Глава IV . Предложения по совершенствованию акцизного налогообложения — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Глава IV . Предложения по совершенствованию акцизного налогообложения

2020-03-31 223
Глава IV . Предложения по совершенствованию акцизного налогообложения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В России акцизы всегда играли важную фискальную роль. Прежде всего, это относится к акцизам на алкогольную продукцию [3]. В настоящее время по оценкам многих экспертов (в области права и не только) степень алкоголизации российского народа достигла своего пика.

С целью оздоровления нации Министерство финансов отправило на согласование правительства проект поправок в Налоговый кодекс, которые предусматривают индексацию акцизов в 2013-2015 годах. Рост акцизов в 2013-2014 годах Минфин предлагает оставить на запланированном уровне, а в 2015 году - поднять в среднем на 20%.Ведомство предложило повысить акцизы на крепкий алкоголь и табак в 2015 году в среднем на 20% до 600 рублей за литр спирта. Акцизы на пиво в таком случае поднимутся на 11% до 20 рублей за литр. Чиновники подсчитали, что такое повышение позволит пополнить федеральный бюджет на 92,3 млрд. рублей, а региональные - 39,3 млрд. В 2015 году рост акциза должен составить 12%.

Акцизы на табак будут самыми большими: сбор на сигареты может подняться на 20% до 960 рублей за 1000 штук плюс 9% от стоимости, но не менее 1250 рублей. Рост акциза на сигары составит 51% до 128 рублей за штуку, а на сигариллы - на 50% до 1920 рублей за 1000 штук.

Согласно планам правительства последовательно повышать акцизы на алкоголь и табак, в 2013-2014 годах произойдет резкий рост сбора, который в дальнейшем будет повышаться не так быстро [4].

Подводя итог, хотелось бы указать на то, что акцизы выступают одними из немногих рычагов воздействия государства на экономические процессы, имеющие место в обществе. Совершенствование налогообложения в сфере акцизов является одним из важнейших условий улучшения экономической и социальной ситуации в обществе, пополнения федерального и региональных бюджетов.

Становление современной российской налоговой системы, создание нормативно-провавой основы, ее функционирование, а также процесс активного законотворчества в сфере налогообложения, развивающийся в РФ в течении последних нескольких лет, вызывают необходимость комплексного научного анализа, причин, сущности и последствий отдельных аспектов происходящих явлений.

В целях улучшения администрирования акцизов с начала налоговой реформы был разработан к развитию системы гарантирования платежей по акцизу аккредитованными кредитными и страховыми учреждениями при предоставлении отсрочек по уплате налога, в случае использования давальческого сырья при изготовлении алкогольной продукции, а также в случае использования этилового спирта для производства не подакцизных товаров.

Также в последние годы были приняты изменения в налоговом законодательстве, направленные на изменение порядка акцизного налогообложения и его приближения к правилам, действующим в Европейском союзе и иных государственных с развитой налоговой системой.

Акцизы играют весомую роль в формировании бюджетных доходов. В 1997 г. В федеральный бюджет поступило акцизов в 1,9 % от ВВП, в 2011 г. 16,41 % от ВВП. Необходимо увязать развитие акцизного налогообложения с социальной политикой государства.

 


Заключение

Фактически, акцизное налогообложение носит регрессивный характер, когда налогообложение равным образом ложится как на обеспеченные, так и на бедные слои населения. Изначально задуманные как социально направленные налоги, акцизы на данный момент выполняют асоциальные функции, еще больше увеличивая разрыв между беднейшими и состоятельными слоями общества. Как и любой косвенный налог, акцизы перекладываются на беднейшую часть населения и то, что более 20% налоговых поступлений в бюджет составляют акцизы - тревожный знак. Именно косвенные налоги оказывают значительный сдерживающий эффект на экономику, что еще более опасно в условиях затянувшегося кризиса.

Это еще раз подчеркивает, что государство не умеет собирать прямые налоги.

Как и другие налоги, акцизы являются мощным рычагом регулирования экономики, обращаться с которым следует очень осторожно и умело, по возможности прогнозируя последствия производимых изменений. Так, всем понятно, к чему привело в середине 90-х гг. увеличение акциза на алкогольную продукцию. Акциз был увеличен, казалось бы, совсем незначительно, всего на 5%: с 85 до 90%. Однако последствия оказались весьма серьезными, причем и финансовые, и общеэкономические, и социальные. Рост акцизов вызвал мгновенное увеличение цен на отечественную алкогольную продукцию. Далее спрос на нее упал, сначала магазины, а затем и предприятия стали затовариваться, на большинстве из них производство остановилось. Борцы с алкоголизмом, сохранившиеся еще с кампанейщины 80-х гг., могли бы порадоваться, но образовавшаяся "ниша" была немедленно заполнена. В коммерческие киоски крупных городов хлынул поток дешевых, но недоброкачественных спиртных напитков из-за рубежа, заполнивших рынок. Итог повышения акцизов - произошло заметное снижение налоговых доходов вместо ожидавшегося понижения. Сказалось падение прибыли на ликероводочных заводах, у них усугубилось финансовое положение. Потребители получили низкосортную продукцию. Деньги стали уходить за рубеж, на ее покупку. Нужно сказать, что правительство сориентировалось в обстановке очень оперативно, понизив акциз до прежнего уровня.[14].

Наряду с налогом на прибыль акцизы служат регулирующими источниками, поддерживая региональные и местные бюджеты.

Начиная с 1997 г. по ряду изделий акцизы устанавливаются не в процентах, как все эти года, а в денежном выражении. Впервые в рублях введены акцизы на алкогольную продукцию с учетом крепости, на пиво и табачные изделия. Стали платить акцизы предприниматели без образования юридического лица.

Акцизы выступают одними из немногих рычагов воздействия государства на экономические процессы, имеющие место в обществе. Совершенствование налогообложения в сфере акцизов является одним из важнейших условий улучшения экономической ситуации, пополнения федерального и региональных бюджетов.

 


Список литературы

 

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (по состоянию на 12 ноября 2009г.). - М: Издательство «ОМЕГА-Л». - 2009г.

.   Грасимова Е.Н. Налогообложение: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во «ОЦЭиМ», 2011.

.   Губкевич Т.В. Налоги в схемах: Учеб. пособие. - М.: Маршрут, 2008.

.   Красноперова О.А. Особенности начисления и уплаты акцизов / О.А. Красноперова. - М.: ПрессМедиа, 2005.

.   Романова Е.В. Таможенные платежи. - СПб.: Питер, 2009.

.   Сердюкова А.Э., Вылкова Е.С., Тарасевич А.А. Налоги и налогообложение: учебник для вузов. - Спб.: Питер, 2009.

.   Соболевская С.Ю. Таможенное оформление. - М.: Бератор, 2011.

.   Тарасова В.Ф., Савченко Г.В., Семочкина Л.Н. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2004.

.   Черник Д.Г.. Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ_ДАНА, 2007.

.   Нечипорчук Н.А. Изменения в правилах исчисления акцизов с 2010 года // Российский налоговый курьер. - 2009.

.   http://www.nalogkodeks.ru/ - Налоговая политика и практика

12. http://www.gks.ru/ <http://www.budgetrf.ru/> - Федеральная служба государственной статистики

.   http://www.nalog.ru/ - Федеральная налоговая служба

.   <http://www.consultant.ru/> - КонсультантПлюс

.   <http://www.kadis.ru/> - «КАДИС» правовой портал

.   http://www.minfin.ru/ - Министерство финансов Российской Федерации.

.   <http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20121016172323.shtml>

 


Приложение

Таблица 1. Поступления акцизов в федеральный бюджет, млн. руб.

Наименование налогов и платежей 2008 год 2009 год 2010 год
       
В % к общему объему бюджета 1,80% 1,86% 1,98%
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации 119 538,9 137 977,4 159 283,0
в том числе:      
Акцизы на спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья), производимый на территории Российской Федерации 6 850,4 7 726,2 8 781,8
Акцизы на спирт этиловый (в том числе этиловый спирт-сырец) из пищевого сырья, производимый на территории Российской Федерации 6 216,6 6 841,8 7 589,0
Акцизы на спирт этиловый (в том числе этиловый спирт-сырец) из всех видов сырья, за исключением пищевого, производимый на территории Российской Федерации 633,8 884,4 1 192,8
Акцизы на спиртосодержащую продукцию, производимую на территории Российской Федерации 1 161,4 1 184,2 1 206,0
Акцизы на табачную продукцию, производимую на территории Российской Федерации 58 709,1 70 275,0 84 032,4
Акцизы на бензин, производимый на территории Российской Федерации 38 380,9 42 733,9 47 518,8
Акцизы на автомобильный бензин, производимый на территории Российской Федерации 38 380,9 42 464,4 46 674,6
Акцизы на прямогонный бензин, производимый на территории Российской Федерации 0,0 269,5 844,2
Акцизы на автомобили легковые и мотоциклы, производимые на территории Российской Федерации 1 319,0 1 617,8 1 931,2
Акцизы на дизельное топливо, производимое на территории Российской Федерации 12 234,2 13 480,5 14 781,3
Акцизы на моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации 883,9 959,8 1 031,5
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации 28 564,9 32 789,3 37 530,5

 


Таблица 2. Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам, млрд. рублей

 

2009 г.

В % к 2008 г.

  консолидированный бюджет

в том числе

консолидированный бюджет

в том числе

    федеральный бюджет консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации   федеральный бюджет консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации
Всего 6288,3 2502,6 3785,7 79,1 70,1 86,5
из них: налог на прибыль организаций 1264,4 195,4 1069,0 50,3 25,7 61,0
налог на доходы физических лиц 1665,0 - 1665,0 100,0 - 100,0
налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации 1176,6 1176,6 - 117,9 117,9 -
акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации 327,4 81,7 245,7 104,0 65,2 129,7
налоги на имущество 569,7 - 569,7 115,5 - 115,5
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 1080,9 1006,3 74,7 62,0 61,5 71,1
из них налог на добычу полезных ископаемых 1053,8 981,5 72,3 61,7 61,2 70,0
поступления в счет погашения задолженности по перерасчетам по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам 2,3 0,9 1,5 62,0 98,5 51,1

 


Рис. 1. Структура поступивших налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам в 2009 году, в % к итогу

 

Таблица 3. Поступление акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

 

2009 г.

Справочно 2008 г.

 

консолидированный бюджет

в том числе

консолидированный бюджет

в том числе

  млрд. рублей в % к итогу федеральный бюджет консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации млрд. рублей в % к итогу федеральный бюджет консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации
Всего 327,4 100 81,7 245,7 314,7 100 125,2 189,4
из них на: спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья) 4,4 1,3 2,2 2,1 6,0 1,9 3,0 2,9
табачную продукцию 78,3 23,9 78,3 - 63,8 20,3 63,8 -
автомобильный бензин 109,8 33,5 - 109,8 103,9 33,0 41,6 62,4
легковые автомобили и мотоциклы 2,1 0,6 2,1 - 3,3 1,0 3,3 -
дизельное топливо 32,3 9,9 - 32,3 32,9 10,5 13,2 19,7
моторное масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей 1,3 0,4 - 1,3 1,5 0,5 0,6 0,9
вина 4,6 1,4 - 4,6 4,7 1,5 - 4,7
пиво 30,3 9,2 - 30,3 29,0 9,2 - 29,0
алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин) 59,0 18,0 - 59,0 65,4 20,8 - 65,4
алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% до 25% включительно (за исключением вин) 1,2 0,4 - 1,2 1,3 0,4 - 1,3
алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9% включительно (за исключением вин) 3,0 0,9 - 3,0 3,2 1,0 - 3,2

 

Таблица 4: «Анализ изменений законодательства по акцизам».

Что изменилось С 1 января 2013 года До 1 января 2013 года

Акцизы

Расширен перечень подакцизных товаров П. 1 ст. 181 НК РФ Изменения внесены Федеральным законом от 29.11.2012 № 203-ФЗ

Перечень подакцизных товаров дополнен топливом печным бытовым, вырабатываемым из дизельных фракций прямой перегонки и (или) вторичного происхождения, кипящих в интервале температур от 280 до 360 градусов Цельсия. Новый подакцизный товар будет подлежать налогообложению  с 01.07.2013 по ставке 5 860 рублей за 1 тонну

Обновлены ставки акцизов (рублей за 1 тонну) П. 1 ст. 193 НК РФ Изменения внесены Федеральным законом от 29.11.2012 № 203-ФЗ Скорректированы ставки на период  с 01.07.2013 по 31.12.2013. По автомобильному бензину: - класса 4 - 8 960; - класса 5 - 5 750. По дизтопливу: - класса 4 - 5 100; - класса 5 - 4 500. Ставка на прямогонный бензин повысится уже с 1 января 2013 года и составит 10 229. Скорректированы ставки акцизов на 2014 год и установлены на 2015 год На период с 1 января по 31 декабря 2013 года были запланированы следующие ставки акцизов. По автомобильному бензину: - класса 4 - 8 560; - класса 5 - 5 143. По дизельному топливу: - класса 4 - 4 934; - класса 5 - 4 334. По прямогонному бензину - 9 617
Запрещена реализация сигарет с фильтром и без фильтра, а также папирос, маркированных старыми акцизными марками Постановление Правительства РФ от 20.02.2010 № 76(с изм. от 14.08.2012) Истекает срок, в течение которого допускалась продажа сигарет с фильтром, без фильтра и папирос, маркированных акцизными марками, предусмотренными Постановлением Правительства РФ от 04.09.1999  № 1008. Что касается остальной табачной продукции, маркированной старыми акцизными марками, то она может быть реализована до 31.12.2013 включительно С 1 января 2012 года был установлен запрет на реализацию в России табачной продукции, маркированной акцизными марками старого образца. Однако данные ограничения в отношении сигарет с фильтром, без фильтра и папирос были временно сняты (Постановление Правительства РФ от 14.08.2012 № 823)

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.