Педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ

2020-04-01 205
Педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В.А.Сухомлинский писал: «…твердо убежден, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте - проникнуть в духовный мир ребенка» [15,7].

Эти качества души в полной мере должны раскрываться в воспитателе при обращении к вновь поступившим детям. Все работники детского сада должны глубоко понять сущность процесса адаптации ребенка к условиям общественного воспитания.

Воспитатель должен особенно внимательно отнестись к новым детям: соблюдать все правила гигиены, тщательно одевать ребенка на прогулку, не допускать, чтобы он брал в рот игрушки.

Случается, что дети, приученные к опрятности, в новых условиях временно утрачивают эти умения. Воспитатель должен вовремя сменить мокрую, грязную одежду, иначе она может быть причиной заболевания.

К полутора-двум годам некоторые дети уже могут есть самостоятельно, однако, многие из детей второго и третьего года жизни не умеют есть не только жидкую, но и густую пищу. Их надо в первое время кормить, постепенно формируя необходимые навыки приема пищи, опрятности, гигиены. Знание «зоны ближайшего развития» необходимо воспитателю при введении ребенка в группу, так как это поможет четко определить, что уже сформировано в ребенке и что предстоит сформировать. Воспитатель должен знать потребности и возможности детей при организации жизни в группе.

Эмоциональное состояние является показателем испытываемого ребенком комфорта или дискомфорта. Создавать условия для бодрого, жизнерадостного настроя у детей - одна из важных задач, стоящих перед воспитателем. Спокойный, ровный настрой воспитателя благоприятствует созданию хорошего настроения у детей.

При выборе педагогических воздействий воспитатель должен учитывать, что ребенок не способен сразу, немедленно выполнить указания. Воспитатель должен помнить, что поведение ребенка может измениться к худшему, если педагогические воздействия не будут отвечать потребности общения, которая определяет поведение ребенка. Поэтому система их должна быть четко продумана. Она должна включать действия семьи и детского учреждения, умелое применение которых будет способствовать быстрой и безболезненной адаптации ребенка к условиям детского учреждения.

Педагогическое требование будет гораздо эффективнее, если его выразить как предупреждение о необходимости перейти к другому действию.

Важно учитывать склонность детей к подражанию. Ребенок, окруженный вниманием, лаской, становится более общительным, быстрее знакомится с группой, разговаривает с детьми.

Отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а также собственная активность ребенка, обстановка, в которой он находится, влияют на речевое развитие. Поэтому речь воспитателя должна быть четкой, интонационно выразительной, негромкой, грамматически правильной. В период адаптации особенно важно обратить внимание на уровень речевого развития ребенка. Собственные наблюдения воспитателя и сведения, полученные от родителей, позволяют выяснить, насколько ребенок понимает то, о чем с ним говорят, каков словарный запас, как он умеет пользоваться словами при обращении к взрослому, при ответах на его вопросы. Без этого невозможен тесный контакт воспитателя с ребенком, затрудняется взаимопонимание.

Воспитатели учат ребенка играть, учиться, трудиться и очень редко учат его общаться, поэтому воспитатель должен развивать и закреплять потребность и желание ребенка общаться. Для этого нужно расширять поводы для общения со взрослыми, поддерживать каждое инициативное общение, учитывая, что содержание потребности детей в общении в период адаптации качественно изменяется. При этом следует расширять все стороны речи ребенка. Важно учитывать и уровень сформированности предметно-игровых действий ребенка.

Воспитателю необходимо знать возрастные особенности, возможности детей, привычки, показатели, определяющие их развитие. Незнание привычек ребенка осложняет работу воспитателя. Его педагогические воздействия становятся стихийными, нецеленаправленными и часто не дают необходимого результата. Воспитатель должен устанавливать контакт с ребенком в первый же день. Он обязан так встретить новенького, чтобы не разочаровать его ожидания: проявить к нему внимание, заменить ему на время близких, не дать почувствовать себя чужим, беспомощным, возможно даже изменить режим дня с учетом поведения и самочувствия.

При поступлении ребенка в группу, воспитатель должен обращать особое внимание на следующее:

а) эмоциональное состояние ребенка (слезы, улыбка, неуверенное состояние);

б) характер деятельности (отсутствие действий, наблюдения, подражательные действия, самостоятельные предметные или игровые действия);

в) отношение к окружающим взрослым и сверстникам (негативное, положительное, или вообще отсутствует);

г) высказывание о желаемом.

Помочь воспитателю определить характер поведения ребенка должен и методист, который ведет хронометраж. Наблюдения проведенные воспитателем за ребенком в условиях семьи и в группе в первые дни посещения детского учреждения, хронометраж методиста, позволят правильно определить принадлежность ребенка по характеру поведения к той или иной группе, а, следовательно, и наметить соответствующую систему педагогических воздействий.

Детский сад является тем педагогическим учреждением, которое может и должно дать родителям квалифицированные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания, воспитания у него навыков и привычек. Воспитатель должен и сам помнить, что воспитание навыков и привычек требует от взрослых терпения и настойчивости.

Воспитатель должен также объяснить родителям, как развивать у детей потребность в общении, познакомить с этапами развития.

За месяц до прихода детей в группу проводится собрание родителей, на котором разъясняются все моменты, характерные для периода адаптации:

1) уточняется режим и семье рекомендуется перевести ребенка на соответствующий возрасту режим;

2) обращается внимание на навыки и привычки, которыми должен владеть ребенок.

За несколько дней до приема малыша, его родителей приглашают на индивидуальную беседу, где ведется разговор и о том, как кормят ребенка, как укладывают спать, о характере его бодрствования и общения и т.д.

Задача воспитателя принимать меры к тому, чтобы адаптация происходила в кратчайшее время и с меньшей травмой для них, это можно достичь путем:

1) установления единства системы воспитания ребенка с первых дней жизни, как в семье, так и в детском саду;

2) правильной подготовки детей к детскому учреждению;

)   правильной организации первых дней пребывания ребенка в детском саду;

)   индивидуального подхода к поступившему ребенку в соответствии с его прошлым опытом и индивидуальными особенностями.

Обязанность персонала группы - окружить каждого вновь поступающего ребенка особым вниманием, лаской и бережным отношением.

Необходимо применять все меры к тому, чтобы обеспечить хороший аппетит, глубокий сон и эмоционально-положительное состояние.

В течение периода адаптации необходимо вести тщательный контроль за поведением ребенка (для этого ведется дневник, где отмечаются все особенности ребенка).

Руководство процессом привыкания детей к условиям общественного воспитания должно начинаться с организации их приема. Она включает:

1) регулирование выдачи направлений при комплектовании групп, соблюдение норм комплектования;

2) продуманную расстановку кадров;

)   составление подвижного графика поступления детей в группу;

)   сбор данных о ребенке;

)   работу с семьей;

)   определение группы привыкания (I, II, III) по характеру поведения ребенка в период адаптации.

Условия в группе должны соответствовать возрасту ребенка, обеспечивать их физическое, психическое, нравственное, умственное развитие.

Воспитатель должен обращать внимание и на свой внешний вид. Аккуратно одетый воспитатель всегда производит хорошее впечатление и располагает ребенка к себе, вызывает у него желание общаться.

Одежда ребенка должна быть удобной, приспособленной для самостоятельного раздевания и одевания - это одно из условий организации жизни ребенка в группе.

Для организации условий жизни ребенка в группе в период адаптации существуют определенные педагогические правила:

1) учет органических потребностей ребенка в еде, питье, туалете;

2) приучение ребенка ко всему новому постепенно;

)   единство и постоянство требований со стороны всех лиц, воспитывающих ребенка;

)   предъявляемые требования должны быть посильны и выполнимы;

)   создавать установку у ребенка на все предстоящие процессы.

)   все режимные процессы проводить спокойно, не причиняя ребенку неприятных ощущений;

)   нельзя заставить ребенка длительно ожидать чего-либо;

)   с момента поступления ребенка в детский сад приучать к активному участию в режимных процессах, к самостоятельности;

)   учитывать уровень развития культурно-гигиенических навыков, и на его основе применять приемы и методы педагогического воздействия;

)   при формировании режима и культурно-гигиенических навыков соблюдать преемственность, последовательность, постепенность в усложнении требований.

Врач и медсестра в детском саду также следят за поведением детей в первые дни: 1 раз в десять дней взвешивают, корректируют рацион питания, беседуют с родителями. Прививки и другие процедуры, травмирующие детей в период адаптации, отменяются.

Вывод: Необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания детей к дошкольному учреждению является продуманная система педагогических воздействий, в которой главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.

 

Вывод по первой главе

 

Характер периода адаптации будет зависеть от того, насколько правильно сумеет воспитатель понять нужды ребенка, его интересы, наклонности и не усугубить его состояние; организовать деятельность, способствующую не только удовлетворению нужд, но и формированию потребностей более высокого уровня; организовать режимные моменты и согласовать их с семьей; выбрать приемы и методы педагогического воздействия. Для решения этой сложной задачи воспитателю надо иметь определенный круг знаний.

 

2.
Психолого-педагогические условия организации успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.