I. Психологические аспекты гендорной психологии — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

I. Психологические аспекты гендорной психологии

2020-04-01 109
I. Психологические аспекты гендорной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

АННОТАЦИЯ

ВВЕДЕНИЕ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕНДОРНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Основные понятия

Половая дифференциация. Психологические аспекты различий

Особенности половой идентичности

II. ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Общие понятия

Специфика социальной перцепции

III. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ ОБРАЗОВ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ У ПОДРОСТКОВ

Проблема изучения психологического пола

Исследование гендерных стереотипов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ССЫЛКИ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 


АННОТАЦИЯ

психологический гендерный перцепция подросток

Данная работа направлена на изучение восприятия образа мужчины и женщины у подростков. Раскрытие понятия «гендер» с психологической точки зрения. Показать представления о мужественности и женственности у подростков, обусловленные наличием в обществе полоролевых стереотипов.

Рассматриваются различные подходы к изучению проблемы формирования и дифференцирования гендерных различий. Описано как влияют эмоциональные и когнитивные компоненты на поставленную проблему.

 


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной проблемы обусловливается, в частности, теми особенностями, которые характерны для современной семьи: омоложение брака, увеличение числа разводов, связанных преимущественно с неумением супругов строить свои взаимоотношения, с неверными представлениями молодых людей о роли мужчины и женщины в семье.

Социальный прогресс с его демократизацией отношений полов, стирание границ между «мужскими» и «женскими» профессиями, совместное обучение и работа изменяют и нормативные представления о мужских и женских половых ролях, нивелируют многие, казавшиеся раньше «естественными», различия. Изменения эти происходят довольно быстро и вызывают у многих людей адаптивное напряжение, сопровождающееся психологическим дискомфортом. В тоне дискуссий о феминизации мужчин и маскулинизации женщин звучит тревога едва ли не за биологическое вырождение тех и других.

В подростковом и юношеском возрасте соответствующие нормативные представления особенно жестоки и стереотипны; желая утвердиться в своей мужской роли, мальчики всячески подчеркивают свое отличие от женщин, стараясь преодолеть все, что может быть воспринято как проявление женственности.

Таким образом, изменения в обществе, очень сильно влияют на усвоение образов мужчин и женщин у подростков, так как сами того не осознавая, подростки перенимают различные роли и модели поведения, которые им предлагает общество, что приводит к появлению в последнее время различных видов сексуальных отклонений (гомосексуализм, лесбианство, транссексуализм и т.д.).

Биологическое и психофизиологическое различие полов непреодолимо, оно является настоящей проблемой жизни, сущностно и предельно не устраненной не имеющей окончательного решения.

Проблема усвоения образов мужчин и женщин у подростков имеет огромное значение и требует настоятельной необходимости «реабилитации» категории пола в психологии.

Цель работы - изучить специфику образа мужчины и женщины у подростков.

 Объект исследования - полоролевая идентификация у подростков.

Предмет исследования - образ мужчины и женщины у подростков.

В соответствии с целью и гипотезой мной были сформулированы следующие задачи:

1. Выявление представлений о наиболее привлекательных и значимых качествах личности мужчины и женщины.

2. Определить эмоциональное отношение подростков к своему и противоположному полу.

3. Изучить некоторые особенности усвоения подростками половых ролей.

 


I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕНДОРНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Основные понятия

 

Гендерная психология - это область психологической науки. И, как и у других областей, у нее очень длинная предыстория и очень короткая история. Но было бы неправомерным рассматривать эту историю только с 70-х гг. XX в. Также не вполне корректно считать ее детищем только феминизма, хотя его большой заслугой является привлечение внимания к некоторым современным психологическим проблемам.

В немногочисленных статьях, посвященных истории гендерной психологии, она связывается с совершенно различными именами и идеями, не совпадающими у разных авторов (пожалуй, только 3. Фрейд присутствует во всех обзорах). Иногда создается впечатление, что речь идет о разных областях знания (к примеру. имеют в виду то психологию половых различий, то психологию женщины, то феминистскую психологию или психологию взаимоотношений между мужчинами и женщинами и т. п.). Порой это знание слишком идерлогизированно, но я считаю неправомерным вносить в науку элемент идеологии. В психологии существует традиция объективного экспериментального исследования и эмпирической проверки теорий.

Гендерная проблематика имеет важное прикладное значение. Но и психологам-практикам, работающим с клиентами, следует знать научные основы этой области, а не основываться на материалах популярной литературы, авторы которой часто просто стремятся к сенсации и не знакомы с основными исследованиями и закономерностями.

В истории гендерной психологии можно выделить 5 этапов:

1) разработка соответствующих идей в русле философии (от античных времен до конца XIX в.);

) формирование предмета и разделов гендерной психологии (конец XIX - начало XX в.);

) «фрейдовский период», связанный с именем 3. Фрейда и психоанализом (начало XX в. - 1930-е гг.);

) начало широких экспериментальных исследований и появление первых теорий (1950-1980-е гг.);

) бурное развитие гендерной психологии: всплеск экспериментальных исследований, теоретическое осмысление эмпирических фактов, адаптация известных методов и методик для изучения гендерной проблематики и создание специфических гендерных методик (с 1990-х гг. по настоящее время). В отечественной науке выделяют несколько иные этапы (конец XIX - начало XX в.; 1920-1930-е гг.;1960-1980-е гг.; с 1990-х гг.)

Предметом гендерной психологии в самом широком смысле являются особенности психики, которые связаны с полом. Конкретизация этого положения содержится в разных разделах этой области психологии. Можно выделить 6 больших разделов:

) психология сравнения мужчин и женщин;

) психология женщины;

) психология мужчины;

) гендерная социализация;

) психология гендерных отношений;

) гендерная психология лидерства.

Что касается задач гендерной психологии, то к ее теоретическим аспектам относится разработка теорий и концепций, методов и методик, проведение широких исследований, к прикладным - внедрение результатов и достижений в практику. Гендерный подход должен стать неотъемлемой частью работы психолога: и исследователя, и консультанта, и руководителя тренинговых групп. Этот подход предоставляет широкие возможности для помощи практикам, работающим с людьми: менеджерам, юристам, учителям и воспитателям, медицинским работникам. ' В начале XX в. в гендерной психологии были приняты следующие 5 методов исследования:

 Грубая индукция. В рамках данного метода анализировались расхожие житейские высказывания о мужчинах и женщинах, полученные, как правило, от знакомых исследователя. Но надежность результатов, основанных на мнениях испытуемых, как правило, невелика: дело в том, что у большинства из них существует имплицитная гендерная теория о половых различиях,характеристиках личности женщин и мужчин и т. п.

Эксперимент. Как правило, широко не использовался.

Дедукция. Достижения общей психологии и установленные в ней закономерности применялись к испытуемым с учетом их пола. При этом существовала опасность, что не будут учтены те или иные специфические особенности (в частности, женщин), так как заранее предполагалось, что все испытуемые похожи друг на друга, т. е. подчиняются общим закономерностям. Особенно часто этот метод использовали французские исследователи. И в современной гендерной психологии результаты могут искажаться из-за того, что, к примеру, изучая женщин-испытуемых, ученые применяют методики, которые оправдали себя на испытуемых-мужчинах. Далее будет показано, как одни и те же задачи подходят для одного пола и не подходят для другого.

Биографический метод. Использовался для анализа выдающихся исторических деятелей, однако возможности его применения к женщинам ограниченны, так как, во-первых, среди женщин мало широко известных исторических личностей, во-вторых, исторические роли мужчин и женщин освещены неравномерно и, в-третьих, различия между знаменитыми и незнаменитыми женщинами и знаменитыми и незнаменитыми мужчинами неодинаковы в силу того, что женщине труднее добиться известности, чем мужчине. Последнее замечание, высказанное Геймансом, впоследствии было подтверждено исследованиями психологии лидерства.

Анкетирование. Гейманс считал ценным методом, но необходимо было учитывать некоторые особенности испытуемых - в частности, их эмоциональность.

Концепции:

Теории и концепции гендерной психологии можно разделить на 6 категорий в зависимости от того, в каком ее разделе они появились и какую проблему объясняют. Это теории и концепции:

)   гендерных различий;

)   гендерной социализации;

)   психологии женщины;

)   психологии мужчины;

Правда, иногда ту или иную концепцию трудно отнести к какому-либо определенному разделу. К примеру, некоторые концепции объясняют и гендерную социализацию, и гендерные различия.

Существуют также частные концепции, которые объясняют экспериментальные факты в узком диапазоне (к примеру, половые различия по болевым ощущениям или отсутствие мотивации достижений у женщин). Большинство из них касается различий между полами, что не удивительно - именно этот раздел гендерной психологии наиболее развит. [1]

Гендерные исследования

В настоящее время психология представляет собой разветвленную на различные отрасли мультипарадигмальную науку. Однако среди множества ее отраслей в постсоветской науке гендерной психологии или психологии гендера как отдельной психологической дисциплины в настоящее время все еще не существует, тем не менее, гендерная проблематика проникла в разные сферы психологического знания и все активнее занимает там свою нишу. Нельзя сказать, что сфера проникновения гендерной проблематики в психологию широка: совсем не часто можно встретить в психологической литературе, особенно отечественной, термины «гендер» или даже «пол». Уже тривиальной стала шутка о том, что «отечественная (а в особенности, советская) психология - это бесполая психология». Основная масса экспериментальных исследований здесь сделана просто на «испытуемых», не имеющих никакого пола.

В западной же психологии существует точка зрения о том, что со времен В. Вундта и до 60-х годов 20 века психология была наукой о мужчинах, которая мужчинами и развивалась. Иллюстрацией к этому может служить такое, например, задание: предложите назвать своему коллеге-психологу или назовите сами 10 имен знаменитых психологов, известных вам из истории психологии. Назвали? Ответ в комментариях не нуждается.

Тем не менее, в настоящее время ситуация с гендерными исследованиями в психологии изменилась кардинальным образом. Прежде всего, это относится к западной психологии, в значительно меньшей степени - к отечественной. Дадим краткую характеристику основных этапов развития гендерных исследований в психологии.

Вначале они проводились в рамках изучения индивидуальных различий, и маскулинность-фемининность пытались измерить, как и любые другие индивидуальные различия.

Затем их пытались понять как важнейшие черты личности, причем семья рассматривалась как та среда, внутри которой происходит социализация мальчиков и девочек и приобретение ими их социальных ролей, основанных на сложившихся культурных стереотипах.

В 70-х годах, введя понятие андрогинии (понятие, обозначающее людей, успешно сочетающих в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские психологические качества) и разработав соответствующий методический аппарат, С. Бем смогла эмпирически продемонстрировать, что маскулинность и фемининность являются двумя независимыми, но не противоположными конструктами.

Следующим шагом было представление о гендере как о схеме или концепте, введенном культурой и определяемом как аффективно-когнитивная структура, которая создана для упорядочивания индивидуального опыта и организации человеком своего поведения. Все больше и больше гендер стал пониматься как социальная категория, причем к нему стали подходить как процессу, динамической и ситуационно детерминированной характеристике, а не как к некой статичной черте или качеству. Здесь можно легко провести параллель с социологическими теориями социального конструктивизма и понятием «doing gender». И в настоящее время все больше психологов, занимающихся гендерной проблематикой, рассматривают гендер как категорию социальную.

В целом гендерных исследований в психологии стало значительно больше, однако распределены они неравномерно: в одних областях психологии их больше, в других - меньше. В то же время они затронули практически все основные области психологической науки: когнитивную сферу, эмоциональную, проблемы социализации, межличностных взаимодействий и социальных отношений. [2]

 

Общие понятия

Подростковый возраст или отрочество - это период жизни человека от детства до юности (от 11-12 лет до 14-15 лет). Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования.

Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Трудности этого возраста проявляются с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений. [10]

В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой. [11]

Центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного чувства взрослости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому. Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками.

Но с другой стороны существуют и положительные качества данного периода: возрастает самостоятельность ребенка, более содержательными и разнообразными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера деятельности и т.д. Но, самое главное в этом периоде, то, что ребенок самостоятельно выходит на новую социальную позицию и начинает сознательно относиться к себе как к члену общества.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты проведенного исследования позволяют нам сделать следующие выводы.

Сегодня социальный прогресс и демократизация отношений полов,

стирание границ между «мужскими» и «женскими» профессиями, совместное обучение и работа изменяют и нормативные представления о мужских и женских половых ролях. Изменения эти происходят довольно быстро и вызывают у многих людей адаптивное напряжение, сопровождающееся психологическим дискомфортом.

    В данной работе исследовались образы мужчин и женщин у подростков.

Так, гипотеза о том, что представления о мужественности и женственности у подростков обусловлены наличием в обществе полоролевых стереотипов и связанны с традиционными эталонами мужественности и женственности подтвердилась частично.

У подростков непосредственный жизненный опыт связан только лишь с позицией ребенка, и поэтому их представления о мужественности и женственности - это, по-видимому, просто устаревшие взгляды взрослых. Между тем известно, что в этом возрасте интенсивно формируется система межполовых взаимоотношений. Однако представления подростков об идеальных качествах мужчин и женщин для этих взаимоотношений преимущественно связаны с понятием товарищества без учета половой принадлежности. Поэтому идеальные представления о мужчинах и женщинах и реальное поведение подростков мальчиков и девочек находится как бы в разных планах. Соответственно, идеал не выполняет своей регулирующей функции в качестве образца поведения.

У старших школьников основа формирования идеальных представлений о мужественности и женственности - значимая для них сфера взаимоотношений с ровесниками противоположного пола. Она включает актуальные потребности, связанные с сексуальным развитием, осознание себя человека определенного пола (в сфере межполовых взаимоотношений идеальные образы мужчин и женщин) как субъектов и объектов общения, представления о себе и о других сверяются на практике, в непосредственной деятельности общения.

Таким образом, происходящая в нашем обществе ломка традиционной системы половых ролей и стереотипов серьезно влияет на психику и поведения подростков. Жесткая нормативность и поляризация деятельности и установок постепенно уступает место принципу индивидуальной вариабельности, которая зависит от половой принадлежности индивида, но отнюдь не сводится к ней. В условиях, когда мужчины и женщины взаимодействуют друг с другом в небывало широком спектре социальных ролей, которые не организованы иерархически и принципиально сменяемы, такая психологическая гибкость, безусловно, является более адаптивной, нежели жесткая приверженность традицией» полодиморфическим стандартам. Однако здесь очень много спорного проблематичного, неясного.

Все это свидетельствует о настоятельной необходимости более глубокого изучения образов, половых ролей у подростков и «реабилитации» категории пола в отечественной психологии.


ССЫЛКИ

[1]Бендас Т. В. - Гендерная психология

[2] Жеребкина И.А. - Введение в гендерные исследования

[3] Астафьев П. Е. - Понятие психического ритма как научное основание психологии полов

[4] Отто Вейнингер - Пол и характер

[5] http://www.voppsy.ru/issues/1985/853/853084.htm

[6] Ильин Е. П. - Пол и гендер

[7] Бендас Т.В. - Психология лидерства

[8 ] Бем С. «Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов»

[9]http://www.egpu.ru/lib/elib/Data/Content/128253451446875000/Default.aspx

[10] Драгунова Т.В. Учебное пособие

[11] Заика Е. В., Крейдун Н. П., Ячина А. С. - «Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением. Вопросы психологии.»

[12] Юферева Т.И. - Образы мужчин и женщин в сознании подростков

[13] Юферева Т.И. - Формирование психологического пола

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

7. Бендас Т. В. Гендерная психология: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006.

8. Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие/ Под ред. И. А. Жеребкиной - Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001.

9.  Астафьев П. Е. Понятие психического ритма как научное основание психологии полов. - М.: 1899.

10. Отто Вейнингер «Пол и характер»: Латард; 1997

11. Интеренет-ресурс: http://www.voppsy.ru/issues/1985/853/853084.htm

12. Ильин Е. П. «Пол и гендер» - Спб.: Питер, 2010

13. Бендас Т.В. - «Психология лидерства»: Учебное пособие - СПб.: Питер, 2009

14. Бем С. «Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов»: СПб.: Питер, 2006

15. Интеренет-ресурс: http://www.egpu.ru/lib/elib/Data/Content/128253451446875000/Default.aspx

16. Драгунова Т.В. Учебное пособие.- СПб.; СПбГУП, 2000

17. Заика Е. В., Крейдун Н. П., Ячина А. С. «Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением. Вопросы психологии.» - 1990.- №4.

18. Юферева Т.И. Образы мужчин и женщин в сознании подростков.//Вопросы психологии №3, 1985

19. Юферева Т.И. Формирование психологического пола.// Формирование личности в переходный период: От подросткового к Юношескому возрасту./ Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987

Содержание

АННОТАЦИЯ

ВВЕДЕНИЕ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕНДОРНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Основные понятия

Половая дифференциация. Психологические аспекты различий

Особенности половой идентичности

II. ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Общие понятия

Специфика социальной перцепции

III. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ ОБРАЗОВ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ У ПОДРОСТКОВ

Проблема изучения психологического пола

Исследование гендерных стереотипов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ССЫЛКИ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 


АННОТАЦИЯ

психологический гендерный перцепция подросток

Данная работа направлена на изучение восприятия образа мужчины и женщины у подростков. Раскрытие понятия «гендер» с психологической точки зрения. Показать представления о мужественности и женственности у подростков, обусловленные наличием в обществе полоролевых стереотипов.

Рассматриваются различные подходы к изучению проблемы формирования и дифференцирования гендерных различий. Описано как влияют эмоциональные и когнитивные компоненты на поставленную проблему.

 


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной проблемы обусловливается, в частности, теми особенностями, которые характерны для современной семьи: омоложение брака, увеличение числа разводов, связанных преимущественно с неумением супругов строить свои взаимоотношения, с неверными представлениями молодых людей о роли мужчины и женщины в семье.

Социальный прогресс с его демократизацией отношений полов, стирание границ между «мужскими» и «женскими» профессиями, совместное обучение и работа изменяют и нормативные представления о мужских и женских половых ролях, нивелируют многие, казавшиеся раньше «естественными», различия. Изменения эти происходят довольно быстро и вызывают у многих людей адаптивное напряжение, сопровождающееся психологическим дискомфортом. В тоне дискуссий о феминизации мужчин и маскулинизации женщин звучит тревога едва ли не за биологическое вырождение тех и других.

В подростковом и юношеском возрасте соответствующие нормативные представления особенно жестоки и стереотипны; желая утвердиться в своей мужской роли, мальчики всячески подчеркивают свое отличие от женщин, стараясь преодолеть все, что может быть воспринято как проявление женственности.

Таким образом, изменения в обществе, очень сильно влияют на усвоение образов мужчин и женщин у подростков, так как сами того не осознавая, подростки перенимают различные роли и модели поведения, которые им предлагает общество, что приводит к появлению в последнее время различных видов сексуальных отклонений (гомосексуализм, лесбианство, транссексуализм и т.д.).

Биологическое и психофизиологическое различие полов непреодолимо, оно является настоящей проблемой жизни, сущностно и предельно не устраненной не имеющей окончательного решения.

Проблема усвоения образов мужчин и женщин у подростков имеет огромное значение и требует настоятельной необходимости «реабилитации» категории пола в психологии.

Цель работы - изучить специфику образа мужчины и женщины у подростков.

 Объект исследования - полоролевая идентификация у подростков.

Предмет исследования - образ мужчины и женщины у подростков.

В соответствии с целью и гипотезой мной были сформулированы следующие задачи:

1. Выявление представлений о наиболее привлекательных и значимых качествах личности мужчины и женщины.

2. Определить эмоциональное отношение подростков к своему и противоположному полу.

3. Изучить некоторые особенности усвоения подростками половых ролей.

 


I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕНДОРНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Основные понятия

 

Гендерная психология - это область психологической науки. И, как и у других областей, у нее очень длинная предыстория и очень короткая история. Но было бы неправомерным рассматривать эту историю только с 70-х гг. XX в. Также не вполне корректно считать ее детищем только феминизма, хотя его большой заслугой является привлечение внимания к некоторым современным психологическим проблемам.

В немногочисленных статьях, посвященных истории гендерной психологии, она связывается с совершенно различными именами и идеями, не совпадающими у разных авторов (пожалуй, только 3. Фрейд присутствует во всех обзорах). Иногда создается впечатление, что речь идет о разных областях знания (к примеру. имеют в виду то психологию половых различий, то психологию женщины, то феминистскую психологию или психологию взаимоотношений между мужчинами и женщинами и т. п.). Порой это знание слишком идерлогизированно, но я считаю неправомерным вносить в науку элемент идеологии. В психологии существует традиция объективного экспериментального исследования и эмпирической проверки теорий.

Гендерная проблематика имеет важное прикладное значение. Но и психологам-практикам, работающим с клиентами, следует знать научные основы этой области, а не основываться на материалах популярной литературы, авторы которой часто просто стремятся к сенсации и не знакомы с основными исследованиями и закономерностями.

В истории гендерной психологии можно выделить 5 этапов:

1) разработка соответствующих идей в русле философии (от античных времен до конца XIX в.);

) формирование предмета и разделов гендерной психологии (конец XIX - начало XX в.);

) «фрейдовский период», связанный с именем 3. Фрейда и психоанализом (начало XX в. - 1930-е гг.);

) начало широких экспериментальных исследований и появление первых теорий (1950-1980-е гг.);

) бурное развитие гендерной психологии: всплеск экспериментальных исследований, теоретическое осмысление эмпирических фактов, адаптация известных методов и методик для изучения гендерной проблематики и создание специфических гендерных методик (с 1990-х гг. по настоящее время). В отечественной науке выделяют несколько иные этапы (конец XIX - начало XX в.; 1920-1930-е гг.;1960-1980-е гг.; с 1990-х гг.)

Предметом гендерной психологии в самом широком смысле являются особенности психики, которые связаны с полом. Конкретизация этого положения содержится в разных разделах этой области психологии. Можно выделить 6 больших разделов:

) психология сравнения мужчин и женщин;

) психология женщины;

) психология мужчины;

) гендерная социализация;

) психология гендерных отношений;

) гендерная психология лидерства.

Что касается задач гендерной психологии, то к ее теоретическим аспектам относится разработка теорий и концепций, методов и методик, проведение широких исследований, к прикладным - внедрение результатов и достижений в практику. Гендерный подход должен стать неотъемлемой частью работы психолога: и исследователя, и консультанта, и руководителя тренинговых групп. Этот подход предоставляет широкие возможности для помощи практикам, работающим с людьми: менеджерам, юристам, учителям и воспитателям, медицинским работникам. ' В начале XX в. в гендерной психологии были приняты следующие 5 методов исследования:

 Грубая индукция. В рамках данного метода анализировались расхожие житейские высказывания о мужчинах и женщинах, полученные, как правило, от знакомых исследователя. Но надежность результатов, основанных на мнениях испытуемых, как правило, невелика: дело в том, что у большинства из них существует имплицитная гендерная теория о половых различиях,характеристиках личности женщин и мужчин и т. п.

Эксперимент. Как правило, широко не использовался.

Дедукция. Достижения общей психологии и установленные в ней закономерности применялись к испытуемым с учетом их пола. При этом существовала опасность, что не будут учтены те или иные специфические особенности (в частности, женщин), так как заранее предполагалось, что все испытуемые похожи друг на друга, т. е. подчиняются общим закономерностям. Особенно часто этот метод использовали французские исследователи. И в современной гендерной психологии результаты могут искажаться из-за того, что, к примеру, изучая женщин-испытуемых, ученые применяют методики, которые оправдали себя на испытуемых-мужчинах. Далее будет показано, как одни и те же задачи подходят для одного пола и не подходят для другого.

Биографический метод. Использовался для анализа выдающихся исторических деятелей, однако возможности его применения к женщинам ограниченны, так как, во-первых, среди женщин мало широко известных исторических личностей, во-вторых, исторические роли мужчин и женщин освещены неравномерно и, в-третьих, различия между знаменитыми и незнаменитыми женщинами и знаменитыми и незнаменитыми мужчинами неодинаковы в силу того, что женщине труднее добиться известности, чем мужчине. Последнее замечание, высказанное Геймансом, впоследствии было подтверждено исследованиями психологии лидерства.

Анкетирование. Гейманс считал ценным методом, но необходимо было учитывать некоторые особенности испытуемых - в частности, их эмоциональность.

Концепции:

Теории и концепции гендерной психологии можно разделить на 6 категорий в зависимости от того, в каком ее разделе они появились и какую проблему объясняют. Это теории и концепции:

)   гендерных различий;

)   гендерной социализации;

)   психологии женщины;

)   психологии мужчины;

Правда, иногда ту или иную концепцию трудно отнести к какому-либо определенному разделу. К примеру, некоторые концепции объясняют и гендерную социализацию, и гендерные различия.

Существуют также частные концепции, которые объясняют экспериментальные факты в узком диапазоне (к примеру, половые различия по болевым ощущениям или отсутствие мотивации достижений у женщин). Большинство из них касается различий между полами, что не удивительно - именно этот раздел гендерной психологии наиболее развит. [1]

Гендерные исследования

В настоящее время психология представляет собой разветвленную на различные отрасли мультипарадигмальную науку. Однако среди множества ее отраслей в постсоветской науке гендерной психологии или психологии гендера как отдельной психологической дисциплины в настоящее время все еще не существует, тем не менее, гендерная проблематика проникла в разные сферы психологического знания и все активнее занимает там свою нишу. Нельзя сказать, что сфера проникновения гендерной проблематики в психологию широка: совсем не часто можно встретить в психологической литературе, особенно отечественной, термины «гендер» или даже «пол». Уже тривиальной стала шутка о том, что «отечественная (а в особенности, советская) психология - это бесполая психология». Основная масса экспериментальных исследований здесь сделана просто на «испытуемых», не имеющих никакого пола.

В западной же психологии существует точка зрения о том, что со времен В. Вундта и до 60-х годов 20 века психология была наукой о мужчинах, которая мужчинами и развивалась. Иллюстрацией к этому может служить такое, например, задание: предложите назвать своему коллеге-психологу или назовите сами 10 имен знаменитых психологов, известных вам из истории психологии. Назвали? Ответ в комментариях не нуждается.

Тем не менее, в настоящее время ситуация с гендерными исследованиями в психологии изменилась кардинальным образом. Прежде всего, это относится к западной психологии, в значительно меньшей степени - к отечественной. Дадим краткую характеристику основных этапов развития гендерных исследований в психологии.

Вначале они проводились в рамках изучения индивидуальных различий, и маскулинность-фемининность пытались измерить, как и любые другие индивидуальные различия.

Затем их пытались понять как важнейшие черты личности, причем семья рассматривалась как та среда, внутри которой происходит социализация мальчиков и девочек и приобретение ими их социальных ролей, основанных на сложившихся культурных стереотипах.

В 70-х годах, введя понятие андрогинии (понятие, обозначающее людей, успешно сочетающих в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские психологические качества) и разработав соответствующий методический аппарат, С. Бем смогла эмпирически продемонстрировать, что маскулинность и фемининность являются двумя независимыми, но не противоположными конструктами.

Следующим шагом было представление о гендере как о схеме или концепте, введенном культурой и определяемом как аффективно-когнитивная структура, которая создана для упорядочивания индивидуального опыта и организации человеком своего поведения. Все больше и больше гендер стал пониматься как социальная категория, причем к нему стали подходить как процессу, динамической и ситуационно детерминированной характеристике, а не как к некой статичной черте или качеству. Здесь можно легко провести параллель с социологическими теориями социального конструктивизма и понятием «doing gender». И в настоящее время все больше психологов, занимающихся гендерной проблематикой, рассматривают гендер как категорию социальную.

В целом гендерных исследований в психологии стало значительно больше, однако распределены они неравномерно: в одних областях психологии их больше, в других - меньше. В то же время они затронули практически все основные области психологической науки: когнитивную сферу, эмоциональную, проблемы социализации, межличностных взаимодействий и социальных отношений. [2]

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.102 с.