Кафедра управления персоналом и социологии — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кафедра управления персоналом и социологии

2020-04-01 112
Кафедра управления персоналом и социологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кафедра управления персоналом и социологии

 

Р Е Ф Е Р А Т

По социологии

На тему: «Р Е Л И Г И Я И М О Л О Д Е Ж Ь»

 

 

Проверил: Выполнил:

Котова А.В. студентка гр. БП – 314

Пьянкова Ж.А.

 

 

Екатеринбург

2007


СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….……..3

1. Понятие «молодежь»……….……………………………………………...4

2. Религиозный состав населения России начала XXI века……………….5

3. «Новые православные» в России: тип или стереотип религиозности….6

 3.1 «Новый тип» верующих в западной социологии религии………….…...7

 3.2 Новый тип в сравнении со старым стереотипом…………………….……8

 3.3 Новые верующие и старые церкви………………………………………....9

4. Социальная мотивация верующих………………………………………11

 4.1 Верующие вне церкви….…………………………………………………..12

 4.2 Влияние неверующих на мотивацию верующих………………………...16

 4.3 Анализ исследовательских данных…………………………………….….17

Заключение………………………………………………………………….....…19

Библиографический список……………………………………………….……20


ВВЕДЕНИЕ

 

В качестве пролога хотелось бы просто объяснить, почему именно эта тема близка автору.

В XX в. Россия пережила такое явление, как социализм. Не будем вдаваться в подробности о том, хорошо это или плохо, но отметим лишь, что в это время был государственный атеизм, верующие осуждались, служители церкви подвергались гонениям.

В 1991 г. все изменилось: страна исчезла, исчез социализм, а вера? Она вернулась? Стали ли люди верить в Бога, как их предки (нет, не родители – уж в них-то коммунизм сидит прочно, а именно предки - люди, жившие до 1917г.)?

По этим вопросам и будут приведены рассуждения с целью прийти к единому ответу.

Стоит также отметить, что автор – православный верующий, поэтому не стоит удивляться, если вы заметите некоторое тяготение общей темы «Религия и молодежь» к теме «Христианство и молодежь».


Понятие «молодежь»

 

Какую же группу людей можно отнести к молодежи? Существуют разные точки зрения на возрастные границы молодежного возраста. Например Пифа-гор предлагал относить к молодежи людей в возрасте от 20 до 40 лет, рус-ский демограф А. Рославский – от 15 до 30 лет, а американский демограф Боус – возрастную группу от 9 до 17 лет. Широко распространены представ-ления, что молодежь – это те, кому от 16 до 24 лет. Столь большое расхожде-ние во мнениях определяется не только разницей подхода каждого исследо-вателя, но и тем, что в разных исторических социально-экономических усло-виях возрастные границы молодежи объективно разные.

В качестве исходного примем следующее определение молодежи. Моло-дежь – это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваиваю-щих, общеобразовательные и профессиональные функции и подготавли-ваемых обществом к усвоению и выполнению социальных ролей взрослого человека [1].

Молодость, как и детство, отрочество, зрелость – это и возраст, и ступень развития личности, и определенный социальный статус.

В соотнесении с другими социально-демографическими группами моло-дежь – так или иначе может рассматриваться как целостность, общность. Но это не означает, что она лишена внутренней дифференциации. Выделим три типа такой дифференциации:

- стратификационная, когда в каждой общности, группе, классе мы мо-жем говорить о ее молодежном слое, среде (молодые селяне, молодые инженеры, молодые предприниматели, молодые рабочие и т.п.), или в рамках молодого поколения выделять соответствующие группы;

- возрастная, когда целостный процесс социализации и индиви-дуализации молодежи разграничивается на определенные временные этапы и соответствующие им возрастные группы внутри молодежи;

- субкультурная, когда критерием дифференциации выступают различия и особенности тех или иных групп молодежи по образу и стилю жизни, характеру ценностных ориентаций и установок.

Но дифференциация молодежи не должна абсолютизироваться, иначе это может негативно сказаться на ее видении как целостного социального фено-мена. Вот почему одна из серьезнейших проблем социологии молодежи – выявление интегрирующих ее факторов, признаков ее целостности. В их ряду прежде всего можно отметить общность социально-психологических качеств молодежи (бескорыстие и отзывчивость,особая эмоциональная восприим-чивость, стремление к идеалу, стремление к максимальному провлению сил и т.д.).


Верующие вне церкви

С целью выяснения причин, по которым доля «активных верующих» остается незначительной, был предпринят опрос «Почему я не в церкви?». Исследование позволило выделить основные факторы, лежащие в основе мотивации той части христианских верующих, которые не являются прихожанами какой-либо конкретной церковной общины или церкви. Они не посещают церковь регулярно и не индентифицируют себя с какой-либо конкретной поместной церковью, т.о., не входят в группу «активных верующих», упомянутую выше. Основная часть опрошенных состояла из двух подгрупп.

1. Верующие, которые никогда не были прихожанами церкви, никогда не посещали церковь регулярно.

2. Верующие, которые были прихожанами некоторое время, но к моменту опроса перестали посещать церковь регулярно.

На вопрос «Пытались ли Вы приобщиться к деятельности какой-либо церкви?» утвердительно ответили 26,8% респондентов, попавших в первую подгруппу, не пытались вообще – 73,2%. Социально-демографический портрет группы выглядел так: большинство опрошенных составили женщины (74,6%), людей со средним/средним специальным образованием оказалось 53,5%, значительная доля опрошенных (43,7) имела высшее/незаконченное высшее образование; примерно равные доли (по 1/3) составили люди, попав-шие в возрастные группы 18-23 года и 30-49 лет, почти каждый пятый рес-пондент был старше 50 лет; 52% опрошенных имели семьи.

На вопрос «Почему Вы решили не связывать себя членством в церковной общине?» были высказаны следующие суждения: 39,4% - нет времени на церковную жизнь; 38% - в этом нет необходимости, можно быть верующим и вне церкви»; 25% - много фальши и неискренности в происходящем в церкви и поведении священника; 23% - церковь как организация не вызывает дове-рия; 18,5% - смысл происходящего на богослужении не понятен; 4% - неудобное расположение церкви.

Из приведенных выше суждений можно выделить три наиболее существенные причины, влияющие на мотивацию верующих относительно их активного участия в религиозной жизни. На первый план выступает причина, доминирующая по своему удельному весу по сравнению с другими после обобщения всех суждений – церковь как организация не вызывает доверия, в ней много неискренности, давления, политики, конфликтов. Вторая и третья причины с высокой степенью вероятности вошли в разряд существенных: отсутствие времени и убежденность в том, что можно быть и оставаться верующим и без активного участия в деятельности какой-либо церкви. То, что причина «отсутствие времени» значима, можно понять, приняв во внима-ние экономические проблемы. вместе с тем, можно полагать, что этот фактор вывели в разряд существенных именно внутренние проблемы церкви: зачем тратить время на то, что не является привлекательным, создает негативное впечатление. Так, из числа респондентов, указавших на то, что они не приш-ли в церковь по причине отсутствия времени, 68% имели когда-то желание стать прихожанами конкретной церкви, т.е. имели некий практический опыт общения в церкви с верующими и знакомства с церковной жизнью. Эти же респонденты составляют большую долю тех, кто высказал мнение о наличии неискренности в церкви. Одна треть этих же респондентов составляет число тех, кто не видит необходимости в членстве в церкви, считает, что можно оставаться верующим и за пределами церкви, выстраивать отношения с Бо-гом самостоятельно. Следовательно, отсутствие времени возможно принять в качестве существенной самостоятельной причины, но при этом следует учитывать, что вероятно она сложилась прежде всего под влиянием проблем внутрицерковной жизни и отношений в церкви.

Полученные результаты свидетельствуют также о том, что семья или социальное окружение незначительно влияют на формирование мотивации верующих. Это согласуется с общим благоприятным для религии социальным фоном в стране – симпатий по отношению к религии высказывается больше, чем антипатий.

Таким образом, опрошенные верующие христиане, не ставшие прихожанами и лишь изредка посещающие богослужения, в большинстве имеют четко сформулированные мотивы такого типа своего существования в вере.

Обратимся ко второй подгруппе респондентов, ушедших из церкви.

Можно полагать, что решение уйти из церкви в основном принимают люди молодого и среднего возраста. Что касается семейного положения, то среди верующих, ушедших из церкви, в два раза больше разведенных по сравнению с верующими вне церкви; доля респондентов, не имевших работу на момент опроса, увеличилась до 58% по сравнению с 33,8% в предыдущей подгруппе. Т.е, в свое время в церковь пришли менее благополучные с точки зрения семейных отношений и карьеры люди, большая часть которых имеет образование среднее/среднее специальное.

На вопрос «Как долго Вы были прихожанином церкви?» были получены следующие ответы: 1 – 6 месяцев – 4,4%; от 6 месяцев до года – 43,5%; 1 – 3 года – 34,8%; 3 – 5 лет – 13%; 5 – 10 лет – 4,3% и более 10 лет – 0,6%. В це-лом, в число опрошенных по данной подгруппе верующих в основном попа-ли люди, стаж пребывания которых в церкви составил от 6-ти месяцев до 10 лет – 95,6%. Т.о., можно заключить, что спектр суждений о причинах прек-ращения посещения будет отражать мнение людей «со стажем» пребывания в церкви, имевших возможность разобраться в особенностях внутрицерковной организации, межличностных отношениях и прочих сторонах жизнедеятель-ности поместной церкви. Т.е. можно полагать, что полученные нами в ходе дальнейшего опроса суждения – результат продуманного опыта, формиро-вавшегося у опрошенных в течение года, двух и пяти лет. В контексте дан-ных рассуждений окажутся полезными также следующие штрихи к портрету данной подгруппы верующих – 30,4% из них несли в церкви служение, прошли разного рода церковное обучение – 43,5%, имели в церкви друзей – 54,4%. Т.е., принятое решение покинуть церковь было продиктовано серьез-ными причинами, например: отсутствие времени личные духовные пробле-мы.

Итак, можно заключить, что по мнению большинства опрошенных верую-щих, ушедших из церкви и не являющихся членами какой-либо церкви, особенности внутрицерковной организации, характер межличностных и меж-конфессиональных отношений, сложившиеся в современных церквах, в целом. Не являются привлекательными. Причем выделенные признаки оказывают существенное влияние на мотивацию верующих и выступают в качестве основной причины нежелания верующих регулярно посещать какую-либо церковь, принимать участие в ее жизни в качестве постоянных членов общины.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Относительно применимости категории «новые верующие» в российском контексте можно сделать следующие выводы. Во-первых, тот факт, что боль-шинство верующих пришли в церковь недавно, еще не дает основания сделать вывод о новизне их веры. Неофиты по сути своей представляют органическую часть любого религиозного общества. Во-вторых, «новыми» не считают себя и сами вновь обращенные. Большинство современных верующих, согласно исследованию Т.Варзановой, склонны считать, что они всегда верили в Бога. Самоназвание «православный» (таковым является большинство россиян) как правило выражает ориентацию респондентов на культурные и национальные традиции России, желание быть включенными в эти традиции. А ведь ориентация на традицию означает сопротивление ее изменению.

Нельзя не заметить определенной поспешности в стремлении определить верующих как типологических «новых». Чтобы охарактеризовать «новый тип» в сравнении с традиционным, нужно найти критерии, соответствующие специфике данной религии. Внимания же к особенностям православной веры, к поиску адекватных «инструментов» ее изучения очевидно недостает российской социологии. Для этого необходимо глубокое знание самой религиозной традиции, желание приобщиться к ней, взглянуть на нее изнутри, отказаться от собственного, нередко отстраненно-негативного, атеистического по сути отношения к религиозной реальности.


Библиографический список

 

1. Социология.Курс лекций для технических вузов. – Екатеринбург, 1994.

2. Андреева Л.А. Православие, протестантизм и стратегия устойчивого развития России в начале XXI в. //Общественные науки и современ-ность. – 2004. - №3

3. Налетова И.В. Новые православные в России:тип или стереотип религиозности // СОЦИС. – 2004.- №5.

4.  Каргина И.Г. Самоиндетификация верующих: социальная мотивация // СОЦИС. – 2004.-№1.

5. Писманик М.Г. Современные верующие: их социальный облик и самочувствие // Социально-гуманитарные знания. 2003. - №4.

Кафедра управления персоналом и социологии

 

Р Е Ф Е Р А Т

По социологии


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.