Сущность и общая характеристика основных кризисов развития ребенка. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Сущность и общая характеристика основных кризисов развития ребенка.

2020-04-01 228
Сущность и общая характеристика основных кризисов развития ребенка. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 


Возраст Социальная Ситуация Развития Ведущая Деятельность Новообразования
1.Период младенчества а) новорожденность (от 1 до 6 недель); б) собственно младенчество (до 1 года) Определяется двумя моментами: а) биологической беспомощностью младенца, зависимостью удовлетворения его потребностей от взрослых; б) при этой максимальной зависимости, включенностью всего поведения ребенка в социальное, он лишен основных средств социального общения речи. Таким образом, противоречие между максимальной социальной включенностью младенца и минимальными возможностями общения определяют основу развития ребенка в этом возрасте.   Эмоциональное общение со взрослым. Сенсомоторное развитие, заключающееся в научении моторным навыкам (овладение рукой, умение сидеть и ходить) и появлении познавательных (функциональных) действий (т.е. познание физической стороны предмета и имитация действий взрослым с этим предметом).     Основные новообразования: 1. появление индивидуальной психической жизни; 2. сенсорное развитие опережает моторное; 3.  формирование «автономной речи»: слова имеют функции наименования и указания, но не имеют значащей функции; значение слова не постоянно; нет отношения общности между отдельными значениями слов. Развитие автономной речи является центральным новообразованием кризиса первого года жизни.
4. Раннее детство (от 1 года до 3 лет) В этом возрасте ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: появляются первые слова, ребенок начинает ходить, развиваются действия с предметами. Однако диапазон возможностей ребенка еще очень ограничен. Социальную ситуацию развития в раннем возрасте можно описать схемой: "РЕБЕНОК- ПРЕДМЕТ – ВЗРОСЛЫЙ". Эта система отношений содержит в себе противоречие: способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие решается в новом типе деятельности, который рождается в период раннего возраста. Им является предметная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. Предметно-орудийная деятельность, с ведущим мотивом овладения действиями с предметом. На этом этапе происходит дальнейшее выделение смыслового компонента предмета и освоение операционально-технической стороны. Центральное новообразование возраста – развитие сознания и самосознания. Благодаря отделению действия от предмета, происходит сравнение своего действия с действием взрослого. Как только ребенок увидел себя в другом, он увидел себя самого и появился феномен "внешнее Я сам" («Я сам» является новообразование кризиса 3х лет). Личностные новообразования: прямохождение, развитие речи и предметная деятельность.  
3. Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) Ребенок выходит из кризиса 3х лет с желанием действовать автономно и с системой самооценки. Благодаря развитой речи и способности передвигаться он может чувствовать соразмерность со взрослыми. Но он понимает, что взрослые делают, что-то не на основе умений (как делать), а на смысловой основе (почему делать), т.е. у него не развита мотивационно-потребностная сфера. Задача ребенка в этом периоде состоит в развитии этих смыслов, путем участия в человеческих отношениях. Поскольку взрослые ограждают его от этого активного участия, ребенок реализует это стремление в играх. В них он моделирует мир взрослых и правила функционирования в нем.   РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ РЕБЕНОК-ДЕТИ Сюжетно-ролевая игра (где игра это своеобразное отношение к действительности, характеризующееся созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие). К концу этого периода эти игры приобретают «режиссерский» характер). Они позволяют постигнуть систему отношения между людьми и способствуют развитию знаковосимволической функции и речи.     Новообразования: 1. Центральным новообразованием является борьба мотивов (или иерархия мотивов); 2. произвольность поведения (как возможность приостанавливать аффект для оценки ситуации и прогнозирования);   3. появление «внутреннего мира»: научение дифференциации своих состояний и переживаний, как полностью открытых другим людям; 4. способность к обобщению переживаний (как появление стойкого отношения т.е. чувств); 5. в начале этого периода возникает наглядно-действенное мышление, а к его концу оно изменяется на наглядно-образное; появляется также способность к опосредованному запоминанию; 6. нравственное развитие: переход от принятия культурных и нравственных норм как данность к сознательному их принятию; 7. к концу периода появляется способность к перцептивному моделированию и социализованная речь.    Этот период заканчивается кризисом 7и лет, среди временных новообразований которого можно назвать появление манерничания и кривляния как гипертрофированного подражания взрослым.
4. Младший школьный возраст (от6-7 до 10- 11 лет)   Характеризуется следующими особенностями:  в системе отношений появляется учитель, который является непререкаемым авторитетом;   в этом периоде ребенок впервые сталкивается с системой жестких культурных требований, предъявляемых учителем, вступая в конфликт с которым, ребенок вступает в конфликт с «обществом» (при этом он не может получить эмоциональной поддержки как в семье);  ребенок становится объектом оценки, при этом оценивается не продукт его труда, а он сам;   
 Учитель   Родитель
 взаимоотношения со сверстниками переходят из сферы личных предпочтений в сферу партнерских; 

 


 Ребенок-Дети; Ребенок-Взрослый

Ведущая деятельность учебная. Она поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, "чем я был" и "чем я стал". Новообразования: 3. 1. формирование внутреннего плана действий (способность к планированию); 2. рефлексия как осознание своих собственных изменений; 3. произвольность психических процессов.      Интеллект опосредует развитие всех остальных функций: происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность.
5. Подростковый возраст  (от 10 -11 до 14-15);   ССР в этом возрасте характеризуется следующими особенностями:  подросток продолжает находиться в тех же условиях, что и ранее (семья, школа, сверстники), но у него появляются новые ценностные ориентации. Так, стремление к независимости сталкивается в семье с тем, что родители могут относиться к подростку еще как к «ребенку». У него меняется отношение и к школе она становиться местом активных взаимоотношений;  в то же время, подросток находится под действием амбивалентно направленных сил: он стремиться оторваться от детства, которое, одновременно, является для него привлекательным (в нем меньше ответственности и т.п.); происходит расширение социальных условий бытия: как в пространственном отношении, так и в увеличении диапазона «проб себя», поиска себя;   Интимно-личностное общение со сверстниками является ведущей деятельностью в этом возрасте. Здесь осваиваются нормы социального поведения, морали и т.п. Кроме того, ведущей деятельностью выступает общественно-полезный труд. Центральным новообразованием является чувство взрослости. Основные новообразования: 1. значимость сверстников очень велика (сверстники на первом месте); 2. возникающие интересы неустойчивы, в связи с тем, что подросток «ищет себя»; 3. перенесенное внутрь социальное сознание, т.е. есть самосознание. Его появление способствует большей регуляции, контролю и управлением поведения, более глубокому пониманию других людей, создает условия дальнейшего личностного развития и др. 4. на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Они соподчинены на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов. Регуляция ими осуществляется на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения; 5.  нравственные убеждения и нравственное мировоззрение. Последнее представляет собой систему убеждений, которая приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений подростка; 6.  самоопределение: с субъективной точки зрения оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции.
6.Старший школьный возраст (ранняя юность) (14-15 – 18 лет). социальная ситуация развития определяет особенности развития личности в старшем школьном возрасте, так как для них характерна неоднородность социального положения. Юность – это переход от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Это определяет социальную ситуацию развития в этом возрасте: юноши занимают промежуточное положение между ребенком и взрослым. Наряду с элементами взрослого статуса, юноша еще сохраняют черты зависимости, сближающие его положение с положением ребенка. Ведущая деятельность – учебно-профессиональная, благодаря которой у старшеклассников формируются определенные познавательные и профессиональные интересы, способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы, самосознание.   Центральным новообразованием раннего юношеского возраста выступает профессиональное самоопределение. Основные новообразования: 1. развитие теоретического мышления, оценочных суждений, принципов; 2. формирование мировоззрения, идеалов, убеждений; 3. вырабатывается активная жизненная позиция, самоопределение; 4.  стремление к самовоспитанию, самопознанию; 5. противоречивость образа «Я»; 6. критическое отношение к взрослым. Кризис 17 лет – кризис идентичности. Опасность этой стадии, по Э. Эриксону, является ролевое смешение, диффузия «Я» - идентичности. За кризисом идентичности следует либо обретение «взрослой идентичности», либо задержка в личностном развитии.

49. Характеристика Традиционного обучения;

Сегодня наиболее распространенным является традиционный вариант обучения. Основы этого типа обучения были заложены почти четыре века тому назад еще Я.А. Коменским. Термин «традиционное обучение» подразумевает прежде всего классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я.А. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.

Отличительные признаки традиционной классноурочной технологии следующие:

– учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;

– класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;

– основной единицей занятий является урок;

– урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;

– работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;

– учебные книги (учебники) применяются в основном для домашней работы. Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, или, точнее, перерывы между уроками – атрибуты классно-урочной системы.

Несомненным достоинством традиционного обучения является возможность за короткое время передать большой объем информации. При таком обучении учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности. Среди существенных недостатков этого типа обучения можно назвать его ориентированность в большей степени на память, а не на мышление. Это обучение также мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности. Учебно-познавательный процесс в большей степени носит репродуктивный (воспроизводящий) характер, вследствие чего у учащихся формируется репродуктивный стиль познавательной деятельности. Кроме того, отсутствует возможность приспособить темп обучения к различным индивидуально-психологическим особенностям учащихся (противоречие между фронтальным обучением и индивидуальным характером усвоения знаний).

 

 

3. Понятие социальной ситуации развития, ведущей деятельности и психологических новообразований.

Социальная ситуация развития - это “совершенно своеобразное, специфическое для каждого возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной ”.

Понятие социальная ситуация развития было введено Л.С. Выготским как единица анализа динамики развития ребенка, т.е. совокупность законов, которыми определяется возникновение и изменения структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе.

Социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребенка, его «социальное бытие», в процессе которого им проявляются новые свойства личности и развиваются психические новообразования.

Новообразования - достижения в развитии, характеризующиеся особым типом строения личности и деятельности, а также отношением ребенка к самому себе и другим людям.

Являясь продуктом возрастного развития, новообразования появляются к концу возрастного периода и приводят к перестройке всей структуры сознания ребенка, к изменениям системы его отношений к миру, другим людям, себе самому. Появление новообразований есть особый знак распада старой социальной ситуации развития и складыванием новой социальной ситуации развития, что сопровождается кризисами возрастного развития.

Новообразования,которые возникают к концу первого года жизни, с необходимостью вызывают построение новой социальной ситуации развития.

В конце первого года жизни ситуация слитности ребенка и взрослого взрывается изнутри. В ней появляются два противоположных, но взаимосвязанных полюса - ребенок и взрослый. К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным со взрослым и объективно (поскольку ему необходима практическая помощь взрослого) и субъективно (поскольку нуждается в оценке взрослого, его внимании и отношении).

Это противоречие находит свое разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество, или совместную деятельность ребенка и взрослого. Суть совместной деятельности состоит в усвоении общественно выработанных способов употребления предметов, т. е. взрослый учит ребенка правильно пользоваться окружающими предметами, а также объясняет, для чего они нужны и где их надо использовать.

Социальная ситуация развития в раннем возрасте такова: «ребенок — ПРЕДМЕТ — взрослый».

Как видно из этой триады, важным для ребенка является предмет. В этом возрасте ребенок целиком поглощен предметом. Убедиться в этом можно, наблюдая за тем, как ребенок играет: он постоянно смотрит на тот предмет, которым увлечен, будь то машинка, стул, кукла, ложка и т. д.

Может возникнуть ощущение, что ему ничего больше не требуется и никто не нужен, его внимание сосредоточено только на объекте увлечения. Но это не так, поскольку без взрослого ребенок не может овладеть человеческими способами употребления предметов. В этой ситуации ребенок как бы говорит: «Мы слиты, я без тебя ничего не могу сделать, но я прошу тебя: покажи, учи!»

Своеобразие новой социальной ситуации развития, по словам Д.Б. Эльконина, заключается в том, что теперь ребенок живет не вместе со взрослым, а через взрослого, с его помощью. Взрослый делает не вместо него, а совместно с ним.

Социальная ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого содержит в себе противоречие. В этой ситуации способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие решается в новом типе деятельности, который рождается в период раннего возраста.

Это предметная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. Прежде всего, она предметная, потому что мотив деятельности заключается в самом предмете, в способе его употребления.

Общение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности. Иными словами, оно происходит в момент объяснения правильности употребления того или иного предмета. Общение перестает быть деятельностью в собственном смысле слова, так как мотив перемещается от взрослого на общественный предмет. Общение выступает здесь как средство осуществления предметной деятельности, как орудие для овладения общественными способами употребления предметов. Несмотря на то, что общение перестает быть ведущей деятельностью в раннем возрасте, оно продолжает развиваться чрезвычайно интенсивно и становится речевым, потому что овладение предметами с использованием только эмоциональной окраски не может быть эффективным. Общение должно стать опосредованным словом, имеющим предметную отнесенность.

 

48. Педагогическая оценка и ее характеристика;

Педагогическая оценка является довольно широким понятием, включающим оценки, даваемые ребенку не только учителем, но и родителями или любыми другими лицами, занимающимися воспитанием и развитием детей.

Согласно Джеймсу оценка – «это возвращение отраженного впечатления, могучее средство в руках педагога».

Педагогическую оценку в широком смысле стоит отличать от школьной отметки, которая характеризует в баллах относительные и абсолютные успехи ученика. Отметка является педагогическим стимулом, сочетающим средства поощрения и наказания. Причем крайние значения отметок не всегда обладают такой стимулирующей силой, которую имеют средние отметки. Педагогическая оценка является особого рода стимулом. Особенно важную роль она играет в детские годы и в период младшего школьного возраста, так как напрямую связана с формированием у ребенка соответствующего отношения к себе. С помощью оценок, даваемых ребенку со стороны значимых взрослых, очень просто разрушить его верные представления о самом себе из-за того, что здесь примешиваются факторы эмоционального порядка. Восстановить адекватное отношение к себе во много раз сложнее.

Педагогические оценки бывают нескольких видов:

– предметные – касаются того, что делает или уже сделал ребенок, но не его личности;

– персональные – относятся к субъекту и отмечают индивидуальные качества человека;

– материальные – включают материальное стимулирование детей за успехи (деньги, вещи, развлечения и др.);

– моральные – содержат характеристику действий ребенка с точки зрения их соответствия принятым нормам морали;

– результативные – относятся к конечному результату деятельности (что получилось);

– процессуальные – касаются самого процесса деятельности (как сделано);

– количественные – соотносятся с объемом выполненной работы;

– качественные – касаются качества, точности, аккуратности и других показателей совершенства работы.

В более общем виде можно выделить три основные группы оценок (по А.И. Лунькову):

– личностные – когда оценивается продвижение ученика по отношению к его среднему уровню знаний, навыков, мышления, т. е. ребенок сравнивается сам с собой;

– сопоставительные – когда ученики сравниваются между собой;

– нормативные – когда достижения ребенка оцениваются относительно некой безличной нормы выполнения задания.

Нормативные оценки используются 1–2 раза за тему в ходе выполнения письменных контрольных работ. Приведем психологические требования к таким контрольным: 1)целесообразно проводить их на сдвоенном уроке, чтобы обеспечить нормальные условия ученикам с низкими темпами работы; 2)в состав контрольной работы следует включать вопросы только по данной теме, разбитой на последовательность элементов (единиц усвоения) так, что каждому элементу соответствуют одно-два задания. В обычных же контрольных работах, как правило, предлагаются задания из разных тем, что затрудняет общую оценку, так как непонятно, какие темы ученик усвоил, какие нет.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.