Глава 1 Психолого-педагогические особенности проведения психокоррекционных занятий с младшими школьниками — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Глава 1 Психолого-педагогические особенности проведения психокоррекционных занятий с младшими школьниками

2020-04-01 189
Глава 1 Психолого-педагогические особенности проведения психокоррекционных занятий с младшими школьниками 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические особенности проведения психокоррекционных занятий с младшими школьниками

1.1 Трудности обучения детей младшего школьного возраста

1.2 Основные направления работы школьного психолога с младшими школьниками

1.3 Психокоррекционная работа в школе

Выводы по первой главе

Глава 2. Организация психокоррекционной работы с младшими школьниками

2.1 Диагностика готовности студентов к организации психокоррекционной работы с детьми

2.2 Психокоррекционная программа, направленная на преодоление проблем обучения у младших школьников

2.3 Методические рекомендации по организации диагностической и коррекционной работы в школе

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

 


Введение

 

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что младший школьный возраст является одним из основных периодов в жизни человека, закладывающим большой массив преобразований, влияющий на всю дальнейшую жизнедеятельность индивида. А развитие познавательных процессов в данном периоде особенно актуально, так как это возрастной диапазон изменения микросоциальных условий, смена семейной и дошкольной среды на среду начальной школы, имеющую свою особую специфику. И от того, насколько адекватно будет проходить процесс адаптации на данном временном отрезке, будет зависеть не только качественный характер обучения в школе, но и вся дальнейшая способность к индивидуальному саморазвитию.

Следует отметить, что возраст от 6-7 до 10-11 лет является чрезвычайно важным для психического и социального развития ребенка. Во-первых, кардинально изменяется его социальный статус – он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение методики проведения психокоррекционных занятий с младшими школьниками.

Предмет исследования: диагностическая и коррекционная работы с младшими школьниками на занятиях по психологии.

Объект исследования: процесс психокоррекционной работы.

Гипотеза исследования: методика проведения занятий по психологии будет эффективной если:

-выделены особенности психологического развития младших школьников;

-определенны методы и формы коррекционно-развивающей и диагностической работы с младшими школьниками;

-разработаны методические рекомендации по организации психокоррекционной работы в школе.

Исходя из цели и гипотезы исследования поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать литературу по данной проблеме.

2. Рассмотреть психологию младших школьников

3. Рассмотреть специфику психокоррекционной работы в условиях образовательного учреждения.

Для решения поставленных задач и проверки гипотез исследования использовались следующие методы:

- изучение и анализ психологической и педагогической литературы по проблеме;

- психодиагностические методы.

 


Глава 1 Психолого-педагогические особенности проведения психокоррекционных занятий с младшими школьниками

 

Выводы по 2 главе

 

Диагностика готовности студентов к организации психокоррекционной работы с детьми показало, что большая часть студентов готова к данной деятельности. Они имеют широкие и довольно глубокие знания в области проведения психокоррекционной работы с детьми, имеют практические навыки в построении работы с проблемными ситуациями и их решением.

Разработанная в данной работе психокоррекционная программа направлена на преодоление проблем обучения у младших школьников 7-8 лет. Программа состоит из 5 занятий, продолжительность которых составляет 40-45 минут. Программа может использоваться не только в качестве психокоррекции, но и в качестве профилактики проблем школьной обучаемости. В данной программе использованы доступные для детей данной категории игры и упражнения.

Правильность построения психокоррекционных занятий, полнота подготовленности специалиста целиком и полностью влияют на качество и результат психокоррекционной и психопрофилактической работы с детьми. При этом важную роль играет соблюдение методических рекомендаций по организации диагностической и коррекционной работы в школе.

 


Заключение

Младший школьный возраст является одним из основных периодов в жизни человека, закладывающим большой массив преобразований, влияющий на всю дальнейшую жизнедеятельность индивида. Именно в этом возрасте происходит основное формирование всех жизненно важных систем организма, а так же развитие и становление психофизического здоровья ребенка.

Смена ведущей деятельности зачастую приводит к возникновению трудностей, с которыми помогает бороться школьный психолог. Он должен строить свою работу таким образом, чтобы найти подход к каждому ученику.

Психолог должен вести коррекционную работу в начальной школе по нескольким направлениям, она должна быть связана с развитием познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы, развитием мотивации обучения и «комплекса произвольности», формированием учебных навыков и интеллектуальных способностей, развитием сферы межличностных отношений ребенка. Все это поможет в формировании целостной и всесторонне развитой личности.

В нашей работе была разработана диагностика для определения готовности студентов к организации психокоррекционной работы с детьми, которая на наш взгляд так же будет способствовать выявлению уровня знаний студентов по дисциплине «Основы психокоррекции и психоконсультации».

Так же в нашей работе была разработана психокоррекционная программа, направленная на преодоление проблем обучения у младших школьников. Данная программа способствует развитию мышления, памяти и внимания детей 7-8 лет.

Рассмотренные в нашей работе методические рекомендации помогут молодым психологам в построении их коррекционной работы в школе.


Список литературы

 

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова.-М.,2001.-319с.

2. Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей [Текст] / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. – М.: Проспект, 1999. – 199с.

3. Ануфриев, С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей [Текст] / С.Н. Ануфриев, С.Н. Костромина. – М.: Ось-89, 1997.

4. Асеев, В.Г. Возрастная психология: учеб. Пособие [Текст] / В.Г. Асеев. – Иркутск.: ДРОФА, 1999.-456 с.

5. Бадмаев, Б.Ц. Методика преподавания психологии [Текст] / Б.Ц. Бадмаев. –М., 1999.

6. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М.Р. Битянова. – М.,1998.- 298с.

7. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике [Текст] / Л.Ф. Бурлачук, С.В. Морозов. – СПБ., 1999.

8. Венгер, А.В. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков [Текст] / А.В. Венгер. – М – Рига.: педагогический центр «Эксперимент», 2000.

9. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / под ред. А.В. Петровского. – М.:ACADEMA,1999.

10. Волков, Б.С. Задачи и упражнения по детской психологии [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова.- М., 1991.

11. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. – М.,1997.

12. Гуревич. К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников [Текст] / К.М. Гуревич. – М.: Высшая школа,1998. – 316с.

13. Дубровина, И.В. Индивидуальные особенности школьников [Текст] / И.В. Дубровина. – М.,1975.

14. Дубровина, И.В. Рабочая книга школьного психолога [Текст] / И.В. Дубровина; под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение,1991. – 303с.

15. Загвязинский, В.И. Теория обучения современная интерпретация: учебное пособие для студентов высших пед. учеб. Завед. [Текст] / В.И. Загвязинский. – М.: Академия, 2001. – 192с.

16. Зак, А.З. Развитие умственных способностей младших школьников [Текст] / А.З. Зак. – М.: Просвещение,1994.

17. Игумнов, С. К. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков [Текст] / С.К. Игумнов. – М.,2001.

18. Клюева, Н.В. Учим детей общению: характер, общение [Текст] / Н.В. Клюева. – Ярославль.: Академия развития, 1997.

19. Колмогорова, А.С. Особенности становления психической культуры младших школьников [Текст] / А.С.Колмогорова. – М.,2001.

20. Кулагин, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст] / И.Ю. Кулагин. – М., 2001.

21. Ляудис, В.Л. Методика преподавания психологии [Текст] / В.Л. Ляудис, М.П. Негура. – М.,2006.

22. Матиева, Л.А. Развитие сенсорной сферы детей [Текст] / Л.А. Матиева, Э.Я. Удалова. – М.: Просвещение,2000.

23. Мир детства: младший школьник. [Текст] – М.: Высшая школа, 1998. – 528с.

24. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина. – М.: ДРОФА, 1997. – 256 с.

25. Мухина, В.С. Шестилетний ребенок в школе [Текст] / В.С. Мухина. – 2-е изд. – М.: Высшая школа, 1999. – 411 с.

26. Немов, Р.С. Психология в 3кн. Кн.2 Психология образования [Текст] / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 483 с.

27. Обухова, Л.Ф. Детская возрастная психология [Текст] /Л.Ф. Обухова. – М.: Просвещение,1996.

28. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе [Текст] / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ Сфера,2000.

29. Панибратцева, З.М. Методика преподавания психологии [Текст] / З.М. Панибратцева. – М.,1989.

30. Пезешкин, Н.В. Психосоматика и позитивная психотерапия [Текст] / Н.В. Пезешкин. – М.: Институт позитивной психологии,2006.

31. Попова, М.В. Психология как учебный предмет в школе [Текст] / М.В. Попова. – М.,2000.

32. Психология детей школьного возраста. Развитие познавательных процессов [Текст] / под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М.: Просвещение, 1999. – 325 с.

33. Психологическое консультирование в школе [Текст] / сост. Н.В. Контева. – Пермь.: Западно-Уральский учебный центр, 2000.

34. Раевский, К.М. Психологические тесты для практических психологов [Текст] / К.М. Раевский. – М.: Высшая школа, 2003. – 563 с.

35. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Кн.1[Текст] / Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 2001. -384с.

36. Селеверстова, И.Я. Психодиагностика ребенка: за и против [Текст] / И.Я Селиверстова. – М.,2000. – 214 с.

37. Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей [Текст] /Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль.: Академия развития,1996.

38. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М: Педагогика, 1999. – 98с.

 


Приложение 1

Тест по психокоррекции

1. Область медицинской психологии, основная задача которой заключается в предупреждении нервно-психических и психосоматических заболеваний-

1. Психоконсультация;

2. Психологический анамнез;

3. Психопрофилактика;

4. Психологическое здоровье.

2. Что не является этапом психокоррекции:

1. Осознание мотивов и отношений;

2. Установление психологического диагноза;

3. Планирование психокоррекции;

4. Сбор психологического анамнеза.

3. Выделите цель психокоррекции:

1. Определение симптомов и причин их возникновения;

2. Активизация ресурсов и приведение личности в состояние близкое к норме;

3. Обучение клиента способам предупреждения проблем;

4. Определение психологического статуса клиента в контексте истории его развития.

5. Выделите направления работы групповых занятий с детьми:

1. Ролевые игры;

2. Инструментальное;

3. Сказкотерапия;

4. Потребностно-мотивационное.

6. Выделите группы детей по уровню дезадаптации:

1. Высший уровень;

2. С отсутствием признаков дезадаптации;

3. Низший уровень;

4. С ярко выраженными признаками дезадаптации.

7. Программа групповых занятий для детей должна обеспечить формирование:

1. Психологической адаптации;

2. Психологического здоровья;

3. Положительных эмоций;

4. Активности.

8. Аффект, который возникает в субъективной ситуации-

1. Страх;

2. Агрессивность;

3. Обидчивость;

4. Дезадаптация.

9. Определите принципы индивидуальной психокоррекции:

1. Искренний интерес к ребенку;

2. Систематизация данных по проблеме;

3. Выработка решений;

4. Предоставление ребенку средств выражения собственного я.

10. Какие страхи возникают у детей в возрасте 7 – 11 лет:

1. Отсутствие матери;

2. Смерти;

3. Одиночества;

4. Боли.

11. Сережа Б., 7 лет, не посещал детский сад, подготовка осуществлялась дома, с желанием пошел в школу. Первое время хорошо и с удовольствием учился, был внимателен и послушен. Со временем отношение с другими детьми стало ухудшаться, ребенок становился замкнутым и грубым. С детьми общаться не хотел и требовал внимания учителя на себя.

Как бы вы действовали, если бы были на месте психолога, которому нужно решить эту проблему? Проанализируйте ситуацию в семье и в школе, выделите причины дезадаптивного поведения. Что делать чтобы помочь ребенку? В чем заключается психокоррекционная работа в такой ситуации?

12. разработайте методические рекомендации по психокоррекционной работе с детьми.

 


Приложение №2

Занятие №2

 

Занятие№3

 

Занятие №3


Занятие №3

 

Занятие№3

Содержание

 

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические особенности проведения психокоррекционных занятий с младшими школьниками

1.1 Трудности обучения детей младшего школьного возраста

1.2 Основные направления работы школьного психолога с младшими школьниками

1.3 Психокоррекционная работа в школе

Выводы по первой главе

Глава 2. Организация психокоррекционной работы с младшими школьниками

2.1 Диагностика готовности студентов к организации психокоррекционной работы с детьми

2.2 Психокоррекционная программа, направленная на преодоление проблем обучения у младших школьников

2.3 Методические рекомендации по организации диагностической и коррекционной работы в школе

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

 


Введение

 

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что младший школьный возраст является одним из основных периодов в жизни человека, закладывающим большой массив преобразований, влияющий на всю дальнейшую жизнедеятельность индивида. А развитие познавательных процессов в данном периоде особенно актуально, так как это возрастной диапазон изменения микросоциальных условий, смена семейной и дошкольной среды на среду начальной школы, имеющую свою особую специфику. И от того, насколько адекватно будет проходить процесс адаптации на данном временном отрезке, будет зависеть не только качественный характер обучения в школе, но и вся дальнейшая способность к индивидуальному саморазвитию.

Следует отметить, что возраст от 6-7 до 10-11 лет является чрезвычайно важным для психического и социального развития ребенка. Во-первых, кардинально изменяется его социальный статус – он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение методики проведения психокоррекционных занятий с младшими школьниками.

Предмет исследования: диагностическая и коррекционная работы с младшими школьниками на занятиях по психологии.

Объект исследования: процесс психокоррекционной работы.

Гипотеза исследования: методика проведения занятий по психологии будет эффективной если:

-выделены особенности психологического развития младших школьников;

-определенны методы и формы коррекционно-развивающей и диагностической работы с младшими школьниками;

-разработаны методические рекомендации по организации психокоррекционной работы в школе.

Исходя из цели и гипотезы исследования поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать литературу по данной проблеме.

2. Рассмотреть психологию младших школьников

3. Рассмотреть специфику психокоррекционной работы в условиях образовательного учреждения.

Для решения поставленных задач и проверки гипотез исследования использовались следующие методы:

- изучение и анализ психологической и педагогической литературы по проблеме;

- психодиагностические методы.

 


Глава 1 Психолого-педагогические особенности проведения психокоррекционных занятий с младшими школьниками

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.