Пути формирования этических представлений у детей старшего дошкольного возраста — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Пути формирования этических представлений у детей старшего дошкольного возраста

2020-03-31 200
Пути формирования этических представлений у детей старшего дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В. А. Сухомлинский считает, что воспитание с помощью этики важно создавать как процесс открытия ребёнком самого себя и других, как углубление в «своё небывалое», как неожиданное откровение, как поиск, творчество, игра, путешествие, постоянный и не замечаемый ребёнком диалог с миром, соприкосновение с вечной истиной мудрой мысли. А это возможно, если рассматривать урок этики или этическое занятие как процесс человековедения и, отвергнув типологию дидактических принципов, строить его как непрерывную нить содержательно выверенной канвы диалога детей и педагога-воспитателя, при котором голос каждого значим и слышим, не возможен. [20]

Формирование этических представлений − процесс целенаправленного и организованного овладения детьми общечеловеческими ценностями.

Нравственное формирование личности дошкольника требует соблюдения определенных педагогических условий:

·   гуманного отношения взрослых (прежде всего, родителей и педагогов) к ребенку;

·   четкой постановки задач нравственного обучения и воспитания;

·   создания условий для активной практической и интеллектуальной деятельности ребенка, формирующей доброжелательные взаимоотношения.

При определении содержания, форм и методов нравственного воспитания педагоги опираются на фундаментальные позиции отечественной психологии и педагогики: деятельностный подход и определяющую роль обучения (А. Запорожец, Д. Эльконин, В. Давыдов и др.). Отбирая содержание работы с детьми, реализуя те или иные формы и методы обучения и воспитания, педагог всегда учитывает место каждой обучающей ситуации и каждого метода в общей системе воспитания, направленной на нравственное формирование личности дошкольника. [14, стр.8]

Ребенок должен усвоить не только форму (знания в области нравственности, внешнее соблюдение нравственных требований), но и сами отношения, возникающие между людьми (их внутренний смысл, мотивы). Вероятнее всего, ребенок сначала приобретает знания о нравственных нормах, которые при условии его воспитания, становятся мотивами его поведения.

Знания о нравственных отношениях включают два аспекта:

.   Умение выделить соответствующие поступки и оценить как хорошие или плохие;

.   Представление о том, почему в данной ситуации нужно вести себя так, а не иначе.

Переход внешних этических представлений ребенка во внутренние этические инстанции обусловлен следующими факторами:

Ø представленностью определенного нравственного содержания ребенку, знакомство с ним ребенка;

Ø раскрытие нравственного смысла подразумевает умение выделять переживания другого человека и ориентироваться на них в своем поведении;

Ø переход этических представлений ребенка во внутренние мотивы поведения путем выполнения нравственной нормы в конкретно значимой ситуации, а для ребенка-дошкольника наиболее значимой является именно игровая ситуация.

На основе анализа методической литературы было выявлено, что формирование этических представлений у дошкольников идет по следующим направлениям:

    организация работы на занятиях;

    организация работы в повседневной жизни;

    работа с родителями.

На занятиях происходит обучение детей, а в повседневной жизни, как в дошкольном учреждении, так и в семье происходит закрепление полученных детьми знаний, на основе которого формируются привычки и поведение детей.

Вся работа, как в дошкольном учреждении, так и в семье организуется на основе средств этического воспитания.

Средства этического воспитания:

·   Художественные средства: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и другие средства можно объединить в группу. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений.

·   Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения (С.Н. Николаева, Л.Г. Нисканен, В.Г. Фокина, В.Д. Сыч).

·   Собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания, но данное средство − деятельность как таковая − необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения. Особое место в этой группе средств отводится общению,если его вслед за психологами (М.И. Лисина, А.Г. Рузская) считать видом деятельности. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т.е. она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств. [7, стр. 70] Средства нравственного воспитания дошкольников применяются не изолированно, ав комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора средств, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей.

Деятельность служит педагогическим инструментом воспитания и развития дошкольников. Обучение, тесно связанное с деятельностью, дает для нее содержательный материал. В дошкольный период развития ребенка ведущей является игровая деятельность. Постепенно благодаря игре ребенок овладевает разнообразными видами деятельности. Деятельность служит педагогическим инструментом воспитания и развития дошкольников. Обучение, тесно связанное с деятельностью, дает для нее содержательный материал. В дошкольный период развития ребенка ведущей является игровая деятельность. Постепенно благодаря игре ребенок овладевает разнообразными видами деятельности.

Игра −одно из наиболее эффективных средств формирования этических представлений. Она, как способ познания окружающего мира, дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своим поведением. Нельзя забывать о дисциплинирующем значении игры.

Ведущим видом деятельности в старшем дошкольном возрасте становится сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе. Педагогу важно знать, насколько каждый ребенок группы умеет управлять своим поведением. Одним из способов формирования управляемого поведения, развития самоконтроля у несдержанных детей может стать организуемая педагогом длительная коллективная (с интересным, развернутым сюжетом) ролевая игра, где такому ребенку поручается роль ведущего. Дети могут хорошо владеть игровыми способностями и готовы выполнять любую роль, однако неумение сдерживать себя обычно препятствует этому.

Роль ведущего только в том случае может выступить в качестве силы сдерживающей и организующей поведение ребенка, если педагог подробно объяснит ему содержание игры, познакомит его с главной и промежуточными целями ее. Знание их ограничивает излишнюю активность ребенка, помогает понять, что порученная роль является необходимым условием осуществления совместной деятельности: не выполнить ее (при коллективном характере игры), не согласовать свои действия с действиями партнеров - значит помешать всем детям группы довести игру до конца. Отношения старших дошкольников в игре сложны, избирательны и не всегда благоприятны для ребенка. Осложненные отношения со сверстниками отрицательно сказываются на эмоциональном самочувствии ребенка в группе, на формировании его личностных качеств. Лишенный положительных контактов с детьми, ребенок испытывает острые переживания, которые способствуют появлению у него повышенной обидчивости, упрямства, озлобленности, иногда агрессивности по отношению к сверстникам. С другой стороны, они могут приводить к появлению неуверенности в себе.

В подвижных играх, применяемых в основном для решения задач физического воспитания, дети соревнуются: кто быстрее оббежит вокруг детского сада, кто дальше бросит мячик. Но в организованную игру обязательно вмешивается стихия жизни. Од бежал и упал, другой спешит победить всех, третий тоже хочет быть первым, но остановился, чтобы помочь упавшему. Важнейший этический аспект лежит в основе поведения ребёнка. В такой ситуации мы еще раз даем понять ребенку: в основе этикетного поведения лежит нравственное начало. [10, с.53].

В играх со строительным материалом, когда дети заняты созиданием архитектурных сооружений (домов, мостов и т.п.), также присутствуют правила поведения. Воспитатель похвалил строителей. Как он это сделал? Какими словами и интонациями? Какое у него при этом было выражение лица? Рады ли все дети, услышав похвалу своему товарищу? Дети наблюдают за воспитателем каждую минуту, даже когда заняты любимым делом и учатся у него определенному поведению.

Как на занятиях, в повседневной жизни, так и в семье используются дидактические игры, главная цель которых − развитие ребенка. Они хороши для закрепления уже усвоенных этических представлений. Задания могут быть самые разнообразные. Большой интерес у дошкольников вызывают настольно-печатные игры. Творческий подход к делу и фантазия воспитателя помогут разнообразию игровой деятельности детей, в ходе которой они осваивают мир. Роль воспитателя в самой игре может быть различна. В одном случае он подскажет ее сюжет, в другом будет играть в ней ведущую роль, в третьем - принес необходимый для нее материал, в четвертом - станет наблюдать за детьми и делать педагогические заметки. Воспитатель и дети - соавторы любой игры. Нельзя забывать о детской самостоятельности и инициативе, надо только направлять их в нужном направлении. Тогда не будет скучны нотаций, жестких и непонятных детям требований, а этические нормы легко войдут в жизнь маленького человека, осознавшего в ходе игры их разумность и необходимость.

Для всех нравственных норм характерно то, что они закрепляют социальный способ поведения, который дошкольники выражают следующим образом; «Нельзя обманывать взрослых», «Маленьких нельзя обижать» и т.д. То есть дети констатируют, что можно делать, а что нельзя. О сформированности понимания нравственной нормы можно говорить в том случае, если ребенок объясняет, почему норму необходимо соблюдать. В дошкольном возрасте встречаются совершенно различные уровни такого понимания. Чем младше ребенок, тем чаще он объясняет необходимость выполнения нормы, ссылаясь на возможные последствия при ее соблюдении для себя или на требования взрослых, например: «Надо говорить правду, а то узнают и накажут», «Надо делиться игрушками. А потом кто-нибудь тебе тоже даст». В 5-7 лет ребенок понимает общественный смысл нравственной нормы, осознает ее объективную необходимость для регуляции взаимоотношений между людьми. [21]

Многочисленные исследования (Н.С. Карпинская, Л.Н. Стрелкова, А.М. Виноградова) показывают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам (В.А. Елисеева, Г.Н. Пантелеев). На ребенка производят сильное впечатление работы художников, если они изображают мир реалистично и понятно дошкольнику. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств. [7, стр. 70]

Исследования В. И. Логиновой, М. А. Саморуковой, Л. Ф. Островской, С.В. Петериной, Л.М. Гурович показывают, что одним из наиболее эффективных средств воспитания этических представлений детей старшего дошкольного возраста является художественная литература. Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность, сознание и самосознание, формирует мировоззрение. Для развития этических представлений целесообразно использовать произведения художественной литературы, в которой описывалась бы не только какая-то определенная ситуация, но и были бы противопоставлены друг другу добро и зло.(Н. Носов «Карасик», К Чуковский «Айболит», Ш. Пьерро «Фея» и другие).

« Я верю в могучую, безграничную силу слова воспитателя. Слово- самый тонкий и самый острый инструмент, которым мы, учителя, должны умело прикасаться к сердцам наших питомцев…Слово этического поучения воспитателя воспринимается лишь тогда, когда он имеет моральное право поучать» [19, стр.12,16]

Изучением процесса формирования этических представлений посредством художественной литературы занимались видные отечественные и зарубежные ученые: Запорожец А. В., Сухомлинский В. А., Костюк Г. С., Д. М. Арановская. А. В. Запорожец показал условия возникновения, характер и особенности той деятельности ребенка, которая делает его талантливым читателем, формирует высокие нравственные мотивы его поведения. Арановской Д. М. были выявлены возрастные возможности понимания детьми этического смысла сказки, замыслов и действий ее героев при разном характере ее построения.

Изучением влияния художественной литературы на развитие личности дошкольника занимались известные отечественные и зарубежные ученые: Выготский Л. С., Запорожец А. В., Сухомлинский В. А., Теплов Б. М., К. Е. Хоменко, Макеева И. П., Арановская Д. М., Концевая О. М., Морозова Н. Г., Славина Л. С., Титаренко Т. И., Губова Е. О. под руководством Панасевич З. М., Тихомирова И. И.

В дошкольной педагогике долгое время не обращали должного внимания на своеобразие переживания художественных произведений. Л. С. Выготский в своих работах рассматривает вопрос влияния литературы на личность.

А. В. Запорожец подверг специальному изучению значение художественной литературы, и в частности сказки, для усвоения детьми-дошкольниками нравственных норм и формирования у них новых мотивов деятельности. Он выделил следующие особенности. Ребенка не удовлетворяют неопределенные ситуации, когда неизвестно, кто хороший, а кто плохой. Дети сразу же стремятся выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позиции. А по отношению ко всем, кто препятствует осуществлению их замыслов, становятся в резко отрицательное отношение. При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал. Литературные персонажи фиксируются в сознании ребенка в соответствии с определенной характеристикой. Дошкольнику очень трудно отнести себя к отрицательному персонажу. Так, ребенок, даже понимая, что нарушил нравственную норму, не может отождествлять себя с Каракасом, а утверждает, что поступил как Буратино. [21]

Дети дошкольного возраста особенно подвержены влиянию художественных образов, их гибкая психика впитывает всю информацию, содержащуюся в книге, перерабатывая ее в соответствии и небольшим жизненным опытом и потребностями развивающейся личности. И эстетические, и особенно этические представления, по мнению В. А. Сухомлинского, дети должны вынести именно из художественных произведений. [20]

В возрасте 3-7 лет у детей складываются этические эталоны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных, ситуациях. Дошкольник соотносит свое поведение не только с конкретным взрослым, но и с обобщенным представлением. То есть внешний образец поведения взрослого переводит во внутренний план, расширяя возможности нравственного развития личности. [21] Таким образом, одним из путей формирования у детей этических представлений является пример взрослого.

В.А. Сухомлинский подчеркивал: «Ребенок − это зеркало нравственной жизни родителей». Положительный пример родителей способствует тому, что малыш легко и ненавязчиво учится жить в соответствии с нормами, принятыми в обществе. Норма, которая только декларируется, но не соблюдается взрослым, никогда не станет влиять на реальное поведение ребенка. Более того, малыш поймет, что нравственные нормы можно нарушать безнаказанно, соблюдать необязательно. Так рождается приспособленчество, лавирование. Ребенок неукоснительно выполняет норму в одних условиях и нарушает в других, не испытывая чувства вины. [21] Ребенок наблюдает и оценивает взрослых. Желательно всегда оценив свое поведение с позиций доказательности разумности, необходимости соблюдения этикета, соответствия его собственным поучительным словам, действия воспитателя должны быть направлены на достижение главной цели - создание развития личности ребенка в творческой, доброжелательной, дружеской обстановки. С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми и приобретает опыт общественного поведения. Формировать у детей навыков поведения, воспитывать сознательно, активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста. Напомним, что в раннем детстве ребенок освоил широкий круг предметных действий, «открыл» способы употребления предметов. Это «открытие» неизбежно привело его ко взрослому как к носителю общественного способа выполнения действий, как к образцу, с которым надо себя сравнивать. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.

Конечно же, нельзя не вспомнить об основных способах педагогического воздействия на детей:

Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, должен выбрать, как поступить.

Поощрение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.

Оценка взрослого должна отвечать определенным требованиям, то есть быть:

·   объективной и в то же, время тактичной, поэтому в поступке сначала выделяют положительные стороны; об отрицательных говорят как бы вскользь, но так, чтобы ребенок понял, чем именно недоволен взрослый;

·   дифференцированной, поскольку общие оценки ничего не дают для развития личности. Нужно показать, за что ребенок оценивается определенным образом. И ребенок будет стремиться повторить действие, чтобы снова заслужить положительную оценку;

·   систематичной, а не даваться от случая к случаю;

·   включающей сочетание вербальных и невербальных способов воздействия. К последним дошкольники особенно чувствительны.

Соотношение разных способов оценки зависит от возраста, индивидуальных особенностей воспитанников, ситуации. [21] Оценивать следует не самого ребенка, а его проступок. К порицанию следует прибегнуть в исключительных случаях, показав, как надо поступать; ориентированной на собственное поведение ребенка, а не на сравнивание его с другими детьми, чтобы не унижать в глазах взрослых, не разрушать совместную деятельность.

Наказание: применяется крайне редко; наказание, приводящее к боли и физическому страданию, не используют; осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка направлено на возникновение желания поступать хорошо.

Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.

Разнообразие словесных методов: помогает более осознанному изучению этических представлений, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил. Не должно быть излишних словесных назиданий, упреков, замечаний. Действенность воспитания обеспечивается созданием специальных ситуаций, побуждающих детей поступать правильно.

Разъяснение: необходимо не только показать рисунок, прочитать рассказ, но и разъяснять, как и почему следует поступить в той или иной ситуации. В каждом конкретном случае воспитатель ищет причину неправильного поведения ребенка, использует индивидуальные меры воздействия: напоминание, замечание, объяснение. В любом случае нужно помнить о легкой ранимости ребенка, об уважении к его личности. Даже если ребенок в чем-то провинился, не следует делать замечаний, обижающих его.

Принципы отбора методов нравственного воспитания:

·   соответствие метода цели и задачам воспитания;

·   гуманный характер метода;

·   реальность метода;

·   подготовленность условий и средств для использования метода;

·   избирательность отбора метода;

·   тактичность применения метода;

·   планирование возможного результата воздействия метода;

·   терпение и терпимость педагога при использовании метода;

·   преобладающая практическая направленность метода в нравственном воспитании дошкольников.

Дети должны понимать, что от поведения каждого из них зависит многое: кто-то не убрал игрушки вовремя - занятие началось позже, насорил во время еды - дал дополнительную работу няне и дежурным. Соответствующая оценка таких поступков и реакция на них педагога имеют большое воспитательное воздействие. Формирование отношений между детьми строится на основе взаимных симпатий детей, их привязанности к детскому саду, умения оценивать поведение сверстников и свое.

Чтобы правильно судить о характере взаимоотношений, складывающихся между детьми в группе детского сада, воспитателю следует постоянно наблюдать за общением детей в игре и других видах совместной деятельности. Наблюдения позволяют ему судить об авторитетности того или иного ребенка, выделить организаторов и малоактивных детей, понять, на какой основе образуются детские объединения, что побуждает детей быть их участниками. Необходимо поощрять развитие объединений с гуманным и равноправным характером отношений между детьми и, наоборот, показывать непривлекательность неравноправных отношений.

Установлению доброжелательных отношений способствует умение детей общаться, приветливо разговаривать друг с другом. Определяющее влияние на детей оказывает пример общения взрослых. Необходимо использовать естественно возникающие ситуации, связанные с приходом в группу заведующей, медсестры и их общением с воспитателем, няней. Полезно обратить внимание детей на то, как приветливо, по-доброму разговаривают взрослые друг с другом, побуждать их так же общаться между собой.

Воспитывая у детей отношения доброжелательности друг к другу, важно в ходе игр и других видов деятельности привлекать их внимание к интересам и потребностям сверстников, находящихся рядом. Необходимо воспитывать в детях желание помочь сверстнику, поделиться с ним, отозваться на его просьбу.

Важно обсуждать с детьми те или иные факты и случаи, имеющие место в их общении со сверстниками в совместной деятельности, побуждая выражать свое отношение к поступкам того или иного ребенка, сравнивать свои поступки и поступки сверстников. Полезно поговорить о том, как поступать по отношению друг к другу и как разговаривать между собой, когда организуется какая-либо совместная деятельность, например, игра. Необходимо, чтобы дети учитывали право каждого ребенка на участие в совместной игре, умели в приветливой и доброжелательной форме обратиться к сверстникам с просьбой поиграть вместе («Примите меня, пожалуйста», «Можно с вами поиграть?»), приветливо ответить на просьбу товарища принять его в игру. Необходимо учить детей быть внимательным к предложениям другого ребенка при выполнении совместной деятельности, уметь согласиться с замыслом, предложенным сверстником. Если дети не умеют по-доброму, вежливо отказаться от участия в общей деятельности или отклонить предложения другого ребенка, следует обсудить с ними форму отказа, научить выражать несогласие тактично («Давай сначала дорогу построим, а потом мост. Договорились?»), вежливо ответить на отказ («Не хочешь играть в магазин? Может быть, поиграем в больницу?»).

Полезно обсуждать с детьми, справедливо ли они распределили предметы и материалы для совместной деятельности, похвалить тех, которые учитывали при этом интересы и желания других детей. Учить детей умению выяснить, доволен ли другой полученными материалами и игрушками, используя при этом такие выражения: «Ты согласен?», «Доволен?», «Договорились?». Побуждать детей при обращении к сверстнику с подобными вопросами посмотреть на него, назвать по имени, внимательно выслушать ответ. Важно показать, как неприглядно выглядит ребенок, который обижает другого, берет себе все лучшее.

Воспитатель обращает внимание детей на недопустимость грубых, резких обращений и ответов, в которых выражается пренебрежительное отношение к интересам и желаниям сверстника.

Кроме разговоров с детьми, нужно обязательно показать им конкретные ситуации, замеченные воспитателем в их общении друг с другом, например, во время дежурства, одевания на прогулку, в играх, чтобы дать детям возможность увидеть себя со стороны и усвоить образцы доброжелательного общения.

Воспитатель может использовать для этого кукольный, теневой театр и театр игрушек. Персонажи спектаклей помогают детям усвоить необходимые при общении правила вежливости.

Эффективным методом уточнения систематизации этических представлений старших дошкольников является этическая беседа. Такие беседы должны органически быть включены в систему многообразных методов воспитания. Этическая беседа отличается существенным своеобразием. Содержание этических бесед составляют в основном подлинно жизненные ситуации, поведение окружающих людей и, прежде всего самих воспитанников. Воспитатель дает характеристику тем фактам и поступкам, которые ребенок наблюдал или совершал в общении со сверстниками и взрослыми. Этические беседы - это плановые, подготовленные и организованные занятия Число подобных бесед невелико: пять-семь в год, т.е. один раз в течение полутора-двух месяцев.

Следует помнить: главная цель этических бесед заключается в том, чтобы сформировать у ребенка нравственные мотивы поведения, которыми он мог бы руководствоваться в своих поступках. И опираться такие беседы должны, прежде всего, на подлинные события и явления, которые в избытке предоставляет жизнь и деятельность ребенка в кругу сверстников.

Готовясь к такой беседе, педагог должен проанализировать, что было предметом наиболее ярких впечатлений детей, как они восприняли увиденное, как переживают его. Если в этическую беседу воспитатель считает нужным включить отрывки из того или иного художественного произведения, он обязательно должен подчинить их содержания воспитателям функциям.

Если содержание беседы доступно и интересно детям, то следует заинтересованные вопросы, яркие эмоции, искреннее оценки: педагогу как бы приоткрывается внутренний мир ребенка. Это позволяет обоснованно определить, как малыши восприняли идею, морали произведения, и дает возможность дальнейшего тактичного корректирования поведения детей. А то обстоятельство, что ребята всей группой совместно обсуждают факты поведения и различные ситуации, вызывает сопереживание, эмоциональное влияние детей друг на друга, способствует взаимному обогащению их чувств и этических представлений. [1, с.19]

Главное в работе воспитателя-это эмоциональный отклик детей на ситуацию, развитие умения видеть нравственную сторону того или иного события, поступка». [14, стр. 6].

Благодаря беседам на этические темы воспитатель имеет возможность на конкретных примерах показать, что содержать в себе такие понятия, как «доброта», «честность», «правдивость», «смелость», «справедливость», «дружба» и т.д. С помощью таких бесед воспитатель может ставить детей перед выбором поступка. В этой связи он формулирует вопросы с нравственной направленностью, так, чтобы они пробуждали у детей активность, самостоятельность в решении поставленной задачи. Старшим дошкольникам можно задать вопросы типа «Что бы ты сделал и что бы сказал?» и предложить различные ситуации, например: «Если ты увидел, что взрослый что-то уронил? Если ты сидишь в вагоне, а на ближайшей остановке вошел пассажир, и мест свободных больше не оказалось? Если к тебе в дои пришел товарищ, а ты ешь апельсин? Если мама послала тебя к соседям одолжить что-нибудь? Если ты вошел в вестибюль детского сада, а там родители твоих товарищей по группе?» и т.д. Беседовать можно на занятиях со всеми детьми или только с некоторыми, а также индивидуально в процессе проведения режимных моментов, игр, труда. Это могут быть краткие вопросы, содержащие проблему нравственного выбора и побуждающие ребенка к оценке поступка, когда он руководствуется усвоенными моральными нормами. Это могут быть ситуации с моральной направленностью. Их целесообразно обсуждать коллективно. В процессе беседы дети высказывают свои суждения и выслушивают мнения других, отстаивают свою точку зрения, а также, если необходимо, могут отказываться от первоначального мнения.

От того, как проводится беседа, во многом зависит осмысление детьми обсуждаемой ситуации. Она не должна быть назидательной, поэтому воспитатель не навязывает своего мнения, а побуждает ребят к размышлению, к высказыванию собственного мнения. И здесь имеет немаловажное значение эмоциональное отношение самого педагога к обсуждаемой ситуации. Его голос, мимика, жест подчеркивают отношения к той нравственной проблеме, которая заключена в содержании ситуации.

Для наиболее полноценного осмысления нравственной сути ситуации важно четко и правильно сформулировать вопросы, логически последовательно их поставить, чтобы они были проблемными, т.е. направляли на решение нравственно-этической проблемы.

Целесообразно, чтобы содержание бесед опиралось на личный опыт детей, их жизненные впечатления и переживания. Вот одна из таких знакомых для каждого ребенка ситуаций.

Влияние нравственного сознания старшего дошкольника на саморегуляцию его поведения еще не велико. Но в этом возрасте ребенок еще в состоянии оценивать поведение свое на окружающих. Поэтому темы этических бесед должны обязательно включать ведущие для данной возрастной группы понятия. «Моя мама», «Моя семья», «Детский сад», «Мои товарищи», «Я дома» и многие др. Названые темы могут быть конкретизированы и дополнены в зависимости от представлений, знаний, уровня воспитанности, препятствующей по данной теме и т.п. Важно, чтобы содержание перечисленных ведущих тем и тем дополняющих, обязательно связывалось со всем содержанием педагогического процесса. Без чего нельзя обеспечить эффективность нравственного воспитания, а также помогают систематизировать и обобщить представления о нравственности, которые приобрели дети, находясь в предыдущих группах. [6, стр. 9]

Этические беседы, их результаты должны непосредственно проявляться в практике поведения, поступках детей в различных ситуациях. Что очень важно для закрепления результатов педагогического воздействия.

Положительное отношение детей к беседе достигается за счет:

·   постановки понятных детям и практически важных для них вопросов, связанных с их повседневным опытом. Вопросы продумываются заранее, но могут изменяться в зависимости от реакции детей;

·   подачи материала в образной форме, способной вызвать интерес дошкольников, привлечь их внимание. С этой целью в ходе бесед используются художественные произведения, примеры из жизни. Они помогают в яркой форме донести до сознания детей нравственные нормы. Использование в процессе беседы пословиц помогает дошкольникам проникнуть (хотя и не сразу) в суть заключенных в них правил. Для этого необходимо связывать пословицу с конкретными, знакомыми детям ситуациями;

·   поощрения активности детей, их стремления принять участие в беседе (с этой целью педагог корректирует высказывание ребенка, помогая адекватно выразить мысль, поддерживает разные суждения, по возможности спорные, требующие аргументов).

Воспитатель всегда должен чувствовать, насколько данная форма работы обогащает и занимает детей.

Дети очень любят, когда им читают взрослые. Они стремятся к общению с воспитателем, испытывают чувство удовлетворения и даже гордости, отвечая на вопросы и получая одобрение, особенно, если педагог обрисовывает важность обсуждаемых проблем. Если воспитатель не поддерживает эмоциональное отношение детей к беседе, не говорит о ее важности, появляется опасность формализации данного вида работы.

Существенным фактором, на который ориентируется воспитатель при оценке эффективности беседы, является активность детей, их желание высказываться, спорить, доказывать. В беседе воспитатель связывает правила и нормы поведения с образами, понятными дошкольникам. Частое использование общих формулировок, назидательность, дидактизм опасны для плодотворной, действенной работы с детьми.

На занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, изобразительной деятельности воспитатель учит дошкольников наблюдать, выделять отдельные признаки предметов и явлений, определяя наиболее существенные. Дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать, дифференцировать и т.д. На эти умственные операции воспитатель ориентируется в процессе этической беседы, только материалом для них служат нравственные ситуации.

Этическая беседа помогает обратить внимание детей на внутренний мир человека (его мысли, переживания), мир человеческих отношений, которые проявляются в добрых и злых поступках. В дошкольном возрасте все эти нравственные категории предстают перед ребенком в виде образов, представлений о плохом и хорошем.

Дети узнают, что взаимоотношения людей подчиняются определенным правилам, которые нужно выполнять. Мысль о необходимости подчиняться правилам общежития, помогающим жить в согласии с окружающими и самим собой, осваивается детьми с помощью различных образов и примеров, которые в сознании дошкольников постепенно обобщаются в правило: надо помогать другим, когда они в этом нуждаются; тот, кто помогает, поступает хорошо, совершает добрый поступок. Сделать такое обобщение помогает педагог, направляя высказывания детей, отвечающих на вопросы, которые возникают в процессе беседы.

В беседе обсуждаемым фактам, событиям дается оценка. Положительная оценка закрепляет те или иные формы поведения, отрицательная - призвана тормозить нежелательные поступки. Подражательная способность дошкольников рождает стремление следовать тому, что одобряется, и избегать того, что осуждается. Положительный образ становится ориентиром для ребенка в выборе поступка.

По материалам беседы дети могут сделать рисунок, придумать рассказ, сказку, дать название произведению и т. п. (эти задания выполняются по желанию). Творческие работы детей значительно увеличивают эффективность усвоения и осмысления ими нравственных представлений. Кроме того, рисунки, удачные названия можно использовать в повседневной воспитательной работе, например, выставка рисунков позволяет напомнить то или иное правило. Ту же роль может выполнят


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.