Тема 1. Архивоведение как наука: становление и развитие — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Тема 1. Архивоведение как наука: становление и развитие

2020-04-01 231
Тема 1. Архивоведение как наука: становление и развитие 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

УТВЕРЖДАЮ

И.о. проректора по образованию

____________Е.Ю. Щербина

«___»______________2017 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 «архивоведение»

 

для студентов очной формы обучения

направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)

профиля подготовки «Экономика и управление»

профилизации «Управление документами в организации»

 

Екатеринбург

РГППУ

2017


Рабочая программа дисциплины «Архивоведение ». Екатеринбург, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2017. 40 с.

 

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям).

 

Автор: канд. ист. наук М.Б. Ларионова
     
     
Рецензент: канд. ист. наук, доцент А.Г. Сапожников

 

 

Одобрен на заседании кафедры документоведения, истории и правового обеспечения. Протокол № 7 от 09.03.2017 г.

 

Заведующая кафедрой ДПО   М.Б. Ларионова

 

Рекомендован к печати методической комиссией Института гуманитарного и социально-экономического образования РГППУ.
Протокол № __ от «___»________________  г.

 

Председатель методической комиссии Института ГСЭО   В. П. Фалько
     
Зам. директора НБ   Е. Н. Билева
     
Директор Института ГСЭО   Н. В. Третьякова

 

 

© ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2017

© Ларионова М.Б., 2017

                              СОДЕРЖАНИЕ

 

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ………….............................4

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ образовательной программы……………………………………………………………………….4

3. КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………………..5

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………….7

4.1. Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы………………………………………….……………………….….................7

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины…………………..9

4.3. Содержание тем дисциплины………………………………………………..10

5.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ………………………………………..17

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ………………………….............18

6.1. Задания и методические указания по организации и проведению практических занятий……………………....….......................................................19

6.2. Задания и методические указания по выполнению курсовой работы……..21

6.3. Вопросы для подготовки к зачету с оценкой ………………………………..27

6.4. Вопросы для подготовки к экзамену…………………………………………30

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………………32

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……37

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….38

 

 

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью изучения дисциплины «Архивоведение» является освоение научно-методических и технологических основ хранения, учета, комплектования, использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов. В результате освоения дисциплины студентами прививаются навыки практической работы с архивными документами в государственных органах, муниципальных образованиях, организациях, различных организационно-правовых форм, а также в государственных, муниципальных архивах и негосударственных хранилищах.

Задачи дисциплины:

– сформировать у студентов целостное профессиональное понимание процессов и явлений, закономерностей и особенностей истории отечественных государственных, муниципальных и ведомственных архивов, их современной организации как особой информационной системы

– освоение научных основ российского архивоведения;

– изучение организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов;

 

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО

«Архивоведение» представляет собой дисциплину вариативной части модуля профилизации ОПОП по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям). Дисциплина «Архивоведение» изучается в 5-6 семестрах.

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

Из курса «Документоведение»:

Знания: законодательной и нормативно-методической базой документационного обеспечения управления; тенденций развития документационного обеспечения управления

Умения: анализировать ценность документов с целью их отбора на хранения.

Владения: профессиональными знания основных проблем документоведения; принципами и методами упорядочения состава документов.

Из курса «Организация и технология документационного обеспечения управления»:

Знания: правил формирования дел для оперативного хранения;

Умения: пользоваться Номенклатурой дел при формировании дел;

Владения: методами анализа ценности документов с целью отбора их на хранение; принципами и методами создания справочно-информационных средств к документам.

 

3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие профильно-специализированные компетенции:

ПСК-8 – владением принципами, методами, нормами и правилами организации, хранения, комплектования, учета и использования архивных документов.

По окончании изучения курса студент должен:

Знать:

 – понятие об архивоведении, как комплексной научной дисциплине, ее объект и предмет;

– принципы организации различных типов и видов архивов, историю формирования архивных фондов;

– правила организации, хранения, комплектования, учета и использования архивных документов в государственных, муниципальных и ведомственных (архивов организаций) архивов.

Уметь:

– применять научно-методические основы архивоведения во всех процессах работы с архивными документами: организации хранения, учета, комплектования и использования;

–  анализировать ценность документов с целью их хранения;

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:

– принципами, методами и нормами организации, хранения, комплектования, учета и использования архивных документов, в т.ч. документов личного происхождения;

– принципами и методами создания справочно-информационных средств к документам.

 

4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц, 288 часов, из них 102 аудиторных часа.

Распределение учебной нагрузки по дисциплине составляет:

Аудиторные – 2 часа в неделю в 5 семестре, 4 часа в неделю в 6 семестре;

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Таблица 1

 

 

Вид работы

Всего зачетных единиц (часов)

Форма обучения

Очная

очная заочная
Общая трудоемкость дисциплины 8 (288) 8 (288)  
Семестр   5, 6  
Аудиторные занятия       102  
Лекции   50  
Практические занятия   52  
Семинарские занятия      
Лабораторные работы      
Другие виды аудиторных занятий      
Самостоятельная работа   186  
Изучение теоретического курса   60  
Курсовая работа   60  
Домашние занятия      
Контрольная работа      
Подготовка к промежуточному контролю   66  
Вид промежуточного контроля   Зачет с оценкой/ экзамен  

 


Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

Наименование разделов и тем дисциплины (модуля)

Вид контактной работы, час.

Самостоятельная работа, час.

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции Практ. занятия Др. формы контактной работы Из них, в интерактивной форме
Архивоведение как наука: становление и развитие 2 2   2 16 Тест входного контроля
Архив как информационная система в структуре информационных ресурсов Российской Федерации 2 2     16 Участие в практ. занятии
История и организация архивного дела в нашей стране 4 4   6 16 Участие в практ. занятии
Современная организация управления архивным делом в нашей стране 2 2     16 Участие в практ. занятии, тест
Государственные архивы: определение, виды, задачи, правовое положение 2 2   2 16 Участие в практ. занятии
Муниципальные архивы на современном этапе: определение, задачи, направления деятельности, правовое положение 2 2   2 16 Участие в практ. занятии
Ведомственные архивы: понятие, виды, перспективы развития 4 2   2 14 Участие в практ. занятии, письменный опрос
Итого за 5 семестр 18 16   14 110 Зачет с оценкой
Архивный фонд Российской Федерации: понятие, составные части. Организация документов и дел Архивного фонда Российской Федерации 8 8   4 16 Тест входного контроля
Организация комплектования архивов документами Архивного фонда Российской Федерации и другими архивными документами 4 4   2 16 Участие в практ. занятии
Организация хранения документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов 4 4   2 16 Участие в практ. занятии
Организация учета документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов. 4 4   2 16 Участие в практ. занятии, тест
Использование документов Архивного фонда Российской федерации и других архивных документов 4 4   2 16 Участие в практ. занятии
Справочно-поисковые средства к архивным документам. 6 6   6 16 Участие в практ. занятии
  Менеджмент в архиве 4 2     14 Участие в практ. занятии, письменный опрос
Итого за 6 семестр 34 34   18 110 Экзамен

 

Содержание дисциплины

Понятие «Муниципальный архив», задачи, направления деятельности. Виды муниципальных архивов. Нормативно-правовая основа деятельности муниципальных архивов. ФЗ-125 «Об Архивном деле в Российской Федерации» и его значение в выделении муниципальных архивов. Состав документов. Проблемы и перспективы развития.

Нормативные правовые акты

Об архивном деле в Российской Федерации: Федеральный закон
от 22.10.2004 № 125-ФЗ [с изменениями от 04.12.2006, 01.12.2007, 13.05.2008] // Российская газета. – 2004. – 27 октября; 2006. – 10 декабря; 2007. – 5 декабря; 2008. – 16 мая.

Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ // Российская газета. – 2006.– 29 июля.

Об электронной цифровой подписи: Федеральный закон от 10.01.2002
N 1-ФЗ [с изменениями от 08.11.2007] // Российская газета. – 2002. – 12 января; 2007. – 11 ноября.

О государственной тайне: закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 // Российская газета. – 1993. – 21 сентября.

О коммерческой тайне: Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ // Российская газета. – 2004. – 5 августа.

О персональных данных: Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ // Российская газета. – 2006. – 29 июля.

Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации: Федеральный Закон от 14 июня 2002 г. № 116 // Российская газета. – 2002. – 29 июня.

Об утверждения перечня сведений конфиденциального характера: указ Президента РФ от 06.03.1997 № 188 // Российская газета. – 1997. – 14 марта.

О партийных архивах: Указ Президента РСФСР от 24.08.91 № 83 // Отечественные архивы. – 1992. – №1. – С.3.

Об архивах Комитета государственной безопасности СССР: Указ Президента РСФСР от 24.08.91 № 84 //Отечественные архивы. –1992. –
№1. – С.3.

Об Архиве Президента РФ: Указ Президента РФ от 31 декабря 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. – 1992. – № 3. – 16 января. – Ст. 95.

Об утверждении Положения о Федеральном архивном агентстве: Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2004 г. № 290 // Российская газета. –2004. – 22 июня.

Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну,
к различным степеням секретности: утв. постановлением Правительства РФ
от 04.09.1995 № 870 // Собрание законодательства РФ. – 1995. –
№ 37. – Ст. 3619.

Концепция информатизации архивного дела в Российской Федерации: утв. Росархивом в 1995 г. // Отечественные архивы. – 1996. – № 1. – С. 69 – 76.

Основные правила работы с научно-технической документацией
в государственных архивах Российской Федерации: одобрены решением Коллегии Росархива от 26.03.2003. – М., 2003. – 175 с.

Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук: утв. приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18.01.2007 г. № 19 [с изменениями от 16 февраля 2009 г. № 68]. – М., 2009. – 297 с.

Перечень типовых управленческих архивный документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения: утв. приказом Министерства культуры Российской Федерации 25 августа 2010 № 558.

Методические рекомендации по работе с особо ценными документами в государственных архивах РФ. – М., 2006. – 48 с.

Методические рекомендации по фондированию документов в государственных муниципальных архивах РФ. – М., 2006. – 44 с.

Нормы времени на работы и услуги, выполняемые государственными архивами. – М., 2007. – 144 с.

Составление архивных описей: Методические указания / Росархив. ВНИИДАД. М., 2003.

Создание современных архивных справочников на основе дифференцированного подхода: Методическое пособие / Росархив. ВНИИДАД. М., 2007.

Единый классификатор документной информации АФ РФ / Росархив. ВНИИДАД. – М., 2007.

 

Основная литература

Бурова, Елена Михайловна. Архивоведение (теория и методика): учебник для вузов [Гриф УМО] / Е. М. Бурова, Е. В. Алексеева, Л. П. Афанасьева; под ред. Е. М. Буровой; Рос. гос. гуманит. ун-т. - Москва: Издательский дом МЭИ, 2012. - 482 с.

Голиков, Андрей Георгиевич. Архивоведение отечественной истории [Текст]: учебное пособие для вузов / А. Г. Голиков. - 3-е изд., стер. - Москва: Академия, 2012. - 172, [1] с.: табл.

Тельчаров, А. Д. Архивоведение [Электронный ресурс]: учебное пособие [для вузов] / А. Д. Тельчаров; [гл. ред. А. Е. Илларионова]. – Москва: Дашков и К°, 2017. - 183 с. - Режим доступа: https://e.lanbook.com/reader/book/91229/#1.

Дополнительная литература

Автократов В.Н. Архивоведение в кругу других областей знания // Советские архивы. – 1973. – № 2. – С. 39-52.

Автократов В.Н. К вопросу о методологии архивоведения // Аpхеогpафический ежегодник за 1969 год. – М., 1971. – С. 22-35.

Автократов В.Н. Общая теория архивоведения // Вопpосы истоpии. –1973. – № 8. – С. 59-72.

Автократова М., Буганов В.И. Сокровища документов прошлого. –
М., 1986. – 366 с.

Альбрехт Б.В. Роль и место муниципальных архивов на современном этапе развития архивного дела в РФ // Вестник Архивиста. – 2007. – № 3 (99). – С. 210–212.

Архивное дело в странах СНГ в 1991-1998 гг. Аналитический обзор. – М., 2002. – 39 с.

Архивы и архивное дело в зарубежных странах / Под ред. Е.В. Старостин, В.А. Чудиновских. – Свердловск, 1991. – 88 с.

Арьянов А.Д. Состояние архивного дела в Российской империи в XVIII веке. – Улан-Удэ: ВСГТУ, 2005. – 24с.

Бржостовская Н.В. Архивы и архивное дело в зарубежных странах: История и современная организация: учебное пособие / Под. ред.
Ю.Ф. Кононова. – М., 1972. – 311 с.

Бурова Е.М. С чего начинается порядок в работе с архивными документами // Делопроизводство и документооборот на предприятии. –2005. – № 4. – С. 50-56.

Вяликов В.И. Архивное строительство в СССР (1946- 1967 гг.):
учебное пособие. – М., 1972.

Зарубежная буржуазная историография архивоведения. – М., 1986. – 82 с.

Крайская З.В., Челлини Э.В. Архивоведение. – М.: НОРМА, 1996. – 222 с.

Козлов В.П. Российское архивное дело. – М., 1999. – 336 с.

Козлов В.П. Российская археография в конце XVIII-первой четверти
XIX века. –М.: РГГУ, 1999. – 416 с.

Ларина В.Г. Основные тенденции развития НСА к документам АФ РФ на современном этапе // Архивоведение и источниковедение отечественной истории. Проблемы взаимодействия на современном этапе. Доклады и сообщения на пятой Всероссийской научной конференции 4-5 апреля 2005 г. – М., 2005. – С. 202-206.

Максаков В.В. История и организация архивного дела в СССР
(1917-19145). – М.: Наука, 1969. – 431 с.

Маркетинг информации архивного фонда РФ. – М., 1995. – 96 с.

Маяковский И.Л. Очерки по истории архивного дела в СССР. – М.: Наука, 1960. – 338 с.

Международные архивные организации и их деятельность. – М., 1989. – 83 с.

Самошенко В.Н. История архивного дела в дореволюционной России. – М.: Высшая школа., 1989. – 215 с.

Сборник учебно-методической документации по архивоведению (теория и методика). Базовая часть [Текст] / [Е. В. Алексеева и др.]; сост.: Е. М. Бурова, Е. В. Алексеева. - Москва: ТЕРМИКА, 2013. - 251 с.

Сборник учебно-методической документации по архивоведению (теория и методика). Вариативная часть [Текст] / [Е. В. Алексеева и др.]; сост.: Е. М. Бурова, Е. В. Алексеева. - Москва: ТЕРМИКА, 2013. - 317, [1] с.

Старостин Е.В., Хорхордина Т.И. Декрет об архивном деле 1918 г. // Вопросы истории. – 1991. – № 7/8. – С. 41-53.

Старостин Е.В., Хорхордина Т.И. Архивы и революция. – М.: РГГУ, 2007

Тельчаров А.Д. Архивоведение: конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2004. – 160с.

Теория и практика архивного дела в СССР:учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1980. – 343 с.

Химина Н.И. Проблема государственного учета документов АФ РФ // Архивоведение и источниковедение отечественной истории. Проблемы взаимодействия на современном этапе. – М., 1996. – С. 82-85.

Хорхордина Т.И. История Отечества и архивы (1917-1980). – М.: РГГУ, 1994. – 360 с.

Хорхордина, Татьяна Иннокентьевна. Российские архивы: история и современность: учебник для вузов [Гриф УМО] / Т. И. Хорхордина, Т. С. Волкова; [отв. ред. В. В. Минаев]; Рос. гос. гуманит. ун-т. - Москва: Российский государственный гуманитарный университет, 2012. - 413, [1] с.

Храмцовская Н.А. Внеофисное хранение документов: опыт аутсоринга // Делопроизводство и документооборот на предприятии. – 2005. – № 2. – С. 22-38.

Интернет-ресурсы

www.rusarchives.ru «Архивы России».

www.vniidad.ru ВНИИДАД.

www.gau.iTiosreg.ru

www.arran.ru

www.Sothebys.com

www.Christies.com

Рекомендуемые периодические и продолжающиеся издания

Вестник архивиста

Делопроизводство

Делопроизводство и документооборот на предприятии

Отечественные архивы

Секретарское дело

Секретарь-референт

 

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для материально-технического обеспечения дисциплины «Архивоведение» используются: аудитория, компьютерный класс с возможностью доступа к справочно-поисковым системам информационно-правового обеспечения, библиотека вуза, подборки архивных документов.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Образец оформления титульного листа

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт гуманитарного и социально-экономического образования

Кафедра документоведения, истории и правового обеспечения

 

 

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

(тема работы без кавычек, без слова «тема» в начале и точки в конце,

прописными буквами по центру)

курсовая работа

по дисциплине «Архивоведение»

 

Исполнитель:

студент группы УД-301п                                         Е. Л. Борцова

 

Руководитель:

доцент кафедры ДПО,

канд. ист. наук                                                                      Е. П. Пирогова

 

Екатеринбург, 201__

Образец оформления листа «содержание»

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………..........3

1. Методологические аспекты организациии хранения документов……………………………………………………………………..5

1.1. Текущее и архивное хранение…… …………………………………………10

1.2. Определение сроков хранения документов…………………..…………….15

2.Организация хранения документов в Оао «спектр».………..20

2.1. Вопросы организации хранения документов в Инструкции

  по делопроизводству…………...………...……………………….….. ……..20

2.2. Организация работы экспертной комиссии…………………………………..25

Заключение………………………………………………………………..........30

Список использованных источников……………………………….32

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………..34

1. Типовой перечень документов с указанием сроков хранения…………….34

2. Инструкция по делопроизводству ОАО «Спектр»………………………....35

 

 


 

 

 

Рабочая программа дисциплины

«Архивоведение»

 

 

Подписано в печать _________. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.

ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Ризограф ФГАОУ ВО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

УТВЕРЖДАЮ

И.о. проректора по образованию

____________Е.Ю. Щербина

«___»______________2017 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 «архивоведение»

 

для студентов очной формы обучения

направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)

профиля подготовки «Экономика и управление»

профилизации «Управление документами в организации»

 

Екатеринбург

РГППУ

2017


Рабочая программа дисциплины «Архивоведение ». Екатеринбург, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2017. 40 с.

 

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям).

 

Автор: канд. ист. наук М.Б. Ларионова
     
     
Рецензент: канд. ист. наук, доцент А.Г. Сапожников

 

 

Одобрен на заседании кафедры документоведения, истории и правового обеспечения. Протокол № 7 от 09.03.2017 г.

 

Заведующая кафедрой ДПО   М.Б. Ларионова

 

Рекомендован к печати методической комиссией Института гуманитарного и социально-экономического образования РГППУ.
Протокол № __ от «___»________________  г.

 

Председатель методической комиссии Института ГСЭО   В. П. Фалько
     
Зам. директора НБ   Е. Н. Билева
     
Директор Института ГСЭО   Н. В. Третьякова

 

 

© ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2017

© Ларионова М.Б., 2017

                              СОДЕРЖАНИЕ

 

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ………….............................4

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ образовательной программы……………………………………………………………………….4

3. КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………………..5

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………….7

4.1. Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы………………………………………….……………………….….................7

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины…………………..9

4.3. Содержание тем дисциплины………………………………………………..10

5.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ………………………………………..17

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ………………………….............18

6.1. Задания и методические указания по организации и проведению практических занятий……………………....….......................................................19

6.2. Задания и методические указания по выполнению курсовой работы……..21

6.3. Вопросы для подготовки к зачету с оценкой ………………………………..27

6.4. Вопросы для подготовки к экзамену…………………………………………30

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………………32

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……37

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….38

 

 

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью изучения дисциплины «Архивоведение» является освоение научно-методических и технологических основ хранения, учета, комплектования, использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов. В результате освоения дисциплины студентами прививаются навыки практической работы с архивными документами в государственных органах, муниципальных образованиях, организациях, различных организационно-правовых форм, а также в государственных, муниципальных архивах и негосударственных хранилищах.

Задачи дисциплины:

– сформировать у студентов целостное профессиональное понимание процессов и явлений, закономерностей и особенностей истории отечественных государственных, муниципальных и ведомственных архивов, их современной организации как особой информационной системы

– освоение научных основ российского архивоведения;

– изучение организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов;

 

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО

«Архивоведение» представляет собой дисциплину вариативной части модуля профилизации ОПОП по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям). Дисциплина «Архивоведение» изучается в 5-6 семестрах.

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

Из курса «Документоведение»:

Знания: законодательной и нормативно-методической базой документационного обеспечения управления; тенденций развития документационного обеспечения управления

Умения: анализировать ценность документов с целью их отбора на хранения.

Владения: профессиональными знания основных проблем документоведения; принципами и методами упорядочения состава документов.

Из курса «Организация и технология документационного обеспечения управления»:

Знания: правил формирования дел для оперативного хранения;

Умения: пользоваться Номенклатурой дел при формировании дел;

Владения: методами анализа ценности документов с целью отбора их на хранение; принципами и методами создания справочно-информационных средств к документам.

 

3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие профильно-специализированные компетенции:

ПСК-8 – владением принципами, методами, нормами и правилами организации, хранения, комплектования, учета и использования архивных документов.

По окончании изучения курса студент должен:

Знать:

 – понятие об архивоведении, как комплексной научной дисциплине, ее объект и предмет;

– принципы организации различных типов и видов архивов, историю формирования архивных фондов;

– правила организации, хранения, комплектования, учета и использования архивных документов в государственных, муниципальных и ведомственных (архивов организаций) архивов.

Уметь:

– применять научно-методические основы архивоведения во всех процессах работы с архивными документами: организации хранения, учета, комплектования и использования;

–  анализировать ценность документов с целью их хранения;

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:

– принципами, методами и нормами организации, хранения, комплектования, учета и использования архивных документов, в т.ч. документов личного происхождения;

– принципами и методами создания справочно-информационных средств к документам.

 

4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц, 288 часов, из них 102 аудиторных часа.

Распределение учебной нагрузки по дисциплине составляет:

Аудиторные – 2 часа в неделю в 5 семестре, 4 часа в неделю в 6 семестре;

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Таблица 1

 

 

Вид работы

Всего зачетных единиц (часов)

Форма обучения

Очная

очная заочная
Общая трудоемкость дисциплины 8 (288) 8 (288)  
Семестр   5, 6  
Аудиторные занятия       102  
Лекции   50  
Практические занятия   52  
Семинарские занятия      
Лабораторные работы      
Другие виды аудиторных занятий      
Самостоятельная работа   186  
Изучение теоретического курса   60  
Курсовая работа   60  
Домашние занятия      
Контрольная работа      
Подготовка к промежуточному контролю   66  
Вид промежуточного контроля   Зачет с оценкой/ экзамен  

 


Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

Наименование разделов и тем дисциплины (модуля)

Вид контактной работы, час.

Самостоятельная работа, час.

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции Практ. занятия Др. формы контактной работы Из них, в интерактивной форме
Архивоведение как наука: становление и развитие 2 2   2 16 Тест входного контроля
Архив как информационная система в структуре информационных ресурсов Российской Федерации 2 2     16 Участие в практ. занятии
История и организация архивного дела в нашей стране 4 4   6 16 Участие в практ. занятии
Современная организация управления архивным делом в нашей стране 2 2     16 Участие в практ. занятии, тест
Государственные архивы: определение, виды, задачи, правовое положение 2 2   2 16 Участие в практ. занятии
Муниципальные архивы на современном этапе: определение, задачи, направления деятельности, правовое положение 2 2   2 16 Участие в практ. занятии
Ведомственные архивы: понятие, виды, перспективы развития 4 2   2 14 Участие в практ. занятии, письменный опрос
Итого за 5 семестр 18 16   14 110 Зачет с оценкой
Архивный фонд Российской Федерации: понятие, составные части. Организация документов и дел Архивного фонда Российской Федерации 8 8   4 16 Тест входного контроля
Организация комплектования архивов документами Архивного фонда Российской Федерации и другими архивными документами 4 4   2 16 Участие в практ. занятии
Организация хранения документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов 4 4   2 16 Участие в практ. занятии
Организация учета документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов. 4 4   2 16 Участие в практ. занятии, тест
Использование документов Архивного фонда Российской федерации и других архивных документов 4 4   2 16 Участие в практ. занятии
Справочно-поисковые средства к архивным документам. 6 6   6 16 Участие в практ. занятии
  Менеджмент в архиве 4 2     14 Участие в практ. занятии, письменный опрос
Итого за 6 семестр 34 34   18 110 Экзамен

 

Содержание дисциплины

Тема 1. Архивоведение как наука: становление и развитие

Возникновение и развитие архивоведения как науки. Первый Всероссийский археологический съезд и роль Калачева Н.В. в оформлении архивоведения как самостоятельной учебной дисциплины. Развитие архивоведения в Советский и постсоветский период. Современное состояния архивоведения как науки. Понятийный аппарат науки архивоведения – понятие «архива», «архивохранилища», «архивного дела», «архивного документа» и пр. Нормативно-методическое обеспечение работы архивов. Предмет и объект архивоведения. Основные принципы архивоведения. Связь архивоведения с другими науками.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.307 с.