Развитие рынка ценных бумаг Венгрии, его роль в развитии экономики страны — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Развитие рынка ценных бумаг Венгрии, его роль в развитии экономики страны

2020-04-01 304
Развитие рынка ценных бумаг Венгрии, его роль в развитии экономики страны 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

В настоящее время одним из наиболее гибких финансовых инструментов являются ценные бумаги. Ценные бумаги считаются неизбежным атрибутом любого товарооборота. Будучи товаром, они способны быть как средством кредита, так и средством платежа, заменяя тем самыми наличные деньги.

Ранее в условиях плановой экономики некоторые виды ценных бумаг использовались в имущественных отношениях (например, облигации и лотерейные билеты в отношениях с участием населения, а так же векселя во внешнеторговом обороте).

В настоящее время, после перехода к рыночной организации экономики при формировании рынка ценных бумаг потребовалось возрождение и использование всего многообразия видов ценных бумаг. В связи с этим появилась потребность в изучении всего комплекса возможностей, предоставляемого данным рынком, а так же в четком правовом управлении и оформлении ценных бумаг и их оборота, при отсутствии которого их использование просто невозможно.

 


Рынок ценных бумаг Венгрии

 

Развитие рынка ценных бумаг Венгрии, его роль в развитии экономики страны

 

К началу нового века фондовый рынок стал играть существенную роль в экономике страны в качестве источника финансирования реального сектора и механизма перераспределения инвестиций. Он является одним из самых ликвидных и открытых рынков ценных бумаг среди стран Центрально - Восточной Европы (ЦВЕ).

В Венгрии раньше других стран ЦВЕ начался выпуск ценных бумаг. В 1983 г. это были так называемые «телефонные» облигации, выпускавшиеся венгерской почтой для ускорения телефонизации страны. Потом появились другие виды ценных бумаг, выпускавшиеся с целью аккумуляции свободных средств предприятий и частных лиц для развития народного хозяйства. Право выпуска облигаций имели местные советы и хозяйственные организации через один из банков, что было своеобразной гарантией для покупателей. В 1987 г. появился новый вид ценных бумаг - облигации краткосрочного государственного займа, выпускавшиеся для кредитования дефицита госбюджета. Они размещались в обязательном порядке между банками, а в 1991 г. и среди страховых компаний.

Помимо этого через Венгерский сберегательный банк и отделения связи граждане могли покупать казначейские векселя, процент по которым несколько превышал ставку по обычным денежным вкладам, а срок выкупа наступал через 4-5 лет. Такая система, по оценкам специалистов, в начале 90-х годов позволяла финансировать до 40% дефицита госбюджета.

Венгерский рынок акций

Рынок акций стал быстро развиваться в ходе приватизации крупных предприятий в 1994-1997 гг. В 1995 г. его рыночная капитализация приблизилась к сумме обращающихся на рынке государственных облигаций, а с 1996 г. начала постоянно и значительно ее превышать.

На сегодняшний момент капитализация акций возросла до 3058 млрд. фор., а государственных облигаций - до 952 млрд. фор.

Доля акций в обороте фондовой биржи составляет около 43%. Она доминирует в общем обороте акций, хотя после введения в оборот на биржевом рынке акций энергетических компаний доля БФБ в их обороте несколько сократилась.

С 1994 по 1999 гг. через биржу происходила приватизация крупнейших государственных предприятий: в 1994 г. - фармацевтических фирм с мировой известностью - «Рихтер» и «Эгис», в 1995 г. крупнейший коммерческий банк - Венгерский сберегательный банк, в конце года на рынке появились акции крупнейшей в регионе нефтегазовой компании «МОЛ». В 1996 г. стали котироваться акции химических фирм - Боршодхем и ТВК, в 1997 г. - крупнейшей телефонной компании - МАТАВ. В 1999 г. эти фирмы увеличили предложение своих акций на бирже, и продолжают увеличивать до сегодняшнего момента.

По существу, история венгерской фондовой биржи была историей приватизации. При этом беспокойство руководства вызывает тот факт, что пока на бирже недостаточно акций небольших частных фирм, а к концу столетия приватизация государственных предприятий уже в основном завершена.

Акции крупных венгерских компаний являются предметом купли-продажи на международном рынке. Они котируются в Нью-Йорке, Лондоне, на биржах ФРГ и Австрии.

Как было указано выше, фондовый рынок Венгрии был сформирован одним из первых среди восточноевропейских стран: Будапештская фондовая биржа (БФК) была образована в июне 1990 года.

Рассмотрим немного из истории создания данной биржи.

В 1864 году в городе Пеште (в настоящее время одна из частей Будапешта) указом Императора Австрии Франца Иосифа I была учреждена Товарно-фондовая биржа. К концу столетия Будапештская фондовая биржа превратилась в заметного участника европейского финансового рынка.

В период мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. биржа была вынуждена закрыться (с лета 1931 по осень 1932). Несколько десятилетий в период директивной экономики биржи, естественно не существовало.

Среди стран Восточной Европы Венгрия первой приступила к рыночным преобразованиям, что отразилось на темпах создания фондового рынка.

В декабре 1987 года 22 венгерских банка заключили соглашение о торговле ценными бумагами.

В марте 1990 года вступил в силу закон о ценных бумагах, заложивший юридическую базу для создания фондовой биржи.

В июне 1990 года 42 банками и брокерскими фирмами основана Будапештская фондовая биржа.

Первой листинговой бумагой стала акция компании IBUSZ.

Членами биржи являются специализированные компании и банки.

В конце 2003 года в секции акций насчитывалось 27 членов, в секции процентных бумаг - 18 и в секции производных - 21.

Официальным индексом биржи является индекс BUX, рассчитываемый каждые 5 секунд на базе текущих рыночных цен. Базой для индекса является значение 1000 на 2 января 1991 года. БФБ одной из первых в мире (с 1 сентября 1999 года) перешла по взвешиванию не по количеству выпушенных акций, а по количеству акций в свободном обращении.

Учитываются пакеты величиной менее 5%.
Количество акций, по которым рассчитывается индекс, плавающее и составляет от 12 до 25. Корзина пересматривается дважды в год (в марте и сентября) [2].

Торговая система БФК, на данный момент, реализуется, главным образом, в автоматизированном режиме, сделки с ценными бумагами выполняются через компьютерную сеть с использованием специальных программных продуктов.

Особенностью обращения ценных бумаг на рынке и качественным отличием венгерской биржи является то, что потенциальный оборот акций эмитентов страны представлен на биржах в Лондоне (примерно 50%), в Вене (около 25%), в Мюнхене, т.е. на рынке ценных бумаг доминируют в основном иностранные инвесторы.

 

Открытие для нерезидентов рынка ценных бумаг Венгрии

В Венгрии открытие для нерезидентов рынка ГЦБ протекало медленно и противоречиво и характеризовалось частыми изменениями «правил игры». В начале 90-х годов этот рынок был закрыт для иностранных инвесторов. Только в 1992 г. было выпущено несколько облигаций, предназначенных исключительно для нерезидентов.

В 1994 г. впервые была выпущена конвертируемая государственная облигация, которую могли покупать и иностранцы. Однако заинтересованность их была меньше, чем предполагалось, в связи с ожидаемыми изменениями валютного курса. За этим займом последовали другие займы такого рода, причем ВНБ то разрешал, то запрещал их размещение среди иностранных инвесторов.

Ситуация изменилась с разрешением свободной продажи казначейских векселей со сроком действия 12 месяцев, начиная с сентября 1995 г. Благодаря возможности приобретения этих свободно обращающихся ценных бумаг и на вторичном рынке, иностранным инвесторам стал доступен весь спектр процентных ставок в сегменте ГЦБ со сроком действия менее одного года.

Затем правовая ситуация для нерезидентов вновь усложнилась в связи с отменой свободной торговли всеми вновь выпускаемыми казначейскими векселями, начиная с 1996 г.

Как бы в качестве компенсации для иностранных инвесторов с 1996 г. был открыт практически весь рынок государственных облигаций со сроком действия от одного года. По-прежнему остаются закрытыми для нерезидентов валютные фьючерсы и сделки с процентами на базе казначейских векселей и денежного рынка.

В результате еще в 1995 г. доля иностранных инвесторов на рынке ГЦБ, в отличие от Польши и Чехии, была незначительной. В 1996 г. на долю иностранных инвесторов приходилось около 2,6% объема выпущенных государственных облигаций, тогда как венгерские институциональные инвесторы владели 72% и частные индивидуальные инвесторы - 12% этих бумаг. Остальное оставалось в руках ВНБ.

Примерно также распределялись казначейские векселя: на долю нерезидентов приходилось 2,5%, банков и других институциональных инвесторов - около 74%, частных инвесторов - 20%.

На конец 2010 г. сумма ГЦБ в собственности иностранцев составляла около 300 млрд. фор. (5%), к концу 2011 г. она возросла до 417 млрд. фор.

Намного выше доля иностранных инвесторов на рынке корпоративных бумаг. На этом рынке они лидируют. Это связано с тем, что участие иностранного капитала в экономике Венгрии очень велико даже по европейским масштабам: более половины капитала фирм в промышленности, более четверти в энергетическом секторе, в том числе до 60% в области транспортировки нефти и газа, и более 60% в банковском секторе принадлежит иностранным компаниям [3].


Валютно-финансовая система.

В настоящее время глубоко нарушенная валютно-финансовая сбалансированность является для Венгрии одной из наиболее тяжелых проблем. Главным источником поддержания финансового равновесия страны фактически продолжает оставаться ограничение внутреннего использования ВВП на потребление и накопление по сравнению с его производством. Так, по итогам 2010 г. соответствующий разрыв динамики составил около 3,2 процентных пункта, в 2011 г. - примерно 1,6, в 2012 г. - порядка 1 процентных пункта.

На деле это означает крупномасштабный отток из страны финансовых ресурсов. В результате подрываются возможности экономического роста. Причем, несмотря на существенное улучшение торгового и платежного балансов, финансовая система Венгрии демонстрирует по-прежнему значительную неустойчивость.

Одним из главных факторов охарактеризованной выше ситуации является почти неуклонный рост в стране за последние десятилетия внешней задолженности. На конец 2012 г. совокупный объем государственной задолженности Венгрии по отношению к ВВП составлял более 78% (согласно маастрихтским критериям, верхний допустимый предел - 60%). Страна занимает в Европейском союзе по этому показателю десятое место. Дополнительным элементом риска является то, что держателями свыше половины эмитированных венгерским государством ценных бумаг выступают иностранные юридические и физические лица.

По официальным данным, задолженность Венгрии в течение 2012 г. несколько снизилась. Так, объем государственной задолженности брутто уменьшился примерно со 110 млрд. евро до 98,5 млрд. евро. Чистая государственная задолженность одновременно сократилась с 49,6 до 45,2 млрд. евро. Совокупная задолженность брутто, включающая задолженность государства, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов, равнялась на конец 2012 г. приблизительно 135 млрд. евро. Расходы на обслуживание внешней задолженности по отношению к экспорту достигали около 30%.

В стране продолжают действовать частично скорректированная среднесрочная программу экономического развития (т.н. план Кальмана Селла) и базирующаяся на ней программа конвергенции. Этими документами задача улучшения валютно-финансового равновесия фактически определена на перспективу как главный приоритет.

Согласно названному плану, уровень задолженности брутто по отношению к валовому внутреннему продукту в 2015 г. изначально предполагалось уменьшить до 64%. В интересах этого предусматривалось, в том числе, сохранить позитивное сальдо внешней торговли (на уровне 7,2-8% к ВВП), обеспечить удержание положительного сальдо текущего платежного баланса (2,4-2,8% к ВВП), снизить дефицит государственного бюджета (до -1,5% к ВВП), обеспечить чистый приток зарубежных инвестиций (на уровне 1-2% к ВВП) и т.д.

Однако реализация программы столкнулась с немалыми трудностями. В данной ситуации венгерское руководство начало все шире использовать «неортодоксальные» методы решения намеченных задач. Одним из примеров является национализация средств частных фондов обязательного пенсионного страхования на сумму порядка 14 млрд. долларов (около 9,5% к ВВП). За счет этого удалось к концу 2011 г. добиться «на бумаге» значительного профицита госбюджета. Кроме того, было продлено действие введенных еще ранее антикризисных налогов на финансовые институты, основные энергетические и телекоммуникационные предприятия, а также крупные торговые сети (совокупный объем налогов - порядка 1,4% к ВВП).

Наряду с этим, были осуществлены меры, позволяющие венгерским гражданам досрочно погашать накопленную валютную задолженность со значительным дисконтом. Обеспечение дисконта при этом было возложено на коммерческие банки. Указанные выше и некоторые другие шаги имели своим «побочным» эффектом нарастающее снижение доверия к экономической политике ВР со стороны населения, зарубежных инвесторов и ведущих международных организаций.

Целый ряд крупных транснациональных корпораций обратился с жалобами в Еврокомиссию по поводу установления венгерским правительством антикризисных налогов, а также льготного погашения валютных кредитов граждан за счет коммерческих банков. В совокупности, это привело к увеличивающемуся за последнее время оттоку из Венгрии иностранного капитала.

Согласно данным Венского института международных экономических исследований, приток капиталовложений в Венгрии неуклонно снижался после достижения в 2008 г. отметки почти 5 млрд. евро, составив в 2009 г. около 1,5 млрд. евро, а в 2010 г. - лишь порядка 0,6 млрд. евро. Одновременно с этим отток капиталов из страны равнялся в 2008 г. примерно 2,1 млрд. евро, в 2009 г. - 1,7 млрд. евро, в 2010 г. - 0,8 млрд. евро, в 2011 г. - порядка 1,8 млрд. евро. По данным ВНБ, только за январь-сентябрь 2012 г. иностранные банки вывели из Венгрии около 12 млрд. долларов. Объем прямых зарубежных инвестиций сократился на 0,5 млрд. долларов. Чистый отток капитала оценивается в размере 4 млрд. долларов. Золотовалютные резервы Венгерского Национального Банка в течение 2012 г. уменьшились с 48 до 44 млрд. долларов. Ведущие международные агентства сохраняли кредитный рейтинг Венгрии на «мусорном» уровне. Ряд крупных иностранных фирм целиком свернул деятельность на территории страны.

Одной из причин такого положения до недавнего времени являлось затягивание венгерским руководством переговоров с Международным Валютным Фондом и Евросоюзом о предоставлении нового кредита. Правительство страны настаивало на выделении стабилизационной кредитной линии (flexible или precautionary credit line), тогда как руководство МВФ выражало готовность вести переговоры лишь о стандартном кредите (stand-by arrangement).

Отсутствие договоренности, по мнению экспертов, обходится Венгрии в 0,4-0,6 млрд. долларов ежегодно. Тем не менее, венгерская сторона объявила в начале 2013 г. о прекращении переговоров с МВФ о новом кредите и декларировала свое намерение рефинансировать свою задолженность на открытых финансовых рынках.

Дополнительно усугубляет ситуацию массовая задолженность венгерского населения по кредитам в иностранной валюте. На конец 2012 г. общая сумма обязательств граждан Венгрии по кредитам равнялась 11,3 трлн. форинтов (около 36,5 млрд. евро, т.е. порядка 38% к ВВП). В том числе, займы в иностранной валюте составили 62% указанной суммы. С 2009 г. погашение данных кредитов начало превышать объем новых валютных займов физическим лицам. Абсолютные размеры «чистого» погашения кредитов в иностранной валюте населением превысили к настоящему времени 5 млрд. евро (около 23% стоимости кредитов). Вместе с тем, по причине данных выплат дополнительно сократилось потребление основной массы венгерского населения. Кроме того, указанные процессы стали еще одним фактором ускорения инфляции.

Существенно ухудшилось за последнее время и финансовое положение венгерских предприятий. Одним из косвенных признаков этого является растущее число банкротств. Так, в 2010 г. ежедневно инициировалось 33 процедуры ликвидации предприятий, в 2011 г. - 42, в 2012 г. - 51 процедура.

Главные причины: усиливающееся падение спроса на внутреннем и внешнем рынках, возрастание трудностей с получением кредитов и их удорожание, сохраняющееся высокое налоговое бремя. Объем кредитования предприятий снизился почти на 8%. Согласно экспертным оценкам, административная нагрузка на коммерческий сектор Венгрии более чем в три раза превышает средний по Евросоюзу уровень. Согласно результатам анализа специализированных международных организаций, к настоящему времени Венгрия занимает по уровню конкурентоспособности примерно 47-е - 51-е место в мире.

За последнее десятилетие рейтинг конкурентоспособности Венгрии падал. Большинство соседних государств Центрально-Восточной Европы по данным показателям сегодня ее опережают, хотя раньше положение было обратным. Для большинства венгерских предприятий в такой обстановке главной задачей стало не увеличение производства, а элементарное выживание.

Значительно обострились также за последнее время финансовые проблемы венгерских органов местного самоуправления. К концу 2011 г. на грани банкротства оказалась уже более половины областей. Согласно проводившимся венгерской Государственной счетной палаты обследованиям, за 2010-2012 гг. совокупная валовая задолженность органов местного самоуправления увеличилась в Венгрии примерно в три раза (с 1,6% до 4,5% к ВВП).

В этой обстановке правительство страны приняло кардинальное решение, взяв на себя финансовые обязательства попавших в особенно тяжелую ситуацию органов местного самоуправления, а также значительной части медицинских и учебных заведений.

Несмотря на указанные выше негативные тенденции, общее финансовое положение Венгрии к концу 2012 г. по ряду важных показателей в целом улучшилось. Так, дефицит государственного бюджета к ВВП по итогам года официально удалось снизить до 2,7%. Отношение государственной задолженности брутто к ВВП уменьшилось с 81% до 78%. Котировки венгерских CDS на лондонском валютном рынке за год упали с 700 до 285 пунктов. Процентные ставки по государственным облигациям Венгрии снизились до 5-6%.

Тем не менее, большинство экспертов по-прежнему характеризует финансовое положение Венгрии как относительно неустойчивое. Об этом свидетельствуют также оценки ОЭСР, Европейского союза, МВФ и ведущих международных рейтинговых агентств. Дополнительным подтверждением таких оценок явилось новое значительное ослабление в марте 2013 г. курса венгерского форинта.

Заключение

 

К началу нового века фондовый рынок стал играть существенную роль в экономике страны в качестве источника финансирования реального сектора и механизма перераспределения инвестиций. Он является одним из самых ликвидных и открытых рынков ценных бумаг среди стран Центрально - Восточной Европы (ЦВЕ).

Фондовый рынок Венгрии был сформирован одним из первых среди восточноевропейских стран: Будапештская фондовая биржа (БФК) была образована в июне 1990 года.

Ценные бумаги, которые выпускают в Венгрии и функционирующие на ее фондовом рынке делятся на два вида: акции и долговые ценные бумаги.

Торговая система БФК реализуется главным образом в автоматизированном режиме, сделки с ценными бумагами выполняются через компьютерную сеть с использованием специальных программных продуктов.

Особенностью обращения ценных бумаг на рынке и качественным отличием венгерской биржи является то, что потенциальный оборот акций эмитентов страны представлен на биржах в Лондоне (примерно 50%), в Вене (около 25%), в Мюнхене, т.е. на рынке ценных бумаг доминируют в основном иностранные инвесторы. На Будапештской фондовой бирже осуществляется торговля государственными ценными бумагами, опционными и фьючерсными контрактами.

 


Список литературы

 

1. Иванова Анна Васильевна «Формирующиеся фондовые рынки Европы и Азии», Учебное пособие, 276 с.

бумага ценный экономика рынок

Введение

 

В настоящее время одним из наиболее гибких финансовых инструментов являются ценные бумаги. Ценные бумаги считаются неизбежным атрибутом любого товарооборота. Будучи товаром, они способны быть как средством кредита, так и средством платежа, заменяя тем самыми наличные деньги.

Ранее в условиях плановой экономики некоторые виды ценных бумаг использовались в имущественных отношениях (например, облигации и лотерейные билеты в отношениях с участием населения, а так же векселя во внешнеторговом обороте).

В настоящее время, после перехода к рыночной организации экономики при формировании рынка ценных бумаг потребовалось возрождение и использование всего многообразия видов ценных бумаг. В связи с этим появилась потребность в изучении всего комплекса возможностей, предоставляемого данным рынком, а так же в четком правовом управлении и оформлении ценных бумаг и их оборота, при отсутствии которого их использование просто невозможно.

 


Рынок ценных бумаг Венгрии

 

Развитие рынка ценных бумаг Венгрии, его роль в развитии экономики страны

 

К началу нового века фондовый рынок стал играть существенную роль в экономике страны в качестве источника финансирования реального сектора и механизма перераспределения инвестиций. Он является одним из самых ликвидных и открытых рынков ценных бумаг среди стран Центрально - Восточной Европы (ЦВЕ).

В Венгрии раньше других стран ЦВЕ начался выпуск ценных бумаг. В 1983 г. это были так называемые «телефонные» облигации, выпускавшиеся венгерской почтой для ускорения телефонизации страны. Потом появились другие виды ценных бумаг, выпускавшиеся с целью аккумуляции свободных средств предприятий и частных лиц для развития народного хозяйства. Право выпуска облигаций имели местные советы и хозяйственные организации через один из банков, что было своеобразной гарантией для покупателей. В 1987 г. появился новый вид ценных бумаг - облигации краткосрочного государственного займа, выпускавшиеся для кредитования дефицита госбюджета. Они размещались в обязательном порядке между банками, а в 1991 г. и среди страховых компаний.

Помимо этого через Венгерский сберегательный банк и отделения связи граждане могли покупать казначейские векселя, процент по которым несколько превышал ставку по обычным денежным вкладам, а срок выкупа наступал через 4-5 лет. Такая система, по оценкам специалистов, в начале 90-х годов позволяла финансировать до 40% дефицита госбюджета.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.