Особенности расследования и рассмотрения дел о преступлениях несовершеннолетних — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности расследования и рассмотрения дел о преступлениях несовершеннолетних

2020-03-31 176
Особенности расследования и рассмотрения дел о преступлениях несовершеннолетних 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С целью наиболее полного обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) законодатель наряду с общими гарантиями предусмотрел ряд дополнительных.

К таким гарантиям можно отнести следующие нормы Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь:

- обязательность предварительного следствия по всем делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними;

- обязательное участие защитника;

- участие в производстве по уголовному делу законного представителя;

- участие при допросе педагога или психолога;

- расширенный предмет доказывания;

- сокращенная максимальная продолжительность допроса;

- и особенности применения задержания и мер пресечения;

- возможность назначения разбирательства уголовного дела в закрытом судебном заседании;

- недопустимость применения сокращенного порядка судебного следствия;

- удаление несовершеннолетнего обвиняемого из зала судебного заседания [68].

Гарантии обеспечения прав несовершеннолетних при расследовании и рассмотрении уголовных дел показаны на рисунке 10 (см. приложение А5).

Предварительное расследование протекает в двух формах: дознание и предварительное следствие. Общепринятой считается точка зрения, согласно которой права участников наиболее полно гарантированы при осуществлении предварительного расследования в форме предварительного следствия. Кроме того, в следственных подразделениях должности следователей занимают лица с высшим юридическим образованием и достаточно хорошо подготовленные в юридическом плане. Наконец, осуществление предварительного следствия — их основная и единственная функция.

В соответствии с частью 2 статьи 181, статьей 189 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, обязательно предварительное следствие [68]. При этом следует иметь в виду, что вопрос о подследственности таких дел должен решаться с учетом персонального (т. е. следствие обязательно) и родового (предметного) признака (т. е. в зависимости от вида преступления) [7, с. 228].

В целях предупреждения ошибок при производстве по делам о преступлениях несовершеннолетних и разъяснения спорных вопросов, возникших в судебной практике, Пленум Верховного Суда Республики Беларусь 28 июня 2002 г принял Постановление о судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних № 3 [54].

Участие защитника (адвоката) по делу о преступлении несовершеннолетнего обязательно независимо от того, достиг ли обвиняемый совершеннолетия к моменту расследования и судебного разбирательства. Обязательное участие защитника по делам несовершеннолетних вызвано тем, что обвиняемый (подозреваемый) в силу своего возраста не в состоянии самостоятельно осуществлять полноценную защиту своих интересов. Оно направлено на создание действительного процессуального равноправия между стороной защиты и стороной обвинения.

С момента допуска к участию в деле защитника по делам о преступлениях несовершеннолетних его участие является обязательным при проведении следственных действий с участием несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого.

Необеспечение несовершеннолетнего защитником с момента вынесения постановления о возбуждении в отношении него уголовного дела, задержания, заключения под стражу, признания подозреваемым является нарушением уголовно-процессуального законодательства, но не может служить достаточным основанием для отмены приговора, если в ходе дальнейшего расследования участие защитника с момента предъявления обвинения было обеспечено.

Уголовно-процессуальным законом не предусмотрен вызов для участия в судебном разбирательстве представителей комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних, а равно представителей учебно-воспитательных учреждений и трудовых коллективов, в которых учился или работал несовершеннолетний. Работники этих органов, учреждений и организаций могут быть допрошены судом в качестве свидетелей, если это требуется для выяснения обстоятельств дела и данных о личности несовершеннолетнего [54].

Показания несовершеннолетнего обвиняемого, данные в отсутствие педагога или психолога, не имеют юридической силы и признаются недопустимыми и не могут быть положены в основу обвинения, а также использованы для доказывания.

Прекращение участия педагога или психолога при достижении обвиняемым 18-летнего возраста во время судебного следствия не допускается.

Согласно статье 437 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, в судебное заседание по делу несовершеннолетнего обвиняемого должны быть вызваны его законные представители.

Если несовершеннолетний обвиняемый не имеет родителей и иных законных представителей, то суд признает его законным представителем орган опеки и попечительства.

Законными представителями несовершеннолетнего обвиняемого или лица, совершившего общественно опасное деяние, не могут быть признаны родители (усыновители), лишенные родительских прав; опекуны или попечители, освобожденные органами опеки и попечительства от выполнения своих обязанностей; лица, признанные недееспособными; лицо, которому вменяемым обвиняемому деянием, предусмотренным уголовным законом, причинен вред; лицо, которому причинен вред общественно опасным деянием.

Если указанные препятствия возникли после признания лица законным представителем несовершеннолетнего обвиняемого, суд решает вопрос о прекращении участия данного лица в судебном разбирательстве и принимает меры к замене его другим законным представителем [54].

Полномочия законного представителя несовершеннолетнего обвиняемого в судебном разбирательстве прекращаются по достижении последним 18 лет.

При рассмотрении дел данной категории необходимо приобщать к материалам документ, удостоверяющий как личность обвиняемого, так и устанавливающий число, месяц и год рождения. Такими документами могут быть свидетельство о рождении, паспорт либо их копии.

Если выяснить возраст документальным путем не удалось, то должна быть назначена судебно-медицинская экспертиза, а перед экспертом поставлен вопрос о годе рождения несовершеннолетнего. Исходя из требований статьи 158 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, лицо считается достигшим определенного возраста не в день его рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день, т. е. с ноля часов следующих суток. При установлении судебно-медицинской экспертизой возраста обвиняемого днем его рождения считается последний день того года, который назван экспертами, а при определении возраста минимальным и максимальным числом лет суду следует исходить из предлагаемого экспертами минимального возраста [54].

Для выяснения условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, а также особенностей его личности необходимо собрать следующие данные относительно его родителей или лиц, заменяющих их: образование, профессия, место работы, моральные качества, выполнение обязанностей по воспитанию детей. Также следует выяснить материально-бытовые условия семьи, наличие у несовершеннолетнего имущества, заработка и его размер, С места учебы (работы) несовершеннолетнего подлежат истребованию данные об успеваемости, отношении к работе или учебе. Должны выясняться основные черты характера несовершеннолетнего, его интересы, привычки, состояние здоровья.

Степень интеллектуального, волевого и психического развития несовершеннолетнего имеет большое значение, так как в соответствии с частью 3 статьи 27 Уголовного кодекса Республики Беларусь, не подлежит уголовной ответственности несовершеннолетнее лицо, которое достигло возраста уголовной ответственности, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с болезненным психическим расстройством, оно во время совершения общественно опасного деяния было не способно сознавать фактический характер или общественную опасность своего деяния. Поэтому выяснению вопроса о наличии отставания в психическом развитии следует уделять особое внимание при расследовании уголовных дел в отношении несовершеннолетних [69].

При наличии сомнений по поводу вменяемости несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в обязательном порядке необходимо проводить экспертизу (п. 3 ст. 228 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь) [68]. Более того, представляется необходимым назначать и проводить экспертизу психического развития несовершеннолетних в случае совершения ими преступлений в пограничном возрасте.

Допрос взрослых обвиняемых (подозреваемых) не может длиться непрерывно более четырех часов. Общая продолжительность допроса в течение дня не должна превышать восьми часов. Однако допрос несовершеннолетних ограничен четырьмя часами в день, и при этом обязателен перерыв после первых двух часов допроса. Данное положение вызвано тем, что само по себе вовлечение несовершеннолетнего в уголовный процесс может стать причиной психологической травмы подростка. В случае же длительного допроса несовершеннолетнего негативное воздействие усилится [7, с. 236].

При решении вопроса о применении меры пресечения в отношении несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого в каждом случае должна обсуждаться возможность применения такой меры, как отдача несовершеннолетнего под присмотр.

При избрании такой меры пресечения несовершеннолетнему необходимо разъяснить, в чем состоит данная мера и ответственность, принятую лицом, которому он отдается под присмотр.

О принятии под присмотр дается подписка, в которой лицо, берущее на себя присмотр, обязуется: обеспечить условия, при которых несовершеннолетний не скроется, будет являться по вызовам органа, ведущего уголовный процесс, не будет препятствовать предварительному расследованию дела или рассмотрению его судом, в том числе путем оказания незаконного воздействия на лиц, участвующих в уголовном процессе, сокрытия или фальсификации материалов, имеющих значение для дела, не будет заниматься противоправной деятельностью, будет надлежаще вести себя в семье, в быту, по месту работы или учебы. Лицу, которое берет на себя обязательства о присмотре, разъясняется характер преступления, в котором обвиняется или подозревается несовершеннолетний, ответственность за невыполнение обязательства. Об этом также указывается в подписке [7, с. 237].

Лица, принявшие на себя обязательство о присмотре, вправе заявить мотивированный отказ от дальнейшего его исполнения. В этом случае избирается другая мера пресечения.

Задержание, а также заключение под стражу, домашний арест в качестве меры пресечения могут применяться лишь в случаях совершения менее тяжкого, тяжкого или особо тяжкого преступления. При этом во всех случаях необходимо учитывать характер подозрения или обвинения, личность несовершеннолетнего обвиняемого или подозреваемого, их возраст и состояние здоровья, род занятий и другие обстоятельства [7, с. 238].

Следует отметить, что до настоящего времени в системе общих судов не созданы суды по делам несовершеннолетних. Рассмотрение дела в отношении несовершеннолетнего судьями, не имеющими специальной подготовки, не является существенным нарушением уголовно-процессуального закона, так как закон не раскрывает понятие «специальная подготовка».

Суды для несовершеннолетних просуществовали в нашей стране до 1918 г., а затем были ликвидированы и заменены комиссиями, как их тогда называли, «о несовершеннолетних». В 1935 г. и они были ликвидированы и республики СССР вернулись к общеуголовным судам.

Ювенальная юстиция возникла в мире не только для специальной судебной защиты несовершеннолетних. Ее рассматривали как «спасительное средство».

Концепция ювенальной юстиции предусматривает два варианта правосудия для несовершеннолетних —автономное от общего правосудия и как подсистема общего правосудия [7, с. 240]. В Республике Беларусь, несмотря на принятие нового Уголовно-процессуального кодекса, вопрос остался открытым (ст. 430 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь).

В стадии назначения и подготовки судебного разбирательства действуют общие правила. Судьей единолично разрешаются вопросы, связанные с назначением и подготовкой судебного разбирательства.

Законодательство Республики Беларусь предусматривает по делам о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими 16-летнего возраста, возможность проведения закрытого судебного разбирательства.

Рассмотрение дела о преступлении несовершеннолетнего в закрытом судебном заседании может быть проведено как по инициативе суда, так и по ходатайству участников процесса. В то же время закон не обязывает суд рассматривать указанную категорию дел исключительно в закрытом заседании, а лишь предоставляет ему такое право.

В судебное заседание вызываются законный представитель, педагог. Вместе с тем неявка законного представителя несовершеннолетнего обвиняемого, надлежащим образом извещенного о рассмотрении уголовного дела и не заявившего ходатайства об его отложении, не препятствует рассмотрению уголовного дела, если суд не найдет его участие необходимым.

Необходимо также отметить, что уголовно-процессуальным законом не предусмотрен вызов для участия в судебном разбирательстве представителей комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних, а равно представителей учебно-воспитательных учреждений и трудовых коллективов, в которых учился или работал несовершеннолетний. Работники этих органов, учреждений и организаций могут быть допрошены судом в качестве свидетелей, если это требуется для выяснения обстоятельств дела и данных о личности несовершеннолетнего,

Все дела о преступлениях несовершеннолетних рассматриваются коллегиально (судья и два народных заседателя) с обязательным участием защитника. При допросе несовершеннолетнего обвиняемого обязательно присутствие педагога или психолога (ст. 435 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь) [68].

Особенностью судебного разбирательства является удаление несовершеннолетнего обвиняемого из зала судебного заседания. Суд по ходатайству государственного обвинителя, защитника или законного представителя несовершеннолетнего обвиняемого, а также по своей инициативе вправе с учетом мнений сторон своим определением удалить несовершеннолетнего обвиняемого из зала судебного заседания на время исследования обстоятельств, которые могут оказать на него отрицательное воздействие. Отрицательно воздействовать на психику несовершеннолетнего могут показания соучастника (о совершении убийства, изнасилования), просмотр видеозаписи следственного действия (например, при эксгумации и осмотре трупа) [7, с. 243].

После возвращения несовершеннолетнего обвиняемого в зал судебного заседания суд сообщает ему содержание разбирательства, произошедшего в его отсутствие, и предоставляет несовершеннолетнему обвиняемому возможность задать вопросы лицам, допрошенным без его участия (ч. 2 ст. 438 УПК).

По делам о преступлениях несовершеннолетних сокращенный порядок судебного следствия не применяется. Это вызвано, прежде всего, тем, что несовершеннолетние в силу своего возраста не могут в полной мере осознавать фактический характер признания своей вины. Поэтому суду необходимо исследовать все доказательства, представленные сторонами, чтобы с достоверностью установить виновность или невиновность обвиняемого.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

ТЕМА 1. ПРАВА РЕБЕНКА В СИСТЕМЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

 

 

Задания

 

1. Охарактеризуйте взаимосвязь прав человека и прав ребенка и отразите отличительные особенности прав в таблице.

 

Таблица — Особенности прав человека и ребенка

 

Права человека Права ребенка
   

 

2. Назовите основания приобретения ребенком гражданства Республики Беларусь.

 

3. О каком основании приобретения гражданства идет речь?

 

Ребенок, рожденный на территории Республики Беларусь от граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства имеет право получить гражданство Республики Беларусь.

 

4. Укажите основные положения Конституции Республики Беларусь о правах и обязанностях детей.

 

5. Охарактеризуйте структуру и содержание Закона Республики Беларусь «О правах ребенка».

 

6. Раскройте сущность понятий «неблагоприятные условия» и «экстремальные ситуации» детей.

 

 

Тест

 

1. Укажите основания приобретения гражданства Республики Беларусь:

1) по рождению;

2) в результате вступления в брак;

3) в порядке регистрации;

4) натурализация;

5) в результате изменения места жительства.

 

2. Укажите какие права относятся к гражданским правам ребенка:

1) право на имя;

2) право на забастовку;

3) право на участие в выборах;

4) право на гражданство;

5) право на образование.

 

3. Право ребенка на образование относится к::

1) гражданским правам;

2) культурным правам;

3) политическим правам;

4) экологическим правам;

5) социально-экономическим правам.

 

4. Укажите какие права относятся к социальным правам ребенка:

1) право на социальное обеспечение;

2) право на забастовку;

3) право на охрану здоровья;

4) право на гражданство;

5) право на образование.

 

5. Свобода ребенка означает:

1) возможность делать все то, что не запрещают родители;

2) возможность делать все то, что не запрещено законом;

3) возможность делать все то, что не наносит вреда другому;

4) возможность делать все то, что разрешено законом;

5) возможность играть до 24.00.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Назовите источники и принципы прав ребенка.

2. Назовите основные положения Конституции Республики Беларусь о правах, свободах и обязанностях детей.

3. Назовите основные положения «Закона Республики Беларусь «О правах ребенка»?

4. Какие вы знаете неблагоприятные условия и экстремальные ситуации, в которых может оказаться ребенок?

5. Какие существуют проблемы реализации прав ребенка в настоящее время?

 

 

Темы рефератов

 

1. История возникновения и закрепления прав ребенка в законодательстве.

2. Акты законодательства Республики Беларусь о правах, свободах и обязанностях ребенка.

3. Роль семьи и общества в развитии и воспитании ребенка.

4. Состояние и проблемы реализации прав ребенка в современном мире и в Республике Беларусь.

5. Ребенок в неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях.

 

 

ТЕМА 2. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА

 

 

Задания

 

1. Укажите направления деятельности государств в области международной защиты прав человека в том числе прав ребенка:

 

1._____________________________________________________

2._____________________________________________________

3._____________________________________________________

 

2. Назовите основные международные стандарты в области защиты прав детей.

 

3. Дайте определение понятию ребенок, согласно Конвенции о правах ребенка.

 

4. Охарактеризуйте основные положения Конвенции о правах ребенка.

 

5. Заполните таблицу «Функции международных органов по защите прав ребенка».

 

Таблица — Функции международных органов по защите прав ребенка

 

Комитет по правам ребенка ЮНИСЕФ
   

 

6. Назовите специализированные учреждения ООН, осуществляющие функции защиты детей.

 

 

Тест

 

1. Укажите какая международная организация занимается защитой прав человека, в том числе ребенка:

1) Совет Европы;

2) СНГ;

3) ООН;

4) Совет Безопасности ООН;

5) Лига Наций.

 

2. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения им возраста:

1) 16 лет;

2) 17 лет;

3) 18 лет;

4) 21 года;

5) 23 лет.

 

3. В каком году была принята Конвенция о правах ребенка?

1) В 1924 году;

2) в 1959 году;

3) в 1989 году;

4) в 1945 году;

5) в 1948 году.

 

4. В каком году была принята Декларация о правах ребенка?

1) В 1924 году;

2) в 1959 году;

3) в 1989 году;

4) в 1945 году;

5) в 1948 году.

 

5. Какой орган был создан в соответствии с Конвенцией о правах ребенка:

1) ЮНИСЕФ;

2) ЮНЕСКО;

3) Комитет по правам ребенка;

4) Международная организация труда;

5) Всемирная организация здравоохранения.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Какие вы знаете международные документы, направленные на защиту прав ребенка?

2. Назовите основные положения Конвенции о правах ребенка. В каком году она была принята?

3. Какие функции осуществляет Комитет по правам ребенка?

4. Назовите направления деятельности Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ)

5. Какие вы знаете специализированные учреждения ООН, осуществляющие контрольные функции за соблюдением прав человека, в том числе ребенка?

 

 

Темы рефератов

 

1. Конвенция о правах ребенка: история создания, структура и содержание.

2. Комитет по правам ребенка как основной механизм защиты прав детей.

3. Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ).

4. Роль ООН в защите и охране материнства и детства.

5. Представительство ЮНИСЕФ в Республике Беларусь.

 

 

ТЕМА 3. НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЕНКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

Задания

 

1. Дайте определение понятия «дееспособность» и «правоспособность».

 

2. Пахомова (17 лет), состоящая в браке, решила продать полученную ею по наследству квартиру. Ее родители возражали против такой сделки и обратились в нотариальную контору с просьбой не удостоверять договор купли-продажи квартиры, так как дочь несовершеннолетняя и не может совершать такие крупные сделки.

 

Вправе ли Пахомова совершать указанную сделку? Изменится ли ситуация, если Пахомова расторгнет брак до достижения совершеннолетия?

 

3. Игорь Кашин, достигший 16 лет, с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью. В период предпринимательской деятельности несколько раз обращался к своим родителям с просьбой разрешить ему заключать крупные сделки, однако родители отказывали в этом, ссылаясь на его недееспособность. Кашин обратился в органы опеки и попечительства с просьбой признать его полностью дееспособным.

 

Каковы действия органов опеки и попечительства в данном случае?

Какой орган принимает решение об эмансипации?

Каков порядок объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация)?

 

4. Конюхов на детей от первого брака выплачивает по решению суда алименты в размере 33% заработка. Во втором браке у него также имеется ребенок. Вторая жена Конюхова предъявила к нему иск о взыскании алиментов на ребенка, указав в заявлении, что муж злоупотребляет спиртными напитками, деньги пропивает и не оказывает материальной помощи на содержание ребенка.

 

Какое решение примет суд по данному делу?

В каком размере могут быть взысканы алименты на ребенка от второго брака?

 

5. Андрей (18 лет) и Светлана (14,5) подали заявление в органы ЗАГС о регистрации брака. Для снижения брачного возраста предоставили: справку о постановке на учет по беременности и письменное согласие обоих родителей.

 

Может ли ЗАГС зарегистрировать такой брак?

 

6. Игорь Алексеев – 16-летний студент техникума, проживает с родителями и находится на их иждивении. За счет ежемесячной стипендии приобрел в магазине магнитофон. Отец Игоря на второй день после покупки потребовал у продавца вернуть деньги, так как Игорь является несовершеннолетним, а родители не давали согласия на совершение данной сделки. Продавец отказался вернуть деньги.

 

Может ли данный договор купли-продажи быть расторгнут?

 

7. Заполните таблицу «Функции органов по охране детства в Республике Беларусь».

 

Таблица — Функции органов по охране детства в Республике Беларусь

 

Национальная комиссия по правам ребенка Комиссия по делам несовершеннолетних Органы опеки и попечительства
     

 

 

Тест

 

1. Правоспособность физического лица возникает:

1) в момент совершеннолетия;

2) одновременно с дееспособностью;

3) в момент его рождения;

4) в 14 лет.

 

2. Полная дееспособность физического лица возникает:

1) в момент совершеннолетия;

2) одновременно с правоспособностью;

3) в 16 лет;

4) в момент его рождения.

 

3. Брачный возраст наступает:

1) в 15 лет;

2) в 16 лет;

3) в 17 лет;

4) в 18 лет.

 

4. Может ли быть заключен брак с лицами, достигшими 15 лет?

1) Нет, поскольку брачный возраст устанавливается в 18 лет;

2) да, при рождении ребенка;

3) да, при беременности;

4) да, если на это дали согласие родители.

 

5. Алименты с родителей на несовершеннолетних детей взыскиваются:

1) на одного ребенка — 10%, на двоих и более — 33% заработка и (или) иного дохода родителей;

2) 20% дохода родителей на каждого ребенка;

3) на одного ребенка — 25%, на двоих детей — 33%, на троих и более детей — 50% заработка и (или) иного дохода родителей;

4) 25% заработка и (или) иного дохода родителей на каждого ребенка.

6. Вправе ли родители взыскать алименты с детей?

1) Дети не обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь;

2) да, если родители являются нетрудоспособными и нуждаются в помощи;

3) да, если их дети материально обеспечены лучше, чем они;

4) да, если хотя бы один из детей материально обеспечен лучше, чем родители.

 

7. Брачный возраст может быть снижен:

1) не более чем на 1 год;

2) не более чем на 2 года;

3) не более чем на 3 года;

4) законодательство Республики Беларусь не содержит оснований для снижения брачного возраста.

 

8. Ребенок признается сиротой в случаях:

1) смерти обоих родителей;

2) лишения родителей родительских прав;

3) нахождении родителей в местах лишения свободы;

4) смерти единственного родителя.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Назовите государственные органы по охране детства в Республике Беларусь.

2. Перечислите основания для лишения родительских прав.

3. Дайте определение правоспособности и дееспособности физического лица. В каких случаях наступает полная дееспособность несовершеннолетних?

4. Могут ли несовершеннолетние заключить брак?

5. В каких размерах взыскиваются алименты на содержание несовершеннолетних детей?

 

 

Темы рефератов

 

1. Неправительственные правозащитные организации по защите прав ребенка.

2. Гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3. Государственная защита детей в неблагополучных семьях.

4. Лишение родительских прав.

5. Алиментные обязательства родителей и детей.

 

 

ТЕМА 4. ЗАЩИТА И ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ И СЕМЬИ ГОСУДАРСТВОМ

 

 

Задания

 

1. Егоровой, работающей заведующей отделом магазина, предоставлен отпуск по уходу за ребенком, (родился 5 мая 1999 года) до достижения им возраста трех лет. На место Егоровой принята на работу Синицына. В трудовом договоре и в приказе о приеме на работу указано, что Синицына принята на работу на время отпуска Егоровой по уходу за ребенком до 5 мая 2002 года. 2 января 2001года Егорова вышла на работу, мотивируя тем, что сложилось тяжелое материальное положение и ей нужны средства.

 

Как наниматель должен поступить в отношении Синицыной и Егоровой?

 

2. Иванова работает по трудовому договору у индивидуального предпринимателя. В связи с рождением у нее ребенка наниматель предложил Ивановой уволиться по собственному желанию, мотивируя тем, что ему нужно принять на работу на ее место другого работника.

 

Законны ли действия нанимателя?

 

3. После окончания базовой школы Васильев, которому исполнилось пятнадцать с половиной лет, с письменного согласия отца поступил на работу на главпочтамт почтальоном по доставке телеграмм. Мать Васильева категорически возражала против того, чтобы сын работал, и потребовала от начальника главпочтамта уволить сына.

 

Как должен поступить руководитель?

 

4. 17-летний Комаров работал на заводе по 40 часов в неделю в течение трех месяцев. Родители обратились к руководству завода с требованием сократить его рабочее время. В администрации ответили, что в данном случае нет никаких нарушений.

 

Оцените заявленное требование родителей и ответ администрации, используя нормы Трудового кодекса Республики Беларусь.

 

5. Заполните таблицу «Опека и попечительство: отличительные особенности».

 

Таблица — Опека и попечительство: отличительные особенности

 

Опека Попечительство
   

 

 

Тест

 

1. Основаниями лишения родительских прав признаются:

1) уклонение от воспитания детей;

2) злоупотребление родительскими правами;

3) употребление спиртных напитков;

4) письменный отказ ребенка от родителей;

5) признание ребенка эмансипированным.

 

2. Основанный на судебном решении юридический акт, в силу которого между лицами возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми — это:

1) опека;

2) попечительство;

3) усыновление;

4) патронатное воспитание.

 

3. Что в праве установить органы опеки и попечительства над малолетними?

1) Опеку;

2) попечительство;

3) усыновление;

4) патронатное воспитание.

 

4. Что в праве установить органы опеки и попечительства над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет?

1) Опеку;

2) попечительство;

3) усыновление;

4) патронатное воспитание.

 

5. Форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая образуется на основании договора о передаче ребенка и трудового договора — это:

1) опека;

2) попечительство;

3) приемная семья;

4) патронатное воспитание.

 

6. Ребенок может быть усыновлен, передан в приемную семью на воспитание только с его согласия, если он достиг возраста:

1) не менее 6 лет;

2) не менее 8 лет;

3) не менее 10 лет;

4) не менее 12 лет;

5) не менее 14 лет.

 

7. Какой должна быть разница в возрасте между усыновителем и усыновленным?

1) не менее 10 лет;

2) не менее 12 лет;

3) не менее 15 лет;

4) не менее 16 лет;

5) не менее 18 лет.

 

8. Опекунами и попечителями могут быть лица достигшие возраста:

1) 16 лет;

2) 17 лет;

3) 18 лет;

4) 19 лет;

5) 21 года.

 

9. Заключение трудового договора без согласия родителей допускается с лицами, достигшими возраста:

1) 14 лет;

2) 15 лет;

3) 16 лет;

4) 17 лет;

5) 18 лет.

 

10. Кем возмещаются расходы, затраченные государством на содержание детей за несовершеннолетних родителей:

1) родителями этих несовершеннолетних родителей;

2) возмещают сами родители после достижения совершеннолетия;

3) государство не требует возмещения данных расходов;

4) органы опеки и попечительства.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Какие правоотношения регулирует трудовое законодательство?

2. Каковы условия и порядок заключения трудового договора?

3. С какого возраста можно заключать трудовой договор?

4. Назовите виды рабочего времени.

5. Назовите виды времени отдыха.

6. Каковы виды и порядок применения дисциплинарных взысканий?

7. Что такое отпуск? Его виды.

 

 

Темы рефератов

 

  1. Особенности заключения трудового договора с несовершеннолетними.
  2. Оказание поддержки детям, оказавшимся в экстремальных ситуациях.
  3. Особенности воспитания ребенка в приемной семье.
  4. Установление опеки и попечительства над детьми.
  5. Усыновление — наиболее благоприятная форма устройства детей в семью на воспитание.

 

 

ТЕМА 5. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВОСУДИЯ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

 

 

Задания

 

1. Студенты технологического колледжа, возвращаясь с занятий в общежитие, сели в автобус и не оплатили стоимость проезда. На следующей остановке в автобус вошел контролер и потребовал предъявить проездные билеты. За безбилетный проезд контролер предложил студентам уплатить штраф. Иванов и Петров уплатили штраф в размере 0,2 базовой величины, а Шемякин штраф платить отказался, ссылаясь на то, что он проехал без билета только одну остановку, в дальнейшем намерен был прокомпостировать талон, поэтому требование об уплате штрафа неправомерно.

 

Решите спор.

 

2. Семнадцатилетний Комаров в магазине самообслуживания взял с витрины кусок сыра весом 300 г и спрятал его в карман куртки. Другие продукты питания он сложил в корзинку, предоставляемую покупателям. При выходе из магазина за кассой расчета сотрудник магазина предложил ему показать содержимое карманов, и у него был обнаружен неоплаченный сыр. Директором магазина были вызваны сотрудники милиции, и в отношении Комарова был составлен протокол о совершении мелкого хищения.

 

Можно ли привлечь Комарова к административной ответственности?

С какого возраста лицо может быть привлечено к административной ответственности?

 

3. Объясните, что значит основные и дополнительные административные взыскания.

 

4. Пятнадцатилетний Иванов, решив совершить кражу, проник в квартиру Коткова. В это время неожиданно вернулась хозяйка и увидела Иванова, который складывал вещи в сумку. Иванов сильно ударил Коткову, которая от удара потеряла сознание. Испугавшись содеянного, Иванов стал оказывать помощь пострадавшей и вызвал скорую помощь. Когда приехала милиция, Иванов сознался в содеянном и раскаялся.

 

Имеется ли в действиях Иванова состав преступления?

Можно ли привлечь Иванова к уголовной ответственности?

Есть ли в данном случае смягчающие обстоятельства?

 

5. Семнадцатилетний Рогов со своей подругой Илькиной возвращались из кинотеатра. По пути их остановили трое неизвестных и потребовали деньги. Получив отказ, один из троих ударил Рогова, завязалась драка. Неожиданно один из нападавших выхватил нож, но Рогову удалось перехватить нож и нанести удар нападавшему, в результате которого последний скончался на месте.

 

Являются ли действия Рогова необходимой обороной?

Можно ли привлечь Роговы к уголовной ответственности?

 

6. 12-летний Андрей решил посмотреть, как горит спирт. В результате вспыхнувшего пламени стоявшие неподалеку Костя и Вика получили ожоги. Костя отделался небольшими ожогами а Вика получила ожоги второй и третьей степени, которые поразили до 80 процентов поверхности тела. На тринадцатый день, несмотря на все старания медиков, 13-летняя школьница с


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.394 с.