Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2020-06-05 | 126 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Министерство культуры Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО
Учебно–методический комплекс дисциплины
САНКТ-ПЕТЕРБУ
2013
Министерство культуры Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
Кафедра Режиссуры и актерского мастерства
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
По АКТЕРСКОМУ МАСТЕРСТВУ
(указывается название дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО)
Направление подготовки:
070301 «Актерское искусство»
код ОКСО и наименование
Квалификация (степень):
«специалист»
наименование
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2013
Актерское мастерство. Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению 070000 «Культура и искусство», направлению подготовки 070301 «Актерское искусство», (очная форма обучения) / сост. Щербина Н.Ф. – 2013г.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
1. | УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА | 5 |
ВВЕДЕНИЕ | 5 | |
1.1. Содержание дисциплины, структурированное по видам учебной работы с указанием их объема | 5 | |
1.2. Учебный план дисциплины | 11 | |
1.3. Тематический план дисциплины | 12 | |
1.4. Содержание дисциплины | 14 | |
2. | РАБОЧАЯ ПРОГРАММА | 22 |
3. | УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА 3 КУРС | 45 |
3.1. ЗАДАНИЯ ПРАКТИКИ | 47 | |
3.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ПРАКТИКИ | 49 | |
3.3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ | 49 | |
3.4. ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ И ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ ПРАКТИКИ | 50 | |
3.5. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ | 50 | |
4. | АКТЕРСКАЯ ПРАКТИКА 4 КУРСА | 50 |
4.1. ЗАДАНИЯ ПРАКТИКИ | 53 | |
4.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ПРАКТИКИ | 54 | |
4.3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ | 55 | |
4.4. ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ И ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ ПРАКТИКИ | 55 | |
4.5. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ | 56 | |
5. | ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ | 56 |
6. | ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ | 60 |
7. | ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ | 62 |
8. | МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ | 63 |
8.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ | 63 | |
8.2. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ | 64 | |
8.3. СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ | 64 | |
8.4. ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДСТАВЛЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ТЕСТОВОЙ ЧАСТИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ | 66 | |
8.5. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ТЕКСТОВОЙ ЧАСТИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ. | 68 | |
8.6. ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ КУРСОВЫХ РАБОТ | 68 | |
9. | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (тесты) | 70 |
10. | ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АКТЕРСКОГО ИСКУССТВА. Итоговый государственный экзамен | 76 |
11. | БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ) | 86 |
12. | Приложения для всех видов практики | 90 |
13. | ПЕРЕЧЕНЬ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ | 98 |
Настоящий учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по направлению 070000 «Культура и искусство», направлению подготовки 070301 «Актерское искусство» по кафедре Режиссуры и актерского мастерства ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский университет культуры и искусств».
|
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ВВЕДЕНИЕ
Состав и содержание работы по изучению дисциплины «Актерское мастерство» включает:
- овладение знаниями основ теории и истории актерского мастерства;
|
- овладение практическими навыками по актерскому мастерству;
- освоение методики работы над ролью в спектакле;
- освоение методики репетиционной работы в театре.
Учебный процесс по изучению данной дисциплины складывается из следующих этапов работы:
- работа над актерским тренингом и этюдами;
- освоение методики работы над ролью:
а) на основе литературного материала (проза);
б) на основе современной отечественной драматургии;
в) на основе классической русской драматургии;
г) на основе современной и классической зарубежной драматургии.
В середине каждого семестра проводится отчетное контрольное занятие, включающее демонстрацию по освоению определенного этапа работы по актерскому мастерству.
Актуальность и причины введения учебной дисциплины
Дисциплина «Актерское мастерство» непосредственно связана с квалификацией «Артист драматического театра и кино».
Роль и место дисциплины
Необходимость введения дисциплины «Актерское мастерство» обусловлена характером работы актера над спектаклем.
Актер может выстроить и играть ту или иную роль в театре и кино, если он полностью овладел теорией и практикой актерского мастерства.
Соответствие учебно-методического комплекса дисциплины «Актерское мастерство» Федеральному Государственному образовательному стандарту
Учебно-методический комплекс дисциплины «Актерское мастерство» составлен на основе учебного плана по направлению 070000 «Культура и искусство», направлению подготовки 070301 «Актерское искусство» в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта Высшего профессионального образования третьего поколения.
Цели и задачи дисциплины
Основные задачи дисциплины «Актерское мастерство» приобретение студентами глубоких знаний и навыков, необходимых для их последующей работы в театре.
Задачи дисциплины:
1. Овладение знаниями основ теории и истории актерского мастерства;
2. Приобретение навыков работы над пьесой;
3. Освоение методики репетиционной работы.
Основные задачи предметов цикла:
1. Формирование художественных и нравственных качеств личности;
2. Расширение кругозора, интеллектуальное совершенствование;
3. Развитие образного и логического мышления;
Структура дисциплины
|
В структуре изучаемой дисциплины выделяются следующие основные разделы:
1. Актерское искусство – основное свойство спектакля.
2. Элементы органического действия.
3. Метод действенного анализа жизни роли
4. Сценический образ. Перевоплощение.
Особенности изучаемой учебной дисциплины
Особенность изучаемой дисциплины состоит в органической связи и взаимодействии принципов подготовки актеров при изучении дисциплины: Сценическая речь в драматическом театре и кино», «Пластическое воспитание артиста драматического театра кино», «Музыкальное воспитание», «Грим в учебном спектакле», «История костюма».
При выборе пьесы нельзя игнорировать индивидуальные творческие особенности студента-актера, которые не до конца еще определились, необходимо предоставлять им возможность работать над пьесами, различными по стилю и жанру.
Особое внимание необходимо уделить воспитанию творческой инициативы студентов, способности к самостоятельному решению творческих задач.
Производственная практика студентов должна проходить в учебном театре (при наличии такового), а также профессиональных коллективах, на телевидении и радио.
Каждый курс должен иметь своего художественного руководителя, который ведет его на протяжении всех лет обучения и воспитания.
Специальные дисциплины учебного плана отделения ведутся педагогами-специалистами под наблюдением художественного руководителя курса.
Художественный руководитель несет полную ответственность за организацию учебного процесса на курсе и выполнение учебных программ по спецдисциплинам.
Требования к знаниям и умениям в соответствии с квалификационной характеристикой выпускника
В результате изучения дисциплины студент-артист должен получить в период обучения основные навыки сложной и многосторонней работы по созданию сценического образа.
Объем и сроки изучения
Дисциплина «Актерское мастерство» общим объемом 2160 часов изучается студентами в течение восьми семестров, при этом 1587 часов составляют аудиторные занятия, а 573 часа отводится на самостоятельную работу студентов.
Виды контроля знаний студентов и их отчетности
|
В 1, 2, 3, 4, 6 семестрах форма контроля по предмету «Актерское мастерство» - экзамены в форме показа творческих работ согласно учебной программе. В 8-м семестре форма контроля – зачет.
Также в семестре – итоговая государственная аттестация:
1. Защита выпускной квалификационной работы (исполнение ролей в дипломных спектаклях на сцене учебного или профессионального театра).
2. Государственный экзамен «Теория и история актерского искусства».
В 8 семестре завершающим этапом обучения студентов является производственная практика в профессиональных и учебных театрах в количестве 180 часов.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
В художественно-творческой деятельности:
· Готовностью к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ПК-9);
· Готовностью к созданию художественных образов актерскими средствами (ПК-10);
· Умением общаться со зрительской аудиторией в условиях сценического представления, концерта, а также исполнять роль перед кино-(теле-) камерой в студии (ПК-11);
· Готовностью проявлять творческую инициативу во время работу над ролью в спектакле, кино-, телефильме, цирковом или эстрадном представлении (ПК-12);
· Способностью работать в творческом коллективе в рамках единого художественного замысла (ПК-13);
· Свободным владением государственным языком Российской Федерации – русским языком (артисты, прошедшие целевую подготовку для работы в национальном театре республики или национального округа Российской Федерации – языком соответствующего народа), владением искусством речи как национальным культурным достоянием (ПК-14);
· Способностью к овладению авторским словом, образной системой драматурга, его содержательной, действенной, стилевой природой (ПК-15);
· Умением органично включать все возможности речи, ее дикционной, интонационно-мелодической и орфоэпической культуры, способностью вести роль в едином темпо-ритмическом, интонационно-мелодическом и жанрово-стилистическом ансамбле с другими исполнителями (ПК-16);
· Умением использовать при подготовке и исполнении ролей свой развитый телесный аппарат, легко выполнять двигательные задачи, требующие сочетания высокого уровня координации движений, пластичности, гибкости, выразительности, силы, чувства равновесия, включая базовые элементы индивидуальной и парной акробатики, сценического боя без оружия и с оружием, манеры и этикет основных культурно-исторических эпох (ПК-17);
· Умением актерски существовать в танце, воплощать при этом самые различные состояния, мысли, чувства человека и его взаимоотношения с окружающим миром в заданных обстоятельствах, быть в танце органичным, предельно музыкальным, убедительным, раскованным и эмоционально заразительным, следуя воле режиссера, быстро переключаться из одного танцевального жанра в другой (ПК-18);
|
· Владением основами музыкальной грамоты, пения, использует навыки ансамблевого пения, способностью находить оптимальные варианты ансамблей, строить аккорды в многоголосном пении, находить подголоски многоголосного пеня (ПК-19);
· Умением самостоятельно разработать и выполнить несложный грим для исполняемой роли (ПК-20);
· Умением с помощью освоенного актерского тренинга поддерживать свою внешнюю форму и необходимое для творчества психофизическое состояние (ПК-21);
В организационно-управленческой деятельности:
· Способностью исполнять обязанности помощника режиссера, организационно обеспечивать проведение спектакля, репетиции (ПК-22);
В педагогической деятельности:
· Готовностью проводить актерские тренинги (ПК-23);
· Готовностью к преподаванию основ актерского мастерства и смежных с ним вспомогательных дисциплин в образовательных, а также в рамках образовательных программ повышения квалификации и переподготовки специалистов (ПК-24);
· Умением работать с искусствоведческой литературой, анализировать произведения литературы и искусства, пользоваться профессиональными понятиями и терминологией (ПК-25);
· Готовностью к созданию художественных образов актерскими средствами на основе замысла постановщиков (режиссера, художника, музыкального руководителя, балетмейстера) в драматическом театре, в кино, на телевидении, используя развитую в себе способность к чувственно-художественному восприятию мира, к образному мышлению (ПСК-1.1.);
· Способностью профессионально воздействовать словом на партнера в сценическом диалоге, используя разнообразные средства, приемы и приспособления речи, способностью создавать яркую речевую характеристику персонажа, вести роль в едином темпо-ритмическом, интонационно-мелодическом и жанрово-стилистическом ансамбле с другими исполнителями (ПСК-1.2);
· Владением теорией и практикой актерского анализа и сценического воплощения произведений художественной литературы – драматургии, прозы, поэзии (ПСК-1.3);
· Умением свободно ориентироваться в творческом наследии выдающихся мастеров отечественного и зарубежного драматического театра (ПСК-1.4).
1.1. Содержание дисциплины, структурированное по видам учебной работы с указанием их объема
№ | Виды учебной работы |
Актерское мастерство
ОФО
№ пп | Наименование дисциплины |
Формы контроля
ЭКЗ
ЗАЧ
Курсов. работа/Контро-льная
Работа
Из них
Курс
Курс
Курс
Курс
Всего
ЛЗ
СЗ
ИЗ
ПЗ
МГЗ
5 с
7 с
18
18
12
12
1.3. Тематический план дисциплины
«АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО»
№ |
Кол-во часов | ||||||||||||
Всего | ЛК | ПЗ | МГЗ | ИЗ | СРС | ||||||||
ИТОГО по разделу | 30 | 16 | 14 | ||||||||||
ИТОГО по разделу | 114 | 320 | 192 | 48 | 188 | ||||||||
ИТОГО по разделу | 56 | 150 | 98 | 24 | 103 | ||||||||
ИТОГО по разделу | 96 | 316 | 88 | 69 | 268 | ||||||||
Всего | 2160 | 282 | 786 | 378 | 141 | 573 |
1.4. Содержание дисциплины
«АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО»
Тема 2.5. Мышечная свобода.
Проблема сохранения органики поведения и свободы тела в вымышленных предлагаемых обстоятельствах. Мышечные зажимы и их происхождение, обнаружение, диагностика и способы преодоления.
Выразительность тела. Тело актера – проводник внутренней жизни персонажа.
Взаимосвязь понятий «Жизнь человеческого духа» и «жизнь человеческого тела».
Тема 2.16. Сверхзадача.
Сверхзадача – основное понятие методологии, смысл взаимодействия персонажей в законченном отрезке жизни.
Связь понятий «сквозное действие» и «сверхзадача».
Реализация сверхзадачи персонажа через его сквозное действие. Сверхзадача персонажа и сверхзадача произведения.
Тема 4.6. Зерно роли.
Зерно роли – суть, глубинное внутреннее состояние образа, эмоционально-образная характеристика действующего лица.
Взаимосвязь сверхзадачи, второго плана роли с его зерном.
Тема 4.7. Темпо-ритм роли.
Темпо-ритм – результат интенсивности существования образа.
Основные выразительные средства, создающие темпо-ритмический рисунок роли.
К.С.Станиславский о темпо-ритме «артисто-роли».
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курс, 1 семестр
ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
СЕМЕСТР
Неделя | Содержание занятий | Часы |
1 | Цели и задачи тренинга элементов актерской психотехники. Основные правила подготовки к тренингу, правила поведения в ходе тренинга. Одиночные упражнения. Понятия "вера в предлагаемые обстоятельства", "сосредоточение на объекте", "публичное одиночество". | |
2 | Упражнения на развитие согласованности действий. Чувство партнера. Внутренние и внешние объекты. Коллективные упражнения типа "Машинка", "Перестроение", "Коллективная сказка" и т.п. | |
3 | Продолжение работы по выработке навыков коллективности партнерства, согласованности действий. "Пристройки". | |
4 | Упражнения на память физических действий и ощущений. Развитие психофизического аппарата. Подробности при выполнении упражнений, обострение обстоятельств, активность. | |
5 | "Разогревающий" тренинг. Чередование одиночных, парных, групповых упражнений. | |
6 | Тренинговый комплекс. "Разогревающий" тренинг, выполнение психофизических задач при последовательном изменении предлагаемых обстоятельств. | |
7,8 | Практическое освоение понятия "действие". Упражнения по выполнению простейших физических действий. Логика и последовательность действий. | |
9,10 | Практическое освоение понятия "предлагаемые обстоятельства". Корректировка действия в соответствии с изменением предлагаемых обстоятельств. Круги предлагаемых обстоятельств. Одиночные, парные, групповые упражнения. | |
11 | Практическое освоение понятия "сценическое внимание". Упражнения по переключению внимания. Объекты внимания. Круги внимания. Одиночные, парные, групповые упражнения. | |
12 | Практическое освоение понятий "воображение и фантазия". "Кинолента видений". Офантазирование поз. Упражнения на действие в фантастических обстоятельствах. | |
13 | Практическое освоение понятия "мышечная свобода". Группы мышц. Напряжение и релаксация. Упражнения на развитие свободы тела. Мышечная свобода и память физических действий и ощущений. Упражнения на перенос мнимых тяжестей, "перетягивание каната" и т.п. | |
14 | Практическое освоение понятия "эмоциональная память". Упражнения на развитие механизма включения слуховой, вкусовой, зрительной, обонятельной, тактильной памяти. Эмоциональная память - "копилка" актера. | |
15 | Практическое освоение понятия "темпо-ритм" сценического действия. Коллективные упражнения на действие в заданных ритмах, их смена. Индивидуальные упражнения на действие в определенных ритмах. Взаимосвязь понятий "темп" и "ритм" в тренинговых упражнениях. | |
Всего |
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
СЕМЕСТР
1-2 | Понятие о зачине как комплексной форме коллективного тренинга. Требования, предъявляемые к зачину: наличие события, смысл, заразительность. Практическое освоение понятия "событие" в упражнениях и этюдах. Коллективный тренинг. | |
3,4 | Зачин. Практическое освоение понятия "оценка". Упражнения на оценку факта. Оценка в "развернутом" и "свернутом" виде. Комплексный тренинг. | |
5,6 | Зачин. Практическое освоение понятия "общение". Упражнения с использованием словесных и внесловесных форм общения. Комплексный тренинг. | |
7,8,9 | Зачин. Практическое освоение форм сценического общения: мысленное, словесное и физическое действие в упражнениях и этюдах. Комплексный тренинг. | |
10-12 | Зачин. Упражнения на пристройку к партнеру. Смена пристроек в процессе общения. Комплексный тренинг. | |
13-15 | Зачин. Упражнения на освоение понятия "приспособление" в актерском искусстве. Приспособление и действие. Приспособление и жанр. Приспособление и жанр. Приспособление и характер. Комплексный тренинг. | |
15-17 | Зачин. Просмотр упражнений и этюдов. Их обсуждение. Практическое освоение понятий "сквозное действие" и "сверхзадача" в приложении к этюдной ситуации. | |
18-20 | Зачин. Подготовка этюдов к экзамену. Анализ этюдных ситуаций с позиций всех освоенных в течение года параметров. Обстоятельства, оценка, действие, событие в этюде. Основная мысль этюда. | |
Всего |
МЕЛКОГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ
СЕМЕСТР
Неделя | Содержание занятий | Часы |
1,2 | Понятие об этюде. Упражнение и этюд. Этюд на основе события из жизни. Практические пробы. | |
3-5 | Этюд на основе наблюдений за поведением животных, насекомых и т.п. Раскрепощенность и "наивность". Вера в предлагаемые обстоятельства. Особенность поведения, способ "мыслить", характер. | |
6-8 | Этюд на основе действия в фантастических предлагаемых обстоятельствах. Раскрепощенность, активность фантазии, работа воображения. | |
9-10 | Этюд на тему автора. Произведения живописи. Расшифровка смысла, сочинение сюжета, организация действия. | |
11-12 | Этюд на тему автора. Музыкальное произведение и создание этюдной ситуации на основе музыкальных впечатлений | |
13-15 | Этюд на организацию сценического пространства. Выразительность предметной среды. Отбор деталей, выражающих смысл произошедшего или ожидаемого события. "Говорящее" пространство. | |
Всего |
МЕЛКОГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ
СЕМЕСТР
1-3 | Этюд на основе ситуации из произведений отечественной прозы. Выбор ситуации. Требования, предъявляемые к этюду: наличие цели событий, законченность мысли, действенность. | ||||
4-6 | Работа над этюдом. Отбор предлагаемых обстоятельств. Анализ событий, структура события, построение действенной линии поведения. | ||||
7-10 | Работа над этюдом. Логика. Организация сценического пространства. Выстройка взаимодействия в событии. | ||||
11-14 | Работа над этюдом. Логика перехода из события в событие. Оценка обстоятельств. Активность и целенаправленность действия. Понятие о мизансцене. | ||||
15-17 | Работа над этюдом. Темпо-ритм. Сквозное действие в этюде. | ||||
18-20 | Просмотр этюдов. Анализ и корректировка действия. Монтировка этюдов дл
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок... История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем... Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий... Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу... © cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста. |