Глава 2. Результаты работы Совета министров под руководством П. А. Столыпина — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Глава 2. Результаты работы Совета министров под руководством П. А. Столыпина

2020-04-01 115
Глава 2. Результаты работы Совета министров под руководством П. А. Столыпина 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение                                                                                             3                                              

Глава 1  Задачи кабинета П. А. Столыпина                     10                                                          

Глава 2. Результаты работы Совета министров под руководством П. А. Столыпина                                                                                               20

§1. Роль состава кабинета и внешних фаторов в эффективности выполнения задач                                                                                         20             

§2. Результаты кампании по борьбе с терроризмом                 30

§3. Результаты аграрной реформы                                             32

§4. Вероисповедальные реформы и национальный вопрос      37

§5. Преобразование местного управления и суда                     47

§6. Вопросы обороноспособности и внешней политики         53

Заключение                                                                                   78                                             

Источники                                                                                     82

Литература                                                                                    83


ВВЕДЕНИЕ

В начале ХIX века, и многие учёные и историки спешат подвести итоги ушедшего столетия, отыскать истинные причины событий, произошедших в нём. И всё чаще и чаще их взгляды стали обращаться к самому началу ХХ века, ведь именно там кроются загадки и революционных потрясений 1917 года, и гражданской войны. Во многом произошедшие события связаны с внутренней политикой последнего императора России Николая II, в которой свою роль сыграл и Пётр Аркадьевич Столыпин – человек странной судьбы, не рвавшийся к власти, но неожиданно для всех – может, и для самого себя тоже – вдруг оказавшийся у её вершин. Многие его современники, удивленные его взлетом, стали говорить, что он почти всю жизнь провёл в провинции и не готов к своей новой роли, что у него нет собственных идей, что он «приказчик», исполняющий чужие приказы, локомотив, вытягивающий поезд в указанном кем-то направлении. Такие характеристики появились ещё при жизни П. А. Столыпина и он, надо думать, был о них наслышан. И только немногие люди, в том числе и он сам, знали, насколько это несправедливо. Ибо в рабочем столе П. А. Столыпина лежала стопка взаимосвязанных проектов, призванных последовательно переустроить жизнь России. Российская империя получила сильный поступательный толчок, положивший конец как политическому, так и экономическому кризису. При этом надо отметить, что огромную роль в реформаторской деятельности играет не только глава правительства – Столыпин, но и его сотрудники и в какой-то мере сподвижники – министры.

Изучение деятельности кабинета министров помогает понять  насколько тяжело было проводить все задуманные мероприятия, начиная от споров в самом Совете министров и заканчивая отстаиванием законопроектов в Государственной думе, Государственном совете или перед императором.

Особенно важно сравнить программу, задачи кабинета – и результаты деятельности, проанализировать, насколько задумки были воплощены в жизнь: именно этим определяется работоспособность и эффективность кабинета министров.

Следует сказать, что деятельность кабинета Столыпина, а в особенности – результативность этой деятельности – оценивается в историографии весьма разноречиво. Во многом оценка зависит от идеологических взглядов исследователя, от его понимания того, что лучше для страны.

Наиболее яркий пример – отношение в историографии к борьбе П. А. Столыпина с терроризмом и результатам аграрной реформы. Эти два направления деятельности Совета министров оцениваются историками весьма противоречиво, существуют прямо противоположные взгляды. Была ли эффективна аграрная реформа или же она только ухудшила положение России? Сейчас, когда Россия уже 15 лет не может восстановить нормальную деятельность сельского хозяйства, большинство АО, ЗАО и ООО, образовавшихся на месте бывших колхозов – убыточно или находятся на грани самоокупаемости, а фермерство так и не развилось до уровня Европы или США, оценка результатов аграрной реформы и анализ того, насколько эти результаты соответствовали задумкам самого П. А. Столыпина, крайне актуальна.

Точно также в вопросе борьбы с терроризмом от крайнего осуждения столыпинских мер историки постепенно переходят к понимаю необходимости ряда мероприятий – чему немало способствует современная обстановка в мире и угроза международного терроризма.

Вопрос национальных и вероисповедальных реформ столыпинского кабинета и их результативность также актуальна для современного положения многонациональной Российской Федерации.

Таким образом, тема предлагаемого дипломного исследования имеет высокую степень актуальности.

Научная новизна обосновывается положением в историографии, где изучению деятельности П. А. Столыпина и Совета министров под его руководством посвящено сотни работ, но, в то же время, отсутствует исследования, в которых четко сопоставлялись бы замыслы и результаты реформ кабинета.

Сразу нужно отметить что, работ, посвященных непосредственно кабинету Столыпина, практически нет. Не считая, работу Королевой Н.Г. "Первая российская революция и царизм. Совет министров России в 1905 – 1907 гг."[1], но рассмотрение кабинета Столыпина прерывается в 1907 году, т.е. охватывается всего 2 года существования правительства. А в статье этого же автора "Совет министров России в 1907 – 1914 гг."[2] кабинет характеризуется поверхностно.

Можно выделить работу Макарова С.В. "Совет министров Российской империи 1857 – 1917 гг."[3], но в ней кабинет Столыпина рассматривается с правовой точки зрения.

Историография по рассматриваемой теме прошла несколько этапов и на каждом этапе авторы по кардинально по разному оценивали деятельность Столыпина и работу его кабинета в частности.  Пять лет политической драмы, связанной с именем Столыпина, подвергались различным интерпретациям. Его образ в работах историков вне Советской России колебался от патриотически настроенного защитника новой демократии, основанной на мелкособственническом крестьянском хозяйстве, до ранней версии фашиста-ксенофоба на службе русского царя, истинного представителя русского реакционного дворянства. Советские историки неизбежно начинали разговор об этом человеке и обо всем периоде, заклеймив его (с легкой руки Ленина) "бонапартистом", однако интерпретация этого слова менялась и там.

Среди трудов советских историков прежде всего, хотелось выделить труды таких исследователей как Н.П. Ерошкина, исследовавший государственные учреждения, в том числе высшие, включая Совет министров,[4] А.Я. Авреха, рассмотревший в своих работах третьеиюньскую систему, отношения Столыпина с Третьей Думой,[5] как К.Ф. Шацилло, осветивший в своей монографии огромную трудоемкую работу в правительстве по разработке законопроектов, направленных на укрепление армии и воссоздание флота.[6]

Немало сделано советскими учеными в изучении социально – экономических аспектов и классовой структуры общества в период деятельности кабинета Столыпина. Здесь уместно упомянуть работу В.С. Дякина.[7]

Но говоря об исследованиях советского периода, нужно отметить, что все они грешат одной и той же проблемой – литература сильно идеологизирована, а выводы советских ученых явно устарели на сегодняшний день.

Очевидный переворот в оценках личности Столыпина и преобразований, связанных с его кабинетом произошел в период постсоветской историографии. Это характерно прослеживается в работе Сидоровнина Г.П. "П.А. Столыпин: жизнь за Отечество"[8],  посвященные реформатору главы выводят Столыпина из забвения, открывают масштаб и значение реформ Совета министров.

Сейчас, в  период новейшей российской историографии выходит огромное количество различных исследований, рассматривающих не только жизнь и деятельность самого Столыпина, но и исследующих итоги его реформ.

Борис Григорьевич Федоров в своей книге "Петр Столыпин: "Я верю в Россию"[9] пытается развенчать сделанные выводы некоторых историков о Столыпине и его реформах. Например, он пытается убедить читателя в бездоказательности обвинения председателя Совета министров в непотизме. Вместе с тем, автор  очень часто проводит параллели с новейшей историей России.

Такие крупные исследователи как Л.А. Панов,[10] Г.И. Шмелев,[11] В.Г. Тюкавкин[12] наиболее полно рассмотрели самую главную из реформ правительства Столыпина – аграрную. Впрочем, при всей глубине анализа социально-экономических и социально-политических процессов, их работы оставляют в стороне важные аспекты личного влияния членов Совета министров на ход этой реформы.

Коллективная монография "Власть и реформы"[13] дает наиболее полное представление о борьбе течений в кабинете Столыпина при разработке некоторых законопроектов, о реформах правительства.

Таким образом, можно констатировать, что тема сопоставления замыслов столыпинского кабинета и их реализации нуждается в отдельной проработке, необходима для создания полной картины реформирования того времени и весьма актуальна для определения пути развития современной России.

Отсюда вытекает цель данной работы – выявить результативность работы кабинета П. А. Столыпина. Для наиболее полного достижения цели предполагается решить следующие задачи:

- проанализировать задачи, поставленные перед кабинетом П. А. Столыпиным;

- изучить основные законопроекты Совета министров и определить, насколько результативным стало проведение их в жизнь;

- охарактеризовать роль отдельных министров кабинета в эффективности его работы, а также факторы, повлиявшие на результативность или нерезультативность отдельных реформ и мероприятий (интриги, позиция императора, факторы внутренней и внешней политики и т. д.).

Для реализации поставленной цели была использована определенная источниковая база.

I. Законодательные акты – законы, принятые по инициативе правительства, («Российское законодательство X – XX вв.»)[14]; законопроекты, предложенные правительством, но по каким – то причинам не принятые (Столыпин П.А. Программа реформ).[15]

II. Документы государственных учреждений. К этому виду источников можно отнести многочисленные речи Столыпина в Государственной думе и Государственном совете (Столыпин П.А. Думские речи, Столыпин: жизнь и смерть).[16]

III. Источники личного происхождения – воспоминания государственных деятелей (С.Ю. Витте,[17] Я.В. Глинка,[18] В.И. Гурко[19]), воспоминания министров, которые входили в кабинет Столыпина (В.Н. Коковцов), воспоминания детей Столыпина (М.П. Бок, А.П. Столыпин)

Но, к сожалению, мемуары нельзя рассматривать как источник объективной информации. Потому что при написании мемуаров, автор использует дифференцированный подход к людям, руководствуется своими симпатиями и антипатиями. Материал о каком – либо конкретном человеке, как правило, разрозненный и разбросан по всей книге – и это тоже является минусом мемуаров. Характерной чертой данных источников следует считать субъективный подход к повествованию.

Сам Петр Аркадьевич Столыпин не оставил никаких мемуаров.

Структура данной работы определена ее целью и задачами и предполагает два главы, посвященные соответственно задачам кабинета П. А. Столыпина и результатам его деятельности. Работа включает введение, основную часть, заключение, научно-справочный аппарат и список источников и литературы.


Глава 1. Задачи кабинета П. А. Столыпина

 

Оказавшись во главе правительства, Столыпин затребовал из всех ведомств те первоочередные проекты, которые давно были разработаны, но не были осуществлены. В итоге 24 августа 1906 года Столыпину удалось составить более или менее целостную программу умеренных преобразований. В ее начале приводится ряд осуществленных террористических актов и говорится о том, что мероприятия программы направлены на решительную борьбу с терроризмом и революцией, дабы не допустить в стране паники. Обосновывается необходимость введения военно – полевых судов, потому что "обыкновенное судебное производство не вполне приспособлено к обстоятельствам настоящего времени и не дает возможности достаточно быстрой репрессии за преступления, выходящие из ряда обыкновенных".[20] Также в программе предлагался ряд мероприятий, направленных на улучшение жизни в стране.

Столыпин разделил предполагаемые реформы на две части. Одни нужно было претворять в жизнь немедленно, не дожидаясь созыва новой Думы, на основании статьи 87 Основных законов, проекты других необходимо было подготовить и внести для обсуждения и принятия в Государственную думу. К числу первых относятся решение вопроса земельного и землеустроительного, некоторые неотложные мероприятия в области гражданского равноправия, свободы вероисповедания и мероприятия, касающиеся еврейского вопроса.

Ко вторым относятся следующие законопроекты:

1. "о свободе вероисповедания;

2. о неприкосновенности личности и о гражданском равноправии, в смысле устранения ограничений и стеснений отдельных групп населения;

3. об улучшении крестьянского землевладения;

4. об улучшении быта рабочих и, в частности, о государственном их страховании;

5. о реформе местного управления, которое предполагается организовать таким образом, чтобы губернские и уездные административные учреждения были поставлены в непосредственную связь с преобразованными органами самоуправления, включающими и мелкую земскую единицу;

6. о введении земского самоуправления в Прибалтийском, а также Северо- и Юго-Западном крае;

7. о введении земского и городского самоуправления в губерниях Царства Польского;

8. о преобразовании местных судов;

9. о реформе средней и высшей школы;

10. о подоходном налоге;

11. о полицейской реформе, направленной, между прочим, к слиянию общей и жандармской полиций;

12. о мерах исключительной охраны государственного порядка и общественного спокойствия, с объединением нынешних различных видов исключительной охраны в одном законе".[21]

Эта программа указывает на то, что Столыпин и его правительство серьезно взялось за реформирование страны. Меры, описанные в ней, были необходимы.

Эти законопроекты касались всех сфер жизни общества. Населению страны предлагалось дать такие права и свободы, реализация которых привела бы к созданию гражданского общества в России (введение неприкосновенности жилища и личности, разрешение свободно передвигаться и выбирать место жительства, обеспечение тайны переписки и телефонных разговоров, отмена подушной подати, круговой поруки и мн. др.)

Законопроекты, касающиеся реформирования судебной системы, обеспечили бы практически такой суд, какой в нашей стране сейчас. Это введение условного осуждения, состязательного начала, защиты на предварительном следствии, условного досрочного освобождения, выдачи преступников по требованию какого-либо иностранного государства. Из всего перечисленного законом стал только проект об условном досрочном освобождении.

В сфере местного самоуправления предполагалось ввести земское и городское самоуправление в новых регионах Российской империи, укрепить вертикаль власти, создать Совет для объединения всех ведомств и усиления связи с самоуправлением. В уездах также предусматривалось объединение многочисленных учреждений (присутствий) в одно целое под властью начальника уезда, назначаемого министром внутренних дел. Также предполагалось усовершенствовать систему финансовых хозяйств земств и городов.

В аграрном вопросе Столыпин склонялся к идее разрушения общины, потому что она очень удобна для революционной пропаганды, а если появятся крестьяне, которые имеют свой участок земли, их будет труднее склонить к бунту или к революции. Проект правительственной программы аграрных преобразований предусматривал: передачу малоземельным крестьянам на выгодных условиях всех пригодных для земледелия казенных земель; выкуп, в случае недостатка казенных земель, за счет государства у частных землевладельцев добровольно продаваемых ими земель для удовлетворения земельной нужды всей малоземельной части крестьянства; продажу приобретенной за счет государства земли нуждающимся в ней малоземельным крестьянам по доступным ценам; запрещение продажи земель, передаваемых государством малоземельным крестьянам, как и надельных земель, лицам других сословий; облегченный порядок продажи крестьянами, желающими переселиться или заняться каким-либо неземледельческим промыслом, принадлежащих им наделов; улучшение способа землепользования крестьян на ныне принадлежащих им землях посредством расселения желающих устранить чересполосицу надельных земель и сведение мелких полос в более крупные земельные участки; признание того, что в крестьянских обществах (общинах), в которых не производилось общих переделов земли в течение 24 лет, земельные участки, находящиеся в пользовании отдельных домохозяев, составляют их неотъемлемую собственность, и переделы земли в таких обществах впредь производить не могут; предоставление в обществах, производящих переделы земли, отдельным крестьянам права выхода из общества и укрепления за собой в частную собственность участков общинной земли, при сохранении за общиной права купить земельные участки выходящих из ее состава, уплатив им их стоимость деньгами; предоставление земельным общинам права самостоятельно распоряжаться принадлежащими им землями. Также в аграрной реформе большое значение играла переселенческая политика малоземельных крестьян в Сибирь, Казахстан, Киргизию, на Алтай и Дальний Восток для освоения новых земель и увеличения площадей обрабатываемых земель. Также было разработано несколько законопроектов, направленных на обеспечение финансовой поддержкой переселенцев и предоставление им некоторых льгот.

В области социального законодательства предполагалось введение ограничения рабочего дня, введение обеденного перерыва, пенсий и единовременных пособий военным чинам и их семьям, страхования рабочих на случай болезни и от несчастных случаев, увеличения заработных плат. Эти законопроекты были приняты. 

В сфере экономики и финансов предполагалось ввести новый прогрессивный подоходный налог, упорядочить сбор налогов (например, в законопроекте о государственном поземельном налоге устанавливался средний оклад за десятину земли дифференцированный для разных губерний), усовершенствовать таможенную систему, создать современную банковскую систему, куда вошел бы Сельскохозяйственный банк, который должен был обеспечить доступное льготное кредитование хуторского и отрубного сельских хозяйств, также обеспечить благоприятные условия для инвестиций, облегчить процедуру регистрации и открытия акционерных и биржевых структур, открыть доступ частному капиталу в деле разработки природных богатств.

В области образования предусматривалось введение всеобщего начального обучения, разрешения на учреждение частных учебных заведений, реорганизовать дело подготовки учительских и преподавательских кадров, был разработан новый Университетский устав, который сохранял прежнюю автономию университетов, но ужесточал правила создания и деятельности каких – либо студенческих обществ.

Некоторые законопроекты были направлены и на развитие науки и культуры - в–основном, это были указы, обеспечивающие финансирование какого – либо начинания.

Предполагалось также решить проблему коррумпированности чиновников, в частности, увеличить им заработную плату. Предусматривалось также и скорейшее перевооружение армии и флота, проектировались самолеты, танки, подводные лодки, усовершенствовалось оружие.

При разборе бумаг Столыпина в сентябре 1911 года в Колноберже помимо официальных лиц присутствовал муж дочери Петра Аркадьевича Б.И. Бок, который смог ознакомиться с частью документов. Он видел незаконченную работу о будущем политическом устройстве России. Борис Бок не читал полностью эту работу, так как не думал, что она вскоре исчезнет. Но он запомнил, что Столыпин писал о том, "что принял Россию в анархически-хаотическом состоянии и поэтому единственно возможным было вначале "захватить ее в кулак". И, проведя земельную реформу, долженствующую уничтожить опаснейшую для России партию социалистов-революционеров, начать "постепенно разжимать кулак".[22]

Есть также и косвенное подтверждение возможности пропажи важных государственных документов – среди документов Столыпина исчез секретный ключ военного министерства, использовавшийся для кодирования переписки. Могли также пропасть и другие бумаги, в том числе и последняя работа Столыпина.

В книге Александра Васильевича Зеньковского "Правда о Столыпине" подробно представлена эта программа. Правда, ее подлинность до сих пор вызывает сомнения.

Зеньковский был служащим Киевского губернского земства. Со Столыпиным его познакомил начальник Киевского земства граф Павел Николаевич Игнатьев. В мае 1906 года Александр Васильевич встретился с Петром Аркадьевичем. На этой встрече они обсуждали финансы земств. "Видимо, он произвел хорошее впечатление, и П. Столыпин попросил писать ему напрямую доклады по поводу посещения земств в разных регионах и в министерство заходить по приезде в Санкт-Петербург".[23]

У Зеньковского, скорее всего, было несколько встреч со Столыпиным. В мае 1911 года Петр Аркадьевич в Колноберже четыре дня диктовал ему свои проекты государственных преобразований, с которыми в сентябре должен был познакомиться император.

В Киеве во время торжеств Зеньковский доложил Столыпину, что доклад готов. Петр Аркадьевич просил его привезти в Санкт-Петербург во второй половине сентября. Доклад, по словам Александра Васильевича, должен был состоять из двух частей: конкретные проблемы по отдельным министерствам в сопоставлении с другими странами и предлагаемые конкретные реформы.

Зеньковский дал Столыпину слово никому о проекте не рассказывать, и до 1950-х годов это слово держал. Только в 1951 году Александр Васильевич решил написать воспоминания. Подлинные записи он долго хранил, но, опасаясь обысков после вступления в январе 1918 года в Киев большевиков, сжег их. Ему пришлось все восстанавливать по памяти.

Согласно записям Зеньковского (под диктовку Столыпина), предполагалось сделать следующее:

1. Новое положение о Совете министров: состав министров определяется по предложению премьера, который за всех отвечает; оклады министров должны быть таковы, чтобы на государственную службу шли выдающиеся люди; доклады министров императору могли делаться только после согласования с председателем Совета министров.

Таким образом, Столыпин пытался решить проблему наличия в правительстве министров, которые были некомпетентны или независимы от председателя Совета министров.

2. Резкое увеличение бюджета примерно с 3 млрд. до 10 млрд. рублей в год, а потом и значительно больше. Достичь этого возможно было, прежде всего, за счет переоценки недвижимого имущества (была занижена в 10 раз) и повышения акцизов с вина и водки.

3. Реформа системы образования: увеличение числа средних (до 5000) и высших (до 1500) учебных заведений, уменьшение платы за обучение, повышение зарплаты учителям.

4.  Создание Высшей академии для подготовки государственных руководителей.

5. Укрепление армии и флота.

6. Повсеместное введение волостного, уездного и губернского земства с понижением имущественного ценза (децентрализация управления).

7. Снятие всех ограничений с евреев и других национальностей.

8. Решение рабочего вопроса, трансформация пролетариата в мелкобуржуазный класс и опору государства путем повышения уровня жизни и создания системы социального страхования.

9. Более дружественные отношения с США как потенциально единственным долгосрочным союзником.

10. Создание международной организации для разрешения конфликтов между странами: создание Международного парламента с круглогодичными сессиями и штаб-квартирой в небольшом европейском государстве; при нем должно было быть создано специальное статистическое бюро для анализа экономического и социального положения государств, Международный банк для финансовой помощи странам-членам, а при банке – Международный экономический совет для консультирования и предотвращения кризисов.

11. Удовлетворение земельных нужд крестьянства.

12. Программа интенсивного использования ископаемых природных ресурсов.

13. Программа строительства автомобильных дорог.

14.  Увеличение заимствований в форме выпуска облигаций для финансирования предлагаемых реформ (дороги, добывающая промышленность).

15.  Создание новых министерств: министерство труда, министерство местного самоуправления, министерство национальностей, министерство социального обеспечения, министерство вероисповеданий, министерство по использованию и эксплуатации природных богатств России, министерство здравоохранения.

В целом можно заключить, что за период своего пребывания во главе правительства, Столыпин преследовал главную цель – укрепление государственной власти. Поэтому осуществляемые реформы интересовали его как возможность ускорить развитие страны, поднять и усилить влияние власти.

Поэтому одним из главных направлений можно назвать борьбу с терроризмом.

В начале XX века в стране нарастала напряженность, связанная с обладающим огромным влиянием революционным движением. Возросла роль терроризма, с которым надо было бороться.

 12 августа 1906 года было совершено покушение на Петра Аркадьевича Столыпина. Накануне он получил два предупреждения, но не придал им серьезного значения. Три террориста Э. Забельшанский, И.М. Типунков и Н.И. Иванов взорвали дачу на Аптекарском острове, когда там находилось много народа. Было убито 27 человек и 33 тяжело ранены (А.П. Бородин; по другим сведениям – Б.Г. Федоров: 29 убитых и 32 раненых), в том числе и террористы. Сам Столыпин не пострадал, но были ранены его дети: трехлетний Аркадий и пятнадцатилетняя Наташа. После этого события Петр Аркадьевич сильно изменился, он подавил в себе чувство гуманности.

Второе важнейшее направление, определенное П. А. Столыпиным – аграрная реформа. Уже на самом первом собрании Столыпин поставил перед министрами две задачи: подготовить ряд законопроектов для обеспечения работой будущую Думу и разработать и провести по 87 статье основных законов ряд мероприятий, регулирующих крестьянский вопрос.

Кроме того, перед кабинетом стояли задачи реформирования местного самоуправления, образрования, урегулирование вероисповедальных и национальных вопросов, укрепление обороноспособности страны, финансово-экономические задачи.

Насколько эти замыслы удалось воплотить в жизнь – проанализируем в следующей главе.


Результаты аграрной реформы

Стержнем политики Столыпина, делом всей его жизни стала земельная реформа. Эта реформа должна была создать в России класс мел­ких собственников — новую «прочную опору порядка», опору государства. Один из первых русских марксистов, Петр Бернгардович Струве, дал следующую характеристику деятельности Столыпина: «Как бы ни относиться к аграрной политике Столыпина - можно ее принимать как величайшее зло, можно ее благословлять как благодетельную хирургическую операцию, - этой политикой он совершил огромный сдвиг в русской жизни. И - сдвиг поистине революционный и по существу, и формально. Ибо не может быть никакого сомнения, что с аграрной реформой, ликвидировавшей общину, по значению в экономическом развитии России в один ряд могут быть поставлены лишь освобождение крестьян и проведение железных дорог».

О начале земельной реформы возвестил правительственный указ от 9 ноября 1906 г., принятый в чрезвычайном порядке, минуя Государственную думу. Согласно этому указу, крестьяне получали право выйти из общины со своей землей. Они могли также ее продать. Им отрезали от общинной земли участки — отруба. Богатые крестьяне на те же участки перено­сили свои усадьбы — это называлось хуторами. Власти считали хутора идеальной формой землевладения. Со стороны хуторян, живших обособленно друг от друга, можно было не опасаться бунтов и волнений.

После государственного переворота 3 июня 1907 г. и роспуска II Государственной думы желаемое успокоение было достигнуто, революция подавлена. Настала пора приступать к реформам. «Мы призваны освободить на­род от нищенства, от невежест­ва, от бесправия», [33]— говорил Пётр Столыпин. Путь к этим це­лям он видел прежде всего в ук­реплении государственности. Свою речь о земельной реформе 10 мая 1907 г. Столыпин завер­шил знаменитыми словами: «Им (противникам государственно­сти) нужны великие потрясения, нам нужна Вели­кая Россия!».[34]

В III Думе, созванной в 1907 г. по новому избирательному закону (ограничившему представительство малоимущих), цари­ли совершенно иные настроения, чем в первых двух. Эту Думу называли «столыпинской». Она не только одобрила указ от 9 но­ября, но пошла ещё дальше самого П. Столыпина. Чтобы уско­рить разрушение общины, Дума объявила распущенными все общины, где более 24 лет не происходило земельных переделов.

И сам Столыпин, и его оппоненты подчеркивали главную задачи реформы – создать богатое крестьянство, проникнутое идеей собственности и потому не нуждающееся в революции, выступающее как опора правительству. Здесь четко проступают политические соображения аграрной реформы: без крестьянства никакая революция в России была невозможна. 5 декабря 1908 года в речи о "земельном законопроекте и землеустройстве крестьян" Столыпин утверждал, что "настолько нужен для переустройства нашего царства, переустройства его на крепких монархических устоях, крепкий личный собственник, настолько он является преградой для развития революционного движения, видно из трудов последнего съезда социалистов-революционеров, бывшего в Лондоне в сентябре настоящего года... вот то, что он постановил: «правительство, подавив попытку открытого восстания и захвата земель в деревне, поставило себе целью распылить крестьянство усиленным насаждением личной частной собственности или хуторским хозяйством. Всякий успех правительства в этом направлении наносит серьезный ущерб делу революции».

Согласно концепции Столыпина, модернизация страны требовала нескольких условий: первое - сделать крестьян полновластными собственниками, чтобы "крепкие и сильные", освободившись от опеки общины, могли обойти "убогих и пьяных". И второе – добиться усиленного роста промышленности, подкрепленного развитием внутреннего рынка.

Аграрная реформа включала в себя ряд взаимосвязанных проблем, и все их решения пронизывала красная нить – упор не на общину, а на единоличного собственника. Несомненно, это был полный разрыв с идеологией реформы 1861 года, когда упор был сделан именно на крестьянскую общину как на главную опору, базу самодержавия и, соответственно, государственности в целом.

В результате быстро выяснилось, что аграрная политика Столыпина предоставляла большие возможности зажиточному крестьянству: он предлагал предоставлять богатым крестьянам государственные кредиты и стремился к ликвидации системы общинного землевладения. К 1917 из состава традиционных общин вышло более 6 млн. крестьянских семей. После поездки в 1910 в Западную Сибирь Столыпин предложил широкомасштабную схему переселения крестьян на целинные земли. Считая Сибирь территорией, где может разместиться избыточное население, он рассматривал ее как неисчерпаемый источник сырья.

Однако быстро выяснились и недостатки реформы. Прежде всего уход из общины ломал привычный уклад жизни и всё мировоззрение крестьянина. Община защищала его от полного разорения и многих иных превратностей судьбы. Например, в общине крестьянин меньше зависел даже от капри­зов погоды. Каждая семья имела несколько разрозненных полос земли: одну в низине, другую на возвышенности и т. д. В засуху лучший урожай со­бирали в низинах, а в дождливое лето — на возвышенностях. Тем самым уменьшалась опасность неурожая.

После выхода крестьян на отруба или хутора прежняя «стра­ховка» от неурожая исчезала. Теперь всего один засушливый или чересчур дождливый год мог принести нищету и голод. Чтобы подобные опасения у крестьян исчезли, выходящим из общины стали нарезать лучшие земли. Естественно, это вызывало возму­щение остальных общинников. Между теми и другими быстро нарастала враждебность. Число вышедших из общины стало по­степенно уменьшаться.

За 11 лет столыпинской реформы из общины вышло 26% кре­стьян. 85% крестьянских земель осталось за общиной. По существу это означало, что реформа не увенчалась успехом. Община устоя­ла в столкновении с частной земельной собственностью, а после Февральской революции 1917г. перешла в решительное наступле­ние. Теперь борьба за землю вновь находила выход в поджогах уса­деб и убийствах помещиков, происходивших с ещё большим ожес­точением, чем в 1905 г. «Тогда не довели дело до конца, останови­лись на полдороге? — рассуждали крестьяне. — Ну уж теперь не остановимся и истребим всех помещиков под корень». В ходе революции и гражданской войны общинное земле­владение одержало решительную победу. Однако десятилетие спустя, в конце 20-х гг., вновь вспыхнула острая борьба между крестьянской общиной и государством. Итогом этой борьбы стало полное уничтожение общины.

Причиной несоответствия результатов реформы ожиданиям было несколько: противодействие крестьянс­тва, недостаток выделяемых средств на землеустройство и переселение, плохая организация землеустроительных работ, подъем рабочего движения в 1910-1914 гг. Столыпинская аграрная реформа проводилась в условиях сохранения помещичьего землевладения. Но главной причиной было сопротивление крестьянства проведению новой аграрной политики. 

Увы, командные методы аграрной политики правительства стали едва ли не главной причиной неудачи аграрной реформы Столыпина. Итоги и поучительность этого примера реформ без учета общинного менталитета актуальны и сегодня, когда, бросившись насаждать фермерские хозяйства, начали с разрушения колхозов. А ведь колхозный строй более близок русской ментальности, нежели фермерство.

Кроме того, о результатах реформы нельзя говорить однозначно, поскольку ее нельзя и считать завершенной. Смерть Столыпина, начало войны прервали столыпинскую реформу. Всего 8 лет проводилась аграрная реформа, а с началом войны она была осложнена – и, как оказалось, навсегда. Столыпин просил для пол­ного реформирования 20 лет покоя, но эти 8 лет были далеко не спокой­ными.

 

  


Вопросы обороноспособности и внешней политики

Петр Аркадьевич Столыпин видел основу не только экономического, но и военного могущества России в мощной и эффективной экономике. Укрепление обороноспособности страны было для него важной задачей, т. к. еще были живы воспоминания о Русско-японской войне. Управление Вооруженными силами было сосредоточено в руках председателя Совета государственной обороны, военного и морского министров, двух начальников генеральных штабов (морского и сухопутного). Все они имели право непосредственного доклада императору, что создавало многочисленные проблемы.

Поэтому "Петр Столыпин медленно, но последовательно приближался к военной сфере, особенно с точки зрения финансирования, которое непосредственно находилось в его ведении. Поэтому военные вопросы фактически регулярно рассматривались на Совете министров".[45]

29 ноября 1906 года морской министр Бирилев представил в Совет Государственной обор


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.