Перспективы создания Международного Договора о Торговле Оружием — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Перспективы создания Международного Договора о Торговле Оружием

2020-04-01 148
Перспективы создания Международного Договора о Торговле Оружием 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Несмотря на вышеперечисленные договоры, а также множество региональных договоров (к примеру Кодекс поведения Европейского Союза в отношении экспорта оружия, ОДКБ и т.д.), регулирующих поставки вооружений, эффективных международных инструментов, которые могли бы предотвратить военные конфликты регионального или внутригосударственного характера, нет. Из-за этого возникла необходимость создания нового международного договора о торговле оружием под эгидой ООН. Идея выдвинута Великобританией в марте 2005 года. Ее суть - формирование международного юридически обязывающего инструмента (в форме договора), регулирующего глобальную торговлю оружием. Сфера охвата должна распространяться на все виды обычных вооружений. Положения договора должны основываться на определенных ключевых принципах и критериях, которые бы четко указывали, когда поставка оружия неприемлема с точки зрения ее дестабилизирующего эффекта, нарушения прав человека, разжигания внутренних или региональных конфликтов, "утечки" оружия к террористам или другим нежелательным конечным пользователям. Документ должен предусматривать механизмы обеспечения его соблюдения и контроля, а также способствовать повышению прозрачности легальной торговли оружием через информационный обмен между его участниками.

Большинство (примерно 150) государств изначально поддержали идею МДТО. Открытых оппонентов у нее нет, хотя ряд стран, включая некоторых крупных экспортеров и импортеров оружия, относятся к ней достаточно сдержанно. У некоторых государств сохраняются сомнения в практической осуществимости подобного инструмента.

Практическая проработка идеи МДТО началась после принятия резолюции ГА ООН 61/89 от 06.12.2006. ("За" проголосовали 155 государств; "против" - США; воздержались - 24, в т. ч. Россия, Белоруссия, Венесуэла, Индия, Китай, Пакистан, страны Ближнего Востока, включая Израиль). В основе российской позиции по данной резолюции - убежденность в том, что проработку идеи МДТО следует начинать только после выяснения причин слабой эффективности уже существующих региональных механизмов и анализа ключевых проблем, связанных с неконтролируемым оборотом обычных вооружений.

Первым шагом в выполнении резолюции стал опрос государств относительно осуществимости идеи МДТО. В 2007 году более 100 государств, представили в Секретариат ООН свое мнение по данному вопросу.

Россия в подходе к проблематике МДТО исходила из следующего. Как показал мировой опыт, наличие многосторонних механизмов в области передач оружия (среди них есть юридически обязывающие: три - в Африке, по одному - в Европе и Латинской Америке) не предотвращает его попадания в нелегальный оборот, в том числе в руки террористов и экстремистов. В этой связи было бы логичным сначала проанализировать причины недостаточной эффективности существующих механизмов.

По мнению российской стороны, перекрытию каналов утечки оружия в незаконный оборот способствовало бы повсеместное укрепление национальных систем контроля в государствах, прежде всего, импортерах вооружений. В этом контексте следует также решать такие задачи, как прекращение поставок оружия, произведенного без лицензий или по просроченным лицензиям; регламентация реэкспорта (запрет на его осуществление без согласования с первоначальным экспортером); наведение порядка в брокерской деятельности; усиление контроля за конечным использованием поставляемого оружия; прекращение поставок структурам, не уполномоченным правительством.

Следующий этап - деятельность Группы правительственных экспертов (ГПЭ) ООН из представителей 28 государств (в т. ч. России), которая провела в 2008 году в Нью-Йорке три сессии для рассмотрения вопросов осуществимости идеи МДТО, его охвата и предварительных параметров.

Для определения осуществимости идеи МДТО российская сторона предлагала решить в ходе работы ГПЭ три вопроса:

выяснить причины недостаточной эффективности существующих региональных механизмов передач оружия, которые в целом содержат критерии, предлагаемые в контексте МДТО

проанализировать ключевые проблемы неконтролируемого распространения обычных вооружений и на этой основе наметить пути их решения;

четко определить цели предлагаемой регламентации легальных передач оружия.

В итоговом документе ГПЭ и докладе Генсекретаря ООН 63-ей сессии ГА ООН нашли отражение многие российские подходы к проблематике МДТО (необходимость анализа каналов попадания оружия в незаконный оборот, включая несанкционированный реэкспорт, безлицензионное производства, незаконное брокерство и т.п.). Было признано целесообразным рассматривать "оружейную" проблематику поступательно, поэтапно с целью консенсусного выхода на всех устраивающий результат. Однако главный вопрос - об осуществимости идеи МДТО - ГПЭ прояснить так и не удалось.

Тем не менее, в декабре 2008 года 145 государствами против 1 (США) и при 18 воздержавшихся, включая Россию, принята резолюция ГА ООН 63/240, в которой зафиксирован курс на разработку основных положений МДТО. Резолюцией учреждалась рабочая группа открытого состава (РГОС) с задачами, с одной стороны, постепенного, поэтапного обсуждения путей решения проблем международной торговли обычными вооружениями, с другой - рассмотрения тех элементов доклада ГПЭ, "по которым можно было бы прийти к консенсусу, для их включения в потенциальный юридически обязательный договор …".

октября 2009 г 1-й комитет Генеральной ассамблеи ООН 153 голосами проголосовал в пользу Международного договора о торговле оружием (МДТО). Согласно этому решению в 2012 г. должна состояться 4-недельная конференция ООН, которая призвана выработать проект договора "о трансфертах обычных вооружений по максимально возможным международным стандартам". Подготовительные встречи в рамках ООН состоялись в 2010 и 2011 гг.

В пользу резолюции высказались представители крупнейших экспортеров вооружений: США, Великобритании, Франции и Германии. 19 стран воздержались, среди них: Россия, Китай, Индия, Пакистан, Венесуэла. Против договора проголосовал представитель Зимбабве.

В рамках проведенного голосования произошло событие, значительно изменяющее ситуацию вокруг МДТО. Представитель США поддержал эту инициативу. До октября 2009 г. эта страна была главным противником принятия данного договора. Сегодня новая администрация США может стать одним из главных двигателей договора. Как подчеркнула госсекретарь США Хиллари Клинтон: "Соединенные Штаты готовы напряженно трудиться, чтобы установить надежные международные стандарты в этой сфере, используя возможность, предоставленную Конференцией ООН по договору о торговле оружием".

Несмотря на столь широкую поддержку договора в мире и изобилие публикаций, поясняющих его принципы, немногие сторонники данного документа, а тем более противники, понимают суть и смысл предложенной инициативы.

Для российского общественного мнения договор остается малоизвестным. Предлагаемый договор вызывает подозрения, и это объяснимо. Являясь вторым по объему экспортером вооружений в мире, Россия неохотно воспринимает любые попытки установить внешние ограничения.

Официальная российская позиция в отношении МДТО уклончива. Наличие согласованных многосторонних механизмов поставок оружия не предотвращает незаконный оборот оружия и его попадание в руки террористов и экстремистов. В связи с этим Россия предложила вначале проанализировать причины неэффективности существующих механизмов контроля за оборотом оружия и только после этого анализа поднимать вопрос о разработке глобального документа. Основное внимание в деятельности по контролю над оружием должно быть сосредоточено на борьбе с его незаконной передачей. При голосовании в ООН по вопросам МДТО российская делегация воздержалась.

Ответ России означает, что она не будет в ближайшей перспективе поддерживать разработку МДТО, поскольку считает, что прийти к соглашению относительно глобальных правил законной передачи всех видов обычных вооружений без нанесения ущерба законной торговле оружием и праву государств на самооборону не удастся.

Сторонники МДТО переводят российский язык дипломатии однозначно: Россия против договора. До конца 2009 г. мировое общественное мнение причисляло ее ко второму эшелону противников договора. Но после перехода США в стан сторонников договора Москва становится главным противником и главной мишенью для критики со стороны как государственных структур, продвигающих эту идею, так и неправительственных организаций, представляющих международное гражданское общество.

В список стран, воздержавшихся при голосовании, также входят Китай и Индия, Пакистан, Иран, Венесуэла, Куба, Йемен, Судан, Ливия и Белоруссия.

Основными принципами МТДО должны стать:

. Принцип ответственности государств - каждый экспортер оружия будет обязан заранее убедиться, что планируемая поставка предназначена именно для заявленного получателя. Государства возьмут обязательства не выдавать лицензии на сделки, вызывающие малейшее сомнение. Благодаря этому принципу вероятность того, что проданные вооружения окажутся не у законного конечного пользователя, будет сведена к минимуму.

. Принцип прямо оговоренных ограничений - отказ от международных сделок по передаче оружия и боеприпасов, которые нарушают прямые обязательства государств в рамках международного права: обязательства в рамках ООН, международные договоры и эмбарго, общепринятые и обязательные для исполнения принципы международного гуманитарного права.

. Принцип соблюдения международных юридических обязательств и всеобщих норм - государства не должны санкционировать международные сделки по передаче оружия и боеприпасов в случаях, когда имеется значительный риск того, что они: приведут к нарушению Устава ООН и норм обычного права, связанных с применением силы, будут использоваться для серьезных нарушений норм международного права в области прав человека, будут использоваться для серьезных нарушений норм международного гуманитарного права, будут применяться для осуществления геноцида и совершения преступлений против человечности, будут способствовать террористическим нападениям, негативно отразятся на безопасности и стабильности в регионе, будут значительно препятствовать сокращению бедности и нанесут серьезный вред социально-экономическому развитию.

Но главный вопрос - состоится ли МДТО хоть в какой-то форме, в значительной мере зависит от того, присоединятся ли к договору две державы: Россия и Китай. Все прочие государства из списка скептиков являются в основном либо импортерами вооружений (а стало быть, зависимы от поставщиков), либо такими экспортерами, к которым у мирового сообщества претензий нет (например, Индия).

Предварительно, эксперты и исследователи данного вопроса предполагают такие виды развития событий вокруг МДТО:

Вассенарский сценарий - новый договор фактически становится закрытым клубом производителей оружия, каким сегодня являются объединяющие 42 страны Вассенарские соглашения. В рамках Вассенара происходит внутренний закрытый обмен информацией о положении в различных регионах мира, об отказе в поставках оружия. Члены клуба формируют контрольные списки чувствительных товаров и технологий, которые действуют в отношении государств, не входящих в Вассенар. Вассенарские договоренности, фактически, стали новой версией печально известного гражданам СССР Координационного комитета по экспортному контролю (КОКОМ), т.е. режима, который сдерживал технологическое развитие не вошедших в клуб государств. Примечательно, что Китай не входит в Вассенаар, хотя китайские власти настойчиво добиваются членства. Этот сценарий маловероятен, поскольку Вассенарский принцип элитарности противоречит принципу массовости, являющемуся основой МДТО.

Путь Всемирной торговой организации - страны Евросоюза и США формируют широкую ассоциацию, участие в которой подразумевает соблюдение принятых в Евросоюзе стандартов в торговле оружием. Неучастие в организации по торговле оружием ведет к ограничению возможностей на других рынках: продовольственных товаров, телекоммуникационных услуг, космических запусков. Не присоединившиеся государства подвергаются ограничениям на всех товарных рынках, их торговля оружием подвергается исследованиям и критическим оценкам на предмет возможного соответствия принятым в ассоциации критериям.

Путь FATF (Международная группа по борьбе с финансовыми злоупотреблениями) - участники соглашения формируют межправительственную организацию, которая вырабатывает и реализует коллективные правила торговли оружием, следит за реализацией принятых правил всеми участниками соглашения. Злостные нарушители правил попадают в черный список. Попадание в черный список за нарушение правил торговли оружием влечет установление более пристального контроля за финансовыми и транспортными операциями. Опыт FATF показал, что все 23 страны-нарушительницы в короткий срок предпочли выполнить все рекомендации организации и были исключены из черного списка.

Путь Госдепартамента США - участники договора вводят адресные санкции против провинившихся внешнеторговых компаний. Этот сценарий становится опасен для России: концентрация функций ВТС в руках одной госкомпании делает российскую систему экспорта оружия легко уязвимой (достаточно ввести санкции только против одной российской организации - ОАО "Рособоронэкспорт" - и весь военный экспорт России будет парализован). Последние стремления Минобороны РФ закупать вооружения за рубежом создают большое поле риска как для отечественного ОПК, так и зарубежных партнеров, в том числе в странах НАТО.

Путь Киотских соглашений - МДТО превращается в площадку для обсуждения правил в торговле оружием. Достигнуть установления единых правил не удается, но мировая общественность получает возможность для обсуждения проблемных вопросов на высоком уровне.

Если в частности рассматривать каждый путь развития событий, то можно говорить о том, что имеются как положительные, так и отрицательные стороны. Однако говорить об этом еще рано, т.к. для начала необходимо реализовать все условия для развития дальнейших отношений в данной сфере международных отношений.


Заключение

 

На основании проделанной работы, мы можем подвести итоги и сделать следующие выводы.

Оружие - общее название устройств, предметов и средств, конструктивно предназначенных для убийства людей и животных и/или выведения из строя техники и сооружений сторон, вольно либо невольно участвующих в конфликте с применением оружия. После изобретения пороха широко стали применяться артиллерия и ракеты, а также стрелковое оружие. До изобретения же и массового внедрения последнего, основой армий были войска, вооруженные холодным ручным и метательным оружием.

Оружие подразделяется на:

.   Ядерное оружие

2. Химическое, биологическое и токсинное оружие

.   Радиологическое оружие

.   Обычное вооружение

.   Наземные мины и кассетные бомбы

.   Стрелковое и легкое оружие.

Несмотря на то, что существует общепризнанная классификация видов оружия, из нее можно выделить и такие средства ведения войны, а так же оборота оружия, какие запрещены в рамках международного гуманитарного права.

Согласно ст.35 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 года, право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы и средства ведения войны не является неограниченным. Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинять излишние повреждения или излишние страдания либо делающие смерть сражающихся неизбежной, а также ведущие к массовому разрушению и бессмысленному уничтожению материальных ценностей.

Соответственно, запрещенные средства ведения вооруженных конфликтов не должны составлять мировой оборот оружия. За такими средствами необходим контроль, чтобы избежать их распространения.

Межгосударственные отношения в области военно-технического сотрудничества являются составной частью международной системы и регулируются международным правом. Основными регулирующими документами регулирующими торговлю вооружениями являются договоры ОБСЕ, Вассернарские соглашения, а также Регистр обычных вооружений ООН.

Однако в полной мере вышеперечисленные нормативные акты не способны регулировать отношения в сфере торговли оружием. Поэтому ООН взялось за разработку Международного Договора о Торговле Оружием, чтобы исключить все пробелы мирового законодательства в данной сфере.

Положения договора должны основываться на определенных ключевых принципах и критериях, которые бы четко указывали, когда поставка оружия неприемлема с точки зрения ее дестабилизирующего эффекта, нарушения прав человека, разжигания внутренних или региональных конфликтов, "утечки" оружия к террористам или другим нежелательным конечным пользователям. Документ должен предусматривать механизмы обеспечения его соблюдения и контроля, а также способствовать повышению прозрачности легальной торговли оружием через информационный обмен между его участниками.

Иными словами, все мировое сообщество видит проблему, которая складывается довольно длительный период времени по поводу оборота оружия в мире. Однако, пути решения данной проблемы нельзя прогнозировать, пока такой договор не будет воплощен в жизнь.


Список использованной литературы

 

1. Устав Организации Объединенных Наций. Принят в Сан-Франциско 26.06.1945/Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, Вып. XII, - М., 1956.

. Документ ГА ООН А/64/135, 2009,19 августа.

. Документ ГА ООН A/64/135/Add.1, 2009, 11 сентября.

. Документ ГА ООН A/C.5/63/10.

. "Договор о торговле оружием: заставить пушки замолчать" Калинина Н.В., Козюлин В.А. - Индекс Безопасности № 3 (94), Том 16.

. Военная доктрина РФ от 5.02.2010.

. Тункин Г.И. Право и сила в международной системе. М., 1983.

. Богуславский М.М. Международное экономическое право.

. Бякешев К.А. Международное публичное право. Учебник. - М.: Проспект, 2006.

. Игнатенко Г.В. Международное право: Учебник. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2002.

11. Колосов Ю.М., Кривченкова Э.С. Международное право. - М., Международные отношения, 2007.

. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. - М., 2005.

. Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. - М., 2005.

14. Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. - М., 2006.

. Мосейчук Р.А. Международное право. Курс лекций. - Донецк ДИЭХТП, 2002.

. Тункин Г.И. Теория международного права. - М.: Зерцало, 2004.

. Шумилов В.М. Международное право. - М., Проспект, 2006.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.