Статистика предбрачного знакомства — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Статистика предбрачного знакомства

2020-04-01 290
Статистика предбрачного знакомства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Почему люди вступают в брак? Если первый ответ, который вам пришел в голову, - «по любви», то вы наивный романтик и неисправимый оптимист. Чаще всего побудительными причинами выступают совершенно другие соображения. Иногда осознанные, иногда - нет. И чтобы избежать многих разочарований в будущем, людям необходимо ответить себе на вопрос: зачем это нужно?

Естественно, что в идеальном браке эти мотивы должны совпадать, но это не всегда бывает… Тем и актуальнее наше исследование: важно знать мотивацию каждого из супругов для успешности их брачного союза. А этими мотивами могут выступать: чувство долга и ответственности, поиск более комфортных условий для жизни, желание о ком-то заботиться, своеобразное бегство от одиночества, желание покинуть родительский дом, для самоутверждения, инстинкт продолжения рода, а также нельзя забывать и про любовь.

Главной задачей исследователя будет изучение семей с небольшим стажем брака (до 3 лет) и выявление мотивов при вступлении в брак. В исследовании примет участие 8 молодых пар на разных этапах отношений. Данное исследование поможет больше узнать о взаимоотношениях в современной семье и разработать рекомендации по укреплению брака.

Актуальность данного исследования бесспорна, в связи с растущим числом разводов в молодых семьях, важно изучить каждый из аспектов брака для уменьшения числа разводов и увеличения числа успешных семей.

 

 


Глава 1

мотивация супруг брак психологическая

Брачный выбор и его проблемы. Критерии брачного выбора

Формирование супружеской пары. В формировании супружеской пары различают два периода: - добрачный (до принятия парой решения о вступлении в брак);- предбрачный (до заключения брачного союза).Теории выбора брачного партнера.Психоаналитическая теория З. Фрейда. Дети испытывают влечение к родителям противоположного пола. Благодаря сложному бессознательному процессу они могут переносить любовь, испытываемую ими к этому родителю, на другие, общественно одобряемые объекты - на своих потенциальных супругов (мальчики хотят встретить будущую спутницу жизни, похожую на их мать, девушки - молодых людей, похожих на отцов).

Мотивы вступления в брак

 

Интересны попытки рассмотрения «механизмов» зарождения любовных переживаний. Так, наиболее известен подход Отто Вейнингера, который полагал, что дифференциация полов, их разделение никогда не бывает совершенно законченным. Все особенности мужского пола можно найти, хотя бы и в самом слабом развитии, и у женского пола. Можно пользоваться понятиями идеального мужчины «М» и идеальной женщины «Ж» только как типичными половыми формами. «Закон полового притяжения», сформулированный О. Вейнингером, гласит: «Для соединения полов нужны совершенный мужчина «М» и совершенная женщина «Ж», хотя и разделенные в двух разных индивидуумах в совершенно различных сочетаниях». Автор этой теории полагал, что за существование института брака говорит тот факт, что наличие громадного количества промежуточных ступеней позволяет найти двух индивидуумов, наиболее подходящих друг другу (Вейнингер О., 1990, с. 12).

С.В. Ковалев полагает, что мотивация вступления в брак включает по крайней мере пять типов: любовь, духовную близость, материальный расчет, психологическое соответствие, моральные соображения. Изучение влияния брачной мотивации на удовлетворенность браком подтверждает важность двух первых мотивов. Среди тех, кто вступил в супружеский союз по любви и общности взглядов, максимальное число удовлетворенных и минимальное - неудовлетворенных. Важно единство этих двух мотивов. Разочарование семьей и браком оказалось более вероятным у тех, кто ориентировался исключительно на свои чувства без необходимой для их сохранения духовной общности супругов.

По мнению некоторых исследователей, в большом числе случаев любовь оказывается фактором, препятствующим сохранению семейного союза.

Во-первых, пишет С.В. Ковалев, в нетерпении любви мы ищем не супруга, а любимого, забывая о том, что жить нам придется не с одним этим прекрасным чувством, а с ее предметом и носителем - вполне конкретным человеком, обладающим уникальным психическим миром, образом своего «Я», темпераментом, характером и личностными особенностями, отчего слияние двух «Я» не всегда приводит к появлению одного «Мы».

Во-вторых, под романтическим покровом любви мы очень часто забываем, что, сколь бы супруги ни любили друг друга, в своей семье они просто обязаны будут выполнять обычные для каждой супружеской пары функции.

Западногерманский психолог X. Шельский утверждает, что, когда ожидание любви становится первостепенным мотивом брака, основной смысл семейной жизни с ее повседневными заботами, уходом за маленькими детьми сводится к гибели этих иллюзий, разрушению волшебства, что нередко приводит к поискам нового любовного партнера.

Таков один из вариантов пессимистического взгляда на соотношение любви и брака, содержащий в себе смешение понятий любви, влюбленности, иллюзии и потребительства как ожидания необыкновенных чувств от другого.

Другого взгляда на соотношение любви и брака придерживаются известные психотерапевты Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкий, излагая его при описании механизма «эмоциональной идентификации с семьей». Авторы рассматривают эмоциональные отношения симпатии как цементирующую силу в семейных отношениях. Они отмечают, что отношения симпатии в определенной мере нейтрализуют состояния фрустрации, возникающие в межличностных отношениях, в том числе и в семье. Легче возникает адаптация к фрустрирующим особенностям характера супруга (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., 1990).

А.В. Петровский указывал, что степень эмоциональной близости - это особое качество настоящей семьи, и трудно представить другую группу, где подобное качество было бы в такой степени развито. Характеризуя эту сторону семейных взаимоотношений на примере родительской любви, говоря о различных и многочисленных проступках ребенка, Петровский замечает: «При этом любой проступок отнюдь не вызывает к себе бесстрастного отношения родителей. Напротив, порождает гнев, причем сплошь и рядом в весьма бурной и яростной форме. И так может продолжаться недели, месяцы. Но вот что интересно. Кумуляции зачастую не происходило. Складывается впечатление, что потоки возмущения, поступающие через пробоины корабля доверия, откачивают мощные помпы родительской любви» (Петровский А.В., 1983, с. 196-197).

Эйдемиллер и Юстицкий считают, что во многом сходным по психологической сути является действие симпатии в супружеских отношениях. И в этом отношении возникает эффект «растворения фрустрации». Отношения симпатии вызывают нарастание интереса к объекту симпатии (например, к человеку, которого любят). Следует подчеркнуть, что это интерес благожелательный, связанный со стремлением помочь, совместно радоваться или огорчаться, в свою очередь обусловливающий большую взаимную откровенность и, соответственно, нарастание эмпатии. Отсюда и значение отношений симпатии в профилактике и смягчении межличностных конфликтов в семье.

О связи любви как мотива вступления в брак и удовлетворенности браком говорит работа Н.Г. Юркевич. На выборке из 612 женщин и 365 мужчин ею были получены следующие результаты: в счастливых брачных союзах состояли женщины, из которых 75,10% вышли замуж по любви, 13,88% по симпатии, у 2,86% мотивом было стремление избавиться от одиночества, у 1,63% кратковременное увлечение. Среди неудачных браков распределение ответов следующее - по любви вышли замуж 27% женщин, по симпатии - 17%, мотив «стремление избавиться от одиночества» назвали 12,93% женщин, кратковременное увлечение - 1,63%. У остальных был иной ответ или ответа не было.

У мужчин ответы приблизительно сходные, хотя вступающих в брак по любви среди них в целом меньше: 62,80% в счастливых браках и 17,74% в неудачных, а назвавших мотивами заключения брака стремление избавиться от одиночества и легкомыслие больше (соответственно по 10,37% и 8,05% в счастливых браках и по 16,13% и 25,80% в неудачных). Среди мужчин большая доля давших иные ответы, не приведенные автором (среди неудачных браков - 25,81%).

Можно заметить, что у мужчин и женщин браки по любви оказываются наиболее счастливыми, а вступление в брак, основанное на сиюминутном желании, - наименее (Юркевич Н.Г., 1971).

В другом исследовании, проведенном спустя 30 лет, наиболее удачным при вступлении в брак оказалось сочетание любви и духовного единства. На основе полученных значимых корреляций выяснилось, что супруги, заключившие брачный союз по этим двум мотивам, были им наиболее удовлетворены (Андреева Т В., Толстова А.В., 2000).

Юркевич провела в Минске опрос 300 человек преимущественно с высшим образованием, из которых 94% считали, что в принципе брак должен заключаться по любви, - это нравственный идеал; 70% подтвердили, что сами вступили в брак по любви. Но лишь 47% назвали любовью чувство, которое они испытывали к жене (мужу) в момент, когда проводилось анкетирование.

Сопоставление данных о мнениях женщин-работниц минских предприятий об их отношении к мужу в момент заполнения анкеты с успешностью брака показало следующее. В счастливых браках к мужу испытывали любовь 63,67% женщин, симпатия и привычка составляли в их отношении меньшую долю (13,88% и 19,18%). Безразличных и испытывавших к мужу неприязнь не было. В удовлетворительных брачных союзах привычку отметили 39,43%; любовь- 32,8%, симпатию - 13,01%. Появился ответ «безразличие» - 4,47%. Не дали ответа 10,16%.

В неудачных браках превалировали привычка - 44,85% и безразличие - 33,04%. Каждая десятая женщина относится к мужу неприязненно, с любовью - 5,22%, симпатией - 1,74%.

На основе проведенных исследований автор делает следующий вывод: многие люди считают, что в браке они обходятся без любви, и следовательно, долг в обеспечении психологической установки на сохранение семьи играет весьма существенную роль (Юркевич Н.Г., 1971). Качество брака, самочувствие супругов и воспитание детей в таком случае страдают, даже если сами супруги-родители этого не хотят замечать. «Всякая настоящая семья возникает из любви и дает человеку счастье. Там, где брак заключается без любви, семья возникает лишь по внешней видимости; там, где брак не дает человеку счастья, он не выполняет своего главного назначения. Научить детей любви родители могут лишь тогда, если они сами в браке умели любить. Дать детям счастье родители могут лишь постольку, поскольку они сами нашли счастье в браке. Семья, внутренне спаянная любовью и счастьем, есть школа душевного здоровья, уравновешенного характера, творческой предприимчивости... Семья, лишенная этой здоровой центростремительности, растрачивающая свои силы на судороги взаимного отвращения, ненависти, подозрения и «семейных сцен», есть настоящий рассадник больных характеров, психопатических тяготений, неврастенической вялости и жизненного «неудачничества» (Ильин И.А., 1993).

О значении брака, в котором присутствует любовь, замечательно написал христианский писатель IV века св. Григорий Богослов в своей глубокой «моральной поэме»: «Смотри, что дает людям союз любви, «мудрый брак». Кто, как не брак, соединил море и сушу важной дорогой и объединил раздельное друг от друга?

Но есть и еще более высокое и лучшее. Благодаря браку мы являемся руками, ушами и ногами друг для друга; благодаря ему мы получаем двойную силу, к великой радости друзей и горю врагов. Общие заботы уменьшают затруднения. Общие радости становятся приятнее. Радостнее является богатство благодаря единодушию. А у небогатых единодушие радостнее богатства. Брак есть ключ, открывающий путь к чистоте и любви» (цит. по: Троицкий С, 1995, с. 56).

«Брак - чудо на земле. В мире, где все идет вразброд, брак - место, где два человека благодаря тому, что они друг друга полюбили, становятся едиными, где рознь кончается, где начинается осуществление единой жизни. Жить врозь - мучительно, тяжело, а вместе с тем - легко и привычно. Умственные интересы, вкусы расходятся, и потому очень легко сказать себе: я хочу жить тем, что меня интересует. Кто живет для прибыли, кто живет для культуры, кто ищет идеал, но я - самодовлеющая единица, мне хватает меня самого... А на самом деле от этого получается распыление общества, распыление человечества. В конечном итоге не остается ничего от того дивного, чудного единства, которое могло бы существовать между людьми. И брак, как я уже сказал, является чудом восстановления единства там, где оно не может быть восстановлено человеческими силам» (Сурожский А. 1994 с. 3-4).


Мотивы вступления в брак

 

Мотивация вступления в брак у каждого своя. Юноши и девушки, считая любовные отношения самоценными, далеко не в каждом партнере видят будущего спутника жизни. У женщин оказалась ориентация на брак на 3 месте, у мужчин же - стремление к получению удовольствия и лищь затем - ориентация на брак.

Интересные данные были получены при анализе зависимости между мотивами вступления в брак и скрепляющими его факторами. Те, кто вступил в брак на основе любви, последовательно считают скрепляющими факторами привычку супругов друг к другу, духовную общность, долг и сексуальное созвучие; те же кто при вступлении в брак ориентировался на общность взглядов, обращают главное внимание на духовную общность, затем следует привычка, сексуальное созвучие и долг.

Основным мотивам создания семьи соответствуют 4 вида адаптационных отношений:- психологические (привычка);- нравственные (долг);- духовные (общность);- сексуальные.Причем благоприятнее всего складывается брак у людей с преимущественно духовной ориентацией на выбор спутника жизни.По мнению многих исследователей, в большинстве случаев любовь оказывается фактором, препятствующим сохранению семейного союза. Исследования показывают нетождественность любовной и собственно брачной ориентации молодежи. По данным В.Т. Лисовского в число первостепенных жизненных планов молодежи в 72,9% ответов вошло «встретить любимого (ую)» и только в 38,9 - «создать семью». Исследователь С.И. Голод обнаружил, что в числе возможных мотивов предбрачных интимных отношений «любовная» мотивация явственно преобладает над «брачной»: и у мужчин и у женщин на первое место вышла взаимная любовь, а на второе - приятное времяпрепровождение. Исследование мотивов вступления в брак в дисфункциональных семьях провели отечественные семейные психотерапевты Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкий. Ими выявлены следующие мотивы: бегство от родителей, долженствование (вступление в брак из чувства долга), одиночество, следование традициям (инициативе родителей), любовь, престиж, поиск материальных благ, месть.

В современной психологии различают три мотивации на брак:-мотивация на сам факт брака. Главная движущая сила в этом случае - намерение заключить брак. Порой это происходит под влиянием других при реализации лозунга "Пора!". При этом другой человек является только средством для исполнения заветного желания - жениться или выйти замуж. И в общем неважно, какой именно партнер рядом. Важно, чтобы был и не возражал против заключения брака. Если такого человека поблизости нет - все силы тратятся на его поиски. Сами по себе такие действия не окрашены в негативные тона. Во многих случаях брак стартует именно с этой позиции, и люди, имевшие серьезную потребность в семейной самореализации, долго и счастливо, во всяком случае благополучно живут в браке. Проблемы возникают, когда впоследствии встречается человек, который способен вызвать сильное чувство. Такой вариант даже не рассматривается как психологическая измена: ведь внутренняя убежденность свидетельствует, что законный супруг был всего лишь средством;-мотивация на определенный тип брака. В этих случаях действуют более уверенные люди, они ориентируются на такого партнера, который способен осуществить их мечты, который соответствует некоему представлению о престижном варианте брачных отношений. В прежние времена для женщины признаком успешного замужества был брак с капитаном дальнего плавания, артистом, дипломатом. Для юноши - брак с дочкой известных людей, начальников. В нынешние времена символом успешного замужества является брак с иностранцем или иностранкой, богатым человеком, фотомоделью. Сам по себе этот факт не несет отрицательной окраски. Проблемы опять-таки возникают, если сравнительные выборы могут происходить в жизни многократно: всегда можно найти кого-то еще лучше;-мотивация на определенного человека. В этом случае избранник воспринимается как конкретный реальный человек, со всеми слабостями и недостатками. Конечно, могут встретиться и лучше и красивее, но это ничего не меняет. Это был сознательный выбор с установкой на принятие определенного человека и с вытекающей отсюда личной ответственностью за свои чувства.Известный психолог А.Б. Добрович выделил группу мотивов, побуждающих человека вступать в брак, которые чаще всего не осознаются. К ним относит:-обоюдное актерство, когда молодые люди играют романтические роли;-общность интересов, когда совпадение интересов, общее увлечение принимают за родство душ;-уязвленное самолюбие, которое побуждает достичь "заветного" любой ценой, стимулирует азарт и жажду победы через обладание "непокорным";-ловушка неполноценности, в которой сливаются воедино установка благодарности и ощущение реализации "последнего шанса";-интимная удача, когда успех в сексуальных отношениях сводится к предвосхищению хорошего брака;-взаимная легкодоступность, что очень привлекает в добрачных отношениях;-жалость, она же в вариантах вины, долга, воспринимается как "собственная доблесть" и позволяет играть на сцене жизни весьма благородную роль;-порядочность, когда брак стимулируется мнением ближайшего окружения и ответственностью перед ним;-выгода, когда человек обретает посредством такого союза пристанище, финансовое и материальное благополучие;-месть, когда выбор партнера и вступление в брак совершают "назло обидчику";-боязнь одиночества, когда брачный союз выступает в роли спасения от своих проблем, от самого себя, от страха будущей жизни.Данные мотивационные модификации могут быть осознаны, и тогда, при условии, что люди не лукавят сами с собой, намерения их серьезны, а ответственность за семейную жизнь принимается в полном объеме, есть шанс, что брак, стартовавший с этих позиций, может оказаться успешным. По выражению И.С. Тургенева, можно "дожить до любви". Проблема возникает в ситуациях раздвоения мотивов: декларируется одно, как правило, говорят о любви и даже сами начинают в это верить, а реальным побудительным мотивом является другое - актерство, жалость, месть, страх одиночества и прочее.

 

Типы любви

 

Воздействие любви на человека может быть двояким:- как стеническая эмоция (любовь мобилизует, повышает жизненный тонус);- как астеническая эмоция (любовь ведет к снижению жизненного тонуса, замыканию, уходу в себя).Два сценария воздействия любви на личность:

. Пессимистический - любовь делает человека зависимым от объекта любви (того, кого любим), приводит к возрастанию тревожности, создает препятствия для самореализации и личностного роста.

. Оптимистический - личностный рост в условиях реализации межличностных отношений со значимым Другим, снижение тревожности, формирование личностной независимости. Конкретное воплощение в жизнь того или иного сценария определяется содержанием деятельности, реализуемой субъектом любви в отношении ее объекта.

Любовь - рассматривается как эмоциональный процесс, имеющий свой объект; как особый вид деятельности, проявление активности субъекта; как предметное чувство, имеющее генезис и свою динамику развития, допускающую смену объекта. Любовь человека имеет культурно-историческую природу и представляет собой высшую форму человеческой близости, обеспечивающую оптимальные психологические условия для личностного развития и самореализации каждого из партнеров.В онтогенетическом развитии любовь проходит следующие стадии:

. Привязанности - доминирует аутоэротизм и первичный нарциссизм, отсутствуют собственно межличностные отношения, два существа слиты в неразрывное единстве, границы личности не определены.

. Дифференциации - возникает задача установления межличностных отношений на основе усвоения культурных норм, правил и ценностей. Эмоциональные связи строятся на основе глобального отождествления, не предполагая целостности и автономии личности.

. Автономизации и индивидуализации - формируется эго-идентичность, осознание себя как целостности и индивидуальности. Межличностные отношения строятся осознано и произвольно. Открывается возможность установления подлинной близости и интимности, формируются зрелые формы любви. Достигается не всегда (проблемы в межличностных отношениях в семье).

Любовь мужчины и женщины сочетает в себе два начала - сексуальное и эротическое (З. Фрейд, Э Берн, Р. Мэй). З. Фрейд выделяет «уровень чувственности» - выражение врожденных биологических влечений человека; и «уровень нежности» - соответствует личностному уровню отношений между партнерами.Материнская любовь по мнению А. Ламперт, первый вид любви, возникший в процессе эволюции и первый опыт любви в истории каждого человека. Это прототип всех видов человеческой любви. Чтобы любить и быть любимым в зрелости, человек должен быть любимым с самого детства.

Теория Э. Фромма

Любовь - это ядро человеческого существования, это способ противодействия обезличиванию, отчуждению человека от природы и других людей, острому чувству одиночества, потере гармонии с миром. Э. Фромм выделял различные виды любви:

эротическую - любовь между мужчиной и женщиной;

братскую (уважение, равноправие, сотрудничество)

материнскую (пронизанную заботой и ответственностью, безусловную, иррациональную, любовь к слабому, стремление отдать).

любовь к себе

любовь к Богу

Способность человека любить не дана от природы. Это искусство которым надо овладеть. Любовь формируется прижизненно, и то, какой она будет, определяется свободным выбором каждого. Два модуса любви:

. Любовь как обладание - характерен для общества потребления (все на продажу). Любовь выступает своеобразным денежным эквивалентом обмена услугами и товарами, становится предметом купли и продажи («Я люблю тебя, а ты мне за это…»).

. Любовь как бытие - творческая, активная любовь, обеспечивающая условия для личностного роста обоих партнеров. Это зрелая, гармоничная форма любви. Важнейшими ее характеристиками являются сохранение целостной индивидуальности партнеров и продуктивная личная направленность. Парадокс: два человека являются единым целым и в то же время, каждый остается самим собой. Любая форма зрелой любви включает ряд компонентов, тесно связанных между собой:- забота о партнере;- ответственность в любви;- уважение партнера- знание.Эротическая любовь, как и другие формы любви, характеризуется исключительностью (уникальность партнера, отношений). Эта идея Фромма перекликается с пониманием любви в трудах С.Л. Рубинштейна, где любовь выступает как утверждение неповторимости существования другого человека.В эпигенетической концепции Э. Эриксона любовь рассматривается как психологическое новообразование ранней зрелости (молодости), как способность позволяющая разрешить противоречие между осознанием личностью своей уникальности и направленностью на установление близких, интимных отношений с другими людьми. Любовь - психосоциальное свойство.В гуманистической психологии А. Маслоу потребность в любви одна из базовых потребностей человека. Выделяет два типа любви: дефицитарную - основной функцией является восполнение дефицита удовлетворения потребности личности, выполняет инструментальную функцию; и любовь бытия - сама активность любви выступает как самоценность, альтруистична, способствует самоактуализации личности.В концепции любви Р. Мэя любовь-эрос рассматривается как стремление к творчеству, единению и воспроизводству, способность к созиданию. Главные мотивы любви - стремление к самоутверждению и надежда на спасение от одиночества. Благодаря любви человек постигает все три измерения сознания - от безличного к личностному, и наконец к трансличностному. Любовь - это процесс активного творчества. Любовь и воля неразделимы. Парадокс любви: сочетание высочайшей степени осознания самого себя как личности в отношениях любви и высочайшей степени погруженности в другого человека. К. Роджерс обогащает представление о любви вводя понятие конгруэнтности - внутренней честности личности в отношении своего внутреннего мира, исключающей самообвинение и самозащиту.

 

Ловушки любви

Ловушки любви - это когда за любовь принимаются совсем другие чувства, состояния и отношения.

. Ловушка неполноценности - неуверенный в себе человек, неудачник в сфере межличностных отношений может интерпретировать чувство, возникшее к тому, кто хорошо к нему относится, проявляет внимание и заботу, как любовь. Это скорее благодарность, а не любовь.

. Ловушка жалости - чаще всего попадают женщины и мужчины покровительствующего типа.

. Сексуальная ловушка - в нее попадают поклонники сексуальной гармонии, отождествляя ее с супружеской и с самой любовью.

. Общность интересов


Глава 2

 

Описание методик

Для нашего исследования были выбраны следующие методики:

.Тест на удовлетворенность браком. Авторы опросника - В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко.

.методика на определение особенностей распределения ролей в семье (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская)

. Методика "Общение в семье" (Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М.) / Сизанов А.Н. Познай себя: Тесты, задания, тренинги, консультации. - Минск, 2001.

Исследование направлено на изучение семей с небольшим стажем брака, используемые методики помогли выявить внутренний климат в семье, удовлетворенность браком обоих супругов, а также мотивы, с которыми они вступали в брак.

Методики

Текст опросника

1. Когда люди долго живут вместе друг с другом, как это происходит в браке, они неизбежно со временем теряют остроту восприятия друг друга, а их взаимопонимание нарушается:

а) верно, б) не знаю, в) неверно.

. Ваши отношения с супругом (супругой) приносят вам:

а) беспокойство и страдание,

б) затрудняюсь ответить,

в) радость и удовлетворение.

. Родственники и друзья оценивают ваш брак как:

а) удачный, б) нечто среднее, в) неудачный.

. Если бы вы могли, то немалое изменили бы в характере вашего супруга (супруги):

а) верно, б) не знаю, в) неверно.

. Одна из проблем современного брака состоит в том, что со временем все становится в нем менее привлекательным, в том числе сексуальные отношения с супругом (супругой):

а) согласен, б) трудно сказать, в) не согласен.

. Когда вы сравниваете вашу семейную жизнь с семейной жизнью ваших друзей и знакомых, то вам кажется, что вы:

а) несчастнее других,

б) трудно сказать,

в) счастливее других.

. Жизнь без семьи и близкого человека - слишком дорогая цена за полную самостоятельность:

а) верно, б) трудно сказать, в) неверно.

. Я считаю, что без меня жизнь моего супруга (супруги) была бы неполноценной:

а) согласен, б) не знаю, в) не согласен.

. Большинство людей обманывается в своих ожиданиях относительно брака:

а) верно, б) трудно сказать, в) неверно.

. Вы давно уже думаете о разводе, и только ряд обстоятельств мешает вам принять решение:

а) верно, б) трудно сказать, в) неверно.

. Если бы вам вновь пришлось вступить в брак, то вашей женой (мужем) стал бы:

а) другой человек, б) не знаю, в) тот же самый человек.

. Вы гордитесь тем, что рядом с вами находится такой человек, как ваш супруг (супруга):

а) верно, "б) трудно сказать, в) неверно.

. Недостатки моего супруга (супруги), к сожалению, перевешивают его (ее) достоинства:

а) верно, б) не знаю, в) неверно.

. Основные помехи для нашей счастливой жизни кроются в характере моего супруга (супруги):

а) согласен, б) трудно сказать, в) не согласен.

. Первоначальные чувства, с которыми вы вступали в брак, со временем усилились:

а) согласен, б) не знаю, в) не согласен.

. Брак уменьшает творческий потенциал человека и его возможности:

а) верно, б) не знаю, в) неверно.

. Мой супруг (супруга) обладает такими достоинствами, которые компенсируют его недостатки:

а) согласен, б) тру дно сказать, в) не согласен.

. В моем браке с эмоциональной поддержкой друг друга не все, к сожалению, обстоит благополучно:

а) верно, б) не знаю, в) неверно.

. Мне кажется, что мой супруг (супруга) часто делает глупости: говорит невпопад, неуместно шутит и т.п.:

а) согласен, б) трудно сказать, в) не согласен.

. Моя семейная жизнь мало зависит от моей воли:

а) верно, б) не знаю, в) неверно.

. Моя семейная жизнь оказалась не такой, какую я ожидал (а):

а) верно, б) не знаю, в) неверно.

. Не правы те, кто полагает, что человек в семье не может рассчитывать на уважение к себе:

а) согласен, б) трудно сказать, в) не согласен.

. Как правило, общество моего супруга (супруги) доставляет мне удовольствие:

а) согласен, б) не знаю, в) не согласен.

. В моей супружеской жизни нет и не было ни одного светлого момента:

а) верно, б) не знаю, в) неверно.

Обработка и оценка результатов

Если выбранный испытуемым вариант ответа совпадает с ключевым (эти ответы приводятся ниже), то данный испытуемый получает 2 балла. Если он избрал промежуточный вариант ответа (вариант «б») - 1 балл. За ответ, не совпадающий ни с ключевым, ни с промежуточным, испытуемый получает 0 баллов.

Ключевые ответы: 1в, 2в, За, 4в, 5в, 6в, 7а, 8а, 9в, 10в, 11в, 12а, 13в, 14в, 15а, 16в, 17а, 18в, 19в, 20в, 21в, 22а, 23а, 24в.

По сумме полученных баллов следующим образом оценивается удовлетворенность браком:

-16 баллов - полная неудовлетворенность;

-22 балла - значительная неудовлетворенность;

-26 баллов - скорее неудовлетворенность, чем удовлетворенность.

-28 баллов - частичная удовлетворенность, частичная (примерно в равной степени) неудовлетворенность.

-32 балла - скорее удовлетворенность, чем неудовлетворенность.

-38 баллов - значительная удовлетворенность.

-48 баллов - практически полная удовлетворенность.

 

Методика на определение особенностей распределения ролей в семье (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская)

Описание

Методика предназначена для диагностики особенностей распределения ролей в семье между супругами.ОБРАБОТКА Ниже приводится «ключ» методики (т. е. распределение вопросов по конкретным семейным ролям):

Воспитание детей - вопросы № 9, 13, 14.2. Эмоциональный климат в семье («психотерапевтическая» функция) - №2, 15, 18.3. Материальное обеспечение семьи-вопросы № 19,3, 16.4. Организация развлечений - вопросы № 20, 8, 4.5. Роль «хозяина», «хозяйки» - вопросы № 17, 5, 21.6. Сексуальный партнер - вопросы № 10, 6, 11.7. Организация семейной субкультуры - вопросы № 1, 7, 12.Индексы по каждой сфере подсчитываются как среднее арифметическое трех вопросов. В вопросах № 1, 4, 5, 6, 8, 10, 11, 14, 15, 17, 18, 19 первой альтернативе приписывается значение «1», второй - «2», третьей - «3», четвертой - «4». В остальных вопросах значения приписываются в обратном порядке, т. е. в вопросах № 2,3,7,9,12,13,16,20,21 первой альтернативе приписывается значение «4», второй - «3», третьей -«2», четвертой - «1».Подсчет по сферам ведется следующим образом:1. (9+13+14)/3.2. (2+15+18)/3.3. (19+3+16)/3.4. (20+8+4) / 3.5. (17+5+21)/3.6. (10+6+11) / 3.7. (1+7+12)/3.

Интерпретация

Чем выше балл, тем в большей степени данная роль в опрашиваемой семье реализуется женой, чем ниже - реализуется мужем. Если величина близка к срединному значению, то, следовательно, данную роль оба супруга реализуют приблизительно в равной степени.Методика содержит в себе следующие шкалы: воспитание детей, эмоциональный климат в семье («психотерапевтическая» функция), материальное обеспечение семьи, организация развлечений, роль «хозяина» («хозяйки»), сексуальный партнер, организация семейной субкультуры.Наиболее полная информация может быть получена, если в опросе принимают участие оба супруга, тогда представляется возможность не только выяснить мнение каждого из них о распределении ролей в семье, но и сопоставить их ответы на предлагаемые вопросы. Рассогласование же позиций супругов при оценке распределения ролей в семье может стать показателем конфликтных моментов (явных или скрытых) в отношениях между ними.ИНСТРУКЦИЯ: «Просим вас ответить на ряд вопросов, касающихся некоторых моментов организации семейной жизни. Для каждого вопроса предлагается набор вариантов ответов: выберите, пожалуйста, тот ответ, который в большей мере отражает ваши идеальные представления о распределении ролей в семье».

Тест

1. От кого зависят интересы и увлечения семьи?

) в основном это зависит от мужа;

) это в большей степени зависит от мужа, но и от жены тоже;

) это в большей степени зависит от жены, но и от мужа тоже;

) в основном это зависит от жены.

. От кого в большей степени зависит настроение в семье?

) в основном настроение зависит от жены;

) в большей степени настроение зависит от жены, но и от мужа тоже;

) в большей степени настроение зависит от мужа, но и от жены тоже;

) в основном настроение зависит от мужа.

. Если возникнет необходимость, кто из супругов в первую очередь найдет, где можно занять крупную сумму денег?

) это сделает жена;

) это сделает жена, но и муж тоже;

) это сделает муж, но и жена тоже;

) это сделает муж.

. Кто в семье чаще приглашает в дом гостей?

) чаще приглашает муж;

) обычно приглашает муж, но и жена тоже;

) обычно приглашает жена, но и муж тоже;

) чаще приглашает жена.

. Кого в семье больше заботит уют и удобство квартиры?

) в основном мужа;

) в большей степени мужа, но и жену тоже;

) в большей степени жену, но и мужа тоже;

) в основном жену.

. Кто чаше первым целует и обнимает другого?

) обычно это делает муж;

) обычно это делает муж, но и жена тоже;

) обычно это делает жена, но и муж тоже;

) обычно это делает жена.

. Кто в семье решает, какие газеты и журналы выписывать?

) обычно решает жена;

) обычно решает жена, но и муж тоже;

) обычно решает муж, но и жена тоже;

) обычно решает муж.

. По чьей инициативе чаще ходите в кино, театр?

) по инициативе мужа;

) в основном по инициативе мужа, но и жены тоже;

) в основном по инициативе жены, но и мужа тоже;

) по инициативе жены.

. Кто в семье играет с маленькими детьми?

) в основном жена;

) чаще жена, но и муж тоже;

) чаще муж, но и жена тоже;

) в основном муж.

. От кого зависит взаимная удовлетворенность интимными отношениями?

) в основном это зависит от мужа;

) в большей степени это зависит от мужа, но и от жены тоже;

) в большей степени это зависит от жены, но и от мужа тоже;

) в основном это зависит от жены.

. Почти все супружеские пары время от времени испытывают трудности в интимных отношениях: как вы считаете, от кого это может зависеть в семье (вольно или невольно) в большей степени?

) чаще от мужа;

) обычно от мужа, но и от жены тоже;

) обычно от жены, но и от мужа тоже;

) чаще от жены.

. Чьи жизненные принципы и правила (отношение ко лжи, обязательность выполнения обещаний и т. д.) должны быть определяющими в семье?

) жизненные принципы жены;

) как правило жены, но в некоторых случаях и мужа;

) как правило мужа, но в некоторых случаях жены;

) жизненные принципы мужа.

. Кто в семье следит за поведением маленьких детей?

) в основном это делает жена;

) чаще это делает жена, а иногда и муж;

) чаще это делает муж, а иногда и жена;

) в основном это делает муж.

. Кто в семье ходит с ребенком в кино, театр, цирк и на прогулки и т. д.?

) в основном это делает муж;

) в большей степени муж, а иногда и жен<


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.194 с.