Кафедра Режиссуры и актерского мастерства — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кафедра Режиссуры и актерского мастерства

2020-06-05 126
Кафедра Режиссуры и актерского мастерства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Министерство культуры Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И  ИСКУССТВ»

 

АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО

 

Учебно–методический комплекс дисциплины

 

САНКТ-ПЕТЕРБУ

2013


Министерство культуры Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

Кафедра Режиссуры и актерского мастерства

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

По АКТЕРСКОМУ МАСТЕРСТВУ

 (указывается название дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО)

Направление подготовки:

070301 «Актерское искусство»

код ОКСО и наименование

 

Квалификация (степень):

«специалист»

наименование

                                      САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

                                                              2013

 

 

Актерское мастерство. Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению 070000 «Культура и искусство», направлению подготовки 070301 «Актерское искусство», (очная форма обучения) / сост. Щербина Н.Ф. – 2013г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:          

 

1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА 5
  ВВЕДЕНИЕ 5
  1.1. Содержание дисциплины, структурированное по видам учебной работы с указанием их объема 5
  1.2. Учебный план дисциплины 11
  1.3. Тематический план дисциплины 12
  1.4. Содержание дисциплины 14
2. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 22
3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА 3 КУРС 45
  3.1. ЗАДАНИЯ ПРАКТИКИ 47
  3.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ       ЗАДАНИЙ ПРАКТИКИ 49
  3.3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ       ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ 49
  3.4. ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ И ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ ПРАКТИКИ 50
  3.5. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ 50
4. АКТЕРСКАЯ ПРАКТИКА 4 КУРСА 50
  4.1. ЗАДАНИЯ ПРАКТИКИ 53
  4.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ       ЗАДАНИЙ ПРАКТИКИ 54
  4.3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ       ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ 55
  4.4. ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ И ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ ПРАКТИКИ 55
  4.5. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ 56
5. ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 56
6. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 60
7. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ 62
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 63
  8.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 63
  8.2. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 64
  8.3. СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ 64
  8.4. ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДСТАВЛЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ТЕСТОВОЙ ЧАСТИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 66
  8.5. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ТЕКСТОВОЙ ЧАСТИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ. 68
  8.6. ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ КУРСОВЫХ РАБОТ 68
9. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (тесты) 70
10. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АКТЕРСКОГО ИСКУССТВА. Итоговый государственный экзамен 76
11. БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ) 86
12. Приложения для всех видов практики 90
13. ПЕРЕЧЕНЬ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ 98

Настоящий учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по направлению 070000 «Культура и искусство», направлению подготовки 070301 «Актерское искусство» по кафедре Режиссуры и актерского мастерства ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский университет культуры и искусств».

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ВВЕДЕНИЕ

Состав и содержание работы по изучению дисциплины «Актерское мастерство» включает:

- овладение знаниями основ теории и истории актерского мастерства;

- овладение практическими навыками по актерскому мастерству;

- освоение методики работы над ролью в спектакле;

- освоение методики репетиционной работы в театре.

Учебный процесс по изучению данной дисциплины складывается из следующих этапов работы:

- работа над актерским тренингом и этюдами;

- освоение методики работы над ролью:

а) на основе литературного материала (проза);

б) на основе современной отечественной драматургии;

в) на основе классической русской драматургии;

г) на основе современной и классической зарубежной драматургии.

В середине каждого семестра проводится отчетное контрольное занятие, включающее демонстрацию по освоению определенного этапа работы по актерскому мастерству.

Актуальность и причины введения учебной дисциплины

Дисциплина «Актерское мастерство» непосредственно связана с квалификацией «Артист драматического театра и кино».

 

Роль и место дисциплины

Необходимость введения дисциплины «Актерское мастерство» обусловлена характером работы актера над спектаклем.

Актер может  выстроить и играть ту или иную роль в театре и кино, если он полностью овладел теорией и практикой актерского мастерства.

 

Соответствие учебно-методического комплекса дисциплины «Актерское мастерство» Федеральному Государственному образовательному стандарту

Учебно-методический комплекс дисциплины «Актерское мастерство» составлен на основе учебного плана по направлению 070000 «Культура и искусство», направлению подготовки 070301 «Актерское искусство» в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта Высшего профессионального образования третьего поколения.

 

Цели и задачи дисциплины

Основные задачи дисциплины «Актерское мастерство» приобретение студентами глубоких знаний и навыков, необходимых для их последующей работы в театре.

Задачи дисциплины:

1. Овладение знаниями основ теории и истории актерского мастерства;

2. Приобретение навыков работы над пьесой;

3. Освоение методики репетиционной работы.

Основные задачи предметов цикла:

1. Формирование художественных и нравственных качеств личности;

2. Расширение кругозора, интеллектуальное совершенствование;

3. Развитие образного и логического мышления;

 

Структура дисциплины

В структуре изучаемой дисциплины выделяются следующие основные разделы:

1. Актерское искусство – основное свойство спектакля.

2. Элементы органического действия.

3. Метод действенного анализа жизни роли

4. Сценический образ. Перевоплощение.

Особенности изучаемой учебной дисциплины

 

Особенность изучаемой дисциплины состоит в органической связи и взаимодействии принципов подготовки актеров при изучении дисциплины: Сценическая речь в драматическом театре и кино», «Пластическое воспитание артиста драматического театра кино», «Музыкальное воспитание», «Грим в учебном спектакле», «История костюма».

При выборе пьесы нельзя игнорировать индивидуальные творческие особенности студента-актера, которые не до конца еще определились, необходимо предоставлять им возможность работать над пьесами, различными по стилю и жанру.

Особое внимание необходимо уделить воспитанию творческой инициативы студентов, способности к самостоятельному решению творческих задач.

Производственная практика студентов должна проходить в учебном театре (при наличии такового), а также профессиональных коллективах, на телевидении и радио.

Каждый курс должен иметь своего художественного руководителя, который ведет его на протяжении всех лет обучения и воспитания.

Специальные дисциплины учебного плана отделения ведутся педагогами-специалистами под наблюдением художественного руководителя курса.

Художественный руководитель несет полную ответственность за организацию учебного процесса на курсе и выполнение учебных программ по спецдисциплинам.

Требования к знаниям и умениям в соответствии с квалификационной характеристикой выпускника

В результате изучения дисциплины студент-артист должен получить в период обучения основные навыки сложной и многосторонней работы по созданию сценического образа.

Объем и сроки изучения

Дисциплина «Актерское мастерство» общим объемом 2160 часов изучается студентами в течение восьми семестров, при этом 1587 часов составляют аудиторные занятия, а 573 часа отводится на самостоятельную работу студентов.

 

Виды контроля знаний студентов и их отчетности

 

В 1, 2, 3, 4, 6 семестрах форма контроля по предмету «Актерское мастерство» - экзамены в форме показа творческих работ согласно учебной программе. В 8-м семестре форма контроля – зачет.

Также в  семестре – итоговая государственная аттестация:

1. Защита выпускной квалификационной работы (исполнение ролей в дипломных спектаклях на сцене учебного или профессионального театра).

2. Государственный экзамен «Теория и история актерского искусства».

В 8 семестре завершающим этапом обучения студентов является производственная практика в профессиональных и учебных театрах в количестве 180 часов.

 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

 

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

В художественно-творческой деятельности:

· Готовностью к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ПК-9);

· Готовностью к созданию художественных образов актерскими средствами (ПК-10);

· Умением общаться со зрительской аудиторией в условиях сценического представления, концерта, а также исполнять роль перед кино-(теле-) камерой в студии (ПК-11);

· Готовностью проявлять творческую инициативу во время работу над ролью в спектакле, кино-, телефильме, цирковом или эстрадном представлении (ПК-12);

· Способностью работать в творческом коллективе в рамках единого художественного замысла (ПК-13);

· Свободным владением государственным языком Российской Федерации – русским языком (артисты, прошедшие целевую подготовку для работы в национальном театре республики или национального округа Российской Федерации – языком соответствующего народа), владением искусством речи как национальным культурным достоянием (ПК-14);

· Способностью к овладению авторским словом, образной системой драматурга, его содержательной, действенной, стилевой природой (ПК-15);

· Умением органично включать все возможности речи, ее дикционной, интонационно-мелодической и орфоэпической культуры, способностью вести роль в едином темпо-ритмическом, интонационно-мелодическом и жанрово-стилистическом ансамбле с другими исполнителями (ПК-16);

· Умением использовать при подготовке и исполнении ролей свой развитый телесный аппарат, легко выполнять двигательные задачи, требующие сочетания высокого уровня координации движений, пластичности, гибкости, выразительности, силы, чувства равновесия, включая базовые элементы индивидуальной и парной акробатики, сценического боя без оружия и с оружием, манеры и этикет основных культурно-исторических эпох (ПК-17);

· Умением актерски существовать в танце, воплощать при этом самые различные состояния, мысли, чувства человека и его взаимоотношения с окружающим миром в заданных обстоятельствах, быть в танце органичным, предельно музыкальным, убедительным, раскованным и эмоционально заразительным, следуя воле режиссера, быстро переключаться из одного танцевального жанра в другой (ПК-18);

· Владением основами музыкальной грамоты, пения, использует навыки ансамблевого пения, способностью находить оптимальные варианты ансамблей, строить аккорды в многоголосном пении, находить подголоски многоголосного пеня (ПК-19);

· Умением самостоятельно разработать и выполнить несложный грим для исполняемой роли (ПК-20);

· Умением с помощью освоенного актерского тренинга поддерживать свою внешнюю форму и необходимое для творчества психофизическое состояние (ПК-21);

В организационно-управленческой деятельности:

· Способностью исполнять обязанности помощника режиссера, организационно обеспечивать проведение спектакля, репетиции (ПК-22);

В педагогической деятельности:

· Готовностью проводить актерские тренинги (ПК-23);

· Готовностью к преподаванию основ актерского мастерства и смежных с ним вспомогательных дисциплин в образовательных, а также в рамках образовательных программ повышения квалификации и переподготовки специалистов (ПК-24);

· Умением работать с искусствоведческой литературой, анализировать произведения литературы и искусства, пользоваться профессиональными понятиями и терминологией (ПК-25);

· Готовностью к созданию художественных образов актерскими средствами на основе замысла постановщиков (режиссера, художника, музыкального руководителя, балетмейстера) в драматическом театре, в кино, на телевидении, используя развитую в себе способность к чувственно-художественному восприятию мира, к образному мышлению (ПСК-1.1.);

· Способностью профессионально воздействовать словом на партнера в сценическом диалоге, используя разнообразные средства, приемы и приспособления речи, способностью создавать яркую речевую характеристику персонажа, вести роль в едином темпо-ритмическом, интонационно-мелодическом и жанрово-стилистическом ансамбле с другими исполнителями (ПСК-1.2);

· Владением теорией и практикой актерского анализа и сценического воплощения произведений художественной литературы – драматургии, прозы, поэзии (ПСК-1.3);

· Умением свободно ориентироваться в творческом наследии выдающихся мастеров отечественного и зарубежного драматического театра (ПСК-1.4).

 

 

 

1.1. Содержание дисциплины, структурированное по видам учебной работы с указанием их объема

 

Виды учебной работы

Актерское мастерство

ОФО

№ пп Наименование дисциплины

Формы контроля

ЭКЗ

ЗАЧ

Курсов. работа/Контро-льная

Работа

Из них

Курс

Курс

Курс

Курс

Всего

ЛЗ

СЗ

ИЗ

ПЗ

МГЗ

1 с 2 с 3 с 4 с

5 с

6 с

7 с

8 с          

 

                  18 18 18

18

18

18

18 15   С3.Б.1 Актерское мастерство 12346 8 1587 282   141 786 378 573 2160 60 10 12 12

12

12

12

12 5                                                        

1.3. Тематический план дисциплины

 «АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО»


п/п

Кол-во часов

Всего ЛК ПЗ МГЗ ИЗ СРС

ИТОГО по разделу

30 16       14

ИТОГО по разделу

  114 320 192 48 188

ИТОГО по разделу

  56 150 98 24 103

ИТОГО по разделу

  96 316 88 69 268

Всего

2160 282 786 378 141 573

                                                                            


1.4. Содержание дисциплины

«АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО»

 

Тема 2.5. Мышечная свобода.

     Проблема сохранения органики поведения и свободы тела в вымышленных предлагаемых обстоятельствах. Мышечные зажимы и их происхождение, обнаружение, диагностика и способы преодоления.

Выразительность тела. Тело актера – проводник внутренней жизни персонажа.

Взаимосвязь понятий «Жизнь человеческого духа» и «жизнь человеческого тела».

 

 

Тема 2.16. Сверхзадача.

Сверхзадача – основное понятие методологии, смысл взаимодействия персонажей в законченном отрезке жизни.

Связь понятий «сквозное действие» и «сверхзадача».

Реализация сверхзадачи персонажа через его сквозное действие. Сверхзадача персонажа и сверхзадача произведения.

Тема 4.6. Зерно роли.

     Зерно роли – суть, глубинное внутреннее состояние образа, эмоционально-образная характеристика действующего лица.

     Взаимосвязь сверхзадачи, второго плана роли с его зерном.

 

Тема 4.7. Темпо-ритм роли.

     Темпо-ритм – результат интенсивности существования образа.

     Основные выразительные средства, создающие темпо-ритмический рисунок роли.

     К.С.Станиславский о темпо-ритме «артисто-роли».

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Курс, 1 семестр         

ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ

 

неделя Содержание занятий Часы 1 Искусство. Его специфика и функции. Искусство как одна из форм общественного сознания и вид человеческой деятельности, сочетающий в себе художественное познание жизни и творчество. Закономерности развития общества и их отражение в искусстве. Полифункциональность искусства: общественно-преобразующая, познавательная, прогностическая, коммуникативная, воспитательная, эстетическая функции искусства. Связь искусства с другими формами общественного сознания: наукой, религией, правом, моралью. Его специфика, состоящая в эмоционально-чувственном познании действительности. 2 2 Художественный образ в искусстве. Художественный образ - носитель специфики искусства, его "язык", посредством которого художник общается со зрителем. Динамика развития художественно-образного от замысла (идеальная стадия существования) через воплощение в материале (картина, спектакль, музыкальное произведение) к восприятию зрителем (вновь на уровне идей, чувств, эмоций). Компоненты художественного образа: правда, вымысел, заразительность. 2 3-4 Театр как вид искусства. Виды искусства. Историческая динамика видов искусства. Социальная потребность и развитие видов искусства. Историческая тенденция взаимодействия и синтеза искусств. Возникновение театра. Его функции. Предмет театрального искусства: общественно-значимые противоречия действительности в их развитии, выраженные в форме борьбы персонажей за достижение существенных целей. Специфические особенности театрального искусства: актер как носитель специфики театра и основная категория сценического искусства, вторичность театра по отношению к драматургии, синтетичность театра, его пространственно-временная природа, сиюминутность развития действия, коллективность творчества. Зритель - творческий компонент театра. 4 5 Этические принципы театрального искусства. Взаимосвязь понятий "коллективность творчества" и "этика". Значение соблюдения этических норм в театральном коллективе. Связь обучения и воспитания. Проблемы этики в опыте ведущих театральных деятелей: К.С.Станиславского, Е.Б.Вахтангова, А.М.Лобанова, А.В.Эфроса и других. 2 6 Искусство переживания и представления. Актерское искусство - определяющее свойство театра. Проблема взаимосвязи художника (актера) и персонажа (роли), степень их слияния. Историческая динамика этой взаимосвязи, зависимость от уровня духовного развития эпохи. Два основных способа взаимодействия артиста и роли: 1) изобразить; 2) преобразиться, слиться. Каратыгин и Мочалов - два великих русских артиста-представителя разных способов воплощения роли. Определение К.С.Станиславским понятий "школа представлений" и "школа переживания". 2 7-8 Этапы становления системы воспитания актера “Школы переживания”. Актерская психотехника. "Система" воспитания актера К.С.Станиславского - научное обобщение передовых традиций реалистического искусства. Предпосылки формирования "системы" - критический реализм в искусстве, достижения науки в физиологии и психологии, материалистические идеи в философии. Основные этапы работы над "системой" (1907 - 1938 гг.): "настроенческий", "интеллектуальный", "действенный". Задачи актерской психотехники: воздействие на подсознание сознательным (действенным) путем, создание благоприятных условий для последующего творческого процесса. Понятие актерской психотехники как инструмента добывания правды существования в вымышленных обстоятельствах на основе знания и понимания органической природы человека. Различие в природе чувств жизненных и сценических. 4 9 - 12 Действие – основа сценического искусства. Роль сценического действия в актерском искусстве. Достижение верного психофизического самочувствия в результате верно определенного действия. Действие как живой единый психофизический процесс достижения цели в борьбе с предлагаемыми обстоятельствами, каким-либо образом выраженный во времени и пространстве. Взаимосвязь психических процессов и физического поведения. Законы сценического действия (активность, конфликтность, обострение предлагаемых обстоятельств). Элементы органического действия. 8 13 - 15 Предлагаемые обстоятельства. Предлагаемые обстоятельства - факты художественного произведения, явления и процессы, происходящие в жизни персонажей и являющиеся объектом их психического отражения. Законы, по которым создан, существует и развивается мир персонаж пьесы. "Если бы…" Влияние этого понятия, введенного в практику К.С.Станиславским, на процесс творчества. "Если бы…" - начало творческого процесса, предлагаемые обстоятельства - его развитие. Круги предлагаемых обстоятельств (большой, средний, малый). Их характеристика и взаимосвязь. Ведущее предлагаемое обстоятельство. Действие и предлагаемые обстоятельства - два важнейших рычага методологии. 6   Всего: 30 час   ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ 1 курс 2 семестр   1 - 3 Внимание – элемент актерской психотехники. Грамота актерского искусства - умение совершать действия по законам органической природы. Законы органического поведения человека - суть элемента методологии К.С.Станиславского, "гаммы" актерского творчества. Внимание - свойство человеческой психики. Избирательность процессов внимания. Объекты внимания. Виды внимания: произвольное и непроизвольное, внутреннее и внешнее. Круги внимания: большой, средний, малый, объектточка. Способность к концентрации, распределению внимания. Способы тренировки сценического внимания. 6 4 - 6 Воображение и фантазия. Воображение как способность моделировать в сознании объекты реальной и воображаемой действительности. Взаимосвязь элементов "внимание" и "воображение" в условиях сцены: "вижу то, что дано - отношусь, как задано". Вера в предлагаемые обстоятельства - фактор, обеспечивающий продуктивную работу воображения. Воображение репродуктивное и творческое. Способы тренировки творческого воображения и развитие способности к фантазированию. 6 7 - 9 Мышечная свобода. Проблема сохранения органики поведения и свободы тела в вымышленных предлагаемых обстоятельствах. Мышечные зажимы и их происхождение, обнаружение, диагностика и способы преодоления. Выразительность тела. Тело актера - проводник внутренней жизни персонажа. Взаимосвязь понятий "жизнь человеческого духа" и "жизнь человеческого тела". 6 10 - 12 Эмоциональная память. Память как свойство человеческой психики. Виды памяти. Эмоциональная память - способность репродуцировать переживания, имевшие место в жизненном опыте артиста. Эмоциональная память - профессиональный "багаж" актера. Эмоции и чувства: механизмы, лежащие в основе этих понятий. Взаимосвязь эмоциональной памяти с другими элементами органического действия. 6 13 - 15 Темпо-ритм сценического действия. Темпо-ритм - характеристика внутренней и внешней сторон жизни роли, "степень мобилизации к совершению поступка" /В. Монюков/. Связь и различие понятий "темп" и "ритм" в сценическом творчестве. Внешнее проявление жизни роли и интенсивность внутренней жизни. "Шкала" И.Судакова. Зависимость темпо-ритма от предлагаемых обстоятельств. Темпо-ритм и оценка обстоятельства. Динамическая характеристика понятия темпо-ритм сценического действия. 6 16 - 20 Событие – единица зрелища. Событие - сумма предлагаемых обстоятельств с одним действием, звено "событийной цепочки", составляющей процесс развития этюда, отрывка, спектакля. Два подхода к пониманию термина "событие". Событие как процесс, имеющий развитие во времени и пространстве. Структура события. Ведущее предлагаемое обстоятельство и событие. Действие в рамках события. Смена одного события другим. 10   Всего: 40 час   Оценка обстоятельства. Оценка обстоятельства - процесс перехода из события в событие. "Оценка - критерий таланта" /К.С.Станиславский/. Ведущее предлагаемое обстоятельство - "провокатор" процесса оценки. Внутренняя структура оценки: смена объекта внимания, сбор признаков от низшего к высшему, установление отношения, формирование нового действия. Оценка и отношение: связь и различие понятий.     Взаимодействие. Общение. "Наше искусство - это искусство взаимодействия с партнером" /К.С.Станиславский/. Общение - живой органический процесс взаимодействия людей в борьбе за достижение поставленной цели. Чувство партнера. Борьба - основная движущая сила процесса общения. Этапы взаимодействия: сосредоточение на объекте, "зондирование" объекта, пристройка, воздействие. Словесные и внесловесные формы общения.     Пристройки в процессе общения. Способы воздействия на партнера в ходе реализации цели действия: воздействие на сознание, воздействие на чувства, воздействие на волю партнера. Выбор пристроек и их зависимость от предлагаемых обстоятельств. Основные виды пристроек в организации борьбы персонажей - пристройки "сверху", "снизу", "на равных".     Действие и приспособления. Связь и различие понятий "действие" и "приспособления". Действие - акция, имеющая цель, приспособления - средства выполнения цели. Сознательная природа действия. Сплав сознательного и бессознательного в характере приспособлений. Зависимость от партнера в выборе приспособлений. Импровизация и фиксирование приспособлений.     Всего  

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

СЕМЕСТР

Неделя Содержание занятий Часы
1 Цели и задачи тренинга элементов актерской психотехники. Основные правила подготовки к тренингу, правила поведения в ходе тренинга. Одиночные упражнения. Понятия "вера в предлагаемые обстоятельства", "сосредоточение на объекте", "публичное одиночество".  
2 Упражнения на развитие согласованности действий. Чувство партнера. Внутренние и внешние объекты. Коллективные упражнения типа "Машинка", "Перестроение", "Коллективная сказка" и т.п.  
3 Продолжение работы по выработке навыков коллективности партнерства, согласованности действий. "Пристройки".  
4 Упражнения на память физических действий и ощущений. Развитие психофизического аппарата. Подробности при выполнении упражнений, обострение обстоятельств, активность.  
5 "Разогревающий" тренинг. Чередование одиночных, парных, групповых упражнений.  
6 Тренинговый комплекс. "Разогревающий" тренинг, выполнение психофизических задач при последовательном изменении предлагаемых обстоятельств.  
7,8 Практическое освоение понятия "действие". Упражнения по выполнению простейших физических действий. Логика и последовательность действий.  
9,10 Практическое освоение понятия "предлагаемые обстоятельства". Корректировка действия в соответствии с изменением предлагаемых обстоятельств. Круги предлагаемых обстоятельств. Одиночные, парные, групповые упражнения.  
11 Практическое освоение понятия "сценическое внимание". Упражнения по переключению внимания. Объекты внимания. Круги внимания. Одиночные, парные, групповые упражнения.  
12 Практическое освоение понятий "воображение и фантазия". "Кинолента видений". Офантазирование поз. Упражнения на действие в фантастических обстоятельствах.  
13 Практическое освоение понятия "мышечная свобода". Группы мышц. Напряжение и релаксация. Упражнения на развитие свободы тела. Мышечная свобода и память физических действий и ощущений. Упражнения на перенос мнимых тяжестей, "перетягивание каната" и т.п.  
14 Практическое освоение понятия "эмоциональная память". Упражнения на развитие механизма включения слуховой, вкусовой, зрительной, обонятельной, тактильной памяти. Эмоциональная память - "копилка" актера.  
15 Практическое освоение понятия "темпо-ритм" сценического действия. Коллективные упражнения на действие в заданных ритмах, их смена. Индивидуальные упражнения на действие в определенных ритмах. Взаимосвязь понятий "темп" и "ритм" в тренинговых упражнениях.  
  Всего  

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

СЕМЕСТР

1-2 Понятие о зачине как комплексной форме коллективного тренинга. Требования, предъявляемые к зачину: наличие события, смысл, заразительность. Практическое освоение понятия "событие" в упражнениях и этюдах. Коллективный тренинг.  
3,4 Зачин. Практическое освоение понятия "оценка". Упражнения на оценку факта. Оценка в "развернутом" и "свернутом" виде. Комплексный тренинг.  
5,6 Зачин. Практическое освоение понятия "общение". Упражнения с использованием словесных и внесловесных форм общения. Комплексный тренинг.  
7,8,9 Зачин. Практическое освоение форм сценического общения: мысленное, словесное и физическое действие в упражнениях и этюдах. Комплексный тренинг.  
10-12 Зачин. Упражнения на пристройку к партнеру. Смена пристроек в процессе общения. Комплексный тренинг.  
13-15 Зачин. Упражнения на освоение понятия "приспособление" в актерском искусстве. Приспособление и действие. Приспособление и жанр. Приспособление и жанр. Приспособление и характер. Комплексный тренинг.  
15-17 Зачин. Просмотр упражнений и этюдов. Их обсуждение. Практическое освоение понятий "сквозное действие" и "сверхзадача" в приложении к этюдной ситуации.  
18-20 Зачин. Подготовка этюдов к экзамену. Анализ этюдных ситуаций с позиций всех освоенных в течение года параметров. Обстоятельства, оценка, действие, событие в этюде. Основная мысль этюда.  

Всего

                                                  

 

МЕЛКОГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ

СЕМЕСТР

Неделя Содержание занятий Часы
1,2 Понятие об этюде. Упражнение и этюд. Этюд на основе события из жизни. Практические пробы.  
3-5 Этюд на основе наблюдений за поведением животных, насекомых и т.п. Раскрепощенность и "наивность". Вера в предлагаемые обстоятельства. Особенность поведения, способ "мыслить", характер.  
6-8 Этюд на основе действия в фантастических предлагаемых обстоятельствах. Раскрепощенность, активность фантазии, работа воображения.  
9-10 Этюд на тему автора. Произведения живописи. Расшифровка смысла, сочинение сюжета, организация действия.  
11-12 Этюд на тему автора. Музыкальное произведение и создание этюдной ситуации на основе музыкальных впечатлений  
13-15 Этюд на организацию сценического пространства. Выразительность предметной среды. Отбор деталей, выражающих смысл произошедшего или ожидаемого события. "Говорящее" пространство.  
  Всего  

МЕЛКОГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ

СЕМЕСТР

1-3 Этюд на основе ситуации из произведений отечественной прозы. Выбор ситуации. Требования, предъявляемые к этюду: наличие цели событий, законченность мысли, действенность.  
4-6 Работа над этюдом. Отбор предлагаемых обстоятельств. Анализ событий, структура события, построение действенной линии поведения.  
7-10 Работа над этюдом. Логика. Организация сценического пространства. Выстройка взаимодействия в событии.  
11-14 Работа над этюдом. Логика перехода из события в событие. Оценка обстоятельств. Активность и целенаправленность действия. Понятие о мизансцене.  
15-17 Работа над этюдом. Темпо-ритм. Сквозное действие в этюде.  
18-20 Просмотр этюдов. Анализ и корректировка действия. Монтировка этюдов дл

Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.097 с.