I. Теоретическое исследование личностных детерминант склонности к суицидальному поведению подростков — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

I. Теоретическое исследование личностных детерминант склонности к суицидальному поведению подростков

2020-04-01 154
I. Теоретическое исследование личностных детерминант склонности к суицидальному поведению подростков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

Введение. Теоретическое исследование личностных детерминант склонности к суицидальному поведению подростков

Личностные детерминанты отклоняющегося поведения

Самоубийство как форма отклоняющегося поведения

Вывод по главе I. Эмпирическое исследование личностных детерминант склонности к суицидальному поведению подростков

Организация и методики исследования

Количественный и качественный анализ полученных результатов

Выводы по главе II

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

самоубийство детерминант отклоняющееся поведение подросток

 


Введение

1. Личностные детерминанты отклоняющегося поведения

2. Самоубийство как форма отклоняющегося поведения

.   Особенности поведения в подростковом возрасте

Актуальность исследования. Отклоняющееся поведение современных подростков в его разрушающей - деструктивной для оптимальной социализации функции выступает предметом изучения многих научных дисциплин (философия, медицина, педагогика, социология, юриспруденция и др.) и представляет особый интерес для психологии развития.

Разновидностью деструктивно направленных и негативно влияющих на личность подростков поведенческих девиаций является саморазрушительное, self-destructive, аутодеструктивное поведение.

Одна из психологических моделей такого поведения - аутоагрессия, разрушительный характер которой проявляется в нанесении ущерба своему соматическому или психическому здоровью в виде наркотизации, алкоголизации, суицидального поведения. Постоянство данных явлений и их нежелательный динамизм среди несовершеннолетних представляет серьёзную проблему для современного общества, что отражается в значительном количестве научных публикаций.

Особый смысл и значение проблема подростковой аутодеструкции приобретает в контексте психологических исследований феномена социализации. Одной из социальных моделей неуспешной социализации выступает подростковая безнадзорность, рас-сматриваемая как особая социальная ситуация развития в отсутствии контроля и надзора со стороны родителей. Данные наблюдений и анализа этого явления обнаруживают широкий репертуар дезадаптивного поведения подростков и обесценивания ими собственной жизни и здоровья. Проблему подростковой аутодеструкции пытаются решать законодательно, экономически, социально. Психологический подход к решению данной проблемы связан с познанием роли личности в порождении и развитии аутодеструктивного поведения. На этой основе появляются новые возможности в диагностике, коррекции и профилактике саморазрушения.

Однако для более эффективной реализации мер по противостоянию аутодеструктивному поведению подростков есть ряд противоречий теоретического и прикладного характера.

Во-первых, существует неоднозначность понятий, используемых учеными при его интерпретации. Аутодеструктивное поведение часто приравнивается по смыслу к аутоагрессии, что дает его узкое толкование и затрудняет понимание его сущности и развития.

Во-вторых, делается акцент на изучении крайних проявлений аутодеструкции (суицидального и аддиктивного поведения). Реже исследуются другие формы саморазрушения, приносящие ущерб развивающейся личности - уклонение от учебы, бессодержательное проведение времени, употребление алкогольных и тонизирующих напитков.

В-третьих, аутодеструктивное поведение как самостоятельный феномен мало изучен. Механизмы и условия аутодеструкции детально проанализированы применительно к взрослому периоду развития человека. Подростковый возраст в данном аспекте изучался в меньшей степени. Чаще в русле психологических исследований саморазрушительные явления рассматриваются как вариант девиантного поведения. Отдельные проявления подросткового аутодеструктивного поведения чаще выступали предметом исследования в клинической и юридической психологии.

В-четвертых, анализ современного состояния проблемы аутодеструкции показал, что в психологии отсутствует систематизация отдельных саморазрушительных проявлений личности подростков и их представление в виде системообразующих факторов саморазрушения и типов поведенческих реакций.

Теоретико-методологическую базу исследования составляют труды таких ученых, как: Ю. Р. Вагина, И. И. Ветрова, Ш. Гейла, В. Г. Зазыкина, Ю. А. Зайцева, И. С. Кон, М. В. Коркиной, И. Ю. Кулагиной, А. Б. Купрейченко, А. Е. Личко, И. И. Мамайчука, Н. Н. Обозова, А. М. Прихожан, Е. А. Сергиенко, П. И. Сидорова, Е. А. Стребелевой, И. В. Ципоркиной, Л. Н. Юрьевой.

Целью данной работы является изучение личностных детерминант склонности к суицидальному поведению подростков.

Задачи исследования:

1. Изучение теоретического материала по проблеме исследования

2. Подобрать выборку исследования

.   Подобрать диагностические методики, выявляющие личностные детерминанты склонности к суицидальному поведению

.   Провести эмпирическое исследования, выявляющее личностные детерминанты склонности к суицидальному поведению подростков.

.   Подтвердить гипотезу статистически

Объект исследования: личностные детерминанты склонности к суицидальному поведению.

Предмет исследования: личностные детерминанты склонности к суицидальному поведению подростков.

Гипотеза исследования: существуют личностные детерминанты склонности к суицидальному поведению подростков.

Методы и методики исследования: анализ литературных источников, наблюдение в процессе тестирования, тестирование, метод математической статистики. Методика диагностики социальной адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, опросник Баса-Дарки.

Практическая значимость исследования: результаты, полученные в ходе данного исследования могут быть использованы в кризисных, в учебных заведениях, психологических центрах при проведении коррекционных и психотерапевтических мероприятий с подростками.

Эмпирическая база исследования: 30 учащихся 6 - 8 классов и 30 учащихся 9 - 11 классов гимназии № 58.

 


Вывод по главе I

 

По данным Всемирной организации здравоохранения в мире ежегодно около 400-500 тыс. человек кончают жизнь самоубийством, а число попыток - в десятки раз больше. Количество самоубийств в европейских странах примерно в три раза превышает число убийств.

Уровень самоубийств, по мнению большинства авторов, является относительно устойчивым национальным показателем. Высокий уровень самоубийств сохраняется в ряде современных государств - Венгрии, ФРГ, Австрии, Дании, Швейцарии. Низкий уровень самоубийств - в Испании, Италии, Израиле, в странах латинской Америки. Например, в Никарагуа приходится 3,2 случая на 100 тыс. жителей. В России в конце 1980-х гг. отмечалось 23 случая (на 100 тыс. чел.), что примерно соответствовало уровню ФРГ - 21 или Франции - 22. С 1994 г. первые места в мире заняли: Литва - 45,8; Россия - 41,8; Эстония - 40,9; Латвия - 40,6; Венгрия - 35,3.

Суицидальное поведение имеет сложный комплексный характер: проявляется в разных формах, включает две фазы, имеет свои признаки и способы проявления; для каждого возраста характерны разные причины возникновения суицидов. Выделяя психологический анализ в качестве ведущего для работы с конкретной личностью, психологи, несомненно, должны учитывать и другие важные аспекты проблемы, такие, как социальный, правовой, исторический, культурологический, медицинский, этический. Психологическая помощь лицам, склонным к суициду является многогранным, четко организованным процессом. Оценка суицидального поведения заключается в учете разных сторон жизнедеятельности человека. Необходимо учитывать признаки высокой вероятности реализации попытки самоубийства, наличие конфликтных ситуаций в жизни человека, следует знать основные психические состояния, обуславливающие самоубийства. Только в этом случае возможна своевременная психологическая помощь человеку, склоняющемуся к попытке самоубийства. Психологическая помощь должна быть направлена на выяснение причин, которые привели человека к кризису, на организацию совместной деятельности с суицидентом по преодолению кризисной ситуации. Активная психологическая поддержка способна помочь человеку преодолеть желание совершить самоубийство.

 


Выводы по главе II

 

В исследовании личностных детерминант склонности к суицидальному поведению подростков нами были использованы следующие методики: методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, опросник Баса-Дарки.

По данным методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда мы выявили, что 42% учащихся 6 - 8 классов и 52% учащихся 9 - 11 классов проявляют физическую агрессию; 40% учащихся 6 - 8 классов и 60 % учащихся 9 - 11 классов испытывают раздражение; 40 % учащихся 6 - 8 классов и 60 % учащихся 9 - 11 классов испытывают обиду; 45% учащихся 6 - 8 классов и 47% учащихся 9 - 11 классов испытывают вербальную агрессию. По данным опросника Баса-Дарки мы выявили, что 40% учащихся 6 - 8 классов и 37% учащихся 9 - 11 классов принимают себя такими, какие они есть; 42% учащихся 6 - 8 классов и 38% учащихся 9 - 11 классов принимают других такими, какие они есть; 41% учащихся 6 - 8 классов и 38 % учащихся 9 - 11 классов испытывают эмоциональный комфорт; 63% учащихся 6 - 8 классов и 40% учащихся 9 - 11 классов имеют внутренний контроль.


Заключение

 

Суицидальное поведение в настоящее время является глобальной общественной проблемой. Высокий уровень самоубийств в большинстве развитых стран мира и районах СНГ ставит вопрос о причинах возникновения этого явления и способах его превенции (предупреждения). Рассмотрение суицидального поведения лишь как объекта медико-психологических и юридических наук неизбежно ограничивает возможность до конца понять все многообразие негативных факторов, лежащих в основе этого явления. Обычно в расчет берутся лишь индивидуальные поведенческие реакции индивида на те или иные жизненные обстоятельства.

Суицид как социальное явление - устойчивый статистический факт. Исследования суицидальной смертности на протяжении многих лет в разных странах и различных районах одного государства показывают сходные значения социального процента самоубийств (количество завершенных суицидов на 100 тыс. жителей) для стран с одинаковым уровнем культуры, схожими политическими, экономическими и социальными системами. В то же время этот социальный процент может резко меняться от нации к нации, от одного территориального образования к другому, если уровень развития основных сфер их жизнедеятельности различен.

Важнейшей научно-практической задачей является установление суицидоопасных контингентов населения (групп суицидального риска) и суицидоопасных зон. Выявление и анализ статистического материала, связанного с суицидами, в сопоставлении с другими социальными переменными может служить индикатором благоприятности социальных условий, уровня социальной напряженности и функционирования социальных систем в целом. Для этого, прежде всего, необходима развернутая социально-демографическая характеристика суицидентов (пол, возраст, социальное положение, религиозная ориентация и т. д.). Катастрофический рост самоубийств в последние годы, а также некоторые статистические данные, например, тот факт, что самоубийство наиболее характерно для кризисных периодов жизни человека (молодой и предпенсионный возрасты), свидетельствуют о том, что изучение суицидальной статистики является важным для стабилизации и управления демографической ситуацией в стране.

Опыт мировой суицидологии свидетельствует о существовании тесной зависимости между частотой завершенных суицидов и такими переменными, как: экономические факторы, например, степень урбанизации, соотношение промышленных и сельскохозяйственных рабочих, миграционные потоки, коммуникативно-информационные потоки, проходящие через средства массовой информации. Количество суицидов среди эмигрантов нового поколения выше, чем у местных жителей, что объясняется трудностями в адаптации людей к новым условиям (топофобное состояние индивидуальных пространств), непривычностью существования по сравнению с традиционными и любимыми “ландшафтами детства”. Территориальные ситуации, связанные с миграцией населения, были также отнесены в разряд рискованных и обостряющих возможность суицида московскими исследователями из Всероссийского суицидологического центра под руководством проф. А.Г. Амбрумовой и В.П. Бородина. Современное состояние России и всего СНГ в условиях перехода к рыночной экономике, национального самоопределения суверенных государств, возникновения новых политических и управленческих структур имеет подчас негативные последствия, выраженные, например, во внутренних вооруженных конфликтах. Усиление социально-психологической напряженности в обществе, необходимость менять жизненные ориентиры и привычный образ жизни ведут к разрушению поведенческих стереотипов индивида и его биосоциальной дезадаптации.

Эмпирическую базу исследования составили 30 учащихся 6 - 8 классов и 30 учащихся 9 - 11 классов гимназии № 58.


Список использованной литературы

 

1.Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 2011.

.Девиантное поведение детей и подростков. - М.: Академический Проект; Трикста, 2005. - 51с.

.Гроф С. Хэлифакс Д. Человек перед лицом смерти. - М., 2006.

.Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - СПб., 2003.

.Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 96 с.

.Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие.- М.,2011.

.Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. -СПб.,2005.

.Напрасная смерть: причины и профилактика самоубийств / Ред. Д. Вассерман; пер. Е. Ройне. - М.: Смысл, 2005. - 310 с.

.Потапова А.В. Нартова-Бочавер С.К. Детская психологическая служба - М., 2011.

.Словарь психолога-практика/ Сост. Головин С.Ю. - М.,2008.

.Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.Социально - психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.,2005.

.Хачатурян С.Д. Психологические условия эффективности функционирования “Телефонов Доверия”. - Владимир, 2010.

.Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. - М.: Академический Проект; Трикста, 2005. - 261 с.

 


Приложение 1

Таблица №1 (ключ)

Субшкальный диагностическийкоэффициент Номера суждений Индекс
Демонстративность 12, 14, 20, 22, 27 1, 2
Аффективность 1, 10, 20, 23, 28, 29 1, 1
Уникальность 1, 12, 14, 22, 27 1, 2
Несостоятельность 2, 3, 6, 7, 17 1, 5
Социальный пессимизм 5, 11, 13, 15, 17, 22, 25 1
Слом культурных барьеров 8, 9, 18 2, 3
Максимализм 4, 16 3, 2
Временная перспектива 2, 3, 12, 24, 26, 27 1, 1
Антисуицидальный фактор 19, 21 3, 2

 


Приложение 2

Опросник Г. Айзенка

Инструкция. «Напротив каждого утверждения стоят три цифры: 2, 1, 0. Если утверждение Вам подходит, то обведите кружком цифру 2; если не совсем подходит - цифру 1; если не подходит - 0.
Вопросы

1. Часто я не уверен в своих силах. 2 1 0

2. Нередко мне кажется безысходным положение, из которого можно было бы найти выход. 2 1 0

.   Я часто оставляю за собой последнее слово. 2 1 0

.   Мне трудно менять свои привычки. 2 1 0

.   Я часто из-за пустяков краснею. 2 1 0

.   Неприятности меня сильно расстраивают, и я падаю духом. 2 1 0

.   Нередко в разговоре я перебиваю собеседника. 2 1 0

.   Я с трудом переключаюсь с одного дела на другое. 2 1 0

.   Я часто просыпаюсь ночью. 2 1 0

10. При крупных неприятностях я обычно виню только себя. 2 1 0

11. Меня легко рассердить. 2 1 0

.   Я очень осторожен по отношению к переменам в моей жизни. 2 1 0

.   Я легко впадаю в уныние. 2 1 0

.   Несчастья и неудачи ничему меня не учат. 2 1 0

.   Мне приходится часто делать замечания другим. 2 1 0

.   В споре меня трудно переубедить. 2 1 0

.   Меня волнуют даже воображаемые неприятности. 2 1 0

.   Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесполезной. 2 1 0

.   Я хочу быть авторитетом для окружающих. 2 10

.   Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы избавиться. 2 10

.   Меня пугают трудности, с которыми мне предстоит встретиться в жизни. 2 1 0

.   Нередко я чувствую себя беззащитным. 2 1 0

.   В любом деле я не довольствуюсь малым, а хочу добиться максимального успеха. 2 1 0

.   Я легко сближаюсь с людьми. 2 1 0

.   Я часто копаюсь в своих недостатках. 2 1 0

.   Иногда у меня бывают состояния отчаяния. 2 1 0

.   Мне трудно сдерживать себя, когда я сержусь. 2 1 0

.   Я сильно переживаю, если в моей жизни что-то неожиданно меняется. 2 1 0

.   Меня легко убедить. 2 1 0

.   Я чувствую растерянность, когда у меня возникают трудности. 2 1 0

.   Предпочитаю руководить, а не подчиняться. 2 1 0

.   Нередко я проявляю упрямство. 2 1 0

.   Меня беспокоит состояние моего здоровья. 2 1 0

.   В трудные минуты я иногда веду себя по-детски. 2 1 0

.   У меня резкая, грубоватая жестикуляция. 2 1 0

.   Я неохотно иду на риск. 2 1 0

.   Я с трудом переношу время ожидания. 2 1 0

.   Я думаю, что никогда не смогу исправить свои недостатки. 2 1 0

.   Я мстителен. 2 1 0

.   Меня расстраивают даже незначительные нарушения моих планов. 2 1 0

Ключ

1. Шкала тревожности 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37.

2. Шкала фрустрации 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38.

.   Шкала агрессии 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39.

.   Шкала ригидности 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.

При обработке результатов подсчитывается количество ответов «1» и «2», совпадающих с ключом. За каждый совпавший с ключом ответ «2» начисляется 2 балла, за ответ «1» - 1 балл. Затем ответы по каждой шкале суммируются. Средний балл по каждой шкале - 10.

Содержание

 

Введение. Теоретическое исследование личностных детерминант склонности к суицидальному поведению подростков

Личностные детерминанты отклоняющегося поведения

Самоубийство как форма отклоняющегося поведения

Вывод по главе I. Эмпирическое исследование личностных детерминант склонности к суицидальному поведению подростков

Организация и методики исследования

Количественный и качественный анализ полученных результатов

Выводы по главе II

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

самоубийство детерминант отклоняющееся поведение подросток

 


Введение

1. Личностные детерминанты отклоняющегося поведения

2. Самоубийство как форма отклоняющегося поведения

.   Особенности поведения в подростковом возрасте

Актуальность исследования. Отклоняющееся поведение современных подростков в его разрушающей - деструктивной для оптимальной социализации функции выступает предметом изучения многих научных дисциплин (философия, медицина, педагогика, социология, юриспруденция и др.) и представляет особый интерес для психологии развития.

Разновидностью деструктивно направленных и негативно влияющих на личность подростков поведенческих девиаций является саморазрушительное, self-destructive, аутодеструктивное поведение.

Одна из психологических моделей такого поведения - аутоагрессия, разрушительный характер которой проявляется в нанесении ущерба своему соматическому или психическому здоровью в виде наркотизации, алкоголизации, суицидального поведения. Постоянство данных явлений и их нежелательный динамизм среди несовершеннолетних представляет серьёзную проблему для современного общества, что отражается в значительном количестве научных публикаций.

Особый смысл и значение проблема подростковой аутодеструкции приобретает в контексте психологических исследований феномена социализации. Одной из социальных моделей неуспешной социализации выступает подростковая безнадзорность, рас-сматриваемая как особая социальная ситуация развития в отсутствии контроля и надзора со стороны родителей. Данные наблюдений и анализа этого явления обнаруживают широкий репертуар дезадаптивного поведения подростков и обесценивания ими собственной жизни и здоровья. Проблему подростковой аутодеструкции пытаются решать законодательно, экономически, социально. Психологический подход к решению данной проблемы связан с познанием роли личности в порождении и развитии аутодеструктивного поведения. На этой основе появляются новые возможности в диагностике, коррекции и профилактике саморазрушения.

Однако для более эффективной реализации мер по противостоянию аутодеструктивному поведению подростков есть ряд противоречий теоретического и прикладного характера.

Во-первых, существует неоднозначность понятий, используемых учеными при его интерпретации. Аутодеструктивное поведение часто приравнивается по смыслу к аутоагрессии, что дает его узкое толкование и затрудняет понимание его сущности и развития.

Во-вторых, делается акцент на изучении крайних проявлений аутодеструкции (суицидального и аддиктивного поведения). Реже исследуются другие формы саморазрушения, приносящие ущерб развивающейся личности - уклонение от учебы, бессодержательное проведение времени, употребление алкогольных и тонизирующих напитков.

В-третьих, аутодеструктивное поведение как самостоятельный феномен мало изучен. Механизмы и условия аутодеструкции детально проанализированы применительно к взрослому периоду развития человека. Подростковый возраст в данном аспекте изучался в меньшей степени. Чаще в русле психологических исследований саморазрушительные явления рассматриваются как вариант девиантного поведения. Отдельные проявления подросткового аутодеструктивного поведения чаще выступали предметом исследования в клинической и юридической психологии.

В-четвертых, анализ современного состояния проблемы аутодеструкции показал, что в психологии отсутствует систематизация отдельных саморазрушительных проявлений личности подростков и их представление в виде системообразующих факторов саморазрушения и типов поведенческих реакций.

Теоретико-методологическую базу исследования составляют труды таких ученых, как: Ю. Р. Вагина, И. И. Ветрова, Ш. Гейла, В. Г. Зазыкина, Ю. А. Зайцева, И. С. Кон, М. В. Коркиной, И. Ю. Кулагиной, А. Б. Купрейченко, А. Е. Личко, И. И. Мамайчука, Н. Н. Обозова, А. М. Прихожан, Е. А. Сергиенко, П. И. Сидорова, Е. А. Стребелевой, И. В. Ципоркиной, Л. Н. Юрьевой.

Целью данной работы является изучение личностных детерминант склонности к суицидальному поведению подростков.

Задачи исследования:

1. Изучение теоретического материала по проблеме исследования

2. Подобрать выборку исследования

.   Подобрать диагностические методики, выявляющие личностные детерминанты склонности к суицидальному поведению

.   Провести эмпирическое исследования, выявляющее личностные детерминанты склонности к суицидальному поведению подростков.

.   Подтвердить гипотезу статистически

Объект исследования: личностные детерминанты склонности к суицидальному поведению.

Предмет исследования: личностные детерминанты склонности к суицидальному поведению подростков.

Гипотеза исследования: существуют личностные детерминанты склонности к суицидальному поведению подростков.

Методы и методики исследования: анализ литературных источников, наблюдение в процессе тестирования, тестирование, метод математической статистики. Методика диагностики социальной адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, опросник Баса-Дарки.

Практическая значимость исследования: результаты, полученные в ходе данного исследования могут быть использованы в кризисных, в учебных заведениях, психологических центрах при проведении коррекционных и психотерапевтических мероприятий с подростками.

Эмпирическая база исследования: 30 учащихся 6 - 8 классов и 30 учащихся 9 - 11 классов гимназии № 58.

 


I. Теоретическое исследование личностных детерминант склонности к суицидальному поведению подростков


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.