Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2020-03-31 | 99 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Как уже указано выше, среди основных причин влияющих на принятие решения об отказе от ребенка, респонденты отметили плохое материальное положение, возраст матери, тяжелые заболевания ребенка, алкогольная и наркотическая зависимость матери.
Таблица 1
Причины, заставляющие женщин отказываться от своих детей
Основные причины | % от опрошенных |
Плохое материальное положение | 42.9 |
Тяжелые заболевания ребенка | 38.1 |
Алкогольная, наркотическая зависимость | 38.1 |
Просто не желание воспитывать ребенка | 33.3 |
Нежелание нести ответственность за ребенка | 33.3 |
Возраст матери | 28.6 |
Плохое воспитание женщины | 23.8 |
Несформированное материнство | 19.0 |
Внешние (физические) недостатки ребенка | 14.3 |
Неизлечимые заболевания матери (онкология, СПИД и т.п.) | 14.3 |
Влияние окружения | 9.5 |
Послеродовой синдром, психологические проблемы | 4.8 |
Тяжелые заболевания ребенка являются еще одним фактором, способствующим отказу от ребенка. Матери, у которых рождаются больные дети, как правило, испытывают страх перед воспитанием такого ребенка. Здесь важно провести различные беседы с матерями, оказать психолого-педагогическую поддержку, чего, к сожалению сегодня не делается, так как комплексно этой проблемой никто не занимался, да и в штате роддома нет психологов. Опять же определенную роль здесь играет и материальный фактор. Отсутствие средств на лечение ребенка и незнание как такого ребенка воспитывать - приводит к решению об отказе.
Что же касается простого нежелания воспитывать и нести за ребенка ответственность, то это проблема воспитания самой матери, которое она получила в родительской семье.
Проблема, встающая все более остро - проблема «отчужденного» родительства может предопределить даже более приоритетное направление социальной политики. Необходимо глубже ее изучить, чтобы выявить истоки. В ходе исследования выяснилось, что хотя почти половина опрошенных женщин (48,2%) планируют родить ребенка, но около 70% заявили, что не готовы к этому.
|
Дополнительного психологического анализа заслуживает семейное окружение.
Женщина, отказавшаяся от ребёнка, отвергает своего ребенка и полагает, что то же самое делает, думает и чувствует ее мать. Женщины без нарушений материнского поведения свой восторг приписывают и собственной матери.
. Женщина, отказавшаяся от ребёнка, полагает, что с матерью затруднен контакт в силу ее личностных особенностей - она агрессивная, директивная и при этом непоследовательная.
. Женщина, отказавшаяся от ребёнка, эмоционально зависима от матери, несмотря на то, что отношения с ней могут быть негативными. Отношения в любом случае эмоционально насыщены. Она полагает, что не соответствует ожиданиям своей матери.
. У женщины, отказавшейся от ребёнка, отсутствуют признаки идентификации с матерью.
По мнению женщины, отказавшаяся от ребёнка, ее мать считает, что с ней трудно достичь взаимопонимания, мать не видит ее равной себе. Женщины, отказавшаяся от ребёнка, полагают, что мать связывает с ними определенные надежды на лучшее. Женщина, отказавшаяся от ребёнка, полагает, что ее мать относится к ней лучше, чем к ее ребенку. Она полагает, что мать связывает со своей дочерью определенные надежды. Матери ищут в дочерях комфорта и покоя, радости. Итак, по мнению женщины, отказавшаяся от ребёнка, ее мать отвергает своего внука/внучку и нуждается в своей дочери. Понятно, что за такой проекцией скрывается потребность женщины, отказавшаяся от ребёнка, быть значимой для своей матери, которая отвергала ее. Ребенок в данном контексте воспринимается как соперник за материнскую любовь. Для женщин без нарушения материнского поведения характерна другая картина. По их мнению, мать видит их активными, волевыми, энергичными. К их ребенку, своему внуку она относится иначе - испытывают нежность, стремится опекать. Здесь представлено отношение двух взрослых равных людей. Женщина, отказавшаяся от ребёнка, проецируют на свою мать отношение, характерное для нормального материнства.
|
Помимо незамужних женщин, отказывающихся от детей, существует небольшая доля женщин состоящих в браке, но при этом пишущих отказ от ребенка. Среди причин данного явления на первом месте встают различные злоупотребления родителей и неблагоприятное материальное положение в семье (Таблица 2). Влияние мужчины и в этих случаях незначительно - меньше 15 %.
Таблица 2
Факторы, заставляющие замужних женщин отказываться от детей
Основные факторы | % от опрошенных |
Различные злоупотребления (алкоголизм, наркомания и т.д.) | 76.2 |
Неблагоприятное материальное состояние в семье | 42.9 |
Недееспособность родителей (инвалидность и т. п.) | 23.8 |
Нежелание мужа воспитывать ребенка | 14.3 |
Наличие большого количества детей (от 3-х) | 4.8 |
В итоге, можно сказать, что основными факторами, ведущими к отказу, являются плохое материальное положение, различные злоупотребления и несформированное материнство.
На сегодня мы с уверенностью можем говорить о комплексе факторов, формирующих проблему «социального сиротства».
Политические методы государственного регулирования социальной защиты семьи и охраны детства исходят из того, что создавая систему помощи детям и подросткам, мы должны иметь в виду, что ребенок, прежде всего, нуждается в семье. Именно семья может защитить ребенка и создать условия для полноценного его развития. Семья призвана сохранять стабильность и упорядоченность жизненного пространства ребенка, способствовать осознанию его человеческой ординарности, а также неординарности в видеродовой и национальной истории, индивидуальных дарований и талантов. Право ребенка жить и воспитываться в семье, иметь семью, обеспечивающую его нормальное развитие, признано в России неотъемлемым правом на всех уровнях: от бытового, до нормативно-законодательного. Однако это на практике остается декларацией, не имеющей до настоящего времени реальной воплощения. Фиксируемый в течение ряда лет рост числа детей, лишенных де-факто права воспитываться в семье, является одним из показателей социальной напряженности в обществе.
|
В настоящее время сложилось острое противоречие между необходимостью, с одной стороны, обеспечить нормальную жизнедеятельность семей и полноценное развитие каждого ребенка и, с другой стороны, неадекватными возможностями подавляющей части семей в стране.
Заключение
Кризисные явления в российском обществе привели к росту преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия. К сожалению, дети-сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни, воспитывающиеся в государственных учреждениях, часто повторяют судьбу своих родителей, как и они впоследствии лишаясь родительских прав, тем самым, расширяя поле социального сиротства.
Признаком последних лет стало значительное увеличение размеров социального сиротства. Обнаружилось качественно новое явление - «скрытое» социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условий жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи, следствием чего становятся изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность детей и подростков.
Выводы о психологическом и социальном портрете родителей (преимущественно - женщин, так как даже в полных семьях мужчина идёт на такое только в 14,3 % случаев), принявших решение об отказе от детей, следующие:
. Женщины, отказавшиеся от детей, происходят из семьи с давно нарушенными связями и отношениями. В средней семье нарушены внешние и внутренние границы. Они либо диффузные и проницаемые, либо ригидные. Внутренние же границы (индивидуальные или между подсистемами) либо ригидные, либо диффузные. Подобное устройство границ безусловно тормозит сепарацию и не даёт женщине пройти путь индивидуации
. В средней семье данной женщины наблюдаются замещения, и нет четких семейных ролей. Функциональной матерью, по крайней мере, основным ухаживающим взрослым, часто была бабушка, однако, сама бабушка не была способна в этих случаях стать «достаточно хорошей» (Д. Виннетотт) матерью.
|
. Обычно бывают нарушены отношения по женской линии, по крайней мере в трех поколениях. И мать и бабушка характеризуются женщиной как холодные женщины (78% испытуемых), отношения описываются как конфликтные, дистантные, эмоционально разорванные (83 %). Будущая женщина, отказавшаяся от ребёнка, отвергалась своей матерью с детства. Эта материнская депривация не дала ей возможности осуществить естественный процесс идентификации с матерью на уровне формирования материнской роли. Материнская депривация блокирует личностный рост женщины и формирует эмоциональную зависимость от матери. Так как ведущая потребность женщины - получить материнскую любовь и признание, то эта потребность формирует эмоциональную зависимость от матери, и во многом блокирует личностный рост женщины, как любая вовремя не удовлетворенная потребность психического развития. Эта потребность не позволяет женщине самой стать матерью.
. В семьях в трудных жизненных ситуациях матери предпочитают в силу семейной мифологии действовать как «герои» или «спасатели», а отказницы как «выживальщики», разделяющие идею, что «цель оправдывает средства»
. Отказавшиеся от детей происходят из семей со слабой дифференциацией и сами обладают слабой дифференциацией. В силу этого, они сами не способны создать семью - ни выйти замуж, ни воспитать ребенка в отличие от испытуемых контрольной группы.
. В семьях женщин, отказавшихся от детей, множество не пережитых травм, что может косвенно подтверждать идеи М.Боуэна о том, что если травма не пережита, то она имеет тенденцию к передаче следующим поколениям.
. В семьях этих женщин множество эмоциональных разрывов. Причём эмоциональный разрыв имеет тенденцию нарастать из поколения в поколение.
Для формирования нормального материнского поведения необходимо сформировать идентификацию с матерью, что, как известно, происходит до 5-ти лет, затем на ее основе эмоциональную сепарацию, и лишь затем может сформироваться нормальное материнское поведение.
Кроме того:
· необходимо создание в стране единой государственной концепции, которая позволила бы объединить усилия государственной власти, бизнес-структур и гражданского общества для решения проблем социальной защиты семьи и охраны детства в стране.
· в целях защиты прав и интересов детей, находящихся в состоянии сиротства требуется принять ряд федеральных законов и нормативных актов, обеспечивающих их полноценное развитие, а также обеспечить адекватную правоприменительную практику на территории всей страны.
· актуальной является разработка механизмов материального стимулирования семей к рождению детей, ускоренное формирование системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы, укрепить систему государственных учреждений социального обслуживания и центров планирования семьи и репродукции в Российской Федерации.
|
Список использованной литературы
1. Александров И.Ф. Особенности обеспечения защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей в Самарской области //Правовое регулирование инноваций в экономике региона. - Самара, 2006. - С. 3 - 6.
. Астоянц М.С. Мир сиротства в советской и постсоветской России. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 202 с.
. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. - М.: Академия, 2004. - 160 с.
. Голик А.Н. Социальная психиатрия сиротства. - М.: Лаборатория Ба-зовых Знаний, 2000. - 192 с.
. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска. - М.: Вла-дос, 2008. - 351 с.
. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 288 с.
. Заяц О.В. Проблема социального сиротства и развитие системы жиз-неустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите-лей, в регионе // Регионология. - 2007. - № 3. - С. 228 - 236.
. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. - М.: Гардарики, 2005. - 269 с.
. Осипова И. Государственная стратегия предотвращения социального сиротства // Народное образование. - 2008. - № 6. - С. 46 - 50.
. Романовская Е.С. Профилактика социального сиротства в регионе //Регионология. - 2007. - № 2. - С. 211 - 217.
. Сидорова Л.К. Организация и содержание работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 112 с.
. Социальная педагогика / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. - М.: Вла-дос, 2003. - 416 с.
. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. - М.: Академия, 2004. - 272 с.
. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. - М.: Вако, 2005. - 208 с.
. Элланский Ю.Г., Маар А.Я. Профилактика «социального сиротства» в современных условиях // Здравоохранение Российской Федерации. - 2008. - № 5. - С. 25 - 27.
|
|
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!