Китайская революция — часть мировой революции — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Китайская революция — часть мировой революции

2020-04-01 162
Китайская революция — часть мировой революции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Историческая особенность китайской революции состоит в том, что она делится на две фазы: демократическую и социалистическую, причём в первой фазе речь идёт уже не о демократии вообще, а о демократии китайского типа, особой, нового типа демократии — новой демократии. Как же сложилась эта историческая особенность? Существовала ли она уже сто лет назад или возникла позднее?

Достаточно проследить ход китайской и мировой истории, чтобы стало ясно, что эта историческая особенность сложилась отнюдь не во времена опиумной войны, а лишь впоследствии, после первой мировой войны и Октябрьской революции в России. Ниже мы рассмотрим процесс её возникновения.

Ясно, что поскольку современное китайское общество по своему характеру является колониальным, полуколониальным и полуфеодальным, китайская революция должна делиться на две фазы. Первая фаза — это превращение колониального, полуколониального и полуфеодального общества в общество независимое, демократическое; вторая фаза — дальнейшее развитие революции, построение социалистического общества. В настоящее время китайская революция проходит свою первую фазу.

Подготовительные этапы этой первой фазы начались ещё со времени опиумной войны 1840 года, то есть с того времени, когда китайское общество начало превращаться из общества феодального в общество полуколониальное и полуфеодальное. На этом пути пройден целый ряд этапов, таких, как движение тайпинов, китайско-французская война, китайско-японская война, реформы 1898 года, революция 1911 года, «движение 4 мая», Северный поход, революционная аграрная война и, наконец, нынешняя война против японских захватчиков. Все эти многочисленные этапы заняли целое столетие и в известном смысле все они служили осуществлению задач первой фазы революции. В течение этого периода китайский народ в разное время и в разной степени осуществлял первую фазу революции, боролся против империализма и феодальных сил, боролся за построение независимого демократического общества, за осуществление первой фазы революции. Революция же 1911 года в более полном смысле послужила началом этой революции, которая по своему социальному содержанию является революцией буржуазно-демократической, а не пролетарской, не социалистической. Эта революция пока не завершена и для её завершения ещё потребуется много усилий, так как её враги и сейчас ещё очень сильны. Когда Сунь Ят-сен говорил: «Революция ещё не завершена, и моим единомышленникам следует продолжать свои усилия», он имел в виду именно эту буржуазно-демократическую революцию.

Однако после того как в 1914 году вспыхнула первая мировая империалистическая война, а в 1917 году Октябрьская революция в России создала на шестой части земного шара социалистическое государство, буржуазно-демократическая революция в Китае претерпела изменения.

До этого буржуазно-демократическая революция в Китае относилась к старому типу буржуазно-демократических революций, являлась частью мировой буржуазно-демократической революции старого типа.

После этого буржуазно-демократическая революция в Китае стала относиться уже к новому типу буржуазно-демократических революций и в общем революционном фронте составляет часть мировой пролетарско-социалистической революции.

Почему? Да потому, что первая мировая империалистическая война и Октябрьская революция — первая победоносная социалистическая революция — изменили весь ход мировой истории, открыли новую эпоху мировой истории.

В эпоху, когда в одной части мира (составляющей шестую часть земного шара) фронт мирового капитализма прорван, а в остальных частях мира полностью обнаружилась его гнилость, в эпоху, когда уцелевшая пока ещё часть капиталистического мира не может жить, не опираясь в ещё большей степени на колонии и полуколонии, в эпоху, когда уже создано социалистическое государство, которое провозгласило своё стремление вести борьбу, направленную на поддержку всех освободительных движений в колониях и полуколониях, в эпоху, когда пролетариат капиталистических стран с каждым днём всё больше освобождается от влияния социал-империалистических социал-демократических партий и заявляет о своей солидарности с освободительным движением в колониях и полуколониях, — если в эту эпоху в какой-либо колониальной или полуколониальной стране возникает революция, направленная против империализма, то есть против международной буржуазии, против международного капитализма, то она уже не относится к старому типу буржуазно-демократических революций, а относится к новому типу революций, она уже не является частью старой мировой буржуазной, капиталистической революции, а является частью новой мировой революции, то есть частью мировой пролетарской, социалистической революции. Такие революционные колонии и полуколонии уже не могут быть союзниками мирового капиталистического фронта контрреволюции, они превращаются в союзников мирового социалистического фронта революции. Хотя такая революция в колонии или полуколонии на своём первом этапе, в первой своей фазе, по своему социальному содержанию в основном всё ещё остается буржуазно-демократической и её требования объективно ведут к расчистке пути для развития капитализма, однако эта революция уже не является революцией старой, руководимой буржуазией и ставящей своей целью образование капиталистического общества и государства буржуазной диктатуры. Теперь она является революцией новой, руководимой пролетариатом и ставящей своей целью на первом этапе создание общества новой демократии и государства диктатуры союза всех революционных классов. Именно поэтому такая революция расчищает путь и для развития социализма, и притом путь ещё более широкий. В соответствии с изменениями, происходящими в стане врага и в составе союзников, эта революция в ходе её осуществления, в свою очередь, разделяется на ряд этапов, но основной её характер остается неизменным.

Такая революция бьёт по империализму до конца. Поэтому она неприемлема для империализма и встречает с его стороны отпор. Но зато она приемлема для социализма и встречает помощь со стороны социалистического государства и социалистического международного пролетариата.

Вот почему такая революция не может не стать частью мировой пролетарско-социалистической революции.

«Китайская революция есть часть мировой революции» — этот правильный тезис был выдвинут ещё в период первой великой китайской революции 1924-1927 годов. Он был выдвинут китайскими коммунистами и одобрен всеми участниками антиимпериалистической и антифеодальной борьбы того времени. Однако тогда содержание этого теоретического положения ещё не было раскрыто, и в результате понимание этого вопроса было ещё весьма туманным.

Эта «мировая революция» уже не является мировой революцией старого типа — старой мировой буржуазной революции давно уже пришёл конец, — а является новой мировой революцией, мировой социалистической революцией. В равной мере и эта «часть» уже не является частью старой, буржуазной революции, а является частью новой, социалистической революции. Это — величайшая перемена, это — перемена, не имеющая себе равных в истории Китая и всего мира.

Выдвигая приведенный выше правильный тезис, китайские коммунисты основывались на учении И.В. Сталина.

Ещё в 1918 году в работе, посвященной первой годовщине Октябрьской революции, И.В. Сталин писал:

«Великое мировое значение Октябрьского переворота в том, главным образом, и состоит, что он:

1. расширил рамки национального вопроса, превратив его из частного вопроса о борьбе с национальным гнётом в Европе в общий вопрос об освобождении угнетённых народов, колоний и полуколоний от империализма;

2. открыл широкие возможности и действительные пути для этого освобождения, чем значительно облегчил угнетённым народам Запада и Востока дело их освобождения, втянув их в общее русло победоносной борьбы с империализмом;

3. перебросил тем самым мост между социалистическим Западом и порабощённым Востоком, построив новый фронт революций, от пролетариев Запада через российскую революции до угнетённых народов Востока, против мирового империализма»5.

После этой работы И.В. Сталин неоднократно развивал то теоретическое положение, что революции в колониях и полуколониях отошли от старого типа и стали частью пролетарской социалистической революции. Наиболее чётко и выпукло это изложено в опубликованной 30 июня 1925 года статье И.В. Сталина, в которой он полемизирует с югославскими националистами. Эта статья помещена в переведённой Чжан Чжун-ши книге, вышедшей под названием «Сталин о национальном вопросе», и озаглавлена: «Ещё раз к национальному вопросу». Там мы читаем следующий абзац:

«Семич ссылается на одно место в брошюре Сталина «Марксизм и национальный вопрос», написанной в конце 1912 года. Там сказано, что «национальная борьба в условиях подымающегося капитализма является борьбой буржуазных классов между собой». Этим он, видимо, пытается намекнуть на правильность своей формулы определения социального смысла национального движения в данных исторических условиях. Но брошюра Сталина написана до империалистической войны, когда национальный вопрос не являлся ещё в представлении марксистов вопросом общемирового значения, когда основное требование марксистов о праве самоопределения расценивалось не как часть пролетарской революции, а как часть буржуазно-демократической революции. Смешно было бы не видеть, что с тех пор международная обстановка изменилась в корне, что война, с одной стороны, и Октябрьская революция в России, с другой стороны, превратили национальный вопрос из частицы буржуазно-демократической революции в частицу пролетарско-социалистической революции. Ещё в октябре 1916 года в своей статье об «Итогах дискуссии о самоопределении» Ленин говорил, что основной пункт национального вопроса о праве на самоопределение перестал составлять часть общедемократического движения, что он уже превратился в составную часть общепролетарской, социалистической революции. Я уже не говорю о дальнейших трудах по национальному вопросу как Ленина, так и других представителей русского коммунизма. Какое значение может иметь после всего этого ссылка Семича на известное место в брошюре Сталина, написанной в период буржуазно -демократической революции в России, теперь, когда мы вступили, в силу новой исторической обстановки, в новую эпоху, в эпоху пролетарской революции? Она может иметь лишь то значение, что Семич цитирует вне пространства и времени, вне зависимости от живой исторической обстановки, нарушая тем самым элементарные требования диалектики и не считаясь с тем, что правильное в одной исторической обстановке может оказаться неправильным в другой исторической обстановке»*.

Отсюда явствует, что есть две мировые революции. Одна из них — буржуазная, капиталистическая мировая революция; время этой революции давно уже прошло, она пришла к концу ещё с возникновением в 1914 году первой мировой империалистической войны и в особенности с Октябрьской революцией 1917 года в России. С этого момента началась другая мировая революция — мировая пролетарская, социалистическая революция. В этой революции в качестве главной силы выступает пролетариат капиталистических стран, а его союзником являются угнетённые народы колоний и полуколоний. Независимо от того, какие классы, какие партии и какие отдельные представители угнетённых народов принимают участие в революции, независимо от того, сознают они это или нет, понимают они это субъективно или нет, если они выступают против империализма, то их революция становится частью мировой пролетарской, социалистической революции и сами они становятся её союзниками.

В настоящее время значение китайской революции ещё более возросло. Сейчас такое время, когда мир в силу экономического и политического кризиса капитализма с каждым днём всё больше втягивается во вторую мировую войну; когда СССР уже вступил в период перехода от социализма к коммунизму и уже в состоянии руководить мировым пролетариатом и угнетёнными народами и оказывать им поддержку в их борьбе против империалистической войны, в их боях с капиталистической реакцией; когда пролетариат капиталистических стран готовится свергнуть капитализм и построить социализм; когда китайский пролетариат, крестьянство, интеллигенция и остальные слои мелкой буржуазии под руководством Коммунистической партии Китая уже сложились в великую самостоятельную политическую силу. Сейчас мы переживаем именно такое время, а раз это так, то не следует ли нам считать, что мировое значение китайской революции возросло ещё больше? Я думаю, что следует. Китайская революция — это великая часть мировой революции.

Китайская революция на своём первом этапе (в свою очередь подразделяющемся на ряд более мелких этапов), будучи по своему социальному содержанию буржуазно-демократической революцией нового типа, но не являясь ещё пролетарской, социалистической революцией, тем не менее давно уже стала частью мировой пролетарской, социалистической революции, а теперь, более того, великой частью этой мировой революции, её великим союзником.

Первая фаза, первый этап этой революции ни в коем случае не должен привести и не может привести к созданию в Китае капиталистического общества буржуазной диктатуры; на этом этапе стоит задача создать ново-демократическое общество диктатуры союза всех революционных классов Китая под руководством китайского пролетариата и таким образом завершить первый этап. Затем революция будет переведена на второй этап — этап построения в Китае социалистического общества.

В этом — коренная особенность нынешней китайской революции, в этом состоит новый революционный процесс двух последних десятилетий (считая со времени движения 4 мая 1919 года), в этом — живое, конкретное содержание нынешней китайской революции.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.