Колокольня Ивана Великого Московского Кремля - средоточие Кремлевского архитектурного ансамбля — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Колокольня Ивана Великого Московского Кремля - средоточие Кремлевского архитектурного ансамбля

2020-04-01 202
Колокольня Ивана Великого Московского Кремля - средоточие Кремлевского архитектурного ансамбля 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 XIV—XV века
    • 1.2 XVI—XVIII века
    • 1.3 XIX век
    • 1.4 XX век
  • 2 Современность
  • 3 Колокола
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

История

XIV—XV века

В 1329 году по велению московского князя Ивана Калиты на Боровицком холме была построена церковь типа «иже под колоколы»[2]. Она получила имя византийского богослова VI-VII веков Иоанна Лествичника — тезоименного святого князя, автора учения о духовном восхождении и трактата «Лествица» [3]. Из сообщений летописи следует, что церковь была построена за три месяца. Это дало учёным повод предположить, что размер храма был небольшим[4].

По мнению ряда историков, в том числе Ивана Забелина, храм был построен по обету после удачного похода московских войск на Псков, где скрывался тверской князь Александр Михайлович[5].

Храм Иоанна Лествичника является первым известным исследователям каменным храмом под звоном, первой столпообразной церковью-колокольней и первым храмом, построенным между двумя соборами[6].

По данным археологических раскопок историка Вольфганга Кавельмахера, форма храма XIV века напоминала более ранние армянские храмы «под колоколы». Здание было восьмигранным снаружи и крестообразным внутри, с полукруглой апсидой в восточной части креста и арками под колокола во втором ярусе. Подобные конструкции сохранились в церквях Спасо-Каменного и Троицкого Болдина монастырей[7].

Храм имел форму относительно правильного восьмиугольника с полуколонками на углах. «Диаметр по внешним стенам по оси север-юг равнялся 8,5 метрам. Очевидно, длина храма по оси восток-запад была несколько больше, но не превышала 9 метров. Длина промежутка стен между полуколонками колебалась от 310 до 360 сантиметров. Внутреннее пространство церкви без учета помещения алтаря было невелико и представляло собой пространство примерно 5 на 5 метров. Толщина стен церкви варьировалась в зависимости от конкретного места и могла достигать в максимуме до 150 сантиметров. Что касается высоты постройки, то здесь нет каких-либо определенных данных»[6].

Первый храм Иоанна Лествичника простоял более 170 лет[8]. Известно, что в эпоху княжения Симеона Гордого он был расписан и для него отлили пять колоколов[4].

XVI—XVIII века

Шествие 3 мая 1613 года по территории Московского Кремля в Успенский собор. Миниатюра из Книги об избрании на превысочайший престол. 1672—1673 гг.
Изображение Максима Блаженного на фоне красной колокольни, XVIII век

В 1505 году старая церковь была разобрана. К востоку от неё приглашённый итальянский архитектор Бон Фрязин построил новый храм в честь великого князя Ивана Великого. Строительство завершилось в 1508 году. Колокольню 60 метров высотой венчал купол (по другой версии — кирпичный шатёр)[4][9][10].

Того же лета [1508 год] свершиша церковь святаго Архангела Михаила на площади и Иоанн святый иже под колоколы и Иоанн святый Предтеча у Боровитских ворот, а мастер церквам Алевиз Новый, а колоколници Бон Фрязин[11].

Созданная Боном Фрязином постройка оказалась уникальной по своей прочности. Долгое время учёные считали, что фундамент колокольни Ивана Великого доходит в глубину до уровня Москвы-реки. При более детальном исследовании оказалось, что архитектор углубил дубовые сваи всего на глубину 4,3 метра, при этом они были поставлены одна к другой и покрыты сверху белым камнем[12]. Благодаря сохранению подземных вод сваи находятся в воде: это спасло их от гниения[13][12]. Диаметр площади фундамента составляет 25 метров[14]. Над фундаментом расположен ступенчатый белокаменный стилобат[15]. Толщина стен первого яруса достигает 5 метров[16].

Колокольня Ивана Великого стала примером заимствования итальянской традиции отдельно стоящих колокольных башен — кампанил — в русской архитектуре[17]. Кирпичи, из которых сложены ярусы колокольни, побелены снаружи и внутри. Но так было далеко не всегда. По свидетельствам опричника Генриха фон Штадена, автора книги «Записки о Московии», в эпоху Ивана Грозного колокольня была «красной башней» (возможно, такой цвет ей придавал красный неоштукатуренный кирпич). В то же время московский архитектор XVIII века Иван Мичурин помнил её выкрашенной в белый цвет[18].

В 1540-е годы по проекту итальянского архитектора Петрока Малого была построена прямоугольная звонница на северной стороне храма. По мнению историка архитектуры, профессора Московского архитектурного института Сергея Подъяпольского, Петрок построил рядом с колокольней не звонницу, а церковь Воскресения Христова. Её строительство завершилось уже после отъезда зодчего из Русского царства в 1552 году[19]. Строительство звонницы велось в «стенообразном виде» — ввысь и вширь, что было похоже на звонницы Пскова и Новгорода. Стены были прочными, их толщина составляла около трёх метров. Такая конструкция позволяла разместить на этажах звонницы тяжёлые колокола[20].

В 1600 году, во время правления Бориса Годунова, русский зодчий Фёдор Конь надстроил третий ярус колокольни. Толщина стен надстроенного яруса была всего в три кирпича. Здание достигло высоты 81 метра и стало самым высоким в Москве, что и определило название «Иван Великий»[21][22][23]. По завершении строительства глава и крест были ярко позолочены, под ними появилась надпись из позолоченных медных букв[24]:

Изволением святыя Троицы повелением великого государя царя и великого князя Бориса Федоровича всея Руси самодержца и сына его благоверного великого государя царевича князя Федора Борисовича всея Руси сий храм совершен и позлащен во второе лето государства их р҃и҃ [* 1] [25]

.

После смерти Бориса Годунова и убийства его сына Фёдора наёмниками Лжедмитрия надпись была замазана штукатуркой и восстановлена только при Петре I[26]. Согласно легенде, в период Смуты в завершении колокольни Лжедмитрий I собирался организовать костёл для придворных Марины Мнишек[27].

Панорама Ивановской площади конца XVIII — начала XIX века Фёдора Алексеева

Церковь, простоявшая до середины XVII века, упоминается в свидетельствах иностранцев, побывавших в Москве. О ней писали в воспоминаниях опричник Генрих фон Штаден и немецкий путешественник Адам Олеарий, державший путь в Персию через Москву в 1624 году. Между храмом и колокольней располагался большой колокол. Рядом находилась деревянная звонница с ещё одним огромным колоколом, отлитым в эпоху Бориса Годунова. В XVII веке храм был преобразован в четырёхъярусную звонницу, так как существующие постройки уже не могли вместить все колокола. Новая церковь была названа Успенской[19].

В 1624 году по проекту архитектора Бажена Огурцова была создана Филаретова пристройка. Она получила имя в честь патриарха Филарета, отца первого царя из рода Романовых — Михаила Фёдоровича. Под карнизом пристройки находилась надпись о сооружении здания «по указу Михаила Феодоровича всея Русии самодержца, по благословению и по совету святейшего патриарха Филарета Никитича», которая была утрачена в начале XIX века[19]. Автором шатра Филаретовой пристройки стал английский архитектор Джон Талер, работавший в Русском государстве в эпоху Алексея Михайловича[28].

Окончательно архитектурный ансамбль колокольни Ивана Великого сформировался к концу XVII века. К этому времени она стала одним из главных символов Москвы[21]. Колокольня использовалась как главная дозорная башня Кремля. С неё открывался вид на город и окрестности, и приближение войск противника к столице можно было увидеть за 30 километров[13]. Высота колокольни была увековечена и в фольклоре: о высоком человеке говорили «вырос детинушка с Ивана Великого»[29]. Значимые события — рождение наследника престола, венчание нового государя, военные победы — сопровождались звоном колоколов, который было слышно на всю Москву. Отсюда возникло выражение «во всю Ивановскую» — «громко, во весь голос»[21].

Попытки строительства зданий выше колокольни Ивана Великого долгое время терпели поражение. В 1707 году была построена Меншикова башня высотой 84,3 метра, однако в 1723 году в её шпиль ударила молния, уничтожившая верхнюю часть здания. Впоследствии появилась легенда о якобы существовавшем запрете на строительство колоколен выше «Ивана Великого». О таком указе упоминают некоторые исследователи, но в настоящее время эта гипотеза не подтверждена документально[15][30]. До строительства в 1860 году Храма Христа Спасителя колокольня продолжала быть самым высоким зданием Москвы[31].

XIX век

Вид колокольни и звонницы до взрыва французами, 1805

Вид с колокольни на Садовники и Котельники, 1850—1860-е

Во время Отечественной войны 1812 года между Российской империей и наполеоновской Францией солдаты французской армии разграбили Кремль, в том числе колокольню и храм. Во время оккупации Москвы войсками Наполеона в нижнем ярусе колокольни находился штаб генерала Лористона. По приказу Наполеона с колокольни был снят позолоченный железный крест, установленный годом ранее на месте креста конца XVII века (времён царевны Софьи Алексеевны). Французский император собирался поставить его на крыше Дома инвалидов в Париже[21][24][26][32]. Согласно легенде, снимать крест французским войскам мешала стая ворон. Москвичи верили, что пока крест стоит на колокольне, город не будет сдан противнику. Таким образом, его снятие символизировало взятие Москвы[33].

Во время устроенного французами пожара в Москве 1812 года и минирования Кремля Успенская звонница и Филаретова пристройка были разрушены до основания. Колокольня Ивана Великого устояла, однако на верхнем ярусе образовалась трещина. По воспоминаниям современников, здание выглядело «как сирота»[34][35].

Существовала легенда, что крест был вывезен французами из Москвы и затоплен в одном из озёр при отступлении[36]. Такая гипотеза неоднократно встречалась в мемуарах французских военных наполеоновской эпохи. На самом деле обломки креста были найдены 5 марта 1813 года синодальным ризничим Зосимой под талым снегом около Успенского собора. Об этом обер-прокурору Синода князю Александру Голицыну 10 марта того же года доложил московский архиепископ Августин (Виноградский). Опровержение информации о вывозе креста из Москвы за подписью «Кремлёвский житель», исходившее от «почтенной духовной особы», было опубликовано в № 1 журнала «Вестник Европы» за 1813 год[37]. После 1812 года на главе колокольни установили новый восьмиконечный железный крест, покрытый медными позолоченными листами. На верхней перекладине были вырезаны слова «Царь Славы»[38].

После окончания войны за восстановление зданий взялись архитекторы Экспедиции кремлёвского строения. Восстановлением звонницы и Филаретовой пристройки занимался архитектор швейцарского происхождения Доменико Жилярди по проекту Ивана Еготова и Луиджи Руски. Для отделки отреставрированных зданий использовался белый камень, в верхней части звонниц изменились декоративные элементы. На колокольне был установлен новый крест с надписью «Царь Славы»[39][40][41]. В 1849—1852 годах по проекту Константина Тона у западного фасада звонницы было пристроено крыльцо[42].

В 1895—1897 годах колокольня Ивана Великого была отреставрирована архитектором Сергеем Родионовым[43].

XX век

Внешние изображения

Колокольня Ивана Великого

Картина Аристарха Лентулова «Звон - Колокольня Ивана Великого»[44] Колокольня Ивана Великого после обстрела в 1917 году[45]

Музейные интерьеры колокольни, 2014

В начале XX века колокольня привлекала внимание деятелей искусства. В 1913 году французский писатель Анатоль Франс планировал подняться на неё во время своего визита в Москву, но потом отказался от этой идеи из-за отсутствия лифта[46]. Русский художник-авангардист Аристарх Лентулов изобразил её на своей картине «Звон — Колокольня Ивана Великого» в 1915 году[44].

До 1917 года богослужения в церкви Иоанна Лествичника совершались ежедневно[34]. Во время обстрела Кремля в ходе вооружённого восстания в Москве пострадала часть исторических построек. Масштаб повреждений не оценён до сих пор[47]. По воспоминаниям епископа Петропавловского и Камчатского Нестора, колокольня Ивана Великого была повреждена снарядами с восточной и юго-восточной сторон, по стенам было видно много выбоин и пулевых ран[45].

К 1918 году на территории Московского Кремля проживало более 2000 человек, граждан новой Советской республики, в том числе лично Владимир Ленин. Жилые помещения располагались и на колокольне Ивана Великого[48].

После Октябрьской революции колокола Ивана Великого последний раз звонили на Пасху и Успение в 1918 году, когда кремлёвские соборы открывали по личной просьбе патриарха Тихона. После этого колокольные звоны были запрещены. Согласно городской легенде, в 1950-е или 1960-е годы кто-то из солдат попытался нарушить этот запрет, после чего языки колоколов приковали[49].

В первые месяцы Великой Отечественной войны, с июня по сентябрь 1941 года, в помещении Успенской звонницы находился командный пункт Кремлёвского полка. Рядом, внутри Царь-колокола, располагался узел связи[50].

После войны церковь решили переоборудовать под музей. В Успенской звоннице открылся выставочный зал музея Московского Кремля, где экспонируются произведения искусства из кремлёвских фондов и других известных музеев[51].

Периоды, когда колокольня была самым высоким зданием Москвы

Предшественник: Успе́нский собор Московского Кремля Самое высокое здание в Москве 60 м 1508—1561 Преемник: Храм Василия Блаженного
Предшественник: Храм Василия Блаженного Самое высокое здание в Москве надстроена до высоты 81 м 1600—1707 Преемник: Меншикова башня
Предшественник: Меншикова башня, удар молнии уничтожил верхнюю часть в 1723 году Самое высокое здание в Москве 81 м 1723—1858 Преемник: Храм Христа Спасителя
Предшественник: Храм Христа Спасителя, взорван в 1931 году Самое высокое здание в Москве 81 м 1931—1952 Преемник: Жилой дом на Котельнической набережной

Современность

Колокольные звоны в Московском Кремле возобновились на Пасху 1992 года. Колокола к звонам допустили после экспертизы учёных, сначала их запустили на втором, а потом и на третьем ярусе колокольни. В 1993 году впервые с 1918-го зазвонил крупнейший из колоколов — Успенский, но его используют редко, потому что язык колокола весит около 2 тонн и нуждается в регулировке для сокращения числа звонарей[49]. В настоящее время звоны совершаются во время всех богослужений в соборах Московского Кремля и во время развода кремлёвских караулов[52].

В декабре 2008 года колокольне Ивана Великого исполнилось 500 лет. Тогда же была проведена реставрация интерьеров, открылись смотровая площадка и музей истории Кремля[53]. Второй по высоте звонницей в Москве является Новоспасская, открытая после реставрации в сентябре 2017 года. Её высота составляет 80 метров[54].

Колокола

Колокола звонницы, 2005

Колокольня Ивана Великого и звонница. Монета Банка России — Серия: «Памятники архитектуры России», 3 рубля, серебро, 1993 год

Всего на колокольне Ивана Великого расположено 34 колокола. Русский учёный, писатель и сенатор XIX века Алексей Малиновский писал о звоне Ивановской колокольни: «Когда звонят во все колокола, то все близкое к звукам их приходит в такое сотрясение, что кажется, будто и земля дрожит». Почти все они были перелиты, но сохранили свои исторические названия. На Успенской звоннице и Филаретовой пристройке действует три колокола[55].

Основные колокола ансамбля

  • Успенский (масса — 65 тонн 320 кг) — самый большой действующий колокол России, также считается лучшим по тону и звуку. Воссоздан литейщиками Яковом Завьяловым и Русиновым (имя мастера не сохранилось) в 1817—1819 годах из колокола 1760 года весом 58 тонн 165 кг, повреждённого во время взрывов в Кремле в 1812 году[56]. Колокол украшен шестью горельефными портретами членов императорской семьи и рельефными иконами над ними. Имя скульптора осталось неизвестным[57].
  • Реут, или Ревун (масса — 32 тонны 760 кг) — изготовлен по указу царя Михаила Федоровича в 1622 году мастером Андреем Чоховым, известным как автор Царь-пушки[58]. После взрыва французскими войсками у колокола отвалились уши, но благодаря искусной реставрации его звон не изменился[59]. В 1855 году во время торжественного звона по случаю восхождения на престол Александра II колокол сорвался с перекладины, пробил пять этажей и убил несколько человек. Его подняли и поставили на место[56].
  • Великопостный, или Семисотный (масса — 13 тонн 71 кг) — расположен на Филаретовой пристройке. Изготовлен в XVIII веке мастером Иваном Моториным[56], украшен орнаментами в стиле барокко и скульптурными ликами ангелов[57].

Колокола нижнего яруса

  • Медведь (масса — 7 тонн 223 кг) — древнейший из сохранившихся до наших дней колоколов. Получил своё название за мощный голос и низкое звучание. Отлит в 1501 году Иваном Алексеевым и перелит в 1775 году Семёном Можжухиным[60].
  • Лебедь (масса — 7 тонн 371 кг) — получил название за звон, напоминающий лебединый крик. Впервые отлит в XVI веке, в эпоху княжения Василия III. Перелит Семёном Можжухиным из старого колокола в 1775 году с сохранением прежней формы и надписи[60][10].
  • Новгородский (масса — 6 тонн 880 кг) — впервые отлит при Иване Грозном для Новгородского Софийского собора. Затем был перевезён в Москву и перелит мастером Иваном Моториным в эпоху императрицы Анны Иоанновны[60]. На орнаменте колокола изображены апостолы Пётр и Павел, держащие свиток с видом Петропавловской крепости[61].
  • Широкий (масса — около 5 тонн) — отлит в 1679 году мастерами Василием и Яковом Леонтьевыми[60]. Орнамент колокола напоминает скань[61].
  • Cлободской (масса — чуть более 5 тонн[60]) — отлит в 1641 году, автор неизвестен[61].
  • Ростовский (масса — 3 тонны 276 кг[60]) — отлит в 1687 году. Изначально предназначался для Белогостицкого монастыря под Ростовом. Украшен изображениями крылатых существ, надпись на колоколе свидетельствует об одновременном царствовании трёх русских правителей — царей Ивана V и Петра I и царевны Софьи[61].

Колокола второго яруса

  • Корсунский — 1554 года, мастер Нестор Псковитинов, привезён из Херсона.
  • Немчин — 1550 года, изготовлен европейским мастером и привезён в период Ливонской войны.
  • Новый Успенский — 1679 года, мастер Фёдор Моторин.
  • Даниловский — 1678 года, мастер Фёдор Моторин, изначально отлит для собора Живоначальной Троицы Свято-Троицкого Данилова монастыря в Переславле-Залесском.
  • Ляпуновский — 1698 года, мастер — стольник Андрей Ляпунов.
  • Марьинский — 1668 года, отлит в память о боярскойчете Бориса и Марии Морозовых.
  • Глухой — 1621 года, мастера Андрей Чохов и Игнатий Максимов.
  • Первый безымянный — XVI века, авторство иногда приписывается Нестору Псковитинову.
  • Второй безымянный — 1687 года, мастер Филипп Андреев[62].
  • Архангельский (XVII век) и безымянный колокол (предположительно XVIII век) — не участвуют в звонах[62].

Третий ярус образуют колокола XVII века меньшего размера: Родионовский (1647 год), колокол авторства Андрея Чохова (1621 год) и колокол авторства Филиппа Андреева (1687 год)

Строительство колокольни

В 1532 году было принято решение пристроить к зданию храма Ивана великого большую колокольню. Эту задачу возложили на итальянского зодчего Петрока Малого Фрязина. Архитектор с задачей справился, пристроив к храму звонницу вместе с церковью, которую назвали в честь Воскресения Господня. В этой церкви был установлен колокол весом в тысячу пудов (более 1.5 килотонн), названный «Благовестник». Храм расположили на 3-ем ярусе всего архитектурного комплекса, причем для того, чтобы в него попасть, была сооружена специальная лестница. В начале 17 века по инициативе Михаила Романова церковь Воскресения Господня трансформируют в Успенскую звонницу. А в 30-е годы того же века в период патриаршествования отца Филарета храм Ивана Великого дополняется ещё одним строением - пристройкой с шатром из черепицы и пирамидками из белого камня. Пристройка в честь патриарха была названа Филаретовской.

Колокол Ревун

Еще один большой колокол называется Реут (или Ревун), его вес в 2 раза меньше Успенского: 32 тонны 760 кг. Колокол гораздо древнее Успенского - в 1622 году Ревун отлил мастер Андрей Чехов.

Семисотный колокол

В 18 веке русским литейщиком И. Моториным был отлит ещё один колокол для колокольни Ивана Великого - Вседневный или Семисотный. Он тоже висит на Филаретовской пристройке и весит ни много ни мало 13 тонн 71 килограмм.

Конечно, он самый маленький по сравнению с предыдущими 2-мя, но в то же время такой 13-тонный колокол сразу стал бы достопримечательностью, помести его в другие города мира.

И остальные..

Оставшиеся 18 колоколов располагаются на среднем и нижним ярусах колокольни. В нижнем ярусе подвешены 6 колоков, названия которых приведены ниже:

  • 1. Лебедь
  • 2. Медведь (вседневный колокол)
  • 3. Широкий
  • 4. Новгородский
  • 5. Ростовский
  • 6. Слободский

В среднем ярусе имеется 9 колоколов. Два из них с одинаковым названием Корсунские отличаются беловатым цветом. Названия остальных семи перечислены далее:

Купола колокольни

  • 1. Новый (переименован из Успенского);
  • 2. Немчин
  • 3. Безымянный
  • 4. Даниловский
  • 5. Глухой
  • 6. Корсунский (не относящийся к ранее названным)
  • 7. Марьинский

Что касается верхнего яруса колокольни Ивана Великого, то там находятся 3 колокола без названия.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 XIV—XV века
    • 1.2 XVI—XVIII века
    • 1.3 XIX век
    • 1.4 XX век
  • 2 Современность
  • 3 Колокола
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

История

XIV—XV века

В 1329 году по велению московского князя Ивана Калиты на Боровицком холме была построена церковь типа «иже под колоколы»[2]. Она получила имя византийского богослова VI-VII веков Иоанна Лествичника — тезоименного святого князя, автора учения о духовном восхождении и трактата «Лествица» [3]. Из сообщений летописи следует, что церковь была построена за три месяца. Это дало учёным повод предположить, что размер храма был небольшим[4].

По мнению ряда историков, в том числе Ивана Забелина, храм был построен по обету после удачного похода московских войск на Псков, где скрывался тверской князь Александр Михайлович[5].

Храм Иоанна Лествичника является первым известным исследователям каменным храмом под звоном, первой столпообразной церковью-колокольней и первым храмом, построенным между двумя соборами[6].

По данным археологических раскопок историка Вольфганга Кавельмахера, форма храма XIV века напоминала более ранние армянские храмы «под колоколы». Здание было восьмигранным снаружи и крестообразным внутри, с полукруглой апсидой в восточной части креста и арками под колокола во втором ярусе. Подобные конструкции сохранились в церквях Спасо-Каменного и Троицкого Болдина монастырей[7].

Храм имел форму относительно правильного восьмиугольника с полуколонками на углах. «Диаметр по внешним стенам по оси север-юг равнялся 8,5 метрам. Очевидно, длина храма по оси восток-запад была несколько больше, но не превышала 9 метров. Длина промежутка стен между полуколонками колебалась от 310 до 360 сантиметров. Внутреннее пространство церкви без учета помещения алтаря было невелико и представляло собой пространство примерно 5 на 5 метров. Толщина стен церкви варьировалась в зависимости от конкретного места и могла достигать в максимуме до 150 сантиметров. Что касается высоты постройки, то здесь нет каких-либо определенных данных»[6].

Первый храм Иоанна Лествичника простоял более 170 лет[8]. Известно, что в эпоху княжения Симеона Гордого он был расписан и для него отлили пять колоколов[4].

XVI—XVIII века

Шествие 3 мая 1613 года по территории Московского Кремля в Успенский собор. Миниатюра из Книги об избрании на превысочайший престол. 1672—1673 гг.
Изображение Максима Блаженного на фоне красной колокольни, XVIII век

В 1505 году старая церковь была разобрана. К востоку от неё приглашённый итальянский архитектор Бон Фрязин построил новый храм в честь великого князя Ивана Великого. Строительство завершилось в 1508 году. Колокольню 60 метров высотой венчал купол (по другой версии — кирпичный шатёр)[4][9][10].

Того же лета [1508 год] свершиша церковь святаго Архангела Михаила на площади и Иоанн святый иже под колоколы и Иоанн святый Предтеча у Боровитских ворот, а мастер церквам Алевиз Новый, а колоколници Бон Фрязин[11].

Созданная Боном Фрязином постройка оказалась уникальной по своей прочности. Долгое время учёные считали, что фундамент колокольни Ивана Великого доходит в глубину до уровня Москвы-реки. При более детальном исследовании оказалось, что архитектор углубил дубовые сваи всего на глубину 4,3 метра, при этом они были поставлены одна к другой и покрыты сверху белым камнем[12]. Благодаря сохранению подземных вод сваи находятся в воде: это спасло их от гниения[13][12]. Диаметр площади фундамента составляет 25 метров[14]. Над фундаментом расположен ступенчатый белокаменный стилобат[15]. Толщина стен первого яруса достигает 5 метров[16].

Колокольня Ивана Великого стала примером заимствования итальянской традиции отдельно стоящих колокольных башен — кампанил — в русской архитектуре[17]. Кирпичи, из которых сложены ярусы колокольни, побелены снаружи и внутри. Но так было далеко не всегда. По свидетельствам опричника Генриха фон Штадена, автора книги «Записки о Московии», в эпоху Ивана Грозного колокольня была «красной башней» (возможно, такой цвет ей придавал красный неоштукатуренный кирпич). В то же время московский архитектор XVIII века Иван Мичурин помнил её выкрашенной в белый цвет[18].

В 1540-е годы по проекту итальянского архитектора Петрока Малого была построена прямоугольная звонница на северной стороне храма. По мнению историка архитектуры, профессора Московского архитектурного института Сергея Подъяпольского, Петрок построил рядом с колокольней не звонницу, а церковь Воскресения Христова. Её строительство завершилось уже после отъезда зодчего из Русского царства в 1552 году[19]. Строительство звонницы велось в «стенообразном виде» — ввысь и вширь, что было похоже на звонницы Пскова и Новгорода. Стены были прочными, их толщина составляла около трёх метров. Такая конструкция позволяла разместить на этажах звонницы тяжёлые колокола[20].

В 1600 году, во время правления Бориса Годунова, русский зодчий Фёдор Конь надстроил третий ярус колокольни. Толщина стен надстроенного яруса была всего в три кирпича. Здание достигло высоты 81 метра и стало самым высоким в Москве, что и определило название «Иван Великий»[21][22][23]. По завершении строительства глава и крест были ярко позолочены, под ними появилась надпись из позолоченных медных букв[24]:

Изволением святыя Троицы повелением великого государя царя и великого князя Бориса Федоровича всея Руси самодержца и сына его благоверного великого государя царевича князя Федора Борисовича всея Руси сий храм совершен и позлащен во второе лето государства их р҃и҃ [* 1] [25]

.

После смерти Бориса Годунова и убийства его сына Фёдора наёмниками Лжедмитрия надпись была замазана штукатуркой и восстановлена только при Петре I[26]. Согласно легенде, в период Смуты в завершении колокольни Лжедмитрий I собирался организовать костёл для придворных Марины Мнишек[27].

Панорама Ивановской площади конца XVIII — начала XIX века Фёдора Алексеева

Церковь, простоявшая до середины XVII века, упоминается в свидетельствах иностранцев, побывавших в Москве. О ней писали в воспоминаниях опричник Генрих фон Штаден и немецкий путешественник Адам Олеарий, державший путь в Персию через Москву в 1624 году. Между храмом и колокольней располагался большой колокол. Рядом находилась деревянная звонница с ещё одним огромным колоколом, отлитым в эпоху Бориса Годунова. В XVII веке храм был преобразован в четырёхъярусную звонницу, так как существующие постройки уже не могли вместить все колокола. Новая церковь была названа Успенской[19].

В 1624 году по проекту архитектора Бажена Огурцова была создана Филаретова пристройка. Она получила имя в честь патриарха Филарета, отца первого царя из рода Романовых — Михаила Фёдоровича. Под карнизом пристройки находилась надпись о сооружении здания «по указу Михаила Феодоровича всея Русии самодержца, по благословению и по совету святейшего патриарха Филарета Никитича», которая была утрачена в начале XIX века[19]. Автором шатра Филаретовой пристройки стал английский архитектор Джон Талер, работавший в Русском государстве в эпоху Алексея Михайловича[28].

Окончательно архитектурный ансамбль колокольни Ивана Великого сформировался к концу XVII века. К этому времени она стала одним из главных символов Москвы[21]. Колокольня использовалась как главная дозорная башня Кремля. С неё открывался вид на город и окрестности, и приближение войск противника к столице можно было увидеть за 30 километров[13]. Высота колокольни была увековечена и в фольклоре: о высоком человеке говорили «вырос детинушка с Ивана Великого»[29]. Значимые события — рождение наследника престола, венчание нового государя, военные победы — сопровождались звоном колоколов, который было слышно на всю Москву. Отсюда возникло выражение «во всю Ивановскую» — «громко, во весь голос»[21].

Попытки строительства зданий выше колокольни Ивана Великого долгое время терпели поражение. В 1707 году была построена Меншикова башня высотой 84,3 метра, однако в 1723 году в её шпиль ударила молния, уничтожившая верхнюю часть здания. Впоследствии появилась легенда о якобы существовавшем запрете на строительство колоколен выше «Ивана Великого». О таком указе упоминают некоторые исследователи, но в настоящее время эта гипотеза не подтверждена документально[15][30]. До строительства в 1860 году Храма Христа Спасителя колокольня продолжала быть самым высоким зданием Москвы[31].

XIX век

Вид колокольни и звонницы до взрыва французами, 1805

Вид с колокольни на Садовники и Котельники, 1850—1860-е

Во время Отечественной войны 1812 года между Российской империей и наполеоновской Францией солдаты французской армии разграбили Кремль, в том числе колокольню и храм. Во время оккупации Москвы войсками Наполеона в нижнем ярусе колокольни находился штаб генерала Лористона. По приказу Наполеона с колокольни был снят позолоченный железный крест, установленный годом ранее на месте креста конца XVII века (времён царевны Софьи Алексеевны). Французский император собирался поставить его на крыше Дома инвалидов в Париже[21][24][26][32]. Согласно легенде, снимать крест французским войскам мешала стая ворон. Москвичи верили, что пока крест стоит на колокольне, город не будет сдан противнику. Таким образом, его снятие символизировало взятие Москвы[33].

Во время устроенного французами пожара в Москве 1812 года и минирования Кремля Успенская звонница и Филаретова пристройка были разрушены до основания. Колокольня Ивана Великого устояла, однако на верхнем ярусе образовалась трещина. По воспоминаниям современников, здание выглядело «как сирота»[34][35].

Существовала легенда, что крест был вывезен французами из Москвы и затоплен в одном из озёр при отступлении[36]. Такая гипотеза неоднократно встречалась в мемуарах французских военных наполеоновской эпохи. На самом деле обломки креста были найдены 5 марта 1813 года синодальным ризничим Зосимой под талым снегом около Успенского собора. Об этом обер-прокурору Синода князю Александру Голицыну 10 марта того же года доложил московский архиепископ Августин (Виноградский). Опровержение информации о вывозе креста из Москвы за подписью «Кремлёвский житель», исходившее от «почтенной духовной особы», было опубликовано в № 1 журнала «Вестник Европы» за 1813 год[37]. После 1812 года на главе колокольни установили новый восьмиконечный железный крест, покрытый медными позолоченными листами. На верхней перекладине были вырезаны слова «Царь Славы»[38].

После окончания войны за восстановление зданий взялись архитекторы Экспедиции кремлёвского строения. Восстановлением звонницы и Филаретовой пристройки занимался архитектор швейцарского происхождения Доменико Жилярди по проекту Ивана Еготова и Луиджи Руски. Для отделки отреставрированных зданий использовался белый камень, в верхней части звонниц изменились декоративные элементы. На колокольне был установлен новый крест с надписью «Царь Славы»[39][40][41]. В 1849—1852 годах по проекту Константина Тона у западного фасада звонницы было пристроено крыльцо[42].

В 1895—1897 годах колокольня Ивана Великого была отреставрирована архитектором Сергеем Родионовым[43].

XX век

Внешние изображения

Колокольня Ивана Великого

Картина Аристарха Лентулова «Звон - Колокольня Ивана Великого»[44] Колокольня Ивана Великого после обстрела в 1917 году[45]

Музейные интерьеры колокольни, 2014

В начале XX века колокольня привлекала внимание деятелей искусства. В 1913 году французский писатель Анатоль Франс планировал подняться


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.089 с.