Кафедра экономической теории и национальной экономики — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кафедра экономической теории и национальной экономики

2020-04-01 105
Кафедра экономической теории и национальной экономики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кафедра экономической теории и национальной экономики

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

ПО ТЕМЕ: КРАТКОСРОЧНОЕ И ДОЛГОСРОЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОНОПОЛИИ НА РЫНКЕ

                                                                                  

Выполнила: студент 2 курса, гр. ЭС-51

Ишимова Зоя

Проверила: Меньшикова Е.А.

                                       Хабаровск 2006

Содержание

Введение........................................................................................................ 3

ГЛАВА 1. Монополия: понятие, виды, ценообразование в монополии................. 5

1.1 Причины возникновения монополии.................................................................................................... 5

1.2 Понятие монополии как модели рынка, основные черты.................................................... 6

1.3 Ценообразование в монополии................................................................................................................. 9

1.4 Поведение монополии на рынке.............................................................................................................. 11

ГЛАВА 2. Государственное регулирование монополии..................................... 13

2.1 Ценовая дискриминация............................................................................................................................... 13

2.2 Антимонопольная политика..................................................................................................................... 15

2.3 Антимонопольная политика в России................................................................................................ 17

2.4 Функции антимонопольного органа в России.............................................................................. 32

Заключение.................................................................................................. 34

Список использованной литературы:............................................................. 36


Введение

Монополия – это исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – это сила, подрывающая конкуренцию и стихийный рынок. Абсолютная монополия, охватывающая всю экономику, полностью исключает механизм свободной рыночной конкуренции. В разных странах и в различные исторические периоды в экономике возникают различные виды монополий: естественные, легальные и искусственные.

Различают пять основных форм монополистических объединений. Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений: картели и синдикаты. Более сложные формы монополистических объединений возникли тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений, как трест.

Монополии, обладая исключительным положением, всюду устраняют конкурентов, разрушая тем самым нормальный рынок, снижают качество продукции, игнорируя достижения НТП, вызывают снижение общей эффективности производства.

Монополия экономики – серьезное препятствие для развития рынка, для которого более характерной является монополистическая конкуренция. Она предполагает смешение монополии и конкуренции. Монополистическая конкуренция представляет такую рыночную ситуацию, когда значительное число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. Каждое предприятие обладает относительно небольшой долей рынка, поэтому имеет ограниченный контроль над рыночной ценой. Наличие большого числа предприятий гарантирует, что тайный сговор, согласованные действия предприятий с целью ограничения объема производства и повышения цен почти невозможен. К числу важнейших экономических функций современного государства относится разработка и проведение антимонопольной политики. Ещё в прошлом веке во многих странах монополизм был квалифицирован как экономическое преступление против общества. Соответственно были приняты, принимаются и регулируются специальные законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков.


ГЛАВА 1. Монополия: понятие, виды, ценообразование в монополии.

Естественная монополия.

Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.). Существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары и меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.

Легальные (от лат. legalis – законный) монополии образуются на законном основании. К ним можно причислить такие формы монополистических организаций:

а) патентная система. Под патентом подразумевается свидетельство, выданное правительством страны гражданину на право исключительного пользования сделанным изобретением. Патентом также именуется документ, дающий право на занятие промыслом, торговлей.

б) авторские права, согласно которым интеллектуальные собственники получают исключительное право продавать или размножать свои произведения в течение всей жизни или какого-то периода;

в) торговые знаки – специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные товарные знаки).

Искусственные монополии.

Под этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:

а) создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;

б) ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистические объединения) доступ к источникам сырья и энергоносителям;

в) создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии;

г) применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства);

д) «забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой.

Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм:

картели -объединения ряда предприятий одной отрасли, сохраняющих производственную и коммерческую самостоятельность. При этом регламентируются объем (квоты) производимого продукта, условия реализации, цены;

синдикаты -объединения ряда предприятий одной отрасли, сохраняющих производственную деятельность, но теряющих коммерческую самостоятельность;

тресты -объединения собственности и управления ряда предприятий одной или нескольких отраслей с полной ликвидацией их производственной и коммерческой самостоятельности. Тресты, объединяющие предприятия разных отраслей, называются комбинатами;

концерны -объединения ряда предприятий различных отраслей, над которыми установлен единый финансовый контроль путем скупки их акций./9/

Перечисленные условия ведут к становлению и развитию рыночных структур несовершенной конкуренции. И одной из них, прямо противоположной типу рынка чистой конкуренции, является модель рынка чистой монополии.

 

1.3 Ценообразование в монополии.

Монопольная цена - особый вид цены, устанавливаемой под влиянием не только спроса и предложения, но и господства монополистов на рынке данного товара.

Монопольно высокой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:

1) эта цена превышает цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара (определяемому исходя из целей приобретения или продажи товара) и условиям доступа (далее - сопоставимый товарный рынок), устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке;

2) эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли./29, гл.1, ст.6/

 Монопольно низкой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена товара, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:

1) эта цена ниже цены, которую в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на таком сопоставимом товарном рынке;

2) эта цена ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов./29, гл.1, ст.7/

Если в условиях чистой конкуренции цена устанавливается извне, то в условиях чистой монополии фирма может влиять на цену. Производителя больше интересует не максимальная прибыль от единицы продукции, а совокупная прибыль, зависящая от количества реализованного товара, величины издержек на его единицу и цены.

Максимизируя прибыль, производитель регулирует объем выпускаемой продукции, фактически занижает его, влияет на цены, устанавливает более высокие. Следует принять во внимание, что часть материальных ресурсов отвлекается на поддержание условий, обеспечивающих монопольное положение на рынке. Отмеченные факторы не способствуют минимизации средних валовых издержек, ведут к меньшей эффективности распределения ресурсов, удовлетворения потребностей, к меньшей экономической эффективности.

Ценовая дискриминация.

Ценовая дискриминация - установление разных цен для отдельных покупателей на один и тот же товар при отсутствии различий в издержках фирмы, связанных с индивидуальным подходом к покупателям./2/

Дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами./29, гл.1, ст.4/

Максимизация прибыли заставляет искать различные способы, методы её достижения. Регулируя количество реализуемой продукции и влияя на цены, фирма получит больший валовой доход. Однако ограничение продажи - это определенный объем неудовлетворенного спроса, а значит, и потерянная часть прибыли. А если совокупный спрос на конкретную продукцию представить как сумму спроса отдельных групп потребителей, различающихся объемами доходов, и в соответствии с этим дифференцировать цены? Действительно, когда фирме удается определить для каждой группы потребителей свою цену, она получает от этого количества предельный доход.

Установление различных цен на разные единицы одного и того же продукта создает возможность равновесия цены и предельного дохода на каждой отдельной партии реализованного товара. Следовательно, одна группа потребителей может приобрести продукт по максимально высокой цене, другая – по цене ниже максимальной. Дальнейшая дифференциация цен ведет к увеличению продаж и появлению групп потребителей, которые раньше не могли приобрести данный вид продукта.  

В итоге все это способствует расширению рынка сбыта, ведет к увеличению объема продажи и валового дохода. Установление разных цен на один вид товара, когда разные группы покупателей приобретают одну и ту же продукцию по разной цене, называется ценовой дискриминацией.

В реальной практике ценовая дискриминация используется довольно широко и может принимать самые разнообразные формы. Можно использовать систему льгот, скидок для малообеспеченных и высокие цены для лиц с высокими доходами. Различия оптовых и розничных цен основываются на различиях в объемах реализуемого товара. Широко используется дифференциация цен в тарифах на телефонные услуги в дневное и вечернее время, в рабочие и выходные дни и т.д.

Представляется, что в условиях чистой монополии общество стоит перед необходимостью регулировать деятельность монополистических предприятий, разрабатывать и применять антимонопольное законодательство. Особо остро проблема контроля и ограничения возможных злоупотреблений проявляется на рынке, где функционируют естественные монополии.

Возможными направлениями воздействия на них являются государственная собственность и государственное регулирование, которые обеспечивают установление цен, равных средним валовым издержкам, распределение экономии от эффекта масштаба между потребителями и производителями.

Для того, что бы фирма-монополист смогла осуществлять ценовую дискриминацию, рынок должен отвечать двум условиям. Во-первых, покупатели в силу невозможности или неудобств не могут перепродавать купленную продукцию. Во-вторых, продавец должен быть в состоянии разделять покупателей на группы, исходя из учёта эластичности спроса на товары. После этого тем покупателям, спрос которых обладает высокой неэластичностью, будет предложена высокая цена, а тем, чей спрос эластичен - более низкая.

Антимонопольная политика.

Негативные моменты монополизма в экономике заставляют современные государства разрабатывать и проводить антимонопольную политику – комплекс мер государственной власти, направленных на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности, обеспечение всем хозяйствующим субъектам равных условий конкуренции и недопущение недобросовестной конкуренции.

Государственное антимонопольное регулирование экономики включает два связанных между собой направления:

1.Разработку и принятие специального антимонопольного законодательства;

2.Формирование системы органов, осуществляющих антимонопольное регулирование и контролирующих соблюдение антимонопольного законодательства.

Корни антимонопольного регулирования уходят в глубь веков. Первым антимонопольным законом общего характера, где впервые использовался и термин «монополия», принято считать конституцию о ценах императора Зенона (483 г.). В ней говорилось: «Мы приказываем, чтобы на одно лицо не позволило себе осмелиться осуществлять монополию на какой-либо вид одежды, или на рыбу, или на какую-либо вещь, служащую в качестве продовольствия или предназначенную для другого использования». В США с 1890 года действует антимонопольный закон Шермана. Согласно ему вне закона объявляется «всякий контракт и всякое объединение в форме треста либо в иной форме, а также тайное соглашение, направленное на ограничение торговли между штатами или с иностранными государствами».

В 1914 году был принят Закон Клейтона, основные положения которого:

а) запрещали практически все формы дискриминации в ценовой политике;

б) накладывали ограничения на реализацию и продажу товаров с принудительным ассортиментом;

в) запрещали слияние фирм за счет приобретения акций конкурентов, если такие действия уменьшали конкурентную борьбу;

г) запрещали совмещение должностей в советах директоров различных фирм и деловых предприятий.

Принятые законы регулируют следующие узловые вопросы: фиксация цен, слияние фирм и предприятий и ограничения в этой сфере, дискриминация цен.

В экономической и юридической литературе по антимонопольному регулированию экономики принято различать две основные его модели: американскую и европейскую.

Американская модель строится на принципе запрещения монополии как структурной единицы независимо от социально-экономических последствий её деятельности. Сторонники такого подхода, который получил наименование структуралистского, утверждают, что отрасль, имеющая монополистическую структуру, и вести себя будет как монополист. Следовательно, экономические действия отраслей с монополистической структурой обязательно будут негативными и с общественной точки зрения и должны попадать под действие антимонопольного законодательства. В данной модели антимонопольного регулирования предполагаются в основном форма правоприменительного процесса и судебное преследование нарушителей.

Европейская модель, в отличие от американской, делает упор на принцип контроля за злоупотреблениями. Такой подход, называемый бихевиористским, акцентирует внимание не на структуре отрасли, а на поведении отдельных хозяйствующих субъектов. В этой модели используется правило разумного подхода, которое провозглашает незаконной не всякую монополию, а лишь ту, социально-экономические последствия которой имеют для общества негативный характер. Такой подход требует создания специальной системы административных органов, призванных постоянно анализировать и контролировать состояние конкуренции на различных рынках. В случае необходимости эти органы используют корректирующие, регулирующие и запретительные меры преимущественно административного характера.

В последнее десятилетие различия между этими двумя моделями уменьшаются. При этом их сближение идет в сторону европейской модели, когда антимонопольное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов осуществляется не только на основе их относительных и абсолютных размеров, сколько с учетом социально-экономических последствий их деятельности для общества.

Заключение.

Монополия (от моно – один и греч. poleo – продажа) исключительное право в определенной области, государства, организации, фирмы.

Монополия– крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

Чистая монополия характеризуется следующими чертами:

-наличие на рынке, в отрасли единственного производителя определенного вида продукта;

-вступление других производителей на данный рынок заблокировано.

Монополист имеет возможность, изменяя выпуск продукции, влиять на её цену. В то же время можно, изменяя цену, влиять на объем выпускаемой продукции. Определяющим в выборе вариантов является стремление максимизировать валовой продукт.

Анализ поведения производителя в условиях чистой конкуренции показал, что максимизировать доход можно при достижении равенства предельных издержек предельному доходу. Это положение действует и в чистой монополии. Монополисты производят продукцию до того объёма, пока предельные издержки не будут превышать предельный доход. Точка равенства предельных издержек и предельного дохода является показателем оптимального объема производимого продукта.

Основным методом государственного регулирования монополии является антимонопольная политика, которая формировалась на протяжении многих веков. В настоящее время выделяют два основных направления воздействия на монополии со стороны государства: государственная собственность и государственное регулирование. Эти методы обеспечивают установление цен, распределение экономии от эффекта масштаба между потребителями и производителями.


Список использованной литературы:

1.  1000 терминов и понятий рыночной экономики/ А.А.Амбарцумов, Ф.Ф Стерликов.-М.:Крон-пресс, 1993.-301с.

2. Это – бизнес: толковый словарь экономэкономических терминов/ Коноплицкий В., Филина А. - Киев, 1996.-287с.

3. http://www.bankreferatov.ru

4. http://www.eup.ru

5. http://www.referat.ru

6. Государственное регулирование рыночной экономики// под ред. Н.А. Волкова.-М.: Издательство Моск.гуман.университета, 1999.-456с.

7. Государственное регулирование экономики в регионе: курс лекций для студентов экономических специальностей/ С.М. Климов.-М.: ИНФРА-М, 2001.-325с.

8. Государственное регулирование экономики/ М.И. Кныш, Ю.П. Тютиков.-М.: ВЛАДОС, 1998.-235с.

9. Государственное регулирование экономики: учебник для вузов/ под общ. ред.: В. И. Кушлина, Н.А. Волгина.-М.: БЕК, 2001.-452с.

10. Лучшие рефераты по государственному регулированию экономики и налогообложению: сборник: [для студентов ВУЗов]/ [составитель Э.Г. Нестерова].- Ростов-н/Д: Феникс, 2002.-288с.

11. Монополистическое ценообразование: проблемы и закономерности/ С.М. Никитин, Е.С. Гладова, Г.В. Чернявская и др.; отв. ред. С.М. Никитин.-М.: Наука, 1980.-382с.

12.  О естественных монополиях. Федеральный закон РФ от 17.08.1995г. № 147-Ф3// Экономика и жизнь.-1995.-№35.

13.  Основы рыночной экономики/ под ред. В.Д. Камаева.-М.: ВЛАДОС, 2002.-160с.

14.  Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики/ Л.И. Абалкин.-М.: МИК, 1996.-320с.

15.  Российская газета. 1997.

16.  Ценообразование/ И.К. Салимжанов.-М.: Финстатинформ-КноРус, 1999.-304с.

17. Ценообразование: конспект лекций/ И.В. Романенко.-СПб.: Издательство Михайлова В.А.,2000.-64с.

18. Ценообразование: учеб. пособие для вузов (спец. «Финансы и кредит»)/ под ред. Г.А. Тактарова.-М.: Финансы и статистика, 2005.-176с.

19. Ценообразование: учебное пособие для вузов/ В.А. Слепов.-М.: ФБК-Пресс, 2001.-152с.

20. Ценообразование: учебное пособие/ Г.А. Горина.-М.: Люкс-Арт, 1996.-72с.

21. Ценообразование: учебное пособие/ Ф.И. Биншток.-М.: ИНФРА-М, 2001.-197с.

22. Ценообразование: учебно-практическое пособие/ П.Н. Щупляк.-М.: Дашков и Ко, 1999.-152с.

23.  Цены и ценообразование: учебник для вузов/ под ред. В.Е. Есипова.- СПб.: ПИТЕР, 2004.-560с.

24.  Цены и ценообразование: учебное пособие/ Т.А. Слепнева.-М.: ИНФРА-М, 2001.-200с.

25.  Цены. Ценообразование. Ценовая политика/ Э.А. Уткин.-М.: ЭКМОС, 2000.-224с.

26.  Экономика. Высшее образование/ С.С. Ильин, Т.И. Васильева.-М.: СЛОВО: АСТ, 1999.-544с.

27.  Экономика: учебник/ под. ред. А.С. Булатова.-М.: БЕК, 1997.-345с.

28.  Экономическая теория: учебник для вузов/ под ред. Н.И. Грязновой.-М.: Изд.-во МГТУ, 1998.-305с.

29. О защите конкуренции. Федеральный закон РФ от 8 июля 2006г.

 

Кафедра экономической теории и национальной экономики

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.