История комнатного цветоводства — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История комнатного цветоводства

2020-04-01 127
История комнатного цветоводства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Волшебный «ящик Уорда»

 

В середине XIX столетия изменить ситуацию помогло одно казалось бы незначительное изобретение англичанина Н. Уорда. Мистер Уорд очень любил тропические растения посвящал им все свое свободное время. В его коллекции было немало редких видов, привезенных со всего света. Все они прекрасно росли и цвели, но мистер Уорд был недоволен: ему казалось, что он мог бы достигнуть большего, но ему мешал насыщенный гарью воздух Лондона. Можно было без конца совершенствовать земельные смеси и применять новые удобрения, а вот с воздухом ничего поделать было нельзя: лондонцы топили камины и печи углем. Клубы дыма витали в сыром воздухе, смешиваясь с туманом английской столицы, жирная копоть пачкала стены домов, старинные картины и белоснежные манишки джентльменов. Со всем этим мистер Уорд еще мог примириться, но терял самообладание и мрачнел, если видел слой гари на нежных листьях своих любимых растений. Бормоча проклятия, он снова и снова пытался очистить их, уже не надеясь найти решение этой проблемы. Ему хотелось спрятать своих любимцев, просто накрыть чем-нибудь… Так, из отчаяния и бессилия родилось поистине гениальное изобретение: мистер Уорд решил накрыть растения стеклянным ящиком. Он заметил, что в небольшой стеклянной камере даже нежные папоротники чувствуют себя лучше. Вскоре выяснилось, что, помимо защиты от гари и копоти, применение этого приспособления позволило поддерживать внутри стабильную температуру и высокую влажность воздуха. В террариуме - так назвал свое детище его создатель - можно было содержать даже те растения, которые считались непригодными к размещению в комнате.

Весь цвет британского общества был взволнован этим открытием. В моду входит устанавливать «ящик Уорда» для содержания папоротников и другой экзотики в комнатах. В 1834 г. Уорд сконструировал первый «чемодан» для перевозки растений, который без опаски можно было установить на палубе корабля. Растения меньше нуждались в поливе и были защищены от соленых брызг и солнца. Теперь в Европу можно было без потерь привозить нежные тропические создания: папоротники, орхидеи, бромелиевые. Что здесь началось! В Англии повальное увлечение орхидеями приняло вид настоящей мании: на аукционах за них платили просто безумные деньги! Вызванный ажиотаж сравним только с «золотой лихорадкой». Теперь в районы их произрастания, в первую очередь это Южная Америка, отправляются настоящие экспедиции. Знатоками орхидей становятся проходимцы и авантюристы, вывозящие растения в Старый Свет тоннами. Словно пираты, берут они «на абордаж» непроходимые леса. Труд востребован - орхидеи покупают и короли, и ремесленники, но добыть новые редкие растения было непросто. В погоне за богатством многие погибли от лихорадки и укусов змей, утонули в болотах и разбились на скалах. Однако поток растений не иссякает. Наступило райское время для ботаников: новые виды описывались десятками и сотнями, выделялись новые рода и семейства. Все большее внимание к представителям тропической флоры проявляли и садоводы.

 

Они всегда среди нас

 

Можно ли себе представить современный дом без комнатных растений, ассортимент которых складывался в течение двух столетий кропотливым трудом ботаников и просто увлеченных людей? Скорее всего, что нет. Конечно же, в мире технического прогресса и глобального объединения всего человечества посредством информационных технологий напольные цветочные композиции, расположенные в просторных залах у дверей или окон могут быть просто незамеченными. Но и это не самое важное. Главное, что «зеленый мир» давно уже един и является благодатной почвой для проявления творчества многих людей.

 


Кое-что о комнатных растениях

Душистые растения

 

Немногие из комнатных растений, даже цветущих, пахнут. Все комнатные растения выращены в неестественных условиях. Но те из них, которые источают ароматы, могут вызывать у нас различные чувства, настроения, навеять воспоминания. Вероятно, не случайно, чтобы придать таинственность романтической встречи, очаровать, когда-то давным-давно возникла «мода» прикреплять к платью букетик душистых цветов. Можно воспользоваться не только букетиком фиалок или лаванды, но и веточками розмарина или мирта. В последнее время мирт приобрел особую популярность. Многие девушки хотят получить в подарок на день рождения миртовое деревце, чтобы спустя несколько лет срезать его душистые веточки для гостей, которых они пригласят на свою свадьбу. Хотя в последнее время этот обычай встречается все реже, однако мирт по-прежнему остается одним из любимых растений. Просто разотрите веточку в руках.

Не случалось ли вам оказаться в цветущем цитрусовом саду в марте - апреле? Это поистине упоительная прогулка которая надолго сохранится в памяти. Некоторое представление об этом вы можете получить, вырастив цитрус у себя дома. Аромат комнатного апельсина может быть также сладок и живителен. К тому же, после того, как деревце отцветет, на нем появятся еще и душистые плоды.

Цветки хойи (Hoya carnosa, а также Hoya bells) испускают сильный сладкий аромат, который несколько противоречит строгому виду этого плюща с его темно-зелеными кожистыми листьями и мясистыми цветками, похожими на восковые.

Зимой во многих квартирах расцветают гиацинты. Их аромат как бы предвещает весну. Однако, он так силен, что не все могут жить с ними в одной комнате. Впрочем, запахи, как и прочие ощущения, каждым человеком воспринимаются по-своему.

Царица цветов роза хорошо знакома каждому цветоводу. Существует множество сортов, которые можно выращивать как горшечные растения. Летом лучше вынести растение в сад, в остальное время оно будет наполнят ваш дом своим благоуханием.

Сильный и сладкий аромат гардении, который от них исходит, вполне соответствует благородному облику этого растения. От столь интенсивного запаха рекомендуется содержать растение в достаточно просторных помещениях.

Гардения немного напоминает запах жасмина. Этот красивый кустарник невозможно не заметить, даже гуляя в ночную пору. Его аромат будит в нас воспоминания о нежном мае. Однако в комнате он становится слишком сильным, так что может даже вызвать головокружение. Поэтому лучше содержать жасмин в большом и хорошо проветриваемом помещении.

Терпкий, строгий и немного резкий аромат примулы звучит немного ностальгически. Его никак нельзя назвать неприятным, но он очень интенсивен. Сильнее всего он становится, если прикоснуться к растению.

Целый букет запахов дарят нам пеларгонии. Они столь же разнообразны, сколь и облик этого растения. Мы встретим среди них аромат розы, мяты, лимона, мускатного ореха и еще многие и многие другие. Некоторые запахи, возможно, кто-то сочтет неприятными, но это уже дело вкуса.

Особо следует упомянуть суккуленты и орхидеи. Одни из них почти не обладают запахом, другие источают прекрасный аромат. Орхидея - очень капризное растение. Ей нужны влажный, теплый микроклимат и тщательный уход. Чтобы орхидеи цвели дольше, их можно поставить горшочки в наполненные водой и галькой емкости или использовать гидрогошок (метод «Гидропоника»). Это повысит влажность воздуха и станет дополнительным элементом в интерьере.

То, что является для нас приятных и поднимает наше настроение, служит растениям всего лишь средством для достижения цели. С помощью запаха они приманивают насекомых для опыления. Некоторые душистые растения в качестве дополнительной приманки используют также цвет. И тем не менее мы снова и снова испытываем наслаждение, окунаясь в разнообразный мир запахов, которые дарят нам растения.

3.

История комнатного цветоводства

 

История комнатного цветоводства уходит корнями в глубокую древность: человеку всегда хотелось иметь рядом с собой красивые растения, украшающие его дом. Понятие «комнатное растение» существует с момента, когда он догадался бросить семя не на поле, а в горшок с землей. Храмы древней Эллады украшали вазоны с растениями. Более 1000 лет назад в Китае зародилось искусство бонсаи, которое перешло в Японию и обрело в стране Восходящего Солнца настоящее признание. В последующие эпохи искусство выращивания растений выступает в неразрывной связи с другими видами искусства: для украшения интерьера и экстерьера зданий, при создании тканей. Так самый распространенный орнамент - растительный, который предоставляет наибольшие возможности для создания разнообразных мотивов, приемов исполнения, для оригинальной трактовки формы. К наиболее распространенным формам с древнейших времен относятся: акант, лотос, папирус, хмель, лавр, виноградная лоза, плющ, дуб. Так растительный мир проник в изобразительное искусство.

Открытие новых земель принесло вслед за собой и открытие новых декоративных растений. Основное количество «диковинки» попало в Европу во время колониальных завоеваний в конце XVII - начале XVIII вв., тогда из Америки везли кактусы и орхидеи. Из Индокитая - цитрусовые, из Индии - растения, дававшие пряности. В северных странах с отсутствием зелени в зимние месяцы вечнозеленые растения не могли не вызвать восхищения. Вспомните розовый куст Кая и Герды. Это не вымысел писателя - сказочника Андерсена. Разнообразие декоративных комнатных растений достигалось за счет введения в комнатную культуру дикорастущих представителей тропической флоры.

 

1.1
Эксперимент по созданию зимних садов

 

Первое упоминание об исключительных результатах, полученных при выращивании растений в закрытом помещении, относится к XIII веку. Холодной зимой 1240 г. в Кельн прибыл голландский король Вильгельм, которому устроили пышный прием в помещении, украшенном деревцами и кустарниками в полном цвету, будто летом. Это был самый первый в Европе зимний сад. Зрелище было столь непривычным, что его создателя выдающегося садовода Альберта Магнуса обвинили в колдовстве. Но эксперимент по созданию зимних садов оказался столь успешным, что вскоре европейские монархи в стремлении перещеголять друг друга заставляли своих садовников строить специальные помещения и выращивать в них диковинные растения. Правда, поначалу это были виды, имеющие практический интерес для императорских кухонь, например, апельсины (по-французски «orange»), а помещения, в которых их содержали, стали называть оранжереями. Хотя были исключения - картофель и подсолнечник, например, предварительно завозились из Америки как цветы. Не устоял перед соблазном и Петр I и построил Петергофе небольшой павильон для зимнего содержания цитрусовых, которые летом располагались на свежем воздухе.

Но рано или поздно, но хочется новенького. Так случилось и на этот раз: возникла потребность в обновлении ассортимента оранжерей. Коллекционерам захотелось чего-нибудь особенного, но доставка новых диковинок на европейский континент оказалась делом нелегким. Нужно было везти капризные тропические растения на парусных судах много недель через теплые и холодные воды. Нередко растения погибали от соленых морских брызг, попадавших на листья и корни; страдали без пресной воды, запас которой на судах того времени был весьма ограничен. Растения можно было разместить только на палубе, щедро освещаемой палящими лучами тропического солнца. Выходцы из влажных лесов, они получали ожоги и высыхали. Многодневное плавание сказывалось даже на их семенах: зачастую они теряли всхожесть, так и не увидев своего нового дома.

Первыми берегов Европы достигли самые неприхотливые экземпляры, которые можно было ввести в состояние покоя: луковичные и клубневые растения, суккуленты и растения с долго хранящимися семенами. Но и их нелегко было сохранить в новых условиях: родина растений была известна ботаникам лишь приблизительно, а об условиях роста можно было только догадываться. Приходилось выращивать их «по наитию», что, впрочем, давало возможность делать научные открытия и описывать новые, доселе неизвестные науке виды прямо в оранжерее.

Например, директор Императорского ботанического сада Э.Л. Регель вырастил в Санкт-Петербурге необычное тропическое растение из привезенных семян и дал ему имя Николая (Strelitzia nicolai) в честь Николая Второго.

 

Волшебный «ящик Уорда»

 

В середине XIX столетия изменить ситуацию помогло одно казалось бы незначительное изобретение англичанина Н. Уорда. Мистер Уорд очень любил тропические растения посвящал им все свое свободное время. В его коллекции было немало редких видов, привезенных со всего света. Все они прекрасно росли и цвели, но мистер Уорд был недоволен: ему казалось, что он мог бы достигнуть большего, но ему мешал насыщенный гарью воздух Лондона. Можно было без конца совершенствовать земельные смеси и применять новые удобрения, а вот с воздухом ничего поделать было нельзя: лондонцы топили камины и печи углем. Клубы дыма витали в сыром воздухе, смешиваясь с туманом английской столицы, жирная копоть пачкала стены домов, старинные картины и белоснежные манишки джентльменов. Со всем этим мистер Уорд еще мог примириться, но терял самообладание и мрачнел, если видел слой гари на нежных листьях своих любимых растений. Бормоча проклятия, он снова и снова пытался очистить их, уже не надеясь найти решение этой проблемы. Ему хотелось спрятать своих любимцев, просто накрыть чем-нибудь… Так, из отчаяния и бессилия родилось поистине гениальное изобретение: мистер Уорд решил накрыть растения стеклянным ящиком. Он заметил, что в небольшой стеклянной камере даже нежные папоротники чувствуют себя лучше. Вскоре выяснилось, что, помимо защиты от гари и копоти, применение этого приспособления позволило поддерживать внутри стабильную температуру и высокую влажность воздуха. В террариуме - так назвал свое детище его создатель - можно было содержать даже те растения, которые считались непригодными к размещению в комнате.

Весь цвет британского общества был взволнован этим открытием. В моду входит устанавливать «ящик Уорда» для содержания папоротников и другой экзотики в комнатах. В 1834 г. Уорд сконструировал первый «чемодан» для перевозки растений, который без опаски можно было установить на палубе корабля. Растения меньше нуждались в поливе и были защищены от соленых брызг и солнца. Теперь в Европу можно было без потерь привозить нежные тропические создания: папоротники, орхидеи, бромелиевые. Что здесь началось! В Англии повальное увлечение орхидеями приняло вид настоящей мании: на аукционах за них платили просто безумные деньги! Вызванный ажиотаж сравним только с «золотой лихорадкой». Теперь в районы их произрастания, в первую очередь это Южная Америка, отправляются настоящие экспедиции. Знатоками орхидей становятся проходимцы и авантюристы, вывозящие растения в Старый Свет тоннами. Словно пираты, берут они «на абордаж» непроходимые леса. Труд востребован - орхидеи покупают и короли, и ремесленники, но добыть новые редкие растения было непросто. В погоне за богатством многие погибли от лихорадки и укусов змей, утонули в болотах и разбились на скалах. Однако поток растений не иссякает. Наступило райское время для ботаников: новые виды описывались десятками и сотнями, выделялись новые рода и семейства. Все большее внимание к представителям тропической флоры проявляли и садоводы.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.