Глава 2. Документальное кино о слепых людях — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Глава 2. Документальное кино о слепых людях

2020-03-31 219
Глава 2. Документальное кино о слепых людях 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Чтобы составить представление о том, как проблема социальной адаптации слепых людей отражалась в кинодокументалистике разных лет, мы предприняли поиски документальных фильмов на данную тему.

Мы провели поиск документальных фильмов про слепых людей в интернете, с помощью нескольких поисковых систем (Google, Bing, Yandex, Rambler). Далее нами был составлен список документальных фильмов посвященных проблеме слепых людей. Какие-то фильмы нам удалось найти и просмотреть в интернете, какие-то мы нашли через частные контакты. Одним из источников стала фильмобаза Пермской Синематеки.

В целом список найденных нами фильмов не так уж велик. Это говорит о том, что в документалистике данной социальной проблеме уделяется не так много внимания, как хотелось бы. Может быть, слепые люди потому и одиноки, что общество не знает об их проблеме изнутри? Может быть, если таких фильмов было больше, то и людей, обративших на это внимание, стало бы больше.

Фильмы о слепых людях, которые нам удалось отыскать, разнообразны по тематике. При этом их объединяет тема одиночества. Незрячие люди оказываются в центре киноповествования, и проблематика в каждом из фильмов показана с разных сторон, но большинство героев документальных фильмов о слепых – одиноки.

Яркими примерами этого являются фильмы Геральда Дегальцева «Кто косит ночью» (СССР, 1990 г) и «В темноте» Сергея Дворцевого (Россия, Финляндия, Великобритания, 2004 г). Да, у их героев есть определенный круг общения, и, в некоторых случаях, даже друзья. Но постоянного общения в этих фильмах, как такового, мы не наблюдаем. Действительно ли все так, как показано в этих фильмах? Неужели все так плачевно, и слепые люди абсолютно никому не нужны и завести себе друзей составляет для них множество усилий? Это дает повод задуматься – если это действительно так, то правильно ли мы поступаем, забывая о таких людях.

Но нельзя брать все фильмы под одну гребенку, и говорить, что если фильм о слепом человеке, то он должен быть обязательно одиноким. Нет, проанализировав остальные фильмы, мы поняли, что это совсем не так. Есть и совершенно противоположные киноповествования, опровергающие данную позицию некоторых режиссеров.

Так, например, в фильме Алексея Романова «Цветы в воспоминаниях и снах» (Россия, 2002г) показана жизнь слепого художника Мансура Закирова, который продолжает рисовать, радоваться жизни, несмотря на свой «недуг» У него есть и друзья и поддержка.

Что касается остальных фильмах, то к примеру фильм Аркадия Когана «Все дети рождаются зрячими» (Россия, 2005г) - о взаимоотношениях слепого отца и зрячего сына. Здесь в качестве темы поднимается противопоставление и одновременно сближение незрячего мира с зрячим. В этом фильме показана жизнь Александра, потерявшего зрение в 12 лет. Лишившись зрения, он обострённо ощущает мир во всех остальных проявлениях. Саша живёт полной жизнью и радуется ей. Он старается справляться со своими трудностями сам. У него есть любимая работа, много друзей, жена и трёхлетний зрячий сын, которого он учит видеть мир. Видеть не глазами, а сердцем.

Герои фильма Гульбахор Мирзоевой «Бог сохраняет все» (СССР, 1991г) - также слепые люди, работающие на ковровом комбинате в одном из городов Таджикистана. Здесь присутствует особая атмосфера общения, не всегда понятная для зрячих: отсутствие зрения во взаимоотношениях слепых компенсируется чем-то иным, трудно уловимым для других людей.

В фильме Олеси Фокиной «Чудеса и тайны» (Россия, 2004г) мы видим, как автору удалось показать зрителю не покидающую радость жизни слепых людей, живущих около монастыря. Здесь показан духовный аспект человеческой жизни. Вера помогает этим людям не только не падать духом, но и радоваться всему прекрасному вокруг них, хоть они этого и не могут увидеть.

Также запомнился фильм Люка Боланда «Письмо к Лу» (Бельгия, 2005г). Здесь мы видим жизнь маленького мальчика Лу, который может видеть мир только своим сердцем…. Он слеп от рождения и очень отличается от своих сверстников. Родителям нелегко с больным ребенком. Но, несмотря на все трудности, это веселый и непоседливый мальчуган. Фильм позволяет зрителям увидеть шесть первых лет жизни Лу глазами его отца, режиссёра фильма.

С целью формирования мотивно-образной основы собственного фильма, проанализируем более подробно ряд документальных картин о слепых людях.

«Земля безмолвия и тьмы». Реж. Вернер Херцог. Германия, 1971 г.

"Земля безмолвия и тьмы"– документальный фильм В. Херцога, один из первых в его кинематографической карьере. Главный герой фильма – Фини Штраубингер, женщина, в подростковом возрасте потерявшая зрение и слух. После 30 лет депрессии и изоляции она нашла в себе силы вернуться к "нормальной" жизни. Фини отправляется в путешествие по Баварии с целью разыскать и постараться хоть как-то помочь таким ослепшим и глухим людям. Первые слова, которые приходят в голову после просмотра фильма – это "тяжелый" и "страшный". В первом эпизоде фильма три глухие и слепые женщины сидят на скамейке и в течение невыносимо долгих пяти минут рассказывают о своем посещении зоопарка. Невозможно не поймать себя на мысли, что если бы столкнулся с чем-то подобным в жизни, то наверняка вежливо отошел бы в сторонку или отвел бы глаза. Дальше – страшнее. Празднование дня рождения Фини, во время которого люди пытаются узнать друг друга на ощупь. Экскурсия в ботанический сад. Посещение больниц и безуспешные попытки пробиться к людям, медленно отказывающимся от человеческой речи и надежды хоть как-то вписать в окружающую действительность. Посещение детских домов, где слепым и глухим от рождения детям пытаются объяснить, что такое счастье. В одном из самых запоминающихся эпизодов Фини пытается объяснить, что значит быть глухой и слепой. Оказывается, что это вовсе не умиротворяющая тишина, а (в лучшем случае!) постоянный сводящий с ума шум. А тьма – вовсе не черная, а состоящая из множества разъедающих цветовых пятен. В интернет-форуме сайта «КиноЗал ТV» нашлось несколько мнений и споров об этом фильме. Вот наиболее запомнившееся: «Фини Штраубиндер – совершенно поразительная женщина, сумевшая не только выжить сама, но и нашедшая в себе силы помогать другим. И обретшая в этом смысл жизни. Особенно цепляет фраза, когда она говорит людям в приютах, больницах: "Я такая же, как вы". А значит, и вы можете ЖИТЬ, да, пусть в тяжелейших условиях, но жить. Это фильм не только о том, как страшно быть слепо-глухим, но прежде всего о силе человеческого духа» [Hannah22, http://kinozal.tv/comment.php?action=add&tid=450062].

Фини становится, своего рода, проводником между миром красок и миром звуков. Не думаю, что многие могут похвастаться способностью почувствовать музыку на концерте по касаниям на ладони и установить очень теплый человеческий контакт с мальчиком, которого большинство считает животным.

«Кто косит ночью». Реж. Геральд Дегальцев. СССР, 1990 г.

Главный герой идет, подняв голову, словно всматриваясь вдаль. Большие жилистые руки правильно держат косу: взмах, еще взмах - ровным полотном ложится трава. Солнце опускается за горизонт, темнеет. А он как будто не замечает этого. Он снова продолжает свою работу. Обычный крестьянский труд, но... не совсем обычный косарь. Василий Филиппович ослеп, когда ему было всего 5 лет. Рано умерли родители, и бедный больной сирота был почти обречен сгинуть. Но он выстоял.

«Кто косит ночью». Уже само название фильма является метафорическим, указывая тем самым, на состояние слепого человека вечно находящегося в темноте. Итак, в данном фильме представлены будни слепого старика, для которого слепота не является приговором. Несмотря на то, что он является инвалидом по зрению, старик не окружен ни заботой, ни вниманием со стороны государства. Хотя, по его словам, он неоднократно писал письма в вышестоящие инстанции. Как одно из средств помощи ему как-то предлагался дом престарелых. Но он не хочет зависеть от кого-либо, осознавая, что слепота дает повод другим насмехаться и обделять его. Старику в тягость ждать подачек со стороны государства.

Старик не хочет мириться со слепотой, решив доказать себе и окружающим, что незрячие люди наряду с нами являются полноценными людьми: живет в маленькой деревушке, ведет собственное хозяйство, не обращая внимания на опасности и преграды, которые подстерегают его на каждом шагу (рубит дрова, лезет на крышу дома, чтобы залатать дыру). Все это и доказывает его самостоятельность, самодостаточность.

Ключевым образом данного фильма, как нам кажется, является образ дома старика. Его дом, как и он сам – одиноко стоит вдали от остальных, он почти заброшен и забыт, как и его хозяин. Но, несмотря на все сложности (ветер, дождь и т.д.) он стоит и не рушится. Так и герой фильма, несмотря на все преграды жизни, стойко держится и живет. Да, живет хоть и бедно, но достойно, считая милостыню унижением.

Режиссер Геральд Дегальцев четко и ясно показал те моменты, которые касаются ориентации слепого человека в пространстве. На наш взгляд, целью автора явилось доказать то, что и слепые люди могут найти свое место в жизни, приспособившись к ней.

На сайте «Энциклопедия отечественного кино» в рецензии кинокритика Виктории Белопольской было сказано: «Своим фильмом Кто косит ночью Герасим Дегальцев совершает тихую революцию в позднесоветской документалистике конца 1980-х гг. Это фильм о сосуществовании природных стихий и человека. Дегальцев трактует человека вместе со всей его хозяйственной деятельностью как часть «элементарного» мира — в то время как остальному неигровому кинематографу конца 1980-х гг. он важен только в своих социальных проявлениях. В этом фильме деревенский житель предстает не жертвой драматических обстоятельств, а человеком, проживающим обычную судьбу» [Белопольская: ЭИ].

Мы считаем, что автору фильма удалось показать, что слепым людям все дается во стократ сложнее, нежели обычному человеку. И чтобы добиться хоть чего-то в жизни, им приходится немало трудиться и работать, причем, совершенно не жалуясь судьбу.

«В темноте». Реж. Сергей Дворцевой. Россия, Финляндия, Великобритания, 2004 г.

Данный фильм получил много критики в свой адрес. Так, например, все на том же сайте «Энциклопедия отечественного кино» кинокритик Зара Абдуллаева пишет: « Далеко не лучшая работа Дворцевого. Может быть, он слишком долго ее строил, не знаю. Удивляет банальность взгляда на бедного человека, который плетет авоськи, а потом на улице пытается хоть кому-нибудь, хоть бесплатно их всучить. А «равнодушные люди» бегут мимо, не удостаивая униженных и оскорбленных… Впрочем, иной раз самый банальный документ может так взволновать, что никакие «изыски» не сравнятся с ним по силе пробужденного впечатления. Но здесь такого чуда или вдруг — оторопи — не случилось» [Абдуллаева ЭИ]. Другой отзыв – критика Бориса Рогинского, все с того же сайта: «Заранее предвижу неудовольствия: показывать одинокого слепого старика — так это у всех слезу вышибет, прием в кино ниже пояса; это не искусство, а публицистика, да еще и устарелая — ее или в «Телекурьер» конца 80-х, или на Запад, им такое нравится» [Рогинский ЭИ]. Еще одно мнение об этом фильме мы нашли в журнале «Сеанс», в котором Александр Дерябин пишет: «авторский замысел простирается гораздо шире, и проясняет его только и исключительно присутствие в кадре самого режиссера. Сергей Дворцевой появляется на экране всего один раз: он буквально врывается в кадр, чтобы помочь Ивану Николаевичу собрать бумаги, рассыпанные кошкой. Не правда ли, несколько нетипичный способ существования режиссера в кадре?

Впрочем, так кажется только на первый взгляд. На самом деле модель режиссерского поведения выглядит продуманной, даже концептуальной, особенно если учесть, каких обвинений пришлось наслушаться Дворцевому после выхода на экран его фильма «Хлебный день» (1998)» [Дерябин ЭИ].

Но, как говорится, на вкус и цвет – товарищей нет. Для нас, эта картина, безусловно, выдающаяся, уводящая от частного случая к широким философским обобщениям, открыто не высказанным, но как бы закодированным в структуре картины. Главным героем фильма является пенсионер Иван Николаевич Скоробогатов. Этот одинокий слепой старик живет тем, что плетет авоськи, которые затем раздает на улице первым встречным просто так, бесплатно. А белая непоседливая кошка, хоть и скрашивает его одиночество, постоянно мешает старику: то бумаги рассыплет, то запутает клубки.

Проходят дни, недели и месяцы, а Иван Николаевич все плетет и плетет свои авоськи, не рассчитывая на благодарность. Если авоськи никто не берет, он горько плачет: и в присутствии киношников, и тем более, когда остается один. В конце фильма бездонность его одиночества становится до головокружения осязаемой: словно сочувствуя хозяину, кошка тоже рыдает. Да-да, именно рыдает, как человек.

Камера долго показывает старика на среднем плане, затем "выглядывает" на улицу, как бы взывая к сочувствию Мира. Тщетно: зеницы-окна соседнего дома пусты и равнодушны.

Белый свет, в котором рождается картина Сергея Дворцевого, словно противостоит заявленной в титуле темноте. О белом — весь фильм: белесые осенние новостройки, только что выпавший снег, белые мотки пряжи, белая кошка, белые листы бумаги, которые она сбросила со шкафа, белый свет из окна, красота белых рук слепого в быстрой работе, его белая трость, и, наконец, «сумочки, беленькие, мяконькие, для лука, для картошки, для капусты, возьмите, даром отдаю». Их никто у старика не берет. Один мужик замечает: «Такие уже никому не нужны». Да, все ходят с полиэтиленовыми пакетами, авосек не видно. Вернувшись, старик плачет и утирается одной из своих «беленьких, мяконьких». Зачем он их плетет? Зачем пытается бесплатно раздать людям? Почему ни разу ни одного слова обиды и горечи мы не слышим от него? Посмотрев этот фильм, мы понимаем, что он о свете, который несет в себе человек сквозь темноту.

«Город слепых». Реж. Александр Сидоров. Россия, 2005 г.

Композиция фильма Александра Сидорова «Город слепых» схожа с книжной: фильм разбит на пролог, главы, эпилог. Вероятно, такое членение – прием контраста, ведь мы, зрячие, привыкли книги именно читать. А здесь ее можно и слышать. Большую роль играет дикторский текст, благодаря которому мы узнаем предысторию каждого героя, статистические факты…

В «Городе слепых» несколько конфликтов. Во-первых, конечно, конфликт между мирами: миром видящих глазами и миром видящих душой. Во-вторых, проблема адаптации невидящего человека к окружающей обстановке (поиск работы, семья, досуг и др.). Кроме того, можно увидеть конфликт между поколениями, а также между государством (да и народом) и незащищенными «другими», к категории которых относятся слепые. В фильме есть кадры из дореволюционной и затем советской истории: цех, где работают слепые, «слепой» оркестр, незрячие стахановцы… Некоторые кадры из современной съемки – и ситуация, в какой-то момент, может даже показаться хуже, чем в дореволюционное время (к примеру, недостроенный реабилитационный центр в Русиново). Чередование черно-белой и цветной пленки передают конфликтность ситуации.

В фильме много выразительных образов. Один из центральных – образ дороги. Слепые неуверенно ходят на прогулке, идут на работу на комбинат, едут на электричке… Расшифровать этот образ можно так: дорога – это жизненный путь человека, слепому очень трудно идти по дороге твердым и решительным шагом, и жизнь ему приходится «прощупывать» также осторожно, потихоньку. Далее, это образ подземного перехода. Он связан, на наш взгляд, с темнотой, с некоторым отчаянием, безвыходностью, даже тупиком. В фильме прозвучала фраза о том, что подземный переход не отпускает, затягивает. Еще один образ, правильнее даже тема – слепой и музыка. Слепые музыканты в переходах, оркестр из незрячих, семья Балашовых, Диана Гурцкая…Музыка и творчество показаны, как вернейшее средство от депрессии и один из способов реабилитации.

Лейтмотивом является тема счастья. Как для зрячих, так и для слепых счастье – это дети, семья, любовь, возможность работать и отдыхать, самоутверждаться.

Несмотря на тематику, в общем, весьма серьезную и печальную, фильм жизнеутверждающий. Показаны примеры успешных незрячих людей (депутат Смолин, мастер спорта Вика Потапова, певица Диана Гурцкая). Остальные герои фильма надеются на лучшее, т. е. на операцию, несмотря на множество преград. Надежда не умирает последней – она вообще не умирает.

«Слепая любовь». Реж. Юрай Лехотски. Словакия, 2007

Бывает любовь нежная, бывает смешная и даже слепая…. Картина рассказывает о чувствах незрячих. По словам создателей ленты, "найти свое

место в жизни непросто и людям с хорошим зрением, поэтому даже трудно представить, насколько труднее это сделать слепым".

Их взгляд на многoе – простой и чистый, часто очень веселый, остроумный. Они открывают «невидимые глубины» того, что же такое счастье.

В фильме четыре героя – незрячие люди, каждый со своей историей любви.

Петер работает учителем музыки в школе и готовит ребятишек к ежегодному выступлению, изо дня в день, репетируя с ними песню "Мистер Вальс". Придя домой, он обнимает жену, которая весь день вязала ему бирюзовый свитер. Они ставят чайник, включают радио и рассказывают друг другу обо всём, что произошло за день. Картина счастливой жизни двух пожилых людей? Пожалуй, да, если бы не одно но - они оба слепые.

Марко - импозантный мужчина за сорок, по происхождению - цыган. Он влюбляется в молодую девушку Монику, у них завязывается роман. Он называет её самой красивой девушкой на земле, она говорит, что не верит ему, на что он отвечает "Я же вижу". В итоге Моника беременеет, и ей приходится рассказать о своей связи родителям, на что те выдвигают ультиматум "или мы, или он". И всё потому, что он цыган. История любви, которая перебарывает любые обстоятельства, несмотря на то, что оба влюбленных слепы.

Елена - домохозяйка, у неё есть любящий муж и большие планы на будущее. У них с мужем скоро должен родиться ребёнок, и она размышляет о том, где поставит кроватку, как купит маленький комбинезончик, и как будет учить своё дитя приспосабливаться в этой суровой жизни. Но есть одно но - она ещё думает о том, что будет, если ребенок тоже родится незрячим, ведь если оба родителя не видят, то это часто передаётся и детям.

Сюзанна - обычная девочка-подросток. Она немного замкнутая, и ей очень трудно сходиться с новыми людьми, но у кого не было таких же проблём в её возрасте? У неё есть друг по переписке, которому она доверяет все свои тайны. Она мечтает с ним встретиться, и только одно её беспокоит, как он воспримет то, что она не может видеть.

Четыре очень простые истории, в которых самое важное - это человеческие чувства и отношения. Каждая из них - это в меру трагичное отражение кипящей вокруг жизни, и, казалось бы, что нет никакой связи между ними, но есть одно но.

Если человек лишается одного из чувств, то остальные обостряются. Человек начинает лучше чувствовать других, и путь к взаимопониманию становится чуть короче. И эти четыре истории как раз об этом, о том, что люди, которым ежедневно приходится противостоять враждебной среде, не теряют способности верить, надеяться и любить. А этому, пожалуй, стоит поучиться многим из зрячих. Метафора этой борьбы - это вода, которая в том или ином качестве появляется в каждой их новелл. Вода как будто отделяет героев от окружающего мира, оставляя их наедине со своими проблемами. Тема жизни слепых людей интересна тем, что позволяет заглянуть в их тайны. Рождение человека «в темноте» вызывает много экзистенциальных вопросов. Самый главный вопрос – где же для них источник счастья. Их мир обделен зрением, но, возможно, он более духовный… И именно они находят истинное счастье.

Таким образом, мы видим, что героями всех просмотренных нами фильмов являются слепые люди, но проблема в них рассматривается с разных граней, сторон. В одних – это тема взаимоотношений, в других преодоление трудностей, встречающихся на пути незрячих людей. Но, в основном, в этих фильмах затронута тема одиночества.

Конечно, каждый автор видит своего героя по-своему, и пытается донести до зрителя свое видение проблемы. Одно можно сказать точно, что каждый из режиссеров делает это только с одной целью – чтобы обществу стало ясно, что слепые люди такие же, как мы, и порой им не хватает понимания и простой человеческой теплоты, но ни в коем случае жалости. Незрячий человек не ищет ее, он не хочет чувствовать себя ущербным, ущемленным, а просто быть обычным человеком, только немного иным.

Хочется отметить, что просмотр данных фильмов прошел не впустую, и дал нам определенных знаний (как технических, так и жизненных). Мы поняли, какие моменты будут наиболее интересны зрителю (усердное стремление мальчика в каких-либо делах), и какие моменты делать и снимать не стоит (нельзя давить и расспрашивать именно о «дефекте»). Для нас стало очевидным, что именно будет «сухим» материалом, то есть то, что уже и так много раз снимали, а что наоборот нужно «поймать». Да и вообще, нам стало более понятно, как нужно общаться и вести себя рядом с незрячими людьми. Самым главным здесь, как мы считаем, нельзя ни в коем случае проявлять к слепым чувство жалости, как к ущербному человеку (это только оттолкнет вас от слепого). Нужно всем своим присутствием показывать, что вы держите их на своем уровне, ничем их не отделяя от себя, не чертя границу между собой и ими. Мы считаем, что просмотр документальных фильмов и работа над съемками дали нам определенный багаж знаний и, в каком-то смысле, опыт.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.