Глава I . Теоретические основы проблемы военно-патриотического воспитания подростков — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Глава I . Теоретические основы проблемы военно-патриотического воспитания подростков

2020-04-01 298
Глава I . Теоретические основы проблемы военно-патриотического воспитания подростков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические основы проблемы военно-патриотического воспитания подростков

Содержание понятия «военно-патриотическое воспитание»

Система военно-патриотического воспитания в России

Глава II. Духовно-нравственные ценности в военно-патриотическом воспитании подростков

Подросток: социальное развитие

Значимость духовно-нравственных ценностей в военно-патриотическом воспитании подростков

Заключение

Список использованных источников


Введение

Актуальность исследования. К сожалению, обстановку, в которой развивается российское военно-патриотическое движение, следует признать проблемной. Последние годы военно-патриотическое воспитание сходит на «нет», иллюзий быть не должно. В докладных документах Минобороны исчез термин «военно-патриотическое воспитание», осталось только «допризывная подготовка», воспитание свёрнуто. В худшую сторону изменилось отношение к военно-патриотическому воспитанию в МВД. Создана нормативно-правовая база, чтобы данный вид воспитания исчез, а его место заняло так называемое «гражданско-патриотическое воспитание», цели которого принципиально противоречат воспитанию военно-патриотическому. В разработанном Госдумой РФ Законе о молодёжи также отсутствует даже упоминание о патриотическом воспитании. В регионах, как говориться, на местах военно-патриотическим занятиям чинятся практические препятствия. Одним словом, государство не стремиться помогать российскому военно-патриотическому движению. Поэтому возросла роль общественных организаций.

Одна из фундаментальных задач военно-патриотического воспитания - формирование личности. Решение этой задачи должно выполняться на следующих базовых принципах: единые нравственные нормы, живой контакт воспитанников с воспитателями (взаимодействие), личный пример воспитания. Так же крайне важны высокие исторические примеры. Воспитывать молодёжь можно только на ясных духовно-нравственных ценностях. Здесь встаёт вопрос о том, как связать понятия духовности и патриотизма. военный патриотический воспитание подросток

Проблему заполнения моральной пустоты, вакуума духовности необходимо решать в первую очередь в тесном взаимодействии с духовенством Русской православной церкви.

Ещё одна насущная задача: необходимо повышать престиж военной службы. Без этого невозможно привлечь в армейские ряды достойных молодых людей, способных стать настоящими лидерами, сильными телом и духом. А ведь именно в настоящих лидерах сегодня остро нуждается наше общество, и в первую очередь офицерство.

Для решения этих задач необходимо координировать усилия всех участников военно-патриотического движения России. Требуется создать единую информационную систему и методологический центр федерального уровня.

Объект исследования: военно-патриотическое воспитание.

Предмет исследования: духовно-нравственные ценности как средства военно-патриотического воспитания.

Цель исследования: теоретически обосновать проблему по организации военно-патриотического воспитания подростков; определить пути решения ее через духовные ценности.

Задачи исследования:

1. На основании теоретического анализа философской, педагогической, психологической, методической и духовной литературы по проблеме военно-патриотического воспитания подростков определить сущность и структуру основных понятий.

2. Рассмотреть систему военно-патриотического воспитания в России.

.   Выявить особенности социального развития подростков.

.   Изучить духовно-нравственные ценности.


Глава I. Теоретические основы проблемы военно-патриотического воспитания подростков

Содержание понятия «военно-патриотическое воспитание»

 

«Военно-патриотическое воспитание - многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины». [3]

Цель военно-патриотического воспитания - развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности. Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:

проведение научно-обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий для эффективного военно-патриотического воспитания молодежи;

утверждение в сознании и чувствах молодежи патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышению престижа государственной, особенно военной службы;

создание новой эффективной системы военно-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у молодежи верности к Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей;

создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы военно-патриотического воспитания молодежи, в том числе проходящей службу в рядах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.[14]

В содержании военно-патриотического воспитания можно выделить два основных, тесно взаимосвязанных между собой компонента.

Первый из них характеризуется более широкой социально-педагогической направленностью. Он основывается на таких элементах, как: позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам; важнейшие духовно-нравственные, деятельностные качества (любовь к Родине, уважение к законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей по защите Отечества и обеспечению безопасности его граждан и другие).

Социально-педагогический компонент содержания является доминирующим и составляет его ядро. Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Отечества, к военной и другим, связанным с ней, видам государственной службы.

Специфический компонент военно-патриотического воспитания характеризуется значительно большей конкретной и деятельностной направленностью. Практическая реализация этого содержания призвана обеспечить: глубокое понимание каждым молодым человеком своей роли и места в служении Отечеству, основанном на высокой личной ответственности за выполнение требований военной и государственной службы; убежденность в необходимости выполнения функции защиты Отечества в современных условиях; формирование основных качеств, свойств, навыков, привычек, необходимых для успешного выполнения обязанностей в рядах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Основой содержания специфического компонента является любовь к Отечеству, верность гражданскому и воинскому долгу, воинская честь, храбрость, стойкость, самоотверженность, доблесть, мужество, взаимовыручка.

В современных условиях в содержании военно-патриотического воспитания молодежи в качестве приоритетных выделяются следующие духовно-нравственные ценности:

·   гражданственность, надклассовость, надпартийность;

·   общенациональность в государственном масштабе;

·   приоритет общественно-государственных интересов над личными;

·   лояльность к основам государственного и общественного строя, к существующей политической системе;

·   патриотизм, преданность своему Отечеству;

·   преемственность, сохранение и развитие лучших традиций Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;

·   самоотверженность и способность к преодолению трудностей и лишений;

·   гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства;

·   социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права.

Среди основополагающих принципов военно-патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются:

научность;

гуманизм;

демократизм;

приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;

системность, преемственность и непрерывность в развитии молодежи, с учетом особенностей ее различных категорий;

многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;

его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;

тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.

Реализация этих принципов в процессе военно-патриотического воспитания молодежи призвана обеспечить развитие у нее нового, по-настоящему заинтересованного отношения к военной и государственной службе, готовности к достойному выполнению функции по защите Отечества и осуществляется по следующим основным направлениям:

1. Духовно-нравственное - осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает: развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, качеств воинской чести, ответственности и коллективизма. [6]

 2. Историческое - познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за выполнение конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в политической системе общества и государства.

Включает ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России, с функциями и правовыми основами деятельности военной организации общества, осознание положений Военной присяги, воинских уставов, требований командиров, начальников, старших должностных лиц. [2]

3. Патриотическое - воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает: беззаветную любовь и преданность своему Отечеству; гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам; почитание национальных святынь и символов; готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.

4. Профессионально - деятельностное - формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач. Оно включает: мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации профессионально-деятельностной самореализации личности, профессиональные притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять служебные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.

5. Психологическое - формирование у молодежи высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки, способности преодолевать тяготы и лишения военной и других видов государственной службы, важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в коллективе подразделения, части. Оно включает: изучение и прогнозирование социально-психологических процессов в воинских и других коллективах; профилактику негативных явлений и проявлений девиантного поведения; снятие психологической напряженности, преодоление стресса, формирование психологических качеств с учетом особенностей различных категорий личного состава, каждой личности; индивидуально-воспитательную работу в процессе профессионального отбора и на основе его результатов.

6. Воспитание на воинских традициях, представляющих собой устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы отношений в военной организации общества в виде порядка, правил и норм поведения, духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением учебно-боевых задач, организацией военной и других видов государственной службы и быта.

Важнейшими воинскими традициями, оказывающими набольшее воспитательное воздействие на молодежь, являются: верность военной присяге, Боевому Знамени и Военно-Морскому флагу; служение интересам народа, а не отдельным политическим партиям и их лидерам; самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы; массовый героизм и мужество в период, когда решается судьба независимости Отечества; воинская доблесть, умение стойко переносить трудности военной службы; демократизм взаимоотношений между военнослужащими и взаимное доверие; гуманное отношение к поверженному врагу, населению зарубежных стран и пленным. [2]

Все эти направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, духовно-нравственными и мировоззренческими основами, принципами, формами и методами военно-патриотического воспитания.

Таким образом, необходимо сделать все возможное для того, чтобы становление и развитие каждого молодого человека как гражданина и патриота России обеспечивалось гармонично взаимодействующими в достижении данной цели социальными и государственными институтами, макро- и микроусловиями, факторами. Только в этом случае можно рассчитывать на успешное решение одной из наиболее важных проблем российского общества и его военной организации, значение которой в сложный и противоречивый период их развития трудно переоценить.

 

Выводы

 

Военно-патриотическое воспитание - многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Цель военно-патриотического воспитания - развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.[4]

Цель, задачи, содержание и принципы военно-патриотического воспитания реализуются на практике посредством функционирования сложной разветвленной системы, включающей различные звенья, структуры, органы, все многообразие путей, форм, методов и средств осуществления этой деятельности.

Система военно-патриотической работы представляет собой установленные или сложившиеся порядок, содержание воспитательной деятельности на всех ее уровнях, начиная с первичного коллектива, группы и заканчивая высшими органами управления. Назначение системы состоит в обеспечении на практике комплексного учета всех факторов, влияющих на военно-патриотическое воспитание, в создании необходимых условий и механизмов, способствующих повышению эффективности в процессе выполнения им задач в интересах общества, государства, укрепления Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.


Выводы

 

Социальное развитие в подростковом возрасте оказывает гораздо большее влияние на базовые основы развития личности, чем во все другие периоды детства.

Происходит переориентация функций социального интеллекта: от узнавания и отражения к анализу и сравнению.

Подросток актуализирует поиск констант разворачивающейся ситуации, стимулирует способность понимать логику поведения других участников действия. Обостряется внутренняя аргументация, возрастает толерантность к неопределенным и незавершенным ситуациям, проявляется личная ответственность за принятое интеллектуальное решение. Усложняется и такая способность социального интеллекта, как способность проникать в социальные чувства и духовные ценности других людей. Как и в ситуации сравнения поведения взрослых и поведения детей, подростки начинают осознавать разницу между чувствами детей и чувствами взрослых.

Социальная компетентность подростков начинает согласовываться с такими ключевыми способностями, как способность к социальной саморегуляции и социальной самореализации.

Главной особенностью этого возраста является вхождение подростка в активную социальную жизнь. Чувство взрослости позволяет подросткам обнаруживать веру в способность определять и контролировать собственное поведение, свои мысли и чувства. Получив свободу действий в группах сверстников, подросток требует расширения своих прав во взаимодействии со взрослыми.

Средством движения подростка к высокой степени социального развития выступает педагогически организованная социальная работа.

Воспитательные ценности составляют духовную основу, базисный духовный компонент личности, определяют сущность ее внутреннего мира, ее направленность, воплощающуюся в мировоззрении, убеждениях, умениях, навыках, проявляющуюся в социально-обусловленных отношениях, деятельности и общении. Особенно эффективными воспитательные ценности становятся в случае их теоретического педагогического осмысления, сознательного их использования и привития детям.

Духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям, служение отечеству.

Необходимо сделать все возможное для того, чтобы становление и развитие каждого молодого человека как гражданина и патриота России обеспечивалось гармонично взаимодействующими в достижении данной цели социальными и государственными институтами. Только в этом случае можно рассчитывать на успешное решение одной из наиболее важных проблем российского общества и его военной организации, значение которой в сложный и противоречивый период их развития трудно переоценить.


Заключение

 

«Военно-патриотическое воспитание - многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины».

Цель военно-патриотического воспитания - развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.

Реализация основных принципов в процессе военно-патриотического воспитания молодежи призвана обеспечить развитие у нее нового, по-настоящему заинтересованного отношения к военной и государственной службе, готовности к достойному выполнению функции по защите Отечества и осуществляется по следующим основным направлениям: духовно-нравственное, историческое, патриотическое, профессионально - деятельностное, психологическое, воспитание на воинских традициях.

Все эти направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, духовно-нравственными и мировоззренческими основами, принципами, формами и методами военно-патриотического воспитания.

Цель, задачи, содержание и принципы военно-патриотического воспитания реализуются на практике посредством функционирования сложной разветвленной системы, включающей различные звенья, структуры, органы, все многообразие путей, форм, методов и средств осуществления этой деятельности.

Назначение системы состоит в обеспечении на практике комплексного учета всех факторов, влияющих на военно-патриотическое воспитание, в создании необходимых условий и механизмов, способствующих повышению эффективности в процессе выполнения им задач в интересах общества, государства, укрепления Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

Осуществление патриотического воспитания предполагает использование системы средств, которая включает три основных компонета: материально-технический, образовательный и организационный.

Социальное развитие в подростковом возрасте оказывает гораздо большее влияние на базовые основы развития личности, чем во все другие периоды детства.

Именно в подростковом возрасте протекают сложнейшие процессы, обеспечивающие диалектический скачок, прорыв во взрослость. В этот период происходит осознание и завоевание подростком своего места в широких социальных отношениях и взаимодействиях. Подросток бросает все свои усилия и энергию на то, чтобы добиться нового социального статуса. Не преодоленные подростком социальные ограничения подрывают движущие силы его развития: перенапрягают личностную активность, стоят на пути самоактуализации, нарушают процесс формирования социальных интересов, деформируют ценности и потребности.

Средством движения подростка к высокой степени социального развития выступает педагогически организованная социальная работа. Это обусловлено тем, что социальная работа своей конечной целью ставит раскрытие возможностей потенциалитета подростка к полнокровной человеческой жизнедеятельности, раскрытие его способностей к социальной и общественной самореализации.

Ценность относится к числу таких общенаучных понятий, методологическое значение которых велико для педагогики.

Воспитательные ценности составляют духовную основу, базисный духовный компонент личности, определяют сущность ее внутреннего мира, ее направленность, воплощающуюся в мировоззрении, убеждениях, умениях, навыках, проявляющуюся в социально-обусловленных отношениях, деятельности и общении. Особенно эффективными воспитательные ценности становятся в случае их теоретического педагогического осмысления, сознательного их использования и привития детям.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья.

Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на приобщение человека к Вышнему и Горнему миру, на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели.

Необходимо сделать все возможное для того, чтобы становление и развитие каждого молодого человека как гражданина и патриота России обеспечивалось гармонично взаимодействующими в достижении данной цели социальными и государственными институтами. Только в этом случае можно рассчитывать на успешное решение одной из наиболее важных проблем российского общества и его военной организации, значение которой в сложный и противоречивый период их развития трудно переоценить.


Содержание

Введение

Глава I. Теоретические основы проблемы военно-патриотического воспитания подростков

Содержание понятия «военно-патриотическое воспитание»

Система военно-патриотического воспитания в России

Глава II. Духовно-нравственные ценности в военно-патриотическом воспитании подростков

Подросток: социальное развитие

Значимость духовно-нравственных ценностей в военно-патриотическом воспитании подростков

Заключение

Список использованных источников


Введение

Актуальность исследования. К сожалению, обстановку, в которой развивается российское военно-патриотическое движение, следует признать проблемной. Последние годы военно-патриотическое воспитание сходит на «нет», иллюзий быть не должно. В докладных документах Минобороны исчез термин «военно-патриотическое воспитание», осталось только «допризывная подготовка», воспитание свёрнуто. В худшую сторону изменилось отношение к военно-патриотическому воспитанию в МВД. Создана нормативно-правовая база, чтобы данный вид воспитания исчез, а его место заняло так называемое «гражданско-патриотическое воспитание», цели которого принципиально противоречат воспитанию военно-патриотическому. В разработанном Госдумой РФ Законе о молодёжи также отсутствует даже упоминание о патриотическом воспитании. В регионах, как говориться, на местах военно-патриотическим занятиям чинятся практические препятствия. Одним словом, государство не стремиться помогать российскому военно-патриотическому движению. Поэтому возросла роль общественных организаций.

Одна из фундаментальных задач военно-патриотического воспитания - формирование личности. Решение этой задачи должно выполняться на следующих базовых принципах: единые нравственные нормы, живой контакт воспитанников с воспитателями (взаимодействие), личный пример воспитания. Так же крайне важны высокие исторические примеры. Воспитывать молодёжь можно только на ясных духовно-нравственных ценностях. Здесь встаёт вопрос о том, как связать понятия духовности и патриотизма. военный патриотический воспитание подросток

Проблему заполнения моральной пустоты, вакуума духовности необходимо решать в первую очередь в тесном взаимодействии с духовенством Русской православной церкви.

Ещё одна насущная задача: необходимо повышать престиж военной службы. Без этого невозможно привлечь в армейские ряды достойных молодых людей, способных стать настоящими лидерами, сильными телом и духом. А ведь именно в настоящих лидерах сегодня остро нуждается наше общество, и в первую очередь офицерство.

Для решения этих задач необходимо координировать усилия всех участников военно-патриотического движения России. Требуется создать единую информационную систему и методологический центр федерального уровня.

Объект исследования: военно-патриотическое воспитание.

Предмет исследования: духовно-нравственные ценности как средства военно-патриотического воспитания.

Цель исследования: теоретически обосновать проблему по организации военно-патриотического воспитания подростков; определить пути решения ее через духовные ценности.

Задачи исследования:

1. На основании теоретического анализа философской, педагогической, психологической, методической и духовной литературы по проблеме военно-патриотического воспитания подростков определить сущность и структуру основных понятий.

2. Рассмотреть систему военно-патриотического воспитания в России.

.   Выявить особенности социального развития подростков.

.   Изучить духовно-нравственные ценности.


Глава I. Теоретические основы проблемы военно-патриотического воспитания подростков

Содержание понятия «военно-патриотическое воспитание»

 

«Военно-патриотическое воспитание - многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины». [3]

Цель военно-патриотического воспитания - развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности. Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:

проведение научно-обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий для эффективного военно-патриотического воспитания молодежи;

утверждение в сознании и чувствах молодежи патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышению престижа государственной, особенно военной службы;

создание новой эффективной системы военно-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у молодежи верности к Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей;

создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы военно-патриотического воспитания молодежи, в том числе проходящей службу в рядах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.[14]

В содержании военно-патриотического воспитания можно выделить два основных, тесно взаимосвязанных между собой компонента.

Первый из них характеризуется более широкой социально-педагогической направленностью. Он основывается на таких элементах, как: позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам; важнейшие духовно-нравственные, деятельностные качества (любовь к Родине, уважение к законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей по защите Отечества и обеспечению безопасности его граждан и другие).

Социально-педагогический компонент содержания является доминирующим и составляет его ядро. Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Отечества, к военной и другим, связанным с ней, видам государственной службы.

Специфический компонент военно-патриотического воспитания характеризуется значительно большей конкретной и деятельностной направленностью. Практическая реализация этого содержания призвана обеспечить: глубокое понимание каждым молодым человеком своей роли и места в служении Отечеству, основанном на высокой личной ответственности за выполнение требований военной и государственной службы; убежденность в необходимости выполнения функции защиты Отечества в современных условиях; формирование основных качеств, свойств, навыков, привычек, необходимых для успешного выполнения обязанностей в рядах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Основой содержания специфического компонента является любовь к Отечеству, верность гражданскому и воинскому долгу, воинская честь, храбрость, стойкость, самоотверженность, доблесть, мужество, взаимовыручка.

В современных условиях в содержании военно-патриотического воспитания молодежи в качестве приоритетных выделяются следующие духовно-нравственные ценности:

·   гражданственность, надклассовость, надпартийность;

·   общенациональность в государственном масштабе;

·   приоритет общественно-государственных интересов над личными;

·   лояльность к основам государственного и общественного строя, к существующей политической системе;

·   патриотизм, преданность своему Отечеству;

·   преемственность, сохранение и развитие лучших традиций Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;

·   самоотверженность и способность к преодолению трудностей и лишений;

·   гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства;

·   социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права.

Среди основополагающих принципов военно-патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются:

научность;

гуманизм;

демократизм;

приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;

системность, преемственность и непрерывность в развитии молодежи, с учетом особенностей ее различных категорий;

многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;

его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;

тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.

Реализация этих принципов в процессе военно-патриотического воспитания молодежи призвана обеспечить развитие у нее нового, по-настоящему заинтересованного отношения к военной и государственной службе, готовности к достойному выполнению функции по защите Отечества и осуществляется по следующим основным направлениям:

1. Духовно-нравственное - осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает: развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, качеств воинской чести, ответственности и коллективизма. [6]

 2. Историческое - познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за выполнени


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.089 с.