Агальматолит - поделочный камень — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Агальматолит - поделочный камень

2020-04-01 174
Агальматолит - поделочный камень 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Общие понятие камней

Виды камней

 

Камень - прекрасный материал для декоративно-прикладного искусства. Изделия из камня всегда пользовались и пользуется популярностью и повышенным спросом. Мы не будем касаться скульптурных и архитектурных произведений искусства из камня.

Наша задача-ознакомиться с декоративно-художественными изделиями из камня, т.е. произведениями в основном прикладного искусства, чаще всего имеющими утилитарный характер.       

С глубокой древности и до наших дней каменные материалы широко используется и они относительно доступны, обладают высокими техническими показателями.

В зависимости от способа обработки различают следующие виды каменных материалов; [1, с. 74].

Драгоценные камни

Человек всегда интересовался драгоценными камнями и ценил их за красоту, редкость, долговечность и уникальность.

Алмаз-минерал, название которого произошло от греческого «адамас» неодолимый, несокрушимый, самый износостойкий, дорогой, редкий камень; обычно бесцветен или окрашен в бледные оттенки желтого, бурого, серого, зеленого, розового, очень редко черного цвета. При изготовлении золотых, колец, браслетов, колье, ожерелий, кулонов, серег, брошей используется в качестве украшающего элемента-переливающейся всеми цветами радуги ограненной вставки (бриллианта).

Изумруд (по-древнерусски «смарагд») - прозрачный, твердый, химически стойкий, но очень хрупкий ярко-зеленый камень в сравнении с ним никакая вещь не бывает зеленее; по своей ценности изумруд уступает только алмазу и иногда отдельным образцам рубина; в ювелирном деле использовался еще в древности, в наши дни широко (часто в сочетании с бриллиантами) применяется в ювелирных украшениях из золота; гранится изумруд чаще всего ступенчатой, прямоугольной, реже бриллиантовой огранкой, а также кабошоном. [2, с. 29].

Рубин-разновидность благородного корунда ярко-красного, темно-красного, фиолетово-красного цвета, второй по твердости камень после алмаза; на Востоке рубин с глубокой древности считали наиболее ценным драгоценным камнем: он служил талисманом, им украшали амулеты и ювелирные изделия; в настоящее время успешно используется в украшениях из драгоценных металлов; огранка рубина-бриллиантовая, смешанная, ступенчатая, кабошон. [14, с. 166].

Полудрагоценные камни

Камни, по ценности уступающие лишь алмазу, изумруду, александриту, рубину и сапфиру, принято называть полудрагоценными.

Горный хрусталь-бесцветная, прозрачная разновидность кварца; в ювелирном деле применяется с глубокой древности; гранится бриллиантовой, смешанной и ступенчатой огранкой; вправляют его как в украшения из золота и серебра, так и в украшения из недрагоценных металлов.

Тигровый глаз-кварц с большим количеством волокон коричневого, бурого и золотисто-желтого цвета с шелковистым блеском; используется чаще всего в виде отполированных пластин в ювелирных украшениях из драгоценных металлов.

Бирюза (от персидского «фирюза») - один из самых красивейших ювелирных камней; непрозрачный, небесно-голубой с зеленым оттенком, синевато-зеленый, яблочно-зеленый; в серебряных, реже в золотых ювелирных украшениях применяется в виде кабошонов или вставок неправильной формы; широко используется для изготовления бус. [7, с. 96].

Поделочные камни

К поделочным камням относятся полупросвечивающиеся, часто непрозрачные минеральные горные породы с цветными включениями. Такие камни всегда использовались для изготовления крупных ваз, панно, столешниц. В последние годы широко применяются также и при изготовлении ювелирных украшений.

Агат-слоистая, самой разнообразной окраски разновидность халцедона; может быть как просвечивающимся, так и непрозрачным; блеск восковой; различают кольцевые (глазчатые), пейзажные, полосчатые агаты; окраска создается чередованием слоев серо-голубого, белого, красного, желтого, бурого, черного и других цветов; гранится в основном кабошоном; вставляется в золотые ювелирные украшения; из него вырезают бусы, кольца, браслеты, серьги, кулоны.

Оникс-слоистая очень контрастная по цвету разновидность халцедона с сочетаниями полос черного и белого, бурого и белого, красного и белого, белого и серого или синеватого цвета; применяется как самостоятельно, так и в сочетании с металлом при изготовлении браслетов, брошей, колец, бус, серег, кулонов, запонок. [2, с. 30].

Лазурит (ляпис-лазурь) - лазуревый, голубой камень; непрозрачный, со стеклянным матовым блеском; цвет-нежно-голубой, зеленовато-синий, густо-синий, васильково-синий, фиолетово-синий; гранится кабошоном, пластинами; вставляется в ювелирные украшения из серебра и недрагоценных металлов, а как самостоятельный материал применяется для изготовления бус, серег, брошей, браслетов, колец, запонок, кулонов.

Малахит-водная углекислая соль меди; камень яркой, сочной, жизнерадостной, шелковисто-нежной зелени; непрозрачный, хрупкий; гранится кабошоном и пластинами; применяется самостоятельно и в сочетании чаще всего с серебром, реже с золотом для изготовления бус, колец, брошей, серег, кулонов, браслетов, запонок. [7, с. 84].

Нефрит-высокопрочный, вязкий с хорошей просвечиваемостью, мягким блеском камень, изумрудно-темный, зеленый, яблочно- и травянисто-зеленый и желтовато-белый; используется так же, как жадеит.

Сердолик-бледно-розовая, желтая, желто-красная, красная, красноватая, оранжевая, оранжево-красная, красно-коричневая разновидность халцедона; имеет прозрачные и непрозрачные участки; гранится кабошоном; вставляется в золотые ювелирные украшения, идет на изготовление бус.

Чароит яркой окраски от коричнёво-и нежно-сиреневого до густого искрящегося фиолетового цвета, прочный, плотный, вязкий непрозрачный камень со стеклянным блеском и шелковистым отливом; гранится кабошоном и пластинами; используется в качестве вставок в отдельных видах ювелирных украшений.

Все поделочные камни широко применяются для изготовления предметов украшения интерьера, различных сувениров: настенных и настольных панно, ваз для цветов, шкатулок, чаш, статуэток, подсвечников, письменных приборов, пепельниц, юбилейных медалей, значков. Отдельные образцы агата, оникса, малахита, родонита, жадеита, нефрита, сердолика, лазурита высших сортов ценятся так же, как полудрагоценные камни. [7, с. 95].

Органические камни

Камни, образование которых связано с жизнедеятельностью организма, например кораллы, относятся к органическим.

Жемчуг-округлые или неправильной формы твердые образования углекислого кальция; полупрозрачен, хрупок, не устойчив к нагреву; цвет жемчужин белый с желтоватым или голубоватым отливом, а также желтый, серый, бледно-розовый, красноватый, коричневатый, черный, бледно-зеленый, бледно-голубой; с глубокой древности причисляется к драгоценному материалу; разделяется на природный (речной, морской) и культивированный морской (искусственно выращенный), отличить который можно лишь с помощью рентгеновских лучей; широко используется для изготовления бус, ожерелий, вставляется, как правило, в сочетании с бриллиантами в кольца, серьги, броши, колье из драгоценных металлов. Янтарь прозрачное иногда полупрозрачное окаменелое смолоподобное вещество аморфного строения (ископаемая смола) с самыми разнообразными включениями: песчинками, кусочками или листьями дерева, лепестками цветов, насекомыми; вязкий, хорошо полируется; с сильным смолистым блеском от бледно-желтого до красно-коричневого цвета с голубыми, белыми, зелеными, розовыми, золотистыми оттенками; используется самостоятельно ив сочетании с золотом, серебром и недрагоценными металлами для изготовления практически всего ассортимента ювелирных украшений. [13, с. 30].

Коралл-скелет морских беспозвоночных животных (полипов); непрозрачный, с восковым блеском; менее хрупкий, чем жемчуг и янтарь; цвет кораллов - белый, розовый, красный, оранжевый, темно-красный, черный; самые ценные кораллы - розовые; при изготовлении ювелирных украшений коралл используется как самостоятельно, так и в сочетании с Металлом.

Перламутр-вещество внутреннего слоя раковин моллюсков, обладающее радужным блеском; в отличие от кристаллов вещества жемчужин кристаллики вещества перламутра расположены не перпендикулярно, а параллельно поверхности; перламутр широко используется при изготовлении серег, запонок, колье, брошей. [1, с. 52].

Искусственные камни

В настоящее время в ювелирном деле в качестве материала для вставок в ювелирные украшения применяются следующие искусственные (выращенные в лабораторно-промышленных условиях) камни: рубин, сапфир, изумруд, аметист, александрит, цитрин, циркон, шпинель, опал, бирюза, малахит, гранат, хризолит, алмаз, лазурит, жемчуг, а также фианит - новый материал, не имеющий природных аналогов. По своим физико-химическим свойствам искусственные камни почти ни в чем не уступают настоящим, а по некоторым показателям даже превосходят их. Гранятся искусственные камни так же, как и натуральные. [7, с. 77].

Органовые камни

Органовые называется камень с плоскими полированными поверхностями-гранями. Ограненные камни обычно делают из прозрачного материала, но гранят и некоторые непрозрачные материалы. Отражения от наружных и внутренних поверхностей граней дают множество сверкающих пятен света, которые появляются и исчезают при малейшем изменении положения камня и придают сверкание и игру даже совершенно бесцветным разновидностям. Степень блеска и игры зависит от оптических свойств самого камня и взаимного расположения граней. Идеально прозрачный ювелирный материал может быть превращен искусным мастером в прекрасные искрящиеся драгоценные камни, и, наоборот, из них могут быть сделаны тусклые и безжизненные камни, если не будут учтены оптические свойства, которые обеспечивают сверкание и игру на выходе из стекла лучи же резко преломляются и свой путь в том же направлении, как имели до вхождения в стекло. Be. преломления зависит от угла, под ко лучи падают на стекло.

Это свойство прозрачных известно уже давно, причем не толь стекла, но и для других материалов числе и для драгоценных камней. Beпреломления для каждого одна и та же независимо от т< он найден. Арканзаса или Бразилии, преломлю луч в равной степени. Это справедливо и для любого, камня. Следует, однако, иметь некоторое влияние на величину могут оказывать примеси в кат изменения в его химическом составе. [3, с. 105].

Путем экспериментов и расчета установлено, что величина предел может быть выражена в виде формулу число, полученное в соответствии формулой, показывает, как велика сила того или иного проз материала. Это число называется телом преломления и используете для определения углов целью получения наилучшего блесты камня.

Некоторые камни, описанные в этой работе, настолько редки и необычны, что здесь впервые приводятся способы их обработки. Строго говоря, не все они являются драгоценными камнями в обычном смысле слова, поскольку не обладают достаточной износостойкостью в ювелирных изделиях. Тем не менее квалифицированный любитель, несомненно, получит глубокое удовлетворение, открыв для себя новые и редкие минералы, даже если обработанные им камни могут стать лишь предметом [15, с. 29].

Твердые породы

К твердым породам относятся камни твердостью по Моосу от 5 до 10, практически от 5 до 7. Камни твердостью выше 7 относятся к самоцветам. К камням твердой породы относятся нефрит, жадеит, лазурит, орлец, обсидиан, группа кварца и др.

Нефрит является соединением кремнезема и ряда металлических окислов. Плотность 2,9-3,1 г/см3, твердость по Моосу 5,5-6,5, излом занозистый (волокнистый).

Нефрит бывает зеленого, иногда почти черного или светло - молочного и серого цвета (рис. 4). В тонких слоях просвечивает. Его высокая прочность и вязкость в сочетании с относительно незначительной твердостью сделали нефрит неоценимым материалом.

Кварц легко царапает нефрит, а разрезается значительно легче (быстрее). Непревзойденный по твердости алмаз легко можно расколоть ударом легкого молотка. Нефрит же выдерживает самые сильные удары тяжелого молотка. Чтобы его раздавить, нужно усилие не менее 8 т/см2, а для гранита достаточно 1-2,5 т/см2.

Вот почему нефрит с незапамятных времен стал незаменимым материалом для изготовления высокохудожественных изделий. Высокого совершенства в обработке нефрита достигли мастера Индии и Китая. Нефрит сыграл большую роль в искусстве и поэзии восточных народов. Он считался священным камнем. В Китае из нефрита вырезана статуя Будды высотой 6 м.

Изделия из нефрита очень популярны. Кольца, браслеты, заколки из нефрита пользуются большим спросом. Из нефрита могут быть изготовлены вставки к ювелирным изделиям (брошам, портсигарам, кольцам, серьгам, медальонам и др.).

При создании художественных изделий из нефрита необходимо учитывать не только его физические и технологические свойства, но и декоративные, особенно способность просвечиваться в зависимости от толщины стенки изделия или детали.

Свойства нефрита позволяют создавать тонкостенные изделия с художественной резьбой. Он прекрасен в мозаике и незаменим при изготовлении растительных орнаментов. Из нефрита можно изготавливать тонкостенные чаши, вазы, рюмки и другие изделия, имеющие форму тел вращения, различные декоративные украшения в ювелирные изделия.

Происхождение названия «нефрит» трудно определить, но мы знаем, что китайцы называют его «Ию» или «Ию-ши», японцы «Тама», монголы - «Каш», иранцы - «Пешм», греки - «Яспис».

В Советском Союзе крупные месторождения нефрита находятся в Восточных Саянах, на Южном Урале, в Казахстане и Туве.

Жадеит очень близок по своим свойствам к нефриту. Он представляет собой силикат натрия и алюминия. Плотность 3,3-3,5 г/см3, твердость по Моосу 6,5-7, блеск-жирный, излом занозистый. Строение, как и у нефрита, волокнистое. Этим объясняется его прочность и вязкость. Цвет-яблочно - зеленый или бледно-желтый, иногда белый с ярко-желтыми пятнами. В тонких слоях (1-3 мм) просвечивает. Применяется для изготовления различных художественных изделий, а также может быть использован для ювелирных изделий, особенно для брошей, кулонов и медальонов.

Лучшими считаются жадеиты Бирманских месторождений. В СССР месторождения жадеита встречаются в Прибалхашье, в Западных Саянах и на Полярном Урале. [15, с. 43].

Лазурит синего цвета разных тонов и оттенков своей красивой окраской давно привлекал внимание человека. Изделия из лазурита были найдены даже в египетских гробницах IV тысячелетия до н.э. Как известно, плитки лазурита применялись при облицовке стен Вавилонской башни.

На декоративные качества лазуритовой породы влияет минеральный состав, который зависит в основном от содержания в нем минерала лазурит (25-40%).

Из лазурита изготавливают вставки к ювелирным изделиям (кольцам, серьгам, брошам, кулонам) в сочетании с драгоценными и другими металлами, различные художественные изделия, в том числе мозаичные. Лазурит можно применять для облицовки колонн, отделки стен и других предметов быта. При изготовлении изделий из лазурита или с лазуритом в сочетании с другими материалами очень важно подобрать камень по цвету и рисунку, не забывая эстетических требований к художественному изделию. [1, с. 112].

Декоративные качества камня определяются его цветом, интенсивностью окраски, характером ее распределения и степенью дефектов. Серьезными дефектами, снижающими декоративные качества камня, являются крупные инородные включения, трещиноватость, мякотины, ожелезнение, серая пятнистость.

Мелкая вкрапленность золотисто-желтого пирита, небольшие (точечные) белые и голубые пятна и тонкие прожилки не снижают декоративных качеств лазурита, а иногда могут усилить художественный эффект изделия из такого камня. Лазурит больше выигрывает в крупных изделиях или в мозаике.

Прекрасные художественные произведения из лазурита можно видеть в Эрмитаже в Ленинграде и в Лионском зале Екатерининского дворца в Пушкине. Грандиозные колонны внутри Исаакиевского собора облицованы лазуритовыми плитками.

Родонит (орлец) в Древней Руси называли баканом, иногда рубиновым шпатом. Название родонит происходит от греческого слова «родон» - роза. Родонит невозможно перепутать с другим камнем ни по цвету (розовому, малиновому до вишневого), ни по характерному только для пего рисунку прожилки густо-черных узоров в виде веток, дендритов или иголочек. Орлец имеет сложный химический состав. По составу это метасиликат марганца (MnSiO). Родонит в тонких слоях слегка просвечивает. [12, с. 154].

Самые крупные месторождения и самый красивый по цвету родонит принадлежит России. Особенно славилось месторождение Малосидельниковское на Среднем Урале, откуда огромные глыбы этого изумительного по красоте камня вывозились в Петербург. Из глыбы массой 47 т был изготовлен саркофаг для супруги императора Александра II. Масса готового саркофага около 7 т. Его можно увидеть в музее Петропавловского собора в Ленинграде. В залах Эрмитажа много уникальных художественных изделий из родонита вазы, торшеры-канделябры.

В 1936 г. из родонита выполнена интересная монументальная работа. Скульптор В.А. Кикин, художник К.П. Трофимов и инженер-архитектор А.А. Антипин создали памятник писателю Анри Барбюсу. Памятник представляет собой стелу с основанием из черного мрамора. Средняя часть стелы из уральской красной узорной яшмы. А венчает стелу верхушка из прекрасного красного родонита, на которой вырезан барельеф А. Барбюса. Памятник установлен на родине писателя в Париже, на кладбище Пер-Лашез.

Металлические колонны московского метро (станция «Маяковская») украшены плитками уральского родонита.

Из родонита можно изготавливать вставки к ювелирным изделиям, различные художественные изделия в сочетании с металлом и деревом. При обработке изделий из него одной из ответственнейших операций является разметка камня с учетом его цвета и рисунка.

Обсидиан представляет собой магматическую горную породу, образующуюся при излиянии вулканических лав. Является природным полево-шпатовым стеклом, поэтому его часто называют вулканическим стеклом. Плотность 2,5 г/см3, твердость но Моосу 5-5, излом-раковистый, блеск-стеклянный. Очень хрупкий. Цвет обсидиана черный, серовато-серебристый, серовато-синий с черными и коричневыми прожилками; встречается полупрозрачный, буровато-красного цвета. Самым ценным считается серебристый обсидиан, который при поворотах переливается серебристым блеском, и буровато-красный-полупрозрачный.

Обсидиан-прекрасный декоративный камень для изготовления ювелирных и других художественных изделий.

При обработке необходимо обращать внимание на плоскость раскроя. От этого в большой степени зависят декоративные качества будущего изделия. Требует осторожности при обработке, так как его свойства аналогичны стеклу.

Группа кварца. Кварц-один из самых распространенных в природе минералов. Представляет собой двуокись кремния Si02, составляет 12% земной коры, входя в состав многих горных пород. Плотность 2,65 г./см3, твердость по Моосу.

Кварц издавна называют «отцом стекла». Без кварца не было бы стекла. А стекло-это не только посуда, но и оптика.

Кварцевый песок абразивный материал. Прозрачный бесцветный кварц горный хрусталь-является пьезоэлектрическим материалом. Наконец, кварц компонент многих строительных материалов. Без кварца невозможно себе представить современную жизнь.

Известно около двухсот разновидностей кварца. Их можно условно разделить на две группы.

Первая группа представляет собой ярко выраженную кристаллическую форму прозрачных минералов разных цветов. К ним относятся: прозрачный горный хрусталь, дымчатый до черного-морион; желтый-цитрин; фиолетовый-аметист и другие самоцветы.

К второй группе относят цветные камни, чаще всего кварцы скрытокристаллического вида. Строение такого кварца представляется в виде тончайших волокон. Характерным представителем скрытокристаллического кварца является халцедон. Предполагают, что название «халцедон» произошло от древнего города Халкедона на северо-западе Малой Азии-месторождения халцедона.

Халцедон легко отличить от многочисленных разновидностей кварца. Он никогда не образует кристаллов. Непрозрачен, по просвечивает. Блеск тусклый (восковой), плотность 2,6 г/см3, твердость по Моосу 6,5-7, излом-раковистый, спайность отсутствует. Халцедон имеет более сотни разновидностей. В зависимости от окраски, рисунка или структуры камни имеют собственное название. Мы ознакомимся только с теми цветными халцедонами, которые широко применяются в промышленности для изготовления художественных, сувенирных или ювелирных изделий. [7, с. 54].

Таким образом значительное место в народном искусстве занимает создание из камня предметов сувенирного назначения.

Резчики по камню развивают лучшие традиции тувинского народного искусства, сохраняя и расширяя диапазон основных тем. С большой свободой демонстрируются декоративные возможности резьбы в деталях вещей, пластическая выразительность подчёркивается гораздо экспрессивнее, она подчас усложняется настолько, что превращается в самостоятельный декоративный приём. В бесконечном многообразии живых творческих поисков, в уважении к традициям прошлого работают тувинские народные мастера - мастера, умеющие не только резать камень, но и любить жизнь, слышать песни родных гор и степей, освобождать волшебные сказки от чародея - «чонар-даша». Искусство тувинских мастеров-резчиков является важной частью многонациональной художественной культуры народов нашей страны.

 


Технология обработки камней

Способы обработки камня

 

Особенностью обработки природного камня является умение сочетать традиционный и единственно правильный подход к камню, т.е. индивидуальный подбор камня, с индустриальными методами его обработки, механизацией трудоемких процессов обработки.

Как уже говорилось выше, для эффективного использования природного камня особое внимание необходимо обращать на его разметку до разрезания на заготовки с учетом цвета и рисунка конкретного сырья. [12, с. 96].

Разметка-одна из ответственных операций, и выполнять ее должны квалифицированные специалисты умеющие видеть в сырье будущее изделие, хорошо знать «характер» природного камня и по-хозяйски им распоряжаться. Х удожники-модельеры сами выбирают и размечают каменьопытного образца художественного изделия. В любом случае художник должен вести авторский надзор за изделием процессе его обработки. Технолог по опытному образцурациональную технологию, необходимый припуск на обработку с учетом применяемого камин и необходимую квалификацию рабочего.

До появления электрических инструментов камни, обрабатывали ручными инструментами, требующим от рабочего больших физических усилий. Применение электрических инструментов сдерживало механизацию трудоемких процессов обработки камня, а значит, и повышение производительности труда. Не случайно, что в первую очередь механизировались процессы обработки мягких и средних пород камня, которые можно обрабатывать металлическими инструментами быстрорежущими и твердосплавными.

Создание в СССР надежной сырьевой камнедобывающей промышленности и затем промышленный выпуск электрических инструментов дали народному хозяйству новый высокопроизводительный инструмент, а тем самым реальные возможности технологических процессов изготовления изделий из природных камней, и прежде всего трудоемких операций обработки твердых пород, а также резкого увеличения производительности труда и ассортимента выпускаемых изделий. [15, с. 165].

В настоящее время электрические инструменты на металлической связке широко применяется при обработке камня, иногда применяется абразивный инструмент из карбидов кремния и свободный абракарбид кремния и электрокорунд в виде суспензии.

Значительно сократился ручной труд и повысилась культура производства. В связи с тем что технология обработки природного камня мягких и средних пород в литературе уже отражена (особенно обработка средних пород, применяемых в строительстве, таких, как мрамор и гранит), мы основное внимание уделим изготовлению изделий из твердых пород цветного камня. [17, с. 105].

Технологический процесс изготовления декоративно-художественных изделий из природного камня состоит из следующих основных операций:

заготовительные операции;

сверление;

формообразование (подбивка);

чистовое шлифование и

финишные операции.

Заготовительные операции-подготовка сырья для дальнейшей обработки.

Сверление применяется для получения цилиндрических заготовок или отверстий и углублений.

Формообразование (подбивка заготовок) придает заготовке приближенную форму будущего изделия с припуском на дальнейшую обработку.

Финишные операции придают изделию товарный вид.

Основным видом механической обработки камня, обладающего твердостью и хрупкостью, является шлифование. [18, с. 193].

Подготовительные операции.

К подготовительным операциям относятся выбор сырья, разметка, разрезка блоков на фанеру-пластину и разрезан пластин на штучные заготовки. Кусоки неправильной формы из природного камня (яшмы, родам нита, агата, змеевика, нефрита и др.) разрезают на плиты ни распиловочном станке.

Разметка камня. В зависимости от габаритов исходного сырья (глыба, валун, облом, плита, кусок) различают две основные стадии.

Заготовительные операции.

СВЕРЛЕНИЕ

Если отверстие необходимо образовать двумя сверлами, то делают с одной установки заготовки, чтобы оси внутренней Полости и заготовки совпадали.

Формообразование бывает предварительным и окончательным. Предварительное формообразование часто называют подбивкой. Подбить заготовку-значит придать ей приближенную форму будущего изделия. Эту операцию выполняют на режимах грубого (предварительного) шлифования абразивными или алмазными инструментами зернистостью 60/40-40/28. Шлифования абразивными или алмазными инструментами зернистостью 14/10, 7/5 и М28.

Формообразование можно осуществить машинно-ручным либо механизированным способом. При машинно-ручном способе детали, имеющие форму тела вращения, обрабатывают на универсальных бабках, а плоскостные на планшайбах. При машин - ручном способе заготовки обрабатывают абразивными кругами из карбида кремния или свободным абразивом в виде суспензий. Заготовку вручную подносят к абразивному кругу, установленному на горизонтальный шпиндель станка. Обработку производят периферией круга средней твердости из карбида кремния зернистостью 40/28 диаметром 20-350 мм при частоте вращения абразивного круга 500-600 об/мин. Подача воды должна быть обильной и непрерывной, чтобы предохранить камень от растрескивания при нагреве в процессе обработки.

При формообразовании (подбивке) на универсальной бабко ваз необходимо изготовить специальный шаблон из жести,который подгоняется обрабатываемый камень. Оправку на нее заготовкой закрепляют на шпинделе универсальной бабки. На расстоянии 5-10 мм от заготовки устанавливают упор-подручник, на который опирается рука работающего. Абразивного круга из карбида кремния зернистостью 60/40 удобных формы и размера, служащие инструментом, подносят к вращающейся заготовке. При обработке с абразивной применяются порошки карбида кремния с водой, который тоже подают вручную на обрабатываемый камень.

После машинно-ручной подбивки шероховатость поверхностей должна составлять Rz=10-20 мкм. [5, с. 76].

Заключение

 

С незапамятных времён зародилось это искусство - тувинская народная декоративная резьба по камню. Эволюция общественной роли, назначения и признания тувинской народной скульптуры интересна в социологическом плане. В прошлом творчество тувинских резчиков служило формой выражения национального самосознания, способствовало развитию традиций самобытной национальной культуры в условиях духовного и экономического порабощения народа. При общности основных сюжетных типов для всей тувинской резьбы по камню в ней привлекает богатство творческих индивидуальностей, многообразие художественных решений, яркое соцветие народных талантов.

Резчики по камню развивают лучшие традиции тувинского народного искусства, сохраняя и расширяя диапазон основных тем. С большой свободой демонстрируются декоративные возможности резьбы в деталях вещей, пластическая выразительность подчёркивается гораздо экспрессивнее, она подчас усложняется настолько, что превращается в самостоятельный декоративный приём. В бесконечном многообразии живых творческих поисков, в уважении к традициям прошлого работают тувинские народные мастера - мастера, умеющие не только резать камень, но и любить жизнь, слышать песни родных гор и степей, освобождать волшебные сказки. Искусство тувинских мастеров-резчиков является важной частью многонациональной художественной культуры народов нашей страны.

Таким образом на уроках технологии надо художественно-творческие способности учащихся на примере технология изготовления сувенирных изделий из камня, которые связанные с народными традициями. Особое внимание мы уделяем изучению обычаев и традиций своего народа, внедряя в учебно-воспитательный процесс национально-региональный компонент. В изучении обычаев немалую роль играет правильно организованная внеклассная кружковая работа, которая является одной из форм организации досуга учащихся. Кружковая работа в школе ставит целью развитие в первую очередь художественного творчества учащихся.

Результатом работы кружков художественного творчества является повышение интереса к избранной профессии, развитие творческого мышления, изучение творческого наследия своего народа. Таким образом, заполняется душевная пустота, школьник занят, заинтересован, а это - главное в нашей работе.


Библиографический список

камень изделие декоративный сувенирный

1. Адамин В.О. Практическое руководство по обработке камня. Изд.: М., «Природа». 1997.

. Андреев В.Н. Материаловедение камнеобработки. М. - Л., 1989.

. Ардаматский А.Л. Обработка каменных изделий. - Л., 1988.

. Алмазные инструменты для обработки камней. Сборник под ред. доц. Космачкова И.В. - Л., 1975.

. Бакуль В.Н. Порошки и пасты из синтетических алмазов и их применение. Киев, 1979.

. Банк Г.В. В мире самоцветов. М., 1979.

. Банк Ч.Г. Камни: их роль в природе и науке. М., 1970.

. Баранов Г.П. Яковлева М.Е. Минерология яшм. М., 1970.

. Белицкаия Е.И. Алмазные инструменты. ЛДНТП., 1959.

. Ефимова Е.С. Западно-европейская мозиайка. Собрания эрмитраже. - Л., 1968.

. Ермеев В.П. Драгоценные камни. М., 1989.

. Васкер Д.Б. Алмазная обработка технической керамики. - Л., 1986.

. Валашков Г.Ю. Физико-механические свойства камней. М., 1991.

. Волосатов В.А. Ультразвуковая обработка камней. - Л., 1976.

. Волкова С.Н. Художественная обработка камней. М., 1995.

. Григорьев Д.В. Малахит в Эрмитраже. - изд. «Природа». М., 1968.

. Григорьевич М.Б. Цветные камни как полезные ископаемые. М., 1973.

. Крюков Г.Г. Обработка камня из синтетических алмазов. Киев., 1968.

. Космачеев И.Г. Инструментальные материалы. - Л., 1978.

. Космачеев И.Г. Помощь инструментальшику-рабочему. - Л., 1981.

. Лоскутов В.В. Шлифования камня. М., 1979.

. Макаров М.В. Собрания цветного камня в эрмитраже. - Л., 1959.

. Марченков В.К. Ювелирное дело. М., 1975.

. Павловский Д.В. Камнерезное искусства. Свердловск. 1953.

. Персианова О.М. Эрмитраж. - Л., 1979.

. Супрычев В.И. Сказание о камне-самосвете. Киев., 1975.

. Шакипко И.М., Семенов В.Б. Завод «Русские самосветы». Свердловск, 1976.

. ШальновВ.А. Шлифование и полирование высокопрочных материалов. М., 1972.

. Ферсман А.Е. Из истории культуры камня в России. АН СССР, 1946.

. ФерсманА.Е. Очерки по истории камня. М., 1954, Т. 1, 1961, Т. 2.

. ФренкельШ.Г. Алмазный инструмент для сверления отверстий в неметаллических материалах.-Синтетические алмазы, 1974, №2.

32. Тамара Будегечиевна Будегечи «Художественное наследие тувинцев» изд.: М., А.О. Внешторгиздат, 1995 г., с. 12-36, 46-47.

. Леонид Павлович Потапов «Очерки народного быта тувинцев» изд.: М., «Наука», 1969 г., с. 97-98.

. «Оживший камень» изд.: К., Тувинское книжное издательство 1969 г., с. 3-8.

. Ооржак В.О. Каталог. Изд. ТывГУ., Кызыл. 2004.

Общие понятие камней

Агальматолит - поделочный камень

 

Камень-замечательный естественный материал природы, на котором строились и будут строиться и техника, и декоративно прикладное искусство с одушевляющей его творческой мыслью, является неотъемлемым элементом общей культуры человечества.

В горах Бай-Тайги, на западе Тувы, немалые залежи агальматолита - камня, мимо которого пройдёшь и не обратишь внимания. И всё оттого, что не горят его грани драгоценным блеском, да и цветом его природа вроде бы обделила. Но когда к нему прикасается художник, камень превращается в дикого зверя, в таёжную птицу, а то и в чудище из детской сказки. За послушность, за податливость тувинцы агальматолит называют «чонар-даш» - камень, который можно резать. Он действительно прекрасно поддаётся обработке простым ножом, не крошиться, обретает даже своеобразную эластичность, послушно вылавливается в ту пластическую форму, которую придаёт ему рука мастера. Красивы и разнообразны цвета и оттенки этого камня; он бывает чёрным с лёгким, как иней, серебристо-серым, матовым оттенком или с блеском глубокой, как антрацит, черноты; бывает белым, как снег; холодным, сероватым, с жемчужной проседью; бывает розовым, нежным, как краски солнечного заката, а порою почти горячим по цвету, красным.

Прежде чем начать резать камень, нужно смотреть на него и думать, пока не увидите, то, что в нём спрятано. Художник должен почувствовать все оттенки камня, спрятанные внутри. Они бывают тёмными, как пасмурная ночь над Саянами. Могут засверкать, заискриться, словно утреннее солнце над рекой Азас. А то и вдруг будто прикоснётся к камню мороз-и не сосчитать всех узоров. Благодаря своему пристальному вниманию к окружающей художника природе, его меткая наблюдательность умеет увидеть прелесть и красоту. [1, с. 37].

Наиболее часто можно встретить изображения коня, горного козла (те), характерного тувинского яка (сарлыка), верблюда, быка, оленя. Во всех этих фигурках тонко сочетается декоративная стилизация и реалистическая достоверность. Народным мастерам присуще великолепное знание животных, их повадок, особенностей строения тела, ведь каждый из резчиков - потомственный охотник, скотовод, изо дня в день наблюдающий жизнь животных. Но в скульптуре мастера дают волю мысли, фантазии, не просто изображают зверя, но и стремятся выразить его состояние, настроение (упрямую силу быка, могучую красоту сарлыка, изящество оленя или косули, тревожную чуткость или готовность к бегству, терпеливую медлительность или непокорную страстность молодого зверя), покрывают фигурку богатым резным орнаментальным узором в стилизованной форме воспроизводящим шерсть или гриву, создают своеобразные сказочные поэмы в кусочке камня. [21, с. 34].

Значительное место в народном искусстве занимает создание из камня предметов утилитарного назначения, таких, как шахматы, чернильные приборы, пепельницы, резные печати.

С незапамятных времён зародилось это искусство - тувинская народная декоративная резьба по камню.

Эволюция общественной роли, назначения и признания тувинской народной скульптуры интересна в социологическом плане. В прошлом творчество тувинских резчиков служило формой выражения национального самосознания, способствовало развитию традиций самобытной национальной культуры в условиях духовного и экономического порабощения народа.

При общности основных сюжетно-иконографических типов для всей тувинской резьбы по камню в


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.127 с.