Дионис — Бахус: Бог опьянения и вина — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Дионис — Бахус: Бог опьянения и вина

2020-04-01 274
Дионис — Бахус: Бог опьянения и вина 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Во всех религиях, в которых мистицизм и контакт со сверхъестественным играет важную роль, придается священный характер интоксикантам. Во всех древних цивилизациях есть традиции ритуальных возлияний. Вино еще сегодня является частью христианских ритуалов. Дионис умел превращать воду в вино. Платон говорил, что эта чудесная сила стала обычной практикой в ритуальных занятиях вакхан и менад в состоянии транса. Эта сила также приписывалась Иисусу, как и много других чудес Диониса.

Опьянение, индуцированное вином и галлюциногенными напитками, является частью техник достижения экстаза. Они помогают человеку освободиться от материальных забот и подготовиться к восприятию высшей реальности. «Напиваться и снова напиваться, падать и вставать, чтобы выпить. Вот так можно достичь освобождения.» (Kularnava Tantra, VII, 99.) Согласно Tantra Raja (VIII), «Тот, кто познал высшее освобождение и тот, кто стал адептом или пытается им стать, всегда использует вино». В Mahanirvana Tantra (XI, 105-108) объясняется, что опьяняющие напитки созданы для освобождения, и тот, кто их использует для управления своими умственными способностями и следования закону Шивы, достигает земного бессмертия.

Изобретение вина и его распространение среди людей является важной составляющей легенды о Дионисе. Оказывается виноградная лоза — растение индийского происхождения и была принесена в средиземноморскую область вместе с культом Бахуса еще до арийского нашествия. Мегастен упоминает важность индийских виноделен. Вино стало священным напитком среди людей Средиземноморья и критские садовники стали выращивать виноградную лозу.

«Виноградная лоза культивировалась в эгейском районе с минойских времен. Она появилась в Египте очень раннего периода. Уже в 4 столетии до н.э. Упомянуты известные вина, которые финикийские купцы покупали у африканских берегов, особенно в Ливии и Тунисе». (H. Jeanmaire, Dionysos, сс. 23, 351.)

Аполлодорус считает, что именно Дионис создал виноградную лозу. Как бог экстаза и освобождения, он также - бог Вина и его культ связан с виноградной лозой. В этом аспекте он зовется Бахус. «Либера, латинского Диониса, во время большинства винодельческих операций призывают как покровителя.» (G. Dumezil, Fetes romaines d ’ete et d ’automne, с. 107.) Согласно сицилийскому Диодорусу, легенда о разорванном на клочки и сваренном титанами Дионисе — это символ виноделия. Виноделы мнут и давят виноград, чтобы вино «закипело». Виноградная лоза, как и Дионис, возрождается каждый год.

Медовый ликер (медовуха) - тоже интоксикант и играет важную роль в ритуалах индусов, минойцев и греков. Но в Индии священный напиток сома часто делался не только из виноградной лозы. Некоторые современные авторы предполагают, что использовались определенные типы грибов. Этот древний священный напиток, по-видимому, аналогичен современному бхангу, сделанному из листьев индийской конопли. Каждый шиваит должен принимать бханг хотя бы раз в год. Этот напиток, усиливающий восприимчивость, порождает видения и кроме всего прочего ведет к отличной концетрации ума. Его принимают многие йогины. Описание способа, которым готовится сома, ее использование без ферментации, может относиться только к бхангу и похоже на то, как его добывают сегодня.

Кроме бханга, рекомендуемого для парапсихологического опыта, пальмовое вино и ликер из инжира играют значительную роль в жизни индийских людей и в шиваистских обрядах. Сам Дионис-Бахус является персонификацией бытового пьянства.

Дух шиваистской и дионисийской жизни не только ритуален. Здесь все направлено на поиск радости и удовольствия и самореализации индивида. Вино и другие интоксиканты — часть этой радости жизни, что является одной из первичных целей всего существования, так как счастье (ананда) — это природа самого божественного состояния. Все, что несет радость и наслаждение, продвигает нас к Богу. Все дионисийские или шиваистские праздники — это экзальтация счастья. Физическое опьянение, как и эротизм - это отображение и часто подготовка к мистическому опьянению. «Жизнь удалась, если со мной рядом красивая девушка, а на моих губах вино. Все Вестники Мудрости заняты тем, что пьют в цветочных садах в компании своих возлюбленных.» (Harsha, Le Bonheur du Serpent, Действие III.) То же справедливо и для праздников Бахуса.

«Существуют ритуальные системы, связанные с приношением сомы, как, например, Махаврата (Великий Ритуал), который включает в себя музыку, танцы, драматические жесты, непристойные диалоги и сцены (священник, балансирующий на качелях, сексуальные акты и т.д.). Идея о наполненном и блаженном существовании в общении с богами продолжает жить в индийских духовных поисках еще долгое время после исчезновения оригинального напитка. Поэтому к достижению этого стремятся всяческими способами: с помощью аскез, оргиастических практик, медитаций, техник йоги и мистической преданности.» (M. Eliade, Histoire des croyances et des idees religieuses, сс. 225-230.)

«Имеющий опыт священных оргий, принимавший в них участие — изменил свою судьбу и она более не будет прежней.» (Гимны Гомера, Гимны Деметре, 480-483.)

«В Тантризме вино называется «вода - причина причин» (Karanavari), или «эликсир мудрости» (Jnanamrita). В Kularnava Tantra описано, что в теле заключена форма Брахмана и может быть открыта при помощи вина, вот почему его используют йогины. В дионисийзме у вина похожее значение, так что выражение «священная оргия» часто можно встретить в древней литературе, описывающей мистерии; похожая идея есть в персидском мистицизме, где вину и опьянению придается ритуальное и символическое значение. Изучая эту тему далее, можно дойти до традиции тамплиеров. Французское выражение ‘пьяный как тамплиер’ может иметь тайное значение, сильно отличное от общепризнанного.» (J. Evola, Le Yoga tantrique, с. 184.)

Эротизм

Эротизм: священность сексуального акта

«Божественная любовь достигается через плотскую любовь» (Святой Бернард). Шива — принцип эротического удовольствия, не плодовитости. Блуждая в лесах, он мастурбирует и разбрасывает семя, сеет желания и эротическое безумие. Его сын, Сканда, рожден без вмешательства женского элемента. Вся красота и вся радость мира проявляется через эротический импульс. Ветер разносит цветочную пыльцу. Оплодотворение — это только случайность, основное же - это проявление эротической радости. Эрос не понимает разницы между полом или объектом. Внутренний импульс направлен к красоте и гармонии. Творение мира — эротический акт, акт любви, и все сущее поддерживает это послание. У всех живых существ все организовано в соответствии с этим выражением удовольствия, радости, красоты и счастья, что является божественной природой и тайной всего сущего.

Эротизм — это притяжение, объединяющее два противоположных и дополняющих друг друга полюса. Низший эрос ориентирован на воспроизводство, рождение детей и создание материальных благ. Свободный или чистый эротизм, ориентированный на универсальную красоту во всех своих проявлениях - это отражение божественного, и это путь, ведущий к Богу. Это высший, сублимированный эрос. Только любовь «женщины, которая не принадлежит тебе» (parakiya) - это истинная любовь. Отношения с «той, что принадлежит тебе» (svakiya) — это часть социальных обязанностей мужчины, и не обладает ритуальной ценностью. В тантрических обрядах правило, позволяющее мужчине использовать свою собственную жену, действует только в низших, подготовительных ступенях, для vira или «героя» это не применяется. «Метафизически физический, животный акт порождения — это только слабая замена духовного порождения. Продолжение рода обеспечивается за счет использования секса в качестве порождающей силы, представляет собой своего рода эфемерную земную вечность, факсимиле непрерывности.» (J. Evola, Le Yoga tantrique, с. 222.)

«Переживание абсолютного света, достигаемого посредством maithuna, или сексуального единения, способно проникнуть прямо в сердце органической жизни, и обнаружить там в самой ее сущности семена изначального сияния, создавшего мир. Свет, переживаемый в maithuna - это Ясный Свет Гнозиса и сознания Нирваны.» (M. Eliade, Mephistopheles et I’Androgyne, сс. 46-49.)

«Сексуальный акт может являться процессом мистической идентификации так же как и другие экстатические методы. Поэтому его использование вполне нормально с того момента, как социальная группа пожелала войти в союз с естественными силами, представленными священными героями. Вот в чем смысл священного брака (Иерогамия), публично исполняемого во время языческих церемоний.» (Andre Varagnac, Civilisation traditionelle, с. 241.)

В некоторых тантрических ритуалах имеет место сексуальное соитие монаха с проституткой, а также приношение спермы, которая ассоциировалась человеком-рыбой; или анальное проникновение, связанное с человеком-птицей. Совокупления мужчин или женщины и животного имели символическое и ритуальное значение, что можно увидеть в многочисленных изображениях в индуистских храмах. Соитие Пасифаи и быка, давшее рождение Минотавру, а также изображения получеловека-полуживотного, найденные в Египте, Индии и месопотамском мире — все отображают ту же концепцию.

«В гимнах Гомера половой инстинкт идентифицируют с элементом, объединяющим три способа существования: животный, человеческий и божественный. Это религиозное оправдание сексуальности. Провоцируемое Афродитой, даже сексуальное пресыщение и безумство должно быть признано имеющим божественное происхождение.» (M. Eliade, Histoire des croyances et des idees religieuses, с. 296.)

«Дыхательные техники и сексуальность являются единственными путями, все еще открытыми для человека в Кали Югу. На них базируется sadhana (метод). В йоге наиболее важной является пранаяма, дыхание. Использование женщин, секса и сексуальных магических игр играет значительную роль в другом направлении тантризма, в который перенесены практики древнего доиндоевропейского населения, затем трансформированы, завершены и доведены до инициатического уровня. В Siddhdntachara (поведение в соответствии с эзотерическими принципами) и Kaulachara (правила поведения «спутников»), являющимися существенной частью пути Левой Руки, акцент смещается и переходит на освобождение - стать богочеловеком, тем, кто преодолел человеческое и встал вне всякого закона.» (J. Evola, Le Yoga tantrique, с. 21.)

Samarasa (идентификация через ощущения) — это идентификация с божественной сущностью через наслаждение, достигаемое во время сексуального ритуала. Каждый половой акт может стать священным и называться vaira-padma-samskara, «тайна грома и лотоса». В секретном языке Тантры, Vajra (удар грома) и padma (лотос) описывают мужской орган и место-приемник (arghya), женский орган. Так же bindu, точка между не-существованием и существованием, представляет собой сперму и mudra (печать), женскую секрецию.

«В ритуале мужчина идентифицируется с первым принципом, женщина — с другим, и их союз воспроизводит божественную пару. Эти два принципа — Шивы и мужчины с одной стороны и Шакти и женщины с другой стороны. В видимом и обусловленном мире они проявляются отдельно в дуальности, выражением которой являются мужские и женские половые органы, соединяющиеся в единое целое во время оргазма, таким образом порождая «андрогинного Шиву», Ардханаришвару и единство Начала. Эта интерпретация сексуального единения приостанавливает закон двойственности и индуцирует экстатическое раскрытие. Закон дуальности останавливается во время наслаждения, оргазма и экстаза, соединяющего два существа … вызванное этим состояние единства предвосхищает абсолютное... безусловное... просветление... В Kularnava Tantra даже говорится, что высшее единение может быть достигнуто только при помощи сексуального соединения.» (J. Evola, Le Yoga tantrique, сс. 191-192.)

В тантрических ритуалах почитаются половые органы молоденьких девушек. В Mabamudratilaka говорится: «У молодых женщин после двадцати лет больше нет оккультной силы». Чтобы испытать внутреннее просветление через ритуальное сексуальное соединение с молодой девушкой, персонифицирующей Шакти, должна быть имитирована божественная любовная игра, в которой кульминацией не является семяизвержение. У женщины двойная личность. Дева и Мать — разные существа, у каждой особая роль, как символически, так и в ритуалах.

В Йоге Правой Руки развитие сексуальной силы играет существенную роль, но в этом случае она в основном используется, чтобы пробудить дремлющую энергию и поднять ее через различные центры к голове, что делается путем избегания эякуляции. «Извержение бинду (здесь обозначает сперму) приносит смерть; сохранить бинду — сохранить жизнь». (Hatha Yoga Pradipika, III, 85, 90.). Адепт, находящийся «близко к божеству» (divya), в котором доминирует восходящая сила (sattva), более не практикует сексуальные обряды вира или «героя», которые объединяют его с шакти (энергией реализации) в лице женщины. Вместо этого он старается пробудить в своем собственном теле Шакти, с которой он должен объединиться, чтобы достичь своей цели. Реализованный человек (divya) может сказать, «Какая нужда мне во внешней женщине? У меня есть женщина внутри (Кундалини).»

Какую бы форму они ни принимали, ритуалы сексуальной природы зовутся «бракосочетание Шивы», так как господь берет под свою защиту всех, кто отличается от общепринятых норм. Описано огромное количество эротических вариаций, и процедуры йогического типа созданы для того, чтобы интенсифицировать и разнообразить чувственное удовольствие. В специальных обрядах важную роль играет оргазм, связанный с анальным проникновением. Это связано с поклонением Ганеше, сыну богини и охраннику врат, центр которого, согласно йоге, находится в области простаты.

«Между Кундалини и половым органом есть определенные отношения... В тайные сексуальные практики, возможно, включено мгновенное пробуждение этой силы. Можно сказать, что в тантрическом символизме Шакти в человеке представлена на уровне «земли» в Муладхаре в форме змеи, свернутой вокруг фаллоса Шивы, закрывающей отверстие, что имеет глубокое значение.» (J. Evola, Le Yoga tantrique, с. 222.)

Нам известны только несколько ссылок на эротические обряды, практикуемые дионисийскими группами и посвященными обществами Запада. Однако этих упоминаний достаточно для того, чтобы понять, что они практически точно соответствуют как в теории, так и на практике, описываемым в деталях в Пуранах и Тантрах.

Рождение Эроса (Камы)

Следующее описание — хорошая иллюстрация к тому, как космологическая абстракция— рождение мира - описывается понятными образами. Это относится к вторичным проявлениям все того же принципа созидания и характерно для всей мифологии. «Во времена творения, когда господь Брахма [представляющий творческую силу, рожденный от союза Шивы и Шакти] заставил этот мир появиться, он создал Аврору (Сандхья), проявившуюся в образе молодой девушки удивительной красоты.»

«Брахма сказал: ‘От ее вида у меня произошла непроизвольная эрекция. В моем сердце появились противоборствующие желания. Все мои сыновья впали в такое же состояние. Чудесное существо по имени Эрос (Кама) было рождено от моих мыслей. С желтым цветом тела, напоминающим золотую пыль, с широкой грудью, с красивым носом; с чудно округленными бедрами и ягодицами, с черными волосами, обвивающими шею. Играющий парой сросшихся бровей, с лицом, подобным полной Луне. Его широкая грудь, покрытая густыми волосами, была подобна дверной доске. Его руки были полными и округлыми и напоминали хобот белого слона. И они, а также очи, лицо и ноги имели красноватый цвет. Он был строен и обнажал в улыбке красивые зубы, а шея напоминала шею слона, находящегося в периоде течки. Очи его были похожи на лепестки цветущего лотоса, волосы источали аромат. А шея имела форму раковины. На знамени его была изображена рыба. Вооруженный пятью цветочными стрелами и луком, пылкий красавец, он бросал нежные взоры, вращая очами.

Увидев его, мои сыновья наполнились великим изумлением. Они заволновались, их умы смутились. Обеспокоенные ароматом любви, они потеряли силу разума.” (Shiva Purana, Rudra Samhita, гл. I, 20-32.)

«Затем Брахма сказал Каме ‘Этим очаровательным обликом и пятью цветочными стрелами, сбивая с толку мужчин и женщин, порождая в них желание, ты будешь производить вечное творение.» (Shiva Purana, там же ., гл. II, 37.)

«Каждая из пяти стрел Камы несет определенное действие. Они зовутся Мучительная, Жгучая, Чарующая, Пьянительная и Всесокрушающая.» Мудрецы сказали: «Очаровав нас всех, Эрос продолжил насмехаться над нами, пока мы не потеряли контроль над своими чувствами. Поэтому мы стали смотреть на Аврору похотливым взглядом.» Все мудрецы были охвачены эротическим возбуждением. Тогда Шива, вдохновляемый Добродетелью (Дхармой), начал смеяться и стыдить их. Он сказал им: «Брахма, как мог ты позволить себе дойти до того, что ты испытываешь такие чувства к собственной дочери? Как возможно то, что твои сыновья охвачены вожделением к одной и той же девушке, более того, к их собственной сестре? Этот Эрос должно быть глупец, у которого не хватает хороших манер, раз он атакует с такой жестокостью.» (Shiva Purana, там же, гл. Ill, 2-44.)

«Боги, побежденные Титанами, умоляли Каму одолжить свое оружие, чтобы отвлечь Шиву от медитации и он смог бы помочь им победить врагов. Кама сказал Брахме: «Я могу посеять беспокойство в сердце самого Шивы, только применив единственное оружие - очаровательную девушку.» На это Брахма ответил глубоким вздохом, из которого родился Васанта (Весна), украшенный множеством цветов. Подобный красному лотосу, с очами, подобными цветущему лотосу. С лицом, напоминающим восходящую Луну вечером, с красивым носом. С черными вьющимися волосами, с ушами, изогнутыми как раковины, украшенными парой серег, подобных Солнцу вечером. С походкой как у слона в период течки, с широкой грудью. С полными, сильными и длинными руками от плеча до кисти, с мощными руками, с округлыми бедрами и ягодицами, с шеей как раковина, с высокими плечами, чьи ключицы не были видны (были сокрыты), с мощной грудью. Его необычная красота способна очаровать любое существо и возбудить в нем любовь.

«Когда Васанта явился в полной мере, подул благоуханный ветер и зацвели деревья. Сотни кукушек сладкозвучно закуковали и зацвели лотосы. Брахма затем сказал Каме: «Теперь у тебя есть верный спутник. Он похож на тебя и будет тебе верным слугой.» (Shiva Purana, Rudra Samhita, Sati Khanda, гл. 8, 34—41.)

«Мудрец Брихаспати убедил Каму и его спутника Васанту пойти к Шиве, погруженному в йогическую медитацию, и убедить его вступить в союз с Леди Гор (Парвати). Господь посмотрел на него с насмешкой и презрением и вспышкой молнии из третьего глаза испепелил Каму. Растроганный слезами жены Эроса, Рати, Господь сказал ей, «Твой муж потерял видимое тело, но в моменты наслаждения он сделает то, что необходимо.» (Linga Purana, 101, 39-46.)

«Если богиня горы, самая прекрасная из всех живых существ, полюбит меня, Эрос вновь возродится. Все боги, мудрецы и аскеты без стыда отдадутся чувственным удовольствиям и отвергнут путь аскез и йоги. Неудовлетворенное желание ведет с гневу, гнев к ошибке, а ошибки уничтожают плоды аскез.» (Shiva Purana, Rudreshvara Samhita, Parvati Khanda, гл. 24, I8-28)

Однако мир, лишенный очарования Эроса, не мог бы существовать. «Шива, бог, держащий трезубец, с состраданием посмотрел на дочерей небес, умоляющих его. Одним своим взглядом, более действенным, чем амброзия, он возродил очаровательное тело Камы из пепла». (Shiva Purana, там же., гл. 51, 1314.)

В орфической космологии у Эроса, как и у Камы, не было матери, так как он появился раньше, чем возник сексуальный союз. Он представляет из себя изначальное единство, к которому стремятся все «разделенные» существа. Наш мир — результат разделения на два противоположных принципа, существующих только для друг друга, благодаря друг другу и стремящихся найти друг друга. Эрос - это одновременно принцип бытия и небытия (смерти). Ничто не существует без него; через него всё стремится к воплощению. Он представляет собой саму природу Шивы, принцип жизни и смерти.

На Крите, и позже в дорийском обществе в Спарте важную роль в организации общественной жизни играло эротическое желание. В основном оно выражалось в форме гомосексуальной любви, выражении чистого желания без мотива воспроизводства. Эта форма эроса была источником гражданской добродетели. Именно через эротическую привязанность старший мог вести младшего по пути мудрости, смелости и добродетели. «Преступности несовершеннолетних» нет в местах, где законом является педерастическая любовь. Греки прекрасно понимали социальную и образовательную роль этого аспекта эроса. Фивы одержали свои великие победы благодаря тому, что «священные батальоны» были сформированы из пар любовников.

«Любовные романы молодых критцев... включали в себя фиктивные браки, когда старшие похищали молоденьких мальчиков... Друзья мальчика... хватали его и вели к похитителю. Мальчика забирали из города и через два месяца охоты и пиров возвращали обратно. Затем молодой новообращенный приносил тельца в жертву Зевсу... Считалось позором не иметь такого любовника... Похищенные мальчики... занимали почетные места на танцах и скачках и им было разрешено одеваться в лучшую одежду... которую им давали их любовники». (R. F. Willetts, Cretan Cults and Festivals, с. 116.)

После «свадьбы» молодежь включалась в группу воинов. Старшие предлагали младшим три ритуальных подарка: оружие воина, чашу для питья и быка для жертвоприношения. Согласно Платону, миф о Ганимеде берет основание при дворе Миноса и поэтому Минос, а не Зевс, являлся похитителем. В дальнейшей литературе Эрос становится enfant terrible, ответственным за организацию любовных интрижек.

Возможно, что между легендами о Каме и Васанте и о Гиацинте есть связь. Аполлон, любивший Гиацинта, случайно убил того диском. Минойское происхождение Гиацинта подтверждается формой его имени, которое также обозначает «дикий гиацинт» или ирис. Поэтому Гиацинт являлся ежегодно умирающим и возрождающимся богом растительного мира, сродни не только Адонису, Аттису и Осирису, но и его критскому коллеге, Зевсу Кретагену. Как и критский Зевс, Гиацинт не был вскормлен своей матерью. Его кормилицей была покровительница животных, до-греческая Артемида.» (R. F. Willetts, Cretan Cults and Festivals, с. 222.)

Гомосексуальность была распространена, и это продолжается по сей день, но в Индии ее ритуальной роли придавалось большее значение, чем чувственной или социальной роли. Осуждение гомосексуальных практик британским правительством в Индии так или иначе нанесло ущерб гармонии жизни.

Жертвоприношение: сакрализация пищеварительной функции

Жертвоприношение

Создатель — жестокий бог, сотворивший мир, в котором никто не может жить, не уничтожая других живых существ. Поэтому ни одно существо не может выживать, не пожирая другие формы жизни, будь это растение или животное, и это один из фундаментальных аспектов творения. Живя в этом мире, как животном, так и человеческом, мы постоянно уничтожаем. Существовать - значит пожирать и быть съеденным. Человек - это то, что он ест. Всё живое, поедающее других существ и самих себя, становится пищей для других существ в экологическом цикле. Вот почему Создатель сам себя определяет как поглощающий и поглощаемый. «Я пища, пища, пища и я поедатель, поедатель, поедатель... из пищи рождены все живые существа. Любой, живущий на Земле, существует только благодаря пище и сам в конце становится пищей.» (Taittiriya Upanishad, III, 2 и 10, 6.)

«Вся Вселенная — это только пища и поедание.» (Brihat Aranyaka Upanishad, 14, 6.) «Живые существа пожирают других существ (Jiva jivasya bhakshaka)», как написано в Пуранах. В Anushasana Parva Mахабхараты (гл. 213), Шива объясняет своим спутникам «В этом мире нет никого, кто бы не убивал других. Идущий убивает своими стопами бесчисленное количество насекомых. Даже во время сна он уничтожает жизни других. Все существа убивают друг друга. Невозможно выживать без убийства. Умирает только тот, кто должен умереть. Живое существо убивает Судьба; только после этого приходит смерть. Никто не избежит Судьбы».

Основной принцип шиваизма — принять мир таким, каков он есть, а не таким, каким мы хотели бы, чтобы он был. Только когда мы принимаем реальность этого мира, мы можем попытаться понять его природу, что подведет нас ближе к Творцу и к нашему месту в гармонии творения. Так как ничто не может существовать без пожирания других существ, мы сами должны взять на себя ответственность перед богами, устроившими жизнь именно так. Чтобы включить богов в наши действия, нам надо преодолеть инстинктивную стадию и ритуализировать акт убийства, так же, как и акт любви. Чтобы разделить с богами ответственность за братоубийственное действие, которым мы вынуждены поддерживать свою жизнь, мы должны им предложить жертвы как подношения. Богам нужно принести первые плоды урожая, первые глотки напитков и кусочки пищи, и перед ними мы должны убивать животное, которое хотим съесть.

Только когда мы полностью осознаем ценность наших действий, мы сознательно исполняем волю бога, устроившего жизнь так, что она может существовать лишь благодаря смерти и убийствам, и тогда мы можем ограничить влияние этого на нас, сыграв роль, предназначенную нам в гармонии этого мира. Только так мы можем избежать отступления от нашей роли и избежать последствий, появляющихся, когда человек пытается проигнорировать свою собственную природу и природу божественного.

Сегодня в некоторых популярных шиваистких сектах человек ест плоть только тех животных, которые были ритуально принесены в жертву перед богами, как свидетелями жестокости мира, где невозможно существовать, не уничтожая другие жизни. Делая так, он честно играет свою роль в мировой гармонии, без сентиментализма или лицемерия. Человек не должен поедать плоть живых существ, которых он не убил сам, то есть он должен принять сознательное участие в их умерщвлении и сделать богов частью этого, так как мир, который они создали и поддерживают — это постоянное жертвоприношение. В этом и состоит значение ритуального жертвоприношения. Говоря, что боги жаждут крови жертв, мы идентифицируем их с миром, являющимся выражением их собственной природы, и приближаемся к ним, освящая акт убийства. Каждая религия основывается на идее жертвоприношения и священной жертве. Будь жертва животным, растением или человеком, наши тела — это только кладбище. Все наше тело — как физическое, так и психическое — будет служить пищей других живых существ.

Жертвоприношение не имеет ничего общего с убийством домашнего скота в городах. Принесение жертвы должно быть публичным, с полным осознанием его жестокости и его ценности. Охотиться и зарезать животное для еды - один из базовых человеческих инстинктов и предназначен для выживания, ведущего к экзальтации или некоторому трансу. Это также является одним из мистических путей идентификации с деструктивным аспектом бога. Неистовая охота менад и ярость, с которой они разрывают на куски и пожирают свои жертвы — это форма мистического экстаза.

Эта экзальтация и сегодня видна в крупных шиваистских ритуалах, во время которых приносятся в жертву тысячи козлов или буйволов; вся земля и участники пропитываются кровью, царит атмосфера религиозной экзальтации. Убийство — священный акт, так же, как и рождение. Бессмысленное убийство разрушает равновесие природы, защитником которой является Шива. «Всегда и везде нужно избегать насилия. Насильник не атакует человека, свободного от насилия в мыслях, словах и поступках. Они нападают на тех, кто сам нападает на других. Тот, кто заботится о благополучии живых существ в мыслях, словах и делах и кто благосклонен ко всем существам, достигает рая Рудры. Однако насилие должно быть совершено по отношению к цветам, чтобы поднести их Шиве и насилие применяется к жертвенным животным.» (Linga Purana, I, гл. 78, 8-16.)

Согласно наиболее древним источникам, жертвоприношения предлагаются Сканде, юному богу-воину, а не самому Шиве, являющемуся защитником животных.

Шридаянанда (Balidana Pujaka pradhana anka, Kalyana, Shakti anka, с. 161) говорил, «есть четыре вида жертвоприношения: первый — жертвоприношение тела, жизни. Оно достигает бога и приносимый в жертву соединяется с тем, кому он предназначен в жертву. Второе — это жертвоприношение страстей. Желание соответствует ребенку, злость — быку и иллюзия — буйволу. Третье — это подношение богам первых плодов всего, что составляет нашу пищу: зерна, сладких фруктов, кореньев, вина и т.д. Четвертое — это приношение живых существ.»

Агни, бог Огня

«Огонь существует только уничтожая топливо, потребляя жертву, благодаря которой он живет. Вся вселенная, как разумная, так и неодушевленная — ничто иное, как огонь и жертвоприношение. (Mahabharata, Shanti Parva, 338, 52.) Солнце светит только благодаря уничтожению самого себя. Огонь — символ универсального жертвоприношения, образ уничтожения в чистом виде. Он представляет из себя некую границу между двумя состояниями бытия, между проявленным миром и миром богов. Боги — вне огня и питаются дымом подношений. Все подношения богам бросаются в рот Агни, бога Огня. Именно Агни принял сперму Шивы, из которой получил рождение Сканда, так как бог принес в жертву свою собственную субстанцию.

Кислота, разлагающая и переваривающая пищу в желудке, тоже считается огнем, и в этой форме Агни представлен в теле человека. Поедание плоти жертвы равнозначно ритуалу огненного приношения, пока тот, кто ест, осознает присутствие богов в себе и пока акт еды является ритуалом. Омофагия, или пожирание сырой плоти жертвы, имеет ценность жертвоприношения только если совершается в состоянии транса, что означает, что поедатель охвачен богом.

Природа огня различается в зависимости от того, что является топливом. Жертвенный огонь должен разжигаться кремнем, «камнем-громом» или от растирания двух кусочков священной древесины, являющейся необходимой для огня в кельтских странах. В Индии для всех яджн (жертвоприношений) костер должен быть сделан именно таким образом. В индийской традиции хранится память о Рибхус, мудрецах, которые первые приручили огонь и создали «очаг», символ оседлой цивилизации. Поддержание огня во время всего периода замужества — важная часть ритуалов домашней жизни. Если огонь гаснет, стабильность покидает дом. Если гаснет жертвенный огонь, это означает, что боги отвергли жертвоприношение. Ясно, что разжигание огня в древнем мире было проблематичным. Даже сегодня кочевники с огромной осторожностью переносят огонь из кочевья в кочевье.

Жертва

Богам может быть предложено только лучшее. Самое благородное животное, близкое к богу, - это то, которое должно быть пожертвовано. Часто это образ самого бога и его умерщвление вызывает божественную жертву. Все животные и растения, которые предлагаются в жертву — идентифицируются с богом, в честь которого совершается жертвоприношение. В своей скрытой форме жертвуется сам бог. «Дух растения во время сбора урожая воплощается в теле животного, которое становится его обителью. В дионисийских ритуалах жертвенное животное — это сам бог.»" (см: Sir James Frazer, The Golden Bough, сс. 160-168.)

Животные, обычно жертвуемые, - это бык (средство передвижения Шивы-Диониса) или буйвол (на нем передвигается бог смерти), козел или баран (средства передвижения Бога Огня), и иногда петух (священное животное Сканды). Во время буфонии в жертву Дионису приносился бык, а в других церемониях — козел. В Индии обычными жертвенными животными являются буйвол и козел, а жертвоприношение быка — редко в наши дни. В Grihya-sutras упоминается жертвоприношение shula-gava, во время которого «чтобы успокоить Рудру, приносится в жертву бык.» (Ashvalayana Grihya-sutra, IV, 9).

В ритуалах, наблюдаемых Павсанием, жертвой был бык, убиваемый людьми, чьи тела покрыты жиром и маслом. Это было что-то типа корриды, охотничий обряд, предшествовавший жертвоприношению и совершенно однозначно пришедший из минойских «игр». Традиция корриды существует и сегодня, хотя ее ритуальное значение больше не наблюдается.

Принесение в жертву быка путем перерезания его горла представлено на глиняном гробу, найденном в Хаджи Триада. Бык лежит на столе, связан красной веревкой, и кровь, текущая из его перерезанной шеи, собирается в вазу. Бык являлся кельтским священным животным и его убийство являлось символом конца света. Этруски тоже совершали жертвоприношения быка, а также гадали на его внутренностях.

Царский обряд жертвоприношения лошади (ashvamedha), практиковавшийся арийскими кочевниками, в Индии играл важную роль, но он не шиваитского происхождения. Пережитки этого обряда связаны с дионисийскими ритуалами и могут быть найдены в разных частях света. Греки практиковали жертвоприношение коня, но не потребляли плоть жертвы. Дионисийское влияние на арийский мир можно даже обнаружить среди кумандинцев, сибирского народа, где принесение в жертву коня сопровождалось танцами людей, в масках, с огромным деревянным фаллосом. Видна ясная аналогия и связь между ирландскими обрядами коронования (включающими в себя сексуальное соитие с кобылой, которая затем приносилась в жертву) и древним жертвоприношением коня индийских ариев.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.