Процедура обращения граждан в Европейский Суд по правам человека . — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Процедура обращения граждан в Европейский Суд по правам человека .

2020-04-01 98
Процедура обращения граждан в Европейский Суд по правам человека . 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 После ратификации Азербайджаном Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. С этого момента граждане получат реальную возможность направлять индивидуальные жалобы, связанные с нарушением их прав, в Европейский Суд по правам человека (г. Страсбург). Суд представляет собой наднациональный орган, обращение в который возможно лишь при условии исчерпания всех внутригосударственных средств защиты. Однако, при подаче жалобы гражданам необходимо обратить особое внимание на четкое соблюдение установленных правил и выполнить все требования, предъявляемые к форме документа. Это наиболее важное условие на начальном этапе прохождения жалобы, поскольку от этого зависит, будет ли заявление принято к рассмотрению Европейским Судом по правам человека или нет.2

 

 

1. Суд рассматривает петиции, направленные от любого лица, неправительственной организации или группы лиц, которые считают, что в отношении их были нарушены права, предусмотренные Европейской Конвенцией. Иначе говоря, жаловаться нужно на нарушение соотвествующих статей Конвенции о защите прав человека.

2. Суд рассматривает только те жалобы, которые направлены против государства, подписавшего и ратифицировавшего Конвенцию по правам человека, и которые относятся к событиям наступившим после ратификации настоящей Конвенции этим государством. Суд не может рассматривать жалобы, направленные против частных лиц или негосударственных (коммерческих) организаций. На это положение следует обратить особое внимание. Ни один гражданин или неправительственная организация не имеют права настаивать на удовлетворении даже самых справедливых требований, если сам факт нарушения тех или иных прав произошел до ратификации Азербайджаном Конвенции по правам человека.

3. Суд рассматривает жалобы, связанные с нарушением тех прав, которые гарантированы Конвенцией и Протоколами к ней. В остальных случаях жалобы отклоняются. Азербайджанским гражданам надо иметь ввиду то, что большинство социально-экономических прав не закреплены в Конвенции. В ней устанавливаются, главным образом, гражданские и политические права.

4. В качестве определяющего условия принятия жалоб к рассмотрению. Конвенция формулирует требование об исчерпании всех внутригосударствен- ных правовых средств защиты вплоть до Верховного Суда АР (решения по надзорным жалобам не учитываются). Это значит, что защиту прав человека должны обеспечивать прежде всего государственные органы, которые обязаны признавать принципы и нормы Конвенции в качестве приоритетной основы своей деятельности. Европейский Суд должен прежде всего способствовать осуществлению контроля за соблюдением прав человека на национальном уровне.

5. В связи с этим, особое внимание следует обратить на правило, согласно которому Суд может принять дело к рассмотрению после исчерпания всех внутренних средств правовой защиты и лишь в течение шести месяцев с даты принятия окончательного решения на национальном уровне. Это означает, что любой азербайджанский гражданин может направить свою жалобу в Суд, если окончательное решение по его делу будет принято после ратификации Азербайджаном Конвенции по правам человека и только в течении шести месяцев после этой даты.

6. Суд не рассматривает жалобы, которые:

- являются анонимными;

- являются по существу теми же, которые уже были рассмотрены Судом ранее или уже являются предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования;

- являются необоснованными;

- представляют собой злоупотребление правом подачи петиции.

7. Суд рассматривает жалобы только против действий или решений государственных органов власти и не принимает жалобы, направленные против частных лиц или государственных учреждений. Суд может на любой стадии разбирательства принять решение об исключении жалобы из своего списка дел, т.е. определить ее как неприемлемую, если:

- жалоба не соответствует вышеназванным правилам;

- заявитель более не намерен добиваться рассмотрения своей жалобы;

- вопрос был уже решен;

- по любой другой причине, если Суд посчитает нецелесообразным продолжать рассмотрение петиции.1

Решение Суда относительно приемлемости жалоб являются окончательными и не подлежат обжалованию. Однако заявитель может представить на рассмотрение новую жалобу, если в деле возникли дополнительные обстоятельства. В случае принятия дела к рассмотрению Суд проводит расследование по фактам нарушений прав человека и направляет материалы заинтересованным сторонам для дружественного решения спора. Если сторона, против которой подана жалоба, не принимает удовлетворительных мер в течение установленного срока, то Комитет Министров решает большинством в две трети голосов, такие меры должны быть предприняты в связи с его первоначальным решением, и публикует доклад. Решение Комитета Министров является обязательным для исполнения страной, ратифицировавшей Европейскую Конвенцию по правам человека.

Заявитель, если его жалоба принята, может выразить пожелание участвовать в процедуре рассмотрения своего дела в Европейском Суде. Заявитель может быть представлен адвокатом. Процесс рассмотрения жалобы Судом не предполагает никаких расходов, так как процедура является бесплатной и не требует обязательного участия адвоката. Так же Европейский Суд при определенных условиях может оказывать бесплатную юридическую помощь заявителю, не имеющему достаточных финансовых средств. В этом случае заявитель должен документально подтвердить отсутствие у него необходимых средств. Заявитель может получить освобождение от уплаты судебных издержек при защите своего дела в Суде. При подаче заявления следует обратить особое внимание на статьи Европейской Конвенции, на которые надо обязательно ссылаться в Вашем заявлении. Вам также следует дать четкое, ясное и краткое описание фактов, свидетельствующих о нарушении Ваших прав. Эти факты надо описать в хронологическом порядке с указанием детального рассмотрения дела в судах и иных органах власти. При этом следует приложить копии всех решений по Вашей жалобе из всех инстанций судов вплоть до Верховного Суда АР. Особое внимание следует обратить на необходимость указать точные даты всех решений. Ведь, как уже отмечалось, Суд принимает заявление к рассмотрению лиц в течении шести месяцев с даты принятия окончательных решений на национальном уровне. Несмотря на то, что официальными языками Совета Европы являются английский и французский, заявителю предоставляется право подавать индивидуальную жалобу на своем родном языке. Жалобы направляются в Суд непосредственно заявителем. Никакие государственные учреждения не могут быть использованы в качестве посредников для их пересылки адресату. После получения Вашей жалобы Секретариат Совета Европы направляет Вам необходимую информацию о Ваших дальнейших действиях.1

Жалобы следует направлять по адресу:

European Court on Human Rights, Council of Europe

F - 67075 Strasbourg Cedex France

Fax: 3-33-88-41-27-30

8. Ваше письмо должно содержать следующие сведения:

а. краткое изложение Вашей жалобы;

б. указание права или прав, гарантированных Конвенцией, которые Вы считаете нарушенными;

в. средства защиты, которые Вы использовали;

г. список решений, вынесенных по Вашему делу официальными властями, с указанием точной даты каждого решения, краткого содержания и инстанций, вынесших их. Приложите к Вашему письму фотокопии вышеупомянутых документов. (Эти документы не будут Вам возвращены. Следовательно, Вы заинтересованы посылать только копии, а не оригиналы документов). 

ГЛАВА 3

§ 1 ПЕРЕСПЕКТИВА В СЕ ДЛЯ АЗЕРБАЙДЖАНА.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод - это основной международный документ, на основе которого работает Совет Европы. Члены Совета Европы, должны руководствоваться его правилами, а данная конвенция, его основа, главное правило. Детально механизм конвенции. Первый вопрос, который действительно волнует нас. Обязательства, которые даются в конвенции, это обязательства прежде всего аналогичные конституционным обязательствам, которые мы дали сами своему собственному народу в Конституции и основных законах, касающихся прав человека. В чем состоит ее отличие? Оно состоит в том, что она зачастую дает более четкие определения, а также с учетом 40-летней практики Европейского Суда там выработана целая система прецедентов в отношении определенных конкретных случаев, что уточняет подход, соответствующий европейским стандартам, к правам человека. Конечно, сказанное отнюдь не означает, что мы должны сидеть сложа руки и не устранять недостатки нашего законодательства. Комитет наш, в частности, потребовал от Правительства предоставить разъяснения по поводу планов корректировки законодательства в соответствии с конвенцией.Еще один вопрос это проблема реализации конвенции. Основной вопрос здесь - степень готовности исполнительной, судебной власти к реализации данной конвенции. Пока, к сожалению, наши судебная, правовая и пенитенциарная системы не полностью соответствуют требованиям конвенции. Наверное, все депутаты Милли Меджлиса хорошо знают, как здесь обстоят дела. Известно что волокита в судах, и о произволе при арестах и ведении следствия и т.д. Важно однако, отметить, что наши правительство, апарат президента и др. органы в ходе обсуждения и в письменных своих заявлениях однозначно высказываются за ратификацию конвенции. В этом я вижу их искреннее стремление содействовать реформированию нашей (к сожалению, еще довольно отсталой и нуждающейся в изменениях) правовой системы.1

Конечно же, для этого требуются средства. Но средства требуются для реформы нашей пенитенциарной системы, для реформы нашей судебной системы, которая все равно необходима. Поэтому каких-то дополнительных крупных расходов на конвенцию не требуется. Действительно, существует конвенция СНГ, которая не вступила в силу. Шесть государств - участники СНГ являются членами Совета Европы. Поэтому они уже руководствуются и будут руководствоваться как конвенцией СНГ (в случае, если она вступит в силу), так и конвенцией Совета Европы. Это, наверное, лучшее доказательство того, что никаких противоречий там нет. Там есть разночтения, точнее, не разночтения, а разные моменты, связанные с более глубокой проработкой в конвенции СНГ социальных и экономических вопросов и более глубокой проработкой в европейской конвенции правовых вопросов, касающихся прав личности и так далее. Вот те вопросы, на которых я хотел бы остановиться. Речь идет о важном документе, с которым мы должны работать в Совете Европы (как полноправный член Совета Европы, всех его организаций). Комитет считает важным и целесообразным ратифицировать данный документ.

Должно обсуждаться также детали возможного компромисса по урегулированию наиболее болезненной для Азербайджана проблемы Нагорного Карабаха. Как известно, карабахский конфликт привел республику в начале 90-х годов к кровопролитной войне с Арменией, о которой до сих пор напоминают разрушенные города и села этого региона и сотни тысяч беженцев, ютящихся в палаточных лагерях на территории Азербайджана.

Азербайджан принят в Совет Европы

Принесет ли это нашей стране больше безопасности и стабильности, придаст ли дополнительные стимулы для демократического развития, торжества права и законности - покажет время. Однако укрепление позиции Азербайджана как неотъемлемой составной части общеевропейского политико-культурного пространства - факт, несомненно, отрадный. Для начала немного истории. Совет Европы (не следует путать с Европейским Союзом, который объединяет экономически развитые страны континента). Совет Европы изначально был создан для того, чтобы на государственном уровне обеспечить защиту прав человека, демократии и власти закона, способствовать осознанию целостности Европы на основе общих ценностей и культуры. Руководящий орган Совета Европы - комитет министров. Он состоит из министров иностранных дел или их представителей в Страсбурге (в настоящее время работает под председательством Италии). Местом публичных дискуссий и политического диалога является Парламентская ассамблея, в которой каждая из входящих в организацию стран имеет собственную квоту. Существует конгресс местных и региональных администраций, состоящий из палаты местных администраций и палаты регионов. Секретариат Совета Европы, насчитывающий, более 1200 человек, возглавляется генеральным секретарем.1

Путь Азербайджана в эту организацию, как и некоторых других постсоветских стран, отнюдь не был гладким. В стране была принята новая, отвечающая по многим своим параметрам европейским стандартам, Конституция. Отменена смертная казнь, ликвидирована цензура в СМИ, начата реформа судебной системы. Усовершенствовано, хоть и не без замечаний, законодательство и достигнут некоторый прогресс в проведении выборов на многопартийной основе. Азербайджанскими властями неоднократно проводились амнистии (эта мера применена в отношении 9 тыс. чел.) и предприняты некоторые меры по улучшению условий содержания заключенных. Однако Совет Европы продолжает настаивать на требовании в отношении пересмотра дел и освобождения лиц, в делах которых усматриваются политические аспекты. Некоторые претензии имеются в отношении уровня демократичности, честности и справедливости проведенных парламентских и более ранних муниципальных выборов.

С мая сего года начался полугодовой период председательствования Италии в Совете Европы. Накануне этого события Ламберто Дини, который отныне будет возглавлять Комитет министров иностранных дел СЕ. При этом глава дипломатического ведомства подчеркнул, что предстоящее полугодие странам-участницам СЕ следует ставить перед собой реально выполнимые, конкретные задачи в рамках общей стратегии защиты прав человека. В качестве одной из таких приоритетных целей Дини назвал формирование "европейского пространства без смертной казни", что полностью вписывается в концепцию деятельности СЕ, который в этом году отметил свое 50-летие. Еще одной важной задачей будет создание благоприятных условий для очередного расширения Совета за счет принятия в него новых членов. В числе наиболее вероятных претендентов на скорое вступление сейчас называются Монако, а также Босния и Герцеговина. По словам Дини, в рамках своего председательствования Италия намерена придать новый импульс международному измерению деятельности СЕ, развивая и укрепляя его традиционную роль в деле расширения диалога и сотрудничества европейских демократий в политической, правовой, культурной и социальной областях. Естественно, под усилением международного измерения деятельности СЕ подразумевается не только проведение всех этих форумов, но и более активное участие организации в решении серьезных европейских проблем, связанных с обеспечением основных прав человека и консолидацией демократических институтов. Судя по ряду высказываний Дини, Италия на посту председателя СЕ намерена активизировать рассмотрение проблем, из которых невозможно решить без непосредственного участия всех стран. Не следует забывать также, что вышеуказанная резолюция ПАСЕ носит сугубо рекомендательный характер. Повторим, что в ближайшее время этот орган будет возглавлять Дини, прагматичный и осторожный политик, не склонный к эмоциональному восприятию столь жгучих вопросов. Подобный конструктивный подход Дини (который, кстати, занимал пост министра иностранных дел в четырех последних правительствах Италии начиная с 1996 года) в целом характерен для итальянской дипломатии. Сейчес Совет Европы продвигается все дальше и дальше на Восток: в апреле прошлого года в его ряды была принята Грузия, а сейчас пришла очередь Армении и Азербайджана. На заседании Комитета министров Совета Европы 8-9 ноября было принято решение принять в члены Совета Европы эти две кавказские республики. Осталась лишь одна формальность - назначить дату принятия. В отношении к СРЮ также произошли существенные перемены. Новый югославский Президент Воислав Коштуница был приглашен на заседание Комитета министров Совета Европы, на котором он получил полную поддержку и гарантии интеграции новой Югославии в политическую жизнь Европы. Генеральный секретарь Совета Европы Вальтер Швимлер высказался за придание югославской парламентской делегации статуса "специального приглашенного", что позволило бы ей принимать участие в работе Парламентской Ассамблеи Совета Европы и ее комиссиях. Очень вероятно, что статус "специального приглашенного" будет присвоен Югославии уже на ближайшей, зимней сессии Парламентской Ассамблеи в январе 2001 г. Таким образом, число членов Совета Европы в скором времени может возрасти c 41 до 44. Остаются еще два государства, которые претендуют на членство в Совете Европы. Это Босния и Герцеговина, имеющая статус "специального приглашенного", и Беларусь, потерявшая этот статус в январе 1997 г. Глядя на процесс демократического развития в этих двух странах, нетрудно предположить, что в лучшем случае РБ ожидает судьба последней республики, присоединившейся к семье европейских народов. Окруженная государствами - членами Совета Европы, Беларусь все меньше и меньше вписывается в общеевропейскую динамику политической жизни.1

ПРИЕМ В СОВЕТ ЕВРОПЫ

Значение приема Азербайджана в Совет Европы трудно переоценить. Для республики и ее граждан открываются большие перспективы во многих областях европейского сотрудничества. Следует оценить это событие, как значительный успех азербайджанской дипломатии и всего руководства республики. После прошедших в Азербайджане парламентских выборов в Страсбурге состоялось заседание Комитета министров Совета Европы на уровне послов, где обсуждался вопрос вступления Азербайджана и Армении в СЕ. Был заслушан доклад руководителя международной миссии наблюдателей от Парламентской ассамблеи СЕ Андреаса Гросса и члена делегации из Венгрии Андраша Барсоли, вылетевших в Страсбург из Баку, которые поделились далеко не приятными впечатлениями о состоявшемся голосовании. Мнения "за" и "против" принятия Азербайджана и Армении разделились. Те же, кому Армения ближе, говорили о попрании демократии на выборах в ММ. Тем более, что поводов для этого было достаточно. Осторожная критика Азербайджана звучала в выступлениях послов Германии и Великобритании, а представитель Голландии Хендрик Вагенмаркес был против принятия Азербайджана, полагая, что республике надо еще решить проблемы с демократией, политзаключенными, отношением к оппозиции. Имело значение и то, председательства в КМ Италии хотелось записать в свой внешнеполитический актив услугу Азербайджану. Того же хотелось и Латвии, ставшей председателем КМ с окончанием этой сессии. Посол этой страны так и сказал азербайджанским представителям: "Если даже вас не примут сейчас, я сделаю все, чтобы Азербайджан стал членом СЕ". В поддержку Азербайджана выступили Россия, Турция, Италия, Франция и Грузия. Великобритания, Нидерланды и Германия были против. Мнения остальных были невнятны.В результате 8 ноября было принято предложение о приеме Азербайджана и Армении в СЕ, но с предъявлением Азербайджану пяти, а Армении - трех условий. Этот альтернативный между "принятием" и "непринятием" план предложила Германия. Из неофициальных источников стало известно, что пять требований к Азербайджану включают в себя необходимость мирного решения карабахского конфликта, исправление недостатков, обнаруженных на парламентских выборах, демократизацию и соблюдение прав человека, изменение законодательства (что имеется ввиду пока не ясно) и возможность мониторинга Советом Европы ситуации в Азербайджане. Два условия, предъявленные к Армении, схожи с требованиями к Азербайджану - мирное решение карабахского конфликта и возможность мониторинга ситуации в стране. Последний пункт связан с изменением законодательства, касающегося дискриминации по национальному и религиозному признаку и демократизация. Азербайджан обязали в течение месяца - ко дню торжественной церемонии принятия страны в СЕ - представить доклад, отвечающий на критику международной группы наблюдателей в связи с допущенных ими нарушениями парламентских выборов и исправлением выявленных фальсификаций. Так, если к указанному времени все, по мнению СЕ, в Азербайджане будет нормально, завершится дипломатическая борьба, начатая с 1996 года, когда страна получила статус специально приглашенного гостя. Россия приветствует решение Комитета министров Совета Европы о приеме в Совет Европы Азербайджана и Армении и намерена всячески помогать этим странам "стать эффективными участниками большой европейской демократической семьи". Об этом заявил первый заместитель министра иностранных дел России Александр Авдеев. 1

Главы Азербайджана и Армении, терпеливо преодолевая все сложности и противоречия, достигли взаимоприемлемого решения карабахской проблемы"Конгрессом США документа об оказании финансовой помощи странам СНГ в рамках Закона о Поддержке Свободы по линии Госдепартамента. В целом на страны СНГ предусмотрено 810 млн. долларов, из которых 170 млн. выделено Украине, 150-170 млн. России, 92 млн. Грузии и 90 млн. Армении. В отношении Азербайджана вновь проявлена несправедливость - он согласно печально известной 907 поправке, запрещающей прямую правительственную помощь Азербайджану, не получит ни цента. Что касается демократии, то Совет Европы может только рекомендовать, а не влиять на демократические преобразования. Совета Европы или приостановлением ее членства в этой организации, как это случилось с Белоруссией. Но факт недовольства налицо. Сейчас в Баку многих волнует вопрос, отразятся ли такие настроения в Совете Европы на принятие Азербайджана в эту организацию. Баку на деле доказывает свою приверженность международным принципам. В частности, со времени получения статуса гостя в 1996 г. Азербайджан предпринимает все необходимые шаги для соответствия установкам СЕ. В связи с этим в законодательной системе республики произошли коренные изменения, принято множество новых и пересмотрены старые законы с учетом рекомендаций Совета Европы. Отменена смертная казнь, в течение года несколько раз Алиев издает указы об амнистии и помиловании, приняты законы о полиции, о прокуратуре, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс и другие. К концу года принят закон об адвокатуре, муниципальные выборы и.т.д. Надо сказать, что в целом Совет Европы доволен ходом проводимых Азербайджаном демократических реформ и считает возможным вступление республики в организацию уже в 2000 году. Делом своей чести СЕ также считает разрешение армяно-азербайджанского конфликта. Судя по всему, Совет Европы хочет внести свою лепту в дело примирения Армении и Азербайджана посредством их одновременного принятия в СЕ. Для этого запрошены гарантии обеспечения мира в зоне конфликта обоими государствами. Представители Совета Европы считают, что вопрос принятия этих государств в СЕ во многом зависит от разрешения конфликта. Они заверили Алиева в том, что обоим государствам будет оказана помощь для скорейшего получения статуса полноправного члена организации. Хотя местные аналитики считают несправедливым одинаковое отношение Совета Европы к Азербайджану и Армении, Баку рассчитывает на повышение роли международных организаций в урегулировании конфликта, а также на интеграцию в европейские структуры.1 

Азрбайджан показывает приверженность республики уважению законности и соблюдению своих обязательств как страны, подавшей заявку на вступление в Совет Европы. 28 июня Парламентская ассамблея Совета Европы рекомендовала Комитету министров поддержать заявку Азербайджана и призвала его правительство "обеспечить свободный и беспристрастный характер намеченных выборов". Комитет министров, как представляется, будет принимать решение о принятии Азербайджана в Совет Европы только после завершения выборов. Информация, собранная представителями Хьюман Райтс Вотч в Азербайджане после 4 октября, подтверждает сообщения местных правозащитных групп о массированном вмешательстве государства в избирательный процесс. Все эти действия прямо противоречат обещаниям, данным Азербайджаном Совету Европы, и являются нарушением его обязательств по Копенгагенскому документу ОБСЕ, в котором устанавливаются нормы проведения свободных и справедливых выборов, а также по Международному пакту о гражданских и политических правах, участником которого является и Азербайджан.

В числе важных рекомендаций Совета Европы в связи с принятием Азербайджана в члены СЕ была также просьба "освободить или повторно рассмотреть в суде дела тех лиц, отбывающих наказание, которых правозащитные организации считают "политическими заключенными", в первую очередь Искандера Гамидова, Аликрама Гумбатова и Ракима Газиева". В июне Г.Алиев подписал указ об амнистии многих политзаключенных и соглашение о предоставлении Международному комитету Красного Креста доступа в места содержания под стражей. К октябрю по этому указу было освобождено 125 человек, но отдельно упомянутые Советом Европы под амнистию не попали. Практика Азербайджанских властей в области отхода от принятых на себя обязательств по демократизации, в особенности перед Советом Европы, получила более широкое толкование в заявлении руководителя президентской администрации Рамиза Мехтиева. Он заявил в октябре, что “Азербайджан не считает никакие рекомендации СЕ в области демократических реформ юридически обязывающими для себя и что попытки настаивать на их реализации будут рассматриваться как покушение на национальный суверенитет”.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.