Визуальная культура мастеров народного искусства — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Визуальная культура мастеров народного искусства

2020-04-01 243
Визуальная культура мастеров народного искусства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Визуальная культура мастеров народного искусства

           Дымковская игрушка

              ИСТОРИЯ ДЫМКОВСКОГО ПРОМЫСЛА

Дымковская игрушка упоминается в летописях в XV – XVI вв. Возник промысел в слободе Дымково на низком правом берегу реки Вятки возле города Хлынова-Вятки. В конце XIX – начале XX вв. игрушка представляла собой одиночные самостоятельные фигурки людей, животных, птиц, свистульки, несущие в себе древние языческие образы – представления людей о мире. Все древние игрушки этого направления отличались одной общей деталью: они могли издавать шум: свист, грохот, треск. Дымковская игрушка – одна из разновидностей этих шумовых инструментов. Считалось, что злые духи не любят шум. Особенно это значимо при наступлении весны, когда приходит пора посевной и злые духи не нужны на полях и огородах. Отсюда и традиция вятичей (славянского племени из этих мест) устраивать перед весенним выходом в поле праздник «Свистопляску».
В народе игрушку называли ласково и нежно – «дымка». Откуда же такое удивительное название? Глиняные игрушки делали зимой и ранней весной. Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название «Дымково», а игрушки стали называть дымковскими. Изготовляли игрушки в слободе Дымково целыми семьями, копали и месили глину, вручную толкли и растирали краскотёрками комовой мел, с осени до весны лепили, сушили и обжигали.
Ближе к началу ярмарки «Свистуньи-свистопляски», которая проходила в четвертую субботу после Пасхи, игрушки белили мелом, разведённым на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали большими пятнами золотистой потали. А затем на лодках привозили яркий самобытный товар в город Вятку на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых.
Будучи очевидцем, вятский писатель В.В. Лебедев рассказал в «Вятских записках»:

«Когда попадаешь на площадь и идёшь среди свистящей толпы, кажется, что идёшь по воздуху. У всех смеющиеся и какие-то дерзкие лица. Идущие люди бережно держат перед лицами глиняную небольшую игрушку, ценой в три или пять копеек, изображающую двухголового зверя или барана с золотыми пятнами на боках. В хвост этому барану и свистят…».

Сейчас этот праздник, существовавший до 1920-х гг., утрачен, но представление о нём дают творческие композиции дымковских мастериц разных поколений ХХ и начала ХХI вв.
Первоначально дымковская игрушка была свистулькой, на которой можно было воспроизвести несложную мелодию или наигрыш. Позже свистульки постепенно уступили место простой, но очень яркой игрушке для продажи. Происходит изменение её значения: из обыкновенной игрушки-свистульки превращается в произведение искусства, дошедшее к нам из «старины глубокой». В середине XIX в. под влиянием городского быта и фарфоровой пластики в дымковском промысле складывается свой стиль. Если зооморфные свистульки, связанные с языческим ритуалом, ещё длительное время сохраняли архаичные черты, то другие изделия превратились в подобие фарфоровых статуэток: барышни в платьях с кринолинами, дамы в пелеринах с зонтиками, кавалеры, солдаты.


Позднее круг тем расширился за счёт внесения в игрушку новых бытовых и сказочных сюжетов. Было разработано большое количество орнаментов и цветовых сочетаний. Благодаря своей простой пластике, простоте узоров, яркости палитры дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины и других материалов. Колоритные наряды дымковских барынь нашли отражение и в коллекциях современных модельеров.

ДИНАСТИЯ ПЕНКИНЫХ

Старейшая мастерица дымковской игрушки Е.И. Пенкина (1882 – 1948 гг.) так вспоминала свое детство:

«Все горожане шли на Свистунью с детьми – три дня ребята свистели в свистульки, дудки дома, на улице – и получали всяких игрушек на целый год. Отец с матерью, бывало, тоже продаёт свои глиняные игрушки – сунет нам денег на сласти – конфеты, пряники, а пряники были особенные – привозили их из Архангельска – больше из чёрного теста с белым сахаром, фигурные...».

Елизавета Ивановна Пенкина активно разрабатывала сказочную тему (в росписи с 1938 г., ей помогали мастерицы Л.Н. Никулина (1906 – 1961 г.г.) и Е.И. Косс-Деньшина (1901 – 1979 гг.). Немалую роль здесь сыграл 100-летний юбилей А.С. Пушкина, который подсказал близкие каждому русскому человеку сказочные образы. У Пенкиной появились композиции «У Лукоморья», «Баба-Яга», где возникла сказочная избушка на курьих ножках.
Традиции Елизаветы Ивановны Пенкиной продолжила её золовка Зоя Васильевна Пенкина (на фото). Зоя Васильевна Пенкина (1898 – 1988 г.г.) начала самостоятельно работать в 1935 г. В 1950 гг. расширяется круг сюжетов и образов в творчестве мастерицы. А её полноправный соавтор, дочь В.В. Киселёва, на протяжении более чем двадцати лет в каждом произведении матери выявляла главное в теме и сюжете точно подобранным колоритом. Удивительная фантазия позволяла З.В. Пенкиной создать свой образ нарядной барыни с высокой прической, «одетой» в разнообразные шляпы с украшениями, в платья с множеством оборок, расположенных ярусами, с воланами и бантиками.


В 1961 г. появился у Зои Васильевны Пенкиной её истинный шедевр – фигура «Многодетная мать». Здесь получила развитие традиционная в глиняной игрушке тема материнства. Перед нами предстает образ няньки-кормилицы в высоком кокошнике, в кофте с пышными рукавами, к основанию-юбке которой присоединены детские фигурки «мал мала меньше». В руках она держит еще двух спелёнутых младенцев. Монументальность и спокойствие наполняют эту композицию с её удивительным ритмом в размещении фигур, соотношении масс, а также в многократном повторении округлых линий, образованных головками детей, в крае кокошника и передника.


    1960 – 1970-е гг. явились периодом расцвета таланта З.В. Пенкиной. Она смело бралась за многие новые темы, разрабатывала из варианты. Работала Зоя Васильевна много, быстро, «рассказывая» в лепке руками и одновременно комментируя вслух свои композиции. Жизнерадостный, наивный характер Пенкиной, её чувства отражались в живой трепетной глине, оставлял следы пальцев мастерицы. С 1967 г. Зоя Васильевна – член СХ СССР, лауреат Гос.премии им. Репина.

ДИНАСТИЯ АННЫ МЕЗРИНОЙ

Успехи Зои Васильевны Пенкиной и всех других мастериц дымковской игрушки неразрывно связаны с Анной Афанасьевной Мезриной (1853 – 1938 гг.), творчество которой стало связующей нитью между прошлым и будущим дымковского промысла. Ведь к концу XIX в. встала серьезная угроза существования старинного дымковского промысла. В слободе Дымково в противовес глиняной игрушке расцветали мастерские по изготовлению гипсовых изделий, пользующихся большим спросом у местного населения и на ярмарках в других крупных городах. Часть мастериц подрабатывали «на гипсах», занимаясь их раскраской. Лишь только одна мастерица продолжала по старинке лепить из глины игрушки. Это и была Анна Афанасьевна Мезрина. Своеобразие авторского почерка ощутимо уже в первых её произведениях. Самые ранние игрушки, которые известны по музейным собраниям, – барыни и дамы под зонтиками, барыня и кавалер на прогулке, водоноска, няня с детьми. Их выделяет тонкослойность глины, удивительная грация поз, несколько сумрачная, но интересная в сочетаниях цветов окраска. Достаточно подробно переданы костюмы: пышные юбки и кофты в талию у барынь; сюртук с фалдами у кавалера. Живые позы, выразительные жесты рук, а особенно – удивлённое выражение лица сразу выделяют работы Мезриной из множества других.
Анна Афанасьевна обучила этому искусству двух своих дочерей Александру Ивановну Мезрину (1874 – 1934 гг.) и Ольгу Ивановну Коновалову (1886 – 1979 гг.). И от них нить мастерства потянулась к другим мастерицам дымковской игрушки.

История промысла

История возникновения дымковского промысла берет свое начало в XV — XVI столетиях. Изначально красочные игрушки из глины имели форму свистулек. Матери делали их для забавы своих детей из доступных в данной местности природных материалов.

Позднее изготовлением ярких забавных фигурок стали заниматься целыми семьями. Долгими зимними вечерами мастера и их домочадцы вместе замешивали пластичную массу из глины, лепили небольшие игрушки, а после высушивали их и обжигали в печи при высокой температуре. Далее изделия расписывали вручную.

 

Дымковская игрушка» Тройка».

Яркие забавные фигурки с успехом продавались на ярмарке, которая проводилась в честь весеннего праздника Свистуньи. Он устраивался через месяц после Пасхи, и был посвящен памяти погибших в Хлыновском побоище в 1418 году.

В эти дни проводились массовые гулянья. Жители Вятской губернии веселились, пели и плясали. При этом самым популярным музыкальным инструментом была яркая, мастерски расписанная глиняная свистулька.

Позднее историческое значение праздника было подзабыто, а вот традиция изготовления расписных глиняных фигурок прижилась и получила широкое распространение. Так возник известный во всем мире русский народный промысел — дымковская игрушка.

   В дальнейшем мастера занялись изготовлением глиняных фигурок на постоянной основе. При этом значительно расширился ассортимент изделий.

 

Дымковская игрушка» Парочка».

В начале XIX века производство дымковской игрушки распространилось по всей Вятской губернии и стало массовым. Глиняные фигурки делали в большом количестве практически в каждом дворе, поэтому местных покупателей оставалось все меньше и меньше.

Тогда маленькие яркие статуэтки стали возить на продажу в Оренбургскую область, в Москву и другие крупные города, где часто устраивались ярмарки и были открыты специальные лавки по продаже игрушек и сувениров.

 

Дымковская игрушка» Дама с собачкой».

 

                  Материалы и технология изготовления

Основным материалом для производства дымковской игрушки является местная глина ярко — красного оттенка. Для получения мягкой пластичной массы глину тщательно перемешивали с мелким речным песком.

Все части фигурки лепят отдельно, а после собирают изделие из деталей, скрепляя их между собой жидкой красной глиной. Все соединительные швы аккуратно сглаживают до получения идеально ровной поверхности изделия.

Срок просушивания у игрушек разный (от 2 дней до полутора месяцев) — в зависимости от размера и композиционной сложности изделия.

  Далее фигурки обжигают в печи при температуре около 850* С. После процедуры обжига дымковские игрушки покрывают двумя — тремя слоями темперных белил.

В начале возникновения промысла вместо белил использовали мел, разведенный в молоке до однородной консистенции. Раньше для росписи игрушек применяли темперные краски. смешанные с куриными яйцами и разведенными квасом.

  После раскрашивания поверхность изделия смазывали взбитыми яичными белками, что помогало придать глянцевый блеск, а краски выглядели ярче.

В качестве основных инструментов для нанесения рисунков вместо кистей выступали птичьи перья и тонкие заостренные палочки.

   В наше время для росписи дымковских игрушек применяются яркие анилиновые красители и мягкие кисти из натурального ворса.

 

               

                                     Девушка с самоваром.

 

            Цветовая гамма и орнаменты росписей

Для росписи глиняных дымковских игрушек издавна использовалась богатая цветовая палитра. Среди основных цветов, характерных для дымковской росписи, можно назвать следующие:

  • красный
  • алый
  • оранжевый
  • желтый
  • синий
  • зеленый
  • золотой

В схемах росписей преобладает строгий орнамент с использованием различных геометрических фигур. Можно заметить различные композиционные сочетания полосок, кругов, ромбов, клеток и точек.

В качестве дополнительного декоративного элемента на готовый цветной узор наносятся мелкие капельки или ромбики из сусального золота.

                            Тематика дымковских игрушек

Поначалу формы фигурок были простыми и даже примитивными, но с течением времени внешний вид и качество игрушек совершенствовались, а их ассортимент значительно расширился.

Изначально тематика дымковских игрушек была следующей:

  • Фигурки животных — кони, бараны, овцы, козлы, собаки, кошки, свиньи, медведи, олени и другие.
  • Фигурки птиц — утки, гуси, куры, петухи, индюшки.
  • Мужские фигурки — в русской национальной одежде или в старинных костюмах.
  • Женские фигурки — барыни в пышных платьях с кокошником на голове.
  • Фигурки детей — младенцы в пеленках на руках у матери, мальчики и девочки в ярких нарядах.
  • Скоморохи — очень популярными были фигурки пляшущих человечков в ярких одеждах.
  • Водоноски — игрушки в виде женщин с коромыслом на плечах.
  • Сюжетные игрушки — фигурки мужчин, женщин и детей в процессе различных видов деятельности.

 

             

                      Сюжетная игрушка «Семья».

В советскую эпоху народный промысел по изготовлению дымковских игрушек был поставлен на производственную основу. Были организованы цеха, в которых мастера вручную делали глиняные фигурки, обжигали их, а затем раскрашивали и покрывали яичными белками для придания краскам большей яркости.

 

Образцы изделий дымковского промысла

 

Тематика современных дымковских игрушек значительно расширилась. Так, среди наиболее распространенных образцов изделий можно выделить следующие:

  • Стилизованные фигурки животных и птиц
  • Герои народных сказок
  • Изделия на темы исторических сюжетов
  • Фигурки мужчин и женщин в народных костюмах
  • Фигурки детей
  • Представители различных профессий
  • Предметы быта
  • Предметы старины

На сегодняшний день дымковская игрушка является предметом гордости мастеров и визитной карточкой всей Кировской области. Трудно переоценить историко — культурное значение данного народного промысла, который наглядно демонстрирует творческий потенциал жителей Вятского края.

 

Дымковская глиняная игрушка

 

В 2010 году в центре Кирова была установлена скульптурная группа» Семья», созданная в соответствии с классическими канонами изготовления дымковской игрушки.

Эта группа состоит из мужчины с гармонью, барыни в пышной юбке с младенцем на руках, ребенка со свистулькой, а также небольших фигурок собаки и кошки.

 

Скульптурная группа» Семья» в центре Кирова.

В 2011 году в Кирове открылся музей» Дымковская игрушка: история и современность», в экспозиции которого насчитывается более 700 оригинальных образцов ярких глиняных фигурок. Таким образом, каждый желающий может познакомится с уникальными изделиями народных мастеров.

 

                     

Визуальная культура мастеров народного искусства

           Дымковская игрушка

              ИСТОРИЯ ДЫМКОВСКОГО ПРОМЫСЛА

Дымковская игрушка упоминается в летописях в XV – XVI вв. Возник промысел в слободе Дымково на низком правом берегу реки Вятки возле города Хлынова-Вятки. В конце XIX – начале XX вв. игрушка представляла собой одиночные самостоятельные фигурки людей, животных, птиц, свистульки, несущие в себе древние языческие образы – представления людей о мире. Все древние игрушки этого направления отличались одной общей деталью: они могли издавать шум: свист, грохот, треск. Дымковская игрушка – одна из разновидностей этих шумовых инструментов. Считалось, что злые духи не любят шум. Особенно это значимо при наступлении весны, когда приходит пора посевной и злые духи не нужны на полях и огородах. Отсюда и традиция вятичей (славянского племени из этих мест) устраивать перед весенним выходом в поле праздник «Свистопляску».
В народе игрушку называли ласково и нежно – «дымка». Откуда же такое удивительное название? Глиняные игрушки делали зимой и ранней весной. Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название «Дымково», а игрушки стали называть дымковскими. Изготовляли игрушки в слободе Дымково целыми семьями, копали и месили глину, вручную толкли и растирали краскотёрками комовой мел, с осени до весны лепили, сушили и обжигали.
Ближе к началу ярмарки «Свистуньи-свистопляски», которая проходила в четвертую субботу после Пасхи, игрушки белили мелом, разведённым на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали большими пятнами золотистой потали. А затем на лодках привозили яркий самобытный товар в город Вятку на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых.
Будучи очевидцем, вятский писатель В.В. Лебедев рассказал в «Вятских записках»:

«Когда попадаешь на площадь и идёшь среди свистящей толпы, кажется, что идёшь по воздуху. У всех смеющиеся и какие-то дерзкие лица. Идущие люди бережно держат перед лицами глиняную небольшую игрушку, ценой в три или пять копеек, изображающую двухголового зверя или барана с золотыми пятнами на боках. В хвост этому барану и свистят…».

Сейчас этот праздник, существовавший до 1920-х гг., утрачен, но представление о нём дают творческие композиции дымковских мастериц разных поколений ХХ и начала ХХI вв.
Первоначально дымковская игрушка была свистулькой, на которой можно было воспроизвести несложную мелодию или наигрыш. Позже свистульки постепенно уступили место простой, но очень яркой игрушке для продажи. Происходит изменение её значения: из обыкновенной игрушки-свистульки превращается в произведение искусства, дошедшее к нам из «старины глубокой». В середине XIX в. под влиянием городского быта и фарфоровой пластики в дымковском промысле складывается свой стиль. Если зооморфные свистульки, связанные с языческим ритуалом, ещё длительное время сохраняли архаичные черты, то другие изделия превратились в подобие фарфоровых статуэток: барышни в платьях с кринолинами, дамы в пелеринах с зонтиками, кавалеры, солдаты.


Позднее круг тем расширился за счёт внесения в игрушку новых бытовых и сказочных сюжетов. Было разработано большое количество орнаментов и цветовых сочетаний. Благодаря своей простой пластике, простоте узоров, яркости палитры дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины и других материалов. Колоритные наряды дымковских барынь нашли отражение и в коллекциях современных модельеров.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.