Проблемы и перспективы совершенствования акцизного налогообложения — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Проблемы и перспективы совершенствования акцизного налогообложения

2020-03-31 145
Проблемы и перспективы совершенствования акцизного налогообложения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Совершенствование акцизного налогообложения алкогольной продукции является одной из наиболее острых тем реформирования законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Это связано с тем, что акцизы играют важную роль и в экономической, и в социальной сфере.

Материальные предпосылки для развития производства качественного алкоголя вытекают из предпосылок идеологических: государство либо ведет борьбу с алкоголизмом через уничтожение собственной легальной алкогольной промышленности, либо развивает национальные традиции виноделия и защищает местных производителей вин, повышая и пропагандируя интерес к культуре потребления вина, переориентируя население с потребления крепких спиртных напитков на потребление более слабых и менее вредных для здоровья.

Практика развитых европейских винодельческих стран показывает, что высокое качество производимого ими вина достигается в результате выполнения многих условий. Например, законодательство и протекционистская государственная политика в области виноделия и виноградарства в традиционно винодельческих странах ЕС - Италии, Испании, Германии, Греции и Португалии - выглядят следующим образом: местные производители освобождены от уплаты акциза на вино, для них существует льготное налогообложение в области виноградарства и налоговое стимулирование экспорта вина. Система государственных дотаций и гибкая политика в предоставлении государственных и коммерческих кредитов для предприятий отрасли, а также высокие таможенные пошлины на импортные вина и крепкие спиртные напитки - главные рычаги в организации национального виноделия в этих государствах.

Россия обладает уникальным комплексом географических и климатических условий, которые позволяют развивать производство винограда. Но из 400 тыс. гектаров земель, пригодных для выращивания винограда, виноградниками занято около 70 тысяч гектаров, то есть используется всего 20 % площадей. В России производится 250 тыс. тонн винограда и вырабатывается 20 млн. декалитров виноматериалов. Однако потребности отечественного рынка удовлетворяются за счет собственного сырья только на 25-30 %. Для удовлетворения потребностей российского рынка необходимо производить более 2 млн. тонн винограда, и возможности для этого в стране есть.

По экспертным оценкам, доходы, полученные в России государством за счет ежегодной индексации ставки акциза на крепкую алкогольную продукцию, сопоставимы с величиной затрат на устранение последствий упомянутой индексации: лечение отравившихся суррогатным алкоголем, выплату пособий по инвалидности и дальнейшую реабилитацию инвалидов. Для снижения смертности населения от отравления суррогатным алкоголем, сокращения объемов нелегального производства водки и обеспечения увеличения поступления акциза в бюджетную систему Российской Федерации необходимо принять целый ряд мер по регулированию алкогольного рынка, которые будут способствовать его легализации. Министерство финансов России, которое занимается вопросами формирования налоговой политики в стране, подготовило законопроект, отражающий основные предложения Правительства РФ по реформированию акцизов на алкоголь. Законопроект предлагает:

ü внести изменения в действующий порядок исчисления и уплаты акциза, предусмотрев авансовую уплату акциза по подакцизным товарам при приобретении спирта;

ü дифференцировать размеры ставок акциза на этиловый спирт и предоставить возможность освобождения от авансовой уплаты акциза по приобретаемому спирту в случае представления производителями алкогольной и спиртосодержащей продукции банковской гарантии.

Этот законопроект в ближайшее время будет внесен Правительством РФ на рассмотрение в Госдуму РФ.

В ходе расширенного выездного заседания Комитета Совета Федерации по бюджету в Краснодарском крае на тему: «Проблемы акцизного налогообложения алкогольной продукции», состоявшегося в апреле 2010 года, были высказаны многочисленные предложения по реформированию законодательного регулирования налогообложения алкогольной продукции в России. В частности, была подчеркнута необходимость долгосрочной государственной программы по возрождению виноградарства и виноделия в России. Основная цель программы - это достижение максимальных объемов выработки собственной продукции, обеспечивающей минимизацию зависимости от импорта. Это позволит создать дополнительные рабочие места в зонах традиционного виноградарства и виноделия и решать социальные вопросы.

Среди проблем, связанных с взиманием акциза при импорте алкогольной продукции, наиболее актуальной является проблема идентификации вин. В связи с отсутствием в Налоговом кодексе РФ разъяснений для целей налогообложения того, какая алкогольная продукция является натуральной, существуют определенные трудности при осуществлении таможенного контроля достоверности заявляемых при таможенном оформлении сведений, в том числе правильности уплаты акциза. В настоящее время отсутствуют единые критерии отнесения вин к категории натуральных, что приводит к возможности недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности заявлять недостоверные сведения о товаре с целью занижения таможенных платежей. В результате подавляющее большинство виноградных вин, ввозимых в Российскую Федерацию, декларируются как натуральные и облагаются акцизом по минимальной ставке.

Также в связи с зависимостью винодельческой отрасли на 70-75 % от импорта виноматериалов остро стоит вопрос их таможенного декларирования и классификации. Поэтому важное значение имеет разработка Технического регламента на винодельческую продукцию и Международного соглашения - технического регламента о требованиях к спирту, спиртосодержащей и алкогольной продукции. Проект такого соглашения, которое должно обеспечить формирование единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, в настоящее время согласовывается в федеральных органах исполнительной власти.

Существует проблема развития механизмов контроля производства и оборота алкогольной продукции в целях борьбы с нелегальной продукцией. В качестве основных направлений реформирования можно назвать следующие:

ü совершенствование существующей Единой государственной автоматизированной информационной системы, предназначенной для автоматизации государственного контроля за объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

ü расширение полномочий субъектов Российской Федерации и некоммерческих саморегулируемых общественных организаций (ассоциаций) производителей винограда и вина.

Что касается вопросов акцизного налогообложения пива, то по итогам 2009 года доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации от уплаты акциза на пиво на территории России составили 30,2 млрд. руб. (по данным Федерального казначейства). Позитивные результаты развития рынка пива за последние годы в нашей стране стали поводом для рассмотрения пивоварения как неисчерпаемого источника пополнения бюджета и компенсации его выпадающих доходов от реализации нелегального крепкого алкоголя. Только за период с 2004 по 2010 годы ставки акциза на пиво выросли на 400 %, в то время как на натуральное вино и крепкие спиртные напитки рост ставок акциза составил 59 % и 44 % соответственно.

В России в настоящее время большое значение имеет вопрос о том, как обеспечить меньшую доступность крепких спиртных напитков по сравнению со слабоградусной продукцией. Также необходим достаточный переходный период для адаптации производственного и торгового секторов, специализирующихся на выпуске и реализации слабоградусной продукции, к новым условиям работы.

Что касается налоговой политики, то в целом налоговая политика в 2011-2013 г.г. будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста на основе стимулирования инновационной активности с учетом поддержания сбалансированности бюджетной системы.

Согласно данной политики, по акцизам предусматривается:

изменение порядка исчисления и уплаты акцизов на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию;

уточнение размеров индексации на 2011 и 2012 г.г., индексация ставок акцизов на 2013 г с учетом планируемого уровня инфляции. При этом опережающими темпами по сравнению с другими подакцизными товарами будут проиндексированы ставки акцизов на алкогольную, спиртосодержащую и табачную продукцию.


 

Заключение

 

В результате проведённого исследования можно сделать ряд выводов:

)   Акцизы - один из древнейших видов косвенных налогов. По существующим письменным свидетельствам обложение акцизами осуществлялось еще в эпоху Римской империи.

)   Акцизы - вид косвенных налогов на товары преимущественно массового потребления. Сумма акциза включается в цену товара.

В настоящее время акцизы применяются во всех странах рыночной экономики. Они установлены на ограниченный перечень товаров и играют двоякую роль:

это один из важных источников дохода бюджета;

это средство ограничения потребления подакцизных товаров и регулирования спроса и предложения товаров.

Акцизы, являясь косвенным налогом, увеличивают цену товара и поэтому оплачиваются потребителем.

)   Основными отличиями акцизов от прочих налогов и обязательных платежей на потребление являются, во-первых, их специфическая сфера применения - потребление конкретного товара (услуги) или группы товаров (услуг) и, во-вторых, - безэквивалентность.

)   Как и большинство налогов, акцизы обладают 2-мя основными функциями: фискальной и регулирующей. В большинстве развитых стран регулирующая функция акцизов является главенствующей.

5) Акцизы - существенный источник доходов федерального бюджета и территориальных бюджетов субъектов Российской Федерации.

В России акцизы всегда играли важную фискальную роль. Прежде всего, это относится к акцизам на алкогольную продукцию: хмельные напитки - квас, пиво и питной мед с давних времен считались на Руси неплохим источником пополнения казны.

Однако ежегодно фискальная значимость акцизов в доходах бюджетов подвергается существенным колебаниям.

)   Порядок исчисления и взимания акцизов регулируется главой 22 Налогового Кодекса Российской Федерации.

)   Совершенствование налогообложения в сфере акцизов является одним из важнейших условий улучшения экономической ситуации, пополнения федерального и региональных бюджетов. Этому вопросу уделяется очень большое внимание. В частности, часто поднимается вопрос об изменении порядка исчисления и уплаты акцизов на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию.

Таким образом, обобщая все выше сказанное, можно говорить о том, что на протяжении веков акцизы играли важную роль в налоговой системе России, прежде всего как фискальный источник.

 

 


 

Библиографический список

 

.Адаменкова, С.И. Налоги и их применение в финансово-экономических расчетах, ценообразовании: (теория, практика) / С.И. Адаменкова, О.С. Евменчик; под ред. С.И. Адаменковой. - 3-е изд., доп. и перераб. - Минск: Элайда, 2006. - 568с.

.Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. - 314 с.

.Красноперова О.А. Особенности начисления и уплаты акцизов / О.А. Красноперова. - М.: ПрессМедиа, 2007. - 192С.

.Налоги и налогообложение. 6-е изд., доп. / Под ред. М. Романовского, О. Врублевской. - Спб.: Питер, 2009. - 528 с.

.Налоги и налогообложение: учебник / под ред. Б.Х. Алиева. - 2 изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 448 с

.Налоговый кодекс Российской Федерации. - М.: ИНФРА-М, 2008.-600с

.Налогообложение в системе международных экономических отношений: учеб. пособие / В.А. Дадалко, Е.Е. Румянцева, Н.Н. Демчук. - Мн.: Армита-Маркетинг, Менеджмент, 2008. - 359 с.

.Нечипорчук Н.А. Изменения в правилах исчисления акцизов с 2010 года // Российский налоговый курьер. - 2009. - №24. - С.12 - 16.

.Нечипорчук Н.А. Новый порядок уплаты акцизов на алкогольную продукцию в 2006 году // Российский налоговый курьер. - 2006. - №4. - С.58-69;

.Перов А.В., Толкушин А.В. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. - М.: Юрайт-М, 2006. - 555 с.

.Сердюкова А.Э., Вылкова Е.С., Тарасевич А.А. Налоги и налогообложение: учебник для вузов. - Спб.: Питер, 2006. - 752С.

.Симонов В.В., Сулакшин С.С Бюджет и налоги в экономической политике России - М.: Научный эксперт, 2008. - 240 с.

.Черник Д.Г. Налоги и налогообложение/ Учебник. - М.: МЦФЭР, 2006. - 721 с.

.www.gks.ru

.www.consultant.ru;

.www.minfin.ru

.www.nalog.ru.

. www.nalogkodeks.ru


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.