Медиареальность как особый вид социальной реальности — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Медиареальность как особый вид социальной реальности

2020-04-01 103
Медиареальность как особый вид социальной реальности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Последние десятилетия к средствам массовой информации или масс - медиа проявляют интерес огромное количество исследователей. Регулярно проводится множество исследований, затрагивающих различные аспекты деятельности масс-медиа, касающихся, как и одной стороны - их производства и функционирования, так и другой их стороны - взаимодействия и влияния на социальный мир. За весь период существования масс-медиа, различные научные сообщества предложили огромный спектр теорий массовых коммуникаций. В процессе смены стадий развития общества, развития средств массовой коммуникации в целом, изменялись взгляды и в сторону масс-медиа в частности.

Массовая коммуникация - есть "процесс передачи или распределения информации или других форм символического содержания обширной, разнородной и географически рассеянной аудитории" [24, с.3].

Г.П. Бакулев, основываясь на классификации Макуэйла, предлагает четыре типа теорий, имеющих отношение к массовой коммуникации:

. Нормативные - теории - описания идеальной практической деятельности масс-медиа, связанные с формами политических систем. В первую очередь это четыре теории прессы, которые предложили Ф. Сиберт, У. Шрамм и Т. Питерсон. Они состоят из авторитарной, либертарианской, теории социальной ответственности и советской коммунистической теории. В соответствии с развитием общества и изменений политических систем в различных государствах появились еще две теории - теория для медиа периода развития и теория демократического участия (партиципаторная).

. Теории массового общества и пропаганды. Возникли в ответ на происходящую индустриализацию и появление новых технологий масс - медиа, которые вызывали беспокойство у исследователей в отношении того, как новые средства коммуникации и масс - медиа влияют на общество. К таким теориям относятся теории пропаганды, теория магической пули, теория когнитивного диссонанса, теория социального влияния, теория ограниченных эффектов и др.

. Структурно - функциональный подход. Относится к периоду 60 - 70х годов XX века. Сторонники данного направления Р. Мертон, Ч. Миллс, У. Стивенсон. К теориям в рамках этого подхода следует отнести парадигму функционального анализа Р. Мертона, теорию игры У. Стивенсона. Так же широкую известность получили теории социального научения, теория подкрепления Клаппера, теория элитарного плюрализма, спираль молчания Э. Ноэль-Нойман.

. Теории здравого смысла. Включают культурологический и критический подходы. Рассматривают взаимосвязь масс - медиа и культуры. К культурологическому подходу относят теорию символического интеракционизма Г. Мида, теорию социального конструирования реальности, анализ фреймов И. Гоффмана, теория культивации. Критические теории основываются на неомарксистских позициях и анализируют влияние элит на масс - медиа в целях продвижения различных форм культуры. Представителями критических теорий считают Франкфуртскую и Британскую школы. [2, с.11-15]

Существование множества различных подходов к рассмотрению масс - медиа вызывало и вызывает широкий резонанс среди различных научных сообществ. Формируются науки и подразделы наук, берущие на себя изучение отдельных сторон масс-медиа. В социологии можно выделить два раздела: социологию коммуникаций и социологию СМИ. Социология коммуникаций изучает функциональные особенности коммуникации, её виды, влияние на индивидуальное и массовое сознание. "Социология СМИ представляет совокупность общесоциологических теорий и теории журналистики и изучает социальные аспекты функционирования СМИ" [21, с.30-31].

Данные разделы социологии позволяют рассмотреть масс - медиа с точки зрения различных подходов и выделить общие закономерности их функционирования и взаимосвязи с отдельными индивидами, социальными группами, политическими элитами и общественными институтами. Принимая во внимание весь спектр существующих теорий массовых коммуникаций определим, что такое масс-медиа.

Сам термин масс-медиа включает два слова: масса и медиа. Масса - это социальная общность, обладающая набором определенных признаков. И.Д. Фомичева выделяет следующие характеристики массы:

неопределенное количество и состав;

открытость;

ситуационность;

гетерогенность;

анонимность, как для коммуникатора, так и друг для друга [20, с. 19-20].

Масса может принимать различные виды по различным критериям: большие и малые, устойчивые и неустойчивые, спонтанные и организованные. В связи с этим стоит отметить такие виды масс, как аудитория и толпа. Аудитория представляет собой устойчивую массу. По отношению к СМИ можно определить как гетерогенную аудиторию так и гомогенную, в зависимости от направленности СМИ. В современных тенденциях развития СМИ огромную их часть представляют демассифицированные элементы, и их специфика представляет интерес для узких целевых аудиторий. Для толпы же характерна неустойчивость и спонтанность её образования, что значительно отличает её от аудитории. Г. Тард в своём труде "Мнение и толпа" в качестве фактора воздействия на публику рассматривал средства массовой коммуникации и заложил основы для изучения общественного мнения и влияния на них масс-медиа.

В научное использование термин "медиа" ввёл М. Маклюэн в книге "Понимание медиа", в которой рассматривал различные медиа, т.е. инструменты коммуникации, в процессе эволюции человеческой культуры.

Сторонники структурно-функционального подхода, Гербнер, Р. Мертон, Д. МакКуэйл, рассматривали масс-медиа как систему, состоящую из элементов с набором общих функций и целей, функционирующих в едином социальном пространстве. И целью этой системы является описание этого пространства. [22, с.51]

По Бурдье, социальное пространство представляет собой распределение различных благ и услуг, индивидуальных агентов, групп и институтов, локализованных физически и стремящихся господствовать в физическом и социальном пространстве. [16]

Сложность структурно - функционального подхода заключается в том, что крайне сложно выделить общие функции и дисфункции разных форм масс-медиа применительно к индивидам, различным социальным группам, обществу в целом и институтам, т.к. существуют различные барьеры, препятствующие тому, как информация воспринимается аудиторией. Это зависит в первую очередь от информационных потребностей индивида, которые в свою очередь зависят от потребностей жизненных, образа жизни в целом, социального статуса, социальных ролей, уровня образования. Тем не менее, на протяжении исследований коммуникации и масс - медиа универсальные функции были определены.

Г. Лассуэлл предложил три базовых функции коммуникации: информационная, корреляционная и функция передачи культурного наследия. В дальнейшем Д. Маккуэйл добавил к этой классификации функцию мобилизации, а Ч. Райт - развлекательную [5].

Таким образом, если массовая коммуникация - процесс передачи информации, то масс-медиа означают средства передачи этой информации, В таком случае функции массовой коммуникации определяют цели масс-медиа. Они состоят в информировании событий, происходящих в обществе и мире, их интерпретации, поддержке и формировании социальных ценностей, социализации личности, обеспечении отдыха, организации кампаний в социальной, экономической и политической сферах.

В дальнейшем под термином масс-медиа и синонимичным ему термином средства массовой информации мы будем иметь в виду "часть средств массовых коммуникаций, отличающихся от других коммуникаций институциализацией, т.е. наличием постоянного специального аппарата для планирования, сбора, отбора, подготовки и распространению информации или её производством" [20, с.23].

Опыт знания, о котором говорилось подробно в предыдущем параграфе, включает в себя социокультурный опыт. Одним из способов его получения являются "масс-медиа". Такой социокультурный опыт выражается через понятие медиареальность. Она возникает в коммуникативном пространстве и создается в процессе массовой коммуникации. Исторически этот термин возникает наряду с развитием технических каналов коммуникации, в первую очередь телевидения. Телевидение, обладая спецификой сжатия времени и пространства, передавая визуальные образы, задают зрителю информацию, подлежащую интерпретации, а так же и логику этой интерпретации [7 с.84].

Обращаясь к теории социальной реальности, индивид типизирует увиденное со своим жизненным опытом и интерпретирует это в соответствии со своими индивидуальными особенностями. Сюжеты, презентуемые аудитории построены по типу типизаций и представляют собой реальность, знакомую каждому. С.В. Лещев замечает: "Адресат и отправитель больше не локализуемы… Однако, каждый субъект чувствует, что это обращение адресовано именно ему, и в, конечном итоге считает, что это он сам так думает" [15 с.94]. Это связано с особенностью телевидения - обращения не только ко всей аудитории, но и к каждому индивиду в отдельности.

М. Маклюэн так же отводит особое место телевидению в средствах массовой информации. Он выделяет "горячие" и "холодные" медиа. Критерием такого деления выступает степень вовлеченности потребителя информации в процесс коммуникации. "Горячие" медиа при воздействии на реципиента задействуют максимальное количество механизмов восприятия (аудиовизуальных), "холодные" же медиа используют один, два способа передачи информации, следовательно, реципиенту требуется напрягать воображение для осмысления полученных образов. Телевидение - пример "горячих" медиа [16].

С появлением кинематографа и телевидения множество исследователей занялись вопросами влияния масс-медиа на массовое сознание. Можно выделить несколько этапов становления теоретических взглядов на воздействие масс-медиа.

Первый этап можно охарактеризовать как признание власти масс - медиа над аудиторией. Основополагающей работой в этой области принято считать работу У. Липпмана "Общественное мнение" (1922 г.).

Следующим этапом можно выделить становление теории ограниченного воздействия. Сюда относят исследования Ховленда, П. Лазарсфельда, монографию Д. Клаппера " Воздействие массовой коммуникации".

Позже сформировались теория умеренного воздействия, теория спирали молчания, теория зависимости, социально - когнитивная теория и др. Эти теории в целом отмечают, что воздействие происходит на уровне восприятия и мышления индивида, а степень зависимости воздействия определяется его индивидуальными особенностями.

Современные теории и исследования влияния масс-медиа на общественное сознание носят в целом обобщающий характер предыдущих теорий [5, с.22 - 25].

Изучение медиа-воздействия на аудиторию явилось в некоторой степени предпосылкой для становления теорий конструирования медиареальности. Дьякова и Трахтенберг отмечают исторический аспект - массовую политическую пропаганду, осуществляемую масс-медиа, в США после первой мировой войны. Именно тогда появилась острая необходимость изучения эффективности пропаганды. Этим вопросом активно занимался У. Липпман. Он сформулировал идею "псевдо - окружающей среды", которую формируют масс-медиа. Суть этой идеи состоит в том, что человек не в состоянии проверить достоверность информации, получаемой через масс-медиа, и вынужден её доверять. Таким образом, масс-медиа обладают возможностью представлять картину мира в сознании индивида, и эта картина является не отражением реальности, происходящей в мире, а "конструктом, замещающим реальность" [9, с.35].

Как указывалось выше, телевидение и кинематограф отличаются от других видов СМИ способностью визуально передавать информацию и изменять пространственно-временную структуру. В связи с этим перед исследователями встал вопрос - с помощью каких технических особенностей происходит производство медиасообщения, позволяющее это сделать. Чтобы найти ответ на этот вопрос большинство исследователей обратились к такому телевизионному жанру, как новости.

"Жанр - конкретное средство, которое помогает масс-медиа наладить непрерывное и эффективное производство и соотнести свою продукцию с ожиданиями потребителей" [9, с.105]. Именно новости предлагают аудитории увидеть реальную картину мира. С другой стороны аудитория, и в целом, общество, имеет потребность в получении сведений о происходящих в мире событиях. Такая потребность опосредована социальными изменениями. В традиционном обществе так же существовала потребность получения сведений, и это осуществлялось посредством межличностной коммуникации. В связи с этим отмечается исторический аспект новостей.

Обращаясь к культуре традиционного общества, новости представляли собой легенду или миф, то есть то, что случилось в прошлом и является средством передачи жизненного опыта. Тем самым, "мифы выполняли социальную роль, приводя событийный стиль повседневности в соответствии с традиционными нормами общества, служили легитимации сложившегося в сознании людей образа мира и подтверждали его реальность" [17 с.83].

С появлением масс-медиа, новости обрели статус медиаформы. Но социальная их роль не только сохранилась, но и обрела институциональный характер. Новости стали результатом технологического процесса, включающим отбор, организацию и презентацию событий.

Исследованиям производства новостей посвящено множество трудов. Одни исследователи рассматривают технология отбора информации, анализ работы организаций, функции и цели создателей медиасообщений, другие же изучают символический их характер. Помимо этого исследователей интересует и лингвистическая сторона производства медиасообщений. В рамках лингвистического анализа примером может служить работа Т. Ван Дейка "Анализ новостей как дискурса".

Классической работой принято считать исследовательский проект К. и Г. Лэнгов "День Макарурта в Чикаго", в ходе которого учёные провели границу между реальностью настоящей и созданной телевидением, описали некоторые характеристики телевизионной реальности и сделали вывод, что телевидение функционирует по особым законам [9, с.43, 47].

Так же производству новостей посвящена работа Э.Д. Эпштейна "Новости ниоткуда: телевидение и новости", в которой автор следует феноменологической традиции множественности жизненных миров и опираясь на теории организации выдвигает тезис о том, что "нормы организационной деятельности определяются внутренними потребностями воспроизводства организации" [9, с.53].Д. Элтейд так же в своей работе "Сотворение реальности" определяет новости как продукт организованного производства.

Опираясь на теории производства новостей, можно выделить свойства новостей. К ним относятся:

.   Оперативность. Возможность сообщать моментально о произошедших событиях.

2. Дискретность. Отражение реальности через набор несвязанных друг с другом случаев, заключенных в единую картину посредством монтажа.

.   Визуализация информации.

.   Предсказуемость. События, освещаемые в новостях, представляют собой, по сути, предшествующий жизненный опыт, соответственно зрители могут предположить, какого рода события попадут в новости. Целью производителей новостей в этом случае становится стремление оправдать ожидания зрителя.

.   Регулярность.

.   Стандартизация описания событий.Т. Ван Дейк, проведя контент - анализ текстовых медиаматериалов на одну тему, выявил, что событие описывается по определенной текстовой схеме [1].

Вывод, следующий из множества исследований и теорий, состоит в том, что новости обладают общей структурой, несмотря на влияние социокультурных, организационных, политических и экономических факторов.

Рассмотрение телевизионных новостей, как более подходящего, по мнению исследователей, примера конструирования медиареальности, позволяет сделать вывод, что "механизмы конструирования медиареальности определены профессиональной деятельностью медиаорганизации, а производство медиасообщений является рутинным иерархизированным процессом, опосредованным личными, профессиональными и корпоративными интересами его участников" [9, с.179]. Тем самым, производство новостей, руководствуясь выше перечисленными критериями, не может обеспечить полностью реальное отображение картины мира.

Таким образом, под понятием медиареальность мы понимаем отображение картины мира в сознании индивида. Основной характеристикой медиареальности является представление этой картины не как действительной реальности, а как конструкта, замещающего реальность.

Специфика конструирования реальности определяется такими аспектами, как профессиональная деятельность медиаорганизации, рутинным иерархизированным процессом производства медиасообщений, а так же личными, профессиональными и корпоративными интересами его участников.


Глава 2. Сравнительный анализ "старых" и "новых" медиа

 

2.1 Субъекты коммуникации "старых" и "новых" медиа

 

Субъектами массовой коммуникации являются социальные субъекты, участвующие в массовом информационном обмене с использованием современных технических средств, обеспечивающих массовую коммуникации. Социальными субъектами принято считать социальные группы, целью которых является реализация потребностей, обеспечивающих их существование, представляющих в случае массовой коммуникации либо коммерческий интерес, либо творческий и профессиональный. Соответственно средством достижения этих целей является производство массовой информации [20, с.160-161].

В процессе осуществления деятельности массовой коммуникации в соответствии с целями можно выделить следующие субъекты:

.   Владельцы отдельных СМИ, как субъекты реализации коммерческих интересов.

2. Журналисты как субъекты реализации профессиональных и творческих интересов.

.   Аудитория как совокупность субъектов, имеющих цель получения информации для ориентации в повседневном мире.

Чтобы рассмотреть субъекты коммуникации "старых" и "новых" медиа и перейти к анализу конкретных ситуаций, необходимо определить, что представляют собой "старые" и "новые" медиа.

До 1980-х годов медиа представляли собой печатные издания, телевидение и радио. Обозначим их, как традиционные или "старые". Под воздействием развития компьютерных технологий, медиа стали видоизменяться. В первую очередь изменения связаны с цифровыми технологиями кодировки информации. Внедрение цифровых технологий в массовую коммуникацию дало возможность к концу XX века передавать разнообразный цифровой контент на огромнейшие географические расстояния. Большим шагом в развитии интернета стало явление "Web 2.0". Данный термин введён в 2005 году Тимом О’Рейли, основателем американской издательской компании "O’Reilly media", специализирующейся на информационных технологиях. О’Рейли определяет "Веб 2.0" как принцип организации веб-системы, когда ее оптимизация и наибольшая эффективность достигается за счет привлечения максимального количества пользователей. Бен Макконел и Хуба определяют особенно важную отличительную черту Web 2.0 от Web 1.0в книге "Эпидемия контента. Маркетинг в социальных сетях и блогосфере". Они определяют Web 2.0 как объединённую веб-систему с многосторонним распространением информации тогда, как Web 1.0 была системой односторонней коммуникации владельца сайта с его посетителем [14].

Технологические новинки мира технологий и коммуникаций, например электронные библиотеки, социальные сети, он-лайн радио и прочее прочно укрепились в жизни современного человека и позволяют судить о смене образа его жизни, а так же о смене роли медиа. Теперь каждый, кто имеет доступ к интернету, обладает возможностью не просто потреблять информационный контент, но и видоизменять его, создавать свой, а так же публично обсуждать. Для современных интернет - ресурсов характерны следующие признаки: принцип взаимодействия с пользователем, принцип свободного создания контента, принцип модификации контента любым пользователем. Если ранее существовала модель: производитель контента - потребитель контента, то сейчас добавляется еще одно звено - его модификатор.

Сторонники технологического детерминизма считают, что основой социально-экономических, социокультурных и иных изменений является преобразование технологической сферы, следствием чего явилось формирование информационного общества. Технологии создают не только комфортную атмосферу повседневной жизни, но и вместе со всеми удобствами изменяют образ жизни общества. Э. Тоффлер, рассматривая общественное развитие как смену "волн", вводит понятие демассификации производства, в том числе и производства масс - медиа. Демассификация является одной из характеристик информационного общества. Относительно производства этот процесс означает проявление масштабного разнообразия товаров и услуг. То же самое происходит и с формами медиа.

Таким образом, "новые " медиа представляют собой традиционные медиа, преобразованные в цифровой формат и имеющие возможность быть представленными в сети интернет.

Г.П. Бакулев выделяет основные черты, отличающие "новые" медиа от "старых":

.   Децентрализация - предложение и выбор информации больше не определяются исключительно их поставщиками.

2. Высокая пропускная способность - технологии позволяют преодолеть ограничения, присущие эфирному вещанию.

.   Интерактивность - получатель информации может сам её выбирать, отвечать на неё, обмениваться ей напрямую и взаимодействовать с другими получателями.

.   Гибкость формы, содержания и использования. [2, с.135].

Изменение форм и субъектов масс - медиа в России происходило под влиянием экономических и политических изменений в стране. В работах Я.Н. Засурского "Система средств массовой информации России" и "Масс-медиа второй республики" И. Засурского подробно описаны изменения средств массовой информации, а так же анализируются условия и факторы, повлиявшие на процесс их развития и образования "новых" форм масс-медиа.

Я. Н Засурский выделяет два фактора, обусловивших изменение системы СМИ в России - технологический, о котором уже говорилось выше, и социальные изменения в России, связанные со сменой структуры власти и переходом от плановой экономики к рыночной. Речь идёт о периоде перестройки.

В отношении СМИ в этот период произошёл переход от вертикальной партийной структуры к горизонтальной коммерческой. До периода распада СССР деятельность СМИ полностью управлялась решениями Центрального комитета КПСС и советом министров СССР, а сами СМИ выступали в роли орудия агитации и пропаганды коммунистической идеологии, а так же управления обществом. Функциями СМИ являлись социализация, неформальный социальный контроль, мобилизация. Существовала группа СМИ, деятельность которых была направлена на международную аудиторию в целях создания позитивного имиджа государства. Партийное управление заключалось в участии руководства партии во всех процессах деятельности СМИ, включая отбор тематических направлений публикаций, деятельность редакций и информирование журналистов [10, с.21, 22].

В 1990 году произошло принятие закона о СМИ, который определял некоторую свободу действий, которая предполагала осуществление политики гласности. Гласность являлась инструментом достижения целей М.С. Горбачёва в осуществлении реформ и демократизации общества. Получив небольшую независимость, СМИ показали, что могут содействовать власти в принятии управленческих решений, а так же выступать инструментом формирования популярности личности, попросту говоря, проводить политические акции. Этим незамедлительно воспользовался М.С. Горбачёв и позже оценили другие политические деятели. В финансовом отношении СМИ независимыми в этот период не являлись.

В 1991 году Б.Н. Ельцин подписал закон "О средствах массовой информации", действующий с некоторыми поправками по сей день. Основные принципы закона включают свободу слова, запрет на цензуру, идеологический плюрализм. Влиятельным аспектом на СМИ в этот период явилась легализация частной собственности, способствующая коммерциализации СМИ. Снятие цензуры и переход СМИ в "частные руки" позволил журналистскому сообществу занять собственную позицию, открыто выражать своё мнение. Появились, так называемые, независимые СМИ. В связи с этим отмечается, что изменилась сама функция масс - медиа, не обеспечивать общество достоверной информацией, а навязывать настоящие идеалы и ценности с субъективной точки зрения журналистского сообщества. В это время формируется концепция "четвертой власти". Суть её заключается в том, что СМИ представляют собой "самостоятельный и независимый общественный институт, который параллельно с законодательной, судебной и исполнительной ветвями власти, участвует в управлении обществом" [11, с.38].

Запрет на цензуру с одной стороны определил свободу СМИ и слова, с другой стороны стал инструментом влияния коммерческих организаций в реализации их корпоративных интересов. Появились в массовом порядке коммерческие масс-медиа, которыми управляют различные медиахолдинги. Получается, что масс-медиа становится инструментом бизнеса и борьбы между коммерческими структурами и государством, а не социальным институтом, как это было прежде.

По мере улучшения политической ситуации в стране, государству удалось частично взять под свой контроль средства массовой информации. На данный момент горизонтальная структура соответствует современным демократическим принципам, обозначающих функционирование самостоятельных, автономных и одновременно взаимодействующих информационных организаций [10, с.2]. Государственное управление осуществляется в соответствии с законодательством на федеральном уровне и на местном. Государство выступает как регулятор деятельности организаций СМИ. Владельцами могут быть государственные и коммерческие структуры, местные властные структуры, политические партии, церковь и любые другие организации. В связи с этим меняется типология СМИ. Все больше появляется специализированных СМИ, ориентированных на целевые аудитории. Так же в целях сохранения существования организации многие СМИ предлагают продукт развлекательного формата.

В процессе информационно-технологического развития и преобразования экономики происходит конвергенция масс-медиа. Конвергентные масс-медиа - такие, которые объединяют в составе одной медиакомпании разные типы масс-медиа. Например медиахолдинг "Дождь" включает в себя не только телеканал с одноимённым названием, но и интернет - проект "Большой город" и радиостанцию "Серебряный дождь". Примеры других медиахолдингов: "РБК", "ОАО Газпром Медиа-холдинг" и другие.

Роль владельцев СМИ определенным образом сказывается на функциях журналистов как субъектов коммуникации. Если до отмены цензуры журналисты выполняли функцию информатора населения, то после запрета цензуры некоторый промежуток времени СМИ пользовались неограниченной свободой, и журналисты писали и говорили, что хотели. В процессе приватизации опять изменилась функция и роль журналистов. Они, образно выражаясь, превратились в рупор с голосом своих хозяев, выполняя политические задачи. На данный момент существует расхождение взглядов на свободу слова и печати. Многие считают, что подлинно свободных СМИ в России не существует. Обратимся опять к медиахолдингам. Компании "ОАО Газпром Медиа-холдинг" принадлежит радиостанция "Эхо Москвы". Работающие там журналисты позиционируют себя как "свободных" и независимых. Но факт остаётся фактом - данный медиахолдинг принадлежит ОАО "Газпром", 50 % акций которого принадлежит Государству. Следовательно, радиостанция "Эхо Москвы" так же может являться политическим инструментом.

В связи с разногласиями о свободе слова журналисты все чаще начинают говорить о создании общественных масс-медиа, которые не являются коммерческими, а существует за счёт вложений общества, и не зависит от власти. Для примера, общественное телевидение и радио существуют в 49 странах. В России в мае 2013 года начал функционировать общественный телеканал, но он является федеральным, и за недолгий срок своего существования уже отличился фактом снятия программы с эфира. Проблема свободы слова явилась предпосылкой для создания так называемой свободной журналистики.

С изменением форм медиа меняется специфика работы журналиста. Это связано развитием интернет-журналистики. "Интернет-журналистика - это качественно новый культурный и цивилизационный феномен, представляющий собой деятельность по формированию и представлению информационных образов актуальности, причем носителями этих образов могут быть не только слово, но и картинка, фотография, кино, видео, звук, веб-страница - любой объект, способный выступать в роли носителя информации или текста в широком смысле этого слова" [6 с.7].

Выделяют несколько специфических особенностей интернет - журналистики. Изменение формата времени подачи информации. Журналист может в момент реального времени освещать события. В случае со "старыми" медиа подача информации определялась временем выхода в эфир или печати.

Следующей особенностью является мультимедийность. Это означает, что медиа-продукт может состоять из текста, фото, видео, звуков, и при создании этого продукта может участвовать только один человек. Таким образом происходит слияние различных форм медиа в одну. Традиционные медиа не обладали таким свойством. Журналист "новых" медиа должен быть многоплановым журналистом. Он должен владеть различными техническими квалификационными требованиями и ориентироваться в своей деятельности не на один формат медиа, например, писать только для газеты, а уметь создавать медиа-продукт для совершенно различных форматов.

Интерактивность означает диалоговый характер потребления информации её пользователями [6]. Е.Л. Вартанова отмечает, что " возможность двусторонней коммуникации ведет, во-первых, к исчезновению централизации источников и, во-вторых, к большей свободе потребителя информации выбирать и изменять цифровой контент" [6]. Децентрализацию и интерактивность, как указывалось выше, выделяет и Бакулев.

Интерактивность позволяет журналисту включать в создание информационного контента аудиторию за счёт еще одной особенности "новых" медиа-гипертекстовости. Гипертекстовость означает связь интернет - страниц через контекстные гиперссылки. Пользователь интернета может моментально оставлять комментарии на прочитанный или просмотренный материал. Таким образом "новые" медиа усиливают функцию социального участия [14].

Гипертекстовость так же лежит в основе блогов и социальных сетей. Вести свой блог, описывать проведенный день, высказывать свое мнение по поводу того или иного события или явления, для многих пользователей интернета становится повторяющимся рутинным действием.

Приведем некоторые статистические данные, презентующие масштабность популярности блогосферы в России. По данным Яндекс. Ру всего в рунете зарегистрировано 80 956 797 блогов. За одни сутки 27 мая 2013 года было сделано записей в самых популярных блогах: twitter - 6 337 632; livejournal - 73 735. Значительно увеличивается количество блогохостингов. Создаются новые платформы для ведения так называемых дневников. По данным того же Яндекс. Ру только с 2007 по 2008 год количество блогохостингов увеличилось двое. На момент 2013 года Яндекс выдаёт информацию о 87 существующих блого - сервисах.

Блогосфера как форма "новых" медиа является сильным конкурентом для традиционных медиа. Все больше возрастает роль блогов в различных сферах жизни общества. Активно используют сеть как инструмент достижения своих целей и для выражения собственного мнения не только обычные пользователи, но и представители различных профессиональных сообществ, общественные и политические деятели. Для многих сеть становится полем экономической и профессиональной деятельности [14]. Обретая аудиторию, завоевывая её интерес, блоггеры достигают известности и становятся известными писателями, ведущими и т.д. Примеры таких личностей - Е. Гришковец, современный писатель, издавший уже несколько книг, представляющих собой копии его записей в "Живом Журнале"; Вера Полозкова, поэт-блоггер; Роман Жёлудь, видеоблоггер, и масса других примеров. А.А. Калмыков отмечает: "Сетевые отношения формируют систему горизонтальных связей и специфических гипертекстовых коммуникативных практик" [10].

Традиционные СМИ так же используют этот ресурс для охвата большей аудитории. Одной из особенностей функционирования форматов "новых" медиа можно выделить включение аудитории в создание новостей. Посредством социальных сетей многие единицы масс-медиа включают аудиторию в процесс создания очередной новостной передачи. Так, например, телеканал "Дождь" предлагает читателям одноименного аккаунта в твиттере под определенным тегом писать новости, которые, они, возможно, обсудят в эфире.

Множество единиц масс-медиа используют блогосферу и социальные сети для привлечения аудитории, для ее ознакомления. Тем самым расширяя область своего влияния. Cоздаются аккаунты, позиционирующие себя как официальные источники информации, в таких социальных сетях, как "twitter", "facebook", "вконтакте". Этой возможностью пользуются и и печатные издания, такие как "Русский Репортер", "Московский Комсомолец, журнал "Сноб", журнал "Большой город", телеканалы "Дождь", проект "Minaev Live", "Первый канал", "СТС", информационные агентства "ИТАР-ТАСС", "Интерфакс" и др.

Использование данных интернет - ресурсов имеет следующие преимущества:

Во-первых, привлечение новой аудитории. Приведем примеры. Аккаунт "Дождя" в социальной сети "вконтакте" имеет около 155 тыс. подписчиков. Аккаунт в твиттере имеет 200 тыс. читателей; телеканал СТС - 700 тыс. подписчиков; первый канал - около 130 тыс.; журнал "Русский репортёр" - 65 тыс.;

Во-вторых, создатели новостей в режиме он-лайн могут следить за мнением аудитории, отслеживать тенденции и меняющиеся интересы. А так же в соответствии с этим формировать последующий выкладываемый на данных интернет-ресурсах информационный контент. Зритель или читатель в свою очередь может не просто знакомится с событием, как было раньше, а может открыто высказать свое мнение и моментально обсудить происходящее в комментариях.

В-третьих, подобная форма распространения новостей меняет отношение ко времени. Если традиционная форма той же новостной передачи фиксируется определенным временем выхода в эфир, то "новая" форма позволяет абсолютно в любой момент оповестить свою аудиторию о произошедших событиях. Такую тенденцию можно рассматривать как одно из следствий быстро растущего темпа жизни. Подобное отмечал Э. Тоффлер в работе "Шок будущего". Тоффлер так же говорит о смене продолжительности социальных связей человека. Посредством общения в социальных сетях, человек создает огромное количество кратковременных социальных связей.

До недавних пор блоги воспринимались как некая общая категория бесполезных онлайновых ресурсов, создающих вокруг себя больше шума, чем чего-либо полезного, и обслуживающих исключительно самих себя.

Сейчас некоторые журналисты и аналитики причисляют блоги к "новым медиа", но существует множество разных взглядов на то, что из себя представляют блоги. Согласно им, блоги выступают как средства социальных перемен, как инструменты маркетинга, часто выражается мнение о том, что блоггеры являются "народными журналистами". В отличие от традиционных СМИ, которые придерживаются определенной тематики, манеры подачи информации, блоги отличаются тем, что не имеют строгой тематики. Сегодня блоггер пишет о политике, завтра о биологии, меняя и манеру подачи информа


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.