Глава I . Научно-теоретические основы роли деятельности и общения в воспитании — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Глава I . Научно-теоретические основы роли деятельности и общения в воспитании

2020-03-31 140
Глава I . Научно-теоретические основы роли деятельности и общения в воспитании 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Курсовая работа

по Педагогике

 

Роль деятельности и общения в воспитании младших школьников

 

Выполнила: студентка 3 курса

ПиМНО-22

Молдабекова А.Ж.

 

Научный руководитель:

Капинос Н.В.

 

Караганда - 200 8


Введение

 

Значение и функции начальной школы в системе непрерывного образования определяются преемственностью её с другими звеньями образования и непреходящей, неповторимой ценностью этой ступени в становлении и развитии личности ребёнка. В этой связи основной функцией начальной ступени является формирование интеллектуальной, эмоциональной, деловой, коммуникативной готовности учащихся к активно-деятельному взаимодействию с окружающим миром.

Современные условия характеризуются гуманизацией воспитательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию его лучших качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Процесс гуманизации проявляется, прежде всего, в установлении субъектно-субъектных отношений, т.е. школьник рассматривается не как объект для педагогических воздействий, а как субъект со своим внутренним миром, системой ценностей, индивидуальными особенностями и т.д.

Для субъективного рассмотрения данной темы курсовой работы необходимо охарактеризовать возрастные особенности младшего школьника.

Поскольку в младшем школьном возрасте большие изменения происходят во всех сферах жизнедеятельности ребенка, то его воспитание должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами различной деятельности, развивать коммуникативные способности, формировать познавательные интересы и способности. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит различным видам детской деятельности. Основными среди них являются: общение, учебная деятельность, труд и игра.

Например, игра является эффективным средством формирования личности младшего школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Игра содержит в себе большие возможности в учебном и воспитательном процессе школьников. Она может успешно использоваться и как форма воспитания, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.

Поскольку вопрос совершенствование воспитания является актуальным всегда, то подход к воспитанию младших школьников, организация всего воспитательного процесса, должен использовать все виды деятельности и общение детей.

Цель данной курсовой работы: выявить роль деятельности и общения в воспитании младших школьников.

В соответствии с целью были сформулированы задачи курсовой работы:

- Изучить научно-теоретические основы роли деятельности и общения в воспитании;

- Провести анализ опытной воспитательной работы по формированию нравственных качеств в процессе совместной деятельности младших школьников;

- Сделать выводы.

Курсовая работа опирается на исследования классиков педагогики Команского Я.А., Ушинского К.Д., Сухомлинского В.А., ведущих педагогов-психологов. Наиболее глубоко и содержательно младший школьный возраст представлен в работах Д Б Эльконина, В. В. Давыдова, их сотрудников и последователей (Л И Айдарова, А. К Дусавицкий, А. К. Маркова, Ю. А. Полуянов, В. В. Репкин, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман и др.).

 


Глава I. Научно-теоретические основы роли деятельности и общения в воспитании

Глава II. Анализ опытной воспитательной работы по формированию нравственных качеств в процессе совместной деятельности младших школьников

Заключение

 

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.

Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности, но также имеют большое значение и другие виды деятельности младшего школьника. Каждая из форм организации воспитательного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности детей.

Учебная деятельность ребенка является совсем иной деятельностью, чем игра, она предъявляет к нему настоящие, серьезные требования. Ребенок учится реально изменять самого себя, а не символически. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития школьника.

В отличии от учебной деятельности игра является средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс.

Также важно включать в воспитательный процесс трудовую деятельность. Учебная деятельность сама по себе не может полностью обеспечить формирование нравственных качеств, она не имеет для этого благоприятных условий. В труде общественный результат деятельности выступает в реальной предметной, вещественной форме.

Использование различных коммуникативных методов (общения) в организации воспитательной работы позволяет построить продуктивные отношения детей друг с другом, сформировать коллектив, познать состояние “вместе”, резонанс ощущений самочувствия души, рождения дружбы, товарищества, братства. Такая воспитательная работа предполагает использование в учебной и внеклассной работе форм общения в диадах, триадах, групповых, классных форм и т.д.; помощь учителя в поиске друга, реализации симпатий младших школьников.

Традиционно воспитание младших школьников осуществляется лишь через освоение ими содержания учебных предметов и организацию их учебной деятельности. Педагог, организующий воспитание детей с помощью игровых методов, методов, использующих трудовую деятельность, а также через развитие общения младших школьников, получает дополнительную возможность воздействовать на познавательную и волевую сферы ребенка, позитивно влиять на успешность его воспитания.

Таким образом, в работе по формированию нравственных качеств в процессе совместной деятельности и общения младших школьников были сделаны следующие выводы:

- У младших школьников в процессе совместной деятельности любого вида, будь то игра, учение или труд, активно сплочение коллектива.

- Взаимоотношения у детей довольно устойчивые.

- Удачным методом нравственного воспитания является совместная деятельность.

- У детей возраста семи лет уже можно сформировать вполне осмысленные нравственные представления в процессе совместной деятельности.

Сплочение коллектива не будет хорошим, если не проводить в нем какую-то работу по формированию нравственных основ дружеских взаимоотношений. Нужно детям разъяснять что такое “хорошо” и что такое “плохо”. Лишь только тогда у них сформируются правильные взаимоотношения в классе. Да и потом в дальнейшей учебной деятельности дети будут уметь дружить, находить контакт с людьми, будут честными, добрыми, справедливыми, а эти нравственные качества ценятся в людях.

 


Список используемой литературы

 

1. Бабанский Ю.К. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед.ин-тов – М.: Просвещение, 1983г.

2. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие. - Пятигорск, 1990.

3. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах.- М.: Просвещение, 1980.

4. Божович Л.М. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968.

5. Бондаренко А.К., Матусин А.И. Воспитание детей в игре.- М.: Просвещение.- 1983

6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1986г.

7. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: - 1966. - № 6.

8. Гаврилова Г.П. О воспитании нравственности чувств- М.: 1984г.

9. Государственные стандарты начального образования Республики Казахстан. – Алматы, Республиканский издательский кабинет Казахской академии образования им. Ы. Алтынсарина, 1998 г., 223 стр.

10. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности// «Вопросы психологии», 1992. № 3—4. С. 14—19.

11. Дробицкий О.Г. Проблемы нравственности - М.: 1997г.

12. Коломинский Я.А. О взаимоотношениях в группе детей. //Дошкольное воспитание.- 1986, №1

13. Коменский Я. А. Великая дидактика. - Избр. пед. соч. М., Учпедгиз, 1955г.

14. Коркина В.И. Дидактика в схемах и таблицах: Учебное пособие для студентов дневной и заочной формы обучения специальности «Педагогика и методика начального обучения». – Караганда: Издательство КарГУ, 2004. – 211 с.

15. Крупская Н.К. Методические заметки. Педагогическое сочинение. М., т.3. 1959. с. 556-557

16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982.

17. Лецких Л.А. Развивающий конон в системе Эльконина-Давыдова-Репкина // Начальная школа – 1997г. №3, стр.91

18. Логинова В.И., Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов пед.институтов – М.: Просвещение, 1988

19. Лушников А.М. История педагогики: Учеб. Пособие для студентов педагогических высших учебних заведений. 2-е изд., перераб., доп. / Урал. Гос. Пед. ун-т. Екатеринбург, 1994г.

20. Макаренко А.С. Цель – воспитание – Соч. М.: 1958 т.5, стр.353

21. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. М., 2002г.

22. Методическая копилка. Для учителей начальных классов: Учеб. пособие / Автор – составитель В.П. Шульгина. (Серия «Школа радости»). Изд-е 2-е. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002. – 320 с.

23. Педагогика (под ред. П.И. Пидкасистого). М., Российское педагогическое агентство, 1996.

24. Петровский А.В. Общая психология, М.: Просвещение, 1976г..

25. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.

26. Подласый И.П. Педагогика - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000г.

27. Психология и педагогика /Учебное пособие/ М., - Нов, 1999г.

28. Рувинский Л.И. Психолого – педагогическая проблема нравственного воспитания - М., «Педагогика» 1981г.

29. Савин Н.В. Педагогика. Учеб. пособие для пед. училищ. Изд. 2-е, доп. М., «Просвещение», 1978. – 351 с.

30. Столетов В.Н. Диалоги о воспитании.- М.: Педагогика.- 1978

31. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.- Киев: Радянская школа, 1972.

32. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения, Т. 1 / Сост. С.Ф. Егоров. – М.: Педагогика, 1988 г.

33. Цукерман Г.А. Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной деятельности// «Вопросы психологии», 1999, N 6

34. Психологический словарь. Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. М.,1996.


Приложение 1

 

Таблица сформированности нравственных навыков в поведении младших школьников в процессе совместной деятельности 1 В класс СШ №35 г.Караганды

Фамилия, Имя ученика 1 2 3 средний балл
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. Бийгериева Жанета Бакай Руслан Бекешев Тимур Богданова Анна Блум Татьяна Буранбаева Сабина Вылобкова Ксения Высоцкий Кирилл Галенда Наталья Гева Максим Григорьев Александр Гриневецкая Кристина Давиденко Геннадий Данилюк Григорий Курочкина Виктория Лир Анастасия Маковский Константин Николаева Виолетта Пятков Александр Савкина Екатерина Смагулов Руслан Ступак Виктория Тайжанова Асель Теуту Анна Шишканова Наталья Шенгоф Вадим Ярмак Афанасий В В С В С С В В В С С В С С С С С В В С С В В В В С С С В С С С С В С С С С С С Н С С Н С С С Н С В В С Н Н С С Н В С В С Н С В С С Н Н Н Н Н С Н С Н С С С С Н Н С В С В С С В С С С С С С Н С С Н С С С Н С В В С Н Н

 

1. Потребность соблюдать правила и нормы культурного поведения в повседневной жизни.

2. Умение самостоятельно превращать знания и чувства в повседневную норму поведения.

3. Осознанное, аналитическое отношение к своим поступкам и поступкам сверстников.


Приложение 2

Таблица сформированности нравственных навыков в поведении младших школьников в процессе совместной деятельности 1 В класс СШ №35 г.Караганды

Фамилия, Имя ученика 1 2 3 Сред. балл
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. Бийгериева Жанета Бакай Руслан Бекешев Тимур Богданова Анна Блум Татьяна Буранбаева Сабина Вылобкова Ксения Высоцкий Кирилл Галенда Наталья Гева Максим Григорьев Александр Гриневецкая Кристина Давиденко Геннадий Данилюк Григорий Курочкина Виктория Лир Анастасия Маковский Константин Николаева Виолетта Пятков Александр Савкина Екатерина Смагулов Руслан Ступак Виктория Тайжанова Асель Теуту Анна Шишканова Наталья Шенгоф Вадим Ярмак Афанасий В В С В С С В В В С С В С С С С С В В С С В В В В С С С В С С С С В С С С С С С Н С С Н С С С Н С В В С Н Н С С Н В С В С Н С В С С Н Н Н Н Н С Н С Н С С С С Н Н С В С В С С В С С С С С С Н С С Н С С С Н С В В С Н Н

 

1. Потребность соблюдать правила и нормы культурного поведения в повседневной жизни.

2. Умение самостоятельно превращать знания и чувства в повседневную норму поведения.

3. Осознанное, аналитическое отношение к своим поступкам и поступкам сверстников.

 

№ уровня

Было: (1 срез)

Стало: (2 срез)

чел. % чел. %
В С Н 5 17 5 18.5 63 18.5 13 12 2 48 44.5 7.5

Приложение 3

 

Таблица сформированности доброжелательности учащихся 1 В класса СШ №35 г.Караганды

Фамилия, Имя ребенка 1 срез 2 срез
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. Бийгериева Жанета Бакай Руслан Бекешев Тимур Богданова Анна Блум Татьяна Буранбаева Сабина Вылобкова Ксения Высоцкий Кирилл Галенда Наталья Гева Максим Григорьев Александр Гриневецкая Кристина Давиденко Геннадий Данилюк Григорий Курочкина Виктория Лир Анастасия Маковский Константин Николаева Виолетта Пятков Александр Савкина Екатерина Смагулов Руслан Ступак Виктория Тайжанова Асель Теуту Анна Шишканова Наталья Шенгоф Вадим Ярмак Афанасий В С С В С В В С В С Н В С В С С В В С С Н В С В С С Н В В С В С В В В В С С В С В С В В В С В С В С В С В С

 

№ уровня

Было: (1 срез)

Стало: (2 срез)

Чел. % Чел. %
В С Н 11 13 3 40,7 48,2 11,1 16 11 0 59,3 40,7 0

Приложение 4

 

Игра «Цветик-семицветик», проведенная на внеклассном занятии с учащимися 1 В класса СШ №35 г.Караганды

Цель: способствует умению делать выбор, сотрудничать с окружающими.

Оборудование: цветок, красные и желтые фишки.

Ход игры.

Каждый играющий, сорвав лепесток, может задумать одно заветное желание. Рассказать о нем другим можно только тогда, когда лепесток облетит «весь свет». Дети по очереди с лепестками кружатся, произнося известные всем слова:

«Лети, лети, лепесток…»

Если желание ребенка связано с удовлетворением личных потребностей – ребенок получает желтую фишку, если оно имеет общественное значение – красную.

Собрав в конце игры все фишки, можно определить уровень нравственного развития группы. Можно обсудить с детьми, какие желания понравились и почему.

2 вариант. Один лепесток срывают двое детей. Держась за руки, они совершают «полет», обдумывая и согласуя друг с другом общее желание.


Приложение 5

Тестовое занятие «помоги другому», проведенное на уроке рисования с учащимися 1 В класса СШ №35 г.Караганды

Подготовка исследования. Приготовить для каждого испытуемого по чистому листу бумаги и по 2 листа с незавершенными рисунками, карандаши.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми и состоит из 2 серий.

Первая серия. Реальный выбор. Ребенку предлагают закрасить картинку, сделав выбор:

I ситуация — самостоятельно закрасить картинку;

II ситуация — помочь ребенку, у которого не получается рисунок;

III ситуация — закрасить незакрашенный рисунок ребенка, у которого все хорошо получается.

Дети, нуждающиеся в помощи, и тот, кто справляется с рисунком, в комнате отсутствуют. Взрослый объясняет, что они «вышли за карандашами». Если испытуемый решает помочь, то потом он может раскрасить и свою картинку.

Вторая серия. Вербальный выбор. Испытуемого ставят в условия выбора (см. первую серию) с помощью рассказа, в котором фигурируют 2 ребенка. У одного из них работа (постройка из снега) идет успешно, а у другого — нет. Ребенок делает выбор одной из трех ситуаций.

Обработка данных. Результаты оформляют в таблицу 2, приведенную ниже.


Таблица 2

I серия

II серия

Всего детей

Ситуация

 
I II III I II III  
             

 

Поскольку оказание помощи другому человеку в данной ситуации не ущемляет никаких интересов ребенка, ее можно трактовать как показатель наличия сочувствия. Делают выводы о том, оказывает ли ребенок помощь под влиянием сочувствия или просто предпочитает совместную деятельность индивидуальной.


Приложение 6

 

Сюжетные незаконченные рассказы, используемые на внеклассных занятиях с учащимися 1 В класса СШ №35 г.Караганды

Воспитатель: «Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи». Примеры ситуаций.

1. Дети строили город. Оля не хотела играть. Она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила... Что ответила Оля? Почему?

2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут к ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила... Что ответила Катя? Почему?

3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша - зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, - сказала Люба, - можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ей ответил... Что ответил Саша? Почему?

Помните, что в каждом случае нужно добиваться от ребенка мотивировки ответа.

 

Курсовая работа

по Педагогике

 

Роль деятельности и общения в воспитании младших школьников

 

Выполнила: студентка 3 курса

ПиМНО-22

Молдабекова А.Ж.

 

Научный руководитель:

Капинос Н.В.

 

Караганда - 200 8


Введение

 

Значение и функции начальной школы в системе непрерывного образования определяются преемственностью её с другими звеньями образования и непреходящей, неповторимой ценностью этой ступени в становлении и развитии личности ребёнка. В этой связи основной функцией начальной ступени является формирование интеллектуальной, эмоциональной, деловой, коммуникативной готовности учащихся к активно-деятельному взаимодействию с окружающим миром.

Современные условия характеризуются гуманизацией воспитательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию его лучших качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Процесс гуманизации проявляется, прежде всего, в установлении субъектно-субъектных отношений, т.е. школьник рассматривается не как объект для педагогических воздействий, а как субъект со своим внутренним миром, системой ценностей, индивидуальными особенностями и т.д.

Для субъективного рассмотрения данной темы курсовой работы необходимо охарактеризовать возрастные особенности младшего школьника.

Поскольку в младшем школьном возрасте большие изменения происходят во всех сферах жизнедеятельности ребенка, то его воспитание должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами различной деятельности, развивать коммуникативные способности, формировать познавательные интересы и способности. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит различным видам детской деятельности. Основными среди них являются: общение, учебная деятельность, труд и игра.

Например, игра является эффективным средством формирования личности младшего школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Игра содержит в себе большие возможности в учебном и воспитательном процессе школьников. Она может успешно использоваться и как форма воспитания, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.

Поскольку вопрос совершенствование воспитания является актуальным всегда, то подход к воспитанию младших школьников, организация всего воспитательного процесса, должен использовать все виды деятельности и общение детей.

Цель данной курсовой работы: выявить роль деятельности и общения в воспитании младших школьников.

В соответствии с целью были сформулированы задачи курсовой работы:

- Изучить научно-теоретические основы роли деятельности и общения в воспитании;

- Провести анализ опытной воспитательной работы по формированию нравственных качеств в процессе совместной деятельности младших школьников;

- Сделать выводы.

Курсовая работа опирается на исследования классиков педагогики Команского Я.А., Ушинского К.Д., Сухомлинского В.А., ведущих педагогов-психологов. Наиболее глубоко и содержательно младший школьный возраст представлен в работах Д Б Эльконина, В. В. Давыдова, их сотрудников и последователей (Л И Айдарова, А. К Дусавицкий, А. К. Маркова, Ю. А. Полуянов, В. В. Репкин, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман и др.).

 


Глава I. Научно-теоретические основы роли деятельности и общения в воспитании


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.111 с.