Анализ мотивационных факторов выездного туризма в Республике Казахстан — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Анализ мотивационных факторов выездного туризма в Республике Казахстан

2020-03-31 136
Анализ мотивационных факторов выездного туризма в Республике Казахстан 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В мире наблюдается динамичное увеличение, как числа туристов, так и количества стран и мест, ставших популярными туристскими направлениями. Массовый туризм как культурный феномен развивается под воздействием перемен, происходящих в обществе. Современная индустрия туризма является одной из самых высокодоходных и динамично развивающихся отраслей мировой экономики.

Изменения, произошедшие за последние годы в социально-экономической жизни Казахстана, позволяют значительно расширить предложения в сфере туризма, максимально приблизив их к имеющемуся спросу. Всевозрастающий интерес к республике, имеющей современный облик и инфраструктуру, подтверждается и многими показателями, характеризующими сферу туризма [18].

В таблице 1 и 2 предоставлены географические размеры и динамика развития выездного туризма в Республике Казахстан за 2005-2009годы.

 

Таблица 1 Численность граждан Казахстана, выехавших в страны СНГ

  2005 2006 2007 2008 2009 Структура в 2009г.
Всего 2 974 869 3 687 849 4 544 440 5 242 643 6 413 943 100,0
в том числе:            
страны СНГ 2 577 026 3 179 915 3 749 996 4 557 146 5 797 478 90,4
Кыргызстан 434 992 915 032 922 096 1 635 276 2 648 326 41,3
Российская Федерация 1 879 724 1 921 271 2 357 692 2 470 932 2 277 713 35,5
Узбекистан 196 771 279 875 411 488 411 467 795 429 12,4
Туркменистан 5 809 5 439 9 117 8 274 40 081 0,6
Украина 42 832 40 720 23 982 8 595 15 381 0,2
другие государства 16 898 17 578 25 621 22 602 20 548 0,4

Примечание: составлена автором по источнику [19]

 

Как видно из таблицы, за рассмотренный период динамика увеличения численности выехавших граждан Казахстана выросла более чем в 2 раза, с 3 млн. человек до 6,4 млн. человек.

Причем пунктом назначения у 90% выехавших граждан являются страны СНГ.

На первом месте находится Кыргызстан, в эту страну в 2009г. выехало 2,6 млн. казахстанцев, что составляет 41,3% от общей численности выехавших казахстанцев.

Учитывая специфику данного региона, можно предположить, что большая масса казахстанцев выехала на пляжный отдых в Иссык-куль, кроме того, значительный вес занимают коммерческие шоп-туры в г. Бишкек за трикотажной продукцией [20].

В 2009г. около 2,3 млн. казахстанцев посетили Российскую Федерацию - это 35,5% от общей численности выехавших граждан Республики Казахстан. Значительна численность казахстанцев, выехавших в Узбекистан - порядка 795 тысяч человек, что составляет 12,4% от общей численности выехавших граждан Республики Казахстан.

 

Таблица 2 Численность граждан Казахстана, выехавших в страны дальнего зарубежья

  2005 2006 2007 2008 2009 Структура в 2009г.
Всего 2 974 869 3 687 849 4 544 440 5 242 643 6 413 943 100,00
в том числе:            
страны вне СНГ 397 843 507 934 794 444 685 497 616 465 9,61
КНР 185 605 252 857 414 696 284 874 263 690 4,11
Турция 90 817 102 487 160 732 171 979 133 054 2,07
ОАЭ 34 502 43 373 64 523 66 296 67 500 1,05
Германия 33 124 36 019 41 269 39 150 35 377 0,55
Нидерланды 24 828 22 005 28 558 30 788 26 089 0,41
Тайланд 3 037 5 652 20 383 23 831 19 956 0,31
Великобритания 7 856 10 586 13 327 13 347 12 718 0,20
Чехия 88 652 2 951 4 781 8 251 0,13
Южная Корея 4 501 4 524 6 335 7 843 7 568 0,12
Египет 3 608 5 133 10 710 9 406 6 850 0,11
Индия 3 448 3 925 5 542 6 475 7 069 0,11
другие государства 6 429 20 721 25 418 26 727 28 343 0,44

Примечание: составлена автором по источнику [19]

 

Анализируя динамику выезда граждан Казахстана в страны дальнего зарубежья необходимо отметить следующее.

Во-первых, динамика увеличения граждан Казахстана, выезжающих в страны дальнего зарубежья заметна уступает динамике роста граждан Казахстана выезжающих в страны СНГ. В 2005г. страны дальнего зарубежья посетили порядка 400 тысяч казахстанцев, в 2009г. численность увеличилась до 616 тысяч, прирост составил 55%, тогда как в целом, динамика выезжающих казахстанцев выросла в 2,2 раза.

Во-вторых, на эти страны приходится менее 10% от общей численности казахстанцев, выезжающих за рубеж. Страны дальнего зарубежья в 2009г. посетили 616 тысяч человек, тогда как общая численность выехавших за рубеж казахстанцев составила 6,4 млн. человек.

Среди стран дальнего зарубежья, по итогам 2009г. Китай стал самой популярной страной по посещаемости казахстанцами. 263,4 тысячи человек посетили данную страну из 616,5 тысячи, что составляет порядка 43%.

Затем необходимо отметить Турцию. В 2009г. эту страны посетили 133 тысячи казахстанцев.

Среди лидеров также необходимо отметить Объединенные Арабские Эмираты. В эту страну в 2009г. прибыло 67,5 тысяч граждан Казахстана.

Доли остальных стран незначительны и не превышают 1% от общей численности граждан Казахстана, выехавших за рубеж.

В таблице 3 сведена информация, характеризующая основной мотив посещения данных стран.


Таблица 3 Численность посетителей-резидентов Республики Казахстан, выехавших за границу

  2009 Структура в 2009г.
Всего 6 413 943 100,00
Туризм 193 951 3,02
Служебная 92 862 1,45
Частная 5 170 574 80,61
Обслуживающий персонал транспорта заграничного следования 946 297 14,75
Транзит 10 259 0,16

Примечание: составлена автором по источнику [19]

 

Из таблицы видно, что более 80,6% казахстанцев - порядка 5 млн. человек из 6,4 млн. человек - предпочитают совершать туристские поездки самостоятельно.

Обслуживающий персонал транспорта заграничного следования составляет 14,75%, что в количественном выражении составляет 946,3 тысячи человек.

Только 3% выезжающих казахстанцев предпочитают пользоваться услугами туристических фирм при выезде за пределы Казахстана. В этой связи, необходимо отметить, что в Республике Казахстан наблюдаются тенденция выезда туристов-резидентов без помощи туристских фирм.

Данная тенденция, в первую очередь обусловлена несовершенством организации туристского бизнеса и низкого качества услуг, оказываемых турфирмами. Кроме того, значительна проблема территориальной диспропорции туристского рынка. На конъюнктуру рынка и соответственно туристского спроса влияют региональные особенности развития туризма, которые радикально отличаются в пропорциях и темпах развития. В таблице 4 сведена дифференциация региональных различий туризма.


Таблица 4 Региональные различия конъюнктуры туристского рынка и спроса Республики Казахстан в 2009г.

  Количество туристских фирм Количество обслуженных посетителей объектами размещения Количество объектов размещения Стоимость проданных путевок, тыс тенге Обслужено посетителей по внутреннему туризму туристскими фирмами Объем выполненных работ и услуг туристскими фирмами Обслужено посетителей по выездному туризму (резидентов) туристскими фирмами
Республика Казахстан 1 203 1 544 506 562 19 281 603,7 122 216 17 453 671,5 193 951
Акмолинская 26 50 693 53 144 536,2 37 716 38 928,6 2 997
Актюбинская 26 40 514 17 580 709,6 368 23 639,2 7 684
Алматинская 43 66 109 37 73 077,8 10 323 449 336,5 756
Атырауская 18 248 610 33 786 901,2 750 74 582,3 5 073
Западно-Казахстанская 10 26 276 12 729 658,3 21 43 250,0 3 160
Жамбылская 21 30 472 14 68 845,0 1 163 7 795,6 2 991
Карагандинская 76 90 332 60 791 110,3 5 530 139 744,0 8 174
Костанайская 26 29 062 12 150 996,4 2 603 210 678,4 5 223
Кызылординская 2 12 844 10 10 835,0 371 21 932,6 96
Мангистауская 29 125 596 19 310 864,3 1 686 201 335,7 9 433
Южно-Казахстанская 22 57 429 25 230 534,8 936 15 139,8 4 409
Павлодарская 56 61 058 37 673 634,1 3 682 102 547,6 6 181
Северо-Казахстанская 23 10 790 10 397 673,8 1 777 41 836,5 2 932
Восточно-Казахстанская 48 118 749 75 331 221,2 17 446 149 393,5 3 908
г.Астана 87 239 136 59 847 384,9 12 954 851 268,5 15 402
г.Алматы 690 336 836 89 13 153 620,8 24 890 15 082 262,7 115 532

Примечание: составлена автором по источнику [19]

 

В первую очередь, необходимо отметить, неравномерное распределение туристских фирм. В 2009г. большая часть фирм сконцентрирована в г.Алматы. В этом городе находятся 690 туристских фирм, что в процентном соотношении составляет 57,36% от общего количества фирм по республике.

Лидерство города Алматы как туристического центра объясняется, на наш взгляд, выведенными пропорциями на рисунке в распределении туристов. Поскольку основным мотивом является деловые и профессиональные цели, то турист должен быть требовательным к средствам размещения и индустрии города.

В таблице 5 приведена информация, характеризующая цель поездки казахстанцев, выезжающих за границу и обслуженных отечественными туристскими фирмами.

 

Таблица 5. Распределение туристов по цели пребывания, обслуженных турфирмами

  2005 2006 2007 2008 2009 Структура в 2009г.
Всего 210 692 255 626 286 691 261 070 193 951 100,00
досуг, рекреация и отдых 94 346 122 281 145 191 174 479 138 368 71,34
коммерческая (шоп-туры) 61 275 69 773 97 766 51 479 27 377 14,12
деловые и профессио- нальные цели 39 577 44 769 27 302 20 661 16 766 8,64
посещение знакомых и родственников 13 848 11 074 8 508 9 261 7 766 4,00
лечение 819 6 239 5 996 4 388 2 280 1,18
религия-паломничество 799 1 213 1 918 609 917 0,47
прочие цели 28 277 10 193 477 0,25

Примечание: составлена автором по источнику [19]

 

Из таблицы видно, что основным мотивом совершения туристского путешествия являются досуг, рекреация и отдых. Порядка 71% казахстанцев - 138 тысяч из 194 тысяч человек - выезжают за границу для отдыха, проведения отпуска.

На втором месте находится туризм с коммерческой целью - шоп-туров. Таких туристов можно охарактеризовать как турист-коммерсант. Особенностью таких туристов является выбор крупного города для размещения и осуществления своей коммерческой цели, при этом часть свободного времени готов потратить на изучение национальных особенностей принимающей страны. Коммерческий мотив наблюдается у 14% выехавших казахстанцев, что в количественном выражении составляет 27 тысяч человек.

Незначительной долей обладают следующие мотивы туристских путешествий:

-  деловые и профессиональные цели - 8,64%;

-  посещение знакомых и родственников - 4,00%;

-  лечение - 1,18%;

-  религия-паломничество - 0,47%;

-  прочие цели - 0,25%.

Для определения типа мотивации воспользуемся результатами маркетингового исследования по разработке услуг для регулярных деловых путешественников компании Master Card. Эта компания проводила исследование, где был поставлен вопрос «При равных условиях местонахождения, цен и чистоты отеля, какие другие факторы являются наиболее важными при принятии решения?» [21]

Результаты сведены в таблице 6.

 

Таблица 6 Результаты исследования по услугам отелей

Вариант ответа Доля респондентов
наличие ресторана 32%
уровень качества обслуживания 22%
обстановка комнат 14%
контингент гостей 11%
наличие тренажеров и оборудования для отдыха 14%
предшествующий опыт 10%
безопасность 3%

Примечание: составлена автором по источнику [21]

 

Таким образом, компания, в конкретном случае гостиница, заинтересованная в увеличении числа клиентов-деловых путешественников и удержании числа постоянных клиентов-деловых путешественников, имея данные этого исследования, может работать над улучшением качества и расширением диапазона услуг, на которые деловые путешественники обращают большее внимание.

Исходя из этого, можно охарактеризовать первый тип туристов: Организованный деловой турист. Туристский маршрут для него формируется заранее. Организованный деловой турист приобретает пэкидж-тур, воспринимая и расценивая его как очередной товар, предлагаемый для массовой реализации; во время поездки не принимает почти никаких решений. Как правило, кроме деловых целей, в стране принимающей турист не задерживается.

На первом месте мотивации туристских путешествий в Казахстане находится - досуг, рекреация и отдых.

Как правило, основная часть туристов во время путешествия испытывает необходимость в наличии чего-либо «знакомого», распространенного в месте их проживания. «Знакомыми» могут быть, например, национальная кухня или спутник, говорящий на одном языке. Например, встреча с земляком вызывает у любого туриста такой восторг, какого он никогда не испытает на родине. Наличие «знакомого» позволяет туристу чувствовать себя комфортнее и даже безопаснее во время путешествия, наслаждаться поездкой. У человека, сформированного определенной общественной средой, «погружение» в чужеродную среду способно вызвать страх и панику.

Для определения типов туристов, необходимо, на наш взгляд, учитывать особенности внутреннего, выездного и въездного туризма.

Как правило, любой иностранный турист, въезжающий в Республику Казахстан, а также определенная часть туристов-резидентов, путешествующих по Казахстану, ставят своей целью изучение традиций народа, особенностей природных условий, памятников культуры и истории, а затем уже отдых и досуг в средствах размещения.

В этой связи, такого туриста можно классифицировать как турист-исследователь. Такой турист, прежде чем совершить поездку, изучает все свои маршруты, избегая избитых туристских маршрутов, но, предпочитая комфорт при размещении, перевозке и т. п. Турист-исследователь пытается сблизиться с местным населением. «Новое» доминирует, но существует небольшая приверженность к «знакомому».

Для выезжающих казахстанских туристов, множество туристских фирм предлагают туры зарубежных туроператоров по фиксированным маршрутам. Исходя из этого, такого туриста можно охарактеризовать как организованного массового туриста. Соотношение между «новым» и «знакомым» - максимум «знакомого», минимум «нового».

Туристов, путешествующих по внутреннему туризму, не вошедших в группу туристов-исследователей, а также некоторая часть туристов по выездному туризму, можно охарактеризовать как турист-бродяга. Активно уходит от «знакомого», отвергает любые формы связи с туристскими организациями, считает общепринятый туризм «пресным», лишенным привлекательности. Турист-бродяга склонен все выполнять самостоятельно и рассчитывает только на себя. У него нет фиксированного маршрута, графика передвижения, четкой цели путешествия. Он полностью погружается в культуру местности, по которой путешествует. «Новое» полностью доминирует над «знакомым».

По итогам 2009г. развития туризма в Казахстане 4% туристов в цели поездки указали посещение друзей и родственников. Такого туриста можно охарактеризовать турист-родственник, который привлекает турфирму только для приобретения билетов и туристической визы, а от остальных услуг по размещению, досуга и отдыха, как правило, отказывается.

В 2009 году Агентством по статистике РК было проведено выборочное обследование посетителей в аэропортах, на железнодорожных вокзалах, на автостанциях, в театрах, в парках отдыха, ресторанах (кафе, бары).

Целью данного обследования является определение объема товаров и услуг, потребляемых туристами.

В анкетировании приняли участие 3 840 респондентов, из них 463 (12%) иностранцы, 3 377 (88%) - жители нашей республики.

Количество респондентов по выездному туризму составляет 225 человек. мотив туристский путешествие казахстан

В таблице 7 сведены расходы опрошенных туристов, выезжающих за границу.

 

Таблица 7 Расходы опрошенных туристов по выездному туризму, включая однодневных, тысяч тенге

  Сумма Структура, % Совокупная доля Сумма, приходящаяся на 1 чел.
Всего расходов 64996,3 100,00 100,00 288,9
бронирование и стоимость билетов на автобусных станциях 1018,7 1,57 42,37 4,5
бронирование и стоимость билетов на железнодорожных станциях 3734,3 5,75   16,6
бронирование и стоимость билетов в аэропортах 20861,2 32,10   92,7
аренда транспортных средств 431,6 0,66   1,9
финансовые услуги и страхование 574,4 0,88   2,6
оформление виз 920,3 1,42   4,1
услуги гостиниц и прочих средств размещения 12460,2 19,17 27,84 55,4
услуги предприятий общественного питания 5633,5 8,67   25,0
посещение музеев, ботанических и зоологических садов, природных заповедников 281,8 0,43 9,91 1,3
посещение кинотеатров, театров, концертов и т.д. 638 0,98   2,8
посещение спортивных комплексов, фитнес-клубов 225,1 0,35   1,0
посещение оздоровительных центров 2552 3,93   11,3
экскурсионное обслуживание 741,5 1,14   3,3
услуги в области развлечения и отдыха (казино, игровые автоматы, парки отдыха, боулинг-клуб) 2004,1 3,08   8,9
посещение магазинов 12005,5 18,47 18,47 53,4
прочие расходы на услуги, не включенные в другие группы 914,1 1,41 1,41 4,1
Количество респондентов-резидентов Казахстана, выехавших за границу 225      

Примечание: составлена автором по источнику [22]

 

По итогам опроса мной составлена следующая классификация расходов:

. Услуги транспорта (оформление виз, страхование, бронирование и стоимость билетов) - ее доля составляет 42,37%. В среднем на 1 туриста на долю транспорта приходится порядка 122,4 тысячи тенге, из них самый дорогой вид транспорта - авиатранспорт - в среднем на 1 человека 92,7 тысяч тенге, самый дешевый - автотранспорт - порядка 4,5 тысяч тенге на 1 человека.

. Услуги размещения и питания. Эта доля расходов занимает порядка 28%. На 1 туриста расходы на размещение составляют 55,4 тысяч тенге, питание - 25 тысяч тенге.

. Шоппинг. Расходы на посещение магазинов доходят до 19%, в среднем на 1 человека до 53,4 тысяч тенге.

. На последнем месте находятся культурно-ознакомительные услуги. Их доля доходит до 10%. Следует отдельно выделить оздоровительные услуги с долей 3,93% и развлечения с долей 3,08%, в среднем по 10 тысяч тенге на 1 человека.

Необходимо заметить, что подробных данных у нас не было, и расчеты на 1 человека и сама классификация достаточно условны. К примеру, если человек купил билет на самолет, он не должен быть учтен в определении расходов на железнодорожный, автотранспорт на 1 человека. Или неясно, сколько конкретно человек из 225 опрошенных туристов воспользовались экскурсией, возможно только 50 человек, тогда средний расход будет намного выше чем, 3,3 тысячи тенге.

Но она все же дает представления об основных статей расходов туристов, выезжающих за границу.

В целом, необходимо отметить, что рынок выездного туризма в Казахстане развивается недостаточными темпами. Потенциальная стремительность прежде всего сдерживается отсутствием у менеджмента стратегии роста.

Растущие столбики статистики свидетельствуют об увеличении потока казахстанских туристов за рубеж: улучшение уровня благосостояния казахстанцев стимулирует интерес к путешествиям. Но эти индикаторы развития не внушают оптимизма. В индустрии отдыха наблюдается острый дефицит грамотных менеджеров, от которых зависит продвижение компании на рынке и удовлетворение запросов клиентов с самым взыскательным вкусом. Именно эта проблема ограничивает потенциальный рост туристического рынка.

Развитие выездного туризма в Казахстане ограничено в первую очередь объективными причинами. У страны уникальное географическое расположение, которое, впрочем, не является преимуществом для туристов. Чтобы добраться в Европу или в Азию, нужно преодолеть несколько тысяч километров и затратить свыше пяти часов. Самая главная статья расходов для казахстанских туристов - транспортная: в структуре стоимости путевки на нее приходится порядка 60−70%, что предопределяет особенность казахстанского туристического рынка.

Выездной туризм имеет ощутимые пределы и не может претендовать на массовость. Здесь он индивидуальный в отличие от, скажем, российского массового рынка. В Москве туроператоры отправляют в среднем по 20−50 рейсов в сутки. Это продиктовано доступными ценами - семье из 5 человек на заграничный недельный отдых достаточно тысячи долларов. Учтите, что это совсем небольшая сумма для их уровня жизни. Аналогичный отдых для казахстанской семьи зашкалит за 3 тысячи.

Отсутствие посольств некоторых стран в Казахстане заставляет туристические компании работать через коллег в столице России. Нередко местные агенты заказывают и путевки у московских туроператоров, когда есть спрос на туры по тем направлениям, на которые казахстанские операторы еще не вышли.



Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.