N 2. Идентификационные признаки письма — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

N 2. Идентификационные признаки письма

2020-04-01 150
N 2. Идентификационные признаки письма 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В процессе исследования письма изучаются письменная речь, топографияписьма и почерк. Идентификационные признаки письма представляют собойпроявляющиеся в этих элементах особенности письменно-речевых и графическихнавыков индивидуума. Письменная речь. В общественной, производственной,научной и иной деятельности письменная речь несет различную информативнуюнагрузку. Посредством ее фиксируются и передаются сообщения о фактах,событиях, явлениях, понятиях, идеях, то есть определенный смысл, конкретноесодержание мыслей. Вместе с тем, как и любое общественное явление,письменная речь имеет свою форму, в которую облечено ее содержание, языковыесредства, материализующие содержащиеся в ней мысли в виде словарного запаса,употребленного в определенных синтаксических конструкциях, в той или инойстепени соответствующих нормам литературного языка. В основекриминалистического исследования письменной речи лежит определениеособенностей письменно-речевых навыков. В силу отражения сложившихся вцентральной нервной системе условно-рефлекторных связей эти навыковыеособенности складываются в индивидуализирующую каждую личность совокупностьи могут быть использованы в качестве идентификационных признаков в целяхустановления автора исследуемого документа. Эти признаки могут выглядеть ввиде соответствия нормам, в пределах которых они формировались, в видеотдельных устойчивых отклонений от принятых норм, являющихся следствиемслабого развития или отсутствия вообще навыка в определенных нормах.Идентификационными признаками письменной речи являются грамматические,лексические и стилистические особенности письма. Практически, однако,анализу признаков письменной речи предшествует ознакомление с содержаниемдокумента. Содержание документа - не признак письменной речи, а самаписьменная речь, смысл излагаемой информации. Содержание не имеет такойчеткой индивидуальности, как языковые средства, которыми оно выражается.Вместе с тем в содержании документа может быть заложена такая фактическаяинформация, которая окажется полезной при проведении оперативно-розыскныхмероприятий. При ознакомлении с содержанием анализируются- а) тема (основнойсмысл высказывания) и идейная направленность документа; б) сведенияфактического характера, известные автору, ссылки на источники ииспользованные материалы; в) упоминания автора о самом себе, дающие какое-топредставление о его личности. Грамматические признаки языка проявляются впрактике применения правил орфографии, синтаксиса и пунктуации. Усвоениеграмматического строя языка происходит постепенно с раннего детства путемподражания речи взрослых, изучения в школе нормативной грамматики исамообразования (чтения литературы). Однако под влиянием бытовой речи, ктому же не всегда правильной, а также в силу частичных изменений, вносимыхвремя от времени в правила правописания в целях их упорядочения и упрощения,в письме нередко формируются устойчивые отступления от современныхграмматических норм. Лексические признаки - характерная для пишущего совокупность языковыхсредств и особенности использования их для выражения мыслей на бумаге.Такими языковыми средствами являются лексика, фразеология иизобразительно-выразительные средства. Лексика рассматривается как словарныйзапас, совокупность слов, активно употребляемых автором. В качестве общейхарактеристики лексика автора исследуемого документа может быть определенакак бедная или богатая. Вместе с тем в ней являются выявлены некиеособенности, которые могут иметь значение идентификационных признаков.Такими особенностями являются: устаревшие слова, вышедшие из современногоактивного литературного употребления (архаизмы); новые слова, сравнительнонедавно вошедшие в язык науки, техники и в другие сферы общения(неологизмы); слова, употребление которых характерно для лиц, объединенныхпо роду свой деятельности, профессии (профессионализмы); слова из тайного,"засекреченного" жаргона определенных социальных групп; слова, характерныедля жителей определенной территориальной единицы (диалектизмы). Фразеология- совокупность устойчивых сочетаний слов, обозначающих нечто единое посмыслу. Характер фразеологических оборотов позволяет оценить главным образомусловия воспитания и уровень образования пишущего. Так, обороты типа "сломяголову", "ловить рыбу в мутной воде", "плясать под чужую дудку" и т. п.можно считать приемлемыми для любого русского человека, а обороты"геркулесовы столпы", "лебединая песня", "сизифов труд" - типичными для лиц,получивших широкое образование и хорошо начитанных.Изобразительно-выразительные средства - это выражения, употребляемые впереносном смысле (метафора, ирония, аллегория, гипербола, сравнение) и такназываемые стилистические фигуры (градация, антитеза, риторические вопросы идругие речевые приемы). Изобразительно-выразительные средства вводятся дляусиления действенности речи, придания ей образности и силы. Создаваязапоминающийся образ, они углубляют понимание основного, главного вописываемых событиях. Стилистические признаки - характерная для автораманера изложения мысли, заключающаяся в построении отдельных предложений итекста в целом, отборе лексики, употреблении изобразительно-выразительныхсредств языка в соответствии с функциональным назначением речи, функциейязыка в той или иной сфере человеческой деятельности. Среди функциональных(жанровых) стилей выделяются научный, публицистический (газетно-журнальный),официально-документальный (канцелярский), производственно-технический,художественно-беллетристический и эпистолярный (бытовой) стили, спецификакаждого из которых обусловливается целевой установкой документа, навыковымиособенностями автора в выражении мыслей, соответствующими его индивидуальнымэмоциональным, психическим, профессиональным и иным привычкам инаклонностям. Процесс установления автора документа включает в себянеидентификационные исследования на первом этапе - определение егопредполагаемого облика и идентификационные исследования на втором этапе.Предполагаемые суждения об авторе могут быть высказаны в отношении половойпринадлежности, национальности, образования, возраста, профессии(специальности), места работы и жительства и других характеризующих егоданных и использованы при проведении оперативно-розыскных мероприятий.Идентификация автора по письменной речи производится на основесравнительного анализа совокупности грамматических, лексических истилистических особенностей проявления письменно-речевых навыков письма висследуемых документах. Топография письма. Топография письма - размещение текста на листебумаги. Идентификационные признаки топографии - привычные для данногопишущего особенности такого размещения. Топографическими признакамиявляются: 1. Поля - отступы от обреза листа бумаги справа, слева, сверху,снизу. Оцениваются с точки зрения наличия (или отсутствия), размера(большие, средние, малые), формы (равномерные, сужающиеся, расширяющиесякнизу). 2. Абзацы - части текста с законченной мыслью. Отмечаются наличиеили отсутствие выделения и способ выделения (отступы красной строки,увеличенный интервал между абзацами, сочетание отступа красной строки иувеличения интервала и др.). Красная строка оценивается по размеру ееотступа от линии начала строк. 3. Расположение строк - по отношению кгоризонтали на нелинованной бумаге (горизонтальные, поднимающиеся,опускающиеся), по форме (прямые, выпуклые кверху, вогнутые вниз) или поотношению к линиям топографического графления на линованной бумаге (надлиниями, на линиях, без соблюдения линий графления). 4. Перенос слов.Некоторые пишущие не делают переносы, заранее "бросают" строку и переходятна следующую, уплотняют буквы или загибают окончание строки кверху иликнизу. При наличии переносов знаки переноса могут быть выполнены в видеодной или двух черточек, размер их может быть большим или малым, форма -прямая, выпуклая, вогнутая, расположение по отношению к строке - посерединеили со смещением вверх либо вниз вплоть до расположения ниже линии строки,по отношению к горизонтали - горизонтальные, поднимающиеся или опускающиеся.5. Выделение слов - акцент на отдельные слова или группу слов. Способыакцента: подчеркивание одно- или двухштриховой, прямой, волнистой, сплошной,пунктирной линиями; увеличение размера букв: письмо вразрядку, прописнымибуквами и др. 6. Вставки пропущенных слов и букв. Способы вставок могут бытьразнообразными: с использованием корректурных знаков, "галочки" и др. 7.Положение обращения (адресата), подписи, даты, нумерации страниц. Указанныереквизиты могут располагаться по-разному по отношению к листу бумаги иосновному тексту, строке, горизонтали. Помимо расположения обращаетсявнимание на способ их выполнения, особенно нумерации страниц и даты.Топографические признаки письма используются для идентификации автора иисполнителя в сочетании как с признаками письменной речи, так и с признакамипочерка в рукописном документе. Ценность их заключается в том, чтоисполнение их чаще всего происходит автоматически, без контроля сознания,поэтому они могут сохраниться даже при искусственной маскировке (искажении)письма. Почерк. Почерк - это графика письма, обусловленная выработаннойсистемой движений руки. Особенности таких движений, отражающие состояниефизиологии и психики личности, составляют идентификационные признакипочерка. Признаки почерка подразделяются на общие и частные. Общие признакихарактеризуют почерк в целом. Общими признаками являются: 1. Выработанностьпочерка - техническая приспособленность почерка к быстрому, беглому письму.Выработанность зависит от степени автоматизации, отработанности движенийруки. Почерки по этому признаку могут быть выработанными (хорошовыработанными), средней и малой выработанности. В почерке высокойвыработанности наблюдается, с одной стороны, многовариантность(вариационность) букв в зависимости от их места в слове и сочетаний сдругими буквами, с другой стороны - однотипное выполнение разных букв. 2. Общий тип почерка. По этому признаку почерки могут быть простыми(близкими к "ученическому"), упрощенными и усложненными (вычурными).Упрощенные почерки - это, как правило, хорошо выработанные ("быстрые")трудночитаемые почерки с упрощенным написанием букв, связей между ними.Усложнения (вычурности) чаще всего вводятся в надстрочные и подстрочныеэлементы букв для их украшения. 3. Общее направление движений в почерке.Большинство русских почерков являются левоокружными (с движением противчасовой стрелки). Реже встречаются правоокружные почерки и почерки сугловатыми связями элементов букв. 4. Размер почерка. В зависимости отвысоты строчных элементов букв почерки могут быть мелкими (до 2 мм),средними по размеру (от 2 до 5 мм) и крупными (5 мм и больше). 5. Наклонпочерка. Русские почерки в основном  правона-клонные (с углом в 55-70градусов), реже - прямые и левона-клонные. 6. Разгон почерка - соотношениевысоты двухштриховых строчных букв к их ширине и интервалам между буквами. Взависимости от этого соотношения почерки могут быть размашистыми, среднимипо разгону и сжатыми. 7. Степень связности (напряженность) почерка.Определяется по количеству букв, выполненных связно, без отрыва орудияписьма от бумаги. Если каждая буква пишется отдельно, без связи с другимибуквами или связывается не более двух букв, почерк является средним постепени связности: пяти букв и более - связным (напряженным). Общие признакипочерка являются признаками группового значения. Они определяют сходство илиразличие почерков в исследуемом документе и сравниваемых образцах ииспользуются при первоначальном отборе материала для последующегоисследования его по частным признакам. Частные признаки почерка - этоособенности выполнения отдельных письменных знаков с точки зрения отклоненияих от норм школьных типовых прописей и общих характеристик почерка. Такиеотклонения могут иметь место в любых штрихах (элементах) букв: начальных(предварительных) и заключительных, основных и соединительных, овалах иполуовалах, надстрочных и подстрочных, выполняемых приводящим или отводящим,левоокружным или правоокружным движением, связанных между собой собразованием петли, угловатости, путем примыкания. Идентификационнаязначимость, ценность частного признака почерка зависит от частотывстречаемости его в почерках других лиц, пишущих на языке исследуемогодокумента. Чем ниже частота встречаемости, тем выше ценность признака приустановлении исполнителя. Исследования почерка проводятся в целяхпредположительного суждения о некоторых социально-демографическиххарактеристиках исполнителя рукописного документа (пола, возраста,профессиональной принадлежности), его психического состояния (заболеваний ирасстройств) и идентификации На пол, возраст, профессию исполнителя могутуказать выделенные с помощью частных методик признаки классификационнойсвязи исследуемого почерка с почерками определеннойсоциально-демографической группы  пишущих. Так, дифференциация рукописей намужские и женские производится путем умножения коэффициентов статическойвероятности признаков и сопоставления с количественным показателем -единицей. Если полученное произведение больше единицы - рукопись вероятнеевсего выполнена мужчиной, если оно меньше единицы -женщиной. В методикеустановления возраста исполнителя суммируются коэффициенты корреляции потрем возрастным группам (школьники, взрослые до 24 лет, с 25 лет) иопределяются вероятности принадлежности каждого из трех вычисленных значенийк распределениям в этих группах. Установленной считается та группа,вероятность которой превышает 0,90. Психическое состояние может бытьопределено по нарушениям координации движений и некоторым другим признакам,являющимся следствием каких-либо психических расстройств. Наличие илиотсутствие тождества исполнителя рукописного документа устанавливается врезультате сравнительного исследования комплексов признаков почерка итопографии письма в исследуемом документе и образцах, неповторимость которыхоценивается экспертом не только субъективно, но и на основе использованияматематических данных об идентификационной значимости отдельных признаков икомплекса в целом. Помимо установления исполнителя рукописного документапризнаки почерка используются также при исследовании подписей. При этом вподписях, подделанных путем рисовки или подражания (без применениятехнических средств), могут быть выявлены не только признаки несоответствияих подлинным подписям лиц, от имени которых они учинены, но и признакипочерка лица, совершившего подделку.

N 3. Подготовка материалов для криминалистического исследования письма

Сравнительное  исследование письма, разрешение вопросов, связанных сустановлением автора и исполнителя документа, вызывает необходимость подбора(получения) образцов письма подозреваемых (проверяемых) лиц. Дляидентификации автора при этом подбираются образцы письменной речи, а дляидентификации исполнителя текста - образцы почерка проверяемого лица.Подбираемые образцы письма по своему происхождению могут быть свободными иэкспериментальными. Свободными образцами считаются рукописи, выполненные(составленные, написанные, отпечатанные на пишущей машинке) подозреваемым(проверяемым) самостоятельно, собственноручно, вне связи с расследованиемсобытия, в причинной связи с которым находится исследуемый документ. Этомогут быть материалы личного дела, доклады, отчеты, дневники, личные письмаи т. п. документы. Экспериментальные образцы - это тексты, выполненныеподозреваемым (проверяемым) в связи с расследованием дела, по предложениюследователя или лица, отбирающего их  в порядке оперативно-розыскногомероприятия. Получение экспериментальных образцов связано с необходимостьюпроверки написания подозреваемым (проверяемым) определенных выражений,отдельных слов, не встречающихся в документах - свободных образцах. Образцыписьменной речи на автороведческую экспертизу должны быть разнообразными посвоей тематике (желательно близкой к тематике исследуемого документа) изначительными по объему, чтобы в них могли проявиться привычные дляпроверяемого письменно-речевые навыки в употреблении языковых средств.Экспериментальные образцы при исследовании письменной речи могут бытьиспользованы лишь для проверки грамматических, но не лексических истилистических признаков в связи с тем, что последние будут нести информациюо письменной речи составителя экспериментального текста (следователя), а неего исполнителя. По времени выполнения свободные образцы должны быть какможно ближе ко времени появления исследуемого документа. Наиболее важно этов тех случаях, когда известно (или предполагается), что автором являетсялицо, продолжающее общеобразовательную учебу или специальную подготовку,поскольку в это время могут происходить значительные изменения в степениовладения правилами правописания, в обогащении активной лексикой. Образцы почерка на почерковедческую экспертизу в меньшей степениподвержены влиянию тематики. Тем не менее желательно, чтобы они былиразнообразными по своему назначению и тщательности выполнения. Наличиерукописей, написанных и аккуратным, и небрежным почерком, поможетразобраться в различных вариантах идентификационных признаков. При подбореобразцов почерка следует также иметь в виду, что они должны бытьпредставлены в оригинальном виде. Рукописные копии, сделанные другим лицом,для цели экспертизы не пригодны. Объем сравнительных образцов почерка долженбыть до статочным для выявления признаков графических навыков проверяемыхлиц. Для идентификации исполнителя документа пригодны как свободные, так иэкспериментальные образцы почерка. Для по лучения экспериментальных образцовсоставляется специальный текст, включающий проверяемые слова исловосочетания Диктовка подготовленного текста производится ровным,спокойным голосом, без пауз, без выделения интонацией частей текста, безакцентирования внимания на отдельных словах. В целях исключения возможностивнесения проверяемым искажений почерка отбор образцов желательно провестинесколько раз с перерывом в несколько дней. Некоторое своеобразиепредставляет собой подбор сравнительных образцов при исследовании подписейна подлинность. Это своеобразие объясняется тем что подпись может бытьвыполнена более или менее тщательно в зависимости от назначения документа,может содержать большее или меньшее количество письменных знаков фамилии.Поэтому у лица, от имени которого исполнена исследуемая подпись, должны бытьвзяты и тщательно выполненные, и небрежные  свободные образцы подписей надокументах различного характера, полные и сокращенные экспериментальныеподписи. От подозреваемого в подделке должны быть получены свободные образцыпочерка, свободные образцы его собствен ной подписи, экспериментальныеобразцы начертания фамилий (подписи) лица, от имени которого выполненаисследуемая подпись. Отбор экспериментальных образцов производитсянеоднократно с повтором с течение нескольких дней. Совокупность свободных иэкспериментальных   образцов позволит установить наличие или отсутствиеподделки подписи, способ подделки (подражание подлинной подписи,произвольное выполнение), и также не произведена ли подделка подозреваемымлицом.

Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.