Денежный капитал и фиктивный капитал: теоретические аспекты сходства и различия — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Денежный капитал и фиктивный капитал: теоретические аспекты сходства и различия

2020-04-01 96
Денежный капитал и фиктивный капитал: теоретические аспекты сходства и различия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Ссудный капитал представляет собой денежный капитал, отдаваемый собственником- в ссуду фукционирующим предприятиям и приносящий процент, т.е. непосредственно ссудным капиталом следует считать особую категорию денежного капитала, выделившуюся как капитал-собственность.

Условия для образования ссудного капитала возникают также тогда, когда на свободные денежные средства, которые не принадлежат банку, а только находятся у него на хранении, получен процент от вложения их в хозяйство. Именно сумма этого процента является собственностью. Накопление этого процента обусловливает дополнительное выделение ссудного капитала как капитала собственности.

В современной рыночной экономике одним из основных эмитентов ценных бумаг, как известно, становится государство (чаще всего в лице казначейства). Во всём мире централизованный выпуск ценных бумаг используется в широком плане в качестве инструмента государственного регулирования экономики, а в плане более узком - как рычаг воздействия на денежное обращение и управление объёмом денежной массы, средство не эмиссионного покрытия дефицита государственного и местного бюджетов, способ привлечения денежных средств предприятий и населения для решения тех или иных конкретных задач. Накоплен богатый опыт моделирования и выпуска разнообразных финансовых гособязательств, отвечающих потребностям и запросам различных инвесторов - потенциальных вкладчиков в государственные ценные бумаги. В распространении и обращении государственных ценных бумаг значительную роль играют коммерческие банки, приобретающие и продающие их на фондовых рынках. Такие банки занимают одно из ведущих мест среди держателей рассматриваемых бумаг (так, в США в конце 80-х годов коммерческие банки были держателями рыночных ценных бумаг федерального правительства на сумму примерно 200 млрд. долл., что составляет около 10% общего объёма выпущенных в обращение бумаг). Ещё более велика роль коммерческих банков как дилеров, через руки которых проходит значительно большое количество государственных ценных бумаг, нежели аккумулируемое ими как держателями.

Государственные ценные бумаги принято делить на рыночные и нерыночные - в зависимости от того, обращаются ли они на свободном рынке (первичном или вторичном) или не входят во вторичное обращение на биржах и свободно возвращаются эмитенту до истечения срока их действия. Основную часть государственных ценных бумаг составляют рыночные.

В экономически развитых странах государственные ценные бумаги играют значительную роль в финансировании государствен­ных расходов, поддержании ликвидности банковской системы, развитии экономики в целом. Затраты госбюджета, превышающие доходы, можно финанси­ровать и за счет кредита, взятого государством у центрального или коммерческих банков. Однако, как показала мировая практика, кредиты на эти цели используются редко, поскольку требуют от государства больших затрат на оплату высоких процентов, превыша­ющих расходы на эмиссию ценных бумаг. Кроме того, сами банки заинтересованы выдавать краткосрочные кредиты под более высо­кие проценты. Эмиссия денег для покрытия затрат государственного бюджета также нежелательна, поскольку это приводит к расстройву денежного обращения и инфляции. Таким образом, наиболее приемлемым вариантом финансирования расходов государственного бюджета является выпуск госудирственных ценных бумаг. Традиционно с их помощью решаются следующие задачи:

Погашение текущего дефицита бюджета. Такая необхо­димое возникает в связи с возможными разрывами между государственными доходами и расходами:, поступления в бюджет обыч­но приходится на определенные даты, а расходы распределяются более ранномерно.

Погашение ранее размешенных займов. Потребность в эмиссии государственных ценных бумаг для данной цели возникает и при бездефицитном государственном бюджете.

Сглаживание колебаний при поступлении налоговых платежей в бюджет (устранение кассовой несбалансированности бюджета).

Обеспечение коммерческих банков и других кредитнофинансовых институтов ликвидными и высоколиквидными резервными акти­вами. В ряде стран для этой цели использовались краткосрочные государственные ценные бумаги. Вкладывая в выпускаемые прави­тельством долговые обязательства часть своих ресурсов, кредитно-финансовые учреждения получают доход в виде процента.

Финансирование собственных программ местных органов и ка­питалоемких проектов, а также привлечение средств во внебюджет­ные фонды.

Государственные ценные бумаги, выпускаемые центральным правительством и местными органами власти с целью мобилизации денежных ресурсов, бывают двух типов: рыночные ценные бумаги и нерыночные государственные долговые обязательства. Рыночные ценные бумаги свободно обращаются и могут перепродаваться другим субъектам после их первичного размещения К ним относятся: казначейские векселя, различные среднесрочные облигации (ноты) и долгосрочные государственные долговые обя­зательства. Нерыночные государственные долговые обязательства предназ­начены для размещения главным образом среди населения. Они не могут свободно переходить от одного владельца к другому. Эти цен­ные бумаги являются особенно эффективными в условиях развития рынка ценных бумаг.

Первичное размещение государственных ценных бумаг осущес­твляется с помощью посредников. Среди последних главенствую­щее положение занимают центральные банки, которые не только организуют работу по размещению новых займов, но и в ряде слу­чаев сами приобретают крупные пакеты правительственных долговых обязательств. В некоторых государствах эти функции выпол­няют министерства финансов, а в большинстве стран с развитой экономикой в качестве посредников при первичном размещении государственных ценных бумаг могут выступать коммерческие и инвестиционные банки, банкирские дома.

Курс государственных цен­ных бумаг, как и курс частных акций и облигаций, подвержен постоянным колебаниям под влиянием изменения ссудного процента и колебаниям спроса и предложения на эти бумаги. Так, во время затруднений на денежном рынке эти ценные бумаги падают в цене потому, что их массами выбрасывают на рынок с целью реализовать в деньгах.

В послевоенные годы обнаружилась явная тенденция к падению рыночных курсов государственных бумаг. Особенно значительное их падение произошло в период последних цик­лических кризисов в 1969—1970 гг. и в 1973—1975 гг., а также в начале 80-х гг. В целом за эти отрезки времени курс государственных облигаций в США понизился на 45%.

Возрастание государственного долга потребовало от прави­тельства промышленно развитых стран проведения специаль­ных мероприятий, направленных на поддержание курса госу­дарственных ценных бумаг и осуществляемых министерствами финансов и центральными банками. В целях постоянного фи­нансирования государства центральный банк, коммерческие банки и другие кредитно-финансовые институты скупали пра­вительственные обязательства и тем самым поддерживали от­носительную стабильность их курса.

Огромные размеры государственного долга наложили отпе­чаток на функционирование частной кредитной системы. В послевоенные годы изменился характер депозитов коммерческих банков и чекового обращения. В результате покупки государствен­ных ценных бумаг часть депозитов становится фиктивной, денежная масса отрывается от потребностей производства, а большая часть вновь выпущенных банкнот связана, как правило, с покупкой и продажей ценных бумаг. При этом надо учитывать, что значительная часть государственного долга, представленная краткосрочными векселями, превращается в депозиты или на­личные деньги и способствует развитию инфляции. Это яви­лось одним из важных факторов раскручивания инфляционной спирали в США и Западной Европе в 70-е и начале 80-х гг., когда отмечался наиболее высокий темп инфляции. В США он достигал в годовом исчислении 12—13%, а в Западной Европе доходил до 20% и более. Таким образом, повышение темпов инфляции в значительной степени вызвано непрерывным ро­стом бюджетного дефицита и государственного долга.

Большой удельный вес в долге краткосрочных обязательств усиливает зависимость правительственной фискальной полити­ки от частного рынка ссудного капитала. С одной стороны, сумма и сроки займов, уровень процента и способ их размеще­ния определяются конъюнктурой на рынке капитала, с другой правительство вынуждено часто прибегать к рефинансиро­ванию своей краткосрочной задолженности. В последнее время более четко проявляется тенденция к расширению периодов быстрого роста государственного долга и сокращению периодов его погашения, а погашение государственной задо­лженности становится как менее регулярным, так и все менее значительным по своим размерам.

Например, в США в послевоенные годы произошли качественные изменения в государственном долге. С целью привле­чения средств различных промышленных, кредитно-финансовыых учреждений и индивидуальных лиц используются государственные ценные бумаги нескольких видов: рыночные, неры­ночные, специальные выпуски.

Рыночные ценные бумаги, на долю которых приходится 2/3 всего долга и которые свободно продаются и покупаются, представлены казначейскими векселями, нотами и бонами.

Трудности размещения государственных ценных бумаг обусловили выпуск нерыночных бумаг, состоящих из сберегательных бон и налоговых сберегательных нот. Последние могут быть предъявлены к оплате в любой момент по желанию вкладчика. Однако по действующим условиям при досрочном предъявлении проценты резко снижаются. Главная цель выпус­ка нерыночных бумаг состоит в широком привлечении денеж­ных сбережений населения.

В странах Западной Европы и Японии степень развитости и дифференциации государственных бумаг несколько ниже, чем в США, Канаде и Англии. Так, во Франции, хотя и господствуют на рынке ценных бумаг государственные облига­ции над частными акциями и облигациями, однако степень их выбора при покупке довольно ограничена. В основном на рынке котируются и продаются государственные облигации двух видов: казначейские боны и векселя.

 Таким образом, каждая страна имеет свою специфику структуры государственного долга, базирующуюся на гособлигациях раз­личных видов.

В целях дальнейшей мобилизации денежных средств насе­ления для финансирования и рефинансирования государствен­ного долга правительства промышленно развитых стран неод­нократно прибегали к выпуску «специальных займов», разме­щаемых в государственных страховых и пенсионных фондах. Эти бумаги нельзя передать другим лицам и организациям, но можно предъявить к оплате по истечении одного года с момента их выпуска. Таким образом, найдено еще одно сред­ство для принудительного изъятия сбережений населения и финансирования с их помощью государственных расходов раз­ного рода, включая и непроизводительные.

Наиболее важной особенностью структуры долга в 60 —70-х гг. стало резкое сокращение долгосрочных и увеличе­ние краткосрочных обязательств. Это послужило одним из факторов усиления инфляции. Основная причина крена в сторону краткосрочной задолженности состояла в том, что в условиях экономических трудностей, особенно инфляции, час­тный сектор весьма неохотно шел на приобретение долгосроч­ных государственных бумаг. Кредитно-финансовые институты и индивидуальные инвесторы стремились как можно быстрее возвратить свои денежные фонды, предоставленные государст­ву. В связи с тем, что государственный долг носил в основном краткосрочный характер, правительство в лице министерства финансов вынуждено было почти ежемесячно размещать но­вые векселя на крупные суммы в целях рефинансирования тех бумаг, по которым наступал срок погашения. При этом также изымались дополнительные средства для покрытия текущих бюджетных дефицитов. Эти мероприятия говорят о дальней­шем обострении проблемы долга на уровне правительства и затруднениях в системе государственных финансов.

Масштабы долга и его краткосрочный характер свидетель­ствуют об усилении противоречий государственного регулирования экономики с помощью финансовой системы: с одной стороны, правительства западных стран в своей экономической политике все больше делают ставку на финансирование долгос­рочных расходов, с другой — они ориентируются на покрытие дефицитов с помощью краткосрочных займов. Однако в этом есть своя логика, которая объясняется объективными условия­ми, существующими в стране.

Во-первых, с помощью краткосрочных займов при их рефинансировании быстрее удается добыть необходимые де­нежные средства. Во-вторых, в условиях падения доверия к правительственным займам со стороны деловых кругов и насе­ления спрос на долгосрочные обязательства значительно ниже, чем на краткосрочные.

Проблема государственного долга обострилась также в результате потери интереса к правительственным ценным бу­магам со стороны частных кредитно-финансовых учреждений, которые долгое время были основными покупателями государ­ственных обязательств. Наиболее высокий удельный вес приоб­ретений государственных бумаг этими учреждениями, напри­мер в США, приходится на период второй мировой войны. Высокий спрос на государственные бумаги объяснялся рядом факторов, действующих в условиях военной конъюнкту­ры. Прежде всего спрос промышленного капитала на ссудный был слабо выражен, а выпуск новых эмиссий частных ценных бумаг — небольшим, так как структура и динамика производ­ства определялись в основном военными заказами правительст­ва. Оно, в свою очередь, поощряло вложения средств кредитно-финансовых институтов в государственные бумаги для покры­тия разбухших правительственных расходов военного времени.

В послевоенные годы массовое обновление основного капитала в промышленно развитых странах обусловило высокий процент по частным ценным бумагам. В результате начался перелив денежных фондов кредитно-финансовых институтов в акции и облигации торговых, промышленных и транспортных корпораций. Качественные сдвиги в размещении государственного долга за длительный послевоенный период подтверждаются тем, что доля частной кредитной системы в США в послевоенные годы заметно снизилась — с 50% в 1946 г. до 17% в 1990 г. Однако это не означает, что кредитно-финансовые институты и частный сектор вообще перестали приобретать государственные бумаги. Их интерес (особенно банков и корпораций) сводится к покупке в основном краткос­рочных облигаций, представляющих собой своего рода «лик­видный резерв».

Можно утверждать, что проблема государственного долга к концу ХХ в. только обострилась, об этом свидетельствует то, что прежде центральные банки создавали условия для размещения ценных бумаг путем изме­нения норм резервов и удешевления кредита. В последнее время они вынуждены сами приобретать растущую массу этих бумаг в основном путем денежной эмиссии. В результате резко изменилась структура баланса центральных резервных банков. Если в предвоенные годы на золото и валюту приходилось 81,6% всех активов и 13,1% на государственные ценные бумаги, то к концу 90-х гг. золото составляло всего около 10% активов, а облигации казначейства — свыше 75%., государственный долг еще больше нарушает баланс между доходами и расходами. Это означает, что с рынка ссудного капитала снимаются большие массы денежного капи­тала, которые могли быть использованы для ускорения темпов экономического роста. Так правительство США в связи с крупным бюджетным дефицитом постоянно размещает свои займы на рынке ценных бумаг. Особое беспо­койство и неудовлетворение в связи с возросшими эмиссиями правительственных займов выражают мелкие кредитные уч­реждения (ссудно-сберегательные ассоциации, кредитные со­юзы и пр.), так как возросшая эмиссия правительственных займов вызывает отлив ресурсов из этих учреждений. Правительственные расходы, как правило, не компенсируются налоговыми поступления­ми и порождают огромные дефициты, нависшие над рын­ком капитала.

В этой связи следует подчеркнуть еще одну важную особенность взаимоотношения государства с рынком ссудного капитала: государство не только берет взаймы, но и само предоставляет кредиты и займы. Однако соотношение между спросом и предложением государства на ссудный капитал всегда в большей части оказывалось в пользу спроса, т.е. изъятия денежных фондов с рынка капитала существенно превышают их предоставление государством.

Постоянное увеличение государственных расходов застав­ляет правительство повышать спрос на ссудный капитал, чтобы поддержать темпы экономического роста. Что приводит к двум негативным последствиям — изъятию большой массы денежного капитала на непроизводственные цели и увеличению налогового бремени населения. Таким образом, частный сектор в лице торгово-промышленных корпораций вынужден сократить свой спрос на рынке ссудных капиталов. Что касается второго последствия, то госу­дарственные долги опираются на государственные доходы, за счет которых должны покрываться годовые проценты и другие платежи, и поэтому современная налоговая система стала необ­ходимым дополнением системы государственных займов, повышение государственного долга генерирует рост налогового бремени.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.