Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2020-04-01 | 231 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
УТВЕРЖДАЮ
И.о. проректора по образованию
____________Е.Ю. Щербина
«___»______________2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«архивоведение»
для студентов очной формы обучения
направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
профиля подготовки «Экономика и управление»
профилизации «Управление документами в организации»
Екатеринбург
РГППУ
2017
Рабочая программа дисциплины «Архивоведение ». Екатеринбург, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2017. 40 с.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям).
Автор: | канд. ист. наук | М.Б. Ларионова |
Рецензент: | канд. ист. наук, доцент | А.Г. Сапожников |
Одобрен на заседании кафедры документоведения, истории и правового обеспечения. Протокол № 7 от 09.03.2017 г.
Заведующая кафедрой ДПО | М.Б. Ларионова |
Рекомендован к печати методической комиссией Института гуманитарного и социально-экономического образования РГППУ.
Протокол № __ от «___»________________ г.
Председатель методической комиссии Института ГСЭО | В. П. Фалько | |
Зам. директора НБ | Е. Н. Билева | |
Директор Института ГСЭО | Н. В. Третьякова |
© ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2017
© Ларионова М.Б., 2017 |
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ………….............................4
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ образовательной программы……………………………………………………………………….4
|
3. КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………………..5
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………….7
4.1. Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы………………………………………….……………………….….................7
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины…………………..9
4.3. Содержание тем дисциплины………………………………………………..10
5.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ………………………………………..17
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ………………………….............18
6.1. Задания и методические указания по организации и проведению практических занятий……………………....….......................................................19
6.2. Задания и методические указания по выполнению курсовой работы……..21
6.3. Вопросы для подготовки к зачету с оценкой ………………………………..27
6.4. Вопросы для подготовки к экзамену…………………………………………30
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………………32
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……37
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….38
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью изучения дисциплины «Архивоведение» является освоение научно-методических и технологических основ хранения, учета, комплектования, использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов. В результате освоения дисциплины студентами прививаются навыки практической работы с архивными документами в государственных органах, муниципальных образованиях, организациях, различных организационно-правовых форм, а также в государственных, муниципальных архивах и негосударственных хранилищах.
Задачи дисциплины:
– сформировать у студентов целостное профессиональное понимание процессов и явлений, закономерностей и особенностей истории отечественных государственных, муниципальных и ведомственных архивов, их современной организации как особой информационной системы
|
– освоение научных основ российского архивоведения;
– изучение организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов;
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО
«Архивоведение» представляет собой дисциплину вариативной части модуля профилизации ОПОП по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям). Дисциплина «Архивоведение» изучается в 5-6 семестрах.
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
Из курса «Документоведение»:
Знания: законодательной и нормативно-методической базой документационного обеспечения управления; тенденций развития документационного обеспечения управления
Умения: анализировать ценность документов с целью их отбора на хранения.
Владения: профессиональными знания основных проблем документоведения; принципами и методами упорядочения состава документов.
Из курса «Организация и технология документационного обеспечения управления»:
Знания: правил формирования дел для оперативного хранения;
Умения: пользоваться Номенклатурой дел при формировании дел;
Владения: методами анализа ценности документов с целью отбора их на хранение; принципами и методами создания справочно-информационных средств к документам.
3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие профильно-специализированные компетенции:
ПСК-8 – владением принципами, методами, нормами и правилами организации, хранения, комплектования, учета и использования архивных документов.
По окончании изучения курса студент должен:
Знать:
– понятие об архивоведении, как комплексной научной дисциплине, ее объект и предмет;
– принципы организации различных типов и видов архивов, историю формирования архивных фондов;
– правила организации, хранения, комплектования, учета и использования архивных документов в государственных, муниципальных и ведомственных (архивов организаций) архивов.
Уметь:
– применять научно-методические основы архивоведения во всех процессах работы с архивными документами: организации хранения, учета, комплектования и использования;
|
– анализировать ценность документов с целью их хранения;
Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:
– принципами, методами и нормами организации, хранения, комплектования, учета и использования архивных документов, в т.ч. документов личного происхождения;
– принципами и методами создания справочно-информационных средств к документам.
4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц, 288 часов, из них 102 аудиторных часа.
Распределение учебной нагрузки по дисциплине составляет:
Аудиторные – 2 часа в неделю в 5 семестре, 4 часа в неделю в 6 семестре;
Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Вид работы | Всего зачетных единиц (часов) | Форма обучения | |
Очная | |||
очная | заочная | ||
Общая трудоемкость дисциплины | 8 (288) | 8 (288) | |
Семестр | 5, 6 | ||
Аудиторные занятия | 102 | ||
Лекции | 50 | ||
Практические занятия | 52 | ||
Семинарские занятия | |||
Лабораторные работы | |||
Другие виды аудиторных занятий | |||
Самостоятельная работа | 186 | ||
Изучение теоретического курса | 60 | ||
Курсовая работа | 60 | ||
Домашние занятия | |||
Контрольная работа | |||
Подготовка к промежуточному контролю | 66 | ||
Вид промежуточного контроля | Зачет с оценкой/ экзамен |
Содержание и тематическое планирование дисциплины
Таблица 2
Наименование разделов и тем дисциплины (модуля) | Вид контактной работы, час. | Самостоятельная работа, час. | Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекции | Практ. занятия | Др. формы контактной работы | Из них, в интерактивной форме | |||
Архивоведение как наука: становление и развитие | 2 | 2 | 2 | 16 | Тест входного контроля | |
Архив как информационная система в структуре информационных ресурсов Российской Федерации | 2 | 2 | 16 | Участие в практ. занятии | ||
История и организация архивного дела в нашей стране | 4 | 4 | 6 | 16 | Участие в практ. занятии | |
Современная организация управления архивным делом в нашей стране | 2 | 2 | 16 | Участие в практ. занятии, тест | ||
Государственные архивы: определение, виды, задачи, правовое положение | 2 | 2 | 2 | 16 | Участие в практ. занятии | |
Муниципальные архивы на современном этапе: определение, задачи, направления деятельности, правовое положение | 2 | 2 | 2 | 16 | Участие в практ. занятии | |
Ведомственные архивы: понятие, виды, перспективы развития | 4 | 2 | 2 | 14 | Участие в практ. занятии, письменный опрос | |
Итого за 5 семестр | 18 | 16 | 14 | 110 | Зачет с оценкой | |
Архивный фонд Российской Федерации: понятие, составные части. Организация документов и дел Архивного фонда Российской Федерации | 8 | 8 | 4 | 16 | Тест входного контроля | |
Организация комплектования архивов документами Архивного фонда Российской Федерации и другими архивными документами | 4 | 4 | 2 | 16 | Участие в практ. занятии | |
Организация хранения документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов | 4 | 4 | 2 | 16 | Участие в практ. занятии | |
Организация учета документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов. | 4 | 4 | 2 | 16 | Участие в практ. занятии, тест | |
Использование документов Архивного фонда Российской федерации и других архивных документов | 4 | 4 | 2 | 16 | Участие в практ. занятии | |
Справочно-поисковые средства к архивным документам. | 6 | 6 | 6 | 16 | Участие в практ. занятии | |
Менеджмент в архиве | 4 | 2 | 14 | Участие в практ. занятии, письменный опрос | ||
Итого за 6 семестр | 34 | 34 | 18 | 110 | Экзамен |
|
Содержание дисциплины
Понятие «Муниципальный архив», задачи, направления деятельности. Виды муниципальных архивов. Нормативно-правовая основа деятельности муниципальных архивов. ФЗ-125 «Об Архивном деле в Российской Федерации» и его значение в выделении муниципальных архивов. Состав документов. Проблемы и перспективы развития.
Нормативные правовые акты
Об архивном деле в Российской Федерации: Федеральный закон
от 22.10.2004 № 125-ФЗ [с изменениями от 04.12.2006, 01.12.2007, 13.05.2008] // Российская газета. – 2004. – 27 октября; 2006. – 10 декабря; 2007. – 5 декабря; 2008. – 16 мая.
Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ // Российская газета. – 2006.– 29 июля.
Об электронной цифровой подписи: Федеральный закон от 10.01.2002
N 1-ФЗ [с изменениями от 08.11.2007] // Российская газета. – 2002. – 12 января; 2007. – 11 ноября.
О государственной тайне: закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 // Российская газета. – 1993. – 21 сентября.
О коммерческой тайне: Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ // Российская газета. – 2004. – 5 августа.
О персональных данных: Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ // Российская газета. – 2006. – 29 июля.
|
Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации: Федеральный Закон от 14 июня 2002 г. № 116 // Российская газета. – 2002. – 29 июня.
Об утверждения перечня сведений конфиденциального характера: указ Президента РФ от 06.03.1997 № 188 // Российская газета. – 1997. – 14 марта.
О партийных архивах: Указ Президента РСФСР от 24.08.91 № 83 // Отечественные архивы. – 1992. – №1. – С.3.
Об архивах Комитета государственной безопасности СССР: Указ Президента РСФСР от 24.08.91 № 84 //Отечественные архивы. –1992. –
№1. – С.3.
Об Архиве Президента РФ: Указ Президента РФ от 31 декабря 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. – 1992. – № 3. – 16 января. – Ст. 95.
Об утверждении Положения о Федеральном архивном агентстве: Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2004 г. № 290 // Российская газета. –2004. – 22 июня.
Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну,
к различным степеням секретности: утв. постановлением Правительства РФ
от 04.09.1995 № 870 // Собрание законодательства РФ. – 1995. –
№ 37. – Ст. 3619.
Концепция информатизации архивного дела в Российской Федерации: утв. Росархивом в 1995 г. // Отечественные архивы. – 1996. – № 1. – С. 69 – 76.
Основные правила работы с научно-технической документацией
в государственных архивах Российской Федерации: одобрены решением Коллегии Росархива от 26.03.2003. – М., 2003. – 175 с.
Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук: утв. приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18.01.2007 г. № 19 [с изменениями от 16 февраля 2009 г. № 68]. – М., 2009. – 297 с.
Перечень типовых управленческих архивный документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения: утв. приказом Министерства культуры Российской Федерации 25 августа 2010 № 558.
Методические рекомендации по работе с особо ценными документами в государственных архивах РФ. – М., 2006. – 48 с.
Методические рекомендации по фондированию документов в государственных муниципальных архивах РФ. – М., 2006. – 44 с.
Нормы времени на работы и услуги, выполняемые государственными архивами. – М., 2007. – 144 с.
Составление архивных описей: Методические указания / Росархив. ВНИИДАД. М., 2003.
Создание современных архивных справочников на основе дифференцированного подхода: Методическое пособие / Росархив. ВНИИДАД. М., 2007.
Единый классификатор документной информации АФ РФ / Росархив. ВНИИДАД. – М., 2007.
Основная литература
Бурова, Елена Михайловна. Архивоведение (теория и методика): учебник для вузов [Гриф УМО] / Е. М. Бурова, Е. В. Алексеева, Л. П. Афанасьева; под ред. Е. М. Буровой; Рос. гос. гуманит. ун-т. - Москва: Издательский дом МЭИ, 2012. - 482 с.
Голиков, Андрей Георгиевич. Архивоведение отечественной истории [Текст]: учебное пособие для вузов / А. Г. Голиков. - 3-е изд., стер. - Москва: Академия, 2012. - 172, [1] с.: табл.
Тельчаров, А. Д. Архивоведение [Электронный ресурс]: учебное пособие [для вузов] / А. Д. Тельчаров; [гл. ред. А. Е. Илларионова]. – Москва: Дашков и К°, 2017. - 183 с. - Режим доступа: https://e.lanbook.com/reader/book/91229/#1.
Дополнительная литература
Автократов В.Н. Архивоведение в кругу других областей знания // Советские архивы. – 1973. – № 2. – С. 39-52.
Автократов В.Н. К вопросу о методологии архивоведения // Аpхеогpафический ежегодник за 1969 год. – М., 1971. – С. 22-35.
Автократов В.Н. Общая теория архивоведения // Вопpосы истоpии. –1973. – № 8. – С. 59-72.
Автократова М., Буганов В.И. Сокровища документов прошлого. –
М., 1986. – 366 с.
Альбрехт Б.В. Роль и место муниципальных архивов на современном этапе развития архивного дела в РФ // Вестник Архивиста. – 2007. – № 3 (99). – С. 210–212.
Архивное дело в странах СНГ в 1991-1998 гг. Аналитический обзор. – М., 2002. – 39 с.
Архивы и архивное дело в зарубежных странах / Под ред. Е.В. Старостин, В.А. Чудиновских. – Свердловск, 1991. – 88 с.
Арьянов А.Д. Состояние архивного дела в Российской империи в XVIII веке. – Улан-Удэ: ВСГТУ, 2005. – 24с.
Бржостовская Н.В. Архивы и архивное дело в зарубежных странах: История и современная организация: учебное пособие / Под. ред.
Ю.Ф. Кононова. – М., 1972. – 311 с.
Бурова Е.М. С чего начинается порядок в работе с архивными документами // Делопроизводство и документооборот на предприятии. –2005. – № 4. – С. 50-56.
Вяликов В.И. Архивное строительство в СССР (1946- 1967 гг.):
учебное пособие. – М., 1972.
Зарубежная буржуазная историография архивоведения. – М., 1986. – 82 с.
Крайская З.В., Челлини Э.В. Архивоведение. – М.: НОРМА, 1996. – 222 с.
Козлов В.П. Российское архивное дело. – М., 1999. – 336 с.
Козлов В.П. Российская археография в конце XVIII-первой четверти
XIX века. –М.: РГГУ, 1999. – 416 с.
Ларина В.Г. Основные тенденции развития НСА к документам АФ РФ на современном этапе // Архивоведение и источниковедение отечественной истории. Проблемы взаимодействия на современном этапе. Доклады и сообщения на пятой Всероссийской научной конференции 4-5 апреля 2005 г. – М., 2005. – С. 202-206.
Максаков В.В. История и организация архивного дела в СССР
(1917-19145). – М.: Наука, 1969. – 431 с.
Маркетинг информации архивного фонда РФ. – М., 1995. – 96 с.
Маяковский И.Л. Очерки по истории архивного дела в СССР. – М.: Наука, 1960. – 338 с.
Международные архивные организации и их деятельность. – М., 1989. – 83 с.
Самошенко В.Н. История архивного дела в дореволюционной России. – М.: Высшая школа., 1989. – 215 с.
Сборник учебно-методической документации по архивоведению (теория и методика). Базовая часть [Текст] / [Е. В. Алексеева и др.]; сост.: Е. М. Бурова, Е. В. Алексеева. - Москва: ТЕРМИКА, 2013. - 251 с.
Сборник учебно-методической документации по архивоведению (теория и методика). Вариативная часть [Текст] / [Е. В. Алексеева и др.]; сост.: Е. М. Бурова, Е. В. Алексеева. - Москва: ТЕРМИКА, 2013. - 317, [1] с.
Старостин Е.В., Хорхордина Т.И. Декрет об архивном деле 1918 г. // Вопросы истории. – 1991. – № 7/8. – С. 41-53.
Старостин Е.В., Хорхордина Т.И. Архивы и революция. – М.: РГГУ, 2007
Тельчаров А.Д. Архивоведение: конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2004. – 160с.
Теория и практика архивного дела в СССР:учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1980. – 343 с.
Химина Н.И. Проблема государственного учета документов АФ РФ // Архивоведение и источниковедение отечественной истории. Проблемы взаимодействия на современном этапе. – М., 1996. – С. 82-85.
Хорхордина Т.И. История Отечества и архивы (1917-1980). – М.: РГГУ, 1994. – 360 с.
Хорхордина, Татьяна Иннокентьевна. Российские архивы: история и современность: учебник для вузов [Гриф УМО] / Т. И. Хорхордина, Т. С. Волкова; [отв. ред. В. В. Минаев]; Рос. гос. гуманит. ун-т. - Москва: Российский государственный гуманитарный университет, 2012. - 413, [1] с.
Храмцовская Н.А. Внеофисное хранение документов: опыт аутсоринга // Делопроизводство и документооборот на предприятии. – 2005. – № 2. – С. 22-38.
Интернет-ресурсы
www.rusarchives.ru «Архивы России».
www.vniidad.ru ВНИИДАД.
www.gau.iTiosreg.ru
www.arran.ru
www.Sothebys.com
www.Christies.com
Рекомендуемые периодические и продолжающиеся издания
Вестник архивиста
Делопроизводство
Делопроизводство и документооборот на предприятии
Отечественные архивы
Секретарское дело
Секретарь-референт
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Для материально-технического обеспечения дисциплины «Архивоведение» используются: аудитория, компьютерный класс с возможностью доступа к справочно-поисковым системам информационно-правового обеспечения, библиотека вуза, подборки архивных документов.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Образец оформления титульного листа
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Институт гуманитарного и социально-экономического образования
Кафедра документоведения, истории и правового обеспечения
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
(тема работы без кавычек, без слова «тема» в начале и точки в конце,
прописными буквами по центру)
курсовая работа
по дисциплине «Архивоведение»
Исполнитель:
студент группы УД-301п Е. Л. Борцова
Руководитель:
доцент кафедры ДПО,
канд. ист. наук Е. П. Пирогова
Екатеринбург, 201__
Образец оформления листа «содержание»
Содержание
Введение……………………………………………………………………..........3
1. Методологические аспекты организациии хранения документов……………………………………………………………………..5
1.1. Текущее и архивное хранение…… …………………………………………10
1.2. Определение сроков хранения документов…………………..…………….15
2.Организация хранения документов в Оао «спектр».………..20
2.1. Вопросы организации хранения документов в Инструкции
по делопроизводству…………...………...……………………….….. ……..20
2.2. Организация работы экспертной комиссии…………………………………..25
Заключение………………………………………………………………..........30
Список использованных источников……………………………….32
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………..34
1. Типовой перечень документов с указанием сроков хранения…………….34
2. Инструкция по делопроизводству ОАО «Спектр»………………………....35
Рабочая программа дисциплины
«Архивоведение»
Подписано в печать _________. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов.
Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.
ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.
Ризограф ФГАОУ ВО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.
УТВЕРЖДАЮ
И.о. проректора по образованию
____________Е.Ю. Щербина
«___»______________2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«архивоведение»
для студентов очной формы обучения
направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
профиля подготовки «Экономика и управление»
профилизации «Управление документами в организации»
Екатеринбург
РГППУ
2017
Рабочая программа дисциплины «Архивоведение ». Екатеринбург, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2017. 40 с.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям).
Автор: | канд. ист. наук | М.Б. Ларионова |
Рецензент: | канд. ист. наук, доцент | А.Г. Сапожников |
Одобрен на заседании кафедры документоведения, истории и правового обеспечения. Протокол № 7 от 09.03.2017 г.
Заведующая кафедрой ДПО | М.Б. Ларионова |
Рекомендован к печати методической комиссией Института гуманитарного и социально-экономического образования РГППУ.
Протокол № __ от «___»________________ г.
Председатель методической комиссии Института ГСЭО | В. П. Фалько | |
Зам. директора НБ | Е. Н. Билева | |
Директор Института ГСЭО | Н. В. Третьякова |
© ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2017
© Ларионова М.Б., 2017 |
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ………….............................4
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ образовательной программы……………………………………………………………………….4
3. КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………………..5
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………….7
4.1. Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы………………………………………….……………………….….................7
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины…………………..9
4.3. Содержание тем дисциплины………………………………………………..10
5.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ………………………………………..17
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ………………………….............18
6.1. Задания и методические указания по организации и проведению практических занятий……………………....….......................................................19
6.2. Задания и методические указания по выполнению курсовой работы……..21
6.3. Вопросы для подготовки к зачету с оценкой ………………………………..27
6.4. Вопросы для подготовки к экзамену…………………………………………30
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………………32
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……37
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….38
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью изучения дисциплины «Архивоведение» является освоение научно-методических и технологических основ хранения, учета, комплектования, использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов. В результате освоения дисциплины студентами прививаются навыки практической работы с архивными документами в государственных органах, муниципальных образованиях, организациях, различных организационно-правовых форм, а также в государственных, муниципальных архивах и негосударственных хранилищах.
Задачи дисциплины:
– сформировать у студентов целостное профессиональное понимание процессов и явлений, закономерностей и особенностей истории отечественных государственных, муниципальных и ведомственных архивов, их современной организации как особой информационной системы
– освоение научных основ российского архивоведения;
– изучение организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов;
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО
«Архивоведение» представляет собой дисциплину вариативной части модуля профилизации ОПОП по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям). Дисциплина «Архивоведение» изучается в 5-6 семестрах.
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
Из курса «Документоведение»:
Знания: законодательной и нормативно-методической базой документационного обеспечения управления; тенденций развития документационного обеспечения управления
Умения: анализировать ценность документов с целью их отбора на хранения.
Владения: профессиональными знания основных проблем документоведения; принципами и методами упорядочения состава документов.
Из курса «Организация и технология документационного обеспечения управления»:
Знания: правил формирования дел для оперативного хранения;
Умения: пользоваться Номенклатурой дел при формировании дел;
Владения: методами анализа ценности документов с целью отбора их на хранение; принципами и методами создания справочно-информационных средств к документам.
3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие профильно-специализированные компетенции:
ПСК-8 – владением принципами, методами, нормами и правилами организации, хранения, комплектования, учета и использования архивных документов.
По окончании изучения курса студент должен:
Знать:
– понятие об архивоведении, как комплексной научной дисциплине, ее объект и предмет;
– принципы организации различных типов и видов архивов, историю формирования архивных фондов;
– правила организации, хранения, комплектования, учета и использования архивных документов в государственных, муниципальных и ведомственных (архивов организаций) архивов.
Уметь:
– применять научно-методические основы архивоведения во всех процессах работы с архивными документами: организации хранения, учета, комплектования и использования;
– анализировать ценность документов с целью их хранения;
Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:
– принципами, методами и нормами организации, хранения, комплектования, учета и использования архивных документов, в т.ч. документов личного происхождения;
– принципами и методами создания справочно-информационных средств к документам.
4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц, 288 часов, из них 102 аудиторных часа.
Распределение учебной нагрузки по дисциплине составляет:
Аудиторные – 2 часа в неделю в 5 семестре, 4 часа в неделю в 6 семестре;
Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Вид работы | Всего зачетных единиц (часов) | Форма обучения | |
Очная | |||
очная | заочная | ||
Общая трудоемкость дисциплины | 8 (288) | 8 (288) | |
Семестр | 5, 6 | ||
Аудиторные занятия | 102 | ||
Лекции | 50 | ||
Практические занятия | 52 | ||
Семинарские занятия | |||
Лабораторные работы | |||
Другие виды аудиторных занятий | |||
Самостоятельная работа | 186 | ||
Изучение теоретического курса | 60 | ||
Курсовая работа | 60 | ||
Домашние занятия | |||
Контрольная работа | |||
Подготовка к промежуточному контролю | 66 | ||
Вид промежуточного контроля | Зачет с оценкой/ экзамен |
Содержание и тематическое планирование дисциплины
Таблица 2
Наименование разделов и тем дисциплины (модуля) | Вид контактной работы, час. | Самостоятельная работа, час. | Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекции | Практ. занятия | Др. формы контактной работы | Из них, в интерактивной форме | |||
Архивоведение как наука: становление и развитие | 2 | 2 | 2 | 16 | Тест входного контроля | |
Архив как информационная система в структуре информационных ресурсов Российской Федерации | 2 | 2 | 16 | Участие в практ. занятии | ||
История и организация архивного дела в нашей стране | 4 | 4 | 6 | 16 | Участие в практ. занятии | |
Современная организация управления архивным делом в нашей стране | 2 | 2 | 16 | Участие в практ. занятии, тест | ||
Государственные архивы: определение, виды, задачи, правовое положение | 2 | 2 | 2 | 16 | Участие в практ. занятии | |
Муниципальные архивы на современном этапе: определение, задачи, направления деятельности, правовое положение | 2 | 2 | 2 | 16 | Участие в практ. занятии | |
Ведомственные архивы: понятие, виды, перспективы развития | 4 | 2 | 2 | 14 | Участие в практ. занятии, письменный опрос | |
Итого за 5 семестр | 18 | 16 | 14 | 110 | Зачет с оценкой | |
Архивный фонд Российской Федерации: понятие, составные части. Организация документов и дел Архивного фонда Российской Федерации | 8 | 8 | 4 | 16 | Тест входного контроля | |
Организация комплектования архивов документами Архивного фонда Российской Федерации и другими архивными документами | 4 | 4 | 2 | 16 | Участие в практ. занятии | |
Организация хранения документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов | 4 | 4 | 2 | 16 | Участие в практ. занятии | |
Организация учета документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов. | 4 | 4 | 2 | 16 | Участие в практ. занятии, тест | |
Использование документов Архивного фонда Российской федерации и других архивных документов | 4 | 4 | 2 | 16 | Участие в практ. занятии | |
Справочно-поисковые средства к архивным документам. | 6 | 6 | 6 | 16 | Участие в практ. занятии | |
Менеджмент в архиве | 4 | 2 | 14 | Участие в практ. занятии, письменный опрос | ||
Итого за 6 семестр | 34 | 34 | 18 | 110 | Экзамен |
Содержание дисциплины
Тема 1. Архивоведение как наука: становление и развитие
Возникновение и развитие архивоведения как науки. Первый Всероссийский археологический съезд и роль Калачева Н.В. в оформлении архивоведения как самостоятельной учебной дисциплины. Развитие архивоведения в Советский и постсоветский период. Современное состояния архивоведения как науки. Понятийный аппарат науки архивоведения – понятие «архива», «архивохранилища», «архивного дела», «архивного документа» и пр. Нормативно-методическое обеспечение работы архивов. Предмет и объект архивоведения. Основные принципы архивоведения. Связь архивоведения с другими науками.
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!