Отбор проб воды. Определение органолептических свойств воды. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Отбор проб воды. Определение органолептических свойств воды.

2020-04-01 330
Отбор проб воды. Определение органолептических свойств воды. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Гигиеническая оценка школьной мебели и микроклимата в учебных помещениях.

Существенную часть общей школьной нагрузки детей составляет статическое напряжение, которое возникает в результате вынужденного неподвижного положения тела на протяжении большей части урока. Длительное статическое напряжение является одним из факторов, способствующих более быстрому утомлению во время учебных занятий.

В связи с введением в 1977 г. кабинетной системы обучения были приняты ГОСТ 11015—93 «Столы ученические» и ГОСТ 11016 — 93 «Стулья ученические», согласно которым школьная мебель распределялась на пять групп в зависимости от роста учащихся (с интервалом 15 см) и имела буквенное обозначение (от А до Д). Этими ГОСТами пользуются и в настоящее время (табл. 5.16).

Номер

Цвет маркировки

Высота

Рост учащихся

Рабоч плоск стола сидения
А Оранжевый 460 260 1000-1150
Б Фиолетовый 520 300 1 150-1300
В Желтый 580 340 1300-1450
Г Красный 640 380 1450-1600
д Зеленый 700 420 1600-1750
Голубой 760 460 Выше 1 750

Правильная посадка школьников обеспечивается также рациональным устройством стола и определенным соотношением между ним и сиденьем.

Дистанция спинки — расстояние по горизонтали от края стола, обращенного к ученику, до спинки сиденья. Эта величина должна быть на 3—5 см больше переднезаднего размера туловища. При большей дистанции создается возможность для излишнего наклона туловища, при меньшей ребенок зажат между краем стола и спинкой стула, в результате чего затрудняется экскурсия грудной клетки.

Дистанция сиденья — расстояние от переднего края сиденья до вертикальной линии, опущенной от края стола, обращенного к ученику. Она может быть отрицательной, положительной и нулевой. При отрицательной дистанции край стола заходит за край скамьи на 3 — 5 см, при нулевой края стола и стула расположены на одной вертикали. При положительной дистанции вертикальная линия проходит впереди края скамьи. Такая дистанция необходима учащемуся при ответе с места, при усаживании за парту и при выходе из-за нее. Она создается при наличии откидной крышки или при отодвигании стула. При письме и чтении наиболее благоприятна отрицательная дистанция.

Дифференция — это расстояние по вертикали от поверхности стола до плоскости сиденья. Различают нормальную, большую и малую дифференцию.

Температура, влажность и скорость движения воздуха в учебном помещении характеризуют его микроклимат.

Исследованиями установлены оптимальные гигиенические нормативы воздушных условий в помещениях школ:

- температура воздуха в зависимости от климатических условий должна составлять: в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях, классе пения и музыки - 18-20*С; в учебных мастерских – 15-17*С; в дисплейных классах – оптимальная 19-21*С, допустимая 18-22*С; в спортзале – 15-17*С; допустимый предел перепада температуры по горизонтали – 2*, по вертикали – 3*

(по горизонтали измеряется в центре класса и в четырех его углах (на расстоянии 0,2 м от стены), на высоте 1,5 м от пола и берется средняя.)

(по вертикали: в середине комнаты на расстоянии 0,1 м, 1,5 м и 0,2 м от потолка. Определите величину перепада между максимальными и минимальными показателями.)

- относительная влажность - 40 - 60% (Психрометр установите в центре помещения на уровне 1,5 м от пола.)

- скорость движения воздуха – в пределах 0,2 - 0,4 м/с (Определяется с помощью анемометра)

- предельно допустимая концентрация СО2 - 0,1%, или 1%0 всего объема воздуха.

Химический состав воды

В природе вода практически всегда содержит большее или меньшее количество растворенных в ней минеральных солей. Степень и минеральный состав воды определяются характером почвы или грунтов, прилегающих к водоносным слоям или поверхностным водоисточникам.

Количество минеральных солей, содержащихся в воде, выражается в мг/л.

Органические вещества. Из них самые важные — вещества животного происхождения, поскольку именно они могут содержать различные патогенные микробы. Косвенным гигиеническим показателем наличия или отсутствия этих веществ в воде служит окисляемость воды.

Окисляемость воды. Это количество кислорода (мг), расходуемого на полное окисление органических веществ, содержащихся в 1 л воды (обозначается — мг/л). Чем меньше в воде органических веществ, тем меньше величина расхода кислорода на полное окисление содержащихся в 1 л воды органических веществ. Например, окисляемость чистых подземных вод, как правило, не бывает более 2—4 мг/л, речных — в пределах 7 мг/л.

Одним из показателей возможного присутствия в воде органических веществ служит количество растворенного в ней кислорода (мг). В чистых водоемах растворено 3—6 мг/л кислорода, а в загрязненных

— намного меньше, вплоть до полного отсутствия.

О возможном загрязнении воды органическими веществами животного происхождения свидетельствует наличие аммиака, солей азотистой и азотной кислот. Аммиак — это продукт начальных стадий гниения органических веществ животного происхождения, а соли азотной и азотистой кислот - конечные продукты минерализации органических веществ. Их наличие указывает на давнее загрязнение воды.

Присутствие в воде солей соляной и серной кислот — показатель возможного загрязнения воды экскрементами животных и человека (фекального загрязнения). Обычно в 1 л чистой природной воды содержится не более 20—30 мг хлоридов.

Жесткость воды. Она определяется содержанием в ней солей кальция и магния. Различают воду мягкую, умеренно жесткую и жесткую. Выделяют общую жесткость воды — жесткость сырой воды, устранимую жесткость, уменьшающуюся при кипячении или отстаивании, и неустранимую, не снижающуюся даже после кипячения воды.

В жесткой воде плохо развариваются овощи и мясо, потому что находящиеся в них белки образуют с кальцием и магнием нерастворимые соединения, не усваивающиеся в кишечнике человека.

Такая вода не подходит и для гигиенических процедур: наличие в ней избыточного количества солей препятствует пенообразованию, нерастворимые соединения оседают на волосах и затрудняют процесс мытья.

Жесткость питьевой воды не должна превышать 7 мг/л. Эту характеристику можно измерять и в градусах (1 мг/экв жесткости воды равен 2,8°). Жесткой считается вода, имеющая больше 20°, мягкой — менее 10°.

Соли железа. Вода, содержащая железо, безвредна, но в избыточных количествах оно придает ей горьковатый металлический вкус и желтую или желто-бурую окраску, снижая прозрачность. В питьевой воде допускается до 0,5 мг/л железа (в открытых водоемах) и 1,0 мг/л (в подземных источниках).

Фтор. Содержащийся в питьевой воде, он оказывает значительное влияние на состояние зубов. При его повышенной концентрации возникает флюороз (появление темных пятен на эмали зубов), ведущий к полному их разрушению, а при недостаточном содержании учащается заболеваемость кариесом. В воде должно находиться не более 1,5 мг/л фтора, оптимальное количество — 0,7—1,0 мг/л. Если фтора не хватает, воду искусственно фторируют, т. е. добавляют фтористый натрий.

 

Подземные воды

Подземные воды образуются за счет фильтрации атмосферных осадков через почву.

Почвенные воды (поверхностные или верховодка) наиболее близко залегают к земной поверхности в первом водоносном горизонте. Больше всего почвенных вод накапливается весной, летом они высыхают, зимой промерзают, легко загрязняются, поэтому использовать почвенные воды с целью водоснабжения не следует.

Грунтовые воды располагаются в последующих водоносных горизонтах; они скапливаются на первом водонепроницаемом слое, не имеют водоупорного слоя сверху, и поэтому между ними и почвенными водами происходит водообмен. Грунтовые воды образуются за счет просачивания атмосферных осадков. Они отличаются более или менее постоянным составом и лучшим качеством, чем поверхностные. Фильтруясь через значительный слой почвы, они становятся бесцветными, прозрачными, свободными от микроорганизмов. Глубина их залегания от 2 м до нескольких десятков метров. Грунтовые воды являются наиболее распространенными источниками водоснабжения в сельской местности. Забор воды производится с помощью колодцев.

Межпластовые воды представляют собой подземные воды, заключенные между двумя водонепроницаемыми породами. Они имеют непроницаемую крышу и ложе, полностью заполняют пространство между ними и передвигаются под давлением. Питание межпластовых вод происходит в местах выхода на поверхность водоносного слоя. Вследствие глубокого залегания межпластовые воды имеют устойчивые физические свойства и химический состав. Межпластовые воды могут иметь естественный выход на поверхность в виде восходящих ключей или родников.

Наиболее предпочтительным источником являются межпластовые артезианские воды, так как они настолько чисты, что не нуждаются в мероприятиях по очистке и обеззараживанию.

Пресная вода является возобновляемым, но ограниченным и уязвимым для загрязнения природным ресурсом. Поэтому ее источники для питьевого водоснабжения в РФ охраняются как основа жизнедеятельности и безопасности народов, ею пользующихся. В будущем пресная вода будет самым ходким и прибыльным товаром для нашей страны, особенно из рек Сибири. Использование вод в РФ регулируется Водным Кодексом РФ (1995), в частности ст.3 определяет права граждан на чистую воду и благоприятную водную среду.

Охрана источников водоснабжения обеспечивается в соответствии с Санитарными правилами «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» (2001). Они требуют: 1) создания санитарных охранных зон и 2) охрану поверхностных вод от загрязнения сточными водами.

Зона санитарной охраны – это специально выделенная территория, связанная с источником водоснабжения и водозабором. Зачем нужны зоны санитарной охраны? Каждый водоем – это сложная живая система, где обитают растения и микроорганизмы, которые постоянно размножаются и отмирают, что обеспечивает самоочищение водоема. Значит, зоны нужны для его самоочищения. Кроме того, зоны нужны для ограничения попадания в водоемы загрязнений. Для разных водоисточников организуются разные зоны: для поверхностных (рек, озер) – 3 пояса, для артскважин - 2 и для колодцев – 1 пояс.

Первый пояс – зона строго режима – непосредственно защищает место водозабора и территорию от загрязнения и посторонних людей. На земле – это забор с колючей проволокой и строгим режимом охраны. На проточном водоеме – реке – такая же ограда и охрана на 200м по течению вверх и на 100 м – вниз. Для непроточных водоемов - небольших озер – вся территория озера. Для артскважин – ограда в радиусе 50 м для безнапорных и 30м – для напорных. На территорию 1-го пояса не допускаются посторонние, не разрешается проживание, строительство, купание, рыбная ловля, катание на лодках. Территория его благоустроена и асфальтирована.

Второй пояс – зона ограничений – охватывает всю территорию, которая может влиять на качество воды в месте водозабора. Он определяется расчетным способом для каждого водоема – с учетом времени пробега воды от границ пояса до места водозабора. Для реки – на пространство, которое она проходит за 3-5 суток. Для крупных рек это вверх - 20-30 км, средних 30-60 км, а для малых охватывает ее всю до истоков. Вниз по течению – не менее 250 м по реке и 1000 м по берегу. Для непроточных водоемов – радиус 3-5 км. Для артскважин – 200-9000 суток пробега – это время, в течение которого проникшие микробы погибают. Во 2 поясе ограничивается всякая производственная и хозяйственная деятельность, ограничивается сток сточных вод, массовые купания, промышленное рыболовство

Третий пояс – зона санитарных ограничений. Применяется для открытых водоемов: в нем запрещается разработка полезных ископаемых, размещение кладбищ и животноводческих ферм.

 

Отбор проб воды. Определение органолептических свойств воды.

Правильный забор воды для лабораторного анализа является обязательным условием для получения достоверных результатов. При отборе проб необходимо соблюдать следующие условия: пробы воды из открытых водоёмов, а также из колодцев берут в том месте и на той глубине, где намечается или уже осуществляется забор воды, место и время должны исключать элемент случайности; от момента взятия проб до начала анализа должно пройти минимальное время, чтобы вода не претерпела заметных изменений.

Для физического (органолептического) и химического анализа берут воду в количестве 2-5 л в чистые бутылки, промытые дистиллированной водой и дополнительно той водой, которую берут для анализа. Для бактериологического анализа пробы воды берут в стерильную посуду в количестве 400-500 мл: все работы по взятию проб для бактериологического анализа производят в стерильных условиях.

При отборе проб составляется сопроводительный документ с обозначением названия водоисточника, из которого взята проба, места расположения, температуры воды и состояния погоды в момент забора, дата и час взятия пробы.

Показатель Причины изменения Методика определения Норма
Прозрачность Зависит от содержания взвешенных механиче­ских частиц (муть) и химических примесей. 1. По высоте столба воды, через который виден шрифт определенного размера 2. По содержанию мути в мг/л (мутность) 1. 30 см2. 1.5 мг/л
Цвет Наличие цвета - пока­затель загрязненности различными химиче­скими соединениями.- Выражают по интенсивно­сти восприятия в градусах цветности с использовани­ем специальной шкалы Не бо­лее 20°
Запах Запах указывает на за­грязнение воды отбро­сами животного про­исхождения, стоками выгребных ям, про­мышленными сточны­ми водами. Оценивается по интенсив­ности восприятия и выра­жается в баллах: Нет запаха (0); очень сла­бый (1); слабый (2); замет­ный (3); отчетливый (4); очень сильный (5) Не бо­лее 2 баллов при 20°С
Вкус Определяется мине­ральным составом во­ды (хлориды, железа, сульфаты и др.), со­держанием в ней про­дуктов разложения ор­ганических веществ. 1) Характер вкуса оцени­вается терминами соле­ный, горький, кислый, сладкий. 2) Интенсивность оценива­ется как для запаха. Не бо­лее 2 баллов при 20°С

 

5. Канцерогены. Их влияние на здоровье человека.

Это факторы, которые вызывают необратимые изменения генетического аппарата, что впоследствии приводит к новообразованиям в организме человека. Даже в самых минимальных концентрациях они представляют потенциальную опасность для организма. Данный фактор может быть химического (нитраты, азотные удобрения, диоксины, бензол и т. д.), физического (ультрафиолетовые излучения, рентгеновские излучения, и т.д.), и биологического (вирусы гепатита B, папилломавирусы и некоторые бактерии) типа.В экономически развитых странах смертность от рака стоят на втором месте после сердечнососудистых заболеваний.

В 1986 г. произошла авария на Чернобыльской АЭС. По своим глобальным последствиям она является крупнейшей экологической катастрофой в истории человечества. Искусственными радионуклидами были загрязнены значительные территории Украины, Белоруссии, России, Польши, Румынии, Финляндии, Швеции, Венгрии и других европейских государств. В радиусе 30 км от реактора полностью прекращена деятельность человека. В этой зоне значительно пострадали хвойные леса. Произошло загрязнение радионуклидами бассейна Днепра, а также бассейнов Дуная, Днестра, Волги, Дона и других речных систем. В пострадавших районах резко повысилась заболеваемость анемией, сердечнососудистыми болезнями, раковыми заболеваниями, участились вспышки инфекций, резко уменьшились показатели рождаемости и пр.

6. Оценка физического развития детей и подростков.

Термин «физическое развитие», с одной стороны, обозначает процесс формирования и созревания детского организма, с другой — степень этого созревания на каждом данном отрезке времени, т. е. имеет, как минимум, два значения. Исходя из этого под физическим развитием понимают совокупность морфологических, функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития (биологический возраст) организма, характеризующий процесс созревания ребенка на определенном этапе жизни.

Интервалы:

Для детей первого года жизни — каждый 1 месяц.

Для детей от 1 до 3 лет — каждые 3 месяца.

Для детей от 3 до 7 лет — каждые 6 месяцев.

Для детей старше 7 лет — каждый год.

Соматоскопия проводится для получения общего впечатления о физическом развитии обследуемого: типе строения тела в целом и отдельных его частей, их взаимоотношении, пропорциональности, наличии функциональных или патологических отклонений. Соматоскопическое обследование носит весьма субъективный характер, однако использование единых методических подходов (а в некоторых случаях, и дополнительных инструментальных измерений) позволяет получить максимально объективные данные.

Соматоскопия включает:

1) оценку состояния опорно-двигательного аппарата: определение формы черепа, грудной клетки, ног, стоп, позвоночника, вида осанки, развития мускулатуры;

2) определение степени жироотложения;

3) оценку степени полового созревания;

4) оценку состояния кожных покровов;

5) оценки состояния слизистых оболочек глаз и полости рта;

6) осмотр зубов и составление зубной формулы.

Информативной и включающей в себя определение уровня биологического развития и степень гармоничности морфофункционального состояния является комплексная схема оценки физического развития, осуществляемая в два этапа.

На первом этапе исследования устанавливают уровень биологического развития (биологический возраст), под которым понимают совокупность морфофункциональных особенностей организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития.

В возрасте до 1 года наиболее информативными показателями являются длина тела, прибавка длины тела за последний год, а также «костный возраст» (сроки появления ядер окостенения скелета верхних и нижних конечностей).

В раннем, дошкольном и младшем школьном возрастах ведущими показателями биологического развития являются: длина тела, погодовые прибавки, количество постоянных зубов на верхней и нижней челюсти суммарно («зубной возраст»)

В среднем школьном возрасте ведущими показателями являются длина тела, прибавка длины тела, количество постоянных зубов, в старшем школьном возрасте — прибавка длины тела и степень развития вторичных половых признаков, возраст наступления менструаций у девочек.

На втором этапе определяют морфофункциональное состояние по показателям массы тела, окружности груди в дыхательной паузе, мышечной силе кистей рук и жизненной емкости легких (ЖЕЛ).

7. Источники загрязнения атмосферного воздуха. Влияние загрязнения на здоровье человека.

Загрязнения атмосферного воздуха могут иметь природное и техногенное происхождение.

Природные - извержения вулканов, вынос морских солей, выветривание почвы, растения, лесные и торфяные пожары, пыльные бури и другие.

Техногенные - предприятия теплоэнергетики, автотранспорт, промышленные предприятия.

Список заболеваний, связанных с загрязнением атмосферного воздуха

Патология Вещества, вызывающие патологию
Болезни системы кровообращения окислы серы, окись углерода, окислы азота, сернистые соединения, сероводород, этилен, пропилен, бутилен, жирные кислоты, ртуть, свинец
Болезни нервной системы и органов чувств. Психические расстройства хром, сероводород, двуокись кремния, ртуть
Болезни органов дыхания пыль, окислы серы и азота, окись углерода, сернистый ангидрид, фенол, аммиак, углеводород, двуокись кремния, хлор, ртуть
Болезни органов пищеварения сероуглерод, сероводород, пыль, окислы азота, хром, фенол, двуокись кремния, фтор
Болезни крови и кроветворных органов окислы серы, углерода, азота, углеводорода, азотисто-водородная кислота, этилен, пропилен, сероводород
Болезни кожи и подкожной клетчатки фторосодержащие вещества
Болезни мочеполовых органов сероуглерод, двуокись углерода, углеводород, сероводород, этилен, окись серы, бутилен, окись углерода

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.