Основные виды и особенности спасательных работ на водных объектах — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Основные виды и особенности спасательных работ на водных объектах

2020-04-01 209
Основные виды и особенности спасательных работ на водных объектах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Спасательные работы при ликвидации последствий наводнений, затоплений, проводятся с целью спасения людей и подразделяются на четыре основных этапа:

·   обнаружение пострадавших (поиск);

·   обеспечение доступа спасателей и спасение пострадавших (работы по деблокированию людей);

·   оказание первой медицинской помощи;

·   эвакуация пострадавших из зон опасности. (транспортировка)

Главной особенностью спасательных работ в зонах с высоким уровнем воды является сложность обеспечения доступа спасателей к пострадавшим и их деблокирование.

Территорию зоны затопления для удобства управления работами, обеспечения четкого взаимодействия между спасательными подразделениями, как правило, разбивают на секторы, а сектор - на отдельные рабочие места.

Возможности подразделений спасателей определяются на основании производительности применяемых технических средств, трудоемкости выполняемых технологических операций (процессов) и объемов предстоящих работ.

Потребность в спасательных подразделениях рассчитывают исходя из объема работ, возможностей подразделений, а также заданных ограничений на продолжительность выполнения спасательных работ. Распределение подразделений по рабочим местам (секторам) осуществляют по результатам оценки потребности в этих подразделениях.

При выборе способа (приема) деблокирования пострадавшего, а также для организации работ в зоне затопления необходимо учитывать следующие сведения:

·   время наступления физиологических изменений в организме пострадавшего в различное время года;

·   тип организационно-технологической схемы выполнения спасательных работ;

·   возможную продолжительность выполнения спасательных работ.

В таблице 2 (Приложение 1) определено время наступления физиологических изменений в организме человека при нахождении в воде в различное время года.

Тип организационно-технологической схемы выбирается исходя из принятой последовательности отработки рабочих мест (секторов), распределенных по группам в зависимости от применяемых технологий и объемов работ.

Прогнозируемая продолжительность выполнения спасательных работ не должна превышать допустимую продолжительность. В противном случае руководитель должен изменить схему организации работ, а при необходимости применить другие технологии спасательных подразделений.

В зависимости от месторасположения пострадавших и наличия сил и средств для их спасения могут быть использованы различные способы.

С целью спасения жизни пострадавших и приведения их в состояние, позволяющее транспортировку, им оказывают первую медицинскую помощь. При необходимости первая медицинская помощь оказывается на месте обнаружения пострадавших после обеспечения к ним доступа и извлечения из воды. В случаях, не представляющих опасности для пострадавших, оказание первой медицинской помощи производится на пункте сбора после эвакуации за пределы зон опасности.

Поиск пострадавших в зонах опасного уровня воды заключается в определении их мест расположения и состояния здоровья, определении возможных путей подхода спасателей и эвакуации пострадавших.

В зависимости от наличия соответствующих сил и средств поисковые работы проводятся следующими способами:

·   сплошным визуальным обследованием зоны затопления разведгруппами на плавсредствах;

·   облетом зоны затопления на вертолетах;

·   по свидетельствам очевидцев и спасенных пострадавших.

Как правило, пострадавшие эвакуируются из мест блокирования в два этапа: первый этап - из мест блокирования на борт плавсредства; второй этап - с плавсредства на пункт сбора пострадавших.

В случае экстренных обстоятельств (быстрое повышение уровня воды, распространяющееся на незатопленные территории; опасность ухудшения метеорологической обстановки в зоне затопления) площадки для эвакуации могут быть оборудованы на крышах зданий и верхних сохранившихся этажах, а эвакуация проводится с использованием вертолетов или оборудованных канатных дорог на соседние здания или территории, находящиеся выше максимально возможного уровня подъема воды (сопки, холмы и т.д.).


Наводнения в России

Общие сведения

 

В России ежегодно происходит от 40 до 68 кризисных наводнений. По данным Росгидромета, этим стихийным бедствиям подвержены около 500 тысячяч кв километров, наводнениям с катастрофическими последствиями - 150 тысяч кв километров, где расположены порядка 300 городов, десятки тысяч населенных пунктов, большое количество хозяйственных объектов, более 7 млн га сельхозугодий.

Среднегодовой ущерб от наводнений оценивается примерно в 40 млрд рублей в год, в том числе в бассейнах рек Волга - 9,4 млрд рублей, Амур - 6,7 млрд рублей, Обь - 4,4 млрд рублей, Терек - 3 млрд рублей, Дон - 2,6 млрд рублей, Кубань - 2,1 млрд рублей, Лена - 1,2 млрд рублей, озеро Байкал - 0,9 млрд рублей, прочих рек - 10,7 млрд рублей.

Наиболее часто наводнения происходят на юге Приморского края, в бассейне Средней и Верхней Оки, Верхнего Дона, на реках бассейнов Кубани и Терека, в бассейне Тобола, на притоках Среднего Енисея и Средней Лены.

За последние 20 лет в России произошло 11 наводнений с катастрофическими последствиями. В этой главе я опишу некоторые из них.

В мае 2001 года уровень воды в реке Лене превысил максимум половодья и достиг отметки в 20 метров. Уже в первые дни после катастрофического наводнения было затоплено 98% территории города Ленск. Наводнение практически смыло Ленск с лица земли. Было разрушено более 3,3 тысячи домов, пострадали 30,8 тысячи человек. Всего в Якутии в результате наводнения пострадало 59 населенных пунктов, подтоплено 5,2 тысячи жилых домов. Общий объем ущерба составил 7,08 миллиарда рублей, в том числе по городу Ленску - 6,2 миллиарда рублей.

В 2002 году в результате сильного наводнения в Южном федеральном округе РФ погибли 114 человек, из них 59 - на Ставрополье, 8 - в Карачаево-Черкесии, 36 - в Краснодарском крае. Всего пострадали более 330 тысяч человек. В зоне затопления оказались 377 населенных пункта. Были разрушены 8 тысяч жилых домов, повреждены 45 тысяч зданий, 350 км газопровода, 406 мостов, 1,7 тысяч км автодорог, около 6 км железнодорожных путей, свыше 1 тысяч км линий электропередач, более 520 км водопровода и 154 водозабора. Ущерб составил 16 млрд рублей;

В октябре 2010 - разлив горных рек в Краснодарском крае. В результате сильных дождей пострадали 30 населенных пунктов в Туапсинском, Апшеронском и Лазаревском районах, погибли 17 человек. Общий ущерб, по оценкам экспертов, составил 2 млрд рублей. После происшествия Дмитрий Медведев потребовал продумать развитие инфраструктуры так, чтобы не допустить повторения ситуации.

В конце лета 2013 года на Дальний Восток обрушился мощный паводок, который привел к самому масштабному наводнению за последние 115 лет. Наводнение охватило пять субъектов Дальневосточного федерального округа, общая площадь затопленных территорий составила более 8 миллионов квадратных километров. Всего с начала паводка было подтоплено 37 муниципальных районов, 235 населенных пунктов и более 13 тысяч жилых домов. Пострадало свыше 100 тысяч человек. Более 23 тысяч человек были эвакуированы. Наиболее пострадали Амурская область, первой принявшая удар стихии, Еврейская автономная область и Хабаровский край.


3.2 "Невская дамба"

 

Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений (или, как ее называют в народе - "Невская дамба") - комплекс дамб и смежных гидротехнических сооружений (водопропускных и судопропускных сооружений), протянувшийся поперёк Финского залива от Бронки до Сестрорецка (посёлок Горская), через остров Котлин, на котором находится город Кронштадт (входит в состав Санкт-Петербурга). Строительство велось с 1979 по 2011 год, стоимость проекта по состоянию на первую декаду августа 2010 года составила 87,3 миллиарда рублей. По проекту Дамбы 1970 года, которая начнётся от Горской, срок строительства 8 лет, длина 22 км, высота 11м.

Основными функциями КЗС являются:

·   защита Санкт-Петербурга от наводнений;

·   пропуск судов через судопропускные сооружения С-1 и С-2;

·   наземная транспортная связь Кронштадта с материком;

·   создание участка кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга с выводом транзитного транспорта в обход города и оздоровлением экологии;

·   создание западной границы Большого порта Санкт-Петербурга;

·   улучшение экологической обстановки в акватории Невской губы путем регулирования проточности на водопропускных сооружениях.

Основными элементами КЗС являются одиннадцать каменно-земляных дамб, два судопропускных сооружения, шесть водопропускных сооружений и автомобильная дорога, замыкающая КАД Санкт-Петербурга на западе.

Разумеется, такой масштабный проект вызывает неоднозначные отзывы. Не смотря на исключительную стратегическую важность для города и безусловные положительные результаты, имеет недостатки и проблемы, которые я попробую изложить далее.

Строительный объект, по изначальной идее, призван оказывать благотворное влияние на водную среду и город. Однако, к сожалению, как при проектировании, так и при строительстве, было полностью проигнорировано огромное негативное воздействие КЗС, способное привести к деградации водной среды и разрушению города.

В 2011 году, то есть после завершения строительства "дамбы" доктор географических наук Знаменский В.А. написал дополнение к уже написанным им ранее монографиям и статьям о том, как дамба работает против города.

Одной из особенностей Петербурга является то, что он находится на прибрежной и дельтовой части узкого перешейка, разделяющего две обширные водные акватории: мелководную Невскую губу (часть Финского залива) и достаточно глубокое (до 230 м.) Ладожское озеро. Режим поверхностных и подземных вод на территории этого перешейка (и самого города) на протяжении двух последних тысячелетий был сформирован и сбалансирован именно под влиянием водного и гидрогеологического режима этих двух водоемов.

Возведение защитной дамбы изменило природные характеристики губы и дельты, стабилизировало колебания уровня в них, снизило дренирующую способность этих водоемов и не могло не повлиять на многолетние балансовые связи поверхностных и подземных вод на территории города.

Впервые это проявилось уже после даже частичного перекрытия губы в 1996 году, когда произошел разрыв на первой линии метро, которая до этого от начала её строительства работала без сбоев. С огромным трудом, большими ущербами и неудобствами для города и его жителей, разрыв первой линии метро был ликвидирован.

Далее, перекрытые проливы (ворота) Невской губы составляют сейчас лишь 28,5% площади их естественного поперечного сечения для прохода невской воды и, тем самым, заметно стабилизируют уровень в губе. Произошло очень сильное снижение влияния водной массы Финского залива при бытовых нагонах и сгонах на процессы внешнего и внутреннего водообмена и самоочищения в губе. Внешний водообмен уменьшится примерно на 30% (от 120 куб. км. в год до 60-80 куб. км.).

По данным правительственного аналитического обзора по состоянию на 2003 г. в водные объекты города было сброшено около 1000 т. токсичных солей тяжелых металлов, 300 т. нефтепродуктов, 250 т. поверхностно активных веществ и более 36000 т. взвесей, сорбирующих на себе весь этот комплекс загрязнений. Поскольку Невская губа является замыкающим звеном всей невско-ладожской водной системы, преобладающая часть загрязнений поступит и останется в воде и грунтах именно ее акватории.

Завершение строительства комплекса защитных сооружений (КЗС) полностью изолировало Невскую губу от благотворного природного влияния Финского залива не только на её промывку и очистку от постоянно накапливающихся загрязнений, но и уменьшило дренирующее влияние губы на городскую территорию.

Созданная "защита" уже на протяжении последних 25 лет существования дамбы снижала природное поступление воды в губу из залива при бытовых нагонах, чем сначала способствовала, а сейчас уже окончательно превратила Невскую губу в накопитель и отстойник городских стоков и прибрежных загрязнений. Губа, и частично залив, стали абсолютно непригодными для дальнейшего рекреационного использования, что и подтверждается санитарной инспекцией путем ежегодного запрещения использования их пляжей.

Искусственное исключение фактора природного воздействия на очистку Невской губы соответственно требует более затратной работы очистных сооружений городской канализации, но эффекта компенсации утерянного природного воздействия при этом не достигается и (несмотря на существенное повышение тарифов для населения) работа Управления "Водоканал" становится бессмысленной.

Более того, эти обстоятельства усиливаются тем, что очищенные городские стоки (содержащие большое количество минерализованных биогенных веществ), сбрасываемые в Невскую губу, являются идеальной питательной средой для образования огромной биомассы фитопланктона как в губе, так и заливе, с существенным увеличением количества видов токсических сине-зеленых водорослей.

В результате, загрязненные сбросы городской канализации, дополненные собственными вторичными загрязнениями образовавшимися в губе и заливе за счет органического вещества отмирающих водорослей, меняют всю экосистему этих водоемов и создают в них своеобразную загрязненную "пробку" (что уже сказалось на уменьшении вылова проходных рыб, в частности корюшки).

Более серьезными последствиями такого процесса неизбежно будут негативные изменения и в экосистеме и в качестве воды самого Ладожского озера, являющегося основным источником водоснабжения Петербурга.

Все подобные негативные явления придется компенсировать весьма существенными незапланированными материальными затратами и сейчас нужно думать о том, какие именно мероприятия могут и должны быть осуществлены для уменьшения постоянного негативного влияния дамбы.

Все, что происходит в этой системе в большей или меньшей негативной степени отражается на состоянии её водных объектов и сегодняшняя задача состоит в снижении этой негативной антропогенной нагрузки.


Заключение

 

Избежать катастрофических последствий наводнений можно при соблюдении трех условий: точный прогноз ситуации, своевременные и эффективные действия властей всех уровней по ее предотвращению и строгая персональная ответственность за несоблюдение первых двух условий.

К сожалению, все эти условия не всегда выполняются. К тому же сама по себе природа не наделала бы столько бед, если бы человек ее сам не спровоцировал: дамбы не ремонтировались 20 лет, русла рек не очищались 10-15 лет и т.д. Так, проблемы "Невской дамбы" настолько разрушительны, что "перекрывают" весь положительный эффект.

Как говорят специалисты, профилактика паводков, прогнозы, отселение, а главное - ремонт дамб и проведение противопаводковых мероприятий, в том числе и экстренных, позволяют предотвратить порядка 70 % обычных паводков. При этом затраты на профилактику и ликвидацию идут 1 к 30.

В заключение хотелось бы отметить, что главная цель реферата достигнута, а задачи в полной мере выполнены.

Наводнение - это значительное затопление местности в результате подъема уровня воды в реке, озере или море в период снеготаяния, ливней, ветровых нагонов воды, при заторах и т.п. К особому типу относятся наводнения, вызываемые ветровым нагоном воды в устья рек. Наводнения приводят к разрушениям мостов, дорог, зданий, сооружений, приносят значительный материальный ущерб, а при больших скопления воды (более 4 м/с) и большой высоте подъема воды (более 2 м) вызывают гибель людей и животных. Основной причиной разрушений являются воздействия на здания и сооружения гидравлических ударов массы воды, плывущих с большой скоростью льдин, различных обломков, плавсредств и т.п.

Наиболее распространенными наводнениями являются наводнения на реках, которые по высоте подъема воды, площади затопления и величине ущерба делят на 4 категории: низкие (малые), высокие (средние), выдающиеся (большие) и катастрофические. Существует классификация наводнений по признаку причин.

К основным проблемам Невской дамбы (комплекса защиты Санкт-Петербурга от наводнений) относится экологическая проблема (нарушение циркуляции воды в том числе - промышленных стоков в Финском заливе), а также непроработанность примененных конструкций. Все это дает основание сомневаться в целесообразности возведения дамбы вообще, несмотря на возможность выполнения ей основной - защитной функции.


Библиографический список

 

Законы, нормативно-правовые акты и стандарты:

.    Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (с изменениями и дополнениями)

2. Постановление Правительства РФ "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21 мая 2007 г. N 304 (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.05.2011 N 376)

.   ГОСТ 19179-73. Гидрология суши. Термины и определения. Госстандарт СССР. - М., 1988.

.   ГОСТ Р 22.0.03-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. М.: ИПК издательство стандартов, 1995.

.   ГОСТ Р 22.0.06-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники природных чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы. Номенклатура поражающих воздействий. М.: ИПК издательство стандартов, 1995.

Остальная литература:

.    Вандышев А.Р. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф. - 2006, 320 с.

7. Знаменский В.А. "Наша" дамба. - "ЗВЕЗДА", 2005\10, с.171-189.

.   Методические рекомендации по повышению эффективности работы муниципальных образований в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения. - Москва, 2008.

.   Михайлов Л. А (ред.) Безопасность жизнедеятельности. - СПб: Питер, 2005 - 302 с.

.   Русак О.Н. и др. Безопасность жизнедеятельности. СПб: "Лань", 2000 - 448 с.

.   Сычев Ю.Н. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях - МЭСИ, 2005 - 226 с.

.   Юртушкин В.И. Чрезвычайные ситуации: зашита населения и территории

Электронные ресурсы:

13. <http://enc-dic.com/> - Большой Энциклопедический словарь

.   <http://ria.ru/> - РИА Новости, "Десять самых масштабных наводнений в России в 1993-2013 годах"

.   <http://itar-tass.com/> - ТАСС. Информационное агентство России, "Наводнения в России и ущерб от них".

.   http://damba-kzs. narod.ru/ <http://damba-kzs.narod.ru/> - Статья Знаменского В.А.


Приложение

Таблица 2

Время наступления физиологических изменений в организме пострадавшего в различное время года, в часах

Температура воды, град. Цельсия Время потеря сознания Время смерти
0.25 0.25-1.0
10° 0.5-1.0 1.0-2.0
15° 2.0-4.0 6.0-8.0
20° 3.0-7.0 относительно безопасно
25° 12.0 относительно безопасно
30° 70.0 72-75

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.