Битет 34.Управление гос. долгом. Спобы стабилизации гос долга. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Битет 34.Управление гос. долгом. Спобы стабилизации гос долга.

2020-04-01 141
Битет 34.Управление гос. долгом. Спобы стабилизации гос долга. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Бюджетный процесс предполагает балансирование государственных доходов и расходов. Несбалансированность бюджета означает количественное неравенство между доходами и расходами бюджета. Величина превышения расходов бюджета над его доходами называется бюджетным дефицитом.

Бюджетный дефицит также можно представить следующим образом:

1).Бюджетный дефицит = Закупки товаров и услуг - Чистые налоги.

2).Величину чистых налогов можно определить так:

3).Чистые налоги = Налоговые поступления - Социальные выплаты.

На размер бюджетного дефицита оказывают влияние: спад общественного производства, неоправданно возросшие затраты на финансирование ВПК, значительные социальные программы, крупномасштабный оборот "теневого" капитала, непроизводительные расходы, потери, хищения и т.п.

Следует заметить, что несбалансированный бюджет может привести и к возникновению профицита, т.е. превышению дохода бюджета над его расходами.

Для финансирования бюджетного дефицита государство может использовать:

1. дополнительную денежную эмиссию;

2. кредиты ЦБ;

3. внутренние и внешние займы.

Преимущества первых двух способов заключаются в том, что их использование не дает возможности вытеснения частных инвестиций государственными, поэтому расходы бизнеса не будут уменьшаться. Однако их применение чревато увеличением инфляции.

В результате государственных займов формируется государственный долг.

Государственный долг - сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам, полученным кредитам, включая начисленные по ним проценты и выданные государственные гарантии.

Различают внешний и внутренний государственный долг. Внешний государственный долг - это обязательства, возникающие перед иностранными кредиторами.

Внутренний долг - это обязательства, возникающие перед внутренними кредиторами.

Экономические последствия государственного долга:

1. обслуживание значительного внешнего долга приводит к существенному сокращению уровня потребления населением данной страны;

2. долг может привести к вытеснению частного капитала, следовательно, и ограничению дальнейшего роста экономики;

3. увеличение налогов для оплаты растущего государственного долга снижает экономическую активность в стране;

4. происходит перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.

Управление государственного долга - это совокупность действий государства, связанных с изучением конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, выработкой условий и выпуском новых займов, выплатой процентов по ранее выпущенным займам, проведением конверсии и консолидации займов. К управлению государственным долгом относятся и мероприятия государства по погашению ранее выпущенных займов, срок действия которых истек.

Погашение государственных займов и выплата процентов по ним производятся либо из бюджетных средств, либо путем рефинансирования, т.е. выпуска новых займов, для того чтобы рассчитаться с держателями старого займа.

В процессе управления государственным долгом государство может изменять первоначальные условия займа. Изменение условий доходности займов называется конверсией, изменение сроков займа - консолидацией государственного долга.

Управление и обслуживание внутреннего и внешнего долгов Российской Федерации возложено на Центральный банк РФ и Федеральное казначейство при Министерстве финансов Российской Федерации. Все затраты по обслуживанию долга осуществляются за счет федерального бюджета.

билет 38. предложение денег. банковский мультипликатор. инструменты ден. политики

Под предложением денег понимают денежную массу в обращение т.е. совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент.

Предложение денег в экономике осуществляет государство посредством банковской системы, включающей Центральный банк (ЦБ) и коммерческие банки (КБ).

В целом предложение денег включает в себя наличность и депозиты. ЦБ создает наличные деньги, которые поступают в экономику путем покупки у населения, фирм и правительства золота, ценных бумаг, валюты, а также через предоставление правительству и КБ кредитов. Наличность, поступившая в экономику от ЦБ, распределяется по следующим направлениям: одна часть оседает в кассе домашних хозяйств и фирм, другая поступает в КБ в виде депозитов.

Для поддержания ликвидности КБ из имеющихся у них депозитов формируют на специальном счете в ЦБ обязательные резервы, представляющие собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным или относительным показателям пассивных (депозитов) или активных (кредитных вложений) операций. Оставшаяся у КБ часть денежных средств, называемая избыточными резервами, может выдаваться в виде ссуд населению и фирмам.

ЦБ может контролировать предложение денег путем воздействия на денежную базу. Изменение денежной базы оказывает мультипликативный эффект на предложение денег.

Косвенное регулирование денежно-кредитной сферы ЦБ может осуществлять, используя следующие инструменты:

1. норму обязательных резервов. Их изменение оказывает влияние на денежную базу, соответственно, и на предложение денег;

2. ставку рефинансирования, т.е. ставки, по которой ЦБ кредитует КБ, изменение которой приводит к изменению кредитных ставок КБ;

3. операции на открытом рынке, представляющие собой операции купли-продажи государственных ценных бумаг в финансовой системе. Эти операции оказывают влияние на величину банковских резервов, следовательно, и на общую денежную массу.

коэф. монетизации = М2/ВВП. он показывает обеспеченность ВВП денежной массой. М2 показывает на сколько может вырасти ден. масса без угрозы инфляции. Изменение предложения денег зависит от:

1)величины резервов коммерческих банков, выданной в кредит 2)величины банковского мультипликатора

 

Банковский мультипликатор Величина 1/rr носит название банковского (или кредитного, или депозитного) мультипликатора mult банк = 1/ rr. Банковский мультипликатор показывает, во сколько раз изменится (увеличится или уменьшится) величина денежной массы, если величина депозитов коммерческих банков изменится (соответственно увеличится или уменьшится) на одну единицу. Таким образом, мультипликатор действует в обе стороны. Денежная масса увеличивается, если деньги попадают в банковскую систему (увеличивается сумма депозитов), и сокращается, если деньги уходят из банковской системы (т.е. их снимают с депозитов). А поскольку, как правило, в экономике деньги одновременно и вкладывают в банки, и снимают со счетов, то денежная масса существенно измениться не может. Такое изменение может произойти только в том случае, если Центральный банк изменит норму обязательных резервов, что повлияет на кредитные возможности банков и величину банковского мультипликатора. Не случайно это есть один из важных инструментов монетарной политики (политики по регулированию денежной массы) Центрального банка

 

Инструменты ден. политики: 1)установление обязательной нормы резервирования. В настоящее время минимальные резервы- это часть банковских активов, которые любой коммерч. банк обязан хранить на счетах ЦБ. Минимальные резервы выполняют две основные функции. Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов Центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации. Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым Центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране. 2) регулирование официальной учётной

ставки. Изменение учетной ставки (рефинансирование) оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в Центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, т.к. происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.  3) операции на открытом рынке Этот метод заключается в том, что Центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе, Покупая ценные бумаги на открытом рынке, Центральный банк увеличивает резервы коммерческих банков и способствует росту денежного предложения. Продажа ценных бумаг ЦБ приводит к обратным последствиям. Центральный банк периодически вносит изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяя интенсивность своих операций, их частоту. Операции на открытом рынке - наиболее действенный и гибкий рыночный инструмент денежно-кредитной политики ЦБ, обеспечивающий эффективное воздействие на денежный рынок и банковский кредит, а следователь-но, и на всю экономику. Механизм операций на открытом рынке не сложен, что делает его привлекательным для использования. 4) административные меры. Наряду с экономическими методами регулирования деятельности коммерческих банков ЦБ может использовать в этой области и администра-тивные методы воздействия.К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений. Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. Добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений в настоящее время используется не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще был отменен.Центральный банк может также устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, ликвидности баланса, максимального размера риска на одного заемщика и еще ряд некоторых дополняющих.При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов, Центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.Очевидно, что использование административного воздействия со стороны Центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а может применяться в порядке исключительно вынужденных мер.

 

билет 39. спрос на деньги в неоклассической теории. Количественная теория денег. Кембриджское уравнение и ур –е Фишера

про неоклассиков в конспекте и в учебнике не нашёл, а в инете какой-то отстой написан

 

Современная трактовка количественной теории основана на уравнении обмена, сформулированного американским экономистом И. Фишером: MV=PY, где М - количество денег в обращении; V - скорость обращения денег; Р - уровень цен (индекс цен); Y - реальный объем производства. Отсюда следует, что спрос на деньги определяется по формуле: M=PY/V.

Из данного уравнения можно сделать вывод, что величина спроса на деньги зависит от следующих факторов: 1)абсолютного уровня цен. При прочих равных условиях чем выше уровень цен, тем выше спрос на деньги, и наоборот;  2)уровня реального объема производства. По мере его роста повышаются реальные доходы населения, следовательно, людям требуется больше денег на осуществление большего количества сделок;  3) скорости обращения денег. Следовательно, все факторы, влияющие на скорость обращения денег, будут влиять и на спрос на деньги.

Кембриджское уравнение M = kRP

где М — объем денежной массы, R — общая величина произведенной продукции в физическом выраже-нии, Р — общий уровень цен на товары и услуги, К — коэффициент Маршалла, показывающий, какую долю номинального дохода хозяйствующие субъекты предпочитают держать в форме наличных денег (кассовых остатков).

Левая часть формулы выражает предложение денег, задаваемое извне существующей кредитно-денежной системой. Правая отражает спрос на деньги, который определяется общим номинальным доходом членов общества с учетом того, какая часть этого дохода хранится в виде кассовых остатков и временно изымается из обращения. В отличие от уравнения Фишера, кембриджский вариант в центр внимания ставит не движение денежной массы, а накопления в кассах предприятий и частных лиц. Исследуются факторы, от которых зависит спрос на кассовые остатки и выделяется два мотива накопления: образование фонда средств обращения и образования резервов на покрытие непредвиденных нужд. Особое внимание при анализе движения денежной массы уделяется принципам распределения дохода, где в качестве критерия выступают: с одной стороны, удобство накапливаемых денежных остатков, а с другой стороны, оценка жертв упущенной выгоды. Этот “выбор на пределе” получил в дальнейшем развитие в теории Кейнса. Тем не менее, выводы, вытекающие из кембриджского уравнения, не противоречат основному выводу из количественной теории денег: при постоянстве К и R изменение денежной массы скажется исключительно на изменении цен.

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.