Многообразие газетных жанров — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Многообразие газетных жанров

2020-04-01 622
Многообразие газетных жанров 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Современная теория газетных жанров выделяет три основных группы жанров: информационные, аналитические, художественно-публицистические. Они возникли и развивались вместе с журналистикой.

Жанр - исторически сложившийся тип журналистского произведения. Жанры журналистики отличаются от литературных жанров достоверностью, адресностью фактов. Факт является основой журналистских произведений. Это - свершившееся событие. Факт обладает рядом свойств: достоверностью, свежестью, правдивостью, общественной значимостью, и он не должен быть банальным. Из фактов компонуется информация.

Исторически первыми возникли информационные жанры. Рукописные венецианские "аввизи" XVI века, голландские печатные "куранты" XVII века и русские "ведомости" XVIII века содержали некомментированную хронику событий. Издатель страсбургской газеты писал, что "все известия напечатаны в том виде, в каком они получены".

Информационные жанры отличаются особыми методами и приемами передачи информации, состоящей в повествовании в т. н. телеграфном стиле реальных фактов в контексте реального времени. К информационным жанрам относят хроникальную и расширенную информацию, заметку, реплику, отчет, эпистолярные жанры, интервью и репортаж.

Аналитические жанры журналистики основаны на методе индукции и дедукции, анализе и синтезе. Индукция или анализ это метод рассмотрения какой-либо проблемы путем разложения ее на части, от общего - к частному. Дедукция или синтез - это когда сначала рассматриваются части проблемы по отдельности, а затем в общем плане.

По сравнению с информационными жанрами, аналитические обычно шире по фактическому материалу, масштабнее по мысли, по исследованию жизненно-важных явлений. К аналитическим жанрам исследователи относят статью, корреспонденцию, обзор (обозрение).

Статья - локальное отображение жизненно-важных явлений, проблемы или актуальной ситуации. В статье важны проблема и явление, факты играют иллюстративную роль. В статье в полной мере используются аргументация, мотивация действий, используются различные виды текстов: повествование, описание, размышление. Виды статей: передовая, пропагандистская, научная или научно-популярная, проблемная.

Корреспонденция - отображение "кусочка жизни", жанр, построенный на конкретном материале, в котором в аналитическом плане разрабатывается актуальная тема или решается определенная проблема. В корреспонденции, что отличает ее от статьи, применяется метод дедукции - синтеза, проблема решается от частного к общему. Виды корреспонденции: информационная, аналитическая, постановочная, корреспонденция-раздумье, рецензия.

Обозрение или обзор - жанр, знакомящий аудиторию с определенными событиями с использованием аналитического комментария. Виды обозрений: внутренние (о событиях жизни внутри страны) и международные. Различают по времени: ежедневные, еженедельные, месячные, годичные, также бывают: информационные, проблемные. По тематике: политические, экономические, сельскохозяйственные, культурные, спортивные и т.п. Подвидом обозрения является обзор печати, в развитие этого жанра в нашей стране особый вклад в 1830-1840-х гг. внес В.Г. Белинский - автор обозрений русской литературы, регулярно печатавшихся в "Отечественных записках" и "Современнике" - лучших журналах первой половины XIX века.

Аналитические жанры, наряду с информационными, в XX веке стали занимать основную нишу журналистских выступлений в информационном пространстве.

Художественно-публицистические жанры журналистики отличаются от других тем, что в них сочетаются художественность и публицистичность. К художественно-публицистическим жанрам относятся: очерк, зарисовка, эссе, политический портрет. В рамках это жанра можно рассматривать также документальный рассказ.

Очерк - это небольшой рассказ о действительном событии, человеке, явлении. Журналистский очерк отличается от литературного достоверностью и адресностью фактов. В журналистике очерк - самый объемный жанр, тогда как в литературе самый небольшой. Очерки бывают: описательные (путевые, событийные), сюжетные (портретные, проблемные). Повествование в очерке может вестись от первого, третьего или множественного лица. Автор очерка может быть и сам непосредственным участником события, героем; а может быть наблюдателем - главным "оценщиком".

Зарисовка - небольшой по объему жанр, он отличается от очерка тем, что в нем отсутствует сюжет. Виды зарисовок: пейзажная, ассоциативная - построенная на ассоциациях, портретная - портрет человека или местности, явления.

Эссе - жанр, который пишется на одном дыхании, в нем присутствуют высокий эмоциональный накал и философские размышления. По тематике эссе бывают политические, экономические, литературные, публицистические и др. В эссе отсутствует сюжет. Темы эссе отличаются злободневностью и актуальностью. Этот жанр появился еще в средневековье. Выдающийся вклад в развитие эссеистики внесли английские журналисты и публицисты начала XVIII века Джозеф Аддисон и Ричард Стил. Известны эссе Стефана Цвейга. Современные эссе отличаются остротой проблемы и взлетом философского осмысления. Но в целом художественно-публицистические жанры сейчас уже отошли на задний план, уступив место информационным и аналитическим, так как последние обладают большой оперативностью и информация обрела в настоящее время небывалую актуальность. Очерк совсем исчез со страниц печати.

Сатирические жанры журналистики. Сатира в переводе с греческого языка - "смесь", это критика реальной действительности с целью улучшения, совершенствования ее. Сатира появилась в глубокой древности, с появлением социального строя в человеческом обществе, поэтому считается социальным явлением. Сатирические жанры журналистики отличаются от литературных достоверностью описания и адресностью фактов. Исследователи различают виды сатирических жанров: фельетон, памфлет, пародия, эпиграмма, басня, шарж, карикатура, анекдот. От других жанров журналистики сатирические жанры отличаются критикой, сатирой, юмором и широким использованием таких приемов, как ирония, сарказм, гротеск, гипербола и других.

Слово фельетон в переводе с французского означает "листок". В январе 1800 года в журнал "Париж" был вложен листок с театральными афишками, с мелкими объявлениями. Жанр фельетона и получил свое название от этого листка - позднее на таких листках печатались сатирические произведения, осмеивающие смешные и нелепые явления жизни.

Расцвет фельетона в России приходится на XIX - первую половину XX века. В этом жанре работали А.С. Пушкин, Ф.В. Булгарин, О.И. Сенковский (барон Брамбеус). На рубеже веков В.М. Дорошевич носил почетное звание "короля фельетона". Среди советских фельетонистов 1920-1930-х гг. можно назвать М.Е. Кольцова, И. Ильфа и Е. Петрова и др. Фельетон - это объемный сатирический жанр, "синтез трех начал: публицистического, сатирического и художественного. Фельетоны: фельетон-статья, фельетон-корреспонденция, фельетон-очерк, фельетон-зарисовка и т.д.

Главная задача фельетона - осмеять. Но не обязательно вызвать смех. В одном случае сатирик стремится вызвать презрение к людям определенной нравственной категории, в других - возбудить гнев, ненависть, в-третьих - показать ничтожность носителей зла, обреченность, никчемность их методов действий. Одно из главных условий успеха фельетона - верное определение социальной сущности рассматриваемых фактов, правильная позиция автора. Сейчас этот жанр редок.

В Государственном архиве Приморского края и в библиотеках города Владивостока нам удалось найти и изучить большое количество экземпляров первой городской газеты. К сожалению, ее комплекты не полны: нет номеров за 1883-1884 гг. и только отдельные номера за 1904-1906 годы. Лучше всего представлен период 1885-1903 гг., но представлен посредственного качества копиями или не всегда хорошо сохранившимися оригиналами, приходилось иметь дело и с отдельными листами вместо целых газет. Однако даже в таком виде первая газета "Владивосток" представляет интерес. Ее материалы могут быть поучительны для современных историков и журналистов.

В данной главе мы решили обратиться непосредственно к публикациям газеты. Некоторые из них публиковались раньше в сборниках, посвященных 100-летию города, но большинство приводятся впервые. Нам представляется, что отчасти в этом заключается ценность нашей работы - дать слово самим журналистам прошлого. Изучение и анализ их публикаций позволит сделать заключение об отражении на страницах "Владивостока" жизни города и всей страны и о жанровом своеобразии газеты XIX века.

2.2 Особенности публикаций газеты "Владивосток"

 

Номер "Владивостока" открывался некрологами и объявлениями, они занимали всю первую полосу. Этим "Владивосток" напоминал центральные газеты, такие как "Русские ведомости" или "Московские ведомости". Однако преобладание информационных жанров роднит городскую газету с другими провинциальными изданиями XIX века. На второй (а, случалось, и на первой) полосе шли новости, которые подавались как короткие и некомментируемые сообщения информационных агентств - "Рейтер", "Северного телеграфного агентства" и "Российского телеграфного агентства". Источник информации указывался в заголовке. Такая же рубрика была и в других местных газетах, например, "Дальний Восток", "Новый край", и в официальных "Губернских ведомостях". Она сохранялась на протяжении десятилетий. Представляется уместным привести пример из №36 за 1899 год.

"ТЕЛЕГРАММЫ

(Российского телеграфного агентства)

ХАРЬКОВ. Сегодня в час дня загорелась огромная мельница акционерного общества мукомольного дела; амбар, склады с мукой и конторы уцелели; взрывом мучной пыли сорван угол крыши, которым убит стоявший внизу служащий, двое пожарных ранены; полицмейстер и его помощник получили сильные ушибы; здание мельницы рухнуло; мельница застрахована в разных обществах в триста тысяч; убытки и причина пожара неизвестны.

РОСТОВ на Дону. Сегодня грек Тамаропуло, мелкий торговец, убил из ревности швею Загребальную, тяжело ранил в шею Сердюкову, легко ранил еще двух, одна женщина, спасаясь, умерла от испуга; Тамаропуло тяжело ранил себя в шею.

РИМ. Вчера после приема дипломатов по случаю предстоящей годовщины вступления Льва XIII на престол, папа почувствовал себя нехорошо, особенно как это случалось в последние дни, неоднократно ощущал сильный озноб; сегодня утром папа жаловался на боли в боку; доктор Лацпони констатировал, что у папы лихорадка, сделал три визита и советовал лежать и соблюдать полное спокойствие; считается бесспорным, что прием у папы 2 марта и участие его в Богослужении 3 марта, по случаю годовщины восшествия его на престол, будут отменены.

БЕРЛИН. В бюджетной комиссии рейхстага секретарь Бюлов сообщил, что вследствие нападений, произведенных в Тянь-Тзинь на германских подданных, предписано посланнику в Пекине решительно объявить китайскому правительству, что в случае, если виновные не будут строго наказаны, а тем более если подобные случаи повторятся, то это будет иметь для китайского правительства серьезные последствия.

ЛОНДОН. В палате общин Гамильтон заявляет, что слухи о смерти афганского эмира лишены всякого основания.

РИМ. "Fanfulla" сообщает, что китайское правительство уступило Италии Саншунскую бухту.

ПЕКИН. Дознание против бывшего директора северных железных до-рог Ху, по обвинению его в дурном управлении, завершилось его оправданием.

На строящуюся железную дорогу у Падтинг-фу, в восьмидесяти милях к юго-западу от Пекина, произведено нападение 200 китайцев, которые уничтожили часть строительного материала и пытались увезти с собой составные части мостов; местная полиция оказалась бессильной, личный состав дороги нападению не подвергался.

МАДРИД. Ходят слухи, что вследствие голосования сената Сагаста поставлен вопрос о доверии.

Сенат отклонил контрпроект оппозиции, касающийся уступки Филиппинских островов большинством трех голосов.

ВАШИНГТОН. телеграфирует, что один батальон калифорнийских волонтеров вступает 1 марта в Негрос; последние три дня в Маниле совсем спокойно.

ПЕКИН. В пекинской официальной газете напечатан доклад одного цензора по поводу обвинения губернатора Шантунга Чань-ю-вех в подкупности и злоупотреблениях, в том же докладе Ли-хун-Чан упрекается в экстравагантности [?! - прим. автора]; королева предложила цензору мотивировать обвинения по пунктам".

Как видим, в основном информация подавалась в виде заметок. Причем внутренние известия касались чаще всего разных происшествий (стихийных бедствий - если писать о них не запрещала цензура, пожаров, преступлений), а из заграничных новостей для публикации отбирались самые скандальные и сенсационные - о болезни пожилого римского папы, отставке правительства Испании, характерно, что обычно было много заметок о событиях в соседнем Китае. Структура этих заметок не очень изменилась со времен "Ведомостей" Петра I, только благодаря телеграфу и информагентствам информация стала более оперативной.

В первые годы, при редакторстве Соллогуба, почетное место в газете занимал морской отдел. В нем регулярно печатались так называемые морские заметки - о навигации судов, о назначениях в рядах капитанов, о крушениях, о морских приказах, о лоцманстве в лиманах, о положении судов. В 1890 г. газета сообщала об открытии Александровских мореходных классов.

Раздел "хроника" включал в себя, кроме заметок, и информационные корреспонденции. Вот один пример:

"Описание перевозки грузов.

Приближается весна - приближается и открытие навигации. Какие же у нас средства перевозить грузы? Какие будем доставать лесные и другие материалы с берегов Амурского и Уссурийского заливов?

Мы, разумеется, прежде всего, обратимся с просьбой к нашему порту не достанем ли даровые средства сообщения? Получим положительный отказ, так как порт, имея в своем распоряжении только три парохода: "Амур", "Пользу" и "Кит", - постоянно занятыми или срочными рейсами, или специально портовыми работами, сами нередко нуждаются в посыльных или буксирных судах, ровно также трудно получить и баржи, имеемые в крайне ограниченном числе. Обращаясь затем к частным судохозяинамманзам и корейцам, плавающим на своих допотопных "шаландах" (последний эпитет относится собственно к корейским судам, находим крайне неудобным перевозочным средством).

Манзовские суда (джонки) хотя и могут держаться в море даже при довольно свежем ветре, но в силу своей, несоответственной грузовому судну конструкции, и сравнительно малым размерам, принимают незначительное количество груза и вовсе неприменимы к транспортировке лесных материалов. Что же качается до корейских плоскодонных судов, или правильнее сказать - срубок, приводимых в движение веслами, то суда эти могут служить только для рейдовой перегрузки, а не для прибрежного плаванья, и если повторяются случаи благополучного плавания этих судов по Амурскому и Уссурийскому заливам, то на них следует смотреть, как на счастливую случайность. Поэтому отправка грузов на корейских судах сопряжена с большим риском. Кроме того, как манзы, так и корейцы, отчасти забравшие уже в свои руки каботажное дело, пользуются полным отсутствием конкуренции и не стесняются запрашивать непомерные ничем не гарантированные, за перевоз, цены. Кроме указанных перевозочных средств, сколько известно, существуют еще два частных буксировочных парохода, занятых, по-видимому, работой исключительно для своих судовладельцев. Вот и все в наличности средства, служащие для сообщения Владивостока с соседним побережьем".

Характерно, что анонимный автор публикации (статьи в газете обычно не подписывались), рассуждая о прибрежном плавании, приводит факты, но не обобщает и не делает выводов. Корреспонденция заканчивается простой констатацией положения дел. Материалы газеты "Владивосток" печатались иногда в нескольких номерах, но и продолжение этой корреспонденции через неделю содержит исключительно описание:

"В России под каботажем разумевают только перевозку грузов из одного русского порта в другой российский порт, лежащий около того же моря! Это занятие предоставляется исключительно русскими судами и русскими подданными. Не подвергаются никакому взысканию российские товары из одного порта в другой на каботажных судах. На портовые таможни возлагается наблюдение, чтобы лица, пользующиеся правом одной перевозки товаров, не присвоили себе и права торговли".

Большое внимание, что вполне естественно, первая (и при Соллогубе - единственная) городская газета уделяла освоению и развитию Приморского края. 15 июня 1886 года она сообщала о переселении крестьян, две недели спустя поместила корреспонденцию с описанием природных богатств края. В ней перечислялось, что в крае найдены сребро-свинцовая руда (залив Св. Ольги), железо (р. Амгуни и бухте Кангоуза), каменный уголь (на о. Сахалин и в Южно-Уссурийском крае), медь (в 50 верстах севернее Императорской гавани), белая глина, соль (около Николаевск-на-Амуре), известковый камень (Амурская область, в селе Зеленый Бор в Приморской области, окрестности Хабаровска), горючая сера (у мыса Успения).

"За исключением золота и каменного угля, которые разрабатываются, остальные минеральные богатства Амурского края по настоящее время остаются еще не исследованными".

"Золотопромышленность. В настоящее время в Амурской и Приморских областях разрабатываются 22 прииска на которых занято 2867 человека и на которых в 1885 году добыто 315 пудов.5 фунтов и 5 золотников золота на сумму 5,672,500 рублей. Продолжающиеся поиски указываются, что золотоносный слой проходит почти по всему Амурскому краю". Материал снова имел продолжение, в котором говорилось, что "рыбопромышленность в крае ограничивается в настоящее время только пределами местной потребности, вывоз за границу в незначительном размере, только с Южного Сахалина. Развитию рыбопромышленности препятствуют дороговизна и не всегда хорошее качество соли, недостаток специалистов этого дела, а также недостаток рабочих рук и капитала".

Мы видим здесь попытку показать причины недостаточного развития рыбопромышленности, однако автор не высказывает своего мнения, а просто приводит услышанные от кого-то факты. Подобное отношение к информации и обращение с ней вообще являлось одной из особенностей провинциальной журналистики эпохи.

Наиболее обширные по объему и аналитические по содержанию статьи газеты "Владивосток" представляли собой перепечатки из центральных газет и журналов. Выше мы писали о роли Добровольного флота в развитии города Владивостока. Из "Вестника финансов" была заимствована обширная статья о деятельности этой организации на Дальнем Востоке, напечатанная в №10 от 8 марта 1887 года:

"На Черном море с 1878 г. открыло свои действия новое пароходное предприятие - Добровольный флот. Образование Добровольного флота представляет собою весьма важный факт в ходе развития коммерческого парового флота России как по обстоятельствам, вызвавшим его образование, так и по целям и направлению его деятельности. В 1878 г. повсеместно в России была открыта подписка для приобретения быстроходных коммерческих пароходов с целью обращения их в вольные океанские крейсеры. На образовавшийся значительный капитал комитетом по устройству Добровольного флота было куплено в 1878 г.4 больших трансатлантических парохода, которые тотчас же были употреблены для перевозки войск из Турции - в Россию. Вследствие изменившихся политических обстоятельств пароходы Добровольного флота получили впоследствии назначение служить в мирное время коммерческим целям, и в начале 1879 г. было образовано Общество Добровольного флота. Задавшись служить целям развития русской морской торговли, новое общество не могло не обратить внимания на давно уже назревшую потребность создать правильное пароходное сообщение с нашими морскими окраинами Дальнего Востока, и новая сила русского пароходства направила свою деятельность по этому новому пути. Кроме сравнительно незначительных перевозок пассажиров и грузов военного ведомства между черноморскими портами, пароходы Добровольного флота были заняты главным образом рейсами на Дальний Восток.

В 1886 г. деятельность Добровольного флота окончательно определилась новым уставом. По этому уставу Добровольный флот имеет целью содержать срочное почтовое и товаро-пассажирское сообщение между Одессою и портами Восточного океана. В настоящее время суда Добровольного флота должны совершать ежегодно не менее 7 срочных рейсов, составляющих в общей сложности не менее 141 тыс. миль, а именно:

а) 4 рейса между Одессой и Владивостоком и обратно (80456 миль; с заходом в Ханькоу, Константинополь, Порт-Саид, Аден, Сингапур и Нагасаки;

б) 2 рейса между Одессою и портом Дуэ на острове Сахалине и обратно (41732 мили) с заходом в Корсаковский пост и во все указанные пункты, кроме Ханькоу,

в) 1 рейс между Одессою и Владивостоком и обратно через Гонконг (18954 мили) с заходом во все порты, поименованные в п. "а".

По мере развития средств Добровольного флота установленные рейсы продолжаются далее, в русские порты Татарского пролива и Охотского моря, а также по рекам Амурского бассейна.

Один из пароходов Добровольного флота с 1880 г. почти исключительно занят рейсами между русскими и иностранными портами Дальнего Востока, остальные содержат рейсы между черноморскими и портами Восточного океана, занимаясь перевозкой казенных грузов и пассажиров, именно переселенцев и ссыльнокаторжных из России в Приамурский край и на о. Сахалин. С 1 августа 1878 г. по 1 декабря 1884 г. всеми пароходами Добровольного флота было пройдено 868866 миль, причем они находились в пути 3769 суток или 90468 час. Выручено всеми пароходами 9993033 руб. фрахтовых денег, из них пароход "Россия" заработал за это время 1856903 руб. фрахта, пароход "Петербург" - 1502785 руб. и пароход "Нижний Новгород" - 1500752 руб. фрахта.

Первый рейс на Дальний Восток был сделан пароходом Добровольного флота "Нижний Новгород", который вышел из Одессы 7 июня 1879 г., имея на борту 600 человек ссыльнокаторжных на о. Сахалин и казенного груза Министерства внутренних дел 45588 пуд., в том числе ржи 38502 пуд., мундирных материалов и прочего казенного груза - до 2086 пуд. Правильное товаро-пассажирское сообщение черноморских портов с нашими портами на Восточном океане было открыто в 1880 г. пароходом "Москва", который 26 февраля 1880 г. вышел из Одессы во Владивосток. Пароход был весь зафрахтован для доставки товаров во Владивосток и Николаевск-на-Амуре разными московскими фирмами, ведущими там значительную торговлю. Отправлено было на пароходе более 60 тыс. пуд. всевозможных товаров: бакалейных, мануфактурных, москательных, модных и пр. Открытие правильного товаро-пассажирского сообщения между Одессой и портами Приморской области, Китая, Японии и Индии, как известно, было вызвано патриотическим стремлением Общества Добровольного флота:

) доставить русским потребителям возможность получать из первых рук произведения Китая и Индии и тем избавить их от дорогого посредничества иностранных купцов;

) доставить средства для дешевого морского подвоза нашим восточным окраинам, питающимся почти исключительно произведениями Европы,

и 3) открыть произведениям русской промышленности свободный доступ на азиатские рынки, отчасти оставшиеся ей неизвестными и отчасти сделавшиеся для нее в последнее время недоступными вследствие иностранной конкуренции.

Первый же год деятельности в этом направлении показал обществу, что достижение этих целей находится в тесной зависимости от тарифов железнодорожных обществ.

Привезенные на судах Добровольного флота иностранные товары лишь в виде исключения поступают в обращение на месте доставки, а доставляются в центральные пункты и, главным образом, в Москву. Точно так же вывозимые из России произведения промышленности доставляются в экспортные порты из центральных губерний, где сосредоточивается вся русская промышленность. Поэтому высокий провозной тариф от Москвы до черноморских портов и обратно вел к исключению с этого пути многих товаров как привозных, так и вывозных.

Еще до 1881 г. железнодорожные общества, по возможности, понизили свои тарифы на грузы, направляющиеся от Черного моря в Москву, сохранив для обратного движения обыкновенный и весьма высокий тариф. Благодаря этому наши промышленные центры посылали свои произведения за границу через балтийские порты или Западную Европу. В самом деле, по действовавшему до 1881 г. железнодорожному тарифу от Москвы до Одессы за расстояние в 1548 верст провозная плата с товаров 1-го класса составляла 1 руб. 17 коп., а от Москвы до Гамбурга за 2500 верст, в том числе по русским железным дорогам 1592 версты, тарифная ставка равнялась всего 90 коп. Вследствие этого товары, отправляемые в Приморскую область, направлялись в Гамбург, откуда и перевозились даже на иностранных судах в явный ущерб русскому пароходству. С открытием рейсов пароходов Добровольного флота из Черного моря явилась настоятельная надобность в понижении железнодорожного тарифа. Правление Общества Добровольного флота обратилось тогда же к железнодорожным обществам с просьбою об уравнении тарифных ставок между Москвою и Одессой до уровня гамбургских. В апреле 1881 г. по общему соглашению всех участников был окончательно установлен тариф на перевозку грузов, отправляемых из Москвы в Одессу и далее в порты Восточного океана на пароходах Добровольного флота, в размере 80 коп. с пуда для товаров 1-го разряда, 50 коп. - для 2-го и 40 коп. с пуда - для 3-го разряда. Таким образом, было установлено впервые прямое товарное сообщение между Москвою и Владивостоком. В следующем же году гамбургские пароходовладельцы ради удержания в своих руках перевозки поспешили, в свою очередь, значительно понизить фрахт.

Обеспечив себе достаточное количество казенных и частных грузов из России в порты Восточного океана, общество необходимо должно было отыскать и заручиться для своих пароходов и обратными грузами. Такие обратные грузы были вскоре найдены в виде первосборных чаев, идущих морем из портов Китая.

Постепенное расширение перевозки русских чайных грузов русскими же пароходами является результатом полезной деятельности Добровольного флота. Несомненно, что в недалеком будущем операции Добровольного флота по морской торговле с Дальним Востоком должны будут значительно расшириться. Недалеко, вероятно, время, когда колонизация Амурского края сделает значительные успехи. Потребности же постоянно растущего населения, открытие внутренних рынков Китая для русской торговли - все это должно дать сильный толчок к разработке разных естественных богатств этой далекой окраины России, вызвать усиление торгового обмена с Россией по наиболее удобному морскому пути. Мы не говорим уже о необходимости и возможности оживить прямые торгово-морские сношения с Китаем не только по торговле одним чаем, но и другими продуктами. Вообще дело морской торговли с Дальним Востоком представляет слишком широкое поле для русской предприимчивости и имеет все шансы для своего развития в будущем.

В настоящее время там еще некому конкурировать с Добровольным флотом, но по мере того, как условия торговли будут улучшаться, иностранные капиталисты не преминут сделать попытки к вытеснению и оттуда предприятий. Необходимо не упускать из виду возможности и даже неизбежности такой конкуренции для своевременного принятия необходимых мер и успешного развития русской морской торговли с Дальним Востоком. Представляя из себя учреждение совершенно особого рода, созданный на добровольные пожертвования русского народа Добровольный флот обладает всеми необходимыми задатками для широкой и плодотворной деятельности в ближайшем будущем".

Большая часть этой огромной и на первый взгляд аналитической статьи представляет собой цитирование "Временного положения о Добровольном флоте" и опубликованного в печати официального отчета о его деятельности. Публикация дает представление об истории. Но в ее рассуждениях о тарифах и характере грузоперевозок содержится элемент аналитичности. Именно это истолкование отличает в первую очередь аналитическую корреспонденцию от репортажа, отчета или информационной корреспонденции. Истолкование представляет собой выяснение причин события, определение его значимости, ценности, прогнозирование его развития и т.д. Все это позволяет нам сделать вывод, что здесь мы имеем дело с аналитической корреспонденцией, правда, не самостоятельной работой авторов газеты "Владивосток", а перепечаткой актуального для города и края в то время материала. Источник информации газетой указан.

Встречаются в газете и репортажи. Как правило, они касаются событий и явлений городской жизни, очевидцами которых были сами корреспонденты "Владивостока". Так, 25 октября 1887 года газета "Владивосток" сообщила об открытии в городе будущего Дальзавода:

"В прошлом номере мы сообщали, что 14 октября состоялось освящение нового здания механического заведения.

По предложению главного командира присутствующими были осмотрены строящиеся и почти уже оконченные мастерские: кузница, котельная, литейная и здание для котлов с фабричною при нем трубою, а также железные здания кораблестроительного отдела: шлюпочная мастерская и склады для хранения леса.

Относительно постройки мы получили следующие сведения: здание имеет 45 саж. длины, 16 саж. ширины и состоит из 2 флигелей, каждый в 2 этажа, соединенных между собою одноэтажной частью, в которой помещается обширная станочная мастерская в 10 саж. шириною и 25 саж. длиною. Ввиду столь значительных размеров здания завода, г. управляющий Морским министерством при посещении своем в прошлом году Владивостокского порта, осмотрев подробно строящийся завод, признал возможным, чтобы здание это, помимо своего прямого назначения, было бы приспособлено также для помещения в нем некоторых других портовых мастерских, насколько это окажется удобным. Указание министра и было затем приведено в исполнение, так что в настоящее время в заводе расположены следующие мастерские: сборная в 2 света, станочная, слесарная, меднокотельная, минная, оружейная, компасная, модельная, а также машинное отделение, склад для моделей, канцелярия главного инженер-механика порта, его чертежная, контора содержателя и 2 обширных кладовых. Помимо этого, помещения завода все еще настолько обширны, что до окончания предполагаемой постройки кораблестроительных мастерских: столярной, блоковой, парусной, купорной и малярной - все таковые предполагается временно поместить в механическом заведении.

Постройка нового завода произведена инженер-полковником Ивановым и была начата в 1883 г. На постройки потребовалось около 1 млн. шт. кирпича и до 10 тыс. пуд. чугуна и железа.

Ввиду предполагаемого усиления Тихоокеанской эскадры и ее будущего значения на нашем Дальнем Востоке, постройка новых мастерских является вполне своевременной. Поэтому нельзя не приветствовать окончание столь капитального здания, как новый завод, сооружение которого по справедливости составляет эпоху для нашего порта, так как этим положено основание новому адмиралтейству, где отныне сосредоточится вся наша главная техническая деятельность".

Эта публикация, в отличие от предыдущей, явно написана очевидцем события ("присутствующими были осмотрены", "мы получили следующие сведения"), но вообще лишена эмоциональности, междометий, субъективных ощущений, прямой речи, характерных для современных репортажей. В таком протокольном стиле газета освещала все строительство в городе, не только заводов, но также магазинов, портовых сооружений, Уссурийской железной дороги, музеев и пр. Если речь шла о каких-то коллегиальных решениях, то публикации имели форму информационных отчетов, где сообщалось: когда, где и кто собрался и какое решение принято. Они заканчивались пожеланием успеха начинанию.

Вот публикация из №24 за 1888 год: "Наконец вопрос о постройке каменного здания для музея решен в утвержденном смысле. 7 июня состоялось заседание членов общества и после долгих горячих споров решили значительным большинством голосов, строить здание немедленно. Приветствуем доброе начало с глубокой уверенностью, что постройка здания для музея встретит полное сочувствие со стороны и не только местной публики, но и иногородних жителей". Речь идет о строительстве музея Общества Изучения Амурского края.

Интересно, что важные сообщения не всегда печатались на главной или первых страницах. Например, однажды известие о выборах городской головы было напечатано лишь на 17 странице между сообщениями о новых правилах сдачи экзаменов и требованиями перевозчиков повысить плату на 20 копеек за городские транспортные перевозки.

Из событий, имевших отношение к морю, "Владивосток" затрагивал и такой до сих пор болезненный для Приморского края, как и всего Дальнего Востока, вопрос, как хищническое истребление всяких морских животных. Так, в №38 от 20 сентября 1892 года было напечатано сообщение о поимке клипером "Забияка" браконьерских шхун, которые промышляли котиковыми шкурами. Было изъято 200 шкур. Более подробная заметка по этому вопросу появилась 22 октября 1900 года:

"Уничтожение морских котиков.

В обзоре Приморской области за 1898 г., мы находим, что на Командорских островах промысел морских котиков сильно падает. И в 1898 году добыча его простиралась всего до 2.925 штук [ниже приведен список годов и кол-во убитых котиков в 1886 убито 54.591 котик, в 1898 - 2.925]. На острове Тюленьем за 1896 и 1897 - убито всего по 600 шт. тогда как до 1892 г. убивалось более чем 4000 штук ежегодно.

Таким образом, в обоих пунктах нашей территории, где только водятся морские коты, замечается быстрое их уничтожение. Упадок лежбища объясняется чрезмерным убоем самца на суше и маток в море. Как известно, между тремя из упомянутых держав Соединенными Штатами, Японией и Россией состоялось соглашение о принятии меры для защиты котиков, но Англия отказалась от соглашения".

Регулярно писала газета и о событиях внутригородской жизни, причем затрагивала актуальные темы, обеспечение города здоровой водой, состояние дорог, развитие медицины.

Иногда газета позволяла себе в публикациях на городские темы давать советы властям города. Например, напомнив об отсутствии в городе средств на решение водного вопроса, газета предлагала "воспользоваться буровыми инструментами [геологической] экспедиции для изыскания воды в городе". "Мы думаем, - писал "Владивосток". - что начальник экспедиции г. Иванов не отказал бы в содействии, если город к нему обратится с просьбой".

городская газета владивосток жанр

Качество медицинского обслуживания послужило поводом к большой публикации вполне аналитического характера: "В городе нет ни одной амбулаторной лечебницы, куда мог бы явиться с уверенностью бедный обыватель в случае болезни. Приглашение врача на дом составляет в нашем городе риск даже и для среднего обывателя (визит обходится от 3 до 10 руб.). А бедный человек, в случае беды, просто теряется.

Городовые врачи при некоторых учреждениях тоже не всегда удовлетворяют требованиям своих невольных клиентов, не всегда откликались на приглашение. Есть, правда, среди наших врачей люди бескорыстные, готовые идти по первому зову и к последнему бедняку, но их немного в сравнении с массой нуждающихся в помощи, а, кроме того, бедный люд, по стародавнему опыту, опасается звать врача на дом.

Наше городское управление могло бы в 2-3-х частях города завести по вольному найму своих городовых врачей для бедных, имена и адреса которых можно было бы объявить для всеобщего сведения. Все это обошлось бы городу тысячи в 2-3. А амбулатория сама по себе ожидает забот нашего муниципалитета".<


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.