Спрос, предложение, эластичность и рыночное — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Спрос, предложение, эластичность и рыночное

2020-04-01 112
Спрос, предложение, эластичность и рыночное 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Курсовая работа

 

на тему:

«Спрос, предложение, эластичность»

 

 

                                                                  Выполнил студент

                                                                    группы ДЭ-103

                                                                    Швачкин М.А.

 

Москва 1997

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                   

Спрос, предложение, эластичность и рыночное

Равновесие                                                                

Ценовая эластичность спроса                                   

Формула ценовой эластичности                                          

2.2.1. Использование показателей процентных изменений               

Формула центральной точки                                            

Оценка по показателю общей выручки                               

2.4.1. Эластичный спрос                                                          

2.4.2. Неэластичный спрос                                                       

2.4.3. Единичная эластичность                                                  

Свойства эластичности                                          

Эластичность и ценовые интервалы                                  

Эластичность и наклон кривой спроса                               

Факторы ценовой эластичности спроса                              

3.3.1. Заменяемость                                                                 

3.3.2. Удельный вес в доходе потребителя                                    

3.3.3. Предметы роскоши и предметы необходимости                    

3.3.4. Фактор времени                                                             

Практическое применение законов спроса и

Предложения                                                            

Переговоры об уровне заработной платы                           

4.2. Небывалый урожай                                                        

Автоматизация                                                             

4.4. Дерегулирование воздушного транспорта                             

Акцизный налог                                                            

4.6. Наркотики и уличная преступность                                    

Минимум заработной платы                                             

Заключение                                                             

 

Список использованной литературы                                       

 

 

Введение

Основные элементы рыночного механизма. Понятие рынка совершенной конкуренции

 

  Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции.

 

  Инструменты способствовали установлению равновесия на рынке.

  Во-первых, это цены. Изменение относительных цен послужило ориентиром для производителя при определении необходимости изменения объемов производства. Изменение цен повлияло на выбор технологии производства. Цены в конечном итоге предопределили и то, кем при данном уровне доходов будет потреблен продукт.

   Во-вторых, это спрос и предложение. Спрос (платежеспособный) - это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах. Предложение - это количество товаров, которое имеется в продаже при данной цене. Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.

  Наконец, в третьих, это конкуренция. Цель каждого предпринимателя - максимизация прибыли, а следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности. Это с неизбежностью приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбытов товаров, рост объемов производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты. Если предложение какого-либо товара больше, чем спрос на него, то усиливается конкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы продать свой товар, зачастую вынужден снижать цену, что, как правило, влечет за собой сокращение данного товара. Если спрос больше, чем предложение, то конкурировать друг с другом вынуждены уже покупатели. Чтобы иметь возможность приобрести дефицитный товар, каждый из них старается предложить по возможности более высокую цену, чем это могут сделать его соперники. Цена повышается, и это стимулирует увеличение предложение данного товара.

Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. Однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия.

  Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции, т.е. когда ситуация на рынке характеризуется множеством покупателей и продавцов, однородностью продаваемой продукции, свободным доступом фирм на рынок. При совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.

Ценовая эластичность спроса

  Согласно закону спроса, потребители при снижении цены будут приобретать большее количество продукции. Однако степень реакции потребителей на изменение цены может значительно варьироваться от продукта к продукту. Более того, мы обнаружим, что, как правило, реакция потребителей в отношении одной и той же продукции существенно варьируется при изменении цен в различных пределах. Экономисты измеряют степень чуткости, или чувствительности, потребителей к изменению цены продукции, используя концепцию ценовой эластичности. Для спроса на некоторые продукты характерна относительная чуткость потребителей к изменениям цен, небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции. Спрос на такие продукты принято называть относительно эластичным или просто эластичным. Что касается других продуктов, потребители относительно нечутки к изменению цен на них, то есть существенное изменение в цене ведет лишь к небольшому изменению в количестве покупок.

В таких случаях спрос относительно неэластичный или просто неэластичный.

 

Формула центральной точки

В процессе применения формулы ценовой эластичности возникает одно неприятное затруднение. Проиллюстрируем его конкретным примером. При вычислении коэффициента эластичности спроса на зерно в ценовом интервале от 5 до 4 дол., согласно данным таблицы 2, мы оказываемся перед дилеммой, какую из двух комбинаций характеристик цены и количества продукции (5 дол. - 2000 бушелей или 4 дол.- 4000 бушелей) взять в качестве базовой для подсчета процентных изменений, используемых в формуле эластичности? Наш выбор повлияет на результат вычислений. Исходя из комбинации 5 дол. - 2000 бушелей, мы обнаружим, что процентное уменьшение цены составит 20%, а процентное увеличение количества спрашиваемой продукции - 100%. Подставив эти данные в формулу, мы получим коэффициент эластичности, равный 100/20, или 5. Однако, исходя из комбинации 4 дол. - 4000 бушелей, мы обнаружим, что процентное увеличение цены составит 25%, а процентное уменьшение количества спрашиваемой продукции - 50%. Коэффициент эластичности будет в этом случае равен 50/25, или 2. Хотя и в том, и в другом случае формула свидетельствует, что спрос эластичен, эти два способа подсчета дают в результате существенно различную степень эластичности. В иных случаях - попробуйте, например, повторить расчет в ценовом интервале от 3 до 2 дол. - формула может показать слабо эластичный спрос при одной комбинации характеристик цены и количества и слабо неэластичный спрос - при другой комбинации.

  Для преодоления этого затруднения экономисты условились о рабочем компромиссе, заключающемся в использовании в качестве исходной базы вычислений средних из анализируемых уровней цены и количеств спрашиваемой продукции. В случае с ценовым интервалом от 5 до 4 дол, базовыми являются цена, равная 4,5 дол., и количество, равное 3000 бушелей. Тогда процентное изменение цены составит 22%, а процентное изменение количества - около 67%, так что коэффициент эластичности будет равен 3. Вместо того чтобы измерять эластичность в одной из крайних точек ценового интервала, от 5 до 4 дол., такое решение позволяет оценить эластичность в центральной точке интересующего нас интервала.

  Для удобства вычислений мы можем усовершенствовать известную нам формулу эластичности, представив ее следующим образом:

 

          изменение количества      изменение цены

Ед= -----------------------------------: ------------------------------

               сумма количеств/2        сумма цен/2 

  Подставив в формулу числовые данные, соответствующие интервалу от 5 до 4дол., мы получим:

       2000     1

Ед= -------------   : ------- = 3,00

     6000 / 2 9 / 2

Эластичный спрос

  Если спрос эластичен, то увеличение цены приведет к уменьшению общей выручки. Почему? Да потому, что прирост общей выручки, вызванный повышением цены единицы продукции меньше, чем потеря выручки, связанная с параллельным сокращением продаж.

Вывод: если спрос эластичен, изменение цены вызывает изменение общей выручки в противоположном направлении.

 

Неэластичный спрос

Если спрос нэластичен, уменьшение цены приведет к уменьшениию общей выручки. Небольшое расширение продаж, которое произойдет в этом случае, окажется недостаточным для компенсации снижения выручки, получаемой с единицы продукции, гак что в конечном счете общая выручка уменьшится. Такая ситуация имеет место в ценовом интервале от 2 до 1 дол, кривой спроса, изображенной на рисунке 3.

Первоначальная общая выручка представлена на нем площадью фигуры ОР4FQ4 (22 000 дол.) при цене Р4 (2 дол.) и количестве спрашиваемой продукции Q4 (11 000 бушелей). Снизив уровень цены до Р5 (1 дол.), мы увеличим количество спрашиваемой продукции до Q5 (16 000 дол.), что, очевидно, меньше площади ОР4РQ4. Это уменьшение объясняется тем, что потеря выручки, вызванная снижением цены единицы продукции (площадь Р5Р4FH), оказывается больше прироста выручки, полученного благодаря сопутствующему расширению продаж (площадь Q4HGQ5). Например, падение цены на 1 дол, применительно к первоначальному количеству зерна, равному 11000 бушелей (Q4), ведет к потере 11000 дол. Рост объема продаж, сопровождающий это снижение цены, составит 5000 бушелей (от Q4 до Q5) и в результате даст дополнительную выручку, равную 5000 дол. (5000 х 1 дол.). В конечном счете чистая потеря общей выручки составит 6000 дол. (5000 дол. - 11 000 дол.)..Как и в предыдущем случае, эти рассуждения носят обратимый характер: если спрос неэластичен, рост цены приведет к увеличению общей выручки.

  И опять эти рассуждения будут правомерны также и в обратном случае: если спрос неэластичен, увеличение цены приведет к увеличению общей выручки.

Вывод: если спрос неэластичен, изменение цены вызывает изменение общей выручки в том же направлении.

Единичная эластичность

  В специальном случае единичной эластичности увеличение или уменьшение цены оставит общую выручку без всяких изменений. Потеря выручки, вызванная снижением цены единицы продукции, будет в точности компенсирована сопутствующим расширением продаж. И наоборот, прирост выручки, полученный благодаря росту цены единицы продукции, будет в точности компенсирован потерей выручки, вызванной сопутствующим сокращением количества спрашиваемой продукции.

  В колонках 3 и 4 таблицы 2 отмечено применение показателя общей выручки ко всей кривой спроса на зерно. Рисунок 3 подтверждает правильность наших заключений. На нем изображены пять точек, соответствующих пяти значениям общей выручки и количествам спрашиваемой продукций, приведенным в колонках 1 и 3 таблицы 2) а затем проведена кривая, позволяющая судить о динамике этих соотношений. Высота кривой общей выручки соответствует площади прямоугольника, расположенного под кривой спроса на рисунке За, при каждой заданной комбинации цены н количества. Мы видим, что на ценовом отрезке от 5 до 4 дол, величина общей выручки действительно растет по мере уменьшения цены.Мы обнаружим также, что общая выручка растет при падении цены с 4 до 3 дол, и с 3 до 2 дол. Обратите внимание: коэффициент эластичности в колонке 5 таблицы 2 показывает, что спрос действительно эластичен на всех этих ценовых интервалах (отрезках). Однако на отрезке от 2 до 1 дол, мы заметим, что общая выручка, изображенная на рисунке 3б, будет понижаться. Это свидетельствует о неэластичности спроса, что подтверждается также и данными колонки 5 таблицы 2. На протяжении тех отрезков, в пределах которых снижение цены ведет к росту общей выручки, спрос является эластичным, на протяжении тех ценовых отрезков, в пределах которых снижение цены сопровождается снижением общей выручки, спрос неэластичен.

 

Свойства эластичности

  В описанных выше вариантах применения формулы эластичности к показателя суммарного дохода внимательный читатель мог бы обнаружить два малоприметных, но значимых свойства эластичности.

Заменяемость

  Вообще говоря, чем больше хороших заменителей данного продукта предлагается потребителю, тем эластичнее бывает спрос на него.

  На чисто конкурентном рынке, где, по определению, существует огромное количество идеальных заменителей продуктов, предлагаемых любым продавцом, кривая спроса на продукты каждого отдельного продавца окажется совершенно эластичной. Если один из конкурирующих продавцов пшеницы или кукурузы повысит цену, покупатели переориентируются на легкодоступные идеальные заменители, предлагаемые его многочисленными соперниками. Другим крайним случаем является спрос диабетиков на инсулин, несомненно крайне неэластичный.

  Стоит заметить, что эластичность спроса на продукт зависит от того, насколько узко определены границы этого продукта. Спрос на машинное масло фирмы "Тексако" является более эластичным, чем спрос на машинное масло вообще. Целый ряд других сортов масла легко заменит масло "Тексако", но хорошего заменителя масла, как такового, не существует.

 

Фактор времени

  Вообще говоря, спрос на продукт обычно тем эластичнее, чем длиннее период времени для принятия решений. Одна из причин этого правила заключается в том, что многие потребители - это люди привычки. Если цена на продукт растет, нам требуется время, чтобы найти и опробовать другие продукты, пока мы не убедимся в их приемлемости. Если цена говядины повысится на 10%, потребители, возможно, не сразу сократят свои покупки. Но через некоторое время они могут перенести свои симпатии на птицу или рыбу, на которые у них теперь "появился вкус". Другое объяснение этого правила связано с долговечностью продукта. Исследования показывают, что "краткосрочный" спрос на бензин менее эластичен (0,2), чем "долгосрочный" спрос (0,7). Почему так происходит? Потому что в долгосрочном плане большие, пожирающие бензин автомобили изнашиваются и из-за подорожания бензина заменяются меньшими по размеру, более экономичными машинами. В предпринятом недавно прикладном исследовании, посвященном системе пригородного железнодорожного сообщения г.Филадельфии, утверждается, что "долгосрочная" эластичность спроса на железнодорожные билеты почти в 3 раза превышает его "краткосрочную" эластичность. Точнее, краткосрочная реакция пассажиров (определяемая непосредственно в момент изменения целы билета) неэластична и равна 0,68. Наоборот, долгосрочная реакция (определяемая за четырехлетний период) эластична и равна 1,84. Более высокая долгосрочная эластичность объясняется тем, что при наличии достаточного количества времени потенциальные пассажиры железнодорожного транспорта получают возможность принять необходимые решения относительно покупки автомобиля или изменения местонахождения дома и работы. Во всяком случае, такое различие эластичности привело автора к выводу о том, что система пригородного сообщения, обслуживающая около 100 тыс. Пассажиров, могла бы немедленно увеличить ежедневную выручку на 8 тыс. дол., повысив цену билета на 0,25 дол., или примерно на 9%. Почему? Потому что краткосрочный спрос неэластичен. Однако в долгосрочной перспективе те же 9% роста цены приведут, согласно оценке, к уменьшению общей выручки более чем на 19 тыс. дол, в день, поскольку спрос эластичен. Общий вывод гласит, что повышение цены, выгодное в краткосрочном аспекте, чревато финансовыми затруднениями в долгосрочной перспективе.

 

Небывалый урожай

  Исследования показывают, что спрос на большую часть сельскохозяйственной продукции крайне неэластичен, порядка 0,2 или 0,25. В силу чего увеличение производства сельскохозяйственной продукции благодаря хорошим погодным условиям или росту эффективности производства одновременно снижает как цены сельскохозяйственной продукции, так и суммарную выручку (доходы) фермеров. Для фермеров как социальной группы неэластичный характер спроса на их продукцию означает, что сбор очень большого урожая может быть нежелательным! Для политиков это означает, что повышение доходов фермеров зависит от ограничения фермерского производства.

 

Автоматизация

  Характер воздействия автоматизации, то есть быстрого технологического прогресса, на уровень занятости частично зависит от эластичности спроса на производимый продукт.Предположим, что фирма устанавливает новое трудосберегающее оборудование, и это приводит к технологической безработице, скажем, 500 рабочих.Предположим также, что часть экономии на издержках, полученной благодаря технологическому прогрессу, передается потребителям путем снижения цен. Теперь воздействие снижения цен на объем продаж фирмы, следовательно, и на количество необходимых ей рабочих будет зависеть, от эластичности спроса на продукт. Эластичный спрос мог бы обеспечить такое расширение продаж, что некоторые (все или даже более, чем 500) из вытесненных рабочих были бы вновь наняты фирмой. Неэластичность спроса будет означать, что лишь немногие (либо вообще никто) из уволенных рабочих могут быть опять приняты на работу,так как прирост объема продаж и производства фирмы будет невелик.

 

Акцизный налог

  Выбирая, какие из товаров и услуг обложить акцизом, правительство принимает во внимание эластичность спроса на них. Предположим, что на какой-то продукт установлен налог в 1 дол., а объем продаж составляет 10 000 единиц. Доход от налогообложения, очевидно, равен 10 000 дол. Теперь, если налог будет повышен, скажем, до 1,5 дол, и соответственно более высокая цена приведет к сокращению продаж до 5000 единиц в силу эластичности спроса, доход от налогообложения упадет до 7500 дол. Повышение налога на продукт, спрос на который является эластичным, повлечет за собой сокращение дохода от налогообложения. Это заставляет законодателей, устанавливая акцизные налоги, искать такие продукты, спрос на которые неэластичен, например. алкогольные напитки и сигареты.

 

Минимум заработной платы

 Федеральный закон о минимуме заработной платы не позволяет нанимателям пленить занятым у них рабочим меньше чем 3,35 дол. в час. Критики закона утверждают, что введение минимума заработной платы, превышающего ее равновесный уровень, толкает найм назад и вверх вдоль нисходящих кривых спроса на труд и приводит к безработице, особенно среди рабочих моложе 20 лет.С другой стороны, рабочие, имеющие минимальную заработную плату, получают более высокие доходы, чем при отсутствии закона. Величина доходи, теряемого в связи с безработицей, и дохода, приобретаемого теми, кто сохраняет занятость, зависит от эластичности спроса на труд молодых рабочих. В целом ряде исследований высказывается предположение, что спрос достаточно неэластичен, коэффициент эластичности, возможно, составляет всего лишь 0.15 и 0,25. Если эти оценки верны, из них следует, что выигрыш дохода, связанный с соблюдением закона о минимуме заработной платы, превышает его потерю.

  Аргументация критиков закона была бы убедительнее, если бы спрос на труд молодых рабочих был эластичным.

 

  Эти примеры можно было бы продолжить, но основная идея уже ясна. Эластичность спроса жизненно важна для бизнесменов, фермеров, наемных рабочих, а также дня разработчиков государственной экономической политики.

 

Заключение

 

  В рыночной экономике, как правило, между спросом и предложением устанавливается определенное соответствие, которое называют рыночным равновесием.

  Рыночное равновесие - ситуация на рынке, при которой планы покупателей и продавцов полностью совпадают так, что при данной цене величина предложения равна величине спроса.

Спрос и предложение - понятия, относящиеся к сфере обращения, характеризующие состояние и перспективы развития рынка.

  Соотношение спроса и предложения как по отдельным товарам, так и по товарной массе в целом, сложившиеся условия реализации характеризуют конъюнктуру рынка.

  Между спросом и предложением возможны различия. Так, при одном и том еж размере денежного спроса возможно проявление совершенно различных потребностей. Товары, одинаковые по цене, могут иметь различные потребительские стоимости. Таким образом, соотношение спроса, предложения на различные товары отражает взаимодействие потребительской стоимости и стоимости товара.

  Отношение спроса и предложения представляет собой единство противоположностей, которое отражает единство стоимости и потребительской стоимости товара. Спрос может быть удовлетворен только предложением, а предложение может быть реализовано только в спросе.

  В основе рыночного равновесия лежит равновесная цена, при которой количество товара, предложенного на рынке, равно количеству товара, на который предъявлен спрос.

 

  Предложение - это масса товаров и услуг, которая предлагается для реализации. Оно представляет собой продукт, который находится на рынке или может быть доставлен на него. Предложению также присущи определенные свойства: способность к обмену и способность удовлетворять те или иные конкретные потребности. Предложение зависит от объема производства и его структуры. Оно по своим размерам не тождественно производству, колеблясь от последнего в ту или иную сторону за счет поступления товаров из других стран, их экспорта и других причин. Однако в основном рост предложения обусловлен ростом производства и отражает его.

  Закон предложения. С повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. Закон показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем при низкой. Напомним, что цена, с точки зрения потребителя, выступает как сдерживающий фактор.

  От чего происходят изменения в предложении?

  1. Цены на ресурсы. Снижение ресурсных цен снизит издержки производства и увеличит предложение, и наоборот. Пример: повышение цен на железную руду и кокс увеличивает издержки производства стали и ведет к сокращению ее предложения.

  2. Технология. Совершенствование технологии означает, что открытие новых знаний позволяет более эффективно произвести единицу продукции, то есть с меньшей затратой ресурсов. При данных ценах на ресурсы снизятся производственные издержки и увеличивается предложение.

3. Налоги и дотации. Предприятие рассматривает большинство налогов как издержки производства и сокращает предложение. Напротив, дотации считаются «налогом наоборот». Когда государство субсидирует производство какого-либо товара, оно фактически снижает издержки и увеличивает его предложение.

  4. Цены на другие товары. Изменение цен на другие товары также способно сместить кривую предложения продукта. Снижение цены на пшеницу может побудить фермера выращивать и предлагать к продаже больше кукурузы.

  5. Ожидание. Ожидание может повлиять на желание производителя поставлять на рынок продукт в настоящее время.

  6. Число продавцов. При данном объеме производства каждой фирмы чем больше число поставщиков, тем больше рыночное предложение.

 

  Эластичность предложения - это показатель, выражающий изменения совокупного предложения, происходящие в связи с ростом цен. В случае, когда увеличение предложения превосходит рост цен, последнее характеризуется как эластичное. Если прирост предложения равен приросту цен, то предложение называется единичным, а показатель его эластичности равен 1. Когда прирост предложения меньше прироста цен, формируется так называемое неэластичное предложение. Короче говоря, эластичность предложения - это понятие, характеризующее чувствительность (реакцию) предложения товаров на изменение их цены.

  Спрос и предложение - понятия, относящиеся к сфере обращения, характеризующие состояние и перспективы развития рынка. Соотношение спроса и предложения как по отдельным товарам, так и по товарной массе в целом, сложившиеся условия реализации характеризуют конъюнктуру рынка.

  Отношение спроса и предложения представляют собой единство противоположностей, которые отражает единство стоимости и потребительской стоимости.

  К факторам, приводящим к изменению предложения, относятся:

    1) Изменения в себестоимости производства за счет повышения цен на ресурсы, изменения цен на ресурсы налогов и дотаций, достижений науки и техники, новых технологий. Понижение себестоимости позволяет производителю выбросить на рынок больше товара. Рост себестоимости приводит к противоположному результату - предложение снижается.

  2) Изменения цен на другие, в том числе взаимозаменяемые товары. Например, повышение цен на новые автомобили сокращает предложение подержанных. Это объясняется тем, что многим автолюбителям станет не по карману покупка нового автомобиля, и они будут продолжать пользоваться старыми.

3) Перспективные ожидания производителей. При прогнозах относительно роста цен в будущем производители могут сократить предложение, чтобы вскоре продать товар по более высокой цене, и, наоборот, ожидание падения цен заставляет производителей избавиться от товара как можно скорее, чтобы на понести убытки в будущем.

  4) Количество товаропроизводителей непосредственно воздействует на предложение, так как чем больше поставщиков товаров, тем выше предложение, и наоборот, при уменьшении числа производителей резко сокращается предложение.

  Спрос обычно рассматривается с позиций выгодности цены; иначе говоря, спрос показывает количество продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам. Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса, и наоборот.

  Закон спроса - люди покупают большее количество продукта при низкой цене, чем при высокой, - находит отражение в нисходящем направлении кривой спроса.

  Изменения в спросе зависят:

  1. Потребительские вкусы. Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменениями моды, будет означать, что спрос возрастает по каждой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтении потребителей вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево.

  2. Число покупателей. Очевидно, что и увеличение на рынке числа покупателей обуславливает повышение спроса. Приведем примеры: резкое усовершенствование средств связи необычайно расширило границы международных финансовых рынков и привело к увеличению спроса на акции, облигации.

  3. Доход. Воздействие на спрос изменений денежного дохода несколько более сложно. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса. По мере роста доходов потребители, как правило, покупают больше товаров, и наоборот. Товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением денежного дохода, называют товарами высшей категории, или нормальными товарами. Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть возрастает при снижении доходов, называют товарами низшей категории.

  4. Цены на сопряженные товары. Приведет ли изменение цен на сопряженный товар к повышению или снижению спроса на рассматриваемый продукт, зависти от того, является ли этот родственный товар заменителем нашего продукта или сопутствующим ему. Например, сливочное масло и маргарин представляют собой взаимозаменяемые товары.

Спрос объединяет всех потребителей (покупателей). Он представляет выявленную на рынке потребность в товарах, которая выражена в деньгах и покрывается ими в каждый момент.

 

  Ценообразование - один из важнейших элементов программы маркетинга. Цена, в конечном счете, отражает, насколько правильно была разработана и реализована эта программа.

  Т.о. среди основных проблем маркетинга принципиальное значение принадлежит двум: на каком уровне следует установить цену и как и почему ее нужно изменять.

 

  Чувствительность покупателей к изменению цены с точки зрения объема покупок определяется ценовой эластичностью. Ценовая эластичность - степень изменения спроса в зависимости от изменения цены.

 

  Цена равновесия - это цена такого уровня, при котором предложение соответствует спросу.

 

  К чему приводит равновесие спроса и предложения? К общему равновесию. Товары распределяются между возможными их потребителями. Это происходит благодаря механизму рыночного ценообразования.

  Рыночный механизм решает проблемы, что, как и для кого производить, причем, одновременно для множества взаимосвязанных рынков, поскольку признает то, что кривые спроса и предложения определяют цены и количество. Эта взаимозависимость цен равновесия является общим равновесием рынка, определяемым спросом и предложением.

 

Приложение

ТАБЛИЦА 1. Спрос и предложение на рынке зерна

 

КОЛИЧЕСТВО СПРАШИВАЕМОЙ В ТЕЧЕНИЕ НЕДЕЛИ ПРОДУКЦИИ (ЕД.) ЦЕНА ЗА 1 БУШЕЛЬ (ДОЛ.) КОЛИЧЕСТВО ПРЕДЛАГАЕМОЙ В ТЕЧЕНИЕ НЕДЕЛИ ПРОДУКЦИИ (ЕД.) ИЗЛИШЕК (+) ИЛИ ДЕФИЦИТ (-) (ЕД)
1 2 3 4
2 000 5 12 000 + 10 000
4 000 4 10 000 + 6 000
7 000 3 7 000 0
11 000 2 4 000 - 7000
16 000 1 1 000 - 15 000

 

ТАБЛИЦА 2. Ценовая эластичность спроса, оцениваемая с помощью показателя общей выручки и коэффициента эластичности.

 

КОЛИЧЕСТВО СПРАШИВАЕМОЙ В ТЕЧЕНИЕ НЕДЕЛИ ПРОДУКЦИИ (ЕД.) ЦЕНА ЗА 1 БУШЕЛЬ (ДОЛ.) ОБЩАЯ ВЫРУЧКА (РАСХОДЫ ПОКУПАТЕЛЕЙ) (ДОЛ) ОЦЕНКА ПО ПОКАЗАТЕЛЮ ОБЩЕЙ ВЫРУЧКИ КОЭФФИЦИЕНТ ЭЛАСТИЧНОСТИ Ед (округленно)
1 2 3 4 5
2 000 5 10 000     эластичен   (2000:(6000/2))/ (1:(9/2))=3,00
4 000 4 16 000     эластичен   (3000:(11000/2))/ (1:7/2))=1,91
7 000 3 21 000     эластичен   (4000:(18000/2))/ (1:(5/2))=1,11
11 000 2 22 000     неэластичен   (5000:(27000/2))/ (1:(3/2))=0,56
16 000 1 16 000    

 

ТАБЛИЦА 3. Ценовая эластичность спроса.

 

ВЕЛИЧИНА   КОЭФФИЦИЕНТА ТЕРМИНОЛО- ГИЯ ОБЪЯСНЕНИЕ ТЕРМИНОВ ВЛИЯНИЕ НА ВЫРУЧКУ ЦЕНЫ ОБЩУЮ
ЭЛАСТИЧНОСТИ     УВЕЛИЧЕНИЕ УМЕНЬШЕНИЕ
1 2 3 4 5
Ед > 1 эластичный или относительно эластичный спрос процентное изменение количества спрашиваемой продукции превышает процентное изменение цены общая выручка падает общая выручка растет
Ед = 1 единичность или единичная эластичность спроса процентное изменение количества спрашиваемой продукции равно изменению цены общая выручка неизменна общая выручка неизменна
Ед < 1 неэластичный или относительно неэластичный спрос процентное изменение количества спрашиваемой продукции меньше,чем изменение цены общая выручка растет общая выручка падает

 

Список использованной литературы

 

1. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Сэенли Л. Брю, «Экономикс»

 

2. А. Амбразумцов, Ф. Стерликов, «Экономическая теория ECONOMICS в вопросах и ответах»

 

3. Чапурина М.Н., Киселева Е.А., «Курс экономической теории»

 

4. Борисов Е.Ф., Экономическая теория. Учебное пособие.

 

5. Райзберг, «Курс экономики», Учебник.

 

Курсовая работа

 

на тему:

«Спрос, предложение, эластичность»

 

 

                                                                  Выполнил студент

                                                                    группы ДЭ-103

                                                                    Швачкин М.А.

 

Москва 1997

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                   

Спрос, предложение, эластичность и рыночное

Равновесие                                                                


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.117 с.