Юность как предмет научного исследования — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Юность как предмет научного исследования

2020-03-31 309
Юность как предмет научного исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. ЮНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Проблема возрастной периодизации юношества

1.2. Методологические проблемы возрастной психологии при изучении юношеского периода

1.3. Теории юности в зарубежной психологии

2. ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

2.1 Психосексуальная идентификация и усвоение половой роли

2.2 Психология юношеской сексуальности

2.3 Любовь и дружба юношей и девушек

2.4 Дифференциально-психологические аспекты психосексуального развития

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 


ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время вопрос о границе между подростковым периодом и юностью, юностью и зрелостью четко не разрешен. Возрастные рамки данного периода многими авторами ставятся в зависимость от действия разных факторов. Общепринятым является лишь положение о значимости влияния принадлежности к определенному поколению на индивидуальные особенности составляющих ее субъектов.

Юность – не только возрастная, но и социальная категория. Следовательно, возрастные границы во многом зависят от действия социальных факторов. Может быть, именно поэтому авторы, живущие в других экономических условиях, выделяли для нее различные возрастные рамки и давали разные названия. Так, К.Д.Ушинский считал молодежный период в жизни человека самым решающим и ограничивал его 16-23 годами. Д.Б.Бромлей признавала периодом поздней юности и ранней зрелости интервал от 18 до 21 года. Гиннзбург полагал, что возрастные рамки юности для мужчин и женщин несколько различны. У женщин, по его мнению, он длится от 15 до 20 лет, у мужчин - от 16 до 24.

В зарубежной психологии среди наиболее интересных подходов можно выделить позицию Э.Шпрангера, согласно которой юношеский возраст продолжается у девочек с 13 до 19, у мальчиков - с 14 до 22 лет и является определенной стадией духовного развития. И если для 14-17-летних главная проблема - кризис, связанный со стремлением к освобождению от детских отношений, то у 17-21-летних - это кризис «оторванности», чувство одиночества. В среднем большинство авторов нижней границей молодежного периода считают 16-17 лет, когда приобретается первичная социализация. Верхним пределом называются 24-25 лет, на который приходится завершение социализации, т.е. усвоение профессиональных, семейных, культурных функций. Понятно, что готовность к выполнению данных функций будет зависеть от конкретных общественно-исторических условий. Кроме того, следует учитывать, что физическое и социальное созревание у разных людей происходит неравномерно, поэтому можно говорить лишь об условном установлении хронологических границ юности.

Актуальность проблемы проявляется в том, что половое созревание – центральный, стержневой процесс переходного возраста, который не сводится только к биологическим изменениям. Половое созревание заново актуализирует для подростка вопрос о его половой идентичности в том, что усложняются критерии «маскулинности» и «фемининности», в которых все большую роль приобретают собственно сексуальные моменты (появление вторичных половых признаков, сексуальных интересов и т. д.). В юношеском возрасте все эти проблемы переплетаются. Старшеклассник еще сохраняет подростковую узость и стереотипность ролевых предписаний, стараясь доказать себе и другим, что он «соответствует» этим требованиям. В то же время он уже чувствует, что его индивидуальность не вписывается в жесткие рамки этой дихотомии, что мужские и женские качества не обязательно альтернативны и что сочетание их может быть разным.

Поэтому цель исследования – изучить особенности психосексуального развития в юношеском возрасте. Объект исследования – половое поведение в рамках психосексуальных установок и ориентации. Предмет исследования – процесс психосексуального развития в юношеском возрасте.

Задачи исследования:

- изучить теоретические подходы и методологические проблемы возрастной психологии при изучении юношеского периода;

- рассмотреть физические и социальные ряды развития в юношеском возрасте, особенности их протекания и факторы на них влияющие;

- проанализировать особенности психосексуального развития в юности.

Теоретической основой данной работы стали труды отечественных и зарубежных психологов И.С.Кона, О.В.Хухлаевой и Г.Крайга. При написании работы использовались учебные пособия и учебники по психологии, социологии, антропологии и возрастной психологии.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом были рассмотрены основные теоретические подходы к изучению юношеской психологии. В своих крайних формах они кажутся взаимоисключающими и развивались в острой полемике друг с другом. Однако при всем различии исходных принципов эти теории зачастую описывают одни и те же процессы и периодизируют их примерно одинаково. Является ли психологическая напряженность следствием полового созревания, неопределенности социального статуса или противоречивости ценностных ориентации подростка? Этот вопрос нельзя ставить по принципу «или – или», так как налицо все эти моменты и проблема заключается именно в их взаимодействии. Разные теории просто подходят к проблеме с разных сторон и являются в этом смысле взаимодополнительными. Нельзя отрицать ни значения поставленных этими авторами теорий, ни правомерности специального изучения психофизиологических процессов, психосексуального развития, эмоций, интеллекта, самосознания и т.д. Но эти частные процессы сами могут быть поняты только в их взаимосвязи и взаимозависимости, на основе принципа единства сознания и деятельности.

Прежде всего действует закон неравномерности созревания и развития. Эта неравномерность является одновременно межличностной (подростки созревают и развиваются в различном темпе, поэтому хронологические сверстники и одноклассники могут фактически находиться на разных стадиях своего индивидуального развития) и внутриличностной (гетерохронность физического, полового, умственного, социального и нравственного развития одного и того же индивида). Поэтому первый вопрос, возникающий при встрече со старшеклассником: с кем мы фактически имеем дело – с подростком, юношей или уже взрослым человеком, причем не вообще, а применительно к данной конкретной сфере жизнедеятельности? Далее, в зависимости от индивидуально-типологических особенностей существуют принципиально разные типы развития. У одних людей юность – период «бури и натиска», протекающий бурно и кризисно, характеризующийся серьезными эмоциональными и поведенческими трудностями, острыми конфликтами с окружающими и с самим собой. У других юность протекает плавно и постепенно, они включаются во взрослую жизнь сравнительно легко, но до некоторой степени пассивно; романтические порывы, обычно ассоциирующиеся с юностью, им несвойственны; такие люди доставляют меньше всего хлопот воспитателям, но в их развитии механизмы приспособления могут блокировать формирование самостоятельности. Третий тип юности характеризуется быстрыми, скачкообразными изменениями, которые, однако, эффективно контролируются самой личностью, не вызывая резких эмоциональных срывов; рано определив свои жизненные цели, такие юноши и девушки отличаются высоким уровнем самоконтроля, самодисциплины и потребности в достижении, они активно формируют собственную личность, но у них слабее развита интроспекция и эмоциональная жизнь.

Важно иметь в виду, что речь идет большей частью не просто о возрастных, а о половозрастных особенностях. Психология половых различий методологически очень сложна, ее серьезное научное исследование началось лишь в последние десятилетия. В отечественной психологии она долгие годы недооценивалась[35]. Однако сами по себе половые различия весьма существенны, проявляясь и в направленности интересов, и в специфике эмоциональных реакций, и в структуре общения, и в критериях самооценок, и в психосексуальном развитии, и даже в соотношении этапов и возрастных характеристик профессионально-трудового и брачно-сексуального самоопределения. Половозрастные особенности и процессы всегда тесно переплетаются с личностными. Для юношеского возраста особенно важны процессы развития самосознания, динамика саморегуляции образов «я».


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие – М.: «Академический проект», 2000. – 624 с.

2. Аверин В.А. Психология личности: Учеб. пособ. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 89 с.

3. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2001. – 688с.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение, 1968, с. 46 – 53.

5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь–справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 2002. – 528 с.

6. Вегнер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. В 2-х частях. – М.: Генезис, 2001. – 425с.

7. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1982. -207с.

8. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя.– М.: Просвещение, 1989.– 255 с.: ил.

9. Крайг Г. Психология развития – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.

10. Кривцова С., Мухаматулина Е. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М.: Генезис, 1997. С.25 – 48.

11. Либин А.В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций. 2 изд. - М.: Смысл, 2000. - 549 с.

12. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л.: Медицина, 1993. – С.209 – 312.

13. Мухина В.С. Возрастная психология развития, детства, отрочества: Учеб. – М.: ИЦ «Академия», 1999. – 456 с.

14. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка, подростка – 8-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 640 с.

15. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования/пер. с англ. М.С.Жамкочьян/ под ред. В.С.Магуна - М.: Аспект Пресс, 2001. - 607 с.

16. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н.Дружинина. — СПб.: Питер, 2001. — 656 с.

17. Психология развития: учеб./под ред. Т.Д.Марциновской – М.: ИЦ «Академия», 2001. – 352 с.

18. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений/Под ред. проф. А.В.Петровского. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 512 с.

19. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.; Московский психолого – социальный институт; Воронеж. Изд – во НПО «МОДЕК», 2000. – С. 356 – 398.

20. Просветительский журнал по социальным вопросам «Социальная защита», №6 (159) июль 2005

21. Раттер Майкл Помощь трудным детям. Пер. с англ. Е. Алексеевой, С. Нуровой. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. — 432 с.

22. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Питер, 2000 - 712 с.

23. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. – СПб.: Питер, 2001. – 224 с.

24. Свядощ А.М. Женская сексопатология. М, Медицина, 1974, с. 99-124

25. Теория социальной работы: Учебник/ под ред. проф. Е.И. Холостова. – М.: Юристъ, 1999, - 334 с.

26. Технология социальной работы.: Учеб. пособие/ под ред. И.Г.Зайнышева. – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

27. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология: Учебник. 2-е изд.. М.: Изд-во МГУ, 1999. – 400 с.

28. Хухлаева О.В. Психология развития: молодости, зрелости, старости: учеб. пособие – М.: ИЦ «Академия», 2002 – 208 с.

29. Якимова Е.В. Торнстон Л. Геронтология в динамическом обществе // Социальная геронтология. — М.: ИНИОН РАН, 1994. - С. 58-68.

30. Ярошевский М. Г. История психологии. 2-е изд., перераб. М.: Мысль, 1976, с. 357–373, 397–402.


[1] Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя.– М.: Просвещение, 1989.– С.14-16

[2] Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя.– М.: Просвещение, 1989.– С.14-16

[3] Психология: Учеб./Под ред. проф. А.В.Петровского. - М.: ИЦ «Академия», 1998. – С. 342-344

[4] Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя.– М.: Просвещение, 1989.– С.19-26

[5] Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Изд-во ЛГУ, 1968, с. 104–105.

[6] Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя.– М.: Просвещение, 1989.– С.19-26

[7] Мухина В.С. Возрастная психология развития детства, отрочества: Учеб. – М.: «Академия», 1999. – С.125

[8] Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя.– М.: Просвещение, 1989.– С.32-35

[9] Мухина В.С. Возрастная психология развития детства, отрочества: Учеб. – М.: «Академия», 1999. – С.19

[10] Мухина В.С. Возрастная психология развития детства, отрочества: Учеб. – М.: «Академия», 1999. – С.22

[11] Мухина В.С. Возрастная психология развития детства, отрочества: Учеб. – М.: «Академия», 1999. – С.25

[12] Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение, 1968, с. 46 – 53.

[13] Ярошевский М. Г. История психологии. 2-е изд., перераб. М., Мысль, 1976, с. 357–373, 397–402, Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. М, Политиздат, 1977.

[14] Характеризуется появлением чувства своей неповторимости, индивидуальности, непохожести на других, в отрицательном же варианте возникает противоположность – диффузное расплывчатое «я», ролевая и личностная неопределенность. Типичная черта этой фазы развития – «ролевой мораторий» (от лат. moratorium – отсрочка): диапазон выполняемых ролей расширяется, но юноша не усваивает эти роли всерьез и окончательно, а как бы пробует, примеряет их к себе. Эриксон подробно анализирует механизмы формирования самосознания, новое чувство времени, психосексуальные интересы, а также патогенные процессы и варианты развития юности.

[15] Мухина В.С. Возрастная психология развития детства, отрочества: Учеб. – М.: «Академия», 1999. – С.29

[16] Фрагменты ее книги «Душевная жизнь юношества» опубликованы в сб.: Педология юности/Под ред. И. Арямова. М. – Л., Учпедгиз, 1931.

[17] См: Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., Просвещение, 1969; о нем: Ярошевский М.Г. История психологии. 2-е изд., перераб. М., Мысль, 1976, с. 407–410; Анцыферова Л.И. Материалистические идеи в зарубежной психологии. М, Наука, 1974, с. 251–300.

[18] Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1982. С. 118-125

[19] Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1982. С. 118-125

[20] Крайг Г. Психология развития – СПб.: Питер, 2000. – С.574-583

[21] Хухлаева О.В. Психология развития: молодости, зрелости, старости: учеб. пособие – М.: ИЦ «Академия», 2002. С. 115

[22] Хухлаева О.В. Психология развития: молодости, зрелости, старости: учеб. пособие – М.: ИЦ «Академия», 2002. С. 121

[23] Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1982. С. 126

[24] Свядощ А.М. Женская сексопатология. М, Медицина, 1974, с. 99-124

[25] Крайг Г. Психология развития – СПб.: Питер, 2000. – С.574-583

[26] Крайг Г. Психология развития – СПб.: Питер, 2000. – С.574-583

[27] Крайг Г. Психология развития – СПб.: Питер, 2000. – С.574-583

[28] Макаренко А.С. Книга для родителей.– Соч. в 7-ми т. М., Изд-во АПН РСФСР, 1957, т. IV, с. 246.

[29] Крайг Г. Психология развития – СПб.: Питер, 2000. – С.574-583

[30] Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя.– М.: Просвещение, 1989. С. 134-136

[31] Общая сексопатология. Руководство для врачей/Под ред. Г.С.Васильченко. М., Медицина, 1977, с. 217.

[32] Крайг Г. Психология развития – СПб.: Питер, 2000. – С.574-583

[33] Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя.– М.: Просвещение, 1989. С. 134-136

[34] Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя.– М.: Просвещение, 1989. С. 134-136

[35] Кон И. С. Психология половых различий.– Вопросы психологии, 1981, № 2, с. 47–57.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. ЮНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Проблема возрастной периодизации юношества

1.2. Методологические проблемы возрастной психологии при изучении юношеского периода

1.3. Теории юности в зарубежной психологии

2. ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

2.1 Психосексуальная идентификация и усвоение половой роли

2.2 Психология юношеской сексуальности

2.3 Любовь и дружба юношей и девушек

2.4 Дифференциально-психологические аспекты психосексуального развития

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 


ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время вопрос о границе между подростковым периодом и юностью, юностью и зрелостью четко не разрешен. Возрастные рамки данного периода многими авторами ставятся в зависимость от действия разных факторов. Общепринятым является лишь положение о значимости влияния принадлежности к определенному поколению на индивидуальные особенности составляющих ее субъектов.

Юность – не только возрастная, но и социальная категория. Следовательно, возрастные границы во многом зависят от действия социальных факторов. Может быть, именно поэтому авторы, живущие в других экономических условиях, выделяли для нее различные возрастные рамки и давали разные названия. Так, К.Д.Ушинский считал молодежный период в жизни человека самым решающим и ограничивал его 16-23 годами. Д.Б.Бромлей признавала периодом поздней юности и ранней зрелости интервал от 18 до 21 года. Гиннзбург полагал, что возрастные рамки юности для мужчин и женщин несколько различны. У женщин, по его мнению, он длится от 15 до 20 лет, у мужчин - от 16 до 24.

В зарубежной психологии среди наиболее интересных подходов можно выделить позицию Э.Шпрангера, согласно которой юношеский возраст продолжается у девочек с 13 до 19, у мальчиков - с 14 до 22 лет и является определенной стадией духовного развития. И если для 14-17-летних главная проблема - кризис, связанный со стремлением к освобождению от детских отношений, то у 17-21-летних - это кризис «оторванности», чувство одиночества. В среднем большинство авторов нижней границей молодежного периода считают 16-17 лет, когда приобретается первичная социализация. Верхним пределом называются 24-25 лет, на который приходится завершение социализации, т.е. усвоение профессиональных, семейных, культурных функций. Понятно, что готовность к выполнению данных функций будет зависеть от конкретных общественно-исторических условий. Кроме того, следует учитывать, что физическое и социальное созревание у разных людей происходит неравномерно, поэтому можно говорить лишь об условном установлении хронологических границ юности.

Актуальность проблемы проявляется в том, что половое созревание – центральный, стержневой процесс переходного возраста, который не сводится только к биологическим изменениям. Половое созревание заново актуализирует для подростка вопрос о его половой идентичности в том, что усложняются критерии «маскулинности» и «фемининности», в которых все большую роль приобретают собственно сексуальные моменты (появление вторичных половых признаков, сексуальных интересов и т. д.). В юношеском возрасте все эти проблемы переплетаются. Старшеклассник еще сохраняет подростковую узость и стереотипность ролевых предписаний, стараясь доказать себе и другим, что он «соответствует» этим требованиям. В то же время он уже чувствует, что его индивидуальность не вписывается в жесткие рамки этой дихотомии, что мужские и женские качества не обязательно альтернативны и что сочетание их может быть разным.

Поэтому цель исследования – изучить особенности психосексуального развития в юношеском возрасте. Объект исследования – половое поведение в рамках психосексуальных установок и ориентации. Предмет исследования – процесс психосексуального развития в юношеском возрасте.

Задачи исследования:

- изучить теоретические подходы и методологические проблемы возрастной психологии при изучении юношеского периода;

- рассмотреть физические и социальные ряды развития в юношеском возрасте, особенности их протекания и факторы на них влияющие;

- проанализировать особенности психосексуального развития в юности.

Теоретической основой данной работы стали труды отечественных и зарубежных психологов И.С.Кона, О.В.Хухлаевой и Г.Крайга. При написании работы использовались учебные пособия и учебники по психологии, социологии, антропологии и возрастной психологии.


ЮНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.