Канадо-американская зона свободной торговли — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Канадо-американская зона свободной торговли

2020-03-31 181
Канадо-американская зона свободной торговли 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. КАНАДО-АМЕРИКАНСКАЯ ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ

2. ИНВЕСТИЦОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РАМКАХ НАФТА

3. ВЛИЯНИЕ УЧАСТИЯ НАФТА НА КАПИТАЛОПОТОКИ В КАНАДЕ И МЕКСИКЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Международная экономическая интеграция – характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. К началу XXI века она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран-членов интеграционных группировок. Слово «интеграция» происходит от лат. integratio – восполнение или integer – целый. Международная экономическая интеграция – это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями. Получившая наибольшее распространение региональная экономическая интеграция, возможно, в будущем станет начальной стадией глобальной интеграции, т.е. слияния региональных интеграционных объединений.

Движущей силой международной экономической интеграции выступают фирмы. Они заинтересованы в достижении оптимального масштаба деятельности, в том числе через сотрудничество и кооперирование с иностранными компаниями в рамках региона без таможенных и других ограничений. Фирмы используют преимущества интеграции в следующей последовательности: расширение рынков сбыта создает предпосылки для оживления международной торговли; это в свою очередь становится импульсом к реорганизации производства товаров и услуг и оживлению в экономике. Последнее создает стимулы для роста инвестиций и ведет в конечном счете к росту прибылей.

Существуют взаимосвязь и различия между международной экономической интеграцией и процессом глобализации. Так, по мнению Ю.В. Шишкова, если глобализация - это новое качество интернационализации на стадии предельно возможного развития ее вширь, то интеграция - наивысшая ступень развития ее вглубь.

Появление новых интеграционных объединений связано со стратегическим, экономическим, политическим и географическим мотивами. Стратегически формирование объединения нацелено на определение новых рамок сотрудничества в противовес возможным торговым спорам; с экономической точки зрения призвано повысить благосостояние населения, что требует проведения адекватных мер - создания общего рынка, сокращения издержек производства, роста зарубежных капиталовложений, реструктуризации экономики; наконец, географические мотивы интеграционных группировок исходят из расширения взаимных торгово-инвестиционных связей в соседних странах. Так, например, взаимный товарооборот между США и Канадой был бы в 13 раз меньше, если бы они не граничили друг с другом.

Североамериканскиое соглашение о свободной торговле (НАФТА) между Канадой, Соединенными Штатами Америки и Мексикой, созданное для поощрения увеличения торговли и инвестиций между партнерами по НАФТА. Соглашение содержит грандиозный план уничтожения тарифов и сокращения нетарифных барьеров наряду с обстоятельными положениями по ведению бизнеса в зоне свбодной торговли. Это включает в себя правила, касающиеся инвестиций, услуг, интеллектуальной собственности, конкуeренции и передвижения деловых людей через границы.

Международная экономическая интеграция расширяет стратегические возможности международных компаний в направлениях перехода от экспорта к прямым иностранным инвестициям, повышения эффективности ПИИ в связи с наличием «четырех свобод», расширением возможностей для объединения компаний стран-участниц интеграционной группировки.

Целью работы является рассмотрение тенденций к глобализации и интернационализации в Североамериканском регионе, основными задачами являются анализ механизма действия двух соглашений КУСФТА и НАФТА и рассмотрение результатов, достигнутых экономиками стран участниц в результате действия данных соглашений.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В нашей работе мы попытались рассмотреть сущность и определить всю значимость и важность региональных инвестиционных соглашений в Северной Америке.

Создание соглашения о Канадо-Американской зоне свободной торговли КУСФТА не оказала существенного влияния на радикальные изменения в притоке ПЗИ в экономику Канады, поскольку не наблюдалось значительных изменений в инвестиционном климате Канады.

Наиболее значимая и динамичная интеграционная группировка на американском континенте – НАФТА. Подписав НАФТА, Канада, США и Мексика сделали выбор в пользу региональной интеграционной модели, который следовал из их экономических интересов и опирался на тот непреложный факт, что при общей тенденции укрепления мировых связей, их наращение в границах регионов происходит опережающими темпами. На основе этой тенденции и в качестве ее политико-юридического оформления происходит образование региональных интеграционных группировок, которое дает дополнительный импульс для нового прыжка в плане интенсификации внутрирегиональных экономических связей. Вместе с тем, подобные региональные группировки имеют потенциал преобразования в замкнутые экономические блоки, что может отрицательно повлиять на мировую торговлю.

НАФТА уже действует более десяти лет, но довольно рано делать определенные выводы, исходя исключительно из статистических данных. Влияние НАФТА сложно разграничить с влиянием других факторов. Но все же можно утверждать, что сторонники трехстороннего Соглашения имеют основания быть удовлетворенными первыми результатами его действия. Лишь за первые годы действия Соглашения увеличение объемов торговли США с Канадой и Мексикой почти в два раза превысило рост объемов торговли со странами, которые не являются участницами НАФТА. Американский экспорт в Мексику возрос на 22 %, а импорт из Мексики - на 23 %. Торговый оборот между странами НАФТА в настоящее время составляет 1 миллиард 800 миллионов долларов.

Рост экспорта приводит, в свою очередь, к созданию новых рабочих мест. Кроме этого, важность и ценность НАФТА определяется еще и тем, что многие вопросы, например, о механизме разрешения споров и некоторые другие, урегулированы здесь лучше чем, скажем, в документах ГАТТ.

"На основе НАФТА образовывается мощнейшее в современном мире экономическое объединение. С течением времени на его основе состоится поэтапная интеграция стран континента, но в любом случае в сферу влияния НАФТА попадут другие страны Западного полушария", - так оценивает значение этого союза Збигнев Бжезинский. Иначе говоря, НАФТА это лишь первый шаг США к созданию под их эгидой единой мощной группировки от Аляски до Огненной Земли.

Наибольшую выгоду от заключенного соглашения должны получить потребители торгового блока, поскольку в результате усиления конкуренции и снижения тарифов снизятся цены на широкий круг товаров. В выгодном положении должны оказаться и американские промышленники, поскольку возрастет приток дешевой рабочей силах, гарантированный рост доходов ожидается в таких секторах Американской экономики, как производство электроники, компьютерного обеспечения, стройматериалов, автозапчастей и др. В то же время убытки понесут американские фермеры, производящие сахар, цитрусовые, зимние овощи. Что касается Мексики, то она с помощью НАФТА планирует ускорить темпы своего экономического развития, примерно 1,6-2,6% годового прироста ВВП. В итоге Мексика сможет сократить период реформирования своей экономики и приобщения к клубу промышленно развитых стран с полувека до 10-15 лет.

Соглашение о создании НАФТА признается образцом многостороннего инвестиционного регулирования. В нем определены три инвестиционных режима — национальный, режим наибольшего благоприятствования и недискриминации, а также высокий стандарт защиты зарубежных инвесторов на основе свободного перевода доходов и прибыли за рубеж, гарантии от возможной экспроприации или иных форм утраты собственности и компенсации в связи с этим. Нормы соглашения распространяются на прямые и портфельные инвестиции благодаря широкому определению инвестиций.

Соглашение НАФТА определяет унифицированные правила допуска и функционирования инвесторов из стран-участниц и предусматривает дальнейшую либерализацию инвестиционных режимов США, Канады и Мексики на основе предоставления национального режима. Условия соглашения дают возможность инвесторам стран-участниц применять режим, не менее благоприятный, чем предоставляемый собственным предпринимателям в отношении создания, приобретения, расширения, управления и ликвидации капиталовложений. Соответствующие статьи НАФТА обязуют власти штатов США и провинций Канады распространить национальный режим в отношении инвесторов из стран — участниц группировки.

Членство в НАФТА позитивно сказалось на динамике притока зарубежных инвестиций в экономику Канады и Мексики. Максимальный эффект на ПЗИ экономическая интеграция оказала в Мексике. Опыт этой страны показывает, что развитие интеграции между развитыми и развивающимися странами стимулирует приток зарубежных инвестиций на рынок развивающихся стран благодаря реформированию и либерализации национальной экономики.

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. КАНАДО-АМЕРИКАНСКАЯ ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ

2. ИНВЕСТИЦОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РАМКАХ НАФТА

3. ВЛИЯНИЕ УЧАСТИЯ НАФТА НА КАПИТАЛОПОТОКИ В КАНАДЕ И МЕКСИКЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Международная экономическая интеграция – характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. К началу XXI века она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран-членов интеграционных группировок. Слово «интеграция» происходит от лат. integratio – восполнение или integer – целый. Международная экономическая интеграция – это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями. Получившая наибольшее распространение региональная экономическая интеграция, возможно, в будущем станет начальной стадией глобальной интеграции, т.е. слияния региональных интеграционных объединений.

Движущей силой международной экономической интеграции выступают фирмы. Они заинтересованы в достижении оптимального масштаба деятельности, в том числе через сотрудничество и кооперирование с иностранными компаниями в рамках региона без таможенных и других ограничений. Фирмы используют преимущества интеграции в следующей последовательности: расширение рынков сбыта создает предпосылки для оживления международной торговли; это в свою очередь становится импульсом к реорганизации производства товаров и услуг и оживлению в экономике. Последнее создает стимулы для роста инвестиций и ведет в конечном счете к росту прибылей.

Существуют взаимосвязь и различия между международной экономической интеграцией и процессом глобализации. Так, по мнению Ю.В. Шишкова, если глобализация - это новое качество интернационализации на стадии предельно возможного развития ее вширь, то интеграция - наивысшая ступень развития ее вглубь.

Появление новых интеграционных объединений связано со стратегическим, экономическим, политическим и географическим мотивами. Стратегически формирование объединения нацелено на определение новых рамок сотрудничества в противовес возможным торговым спорам; с экономической точки зрения призвано повысить благосостояние населения, что требует проведения адекватных мер - создания общего рынка, сокращения издержек производства, роста зарубежных капиталовложений, реструктуризации экономики; наконец, географические мотивы интеграционных группировок исходят из расширения взаимных торгово-инвестиционных связей в соседних странах. Так, например, взаимный товарооборот между США и Канадой был бы в 13 раз меньше, если бы они не граничили друг с другом.

Североамериканскиое соглашение о свободной торговле (НАФТА) между Канадой, Соединенными Штатами Америки и Мексикой, созданное для поощрения увеличения торговли и инвестиций между партнерами по НАФТА. Соглашение содержит грандиозный план уничтожения тарифов и сокращения нетарифных барьеров наряду с обстоятельными положениями по ведению бизнеса в зоне свбодной торговли. Это включает в себя правила, касающиеся инвестиций, услуг, интеллектуальной собственности, конкуeренции и передвижения деловых людей через границы.

Международная экономическая интеграция расширяет стратегические возможности международных компаний в направлениях перехода от экспорта к прямым иностранным инвестициям, повышения эффективности ПИИ в связи с наличием «четырех свобод», расширением возможностей для объединения компаний стран-участниц интеграционной группировки.

Целью работы является рассмотрение тенденций к глобализации и интернационализации в Североамериканском регионе, основными задачами являются анализ механизма действия двух соглашений КУСФТА и НАФТА и рассмотрение результатов, достигнутых экономиками стран участниц в результате действия данных соглашений.


КАНАДО-АМЕРИКАНСКАЯ ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Одним из самых знаменательных событий в канадо-американских отношениях является подготовка и подписание Североамериканского соглашения о свободной торговле, которое явилось важной вехой в процессе экономической интеграции в данном регионе.

Интеграционные процессы в Северной Америке, естественно, начались задолго до подписания соглашения о свободной торговле. К ним объективно подталкивала географическая близость в условиях интернационализации хозяйственной жизни и расширения трансграничного передвижения товаров, капиталов, услуг, людских ресурсов. Эта тенденция, естественно, должна была найти свое отражение в межгосударственных отношениях. США и Канада вели переговоры с конца XIX в., а в 1948 г. даже подписали проект протокола о либерализации торговли, который так и не вошел в силу. Следующим шагом к интеграции стал американо-канадский "Автопакт" 1965 г., способствующий либерализации и реструктуризации рынков автомобилей и комплектующих к ним. Однако с конца 60-х гг. стал наблюдаться раскол в позициях либералов и консерваторов в Канаде к процессу канадо-американской экономической интеграции. Либеральное правительство Трюдо (1986 – 1984 гг.) считало, что процесс дальнейшей интеграции приведет к усилению зависимости Канады от Соединенных Штатов. Была принята, уже упоминавшаяся ранее, политика «третьей альтернативы», которая предполагала «всестороннюю, долговременную стратегию развития и укрепления канадской экономики… при одновременном уменьшении… уязвимости Канады»

Однако пришедшие к власти консерваторы во главе с Б. Малруни, наоборот, видели решение главных экономических проблем Канады в решительном сближении с Соединенными Штатами[14,с.16]. Правительство Малруни повернуло внешнеэкономическую политику на 180 градусов, взяв курс на всестороннее экономическое сближение с США. В результате долгих переговоров было подписано соглашение о Канадо-Американской зоне свободной торговли КУСФТА (Canada-USA Free Trade Agreement –CUSFTA), вступившее в силу с 1 января 1989 г и призванное обеспечить канадским товарам гарантированный и привилегированный доступ на огромный рынок США. После нескольких десятилетий постепенной и прогрессирующей либерализации торговли между двумя странами растущий протекционизм США стал представлять собой серьезное препятствие канадскому экспорту, а, следовательно, и экономическому благосостоянию страны. Поэтому заинтересованность Канады в расширении и большей безопасности доступа на американский рынок с целью внутреннего экономического роста стала основной причиной переговоров по свободной торговле в 1985-1988 гг. Вторая причина, тесно связанная с требованиями канадских деловых кругов, состояла в том, что двустороннее соглашение ФТА должно было способствовать реструктуризации экономики Канады через ослабление вмешательства государства и предоставление свободы действия рыночным силам. Таким образом, ФТА определило политику в долгосрочной перспективе: обеспечивая свободный доступ к иностранным инвестициям и рыночному формированию цен на энергетические ресурсы, оно выражало и защищало интересы частного сектора. Поэтому любые действия против данного соглашения означали сворачивание экономических реформ, недовольство и сопротивление частного бизнеса и представляли довольно значительный риск для правительства[16].

Но подписанию этого соглашения предшествовали самые горячие дискуссии по поводу «за» и «против» соглашения ФТА, прогнозы сторонников и противников его заключения, естественно, сильно различались. Противники соглашения о свободной торговле считали, что ФТА усилит и без того очень большую зависимость канадской экономики от американской. Результатом будет повышение уязвимости, а не устойчивости. Углубится сырьевая ориентация хозяйства Канады, и очень вероятно сокращение занятости в ряде отраслей обрабатывающей промышленности и сферы услуг. Бремя тягот, связанных с интенсивной структурной перестройкой и резким обострением конкурентной борьбы, ляжет, прежде всего, на работников наемного труда. Поэтому в начале 1988 г. министерство финансов Канады опубликовало документ «Канадо-американское соглашение о свободной торговле. Экономическая оценка», в котором приводило следующие главные аргументы в пользу заключения соглашения: Во-первых, получив широкий и надежный доступ к огромному американскому рынку, Канада сможет укрепить свои позиции в мировом хозяйстве, ее экономика станет более конкурентоспособной и сильной. Во-вторых, возможность развития оптимальных по масштабу производств будет способствовать росту их эффективности и стимулировать технологические нововведения. В-третьих, более сильная и эффективная экономика позволит наилучшим образом поддерживать социальные программы и укреплять культурную самобытность Канады.

По прогнозам, разработанным исследовательскими центрами ряда университетов, экономическим советом Канады и Министерством финансов, в среднесрочной перспективе — через пять лет после вступления в силу ФТА, то есть к 1993 г. — реальный прирост ВВП должен был составить от 3 до 6 процентов в среднем ежегодно. И действительно, к концу 1993 г. ускорение роста канадо-американской торговли в результате действия соглашения 1988 г. уже принесло осязаемые результаты экономике Канады. Формирование двусторонней зоны свободной торговли осуществлялось на основе ликвидации тарифов в взаимной торговле, а также уменьшения дискриминации в отношении прямых взаимных капиталопотоков, включая расширение права на создание компаний и применение национального режима. Исключение – сфера телекоммуникаций, не подпадающая под условия либерализации. Запрещены американские инвестиции в канадскую сферу культуры, а в отношении ограничений на собственность в энергетике, транспорте и финансовой сфере Канады для инвестиций из США применяется «дедушкина оговорка»[9, с.231]. Также в Канаде сохраняется практика отбора зарубежных инвестиционных проектов – в частности, могут пересматриваться решения о поглощениях канадских фирм стоимостью более 150 млн. долл. Зарубежными компаниями.

Важными условиями КУСФТА являются расширение правовых рамок для прямых взаимных инвестиций и определение процедуры разрешения споров с целью уменьшения рисков как для правительств, так и для компаний стран-участниц.

Либерализация взаимной торговли была в основном проведена до подписания соглашения (в рамках ГАТТ и специальных двусторонних соглашений — Автопакт и Пакт о совместной обороне).

Реализация положений КУСФТА закрепила и устранила дискриминационные ограничения во взаимной торговле.

В целом создание Канадо-американской зоны свободной торговли не привело к радикальным изменениям в динамике ПЗИ в Канаду. Во-первых, членство в группировке не содействовало существенному изменению национального инвестиционного климата так как еще до вступления в силу соглашения КУСФТА доля взаимных ПЗИ была высокой. Во-вторых, высокий уровень экономического развития стран-участниц, и до подписания соглашения они имели сравнительно открытые торговые и инвестиционные режимы, а также интегрированные де-факто рынки.

Массовый приток ПЗИ из третьих стран в экономику Канады наблюдался в 1988—1990 гг., т.е. сразу после начала функционирования группировки, что благоприятно сказалось на привлекательности данного государства для инвесторов из третьих стран.

Географическая структура экспорта канадских ПЗИ изменилась. До 1990 г. инвестиции направлялись главным образом в США, однако позднее доля США в канадском экспорте ПЗИ снижалась, а доля стран ЕС возрастала (за исключением Великобритании — традиционно важного инвестиционного партнера Канады). При этом изменение географической структуры канадских ПЗИ не было связано с функционированием двусторонней зоны свободной торговли, хотя оно и гарантирует недискриминационный допуск канадских компаний на рынок США.

Таким образом, КУСФТА не оказала существенного влияния на радикальные изменения в притоке ПЗИ в экономику Канады, поскольку не наблюдалось значительных изменений в инвестиционном климате Канады.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.