ты быстрее всех этот крестик зачеркни. Чем больше крестиков зачеркнем, тем быстрее хорошее настроение вернем!»

§ Агрессивного или обиженного ребенка на иное состояние: «У тебя бумаги лист и у меня. Кто больше мелких бумажек-снежинок нарвет (наберет), тот и молодец! Снежинки «обиды» или «злости» вместе соберем, наверх подбросим и щеткой подметем».

 

Стратегия на положительное подкрепление, похвалу№1

Это стремление взрослого увеличить частоту ситуационно-личностных реакций овладения ребенком собственной агрессивностью или нерешительностью, другим избегающим поведением. Например, положительное подкрепление, похвала:

§ притесняемого и нерешительного ребенка, если уверенное поведение ребенка-жертвы тормозит и не провоцирует агрессора на совершение агрессивных действий («Молодец, ты не боишься забияк!»).

§ обидчика в случае овладения, торможения, задержки собственного агрессивного поведения по отношению к притесняемому ребенку («Я знаю, ты хотел стукнуть Машу, но не стукнул. Молодец!»).

Стратегия на осознание

Это стратегия взрослого на понимание агрессивным ребенком, жертвой или свидетелями случившегося причин, ближайших и отдаленных последствий поведения. Например:

§ Осознание агрессором причин собственного агрессивного поведения («Ты стукнул Веру потому, что..., а еще почему?»).

§ Осознание обиженным ребенком причин агрессивности обидчика («Как ты думаешь, почему Игорь тебя обидел? А еще почему?»).

§ Осознание жертвой особенностей и причин собственного поведения («Я вижу что, тебе плохо!», «Ты сейчас больше злой, добрый или никакой?», «Как ты думаешь, почему ты обижаешься?», «Когда тебя обижают, ты отвечаешь сразу или молчишь и долго помнишь обиду?»).

§ Осознание свидетелями случившегося особенностей поведения агрессора, жертвы или собственного: взрослыми («Ваш Коля часто бывает таким враждебным, сердитым, обиженным, подавленным, нерешительным?»);- детьми («Что же произошло с Колей и Петей? Кто может объяснить?»).

Стратегия ориентации на состояние

Отличается от стимуляции гуманных чувств у ребенка тем, что взрослый стремится обратить, привлечь внимание к состоянию другого, не выражая оценочного отношения к случившемуся.

§ Ориентация жертвы агрессии и притеснения на собственное состояние или состояние другого («Как ты думаешь, сейчас только тебе плохо или еще кому-то?», «Тебе сейчас грустно?», «Ты злишься?», «Ты чувствуешь усталость и ни с кем не хочешь разговаривать?»).

§ Ориентация агрессора на состояние другого или собственное («Ты чувствуешь себя победителем?», «Кому сейчас плохо, как ты думаешь»?).

Стратегия на отреагирование

Стратегия на отреагирование отличается от стратегии на осознание (понимание того, что случилось) тем, что взрослый стремится, чтобы ребенок отреагировал негативные чувства «здесь и сейчас». Рассмотрим:

§ отреагирование пострадавшим обиды, подавленности (Взрослый спрашивает ребенка: «Расскажи, что случилось?», «Кто тебя обидел?»).

§ отреагирование агрессором физической агрессивности через предметно-практические игровые действия (Взрослый предлагает ребенку: «Давай, разорвем эту бумажку. Вот так! На мелкие кусочки!» и т. п.).

§ отреагирование, например враждебности, целесообразно в том случае, если не провоцирует увеличение выраженности агрессии у ребенка «здесь и теперь».

Моделирование (провокация) и преодоление

№1

Стратегия на провокацию ситуационно-личностных реакций это частный случай моделирования, то есть создания условий для проявления состояния:

§ с целью выявления (диагностики): Выраженности агрессивности у ребенка-обидчика («Давай мы тебя разозлим и посмотрим, сможешь ты быстро успокоиться или нет?») или нерешительности, подавленности у жертвы; «Зоны ближайшего развития» в регуляции, преодолении, овладении состоянием агрессии у агрессора или подавленности у ребенка-жертвы в сотрудничестве со взрослым.

§ с целью отреагирования и переключения агрессии, подавленности у детей, выработки новых адаптивных способов поведения.

№2

§ Вербальной агрессии у ребенка: «Кукла Катя всех обижает. Дети, делайте Кате замечания, говорите обидные слова и дразните куклу Катю, а я буду за нее отвечать справедливо, но не обидно. А затем я буду дразнить куклу Катю, а вы за нее отвечайте и тоже необидно!»

§ Нерешительности и обиды ребенком-жертвой в роли «толкающего» и агрессивных реакций ребенком-агрессором в роли «отвечающего»: «Я тебя в плечо буду толкать, а ты мне в ответ не толчком отвечай, а слова такие подбирай, чтобы мне стало стыдно за такое мое агрессивное поведение».

§ Нерешительности у агрессивного ребенка и агрессивности у ребенка-жертвы. Сереже (обиженному) в руки палку дам и кегли сбивать попрошу, а Ване (агрессору) кегли спасать руками предложу и скажу: «Раз, два, три, кегли бить и спасать беги! Кто первым сбил или спас, тот и молодец!»

 

Стратегия на переключение№1

Имеет сходство со стратегией на стимуляцию чувства удивления (инсайта) у ребенка. Новизна, необычность, неожиданность действий и поведения используются взрослым как средство переключения ребенка на иное состояние или поведение. Например:

§ обидчика с физической или вербальной агрессии на иное поведение.

§ переключение ребенка-жертвы притеснения на иное состояние.

§ переключение свидетелей притеснения на менее отрицательное оценочное отношение к поведению и состоянию ребенка-жертвы.

№2

§ Агрессивного ребенка на иное состояние: «Несколько квадратных бумажек по кривой или ломаной надрежу-порву, добром назову и ребенка верно соединить попрошу и за это его еще и похвалю!»

§ Обиженного ребенка на иное состояние: «Я крестик на бумаге быстро нарисую и злом его или обидой назову! А ты быстрее всех этот крестик зачеркни. Чем больше крестиков зачеркнем, тем быстрее хорошее настроение вернем!»

§ Агрессивного или обиженного ребенка на иное состояние: «У тебя бумаги лист и у меня. Кто больше мелких бумажек-снежинок нарвет (наберет), тот и молодец! Снежинки «обиды» или «злости» вместе соберем, наверх подбросим и щеткой подметем».

 

Стратегия на положительное подкрепление, похвалу№1

Это стремление взрослого увеличить частоту ситуационно-личностных реакций овладения ребенком собственной агрессивностью или нерешительностью, другим избегающим поведением. Например, положительное подкрепление, похвала:

§ притесняемого и нерешительного ребенка, если уверенное поведение ребенка-жертвы тормозит и не провоцирует агрессора на совершение агрессивных действий («Молодец, ты не боишься забияк!»).

§ обидчика в случае овладения, торможения, задержки собственного агрессивного поведения по отношению к притесняемому ребенку («Я знаю, ты хотел стукнуть Машу, но не стукнул. Молодец!»).


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.