Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2020-04-01 | 91 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Прежде всего, надлежит устранить одно суеверие, которое распространено в народе, будто бы освящение воды в вечер Богоявления и освящение воды на утро – это «разная вода». Как было уже указано, Типикон предписывает вообще освящать только один раз – вечером, в час наступления праздничного дня. Связано это с тем, что согласно церковному времяисчислению, день начинается с вечера, а потому вечерня, которая служится в вечер сочельника (5 января) есть уже служба 6 января, а не 5-го. Если сочельник преподает в день постный (то есть, не в субботу и не в воскресение), то освящение воды совершается после первой Евхаристической Литургии праздника (совершаемой сразу с наступлением нового церковного дня, то есть, после вечера сочельника). Это всегда Литургия по чину молитв Василия Великого. Если же сочельник преподает в день воскресный или субботний, то водосвятие совершается вечером этого дня, а не сразу после воскресной или субботней литургии (которая, кстати, никогда не бывает литургией Василиевой, но только Златоустовой). Почему так? – Потому что если сочельник не припадает в день строго поста, то утром совершается Евхаристия, и относится она не к 6-му января, а к воскресению или субботе, припавшие на 5-е января. То есть, сочельник оказывается имеющим свою Евхаристия (чего не бывает в пост). Но водосвятие не может быть совершено после этой Евхаристии, так как она относится еще к 5-му числу, а не к 6-му. Когда же церковно начнется 6-й день (то есть, в вечер сочельника), начинается праздничная вечерня и совершается чин освящения воды.
К сожалению, даже многие уважаемые лица в церковном клире высказывали указанное выше заблуждение. В частности, священник Павел Флоренский считал, что освящение воды «в навечерие» (он так считал, а точнее будет все же говорить, в начале праздника) – это «ad intra», для внутреннего пользования Церкви, а освящение, совершаемое утром – это «ad extra», для освящения стихий и всего мира. Ни православное богослужение, ни предания отеческие не позволяют делать нам такого разделения. Всякое таинство и служение Церкви всегда разом содержит оба указанных аспекта – и внутреннее пользование верных, и освящение стихий и мира. Тем более, что молитва в обоих случаях читается одна и та же, и в ней так же испрашивается освящение стихий и всего мира. К сожалению, о. Павел Флоренский, будучи философом, ученым биологом и математиком, не был сведущ в литургических вопросах.
|
То же самое пишет и преподобный Максим Грек: «Да будет известно твоему благоговению (а через тебя – всякому благоверному), что совершаемый нами на утро Святого Богоявления выход к реке не означает ни то, что Спаситель наш как бы вторично крестился, и не ради всенародного собрания христоименитых людей установлено совершение этого Таинства [35] (как некоторые измышляют). Ни Спаситель бо вторично не крестился, ни люди не отстают от совершенного в вечер Святого Богоявления[36] освящения. Ибо каждый приходит в свой приход и принимает освящение, как обычно. Это же (освящение утром воды на реке – sThg) совершается по той причине (согласно толкованию премудрого Вальсамона на священные правила), что блаженный патриарх Фотий (бывший при императоре Льве премудром), видя действующими и соблюдаемыми благоверными людьми некие останки древнего обольщения идолослужением, стремился отсечь их от благоверных людей путем различных наставлений»[37].
В навечерие Богоявления
Если навечерие Богоявление бывает в день постный, то совершается оно после заамвонной молитвы на вечерней Литургии. На заамвонную молитву выходит иерей центральной стороной алтаря со святым Крестом в руках, а по бокам становятся два свещеносца со свечами, выходят же они из алтаря боковыми сторонами, и стоят так во время молитвы заамвонной. За иереем идет диакон с кадилом и становится он за спиной иерея. После заамвонной молитвы все поворачиваются и идут к месту освящения воды в предшествии свещеносцев, и поют тропари «Глас Господа над водами». Перед местом водосвятия должен стоять столик, прилично убранный. На него иерей кладет святой Крест, а свещеносцы становятся с боков его. Во время пения тропарей иерей совершает каждение над прорубью и вокруг стола с Крестом. И совершается вышеуказанное чинопоследование, после чего при пении тропаря и «Буди Имя Господне» возвращаемся в храм и обычное окончание Литургии.
|
Если же навечерие Богоявление бывает в субботу или в воскресный день, то совершается оно после вечерни. Когда диакон прочтет ектению «Исполним вечернюю молитву нашу» и иерей почтет молитву и даст народу мир, то после главопреклонной молитвы «Господи Боже наш… буди держава царствия Твоего…» выходим на водоосвящение. И вместо «стихир на стиховнах» поем тропари «Глас Господа над водами». И совершают весь вышеписанный чин водоосвящения, после чего при пении тропаря возвращаемся в храм. Диакон читает краткую сугубую ектенью, и иерей даёт праздничный отпуст вечерни.
В сам день Богоявления
Если совершается этот чин на реке или озере, отдельно от Евхаристической Литургии после утрени. Тогда после великого славословия выходит иерей со святым Крестом в руках, пред ним идет диакон с кадилом и с боков два свещеносца с фонарями для крестных ходов. И весь народ. И поют антифоны праздника (ищи на Литургии праздника) и ирмосы канона праздника и стихиры разные праздничные, и, придя на место водоосвящения, начинают петь «Глас Господа над водами». Перед местом водосвятия должен стоять столик, прилично убранный. На него иерей кладет святой Крест, а свещеносцы становятся с боков его. Во время пения тропарей иерей совершает каждение над прорубью и вокруг стола с Крестом. И совершается вышеуказанное чинопоследование. После освящения воды иерей берет кропило, окропляет себя и народ, певцы в это время могут петь разные стихиры (желающие же могут с благоговением окунуться в Иордань и испить воды, не возбраняя себе в этом даже ради предстоящей Евхаристии). И возвращаются в храм, поя стихиры и тропари праздника, и диакон читает обычные ектеньи и бывает отпуст утрени (или же сразу переход к евхаристическому синаксису от «Все, кто во Христа крестились»).
|
Если есть желание совершить водоосвящение после первого часа, то после молитвы «Христе – Ты Свет Истинный», выходят с боков два свещеносца и диакон с кадилом и несет в деснице святой Крест, и дает Крест предстоятелю, лобызая руку его. И выходят все к реке или источнику или озеру, и поют ирмосы канона, как было указано выше. И после освящения воды возвращаются в храм, поют тропарь праздника, слава и ныне: «Честнейшую Херувим» и отпуст.
Если совершается после Евхаристической Литургии, то после заамвонной молитвы. На заамвонную молитву выходит иерей центральной стороной алтаря со святым Крестом в руках, а по бокам становятся два свещеносца со свечами, выходят же они из алтаря боковыми сторонами, и стоят так во время молитвы заамвонной. За иереем идет диакон с кадилом и становится он за спиной иерея. После заамвонной молитвы все поворачиваются и идут к месту освящения воды в предшествии свещеносцев, и поют: «Глас Господа над водами». И совершают весь вышеписанный чин водоосвящения, после чего при пении тропаря и «Буди Имя Господне» возвращаемся в храм и обычное окончание Литургии.
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!