Глава 9. Шексна, Череповец. Рыбинское водохранилище. Остановка у Мяксы. Весь на нервах. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Глава 9. Шексна, Череповец. Рыбинское водохранилище. Остановка у Мяксы. Весь на нервах.

2020-04-01 179
Глава 9. Шексна, Череповец. Рыбинское водохранилище. Остановка у Мяксы. Весь на нервах. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

    Воскресенье следующего дня началось для меня чуть раньше обычного. Проснулся в семь  часов утра уже по сигналу радиобудильника, настроенного на подъём в это время ещё с вечера. Сразу не смог отойти ото сна и окончательно скинуть с себя дремоту. Несколько минут  просто лежал с закрытыми глазами, укрывшись с головой одеялом- не хотелось вылезать из своего маленького уютного жилища. Вот так в большинстве случаев! Сижу допоздна, а  с рассветом усилием воли просто заставляю себя подняться. За ночь я полностью восстановил свои силы и не чувствовал ни малейшей усталости. Напротив, хотелось как можно скорее выйти на дорогу и продолжить путешествие. На небе в эти утренние часы не было ни облачка. По земле, совсем недалеко от моего лагеря, стелился лёгкий туман, который был более заметен в низинах, где росла наиболее высокая трава, и между деревьями. Пока собирал палатку, спальный мешок, скручивал «пенку», занимался другими хозяйственными заботами, солнце успело подняться чуть выше. Земля стала заметно прогреваться. Туман постепенно рассеялся. После лёгкого завтрака подкачал колёса, закрепил вещи на багажнике и, закинув за спину вещмешок, неспешно пошагал к дороге. Услышал негромкие человеческие голоса несколько в стороне от себя. Несколько грибников неторопливо бродили между сосенками и молодыми берёзками, изредка перекликаясь между собой. Меня они не замечали, полностью увлекшись своим занятием. Вернулся на автодорогу, ещё раз достал карту, чтобы запомнить свой маршрут и уже затем, взобравшись на велосипед. поехал в сторону Шексны. Несколько километров до этого районного центра по хорошей асфальту заняли совсем немного времени. На одном из участков пути железная дорога довольно близко подходит к автомобильной, но я её не заметил бы, если бы не стоящий на пути товарный состав, состоящий из грузовых вагонов, полувагонов и нефтеналивных цистерн. Посёлок Шексна основан в 1954 году на месте села Никольского, о котором по письменным источникам известно с 1590 года, однако люди начали заселять эти места значительно раньше, продвигаясь на север в поисках лучшей жизни. В настоящее время здесь имеется крупная железнодорожная станция, через которую идут поезда в сторону Санкт-Петербурга, Архангельска, Вологды. Челябинска. Шексну проехал не останавливаясь. Сразу за посёлком въехал на автомобильный мост через одноимённую реку, ширина русла которой в этом месте примерно  двести метров. Шексна- левый приток Волги. На реке находится гидроузел, шлюзы которого поднимают суда на высоту тринадцать метров по отношению к уровню Рыбинского водохранилища. От реки шла освежающая прохлада и чувствовался лёгкий ветерок, от которого на поверхности воды появлялась мелкая рябь. Одинокий рыбак на лодке недалеко от моста ловил рыбу. Остановился на минуту, чтобы сделать снимок на память. Ниже по течению реки, в трёх километрах от меня, через реку построен второй, железнодорожный мост. Накинул на себя куртку, чтобы ненароком не продуло, и не спеша закрутил педали. Через двадцать  с небольшим километров шоссе А-114 совершило плавный поворот влево. Через некоторое время обратил внимание на стоящую в стороне деревню или село Борисово. Свернул туда, чтобы набрать воды. Сразу, что бросилось в глаза- это  деревенская улица,   вымощенная  природным камнем. Примечательно, что сделано это таким образом, чтобы в сильный дождь на ней не оставалось никаких луж. Каким образом? А очень просто: если мысленно провести поперёк улицы секущую плоскость, то будет видно, что камни положены не на плоскую поверхность, а на поверхность, имеющую в поперечнике заметную выпуклость (дугу, обращённую наружу). Старинная брусчатка в наше время вещь довольно редкая и совершенно не сравнимая с современными плитками и искусственным камнем, которыми мостят тротуары в городах и посёлках. Раньше делали, образно выражаясь, на века. В дореволюционные времена улицы моего родного Зарайска в большинстве своём, вероятно, выглядели подобным образом, но в настоящее время везде положен асфальт. Ну да ладно! Чего всуе вспоминать прошлое. Неожиданно мне встретилась колонка, чему очень обрадовался. В очередной раз набрал свежей воды. Немного прошёлся пешком, чтобы ноги отдохнули от педалей,  затем снова сел в седло и отправился по маршруту. Немного погодя  добрался до поворота на Белозерск. Впереди себя, на горизонте, заметил дымы из труб огромного промышленного предприятия, корпуса которого из-за большого удаления от меня можно было едва различить на горизонте. Предположил, что это Череповецкий металлургический комбинат. В Белозерск ехать не собирался, направился прямо. До Череповца добрался где-то через час. При въезде в город двигался по Кирилловскому шоссе. Улица с шестиполосным движением: три полосы в одну сторону и три - в другую. Многочисленные магазины, кафе, сервисные центры, салоны связи МТС, Билайн, Мегафон и т. п мне не требовались. Не останавливаясь, двигался вперёд, прижимаясь к правому бордюру или обочине, чтобы не мешать автотранспорту. Проехал один мост и сразу же оказался на следующем, в этот раз перекинутым через железнодорожные пути, которые были уложены в несколько линий и заставлены товарными вагонами. Справа разглядел промышленные здания и трубы Череповецкого металлургического завода. Эшелоны с лесом, углём и какими-то ржавыми железяками стояли в несколько рядов. Этот урбанистический пейзаж мне напомнил первые годы советских пятилеток, когда страна строилась и развивалась. Слева, в трёхстах метрах от моста, обратил внимание на аккуратное здание салатового цвета, архитектура которого больше подходила для железнодорожного вокзала. Когда начал спускаться с моста, понял, что не ошибся: дорожный указатель подтвердил мою догадку. За мостом в нерешительности остановился, так как немного засомневался в том, что еду в правильном направлении. Еще раз достал карту. Выбрал улицу Сталеваров, которая должна вывести меня к мосту через реку Шексну. Ну что ж, пусть будет так! Продолжил свой путь. Вдоль улицы, по которой ехал, выстроились в ряд современные высотные здания. Интенсивность дорожного движения в этом месте на данный момент   обеспечивала вполне приемлемый для меня уровень безопасности, тем более что дорога имела по три полосы в каждом направлении. Старался не пересекать край проезжей части. Сама улица довольно широкая, на отдельных участках  с разделительным газоном по центру, ограниченного с обеих сторон бордюрным камнем. На пересечении с проспектом Победы сошёл с велосипеда и миновал перекресток как обычный пешеход. Так безопасней. Мимо с негромким скрипом и постукиванием колёс проехал старенький трамвай. Мне почему-то нравится этот вид городского транспорта. Обидно, что не везде ему придают должное значение. Также понравился сквер, разбитый вдоль улицы  Сталеваров, который определенно украшал улицу, добавлял ей уюта. Справа, рядом с красивым зданием, заметил комплекс фонтанов и, не удержавшись от соблазна немного передохнуть, свернул туда- всё-таки день выдался очень жарким. Фонтаны размещены на обширной площадке перед дворцом Металлургов. Во дворце также располагается Русский национальный театр ОАО «Северсталь», молодёжный цирк и многое другое. Всё это узнал из афиш, вывешенных у главного входа. На площади перед зданием находилось не более десяти  человек. Одни гуляли с детьми, другие спешили занять место у воды, где было не так душно, как в других местах города и имелась возможность гораздо легче перенести изнуряющий летний зной. Попытался уточнить у одного из местных жителей маршрут, но тот виновато развёл руками и ответил  что-то на непонятном мне языке. Житель оказался далеко не местным. Через пятнадцать  минут  снова крутил педали своего железного коня. Вскоре въезжал на автомобильный мост через Шексну. С моста открылся потрясающий вид  на реку и город. Да и сам мост вызвал у меня восторг. За мостом начался лёгкий непродолжительный подъём, впрочем, он меня совсем не отяготил. Включил на велосипеде высокую передачу и, несмотря на то, что мой багаж достаточно тяжёлый, довольно легко преодолел этот подъём. Далее двигался по Октябрьскому проспекту. Эта часть города выглядит более современно, чем та, которая расположена на противоположном берегу Шексны. Начались городские микрорайоны,  которые выглядели ничуть не хуже, чем в Москве. Советских построек времён Хрущёва больше не встречал. Решил зайти в магазин спорттоваров, мимо которого проезжал. Остановился, с помощью специального тросика пристегнул «Мериду» к стволу молодого деревца, растущего напротив входа в магазин. У меня отсутствовала надобность в приобретении здесь какой-либо конкретной вещи, необходимой в походе, но появилось желание просто прогуляться и размять ноги. Зашёл внутрь и несколько минут неспешно бродил по торговому залу, рассматривая витрины и выставленный в них товар. Чувствовал удовлетворение от того, что вижу людей и люди видят меня. Психологический феномен, возникший во время путешествия, сущность которого лежит в области философии… или где-то рядом. Выйдя на улицу, отцепил свой велосипед от деревца и продолжил путь. Заканчиваясь, Октябрьский проспект довёл меня до торгового центра   «Аксон». Свернул на Рыбинскую улицу и притормозил у продуктового магазина, устроенного в   бывшей квартире на первом этаже девятиэтажного панельного жилого дома, в его торцевой части. Закрепил велосипед за перила лестницы и зашел внутрь. Взял мороженое, бутылку минеральной воды и направился   по А-104 в сторону Рыбинского водохранилища. Почти сразу же город закончился, как  будто его до этого и не было. Привычные и постоянно меняющиеся живописные картинки первозданной природы, которые наблюдал ранее на своём пути, продолжили радовать меня и сейчас своими яркими летними красками, среди которых преобладали в основном две:  зелёная и голубая с их многообразными оттенками. Проехал деревеньки Полуево, Починок, Яшнево. Дорога отличная. Немного извивающееся ужом шоссе с ровным асфальтовым покрытием вселяло в меня робкую надежду на то, что так  всё и останется на протяжении всего моего сегодняшнего пути. Надо сказать, что само Рыбинское водохранилище наиболее близко подступало к дороге лишь в одном месте- населённом пункте Мякса в двадцати восьми километрах от Череповца. До села Мякса добирался чуть больше полутора часов. Здесь в водохранилище впадает речка с одноимённым названием. Расстояние от берега до автодороги составляет всего сто двадцать- сто сорок метров.  Во всех других случаях- до и после Мяксы- видел лишь узкую полоску воды на самом горизонте, да и то только там, где между шоссе и берегом ничего не мешало смотреть вдаль. Меня несколько обескуражило то обстоятельство, что движение по автодороге практически отсутствует, но потом решил, что это из-за того, что сегодня воскресенье, выходной день. В Мяксе не выдержал и свернул к водохранилищу. В этом месте образовался небольшой залив, куда впадает вышеупомянутая речушка, больше похожая на ручей. По протоптанной местными жителями узкой тропинке направился вдоль берега, густо заросшего молодыми ивами. Некоторые из них росли прямо в воде. Отошёл метров на  двести  от дороги и, выбрав удобное место около небольшого валуна, остановился, чтобы искупаться, а заодно и постирать одежду. Скинул рюкзак и остальной свой багаж в густую траву, разделся и вошёл в воду. Вода прогрелась настолько хорошо, что у меня возникло ощущение, что купаюсь в парном молоке. В этом месте относительно неглубоко. В пятнадцати  метрах от берега мог достать ногами дно. На противоположной стороне заливчика берег оказался наиболее приспособлен для купания и поэтому все люди находились там. До меня доносились непринуждённый детский смех, громкие радостные крики отдыхающих и включённая на предельную громкость музыка из салона одной из автомашин. Минут двадцать  с большим удовольствием плескался в воде, после чего постирал свои вещи и, разложив их сушиться под горячим летним солнцем на траве и  плоском массивном  камне, решил немного прогуляться вдоль кромки воды, чтобы полюбоваться местными красотами. Недалеко от того места, где я расположился, стоял высокий деревянный крест, который увидел еще с дороги. На кресте иконы: Пресвятой Богородицы "Аз есмь с вами, и никто же на вы", Иоанна Предтечи, Иоанна Кронштадского, Серафима Вырицкого. В нескольких десятках метрах отсюда увидел второй православный крест. Он изготовлен из ствола дерева и поставлен почти у самой воды. Рядом со вторым крестом выстроена деревянная беседка или часовня. У расположенных здесь деревянных мостков вода удивила меня своей чистотой и прозрачностью. В самой беседке посмотрел фотографии Леушинского Иоанно-Предтеченского женского монастыря, основанного в 1885 году.  Затоплен при строительстве Рыбинского водохранилища в сороковые годы прошлого века. Место, где я сейчас находился, самое ближайшее к нему. Каждый год в июле здесь проводятся Леушинские стояния- религиозные мероприятия в его память. Кроме монастыря, в период с 1941 по 1947 годы  было затоплено более семисот  деревень, город  Молога.

     Есть о чём поразмышлять! Когда вернулся к своему месту, выстиранные вещи уже практически высохли. Оделся и продолжил свой путь. Чувствовал себя прекрасно. Через несколько километров пошла «бетонка». Моё прекрасное настроение начало стремительно падать. Дело в том, что плиты, которыми дорожники выложили дорогу, были подогнаны друг к другу не вплотную, а с некоторым, довольно заметным промежутком. Со временем, под влиянием атмосферных осадков, из-за сезонной разницы температур и механического воздействия автомобильных колёс, плиты начали трескаться и крошиться. В результате в них образовались довольно глубокие выбоины, или  сколы, по краям. За время эксплуатации значительное количество плит разрушилось  почти наполовину. Невредимой осталась лишь металлическая арматура. От всего этого при движении мой велосипед трясло так, что я начал серьёзно опасаться за его состояние, а мне предстояло ещё ехать и ехать. В отдельных местах впору идти пешком. Только теперь понял, почему так мало транспорта обгоняло меня и двигалось мне навстречу. Люди, видимо, старались лишний раз, без крайней необходимости, не сворачивать на эту дорогу, чтобы не тратиться на последующий ремонт, так как известно, что автомобиль  стоит намного дороже велосипеда. Ехал предельно осторожно. Где можно, объезжал аварийные участки по обочине, а где такая возможность отсутствовала, двигался в крайней степени собранно, на малой скорости, если это физическая величина в данный момент  более-менее уместна для определения пути перемещения моего тела за единицу времени. Солнце палило нещадно. Несколько раз останавливался и пытался утолить жажду имеющейся у меня водой, ставшей практически горячей. Начал мысленно проклинать себя за то, что поехал этой дорогой. Но другой-то не существовало! В один из неприятных моментов отлетело переднее крыло. Чертыхнулся про себя и, подняв с дороги столь «важную» деталь своего транспортного средства, остановился на обочине, чтобы выяснить причину поломки. Оказалось, сломалась крепёжная скоба. В принципе, сделать можно. Начал думать, как выйти из ситуации. Возить с собой крыло как груз не хотелось, а выбрасывать жалко. Решил отложить ремонт до вечернего привала. В конце концов подобрал какую-то железяку в виде узкой жестяной полоски, какими обычно обивают деревянные ящики и положил её в подседельную сумку- может пригодится для ремонта. Через  полтора часа, когда проехал с добрый десяток километров, которые показались мне бесконечными, «бетонка» закончилась, но сразу же столкнулся с другой неприятностью. Участок шоссе, до которого я добрался с горем пополам, был покрыт старым асфальтом, на который в ходе очередного ремонта, по моему мнению, проводившемуся не менее десяти лет назад, сверху дополнительно нанесли гранитную крошку или другой мелкий гравий с использованием битума. Да так «качественно», что часть покрытия со временем отлетела, образовав сплошные выбоины и канавки в виде полос  глубиной в сантиметр и длиной до пяти-десяти метров, что не избавило меня от моих прежних негативных ощущений. Вновь старался двигаться по обочине или по краю проезжей части, где иногда показывалась узкая полоска старого асфальтового покрытия. Эту дорогу я запомню надолго! Но плохое, как и хорошее, когда-нибудь заканчивается. Закончились и мои мытарства, которые пришлось испытать в этот день. Это произошло ровно в тот момент, когда шоссе вновь стало гладким и ровным. Через сорок километров в районе деревни  Дор вновь пересёк границу Ярославской области и в семнадцать часов тридцать минут свернул за лесопосадки. Принялся обустраивать свой лагерь. До города  Пошехонья оставалось примерно пятнадцать километров. Как говорит народная мудрость: «Утро вечера мудренее, трава соломы зеленее». Когда полностью приготовился к ночлегу, плотно  поужинал,  после чего  занялся ремонтом велосипеда. Первым-наперво отломил от найденной жестянки полоску нужного размера, и ножом- металл оказался мягким- просверлил необходимые отверстия для болтов. Дальнейшее крепление отвалившегося крыла на прежнее место особой проблемы не вызвало. Вся работа заняла всего-навсего пятнадцать  минут. Солнце еще не село и поэтому спать не хотелось. Лежал в палатке и слушал радиоприёмник. Позвонил сестре в Зарайск и сообщил, что у меня всё в порядке. О своих дневных переживаниях рассказывать не стал. Ночь выдалась достаточно теплой и  почти до утра я лежал поверх спального мешка, подложив под голову свёрнутый свитер. Лишь ближе к рассвету, когда в палатке заметно посвежело и я почувствовал дискомфорт, решил укрыться одеялом.

       

  Глава. 10. Пошехонье, Рыбинск, Тутаев. Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!

 

   На календаре 5 июля 2010 года. Привычные утренние хлопоты заняли совсем немного времени. Короткий завтрак, недолгие сборы в дорогу под музыку «Авторадио»… и вот я, полный сил и энергии, со своим велосипедом уже вновь стою на шоссе, ставшим для меня прошлым днём почти родным. Ещё раз проверил крепление багажа, экипировку, давление воздуха в колёсах, и только после того, как полностью удостоверился, что видимых проблем нет, поехал дальше. К моей радости, тех трудностей, которые я испытывал вчера, на этот раз не было и в помине. Утренняя роса на траве, лёгкий туман в низинах, неглубоких овражках и балках еще некоторое время держались, но под быстро набирающим силу июльским солнцем скоро исчезли. День обещал быть жарким и в то же время очень интересным. По карте определил, что на  девятый день путешествия, если не будет никаких происшествий, проеду Пошехонье, Рыбинск, Тутаев. В этот день запланировал проехать сто пятьдесят километров. Для меня это является вполне обычным делом, что не раз подтверждал в своих поездках. В воздухе не ощущалось ни малейшего дуновения ветерка. В нежно-голубом небе не заметил ни одного облачка. Впрочем, в этом не усмотрел ничего удивительного- уже привык к причудам нынешнего лета. Вчера, когда проехал Мяксу, столкнулся с определёнными трудностями из-за некачественного дорожного покрытия. Еле тащился, чтобы не повредить велосипед. Сегодня же я катился вперёд быстро и легко. Вскоре подъезжал к Пошехонью, расположенному в месте слияния рек Согожа, Сога и Пертомка. Само название этого ранее уездного городка Ярославской области произошло от названия местности вдоль бассейна реки Шексна (на местном наречии Шехона). Самым большим селом Пошехонского края издавна являлась Пертома. Статус города, а заодно и нынешнее название ему присвоила Екатерина II в 1777 году. Подъезжая к городу, обратил внимание на живописный вид слева и справа от моста, соединяющего два берега речки  Согожи. Ивы, склонившие свои тонкие длинные ветви к самой воде, молодые берёзки, разнообразный кустарник и густая прибрежная трава вместе с голубым небом отражались в реке и придавали особое настроение пейзажу. Гладкое, словно оформленное в зелёный багет береговой черты природное зеркало, в эти ранние утренние часы казалось самым совершенным чудом среди местных лесов и лугов. Венеция отдыхает! Не утерпел и сделал несколько снимков. Проехал второй мост, уже через реку  Согу. Шоссе А-104, пересекая эти две речки по кривой в виде дуги, резко меняет своё направление практически на противоположное и входит в городок неширокой улочкой, на которой расположились невысокие дома. Большинство жилых строений имеет довольно  невзрачный вид. Среди  стареньких зданий много деревянных. Сразу направился в исторический центр города, местоположение которого   определил по церкви, замеченной   еще раньше, когда ещё только подъезжал к Пошехонью. День только начинался, но   казалось, что негде будет спрятаться от летнего зноя, с таким постоянством сопровождающего меня с самого первого дня путешествия. Улица Любимская, на которую свернул, имела вид, характерный для  настоящей русской глубинки, где впору снимать исторические фильмы о жизни русского купечества. Двухэтажные бревенчатые дома, потемневшие от времени, в большинстве своём покрыты старым шифером или железом, давно не видевшим свежей краски. Внутренние дворики, или открытые, или огороженные невысокими деревянными изгородями, хорошо просматриваются с улицы. Рядом с деревянными домами  расположились каменные строения. Вид некоторых из них говорил о их солидном возрасте. При этом я имею ввиду не внешний вид фасадов, а провинциальный стиль, который наиболее распространился в архитектуре  в середине XIX и начале XX  веков в России. На стенах отдельных домов установлены тарелки спутникового телевидения, что говорило о том, что местные жители не чураются новых технологий в сфере массовых коммуникаций. Несмотря на то, что первые впечатления от знакомства с городом не вызвали во мне ощущений, что пошехонцы живут в роскоши и богатстве, я с удовольствием осматривался по сторонам. Вспомнил фразу А.С. Пушкина из поэмы «Руслан и Людмила»:«Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…».  Сошёл с велосипеда и пошёл пешком, укрываясь от яркого солнца в тени растущих вдоль улицы лип и тополей. Людей на улицах городка почти не видно, но отдельных прохожих всё-таки заметил. Некоторые из них кидали на меня заинтересованный взгляд, что было вполне естественным, так как угадывали во мне гостя, каким-то образом по неизвестной причине оказавшимся в их городе, окружённом с одной стороны водой, а с другой- девственными непроходимыми лесами, населёнными всякой живностью, в том числе и медведями, один из представителей которых в качестве изображения попал на городской герб. Следуя выбранному направлению, через некоторое время оказался на довольно большой для такого маленького городка площади Свободы, на которой находились хорошо сохранившиеся исторические торговые ряды, памятник В.И. Ленину (куда же без него!) и храм с отдельно стоящей колокольней. Троицкий собор, построенный в 1717 году на средства крестьянина П. Т. Беловина, гармонично вписался в окружающий архитектурный ансамбль. Это его чешуйчатые купола  и крышу, выкрашенные в зелёный цвет (зелёный- цвет Святого Духа), я видел с противоположного берега при въезде в город. Высокая четырёхярусная колокольня производила впечатление своими размерами, но, на мой взгляд, построена она  значительно позже. Приблизился к собору и обошёл его кругом, после чего отправился осматривать соседние исторические здания, на что у меня ушло примерно пятнадцать  минут. Надо сказать, что расположение улиц Пошехонья напоминает своеобразную паутину, центром которой и является данная городская площадь. Время, которое я себе отвёл для короткого знакомства с городом, истекло. Покинул площадь, ведя «Мериду» за руль. Направился в сторону Даниловской улицы. Затем снова сел в седло и не спеша поехал, испытывая лёгкое сожаление от того, что приходится покидать этот патриархальный городок. На одном из перекрёстков остановился у водоразборной колонки, чтобы набрать воды. Рядом с колонкой к тротуару прижался  милицейский УАЗик,  водитель которого, вооружившись щёткой, сосредоточенно наводил порядок внутри салона автомобиля. С внешней стороны металлический кузов уже блестел, отражая солнечные лучи от гладкой и влажной поверхности. В двух шагах от перекрёстка увидел двухэтажное здание местной милиции, напротив которого стояли такие же  служебные автомобили с  соответствующей цветографической раскраской. В это время к колонке подошел сотрудник ОВД с  погонами подполковника на форменной рубашке.  Разговорились. Объяснил, что нахожусь в отпуске, вот уже десять дней как покинул свой родной город Зарайск. Мой собеседник поинтересовался, где он находится. Услышав ответ, он хмыкнул, выразительно покачал головой, показывая этим то ли удивление, то ли недоверие к сказанному. Приятный разговор завершился для меня неловко:  полностью наполнив бутылку свежей водой, задел ею за руль велосипеда и расплескавшаяся вода из открытого горлышка попала на моего собеседника. К счастью, человек оказался воспитанным и, видя моё замешательство от происшедшего, поспешил заверить, что не обратил на мою оплошность   никакого внимания. Ну что же, пусть будет так! Попрощался со своим новым знакомым и продолжил движение. Выехал на улицу Воинова и затем повернул направо, внимательно следя за дорожными указателями. Стрелки моих часов показывали десять часов утра. От центра города отъехал всего ничего. В какой-то момент дорога резко повернула влево, практически на девяносто градусов, и по хорошему асфальту повела меня в сторону Рыбинска, находящегося отсюда на расстоянии в шестьдесят пять километров. Проезжая пригороды Пошехонья, на одном из близлежащих домов разглядел вывеску, на которой было написано: «Продукты». Повернул туда и, прислонив свою «Мериду» к деревянному электрическому столбу, зашёл внутрь магазина. Обычный сельский магазин с незатейливым ассортиментом товаров первой необходимости. На полках вдоль стены за прилавком и в витрине лежало всё, что нужно человеку каждый день: хлеб, молоко, овощи, фрукты, крупы и макаронные изделия, различные соки, кондитерские изделия. Помещение небольшое, но светлое. Симпатичная продавщица и двое местных жителей- пожилой мужчина с авоськой и совсем молодая девушка  лет пятнадцати, кинули на меня мимолётные взгляды и продолжили непринуждённое общение между собой. Купил  две банки минтая, газированную воду, пачку печенья. Не забыл и своё любимое лакомство- фруктовое мороженое, которое и принялся с удовольствием уплетать, когда вышел наружу. Спустился с невысокого крыльца и присел на одну из деревянных ступенек. Моё внимание неожиданно привлекла беспородная собачонка, привязанная на цепь к грубо сколоченной деревянной будке за невысоким остроконечным штакетником, разделяющим меня от дворовой территории соседнего жилого дома. Псине, видимо, временами становилось очень скучно. От вынужденного безделья она с воодушевлением облаивала каждого, проходящего мимо неё, пытаясь выглядеть грозной, но добрые глаза выдавали её полностью. Немного полаяв, она виновато смотрела на людей, как бы извиняясь. Виляя хвостом, забиралась обратно в будку. Оттуда из темноты опасливо показывался только её чёрный влажный нос. Когда появлялся следующий незнакомец, всё продолжалось снова.

   Непродолжительный  отдых, и я снова закрутил педали, изредка останавливаясь, чтобы достать фляжку и сделать глоток-другой под испепеляющими лучами  июльского солнца. Населённые пункты Малая Луха, Крестцы и деревня Лапушка не вызвали у меня большого интереса, и я миновал их, не останавливаясь. Провизии было вполне достаточно, чтобы не ограничивать себя в еде. Воды, даже если не пополнять её запасы, также хватало до самого вечера. Как упоминал ранее, шоссе Р-104 тянется вдоль всего юго-восточного берега Рыбинского водохранилища. В разных местах расстояние от автотрассы до береговой черты составляет от сотен метров до несколько километров, но из-за деревьев, особенностей рельефа местности я за этот день только один раз видел водную гладь искусственного моря, в районе деревни Окулово, где в водохранилище впадает река  Ухра. Проезжая Окулово, неожиданно увидел стоящую на обочине машину дорожно-патрульной службы. С какой целью она оказались здесь, не понял, так как активного движения автотранспорта пока не замечал. Два сотрудники мирно сидели в салоне своей служебной автомашины и откровенно скучали. Остановился и достал карту. Определил своё местоположение и направился дальше. В районе Окулово, расположенной в  двадцати двух километрах от Пошехонья, дорога совершила   резкий поворот вправо, направляя меня на запад, а затем, через несколько километров, снова продолжила вести меня на юг. Проехал земляную дамбу и мост через реку  Ухру. Шоссе нырнуло в лес. После движения по открытой местности приятно оказаться в тени деревьев, близко подступавших к дороге. Правда, асфальтовое покрытие на этом участке нельзя назвать идеальным, но после впечатлений, которые получил днём раньше, мелкие ямки, неровности и другие незначительные дефекты дорожного полотна для меня показались несущественными, тем более что через несколько километров всё опять пришло в норму. Остановился и выпил почти половину воды, которая ещё оставалась у меня во фляжке. Воздух, в котором чувствовался запах сосновой хвои, спелой земляники и ещё чего-то, мне неизвестного, был наполнен разными лесными звуками, среди которых я различал шелест листьев на вершинах деревьев, пение птиц, иногда лёгкое потрескивание сухих сучьев, доносившееся  откуда-то сверху при лёгком порыве ветра. Неожиданно появившаяся пчела сделала вокруг меня несколько кругов, но затем улетела прочь по каким-то своим делам, решив оставить меня в покое.

    Расстояние до города  Рыбинска сокращалось с каждым часом. Я испытывал огромное удовольствие от сознания того, что полностью независим от немаловажных факторов, под которые непременно попадают многие другие туристы и путешественники, избравшие иной метод ознакомления с окружающим миром. Эти существенные обстоятельства могут в той или иной мере изменять  повестку дня или влиять на принятие решений.  Моё нахождение в том или ином месте зависит только лишь от одного меня, ну и конечно же, от технического состояния моего транспортного средства. К одному никак не смог привыкнуть- к изнуряющей жаре, которая постоянно сопровождала меня в ходе всего путешествия. При первой возможности всегда пополнял запас воды, так как очень мучила жажда,  из-за чего я часто прикладывался к фляжке, чтобы сделать несколько глотков. Один раз свернул на обочину, где с удовольствием прилёг  на мягкую зелёную траву под кроны растущих вдоль шоссе деревьев. Заодно решил немного пополдничать. Достал из вещмешка сухую колбасу, хлеб и конфеты. Колбаса находилась в целлофановом пакете, имела такой вид, будто её поджарили на сковороде. Хорошо, что догадался купить копчёную, а не обычную варёную, которая давно бы уже испортилась при высокой температуре. Вместе с чёрным хлебом она показалась мне мечтой для гурманов. Свой немудрёный обед закончил  вместо чая тёплой водой из фляжки со  сладкой карамелью. Несколько минут лежал с закрытыми глазами, ни о чём не думая. Как это ни удивительно звучит, но своевременный и правильно организованный отдых способен значительно восстановить силы, даже если он достаточно короткий. После непродолжительной остановки отправился в дальнейший путь.

      Отличная дорога. Приподнятое, несмотря на объективные сложности, настроение. С каждым часом я всё ближе и ближе приближался к Рыбинску, не обращая внимания на километровые знаки, так как мой велокомпьютер исправно делал свою работу, показывая преодолённое за день расстояние, неуклонно увеличивая цифру общего пройденного с начала похода километража. К моему удовлетворению, рельеф местности оставался стабильно ровным. Неглубокие овражки, балки, заросшие кустарником и изредка встречавшиеся широкие впадины с пожухлой и пожелтевшей от продолжительного зноя травой не меняли общую картину. С резкими перепадами высот, крутыми спусками и подъёмами не сталкивался уже достаточно длительное время. Конечно, хорошо катиться с горки, но  последующий подъём большого удовольствия мне никогда не доставлял. Поля, перелески, просто открытые луговины с высокой травой. Я видел обычный русский пейзаж, с тем лишь отличием от других мест, что больше встречалось открытых пространств. Лишь после того, как проехал деревню Волково, миновал мост через местную речку Волготню, впадающую во всё то же Рыбинское водохранилище, вновь по обеим сторонам шоссе пошёл дремучий лес. Подъезжая к Рыбинску, на одном из перекрёстков заметил бочку с квасом. По старой доброй традиции остановился и выпил большую кружку этого освежающего напитка. Достал карту. В двух с половиной километрах отсюда, впереди меня, находился автомобильный мост через Волгу, где планировал переправиться на противоположный берег. Дорога повернула немного влево, плавно перешла в улицу Коллективизации и повела меня мимо домов частного сектора вдоль левого берега реки Волги. Позади себя оставил современный двухэтажный отель, рядом с которым на автопарковке стояло несколько легковых автомашин. Недалеко от моста остановился и огляделся. Ширина реки здесь примерно пятьсот  метров. Импровизированный городской пляж, стихийно возникший в этом месте и, вероятно, существующий не первый год, был заполнен людьми, которые купались, загорали на песке почти у самой воды, играли в мяч или просто прогуливались, получая удовольствие от прохлады в жаркий летний день. На противоположном берегу расположился величественный православный собор с высокой колокольней. Рядом с собором, немного правее, заметил красивое старинное здание, выходящее своим фасадом к реке, на набережную. Чтобы попасть на мост, завернул, двигаясь по главной дороге, за угол кафе, и через пять минут пересекал Волгу.

       Исторически Рыбинск возник, как поселение, на правом берегу Волги при впадении в неё речки Черёмухи ещё в незапамятные времена, а если точнее, с 1071 года.  Поселение называлось Усть-Шексна. Река Шексна является её левым притоком и в настоящее время её устье находится буквально в черте города. Во времена Ивана Грозного село упоминалось уже как Рыбная слобода. Оно принадлежало московским царям и снабжало царский двор рыбой. В XVII-XIX  веках из-за своего удобного географического положения на пути из восточных районов страны на запад, и с севера на юг, в Рыбинске быстрыми темпами развивается промышленность. В городе построили канатную фабрику, кирпичный завод, судостроительную верфь и многое другое. Всё большее значение приобретает железнодорожное сообщение. В те времена город считался купеческим и это определило его развитие. Купцы не жалели денег на благотворительность. На благоустройство улиц и площадей, парков и скверов, на реставрацию и строительство храмов и церквей тратились огромные суммы. В советские времена здесь началось строительство крупного гидроэнергетического узла, в том числе крупной электростанции. У села Переборы на Волге построили плотину и шлюзы, а на реке Шексне- саму ГЭС. Необходимо отметить, что при строительстве гидроузла в больших масштабах использовался труд политзаключённых. Проезжая автомобильный мост, на минуту остановился. Решил запечатлеть живописный вид, открывающийся отсюда на набережную Волги. Достал фотоаппарат и сделал несколько снимков. Сразу за мостом повернул на улицу  Крестовую, где стоит Спасо- Преображенский собор с огромной колокольней. Храм строился тринадцать лет по проекту петербургских архитекторов и в 1851 году был готов. Рядом с ним девяносточетырёхметровая колокольня (по другим данным её высота составляет сто шестнадцать метров)- самое высокое сооружение в городе. Подъехал ближе и долго задирал голову вверх, любуясь красотой архитектурного комплекса. В красивом старинном здании, которое видел с левого берега, в настоящее время расположился музей, а в дореволюционные времена оно предназначалось для хлебной биржи. Побродил по Соборной площади, постоял в тенистом сквере  недалеко от автобусной остановки, ловя заинтересованные взгляды некоторых горожан, так как мой внешний вид и экипировка явно не соответствовали обы<


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.