Подходы к типологии государства — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Подходы к типологии государства

2020-04-01 190
Подходы к типологии государства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


Осуществляется она в основном с позиции двух подходов:
1) формационного подхода
2) цивилизационного подхода
При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические признаки. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства - это государство определенной общественноэкономической формации, характеризуемое рядом общих признаков, а именно: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства.
Согласно формационному подходу, существуют следующие типы государства:
1) рабовладельческое; возникло в результате разложения первобытнообщинного строя, появления частной собственности и классов.
2) феодальное; характеризуется неограниченной властью собственников земли - феодалов.
3) буржуазное; возникшее на индустриальной стадии развития производства, основывается на формальном равенстве людей перед законом
4) социалистическое. политическая часть надстройки над экономическим базисом социализма, тип государства, приходящий на смену буржуазному государству в результате социалистической революции, его основная цель построение социалистического общества.
При цивилизационном подходе основным критерием выступают духовные признаки (культурные, религиозные, национальные и т. п.).
Выделяются следующие типы цивилизаций:
1) древние государства;
2) средневековые государства;
3) современные государства.
Наиболее известным исследователем теории цивилизаций является А.Дж.Тойнби. Он дал следующее определение цивилизации: «Цивилизация - это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков, причем религия и формы организации, а также степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло, - остаются неизменными».
Кроме того, существуют и другие подходы к классификации государства.
В зависимости от уровня экономического развития, государства делятся на:
1) развивающиеся (иногда их называют аграрными, основу экономики составляет сельское хозяйство, продажа полезных ископаемых и т.д.); индустриальные (основу экономики этих государств составляет промышленность);
2) постиндустриальные (это современные развитые государства, в которых произошла научнотехническая революция; основные богатства этих государств создаются в сфере услуг, в индустриальной сфере).
В зависимости от политического режима различают:
1) демократические государства;
2) авторитарные государства;
3) тоталитарные государства.
В зависимости от формы правления государства делятся на:1) монархии;2) республики.
В зависимости от господствующей идеологии существуют государства:
1) идеологизированные
2) деидеологизированные.
Идеологизированные государства - это государства, в которых существует официально признанная идеология, следование которой считается обязательным. Они подразделяются на две группы: религиозные - в качестве идеологии выступает официальная религия; государства с политической идеологией - здесь существует официально провозглашенная политическая доктрина, постулаты которой определяют политическую и правовую систему в данном государстве (например, социалистические государства).
Деидеологизированные (светские) государства - здесь официальная идеология отсутствует.

Соотношение типа и формы государства определяет сущность двух этих категорий. В соответствии с тем, что тип государства – это его содержание, а его форма – средство выражения, можно выделить следующие соотношения:

1) тип государства обусловливает экономическую базу и политическое содержание государственной власти, при этом форма государства напрямую зависит от данного содержания и устанавливается им;

2) тип государства определяет содержание государственной власти, а государство реализует экономические и политические интересы господствующего класса, социальной группы либо соответствующей нации;

3) в рамках одного типа государства возможно изменение его формы в связи с изменением экономических основ государства, классовой структуры общества, а также воздействия международных факторов и т. д.

В современной юридической литературе бытует мнение, что достаточно четкого соотношения между формой и типом государства не существует, потому что у государств одного типа можно встретить разные формы государства, и наоборот.

8. ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА.
Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

это структура, определенная модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, а также методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики. Данная совокупность внешних признаков позволяет отличить одно государство от другого

В форме государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п. Например, в России в силу многонационального состава населения и огромных территорий больше предпосылок для федеративного устройства государства.

Элементами формы государства являются:

1) форма правления - система организации высших органов государственной власти, порядок их формирования, компетенция, взаимоотношение между собой и с населениемго сударства. Подразделяются на монархические (власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха): короля, царя, шаха, императора и т.д.-неограниченная, ограниченная конституционная)) и республиканские (глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа- президентские, парламентские и смешанные.);

2) форма государственного устройства - система территориальной организации государства. Подразделяются на унитарные (части гос-вао являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства), федеративные (сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации) и конфедеративные (временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом);

3) политический (государственный) режим - представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический (народовластие, власть народа) и антидемократический (тоталитарные(глобальное господство над сферами общественной жизни) и авторитарные(компромисс между тоталитарным и демократическим политическими режимами) режимы политические (государственные) режимы.

Таким образом, форма государства - это его структурное, территориальное и политическое устройство, взятое в единстве трех вышеназванных составляющих

9. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ. НЕТИПИЧНЫЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ.

Форма правления - это элемент государства, отражающий взаимоотношения высших органов государственной власти, а также их отношение с населением.По форме правления различают монархию и республику. Монархия – это форма правления при которой глава государства (монарх) управляет государством пожизненно, приобретая свою власть в порядке наследия. Монархии разделяются на абсолютные и ограниченные .Республика - это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. Республики различают на: 1)Президентская республика 2)Парламентская республика3)Смешанная . Нетипичные: 1)Монархия с республиканскими элементами: такая монархия имеет главный республиканский признак — систематическую выборность главы государства, однако им не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из нескольких монархов — правителей составных частей федерации; 2)Республика с монархическими элементами: в современном мире в условиях тоталитарных систем появились республики, которым свойственен важнейший элемент монархии — несменяемость главы государства. Глава государства в такой республике может формально избираться, может назначаться, но реально народ в формировании главы государства участия не принимает; 3)Теократическая республика (исламская республика) — особая форма республики, где правит мусульманское духовенство, сочетает в себе основные признаки традиционного исламского Халифата и признаки современного республиканского строя..

10. МОНАРХИЯ И РЕСПУБЛИКА КАК ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ: ОСНОВНЫЕ РАЗЛИЧИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.

Главное отличие монархии от республики в том, что в первой форме государственного правления главным и единоличным носителем власти является один человек, а во второй — население страны. Которое может делегировать полномочия по управлению государством представительным органам власти. Иногда — напрямую участвовать в подобных политических процессах.

Есть и промежуточная форма правления — конституционная монархия. В ней властные полномочия в различном соотношении (в зависимости от традиций, принятых в конкретном государстве) могут быть разделены между монархом и парламентом.

В монархии Глава государства — монарх, единоличный правитель, передающий свою власть по наследству или в соответствии с личными предпочтениями. В республике Глава государства — представитель исполнительной ветви власти, избираемый народом (в президентских республиках) либо назначаемый парламентом.

В монархии Основные виды нормативных актов — указы, эдикты, декреты монарха, в конституционных монархиях дополняемые законами. В республике Основной вид нормативных актов — закон.

В монархии Решения монарха должны беспрекословно исполняться (в конституционных монархиях — могут пересматриваться либо дополняться парламентом и иными органами). В республике Законы проходят многоступенчатую процедуру принятия, могут быть признаны судом нелегитимными.

Через монархическую форму правления так или иначе проходили почти все существующие сейчас государства. В ХХ веке монархия была упразднена в 88 государствах

Многие из них уже не существуют в настоящее время. Но процесс упразднения монархий продолжается и в XXI веке. Так в 2007 году умер последний неизбираемый правитель Самоа, и страна де-факто стала парламентской республикой. Также 28 мая 2008 года в Королевстве Непал монархия упразднена и заменена секулярной федеративной республикой.

В большинстве случаев причиной упразднения монархий стали революции (особенно в 1910-е гг.). С течением времени смена форм правления имела более мягкий характер - путем референдума. Кроме того некоторые бывшие Королевства Содружества утратили монархическую форму правления в результате выхода из Содружества (Индийский Союз, Пакистан, Гана и др.)

Необходимо отметить тот факт, что некоторые страны после свержения монарха с течением времени снова вернулись к монархии. Так, в Испании в 1931 году была создана Вторая Испанская республика, затем монархия восстановлена в 1947 ( де-юре ), первоначально при регентстве Франсиско Франко, в 1975 году на престол взошёл король Хуан Карлос I. Также в Королевстве Камбоджа была восстановлена конституционная монархия в 1993 году.

В настоящее время на постсоветском пространстве наиболее сильны монархические тенденции в Закавказье. В Грузии монархические традиции восходят к периоду эллинизма. Династия Багратионов оставили в народном сознании доброе наследие, которое длится в Грузии даже в современную эпоху. Качества и символы, связанные с монархией Багратиони сыграли решающую роль в становлении грузинской нации и последующее строительство национальной истории. Монархизм в Грузии имеет глубокие корни. 8 февраля 2009 года в столице Грузии Тбилиси, в соборе св. Троицы состоялось венчание представителей двух ветвей царского рода Багратиони -- Давида Багратиони-Мухранского и Анны Багратиони-Грузинской (Картли-Кахетинской). Нынешний президент Грузии Михаил Саакашвили нередко заявлял о своей принадлежности к роду Багратиони по женской линии.

По мнению ряда аналитиков, предпосылки к переходу к конституционной монархии и практические шаги в этом направлении наблюдаются в Литве. В Беларуси же, напротив, политические организации, имеющие цель свергнуть или изменить существующий конституционный строй (в том числе монархические), официально запрещены.

Почти во всех европейских республиках, когда-либо бывших монархиями, существуют и имеют некоторое влияние монархические партии. В то же время в европейских монархиях есть сильные республиканские тенденции

В Великобритании ряд социалистических организаций предлагают упразднить должности короля/королевы и Принца Уэльского и ввести должность президента, переименовать Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии в Британскую Федерацию. В Испании также существуют партии, которые предлагают вынести на референдум вопрос о восстановлении республики.

Во многих странах, которые с момента образования до настоящего времени были республиками (Швейцария, Словакия, Сан-Марино), вопрос о введении монархической формы правления не ставится.

В Азии Монархисты сильны в исламских странах, а в таких странах, как Китай, Вьетнам, Лаос и КНДР, монархические взгляды диссидентов связаны с антикоммунизмом. В Таиланде в ответ на попытку ограничить монархию начались антидемократические и промонархические выступления по всей стране. Впоследствии началась гражданская война.

Такая форма политической власти, как республика, имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии форм правления, как показывает опыт многих стран, имеет несомненные плюсы. Тем самым обеспечивается стабильность управления страной, устраняется возможность частой смены правительства по конъюнктурным партийным соображениям, обеспечивается консолидация партий. Не нарушая местного самоуправления, этот процесс ведет к укреплению роли государственной власти на местах, способствует единству государства. Это особенно важно в условиях стран, которые не имеют опыта длительного парламентского управления и где последнее в условиях, не сформировавшихся партийных структур, не сложившихся механизмов парламентского управления может вести к постоянному разброду и шатаниям.

Вместе с тем, такой процесс имеет свои минусы. Нарушается присущее той или иной форме единство структуры управления и одновременно

возникают новые виды отношений, коллизии и несогласованности, которых не было в "отработанных" формах правления. Разрушаются сложившиеся стандарты разделения властей, имеющие свои устойчивые формы и в президентской, и в парламентарной республиках. Происходит смешение разных начал, и это не всегда способствует соблюдению конституционной законности.

11. УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО.

Унитарные государства — это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция.

Признаки унитарного государства:

  • существование одноуровневой системы законодательства;
  • подразделение на административно-территориальные единицы (АТЕ);
  • существование только одного гражданства;

С точки зрения территориальной организации государственной власти, а также характера взаимодействия центральных и местных органов все унитарные государства можно разделить на два вида:

Централизованные унитарные государства — отличаются отсутствием автономных образований, то есть АТЕ имеют одинаковый правовой статус.

Децентрализованные унитарные государства — имеют в своём составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других АТЕ.

В настоящее время четко обозначилась тенденция к росту числа автономных образований и к увеличению многообразия форм автономии. Это отражает процесс демократизации в организации и осуществлении государственной власти.

12. Федерация как форма государственного устройства.

Форма государственного устройства - это один из элементов формы государства, который характеризует организацию территориального устройства государства и соотношение его как целого с составными частями.

В зависимости от наличия или отсутствия самостоятельности у территориальных частей государства выделяют:

  • 1. Унитарное государство.
  • 2. Федерации.
  • 3. Конфедерации.

Федерация - сложное союзное государство, территориальные части которого обладают ограниченным суверенитетом.

Основные признаки федерации:

  • 1. Территориальные части имеют статус государственных образований, т.е. обладают ограниченным суверенитетом - возможна ситуация, когда часть федерации имеет статут субъекта, а часть административно-территориальной единицы (Индия).
  • 2. Система государственных органов строится по принципу деления уровней власти, т.е. самостоятельная система органов федерации и самостоятельная система субъектов федерации, между собой уровни власти не соподчинены, каждый уровень имеет собственные высшие органы власти, в т.ч. выборные, высшие органы гос власти субъекта не подчинены федеральным властям.
  • 3. Система законодательства так же разделена на 2 уровня. Существуют законы как на уровне государства в целом, так и на уровне субъектов, при этом по отдельным вопросам (исключительное ведение субъекта) законы субъекта обладают приоритетом над ФЗ.
  • 4. Полномочия государственной власти разграничены между уровнями, т.е. существует сфера компетенции федерации и сфера компетенции субъектов.

Дополнительные признаки федерации:

  • 1. Возможно существование гражданства как на уроне государства, так и на уровне субъекта.
  • 2. Возможно существование государственного языка как на уроне государства, так и на уровне субъекта.
  • 3. Государственная символика присутствует как на уровне государства, так и на уровне субъекта.

Виды федераций по принципу построения:

  • 1. Территориальные (административные) - федерации, в которых все субъекты образованы по экономическим, географическим, историческим и другим критериям (США).
  • 2. Национальные - по национально-лингвистическому критерию (Индия).
  • 3. Смешанные - часть субъектов организована по территориальному признаку, часть - по национальному (РФ).

В зависимости от того, на основании чего образовывалась федерация:

  • 1. Конституционная - в результате децентрализации унитарного государства, в связи с чем федеративная форма устанавливается конституцией (Индия).
  • 2. Договорная (союзная) - образуется в результате объединения независимых друг от друга территорий, в силу чего федеративная форма устанавливается договором (США).
  • 3. Смешанная - процессы централизации и децентрализации шли одновременно, поэтому и Конституция и договор (РФ).

По объему полномочий:

  • 1. Симметричные - государства, в которых все субъекты обладают равным объемом полномочий (США).
  • 2. Ассиметричные - разные территории государства обладают разным статусом и разным объемом полномочий (Индия).

По степени централизованности:

  • 1. Централизованные - субъекты обладаю относительно небольшой сферой самостоятельности, все наиболее важные вопросы решаются на уровне государства (РФ).
  • 2. Децентрализованные - субъекты обладают значительной сферой исключительного ведения (США).

13. Особенности формы правления и формы государственного устройства Российской Федерации.

В ст.1 Конституции РФ сказано, что Российская Федерация – республика, т.е. провозглашается республиканская форма правления.

В современном мире имеется три основные разновидности республик - президентские, парламентские и смешанные. Наиболее распространенными из смешанных республик являются полупрезидентские.

В полупрезидентской республике имеются посты как президента, так и главы правительства (премьер-министра), а также правительство. Президент осуществляет общее руководство правительством, а непосредственно руководит им его глава (премьер-министр). Президент избирается населением страны. Правительство несет двойную ответственность и перед парламентом, и перед президентом. Парламент может выразить вотум недоверия правительству, но отправить его в отставку вправе только президент. Впервые такая форма правления была установлена во Франции в 1958 г.

Федеративное устройство России основывается на государственной целостности страны и на единстве системы государственной власти.Конституция подчеркивает, что федеральные законы имеют верховенство на всей территории России, а самой территории нашей страны обеспечивается целостность и неприкосновенность.Правовой характер государства и права России проявляется в том, что все основные общественные отношения, все права и обязанности граждан должны определяться правом и фиксироваться прежде всего на уровне закона. Кроме того, соблюдение закона должно быть обязательным не только для отдельных граждан и организаций, но и для всех органов государственной власти, в том числе для высших органов власти и управления.Республиканская форма правления в России определяется наличием трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Все они находятся во взаимном единстве и вместе с тем контролируют друг друга, обеспечивают равноправие различных ветвей власти.

В Конституции РФ не конкретизирована разновидность республиканской формы правления. По своим основным чертам она является полупрезидентской республикой.

Президент формирует правительство, но Государственная Дума дает согласие на назначение кандидатуры Председателя Правительства. Кроме того, Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, однако Президент РФ, при определенных условиях, может распустить Государственную Думу. Все вышеперечисленное характеризует смешанную республиканскую форму правления.

Государственное устройство РФ основывается на принципе федерализма. Это означает, что Россия состоит из равноправных субъектов – республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Разные наименования субъектов, к определенной степени неодинаковый статус, говорит о том, что Россия – несимметричная Федерация. В симметричной - все субъекты имеют одинаковые наименования, например, в ФРГ – земли, в США – штаты.

В ч. 3 ст. 5 Конституции РФ предусмотрены наиболее общие принципы федеративного устройства РФ. К ним относятся:

1) государственная целостность. Этот принцип конкретизируется в ст. 67 Конституции РФ о единой территории РФ; в ст. 70 Конституции РФ о единых гербе, гимне, флаге, столице РФ; в ст. 74 Конституции РФ о едином экономическом пространстве РФ, в ст. 75 Конституции РФ о единой денежной единице РФ;

2) единство системы государственной власти. Этот принцип конкретизируется в ст. 77-78 Конституции РФ,

3) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Этот принцип конкретизируется в ст. 71-73 и 76 Конституции РФ;

4) равноправие и самоопределение народов РФ. Народы, населяющие РФ, неодинаковы по своей численности, уровню культурного и экономического развития. Часть наиболее крупных народов РФ: татары, башкиры, народы Поволжья и Северного Кавказа и другие являются «титульными нациями», дающим и наименование республикам в составе РФ: Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республика Марий Эл и т. д.

Народы, представленные отдельными субъектами РФ, равноправны также и в политическом отношении, В соответствии с ч. 4 ст. 5 Конституции РФ, эти и все остальные субъекты РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти равноправны.

 

14. Государственно-правовой режим как элемент формы государства

Считается, что политический режим является ведущим элементом формы государства.

Государственно-правовой режим представляет собой совокупность приемов, способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть.

Государственно-правовой режим обладает большой самостоятельностью по сравнению с другими элементами формы государства — формой правления и формой государственного устройства. Ему присущи также значительная гибкость, серьезное влияние на реальную жизнь населения, на возможности личности осуществлять свои права и свободы. Через государственно-правовой режим правящие силы страны, не затрагивая формальных устоев правления и государственного устройства, способны модифицировать форму государства, приспособить ее к политической обстановке в стране или подчинить собственным политическим интересам.

Классификация — деление режимов на демократические и антидемократические (В. Н. Хропанюк). Их подразделяют также на авторитарные и демократические.

Между ними располагаются отдельные разновидности и переходные формы.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ черты:

1) народовластие, т. е. признание народа единственным источником государственной власти: это власть народа и для народа;

2) свобода личности в экономической сфере, т. е. свобода предпринимательства и признание частной собственности;

3) реальная гарантированность прав и свобод человека и гражданина;

4) осуществление государственной власти на основе принципа разделения властей;

5) выборность и сменяемость органов государственной власти;

6) децентрализация государственной власти;

7) наличие политико-правовых механизмов, обеспечивающих реальную возможность участия граждан в формировании, деятельности органов государства и в контроле за ними;

8) учет интересов и мнения меньшинства, использование метода согласования при принятии решений;

9) политический плюрализм, т. е. отсутствие единой общеобязательной официальной идеологии; многопартийность, свобода мнений, убеждений;

10) наличие легальной оппозиции.

РАЗЛИЧАЮТ ЛИБЕРАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ и СОБСТВЕННО ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ режимы.

Либерально-демократический режим характеризуется плюрализмом во всех сферах общественной жизни. В экономической сфере это выражается в многообразии форм собственности и свободе выбора любой из них; в политической — предполагает широкий спектр общественных объединений; многопартийность; в духовной — разнообразие мнений, убеждений, мировоззренческую свободу, терпимость к различным взглядам, суждениям.

признаки:

1) экономической основой служит рыночная экономика, устанавливающая равенство различных форм собственности, свободу предпринимательства и частной инициативы;

2) государственная власть осуществляется на основе принципа разделения властей;

3) в отношениях личности и государства устанавливается баланс (равновесие) их интересов;

4) высокое политическое, нравственное и правовое сознание населения.

Собственно демократический режим исходит из признания равенства и свободы всех людей. Государство подлинно демократической направленности не только закрепляет на конституционном уровне широкие права и свободы людей, но и реально их гарантирует. К другим особенностям данной разновидности демократического режима относятся:

а) максимальное использование в политической жизни демократических институтов: плебисцитов, демонстраций, шествий, собраний, митингов, петиций;

б) принятие государственных решений по воле большинства, но с учетом мнения и интересов меньшинства, например национальных меньшинств;

в) строгое разграничение полномочий между центральными и местными органами, поощрение местной инициативы (местные органы решают все вопросы, касающиеся жизни местного населения);

г) утверждение верховенства закона, режима законности, высокая правовая культура общества, должностных лиц и отдельных людей.

 АНТИДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ бывает тоталитарный и авторитарный.

ТОТАЛИТАРНЫЙ политический режим представляет собой всеобъемлющий контроль государства над населением, всеми формами и сферами жизни общества и опирается на систематическое применение насилия или угрозу его применения.

черты:

1) идеологизация всей общественной жизни: на государственном уровне введена единая общая официальная для всей страны идеология;

2) нетерпимость ко всякому инакомыслию;

3) монополия на информацию, введение государственной цензуры;

4) подавление человеческой индивидуальности, массовый террор против своего населения;

5) слияние государственного и партийного аппарата;

6) жесткая централизация власти, иерархию которой возглавляет вождь (идеи вождизма);

7) упразднение местного самоуправления;

8) отрицание частной жизни и частной собственности, доминирующее положение государственной собственности.

Тоталитаризм имеет три разновидности:

левый тоталитаризм (коммунизм),

 правый тоталитаризм (фашизм)- а) основывается на расистской идеологии, провозглашающей одну нацию или народ в качестве высшей, элитной, а другие, «неполноценные» народы должны обслуживать высшую расу либо подлежат уничтожению;б) проявляет крайнюю агрессивность по отношению к другим государствам, стремясь завоевать для высшей расы новые пространства. Отсюда милитаризация жизни страны, введение военно-бюрократического централизма,

религиозный тоталитаризм (исламский фундаментализм). Надо иметь в виду, что в отдельных странах те или иные черты тоталитаризма нередко проявляются в весьма специфических формах.

АВТОРИТАРНЫЙ режим считается более мягким по сравнению с тоталитарным, государством руководит узкий круг лиц — правящая элита, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами. Для него характерно:

1) власть элиты не ограничена законом;

2) народ отстранен от управления государством и не может контролировать деятельность правящей элиты;

3) в политической жизни допускается существование многопартийности, но оппозиционные партии запрещаются;

4) имеются сферы, свободные от политического контроля, — экономика и частная жизнь, контролю подлежит главным образом политическая сфера жизни общества;

5) устанавливается приоритет интересов государства перед личными интересами;

6) принуждение и насилие применяются в отношении открытых противников строя.

Авторитарный режим занимает промежуточное место между тоталитарным и демократическим режимами и способен перерасти как в тот, так и в другой в зависимости от ориентации правящей элиты и ее лидеров.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.106 с.