Этнический состав населения Магриба. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Этнический состав населения Магриба.

2020-04-01 303
Этнический состав населения Магриба. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Коренное население стран Северной Африки состоит главным образом из арабов и берберов. В состав населения этих стран входят также переселившиеся сюда в 19 - 20 вв. Французы, испанцы, итальянцы.

Основной язык огромного большинства населения всех стран Магриба - арабский. На втором месте по распространенности стоит группа берберских языков с многочисленными диалектами.

В Марокко число говорящих по-арабски, включая также население, говорящее на двух - одном из берберских и арабском языках, составляет 75%, в Алжире - свыше - 80%, в Тунисе - свыше 90%.

Нельзя установить показатели чисто арабского и чисто берберского типов. Т. к. В действительности арабы, пришедшие из Аравии, составлявшие незначительную часть коренного населения страны, растворились в основной массе берберского населения, но при этом арабизировали большую его часть. Некоторые берберские племена приняли ислам еще в 8 - 9 вв., а остальные были арабизированы позднее. Теперь большая часть населения Северной Африки говорит по-арабски, одевается по-арабски, исповедует ислам и считает себя арабами. Были попытки выявить арабский и берберский типы с помощью антропологии. Но массовые антропометрические измерения также ничего не дали. Более того, группы, считавшиеся антропологически “ наиболее берберскими “, в расовом отношении не отличаются от групп “ самых чистых арабов “. По экономике и религии берберские племена также не отличаются от арабов. А такой источник как предания племени о своем происхождении не надежен, потому что многие арабские и берберские племена зачастую включают в число своих предков известных мусульманских святых или считают своими прародителями либо библейских патриархов, либо членов семьи пророка, или его ближайших родственников. Историческая ценность большинства всех этих генеалогий не велика, и редкие предания оказываются старше 17 - 18 вв.

Однако по своему происхождению лишь незначительная часть населения - действительно потомки арабов, пришедших в Северную Африку из Аравии в 7 - 8 вв. Почти все коренное население Магриба составляют потомки древних поселенцев страны - древнейших ливийцев, гетулов, маврусиев и многих других, названных общим именем берберы. В быту арабы Магриба сохранили до сих пор многие обычаи и обряды, чуждые доисламским арабам, но бытовавшие у народов Северной Африки задолго до арабского завоевания. Они сохранились главным образом в земледельческих районах. Можно отметить, что ислам Магриба резко отличается от ортодоксальных мусульманских верований - ислама древней Аравии

(культ марабутов, вера в барака - “ благодать “ и т. д.). Все это доказывает, что основу современного арабского населения Магриба составляют потомки до арабского автохтонного земледельческого населения. Лишь население некоторых областей, например, центральная часть Марокко, составляют потомки арабских племен, пришедших с большинством арабов в 11 в. и поселенных марокканскими феодалами в своих владениях. Истинное население удержало свой язык и свою прежнюю доисламскую культуру лишь в некоторых изолированных горных районах Атласа и в удаленных оазисах. Только эту группу населения принято называть берберами.

Таким образом, в основе различия между берберами и арабами лежит чисто субъективное деление - языковое, но не этническое, т. к. основная масса арабского населения Северной Африки имеет единое происхождение.

 

 МАРОККО

Коренное население арабо-берберское составляет 95% от всего населения, 3% - евреи и 2% европейцы (французы, испанцы и итальянцы).

Марокко населено неравномерно, в зависимости от рельефа местности и плодородия почвы. Наиболее густо населены равнины западного Марокко между массивом Джабала на севере и горами Высокого Атласа на юге (в особенности районы Гарб, Шавийя, Тадла, Дуккала и Абда). В них сосредоточено около 2/5 всех жителей Марокко. Горы в Марокко менее удобны для заселения, чем горы соседнего Алжира. Поэтому в горах Джабала, Риф и Среднем Атласе население немногочисленно.

Арабы переселились в западную часть Магриба позже, чем в Алжир и Тунис. Лишь в 12 в. альмохадский халиф Абд-аль-Мумин поселил в Марокко арабские племена хилаль из Туниса и восточного Алжира, где они появились в одиннадцатом столетии.

Правители из берберской династии Альмохадов и, сменившей ее в Марокко, династии Маргешидов постоянно опирались на арабские племена. Сначала на хилаль, затем - макиль. С их помощью они удерживали власть и расширяли свои владения в ожесточенной борьбе с берберами. Мелкие берберские племена были постепенно подчинены ими или оттеснены в горы.

“Область Махзеи” населена потомками арабских племен, занявших наиболее плодородные равнинные области Марокко. Потомки хилаль населяют равнины у предгорий Атласа и степи Восточного Марокко, а потомки арабов макиль живут в долинах верхней части течения реки Милуйя на равнинах Южного Атласа.

Сравнительно мало заселены южная и юго-восточная части Марокко, прилегающие к Сахаре. Население здесь сосредоточено по преимуществу в оазисах Уэд-Гир, Уэд-Зиз, Тафилельт и Уэд Драа. Бербберы, т. е. Марокканцы, говорящие на берберских языках, живут в горных областях. Они составляют три группы: в северной части Марокко живут рифские племена (гелайя, темсан, боттава, уриагель, бану-саид и др.), а в низовьях реки Милуйя - Бану-имасен. Другую группу составляют берберы центрального Марокко,живущие в верховьях рек Милуйя, Себу и Драа вплоть до оазиса Тафилельт на юго-востоке, а также между городами Фес и Мекнес и около городов Рабат и Сале. Эту группу составляют берберы зуага брабер (иначе барабир, берабер). Наконец, третью группу составляют берберы шлух (также шлех, или шулух), живущие в западной части Высокого Атласа и Анти-Атласа. Они населяют всю местность южнее Могадора и Марракеша, долины большого Атласа и Анти-Атласа, атлантическое побережье, прилегающее к ним, области Сус и Уэд-Нун. Евреи живут преимущественно в городах и отчасти среди племен Высокого Атласа. Население некоторых из городов, например Демнанта, почти целиком еврейское. Марокканцы различают две группы евреев. Одну из них называют плиштим, другую - форастерос. Происхождение первой группы неясно. Однако известно, что плиштим поселились в Марокко еще до появления ислама. Вторую группу составляют евреи, бежавшие из Испании в 16 в. от инквизиции.

Таковы главнейшие этнические группы, из которых складывается население Марокко.

 

АЛЖИР

 

Алжир делится на две резко отличающиеся одна от другой части: территория собственно Алжира и южные территории. Первая занимает центральную часть Магриба, т. е. средиземноморское побережье, горы Большой и Малой Кабилии и далее, к югу, прилегающие к ним высокогорные районы Атласа. К югу от них полупустынные области Сахары, переходящие в пустыню, образуют так называемые “ Территории Юга “.

Большая часть населения (90%) сосредоточена в северной части страны, южнее же районы населены весьма слабо.

Алжир населен главным образом арабами и берберами. 89% составляет коренное население и приблизительно 10% европейцев. Свыше 80% алжирцев говорит по-арабски, лишь население горных районов говорит на берберских языках. В горах Большой и Малой Кабилии и в Ауресе живут кабилы. Несколько особняком в отношении этнического состава стоят мзабиты (мозабиты), населяющие оазисы Гардая и прилегающие местности Берриан, Геррара, Метлили и др. в районе Уэд-Мзаб. В сельских местностях население состоит в основном из арабов и берберов. Городское население по своему этническому составу гораздо пестрее: кроме арабов и берберов, а также французов, там живут испанцы, мальтийцы, итальянцы, евреи и потомки турок - кулуги, египтяне, греки, сирийцы и мн. др.

Территория Юга включает значительную часть центральной Сахары. В этом негостеприимной, выжженной солнцем пустыне кочуют со своими многочисленными стадами верблюдов, коз и овец два племенных объединения - кель-аджер и кель-ахаггар. Туареги этих групп составляют всего лишь 1,7% общего числа всех туарегов. Основная масса их живет в пределах Судана.

 

ТУНИС

Тунис арабизирован больше всех стран Магриба. Как и в Марокко, местное население, состоявшее из берберов, до 11 в. оставалось почти не затронутым арабским влиянием. Первое время после завоевания арабы сосредотачивались преимущественно в Кайруане и других городах южной части Туниса, бывших их опорными пунктами, Но с появлением в к. 11 в. арабов хилаль, а за ними арабов сулайм положение изменилось. Арабские племена вытеснили берберов в горы, заняли всю страну. В Тунисе произошло то же самое, что и в Марокко. Однако в то время как во многих горных массивах Марокко берберские племена сохранили свою самостоятельность до настоящего времени, в Тунисе они почти полностью смешались с пришельцами. Лишь в южной, пустынной части Туниса, на границе с Сахарой, сохранились группы берберов - матмата и варгамма, говорящие на берберских языках и ведущие прежний образ жизни. Они живут в подземных жилищах, на весенние время перебираются в палатки, где проводят весну и первую половину лета. Главное их занятие - скотоводство и лишь отчасти земледелие. Особую группу занимают евреи - часть коренного населения страны, потомки евреев, поселившихся в Африке еще в I в. до н. э. Большая часть всех евреев живет в Тунисском округе, остальные в городах Бизерте, Сусе и Сфансе, а также в южной части Туниса, в Габесе и в особенности на острове Джебра.

Кроме этого в Тунисе проживают и европейцы: французы, итальянцы и мальтийцы.

 

ЭМИГРАЦИЯ ИЗ СТРАН МАГРИБА

а) Исторические условия и предпосылки эмиграции.

Североафриканская эмиграция является составной частью арабской эмиграции, которая имеет многовековую историю. Характер и содержание миграций, их цели, формы и направления постоянно менялись. Арабская эмиграция вызывалась и вызывается сейчас либо социально-экономическими, либо военно-политическими причинами, либо комбинацией двух предыдущих факторов. Эти причины начали действовать уже в прошлом веке, после захвата Францией Северной Африки, на территории которой сегодня расположены Алжир, Марокко и Тунис.

Именно колонизация (как военно-политический фактор) явилась основной причиной экспроприации (социально-экономический фактор) североафриканских феллахов, превращая их сначала в безземельных батраков, а затем в чернорабочих метрополии. Первоначальным же импульсом собственно трудовой миграции из стран Магриба в метрополию - Францию послужила объявленная военная мобилизация рабочей силы. В результате конец прошлого и начало нынешнего столетий ознаменовались формированием в странах Магриба крупного района массовой эмиграции арабов.

В этот же период на рубеже веков определилась основная страна-реципиент североафриканских эмигрантов - Франция. Если в 1918 году во Франции были зарегистрированы 57264 алжирских рабочих, то в 1924 году - 71 тысяча. В 1942 году это число возросло до 113,3 тысяч, а в 1944 году сократилось до 55,6 тысяч. После освобождения Франции в конце второй Мировой войны, численность алжирских иммигрантов вновь начинает быстро увеличиваться. В 1945 году официально зарегистрированных их было уже 212 тысяч. После достижения арабскими странами политической самостоятельности Франция продолжила оставаться основным реципиентом эмигрирующих алжирцев, марокканцев и тунисцев. Однако если колониальные власти вели в той или иной мере учет эмигрирующих, то для молодых независимых государств, в первый период их самостоятельного развития, эмиграция была третьестепенной проблемой.

Так, в Тунисе с 1956 по 1961 года эмиграция была вообще неофициальной и не учитывалась властями. В 1962 году был налажен учет эмигрантов. С 1962 по 1967 год из Туниса выехали в поисках работы примерно 12,5 тысяч человек, причем если в 1962 году было зарегистрировано всего 420 эмигрантов, то в 1967 году их было уже 6089 человек. В 1967 году в Тунисе создается специальное государственное ведомство - Национальное управление по делам тунисских рабочих за рубежом.

В конце 60-х - 70-х годов эмиграция из Туниса стала набирать темпы. Массовый характер стала приобретать и эмиграция и из Алжира после 1962 года, когда Алжир получил независимость. Эмиграция по-прежнему была направлена во Францию. В 70-е годы усилился поток эмигрантов в Европу, главным образом во Францию, из Марокко. В середине 80-х годов общая численность марокканцев, работавших во Франции, составляла примерно 60 тысяч человек. Другой страной-реципиентом этой категории трудящихся является Бельгия: 112 тысяч в первой половине 1980-х годов, затем следуют Голландия - 73 тысячи человек, Испания - свыше 20 тыс. человек, Италия - 15 тысяч, Скандинавские страны - 3 тысячи человек. Общая численность марокканцев в этот же период в арабских нефтяных странах составляла 33 тысячи человек. В августе 1990 года 30 тысяч марокканцев работали в Ираке и 6 тысяч - в Кувейте.

По социальному положению большинство марокканских эмигрантов - выходцы из сельской местности. В последнее время увеличивается число эмигрантов из городов, особенно из Касабланки. По истечении нескольких лет марокканские эмигранты, получив квалификацию, возвращаются на родину.

б) Основные факторы, вызывающие эмиграцию.

Исторически сформировались две главные группы причин эмиграции, которые были отмечены выше. Эти факторы действуют и сегодня. Однако если действие военно-политических причин не продолжительно, то социально-экономические причины и факторы действуют постоянно. Т. к. существуют всегда те или иные категории граждан, которые недовольны своим материальным положением. Это недовольство проявляется в сопоставлении уровней заработной платы за одинаковую работу, требующую таких же навыков и уровня квалификации у себя дома и в стране-реципиенте. 

К числу социально-экономических факторов относятся безработица и неполная занятость, жилищный кризис, нежелание возвращаться на родину по окончанию обучения за рубежом, женитьба или замужество в стране-реципиенте и т. д.

Так, например, острая ситуация с занятостью к рубежу 80-х и 90-х годов сложилась в Алжире. Здесь имеются расчеты, согласно которым для того, чтобы обеспечить работой всех молодых людей, заканчивающих учебу, необходимо каждый год создавать 256 тысяч новых рабочих мест при ныне существующих 3,9 мил. В результате этого безработица охватила, по официальным данным 24% самодеятельного населения. В этих условиях эмиграция представляется зачастую как единственное средство “ спасения “ от нищеты.

Следует отметить, что эмиграцию или реэмиграцию могут вызвать не только факторы, действующие в стране, имеющей по тем или иным причинам излишек рабочей силы вообще или каких-то конкретных ее категорий, но и факторы, действующие в стране, которая испытывает срочную необходимость в притоке дешевой рабочей силы из вне. Начавшись однажды, эти факторы могут также внезапно прекратить свое действие. В таких случаях эмигранты быстро превращаются в реэмигрантов, а порой и репатриантов.

А помимо вышеперечисленных факторов действует и демографический фактор, который обуславливает миграцию населения из сельских районов в города, а из городов в страны реципиенты. Эта миграция вызвана перенаселением сельских районов и плохой социально-экономической ситуацией в городах.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.