Ответственность за вред, причинённый актами власти — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Ответственность за вред, причинённый актами власти

2020-04-01 129
Ответственность за вред, причинённый актами власти 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В соответствии со ст.53 Конституции Республики Беларусь каждый имеет право на возмещение государством вреда, причинёнными незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц [4, 1008 c.].

Акты власти можно разделить следующим образом:

Ø органы дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда;

Ø государственные органы, органы местного самоуправления, а также их должностные лица.

Как ни прискорбно осознавать, но органы государственной власти и правоохранительные органы нарушают права граждан и юридических лиц, несмотря на то, что их целью является защита этих самых прав. При осуществлении своей деятельности указанные органы нередко причиняют вред.

Среди общих условий деликтной ответственности за вред, причинённый актом власти, наибольшей спецификой обладает противоправность [19, С.99-103].

Ответственность за вред, причинённый незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда по основаниям её наступления подразделяется на два вида:

.   в связи с причинением гражданину вреда в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к государственной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ (п.1 ст. 939 Гражданского кодекса Респкблики Беларусь).

.   в связи с причинением вреда гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекшей последствий, указанных в пункте первом (п.2 ст. 939 Гражданского кодекса Республики Беларусь) [18].

Отличительной особенностью ответственности в первом случае является то, что она наступает независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. Во втором случае ответственность наступает за виновные действия (бездействие) органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры, повлекшие наступление вреда, не связанного с перечисленными в п.1 ст. 939 Гражданского кодекса последствиями [4, 1008 с.].

Перечисленные случаи представляют собой нарушения конституционного права каждого гражданина на свободу и личную неприкосновенность, которые обычно влекут для граждан, как нравственные страдания, так и неблагоприятные имущественные последствия. Поэтому закон предусматривает для них особые правовые, в том числе гражданско-правовые, последствия [16].

Прежде всего, такие ситуации могут возникнуть только в результате незаконных действий правоохранительных органов - органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры или суда, которые привели к указанным последствиям в отношении физических лиц. Если вред причинен гражданину в иных случаях, не подпавших под указанный выше перечень, например в результате его незаконного задержания в качестве подозреваемого или в результате незаконного применения к нему принудительных мер медицинского характера, он возмещается по общим правилам возмещения вреда, причиненного гражданину актами или действиями публичной власти. Это же относится и к случаям причинения вреда правоохранительными или судебными органами юридическим лицам [7, С.60-61].

Право на возмещение вреда в сфере правосудия возникает при условии:

постановления оправдательного приговора;

прекращения уголовного дела за отсутствием события или состава преступления;

прекращения дела об административном правонарушении [9, С.128-140].

Вред - причиненный незаконными действиями правоохранительных и судебных органов возмещается независимо от вины должностных лиц, в результате незаконных действий которых он причинен, и в полном объеме.

Возмещению подлежат:

ü заработок и другие трудовые доходы, являющиеся основным источников средств, к существованию гражданина, которых он лишился в результате незаконных действий;

ü пенсии и пособия, выплата которых была приостановлена в связи с незаконным лишением свободы;

ü имущество (в том числе деньги, денежные вклады и проценты на них, облигации и иные ценности), конфискованное или обращенное в доход государства судом либо изъятое органами дознания или предварительного следствия, а также имущество, на которое наложен арест;

ü штрафы, взысканные во исполнение приговора суда; судебные издержки и иные суммы, выплаченные гражданином в связи с незаконными действиями;

ü суммы, выплаченные гражданином юридической консультации за оказание юридической помощи [16].

Потерпевшему восстанавливаются трудовые права (предоставляется прежняя работа, а при невозможности этого - другая равноценная работа, восстанавливается трудовой стаж, аннулируется порочащая запись об увольнении в трудовой книжке) и жилищные права (возвращается ранее занимаемое жилое помещение, а при невозможности возврата - предоставляется вне очереди равноценное). Подлежат восстановлению личные неимущественные права (возвращаются медали и ордена, восстанавливаются звания и пр.) и компенсируется моральный вред.

Особый порядок возмещения установлен в главе 58 ст. 939 Гражданского кодекса Республики Беларусь в отношении вреда при осуществлении правосудия (неправильное применение судом по собственной инициативе мер по обеспечению иска, вынесение незаконного решения по гражданскому делу и т.п.). Право на возмещение вреда в этом случае возникает лишь при виновном поведении судьи, установленном вступившим в законную силу приговором суда [10, С.54-57].

В случае причинения вреда гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного управления и самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего законодательству акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления, он подлежит возмещению за счёт казны Республики Беларусь или казны административно-территориальной единицы согласно ст. 938 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Незаконные действия или бездействие указанных органов могут состоять в издании акта, не соответствующего законодательству. К числу специальных условий возникновения исследуемого деликта относится то, что акт власти может быть совершён не любым работником государственного органа или органа местного самоуправления, а лишь тем, кто относится к числу должностных лиц [4, 1008 c.].

Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно - распорядительные, административно - хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь.

Должностные лица в данном виде обязательств, возникающих вследствие причинения вреда, обычно действуют от имени Республики Беларусь и на основании государственных законов. Поэтому имущественную ответственность за результаты их незаконных действий также принимает на себя Республика Беларусь [21, С.87].

В случаях, когда должностные лица правоохранительных или судебных органов действуют от имени субъекта Республики Беларусь или муниципального образования, имущественную ответственность за их незаконные действия несут соответствующие публично-правовые образования за счет своей казны.

Согласно ст. 940 Гражданского кодекса от имени казны Республики Беларусь или казны административно-территориальной единицы выступают Министерство финансов Республики Беларусь и его органы на местах: финансовые управления, райфиноотделы, которые и являются ответчиками по искам о возмещении вреда, причиненного гражданам указанными ранее незаконными действиями [4, 1008 с.].

Должностное лицо обладает правом на принятие актов власти лишь при исполнении служебных обязанностей. Не законные действия одних должностных лиц, попустительство этим действиям со стороны других, отсутствие должного контроля со стороны третьих - всё это создаёт ситуацию, когда очень трудно установить, чьё же конкретно поведение привело к причинению вреда [8, С.47-51].

К актам государственных органов или органов местного управления и самоуправления относятся самые разнообразные властные предписания, принимаемые в сфере административного управления. Ими являются постановления, решения, приказы, распоряжения, указания и любые другие документы, подлежащие обязательному исполнению теми лицами, которым они адресованы. Как правило, они принимаются в письменной форме, однако не исключена и устная форма властных распоряжений, исходящая, как правило, от должностных лиц, возглавляющих эти органы [4, 1008с.].

Если законодательными актами компенсация морального вреда предусмотрена в сфере нарушения имущественных прав граждан, то исковая давность подлежит применению [21, C. 87].

Потерпевшими могут быть как граждане, так и юридические лица.

Следует иметь в виду, что ответственность государственных органов и их должностных лиц перед субъектами хозяйствования отдельно урегулирована положением о порядке возмещения ущерба, нанесённого субъектам хозяйственной деятельности незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц, утверждённым постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 16 июня 1993г. № 2415-ХII[5, С.328].

Для наступления ответственности по этому основанию необходимо наличие следующих особых условий:

Ø наступление вреда при выполнении гражданами или юридическими лицами указаний либо актов, принятых органами или должностными лицами;

Ø указания должностных лиц либо акты органов приняты в порядке осуществления ими своих властных полномочий;

Ø признания указаний должностных лиц не законными, а нормативных актов органов недействительными.

Если вред причиняется должностными лицами хотя и при исполнении своих обязанностей, но не в связи с осуществлением властных полномочий, то их ответственность наступает на общих условиях.

Вред, причинённый в результате управленческой деятельности, подлежит возмещению лишь при наличии вины лиц, нарушивших права граждан и юридических лиц [4, 1008 с.].

 



Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.