Статус президента в парламентской республике — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Статус президента в парламентской республике

2020-04-01 153
Статус президента в парламентской республике 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Статус президента в республиках парламентского типа во многом сходен со статусом монарха в конституционных монархиях: он является главой государства и осуществляет в основном функции представительского характера. Главное отличие состоит в основаниях и порядке приобретения данного статуса, обусловленных юридической природой выборной должности и наследуемого титула.

Президент парламентской республики избирается на должность высшим законодательным органом (парламентом) соответствующего государства на срок, определенный его конституцией. В ряде случаев он имеет право роспуска парламента и право вето на принятые парламентом законопроекты. Также он назначает правительство (либо его главу) и приводит его к присяге. Однако данное полномочие как правило носит сугубо формальный характер, поскольку в силу самой природы парламентской республики президент может поручить формирование правительства представителю партии, победившей на выборах, либо коалиции, сформированной по результатам выборов.

В качестве классических примеров парламентской республики, имеющих соответствующую конституционную модель президентства, можно рассматривать Германию и Италию.

В соответствии со статьей 54 Основного закона ФРГ Федеральный Президент избирается Федеральным собранием без прений. Избранным на эту должность может быть каждый немец, обладающий избирательным правом в Бундестаг и достигший сорока лет. Избранным считается лицо, получившее большинство голосов членов Федерального собрания. Если в первых двух турах голосования такое большинство не получено ни одним претендентом, избранным считается тот, кто в следующем туре голосования соберет наибольшее число голосов.

Срок полномочий Федерального Президента составляет пять лет. Непосредственное переизбрание допускается только один раз.

Конституция Итальянской Республики 1947 года предусматривает аналогичную процедуру избрания Президента республики, однако устанавливает требование относительно квалифицированного большинства голосов депутатов Парламента, необходимого для избрания на должность. Минимально необходимым является большинство в две трети депутатов, однако если резидент не избран по результатам двух туров голосования, в третьем туре достаточно простого большинства - 50 процентов плюс один голос.

Срок пребывания на должности Президента Итальянской Республики более длительный и составляет семь лет.

За тридцать дней до истечения этого срока председатель Палаты депутатов созывает Парламент и делегатов от областей на совместное заседание для избрания нового Президента.

Компетенция резидента Итальянской республики определена предусмотренным статьей 87 Конституции перечнем полномочий. Являясь согласно названной статье главой государства и гарантом национального единства, Президент:

направляет палатам Парламента послания;

назначает выборы новых палат и определяет день первого заседания;

санкционирует представление палатам правительственных законопроектов;

промульгирует законы, издает декреты, имеющие силу закона, и постановления;

назначает народный референдум в случаях, предусмотренных Конституцией;

назначает в случаях, указанных законом, должностных или государства;

аккредитует и принимает дипломатических представителей, ратифицирует международные договоры, в соответствующих случаях - с предварительного разрешения палат;

является командующим вооруженными силами, председательствует в созданном согласно закону Верховном совете обороны, объявляет, по решению палат, состояние войны.

Председательствует в Высшем совете магистратуры;

может даровать помилование и смягчать наказания;

жалует знаки различия Республики.

Нормы Основного Закона ФРГ, устанавливающие компетенцию Федерального Президента, представлены не единым перечнем, а распределены в статьях 59, 60 (статья 59а исключена) в зависимости от сферы реализации полномочий - международной или внутригосударственной.

В соответствии со статьей 59 Федеральный Президент представляет Федерацию в международно-правовых отношениях. Он заключает от имени Федерации договоры с иностранными государствами, аккредитует и принимает послов.

Договоры, регулирующие политические отношения Федерации и касающиеся предметов федерального законодательства, требуют согласия или содействия соответствующих органов, компетентных в отношении федерального законодательства, в форме федерального закона.

Статья 60 наделяет Федерального Президента полномочиями назначать и увольнять федеральных судей, федеральных чиновников, офицеров и унтер-офицеров, если законом не установлено иное, В отдельных случаях он осуществляет от имени Федерации право помилования. При этом Федеральный Президент вправе передавать эти полномочия другим властям.

Для большинства парламентских республик характерен институт контрасигнации, сущность которого состоит в том, что акты, издаваемые президентом, подлежат также подписанию главой правительства либо иным правомочным должностным лицом, в силу чего контрасигнант принимает на себя ответственность за данный акт, а сам этот акт приобретает юридическую силу.

Так, в соответствии со статьей 58 Основного Закона ФРГ для действительности приказаний и распоряжений Федерального президента необходима их контрасигнатура Федеральным Канцлером или компетентным федеральным министром. Это не относится к назначению и увольнению Федерального Канцлера и роспуску Бундестага.

Аналогичное положение содержится в статье 89 Конституции Итальянской Республики, согласно которой никакой акт Президента Республики не действителен, если он не контрасигнован предложившими его министрами, которые за этот акт ответственны. Акты, имеющие силу закона, и другие указанные в законе акты контрассигнуются также председателем Совета министров.

Положением о контрасигнации (статья 35) открывается глава Конституции Греции 1975 года, регламентирующая компетенцию Президента этой страны: «Ни один акт Президента Республики не имеет силы и не приводится в исполнение без контрасигнации соответствующего министра, который одной своей подписью берет ответственность на себя, а также без опубликования акта в Правительственной газете.

Если в случае отставки Правительства его председатель не скрепит подписью соответствующий декрет, то он подписывается только Президентом Республики».

В порядке исключения не требуют контрасигнации лишь следующие акты Президента Греции:

о назначении Премьер-министра;

о возложении пробного мандата на формирование Правительства;

о роспуске Парламента;

о возврате для нового рассмотрения принятого Парламентом законопроекта или законопредложения;

о назначении персонала в аппарате Президента Республики.

Декрет Президента о назначении референдума по законопроекту скрепляется также подписью председателя Парламента.

Конституция Греции может, кроме того, служить примером детального регулирования процедуры реализации президентом полномочий по формированию правительства. Как уже отмечалось выше, полномочие это является достаточно формальным, поскольку для назначения правительства либо его главы в любом случае требуется одобрение парламента.

Соответственно, получить такое одобрение может только кандидат, поддерживаемый парламентским большинством, а президент при выборе представляемых на одобрение парламента кандидатур фактически ограничен партией (партиями) парламентского большинства. Поэтому конституции парламентских республик не всегда содержат подробную регламентацию рассматриваемой процедуры, особенно в странах, где существует устойчивая партийная система (или существовала на момент принятия конституции).

В то же время конституции, принятие которых относится к более поздним периодам, в основном пошли по пути детальной регламентации, учитывая тем самым возможность ситуаций, когда результаты парламентских выборов не приводят к формированию стабильного большинства, даже в виде коалиции, а также возможность прекращения коалиционных отношений между партиями, сформировавшими правительство. В подобных случаях наличие расписанной в конституции или законе процедуры может служить определенной юридической гарантией политической стабильности и минимизации риска правительственного кризиса, а наделение президента парламентской республики конкретными полномочиями в рамках этой процедуры наполняет актуальным содержанием декларативную, на первый взгляд, функцию «гаранта народного единства», верховного арбитра» и т.п.

Этим целям служат и упомянутые положения греческой конституции, статья 37 которой устанавливает, что Президент Республики назначает Премьер-министра, а по его предложению назначает и увольняет остальных членов Правительства и заместителей министров. Премьер-министром назначается лидер партии, располагающий абсолютным большинством мест в Парламенте. Если ни одна из партий таким большинством не располагает, Президент Республики поручает лидеру партии, обладающей относительным большинством мест, изучить возможность формирования Правительства, пользующегося доверием Парламента.

В случае неудачи Президент Республики поручает такую же миссию лидеру партии, занимающей по числу депутатов второе место в Парламенте, а если и эта попытка окажется безуспешной - лидеру третьей по численности мест в Парламенте партии. Каждый пробный мандат имеет силу в течение трех дней. Если пробные мандаты не дадут результата, Президент Республики созывает лидеров партий и, убедившись в невозможности сформирования Правительства, пользующегося доверием Парламента, поручает формирование Правительства из представителей всех парламентских партий с целью проведения новых всеобщих выборов; в случае же неудачи и этой попытки - возлагает миссию формирования Правительства широкого согласия с той же целью на председателя либо Государственного совета, либо Ареопага, либо Контрольного совета и распускает Парламент. В случаях, касающихся возложения миссии формирования Правительства или предоставления лидеру политической партии пробного мандата в соответствии с положениями предыдущих пунктов, если партия не имеет лидера или представителя либо если ее лидер или представитель не являются депутатами, Президент Республики поручает указанный мандат лицу, предложенному парламентской группой партии. Предложение относительно предоставления мандата выдвигается в течение трех дней. Перед каждым предоставлением мандата председатель Парламента или лицо, его замещающее, информирует Президента Республики о распределении мест в Парламенте между политическими партиями.

Упомянутое право главы государства на роспуск парламента и назначение досрочных выборов, как отмечалось в начале данного параграфа, является общим признаком парламентских республик. Как правило, возможность реализации данного полномочия возникает только при возникновении предусмотренных конституцией обстоятельств, препятствующих функционированию правительства (обычно, отставка, вызванная распадом коалиции), либо в случае добровольной отставки правительства до истечения срока полномочий действующего парламента (такая ситуация диктуется обычно соображениями политической конъюнктуры, когда правящая партия идет на роспуск парламента и новые выборы, поскольку имеет основания рассчитывать в данный момент на поддержку избирателей, но опасается лишиться ее к моменту поведения выборов в конституционные сроки (примером такой ситуации может служить досрочная отставка предыдущего федерального правительства Германии, возглавляемого Г. Шредером, не оправдавшая, однако, надежд существовав шей тогда коалиции на успех)).


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.